тор в этом небольшом отрывке использует очень много риторических вопросов, на которые даже мы, современная молодежь, не можем нагати ответ. 4. Проблема взаимоотношений- отцов и детей всегда будет актуальной. А жаль! 5. Мальчики и девочки забывают, что родители нужны не только для того, чтобы «выколачивать» из
них деньги, а для наиболее полного духовного развития.
Оптимизация работы по формированию умений логично излагать мысли требует дальнейшей детализации в вопросах классификации логических ошибок, уяснения причин их возникновения, поиска новых подходов к типологии упражнений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Величко Л. И. Работа с текстом на уроках русского языка / Л. И. Величко. — М. : Просвещение, 1983. — 310 с.
2. Капинос В. И. Развитие речи : теория и практика обучения / В. И. Капинос. — М. : Линка-пресс, 1994. — 196 с.
3. Логичность речи // Педагогическое речеведение : словарь-справочник. — Изд. 2-е, исир. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской ; сост. А. А. Князьков. — М.,
1998. - С. 102-103.
4. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф. П. Сергеев. — Волгоград : Учитель, 1996. - 93 с.
5. Филиппова О. В. Чтобы речь была логичной : учимся обнаруживать и исправлять логические ошибки / О. В. Филиппова // Рус. яз. в шк. — 2008. — X? 8. — С. 7 — 11.
Поступила 24.12.09.
ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ИДЕАЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЁВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ*
О. В. Филиппова, Г. В. Кашаева
В статье раскрывается роль категории коммуникативного (речевого) идеала в обучении русскому языку в средней школе. Известно, что конечной целью обучения русскому языку является развитие речи учащегося, его индивидуальных коммуникативно-речевых способностей. Формирование коммуникативной компетенции школьников значительно выиграет, если будет опираться на знание этических и эстетических представлений о хорошей речи, бытующих в культурном сознании народа. Статья знакомит с возможными формами работы учителя в данном направлении.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является гуманизация всей системы обучения, ее ориентация на создание благоприятных условий для развития личности ученика, его самоопределения и самореали-
зации. Показателем самореализации является развитие индивидуально-творческого потенциала личности, способность создавать продукты собственной творческой деятельности.
Каждый школьный предмет располага-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта Я? 10-04-23406 а/В «Языковая ситуация и языковая политика в Республике Мордовия».
4Финно-угроведсние. Филологические науки*
т
О. В. Филиппова, Г. В. Кашаева, 2011
ет средствами для развития в учащемся способности к самораскрытию. Учитель-словесник оказывается в более выгодном и более ответственном положении. Русский язык, литература, риторика, словесность — все эти гуманитарные дисциплины предоставляют значительные возможности для формирования коммуникативной культуры личности, являющейся залогом ее успешной реализации практически во всех сферах человеческой деятельности: «Разрушение или сохранение русского языка зависит от индивидуальных особенностей человека (его образованности, культуры, способности к речевой деятельности, круга общения, речевой среды). Русский язык как учебный предмет имеет неисчерпаемые культурные и развивающие возможности» [4, с. 28].
Комхмуникативная культура личности как комплексное качество личности, выражающее совокупность ее отношений к взаимодействию с другими людьми, включающее в себя модели вероятностного и реализуемого коммуникативного поведения, воплощается в индивидуальном речевом стиле, развитие и совершенствование которого должно стать важной задачей языкового образования.
В данной статье понятия «речевая индивидуальность» и «индивидуальный стиль речи» применительно к понятию «коммуникативная культура личности» рассматриваются как синонимичные. Под индивидуальным стилем речи с учетом лингвистического и риторического подходов понимается индивидуальный способ воплощения коммуникативного замысла отправителя речи, проявляющийся в выборе речевых стратегий и тактик, языковых средств и речевых приемов. Речевая индивидуальность по аналогии с соотношением индивидуальность — личность в психологии выступит высшим уровнем проявления коммуникативной (речевой, языковой) личности, воплощающим индивидуальный выбор речевых стратегий и тактик, языковых средств и речевых приемов в процессе коммуникативного взаимодействия.
