Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ГТО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Авдонина Е.Ю., Касимова Э.Г.

В статье представлена эксперимент оценки физического развития детей с детским церебральным параличом, эксперимент позволяет выявить уровень физического развития и отслеживать динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Авдонина Е.Ю., Касимова Э.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PECULIARITIES OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The paper presents the experiment of estimation of physical development of children with Cerebral Palsy, the experiment allows to identify the level of physical development and to monitor the dynamics.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

УДК 376.016:796

Авдонина Е.Ю. магистрант Касимова Э.Г., кпед.н.

доцент

Башкирский Государственный Педагогический

Университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация: в статье представлена эксперимент оценки физического развития детей с детским церебральным параличом , эксперимент позволяет выявить уровень физического развития и отслеживать динамику.

Ключевые слова: дети школьного возраста, ГТО, инклюзивное образование , уровень физического развития.

Avdonina E. Yu., graduate student Kasimova E. G, Kan. PED. Sciences., associate Professor at Bashkir State Pedagogical University

M. Akmulla

Russia, Republic Of Bashkortostan, Ufa THE STUDY OF PECULIARITIES OF PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Abstract: the paper presents the experiment of estimation of physical development of children with Cerebral Palsy , the experiment allows to identify the level of physical development and to monitor the dynamics.

Key words: school-age children, TRP, inclusive education , level of physical development..

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде или вследствие аномалии его развития и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психоречевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [1]. Неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП: осложненный соматический и гинекологический анамнез у матери, патология беременности, перинатальные поражения нервной системы — гипоксическое, инфекционное, токсико-метаболическое, асфиксия в родах, родовая травма, дисгенезии мозга [2-3].

Классификации ДЦП: спастическая диплегия; гемиплегическая форма; двойная гемиплегия; гиперкинетическая форма; атонически-астатическая форма ;смешанная форма.

Ранним проявлениями ДЦП являются: задержка двигательного и психоречевого развития, отсутствие или задержка редукции врожденных и тонических рефлексов, а также задержка формирования установочных рефлексов, нарушения мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических установок и синкинезий [3]. Ранняя клинико-неврологическая диагностика ДЦП во многом основана на знании врачом последовательности формирования этапов нервно-психического развития ребенка первого года [3]: 1 месяц — ребенок пытается удерживать голову, фиксировать взгляд, выражены врожденные рефлексы; 2 месяца — кратковременно удерживает голову на животе и в вертикальном положении, фиксирует взор, гулит, физиологическая астазия-абазия; 3 месяца — держит голову, прослеживает за предметом, ослабевает хватательный рефлекс, и пытается произвольно удерживать вложенную игрушку, на животе опирается на предплечья; 4 месяца — поворачивает голову в направлении звука, тянется и берет игрушку, поворачивается на бок, присаживается и сидит с поддержкой за руки, произносит гласные звуки; 5 и 6 месяцев — сидит с поддержкой за одну руку или кратковременно самостоятельно, поворачивается со спины на бок и живот, различает знакомые лица, появляются первые слоги; 7 и 8 месяцев — сидит самостоятельно, встает на четвереньки, пытается кратковременно стоять у опоры; 9 и 10 месяцев — встает на колени с поддержкой, стоит и пытается передвигаться у опоры, кратковременно стоит самостоятельно, говорит первые слова; 11 и 12 месяцев — ходит с поддержкой за одну ручку и пытается ходить самостоятельно, выполняет простые инструкции, говорит несколько слов, пытается самостоятельно есть ложкой. Оценка степени задержки моторного и психоречевого развития: до 3 месяцев — легкая, 3-6 месяцев — среднетяжелая, более 6 месяцев — тяжелая. Корректирующие коэффициенты при недоношенности: до 1 года — добавляется срок недоношенности в месяцах, с 1 года до 2 лет - половина срока недоношенности в месяцах [5].

Для двигательного развития здорового ребенка характерна определенная последовательность, которая проявляется угасанием безусловных рефлексов, формированием установочных (выпрямляющих) рефлексов, совершенствованием реакций равновесия [5, 6]. Одним из ранних признаков ДЦП является нарушение своевременной редукции (в 2 месяца у доношенных детей, в 3-4 месяца — у недоношенных) безусловных рефлексов — ладонно-ротового, хоботкового, Моро, рефлекса опоры и автоматической походки, позотонических реакций (лабиринтного, а также шейных тонических — асимметричного и симметричного — рефлексов). По мере угасания безусловных рефлексов, уже с первого месяца жизни, формируются установочные рефлексы (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные и др.), которые обеспечивают повороты и выпрямление туловища, и совершенствуются до 10-15 месяцев [1, 2, 6]. У больных ДЦП тонические рефлексы могут сохраняться пожизненно, что

тормозит формирование установочных рефлексов, произвольной двигательной активности, реакций равновесия и приводит к развитию патологического позднего стереотипа [5, 6].

