Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШИХ КУРСОВ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШИХ КУРСОВ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ / ОСОБЕННОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцов В.А., Потапова М.К.

В статье изложены материалы исследования мотивационной сферы обучающихся старших курсов Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцов В.А., Потапова М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШИХ КУРСОВ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

учитываются как возрастные особенности детей, так и психолого-педагогические требования для детей с особыми потребностями.

Именно начальная школа закладывает основы будущего успеха ребенка, его развития и саморазвития, достижения современного уровня качества образования.

Школьный возраст - уникальный период развития личности, а начальное образование - база формирования личности, ее общественного опыта, национального сознания.

Мы считаем такую форму обучения очень перспективной, ведь понимаю, что внедрение элементов дистанционного обучения требует осуществления образовательной деятельности по новым технологиям, апробацию и внедрение новейших методик организации учебного процесса.

Благодаря внедрению дистанционного обучения общение с детьми и их родителями будет осуществляться через сеть Internet: консультации, обмен заданиями и их выполнение, работа с одаренными детьми.

При разработке курса дистанционного обучения следует принимать во внимание изолированность обучающегося дистанционно. Материалы должны обеспечиваться необходимыми объяснениями, быть дружественными к ребенку и привлекательны, все трудности процесса изучения должны быть заранее предусмотрены.

Мир становится все мобильнее, образование - все более индивидуализированным и гибким, следовательно, ежедневно возникают новые и новые причины для того, чтобы определенные дети некоторое время учились дистанционно. Предложенные разработки в области организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в начальной школе станут первыми кирпичами в устоях нового опыта школы по дистанционному образованию. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ с изменениями 2020 года.

2. Веракаса Н.Е. Веракаса А.Н. Детская психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. - 446 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 583 с.

4. Хуторская А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с.

© Забусова Е.И., Курмачева Н.С. Толмачева В.В., 2021

УДК 37.032

Кравцов В.А.,

воспитатель учебного курса ФГКОУ УГСВУ МО РФ, г. Ульяновск, Россия Потапова М.К., педагог-психолог учебного курса ФГКОУ УГСВУ МО РФ, г. Ульяновск, Россия

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШИХ КУРСОВ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье изложены материалы исследования мотивационной сферы обучающихся старших курсов

Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова

Мотивационная сфера, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, особенности,

старшеклассники, суворовское военное училище.

Изучение мотивационной сферы - один из самых ключевых вопросов образования. В настоящее время проводятся исследования по изучению особенностей мотивационной сферы обучающихся, воспитывающихся в детских учреждениях, а также воспитанников специализированных школ -интернатов (М. А. Алемаскин, Л. И. Божович, Т. В. Валицкас, Д. И. Фельдштейн, М. Ю. Кондратьев)

[1, 4].

К сожалению, проблема специфики мотивационной сферы обучающихся довузовских образовательных учреждений МО РФ оказалась малоизученной [8]. Выявление и исследование таких особенностей необходимо для организации образовательного процесса. По словам М. Ю. Кондратьева имеются качественные различия личностного становления «домашних» и «интернатных» подростков -воспитанники закрытых учреждений, одновременно с негативными особенностями, явно опережают живущих в семье по целому ряду показателей [1].

Цель нашей работы: выявить особенности мотивационной сферы, обучающихся старших классов довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (на примере суворовского военного училища).

Объект - мотивационная сфера обучающихся старших классов.

Предмет - особенности мотивационной сферы учащихся старших классов суворовского военного училища.

Гипотеза исследования: существуют особенности мотивационной сферы, учащихся суворовского военного училища.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:

1. Проанализировать исследования мотивационной сферы в отечественной и зарубежной психологии.

2. Подобрать методики для исследования особенностей мотивационной сферы обучающихся суворовского военного училища.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы суворовцев старших курсов.

4. Выявить особенности мотивационной сферы старшекурсников суворовского военного училища.

Теоретико-методологическую основу работы составили исследования мотивационной сферы

зарубежных авторов (Т. Х. Хэлворсон, У. Макдауголл, К. Левин, Т. Элерс, А. Маслоу, X. Хекхаузен, Л. Фестингер, А. А. Реан и др.) и отечественных (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, М. Ю. Кондратьев и др.) [1, 2, 5, 6, 7, 8].