Значимость развития индивидуального стиля речи учащихся обусловлена недостаточной разработанностью теоретических и прикладных вопросов, связанных с развитием индивидуального коммуникативно-рече-вого потенциала будущего выпускника в процессе его обучения русскому языку. Учащимся необходимы знания культурно-языкового характера, способные создать фундамент для совершенствования речевой индивидуальности. Для образования в це-
лом и методики обучения русскому языку в частности становится актуальной проблема отбора содержания и технологий образования, способных стимулировать развитие речевой индивидуальности — результата формирования всех видов компетенций в процессе обучения русскому языку: лингвистической, языковой, а также коммуникативной, культуроведческой, или культурно-языковой, которые играют объединяющую и направляющую роль в данном деле.
В настоящее время обучение речевой деятельности на уроках русского языка и риторики осуществляется на основе новой речеведческой теории, значительно расширяющей общий культурный уровень учащихся: понятие речевой ситуации, цели и условий общения, функциональных стилей языка, богатый жанровый спектр текстов, подлежащих усвоению, способствуют их культурологическому развитию.
Для решения задач развития коммуникативно-речевых способностей учащихся, высшим проявлением которых является индивидуальный стиль воплощения комхмуни-кативного замысла, необходимо усилить работу над коммуникативным, эстетическим и этическим аспектами речи, синтез которых выявляется в такой категории, как коммуникативный (речевой) идеал. В России исследования его особенностей в последнее время заметно активизировались в связи с необходимостью более глубокого изучения национальной ментальности, культуросбе-регающих основ бытия этноса и человечества в целом, поиска «площадок» межнационального сближения и взаимопонимания и др. Коммуникативный идеал сегодня целесообразно рассматривать с двух позиций: 1) как ментальную категорию, представ ление о системе требований к коммуникативной личности и ее речевому поведению, существующее в коммуникативном сознании носителей языка и свидетельствующее о его достаточно высоком уровне развития; 2) как личность — носитель коммуникативного идеала, обеспечивающую речевыми действиями успешный результат общения.
Истоки русского речевого идеала, как показало исследование А. К. Михальской, восходят к риторическому идеалу античности и этическим традициям православного христианства [1], что проявляется в особом ценностном отношении носителей отечественной культуры к таким чертам коммуникативного поведения, как уважение и внимание к собеседнику, доброжелатель-
ность и дружелюбие, кротость, отсутствие многословия и грубости. Развивая отмеченные черты и преломляя их сквозь призму современных лингвопрагматических исследований (максимы вежливости Д. Линча, постулаты общения X. Грайса и др.), т. е. осовременивая метаязык в описании указанной категории, целесообразно выделить универсальные (вневременные, наднациональные) составляющие речевого идеала и факультативные, имеющие ярко выраженную национальную или групповую принадлежность. К универсальным признакам следует отнести смысловую насыщенность, диалогичность, ясность в Изложении содержания речи, искренность, обеспечивающие гармонизирующий характер и результативность общения. К факультативным, представляющим ценность для отечественной коммуникативной культуры, — краткость; естественность; терпимость; способность выслушать собеседника; эмоциональность; бесконфликтность; осуждение клеветы, лжи, хулы; самокритичность; индивидуальный стиль [2, с. 103; 3, с. 98]. Постижение коммуникативного идеала, имеющего национальному льтурную специфику, способно создать в сознании учащихся тот фундамент, на котором возможно плодотворное индивидуальное развитие коммуникативно-речевых способностей и умений.
Осуществляя поиск содержания, направлений и форм организации работы по развитию речевой индивидуальности учащихся, мы не можем не констатировать, что включение в содержание данной работы категории коммуникативного идеала привносит особый методические аспект: индивидуальный стиль речи рассматривается как индивидуальная форма воплощения коммуникативного (речевого) идеала, что дает возможность не только одухотворить процесс языкового образования и приблизить его к личности учащегося, но и разработать методику развития речевой индивидуальности с категорией национально-культурного идеала в ее основе.
Проиллюстрируем сказанное на примерах возможной работы.
Культурно-языковая и коммуникативная компетенции равно включают знания о том, когда, где и в каких ситуациях использовать те или иные языковые средства и речевые приемы, а также знание национально-культурных норм коммуникативного поведения, уместности употребления языковых средств при создании текстов той или иной жанровой разновидности. Поэтому если знакомство с речевым идеалом воз-
можно на специальных уроках, то закрепление — на любых уроках, тематика которых связана с коммуникативной культурой, а также при изучении моделей текстов-жанров, предусмотренных программой по русскому языку и риторике.
