Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ИЗУЧЕНИЕ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОРФЕМИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунова В.В.

В статье анализируется значимость технических средств и возможности их использования в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка по разделу «Морфемика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MORPHEMICS IN THE INITIAL COURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE USING COMPUTER TECHNOLOGIES

The article analyzes the importance of technical means and the possibility of their use in enhancing the cognitive activity of younger students in the Russian language lessons in the section «Morphemic».

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Мы еще раз подчеркиваем, что организация социального опыта в дополнительном образовании через различные социальные практики и социальное окружение позволяют воспитаннику адаптироваться в социуме, сформировать свои смысложизненные ориентации и, в конечном счете, приобрести социальную зрелость.

Библиографический список:

1. Белякова, Т. С. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тамара Семеновна Белякова ; Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2012. - 24 с.

2. Белякова, Т. С. Социально-культурная функция дополнительного образования детей / Т. С. Белякова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С.49-51.

3. Голованов, В. П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях : Серия Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованова. - Москва : Школьная книга, 2001. - 224 с.

4. Мальцева, Э. А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Эсфирь Абрамовна Мальцева. - Ижевск, 2006.

5. Мудрик, А. В.Социальная педагогика : учебник для студентов педагогическихвузов / А. В. Мудрик ; под редакцией В. А. Сластенина. - 3 - е изд., испр. и доп. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

6. Серякова, С. Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования : монография. - Москва : МПГУ, 2005. - 324 с.

7. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного С691 образования детей : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Ми-новская ; под редакцией А. В.Мудрика. - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

УДК 378.02

ИЗУЧЕНИЕ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ THE STUDY OF MORPHEMICS IN THE INITIAL COURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE USING COMPUTER TECHNOLOGIES

Трунова В. В., магистрант Научный руководитель: Козлова М. М., ст. препод.

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова», Россия, Республика Хакасия, г. Абакан lera.97-97@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется значимость технических средств и возможности их использования в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка по разделу «Морфемика».

Ключевые слова: Компьютерные возможности, познавательная деятельность, морфемика, младший школьник.

Abstract. The article analyzes the importance of technical means and the possibility of their use in enhancing the cognitive activity of younger students in the Russian language lessons in the section «Mor-phemic».

Key words: computer capabilities, cognitive activity, morphemic, primary school student.

На современном этапе развития образовательной среды прослеживается ее непосредственная компьютеризация. С помощью учителя информация транслируется через компьютерные технологии, отличаясь своим преимуществом, а именно оперативным контролем знаний и умений, элементом занимательности, созданием индивидуальных условий обучения. Это дает не только экономию времени учителя, но и повышает личностный интерес обучающихся. Такие методы как эвристический, проблемный и игровой педагог может применять в учебном процессе с помощью компьютерных программ. Данные технологии развивают не только творческие способности младших школьников, но и индивидуальное мышление.

Педагог в процессе обучения сталкивается с рядом трудностей при использовании компьютерных программ. Первые изменения происходят в смене сложившихся отношений сотрудничества на уроке, на первый план выходят отношения не «учитель - ученик», а «учитель - компьютерные технологии» и «ученик - компьютерные технологии». В связи с данным нововведением остается неодно-

значна структура образовавшихся взаимоотношений. Целостность класса сменяется на образование нескольких групп или индивидуально работающих учеников. Возникает проблема в организации обучения данного коллектива.

Важно учесть, что традиционные компьютерные программы по русскому языку для начальных классов в основном заключают в себе задания на закрепление и проверку знаний по пунктуации и орфографии. Такой раздел лингвистики как морфемика представлен небольшим спектром заданий. Данный факт побуждает педагогов к создании индивидуальных (авторских) программ по разделам русского языка, что является не только энергозатратным, но и требует определенных знаний об устройстве компьютерных программ.

Готовя информационный материал в компьютерной программе, необходимо помочь младшим школьникам «осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится повторять и углублять для свободного владения навыка морфемного анализа слова» [1, с. 28]. Младшие школьники должны осознать, что при словоизменении мы работаем с одним и тем же словом, с одной лексемах в ее разных формах.

Работая над выделением основы и окончания, важно учитывать разницу между окончанием и формообразующими суффиксами. Окончание не только служит для связи слов в предложении, но и выражает падежно-числовое значение у имен существительных, падежно-числовое и родовое у прилагательных, лично-числовое и родовое - у глаголов. А формообразующие суффиксы формируют неизменяемые формы слова, не являясь связующим элементом в предложении.

Осознание этого отличия исключает ошибку выделения окончания у прилагательного, наречия, слова состояния в форме сравнительной степени. Ср. : холодн-ое какао - какао холоднее чая, пришло тепл-о - на улице тепло и др.

Следующий этап работы предполагает повторение основных способов словообразования. Именно из текста берутся слова для анализа поскольку контекст определяет однозначность лексического значения и указывает лишь единственный правильный ход рассуждения. Ср.: Мама взяла швейную иглу - Игла ели упала на зеслю.

Учителя необходимо выполнять с учащимися разбор слов по составу, учитывая современные точки зрения этимологического анализа. Данный анализ позволить разобрать в том, что некоторые слова на современном этапе развития языка считаются утратившими смысловую соотнесенность с исторически производящими словами.

Чтобы ребенок понимал процессы словообразования, С. И. Львова считает необходимым «научить детей правильно мотивировать, то проблем с морфемным анализом не будет, да и орфографические ошибки сократятся» [2, с. 14]. Обучающие должны осознавать практическую значимость, выполняя компьютерные задания. Орфографические упражнения и задания направлены на отработку умения морфемного анализа слова при квалификации определенной орфограммы.

Три информационных блока в компьютерных программах должны входить в структуру урока по морфемике и словообразованию:

1)контрольно-ориентировочные;

2) закрепление навыков морфемного анализа;

3) поисковые задания.

Тогда компьютерные технологии будут способствовать не только развитию аналитическому мышлению младших школьников, но и способствовать учебной мотивации, делая урок динамичным и увлекательным.

Имея общую развивающую цель, все виды компьютерных работ направлены на реализацию таких задач, как эмоциональный настрой учащихся на работу, мотивация в учебном процессе, повышение уверенности в выполнении задания учеником. Компьютерное сопровождение на уроках русского языка при изучении состава слова активизирует познавательную деятельность учеников, повышает их работоспособность.

Библиографический список:

1. Докукина, М. А. Использование компьютерных программ при изучении морфемики / М. А. Докунина // Русский язык в школе. - 2005. - № 6. - С. 26-31.

2. Львова, С. И. Словообразование в V классе / С. И. Львова // Русский язык в школе. - 2002. -№ 1. - С. 9-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.