В работе нами использованы следующие методы: теоретического исследования - систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование; эмпирические методы: методики тест «Мотивация к успеху» Т. Элерса, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса, тест «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана [2]; методы презентации полученных данных - таблицы, диаграммы; методы математико-статистической обработки данных с использованием программных пакетов EXCEL (методы описательной статистики), статистический пакет для социальных наук SPSS (U-критерий Манна-Уитни для выявления различий между группами), в качестве основного интерпретационного метода выступил сравнительный анализ [3].

Эмпирическая база и характеристика выборки: исследование проводилось на базе

международный научный журнал «символ науки»

issn 2410-700x

№ 2 /2021

общеобразовательного лицея N° 40 города Ульяновска и Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. В исследовании приняли участие учащиеся в возрасте 16-17 лет. Было опрошено 68 человек. Из них - 37 юношей суворовского училища и 31 юношей общеобразовательной школы. Полученные данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Соотношение силы мотивации учащихся СВУ и общеобразовательной школы

С помощью критерия и-критерий Манна-Уитни определяем критерии различий между выборками. Результат: иЭмп = 167.5

В исследовании мотивации к успеху учащихся суворовского военного училища и общеобразовательной школы были сформулированы следующие гипотезы: Н0 - учащиеся суворовского училища обладают высокой мотивацией к успеху и имеют показатели по проведенной методике ниже, чем учащиеся общеобразовательной школы; Н1 - учащиеся суворовского училища обладают высокой мотивацией к успеху и имеют показатели по проведенной методике не ниже, чем учащиеся общеобразовательной школы. Было получено следующее эмпирическое значение иЭмп= 167.5, которое соответствует уровню значимости р < 0,01. Можно сделать вывод, что отклоняется гипотеза НО, принимается гипотеза Н1, с вероятностью ошибки р < 0,01 (см. рис. 2.).

Рисунок 2 - Соотношение мотивации к успеху учащихся СВУ и общеобразовательной школы

по и-критерий Манна-Уитни

На рисунке 2 хорошо видно, что полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что подтверждает предположение о различиях мотивации к успеху учащихся суворовского военного училища и общеобразовательной школы различается. При помощи теста «Мотивация избегания неудач» Т. Элерса получили следующие результаты (см. рисунок 3).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

70%

оч.высокая мотивация к избеганию неудач

высокая мотивация к избеганию неудач

средняя мотивация к избеганию неудач

низкая мотивация к избеганию неудач

I группа СВУ ■ группа СОШ

Рисунок 3 - Соотношение мотивации избегания неудач обучающихся

На рисунке 3 по первой шкале «низкая мотивация к избеганию неудач» видно преимущество учащихся общеобразовательной школы - 53 % над учащимися суворовского военного училища - 17 %.

По шкале «средняя мотивация неудач», видно преимущество учащихся суворовского военного училища - 70 % над группой учащихся общеобразовательной школы - 28 %.

По шкале «высокая мотивация неудач» процентное соотношение результатов тоже расходится: суворовское военное училище - 13 %, а общеобразовательная школа - 14 %.

Обратив внимание на последнюю шкалу «очень высокая мотивация избегания неудач», мы видим, что у учащихся суворовского военного училища - 0 %. Т.е., наблюдается определенное преимущество учащихся училища, что свидетельствует о том, что суворовцы в большей степени готовы к встрече с трудностями. Конечно, каждый человек старается избегать трудностей, но не каждый может на них адекватно реагировать, а это очень важно для учащихся суворовского училища, ведь учеба в довузовском общеобразовательном учреждении МО РФ сложна и неоднообразна. Поэтому мы предполагаем, что мотивация к избеганию неудач, в какой-то степени формируется как механизм адаптации учащихся суворовского военного училища. На рисунке 4 видно, что имеется значимое различие по данным показателям.

Результат: иэип = 125.5

Критические значения

р<а.01 [><0.05

230 271

Ось значимости:

230 271

Полученное эмпирическое значение изип(125.5) находится в зоне значимости.

Рисунок 4 - Соотношение силы мотивации избегания неудач учащихся СВУ и СОШ по и-критерию Манна-Уитни

С помощью критерия и-критерий Манна-Уитни определяем критерии различий между выборками. Результат: иЭмп = 125.5

В исследовании учащихся Суворовского военного училища и общеобразовательной школы были

сформулированы следующие гипотезы: Н0 - учащиеся суворовского военного училища обладают средним уровнем мотивации избегания неудач и имеют показатели по проведенной методике ниже, чем учащиеся средне общеобразовательной школы. Н1 - учащиеся суворовского военного училища обладают средним уровнем мотивации избегания неудач и имеют показатели по проведенной методике не ниже, чем учащиеся средне общеобразовательной школы.