Нарушение мышечного тонуса является одним из ранних признаков формирующегося ДЦП [3, 4]. Сохраняющийся после 4 месяцев гипертонус мышц, асимметричная поза наблюдаются при последствиях перинатальных поражений центральной нервной системы (ЦНС), угрозе ДЦП (его спастических форм). Поза «распластанной лягушки» отмечается при диффузной мышечной гипотонии у недоношенных детей, при наследственных заболеваниях, перинатальных поражениях ЦНС, угрозе атонически-астатической формы ДЦП [1, 2].

Таким образом, ранняя диагностика ДЦП может и должна проводиться уже на первом году жизни ребенка, что позволяет существенно снизить риск развития осложнений ДЦП и степень инвалидизации больного.

Во всем мире и в частности в Российской Федерации наблюдается рост числа инвалидов, как взрослых, так и детей. Детская инвалидность в свою очередь является индикатором ухудшения состояния здоровья населения в целом [1]. Этот факт вызывает озабоченность всего общества. Именно здоровье детей определяет репродуктивный потенциал нации и является фактором национальной безопасности, имеет большое социальное значение. Одни из первых в этом списке - заболевания нервной системы и органов чувств, в эту группу входят и детский церебральный паралич, возникающий как следствие органического повреждения головного мозга [3]. В настоящее время лечение, профилактика и социальная помощь данной категории детей остаётся актуальной проблемой. Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с церебральным параличом взаимосвязаны с вопросами физического воспитания, поиска эффективных методик развития двигательной сферы, развития локомоторной функции и повышения уровня развития физических качеств. Как свидетельствует мировой опыт, одним из наиболее целесообразных восстановительных мероприятий в этом плане является привлечение к занятиям физической культурой и спортом. Занимаясь доступным видом спорта, ребенок получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения,

самоопределения. В последнее время среди детей особой популярностью в виду своей доступности пользуется ГТО . Помимо увеличения двигательной активности он может в значительной степени приблизиться к жизненному пространству здоровых людей [2].

ГТО - три буквы, значение которых знает любой житель нашей страны. Комплекс «Готов к труду и обороне» - это своего рода некий венец советской системы физического воспитания, ее программная и нормативная снова. Комплекс ГТО направлен на то, чтобы сформировать моральный и духовный облик советских людей, гармонично и всесторонне развить их физические и нравственные качества, укрепить здоровье и повысить творческую и трудовую активность.

Вот перечень основных задач, которые решал комплекс ГТО:

- использование физической культуры как важнейшего составного элемента советского образа жизни;

- достижение высокого уровня физической подготовленности советского народа, обеспечивающей творческое долголетие, необходимое состояние здоровья, высокопроизводительный труд, готовность к защите Родины;

- широкая и всесторонняя пропаганда физической культуры среди различных категорий населения;

- воспитание у советских людей потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями на протяжении всей жизни;

- овладение основными положениями советской системы физического воспитания, знаниями и практическими навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями, по гигиене и гражданской обороне;

- массовое вовлечение населения в активную деятельность по участию в управлении самодеятельным физкультурным движением;

- содействие развитию разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме учебы, труда, отдыха;

- организация рационального двигательного режима для всех возрастно-половых и социально-демографических групп населения;

- развитие массового спорта, выявление и воспитание спортивных талантов. Обязательные испытания состоят из тестов на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Испытания по выбору состоят из тестов на координационные способности и прикладные навыки. Для подготовки к испытаниям даются рекомендации к недельному двигательному режиму. Комплекс может также содержать оценку знания о гигиене занятий физической культурой, основы истории развития физической культуры и основы методики самостоятельных занятий. Анализ развития ГТО в стране показывает, что в российской школе средства физической культуры представляют эффективное социально-педагогическое средство физического воспитания и оздоровления детей. Однако в специальных коррекционных образовательных учреждениях как средству физического воспитания детей-инвалидов уделено не достаточно внимания. Зачастую это связано с тем, что в арсенале педагогов нет специально разработанных программ занятий с детьми-инвалидами, в особенности это касается специальных коррекционных-общеобразовательных учреждений VI вида, в которых обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата [3].Поэтому больше уделяли время урокам ЛФК (лечебной физической культуре). На современном этапе, в частности в инклюзивном образовании мы исследуем возможности норм ГТО у детей ПОДА[4]. Помимо этого, необходимо отметить, что в (ГТО) для людей с ограниченными возможностями здоровья. В данный момент нормы ГТО ориентируются на первую группу здоровья, существует 11 ступеней различных возрастов, начиная с шести лет. По словам И. Павлова, в дальнейшем появятся специальные, коррекционные

