педагогические науки
Дзюбенко Анна Игоревна, Абрамова Лена Джониковна ИЗУЧЕНИЕ МОДУЛЯ «СЕМЬЯ» КАК СРЕДСТВО ...
УДК 37:811.11:371.3
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0024
ИЗУЧЕНИЕ МОДУЛЯ «СЕМЬЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2020
AuthorlD: 401914 SPIN: 3474-3640 ResearcherlD: V-4350-2017 ORCID: 0000-0002-3228-4277 ScopusID: 57193909061
Дзюбенко Анна Игоревна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков AuthorID: 927008 SPIN: 6996-0703 ORCID: 0000-0002-8359-0549
Абрамова Лена Джониковна, магистрант второго года обучения по направлению
«Педагогическое образование» Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, e-mail: [email protected]) Аннотация. В современном мире процесс образования ориентирован, в первую очередь, на формирования культурных ценностей обучающихся. Не удивительно, что такие понятия, как «культура» и «образования» находятся во взаимной корреляции. В связи с этим огромное внимание уделяется формированию общекультурных компетенций учеников. К таким компетенциям относятся культурологические основы семейных, социальных и общественных отношений. Также следует отметить, что компетенции представляют собой не просто знания или умения в той или иной сфере, но также выступают областями взаимодействия знаний и способами их применения в реальной жизни. Одной из базовых культурных компетенций является система семейных отношений. Так, очень важно включить изучение этой темы в образовательный процесс, в том числе и в уроки английского языка. Мы считаем, что полезно и информативно изучать тему семейных и родственных отношений на уроках английского языка в средних и старших классах образовательной российской школы. Кроме того, мы полагаем, что большое внимание следует уделить проблеме полной и неполной семьи, бездетной и многодетной семьи и семьи, связанной юридическим или фактическим браком.
Ключевые слова: компетенция, общекультурные компетенции человека, образовательный процесс, семья.
THE STUDY OF THE MODULE "FAMILY" AS A MEANS OF FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES IN CHILDREN OF MIDDLE AND HIGH SCHOOL AGE
© 2020
Dzyubenko Anna Igorevna, Ph.D in Linguistics, Assistant Professor, Intercultural Communication and Methodology of Foreign Languages Teaching Department Abramova Lena Johnikovna, Post-graduate student, 2 year Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, B. Sadovaya St., 105/42, e-mail [email protected]) Abstract. In the modern world, the educational process is focused, first of all, on the formation of cultural values of students. Not surprisingly, concepts such as "culture" and "education" correlate with each other. In this regard, great attention is paid to the formation of general cultural competencies of students. Such competencies include the cultural foundations of family, social relations. It should also be noted that competencies are not just knowledge or skills in a particular field, but areas of knowledge interaction and methods of their application in real life. One of the basic cultural competencies is the family relationship system. So, it is very important to include the study of this topic in the educational process, including in English lessons. We believe that it is useful and informative to study the topic of family and kinship in the framework of English classes in the middle and high schools of Russian comprehensive school. In addition, we believe that much attention should be paid to the problem of a nuclear and single-parent family, a childless and large family, and a family living in the legal or civil marriage.
Keywords: competence, general cultural competencies of a person, educational process, family.
ВВЕДЕНИЕ
Современные подходы к обучению реализуются с целью формирования и повышения у обучающихся компетенций различного типа. Этимологически термин «компетенция» является многоаспектным явлением. Так, в европейских языках данное понятие интерпретируется с позиций соответствия человека определенным требованиям, при этом акцентируются такие семантические компоненты, как «соперничество», «конкуренция» и другие [1]. Как считает Л.В. Никифорова, в этом значении применял понятие «competence» Дж. МакКлеланд, чтобы «высчитать результат соревнования («competition») между двумя важнейшими поведенческими стратегиями, конкурирующими в личности человека - мотивацией на успех и стремлением избегать неудачи» [2].
Между тем, понятие «компетенция» все больше используется с когнитивистских позиций. В 1965 г. введенный Н. Хомским термин «языковая компетенция» семантически противопоставляется термину «использо-
вание языка» [3]. «Ключевые компетенции» рассматриваются как способность индивида функционировать в социальном пространстве, эффективно участвовать интеракции внутри языкового сообщества [4].