При знакомстве с речевым идеалом неоценимую помощь окажут русские пословицы и поговорки о речи, сохранившие образцы идеального коммуникативного поведения. Знакомство учащихся с фольклорным богатством, беседа, помогающая осознать скрытый в них смысл, — один из важнейших этапов работы над формированием осознанного отношения к коммуникативному идеалу и стремления воплощать его в реальной речевой практике.
Так, нормы речевой этики предписывают вдумчивое отношение к слову, острожное обращение с ним: Больше знай, да меньше бай. Говори подумав, садись осмотревшись. Думай дважды — говори раз. Знаючи говори, а не знаючи молчи.
Фольклор отразил этику выбора стратегии речевого поведения («близости» или «отстранения»), зависящей от достоинств собеседника: С умным разговориться — что меду напиться. С глупой речью сиди за печью.
Нормы речевой этики подчеркивают приоритет слушания как вида речевой деятельности и направляют эту речевую деятельность на «достойный объект»: Меньше говори, больше слушай. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. Умеешь говорить, умей и слушать. Умный много не говорит, больше слушает.
Русский язык отразил представление народа о том, что по речи можно и нужно судить о человеке, так как она (а не внешность) — одно из средств характеристики человека, его интеллектуальных способностей, отношения к окружающим людям. Фольклор русского народа запечатлел негативное отношение к внешнему (пустому) украшательству речи, к слову, не подкрепленному делом: На языке-то мед, а под языком-то лед. Говорит бело, а делает черно. На словах князь, на деле — грязь. Речи как снег, а дела как сажа. Языком не спеши, а делом не ленись. Слов много, да дела мало.
Среди требований к речи как средству передачи информации на первом месте по частоте употребления требование краткости: краткость речи ассоциируется с умной, деловитой личностью ее автора: Коротко да ясно — оттого и прекрасно. Лучше недосказать, чем пересказать. Хороша ве-
«Финно-угроведенис. Филологические иауки»
79
ревка длинная, а речь короткая. Мудра голова — короткий язык.
Самыми распространенными эпитетами, сопровождающими слово «речь», являются «добрый» и «ласковый». Таким образом прогнозируется успешность любого коммуникативного акта, в то время как «худое слово», хула осуждаются: Доброе слово кого не достанет. Ласковое слово и буйну голову смиряет. Доброе слово сказать — посошок в руки дать. Не пой худой песни при добрых людях. Острое словечко колет сердечко. Ты умеешь зло говорить, а я умею того не слушать. Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.
В процессе работы над созданием текстов закрепление знаний о коммуникативном идеале требует использования особых методических приемов: анализа речевых образцов на предмет воплощения в них черт национально-культурного коммуникативного идеала; аналитико-конструктивных заданий, требующих создание элементов будущего высказывания в необходимой жанровой форме, а также коммуникатив-
ных задач, развивающих умение воплощать коммуникативный замысел в форме, отвечающей индивидуально-творческому началу личности учащегося и коммуникативному идеалу. Так, в процессе обучения созданию научно-популярных текстов в качестве такой коммуникативной задачи может выступить следующая: «Тебя попросили заменить заболевшего учителя в первом классе на уроке русского языка. Представь, что ты объясняешь ученикахМ, в чем разница между звуком и буквой. С чего ты начнешь свое объяснение? Как заинтересуешь учащихся? Какие языковые средства помогут тебе сделать речь ясной и доступной? Какие интонационные средства будешь использовать для усиления выразительности речи? Подготовь свое объяснение. Произнеси».
Таким образом, изучение коммуникативного идеала в процессе развития речевой индивидуальности учащихся значительно обогащает работу по воспитанию коммуникативной культуры будущего выпускника школы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Михальская А. К. Русский Сократ : лекции но сравнит.-истор. риторике / А. К. Михаль-ская. — М. : Academia, 1996. — 190 с.
2. Стернин И. А. Об особенностях русского коммуникативного сознания / И. А. Стер-нин // Человек в информационном пространстве : сб. науч. тр. — Ярославль, 2003. — С. 98 — 107.
3. Филиппова О. В. Индивидуальный стиль речи учителя как категория педагогической риторики / О. В. Филиппова. — М. : Прометей, 2001. — 148 с.
4. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку : коллектив, моногр. — М. : Прометей ; МПГУ, 2005. — 136 с.
Поступила 01.10.09.