нормы, вплоть до норм для людей с ограниченными возможностями здоровья. Объяснил он такую возможность тем, что «сдача норм ГТО является индикатором собственной физической формы человека, в ней заложена не по отношению к другим: человек соревнуется сам с собой, он может легко отследить динамику своего физического развития» Исходя из вышеизложенного, нами была разработана авторская программа занятий общей физической подготовкой у детей с ДЦП, для направленная на воспитание физических качеств, сдачи ГТО, что создает реальные условия для социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов.

Цель настоящего исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность авторской программы занятий общей физической подготовкой на целенной для сдачи ГТО у детей с ДЦП.

Нами была разработана и внедрена программа занятий для физической подготовки , двигательных качеств у детей школьного возраста с церебральным параличом, включающая часы общефизической подготовки.Использование двигательных тестов давало возможность правильно дозировать нагрузку на занятиях, планировать и корректировать процесс занятий по физической подготовке лиц с ПОДА. Практическая подготовка осуществлялась на групповых и индивидуальных учебно-тренировочных занятиях. Программа была рассчитана на 2 года. В исследованиях принимали участие дети 9-11 летнего возраста с основным диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, с сохранным интеллектом. Экспериментальную группу составили 16 детей, контрольную группу составили 16 человек. На протяжении одного учебного года проводился педагогический эксперимент, проводился сбор и интерпретация результатов. За весь период эксперимента результаты снимались 4 раза - в начале и в конце учебного года.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их наиболее оптимальном сочетании.

Из выше сказанного, мы подготавливаем каждого ребенка из 16 человек к сдачи нормативов: челночный бег 30 сек; отжимание; пресс; приседание; бег на месте; гибкость.

Анализ выносливости спортсменов с ПОДА, занимающихся общей физической подготовкой (сдача ГТО)

По данным, приведенным в работе Т.Ю. Тарасеня (2008), первое место из всех физических качеств, необходимых для занятий, занимает выносливость. В качестве определения этого физического качества мы воспользовались тестом - бег на месте, и челночный бег позволяющим определить аэробный потенциал у спортсменов с ПОДА. Результаты измерений представлены на рис. 1.

Так в КГ и ЭГ первоначальное время прохождения этапа составило в среднем 221±26,4 с. После одного года занятий в обеих группах уровень

специальной выносливости повысился, и время прохождения дистанции составило в КГ 182,5±12,7 с и в ЭГ 118,6±17,9 с. Наблюдалось достоверное изменение показателей на 35,0 % (р=0,007) относительно контрольной группы.

Ни

0 Н-,

X 1-4 -

12 3 4

взме ре ни я

Рис.1. Показатели теста «бег на месте и челночный бег 30 сек» в контрольной и экспериментальной группах Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; 1 - начало 1 этапа; 2 - конец 1 этапа, 3 - начало 2 этапа, 4 - конец 2 этапа.

Необходимо отметить, что в ЭГ наблюдается значительный прирост результатов преодоления дистанции в конце первого года обучения на 20 % и в конце года на 30,4 % по сравнению с предыдущими замерами, прирост этих же показателей в КГ составил 8,1 %, и 11,9 %. Наблюдалось достоверное изменение показателей относительно контрольной группы. Вероятнее всего, это связано с тем, что предложенная программа занятий физической культуре, подготовки к сдачи ГТО предполагает большое количество упражнений, направленных на развитие аэробных возможностей организма ребенка с ДЦП.

Анализ координационных способностей спортсменов с ПОДА, занимающихся общей физической подготовки (сдача ГТО)

Определение координационных способностей как одного из качеств, развитие которого с возрастом нарушается, имеет немаловажное значение в бытовой и спортивной деятельности. Авторы, которые исследовали координационные способности у инвалидов с нарушением ОДА, предлагают в качестве тестов использовать метание резинового мяча в цель. В своей программе подготовки мы проводили этот тест для получения контрольных показателей. Полученные данные представлены на рис. 2.

Поскольку подготовка к сдачи ГТО сопряжен с движениями, требующими координации, то при подборе упражнений и методики их использования в экспериментальной группе значительное внимание уделялось выработке рациональной последовательности и взаимосвязи различных элементов движений, способствующих развитию координационных способностей в пространственно-временных движениях.