МЕТОДОЛОГИЯ
В толковом словаре русского языка термин «компетенция» определяется как: «1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений» [5]. Однако, следует отметить, что культурологический словарь предлагает описание лишь термина «компетентность коммуникативная» и «компетентность культурная». Под первой подразумевается наличие у коммуниканта способности выбирать из доступной ему системы грамматических конструкций контекстуально верных структур и форм, которые соответствуют языковым и, в целом, узуально общепринятым нормам поведения в конкретных актах коммуникации. Культурная компе-
ТГГ
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)
Dzyubenko Anna Igorevna, Abramova Lena Johnikovna THE STUDY OF THE MODULE "FAMILY" AS A MEANS ..
pedagogical sciences
тентность трактуется как наличие у индивида высоко развитых навыков владения культурными объектами в социально значимых ситуациях [6].
По мнению М.А. Холодной, компетенции представляют собой не просто знания или умения в той или иной сфере, а области взаимодействия знаний и способы их применения на практике [7]. Как считает В.И. Загвязинский, компетенции следует рассматривать с точки зрения общих способов действия. Такие способы приводят к эффективному выполнению той или иной деятельности в какой-либо сфере [8]. А.А. Вербицкий полагает, что компетенция - это система объективных условий, которые выявляют способности и области реализации компетентности человека [9].
Таким образом, в отечественной педагогике и психологии понятие «компетенция» рассматривается с разных сторон. Это и система прав и обязанностей, и алгоритм действий, которые отвечают за результативное выполнение заданных целей в той или иной деятельности.
В современном мире для того чтобы продуктивно и успешно реализоваться в обществе человеку нужно уметь своевременно реагировать на изменения, возникающие в различных областях жизнедеятельности, например, в экономической, политической, социальной сфере. Такие требования обязывают не просто развивать профессиональные качества учеников в какой-либо одной сфере, а формировать многосторонне развитую, культурную и творческую личность. Таким образом, мы наблюдаем смещение, а в ряде случаев, смену ценностей в современном мире. Нельзя не заметить усиление культурообразующей составляющей образования. На первый план выдвигается новый образ ученика, которого можно описать двумя словами «человек культуры». Ценность такого специалиста обуславливается не тем, что он пользуется ценностями культуры, а тем, что он учится транслировать и использовать культурные блага в своей профессиональной деятельности.
Компетентностный подход находит отражение в ряде таких официальных документов, как «Национальная доктрина образования», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г.», «Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения». Это указывает на первенствующий статус компетентносного подхода в системе образования [10]. Компетенция - одно из основных понятий, которые используют при составлении современных программ образования. Как мы отметили раннее, компетенция связана с умением использовать полученные знания и умения в реальной жизни. Кроме этого, компетенция неразрывно связана со способностью использовать язык в профессиональной, социальной и коммуникативной работе.
Общекультурные компетенции включают умение ориентироваться в бытовой и культурно-досуговой сфере, строить межличностные отношения. Ученик должен уметь применять навыки культурного общения в профессиональной сфере, а также в бытовой жизни. Результатом образовательного процесса является общекультурная компетентность, а именно совокупность знаний в сфере общечеловеческой и национальной культуры, а также умение применять эти знания в системе социальных отношений. Человек, обладающий общекультурной компетентностью, знает основы духовно-нравственных отношений и умеет использовать их на практике.
Общекультурные компетенции подвергаются рассмотрению исследователями как общеприемлемые по структуре, возможности овладения и степени применимости компетенции [11, 12]. Их развитие осуществляется в рамках каждого учебного предмета (надпред-метность). Общекультурные компетенции ученика позволяют ему применять знания общечеловеческой и национальной культуры в реальных ситуациях, выбирать правильное образовательное направление.
Общекультурные компетенции являются количе-
ственным и качественным эквивалентом оценки итогов образования с тенденцией на современные нормы к качеству подготовки выпускника.
Многие ученые считают, что личность является как субъектом, так и объектом культуры. Это значит, что, с
одной стороны, общекультурная компетентность -это система знаний, навыков и умение применять эти знания, а с другой стороны, это состояние и результат освоения общечеловеческих и национальных ценностей.
В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования особое внимание уделяется понятию компентности, то есть опыту и умению использовать имеющийся опыт в деле. Под компетенциями понимают совокупность профессиональных, социальных, личностных характеристик. Такие навыки определяют, насколько эффективно человек может исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания.