Было получено следующее эмпирическое значение иЭмп = 125.5, которое соответствует уровню значимости р < 0,01. Таким образом, можно сделать вывод, что отклоняется гипотеза Н0, принимается гипотеза Н1, с вероятностью ошибки р < 0,01.

Проведенное дополнительное исследование по методике А. А. Реана также демонстрирует преобладание показателей мотивации на успех у учащихся суворовского военного училища (см. рис. 5). С помощью критерия и-критерий Манна-Уитни определяем критерии различий между выборками.

Результат: иЭмп = 86 Критические значения

Ukp

р<0.01 p<0.05

118 146

Ось значимости

из 146

Полученное эмпирическое значение иэмп(86) находится в зоне значимости.

Рисунок 5 - Сравнение показателей мотивации на успех учащихся СВУ и СОШ по и-критерию Манна-Уитни

Выводы и рекомендации по результатам эмпирического исследования: получив результаты по всем методикам, мы можем сказать о том, что в ходе исследования мы обнаружили, что у суворовцев преобладают мотивы достижения и мотивация к успеху. И мы предполагаем, что на это в большей степени влияет определенная среда воспитания и обучения. В суворовском военном училище учащиеся не могут постоянно быть в контакте с близкими, почти не имеют личного времени, их день расписан по минутам, их «вторые родители» - воспитатели. Но именно в таких условиях закаляется характер, развиваются жизнестойкость, уверенность в себе, волевые качества. Математическая обработка позволяет нам сделать вывод о существовании значимых различий по параметру «мотивация на успех».

Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза о существовании особенностей мотивационной сферы воспитанников суворовского военного училища подтвердилась.

Полученные в ходе исследования результаты и выводы позволили нам разработать ряд рекомендаций воспитателям, педагогам, педагогам-психологам и руководителям суворовского военного училища:

1. При организации образовательной среды важно учитывать гендерные особенности суворовцев.

2. Педагогам необходимо заботиться о поддержании общей положительной атмосферы на занятиях, организовывать обучение таким образом, чтобы у суворовцев была возможность чувствовать успех в своей деятельности - создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективную самооценку.

3. Разработать развивающие и просветительские программы по развитию мотивационной сферы суворовцев.

Материалы исследования можно учитывать при организации жизнедеятельности обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений // учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

2. Реан А. А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 350 с.

4. Фоминова А. Н. Психология школьной жизни: пути решения проблем. - М., 2016. - 144 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

6. Хэлворсон Т. Х. Психология достижений. Как добиваться поставленных целей достижений. - М.: Манн, Иванов и Фрбер, 2013. - 288 с.

7. Хэлворсон Т. Х. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки. - М.: Манн, Иванов и Фрбер, 2014. - 272 с.

8. Шкирков В. Ф. Педагогические условия обучения суворовцев, склонных к девиантному поведению // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 4 (10). - С. 61-64.

© Кравцов В. А., Потапова М. К., 2021

УДК 377.6

Куфтерина М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподаватель ГБПОУ « Ейский медицинский колледж»,

г. Ейск ,РФ Попова Т. В.

преподаватель ГБПОУ « Ейский медицинский колледж»,

г. Ейск, РФ Куфтерин С.М.

преподаватель ГБПОУ « Ейский медицинский колледж»,

г. Ейск, РФ Куфтерина Т.Р.

преподаватель ГБПОУ « Ейский медицинский колледж»,

г. Ейск, РФ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье рассмотрен процесс развития творческого потенциала личности студента при изучении профессионального модуля медицинского профиля.

Ключевые слова

Творческий потенциал личности, учебный процесс, творческие способности студента.

Развитие творческого потенциала личности студента можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Использование творческого подхода при проведении практических занятий по ПМ.01. повышает интерес студентов к знаниям, способствует более успешному освоению навыков и умений, необходимых для формирования и развития профессиональных компетенций. Опрос студентов 301, 304 группы показал, большинство из них (70%) с удовольствием выполняют именно творческие задания, несмотря на то, что для их выполнения затрачивается больше времени. При этом усвоение материала проходит быстрее, легче, чем просто заучивание.

Со стороны преподавателя подготовка к занятиям, когда необходимо разработать задания с учетом возможностей и способностей студентов, требует огромных усилий и индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.