При этом внимание спортсменов-инвалидов концентрировалось на комплексном восприятии, анализе и коррекции различных характеристик движений: направления, скорости, ускорения, последовательности, величины развиваемых усилий. Это дало возможность значительно повысить координационные способности по сравнению с фоновыми показателями к концу года обучения в экспериментальной группе в среднем на 72 % и в КГ на 67 % как ведущей, так и не ведущей рукой. Статистические значимые показатели между контрольной и экспериментальной группой наблюдались только к концу второго года обучения (р <0,05).

При рассмотрении динамики изменения показателей координационных способностей (рис. 2) наблюдается значительное улучшение результатов уже в конце года обучения: ведущей рукой в 1,6 раза и не ведущей в 1,5 раз в КГ и в 1,8 раз и в 1,5 раз соответственно в ЭГ, по сравнению с фоновыми исследованиями.

О КГ. Еевущаярука" О КГ. не еесущзя руи" О ЭГ. ведущая рука" О ЭГ.н» Еадущаяруп*

12 3 4

Н»РН1П

Рис. 2. Показатели метания мяча обеими руками в КГ и ЭГ группах

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; 1 - начало 1 этапа; 2 - конец 1 этапа, 3 - начало 2 этапа, 4 - конец 2 этапа.

Анализ скоростно-силовых способностей спортсменов с ПОДА, занимающихся общей физической подготовкой (сдача ГТО)

Скоростно-силовые способности являются одним из важнейших качеств физической подготовки спортсменов с ПОДА в общей физической подготовки. Для выявления этих способностей мы использовали тесты по отжиманию.

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты представлены в таблице 1. Внутригрупповой анализ результатов в ЭГ показывает, что по сравнению с исходными данными на каждом этапе наблюдается увеличение отжиманий на протяжении всего педагогического эксперимента, так результаты в начале года исследований составили 4,7± 0,8 м; в конце года обучения 5,5±1,1м; а в конце педагогического экспериментам - 6,2±1,1м, а в КГ 4,8± 1,4 м, 5,3± 1,3 м, 5,6±1,1 м соответственно. В конце исследования разница по сравнению с исходными данными в ЭГ составила 37,1 %, а в КГ 23,2 %. Также наблюдается статистически значимое значение

показателей на 9,6 % (р<0,006) относительно контрольной группы. Таблица 1

Показатели результатов тестирования скоростно-силовых способностей в КГ(п=10) и ЭГ (п=12) (М±5)__

Этапы Группы р

КГ ЭГ

Начало I этапа 4,3±0,9 3,9±0,8 0,36

Конец I этапа 4,8±1,4 4,7±0,8 0,2

Начало II этапа 5,3±1,3 5,5±1,1 0,006

Конец II этапа 5,6±1,1* 6,2±1,1** 0,006

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; * - р=0,01 статистическая значимость различий между исходными показателями и показателями в конце педагогического эксперимента, ** -р=0,0002 статистическая значимость различий между исходными показателями и показателями в конце педагогического эксперимента, р -статистическая значимость различий между ЭГ и КГ группами.

Из табл. 1 видно, что в конце первого года тренировок наблюдается наибольший прирост показателей, чем после последующих измерений, так в КГ он составил 10,4 %, а в ЭГ 17,0 % по сравнению с фоновыми показателями. Это можно объяснить тем, что сократительная способность мышц имеет резерв мощности, который проявляется более значительно в начальном периоде тренировочной деятельности.

В результате мы выявили, что сдача ГТО возможна, только уровень будет ниже. Дети с ограниченными возможностями не только физически достигли определенного уровня но и психологически. Они могут адаптироваться среди здоровых детей ,социализация не мала важна в инлюзивном образовании. А главное у них есть цель к чему стремится, не останавливаться на достигнутом.

Использованные источники:

1. «Для людей с ограниченными возможностями здоровья московские власти разработают новые нормы ГТО» Портал DisLife Режим доступа: http://dislife.ru/news/view/33535

2. Емельянова Т.В., Александров Ю.М. Теоретические аспекты го товности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования // Вектор Науки ТГУ. 2013. №3. -С. 420-423.

3. Пасторова А.Ю. Соломин В. Применение специалистами по физической

культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования // Адаптивная физическая культура. 2010. №4. - С. 15-17 5. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: Автореф. дис... кан. пед. наук. Шуя, 2011. 26с. 4. Касимова Э.Г. Основные условия организации инклюзивного образования// Евразийский юридический журнал. 2016 №4 (95). С.308-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.