Общекультурные компетенции расцениваются как обязательные требования к уровню подготовленности выпускников образовательных организаций, но формируются не только на занятиях, но и в процессе общения с членами семьи, друзьями и сокурсниками. Общекультурные компетенции в Европе и США трактуются в качестве результата развития основных способностей человека, которые приобретаются самой личностью либо являются биологически обусловленными. Еще в 1996 г. Советом Европы принято определение пяти ключевых компетенций молодых европейцев:
1. Социальная компетенция (способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно)
2. Поликультурная компетенция (компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе - толерантность. К этой категории относится умение принимать различия, уважать других и способность жить с людьми других культур, языков и религий)
3. Коммуникативная компетенция (компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни)
4. Технологическая компетенция (компетенции, связанные с умением овладеть современными технологиями, понимать их применения, слабые и сильные стороны)
5. Когнитивная компетенция (способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни).
Общекультурные компетенции определяют как компетенции, проявляющиеся в знании ценностей литературы, искусства, музыки, живописи, науки, религии, жизни, экологической культуры, а также истории цивилизации и собственной страны. В компетентностной модели выпускника они представлены как компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личностного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.
Нет сомнений, что источником формирования первоначальных базовых компетенций является семья. Именно в ней закладываются ценностные ориентиры ребенка, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать решения и нести за них ответственность.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Что касается отражения темы «семья» в рамках применяемых в условиях современной российской школы учебно-методических комплексах по английскому языку, следует отметить, что в учебнике Spotlight 6 [131 тема «Family» представлена уже в первом модуле,
педагогические науки
Дзюбенко Анна Игоревна, Абрамова Лена Джониковна ИЗУЧЕНИЕ МОДУЛЯ «СЕМЬЯ» КАК СРЕДСТВО ...
что доказывает первостепенность и значимость данной темы. Тема раскрывается через четыре аспекта: writing, listening, reading, speaking. Лексика по этой теме достаточно объемная, включающая близких, дальних членов семьи, семейный статус (be married) и семейные отношения. Для закрепления лексики даются предложения с пропусками изученной лексики, задания на описания семейного древа и другие. Тема «семья» тесно переплетается с рассмотрением таких грамматических явлений, как притяжательный падеж существительного и притяжательные местоимения (his brother, Peter's sister). В качестве текста для чтения или аудирования интродуци-руется либо рассказ героя о своей семье, либо письмо от друга по переписке. А ответное письмо тренирует как освоение новой лексики, так и навык письменной речи. В представленном учебнике тема «семья» раскрывается достаточно красочно с использованием изображений членов семьи и семейного древа.
В учебнике Starlight 3 [14] модуль «семья» раскрывается в рамках темы «My family». Лексика включает только близких родственников (mother, father, sister, brother). Прилагательные, описывающие семью (big, small) представлены в ограниченном объеме. Однако в этом учебнике акцент делается на грамматику. Например, тема семьи связывается с изучением глагола to be (are you sisters) и притяжательного падежа (Liz is Joe's mother). Учебник заинтересовывает большим количеством изображений и рисунков, а также творческих заданий, например, схематически изобразить и описать свою семью.
В учебнике «New Millenium 5» [15] тема «My Family» представлена в уже знакомом виде. В первом задании предлагается прослушать, прочитать и перевести лексику по предложенной теме. Примечательно то, что кроме полных форм mother и father, мы встречаем так же и формы, функционирующие в разговорной речи (mum и dad). Во втором задании ученик должен соединить пары по принципу mother-father и найти слово без пары. Что касается прилагательных, то их список ограничивается двумя единицами: little - маленький, младший, old -большой, старший. Тема «My Family» в этом учебнике сопровождается знакомством с грамматической конструкцией this is/that is, с притяжательными местоимениями (my, your, his). Просматривая семейные фотографии героев учебника, ученики должны расспросить их по образцу «Is that your mother?». Юнит также включает задания, ориентированные на тренировку навыков аудирования. Например, в одном из заданий предлагается послушать слова и определить разницу межзубного звука в словах «mother» и «thin».
Отработка лексики включает общение учеников друг с другом, а именно диалоги об их семье. Закрепить лексику можно в заключительных заданиях, посвященных составлению своей родословной. Учебник «New Millenium 5» полон изображений героев учебника и их членов семьи, что делает его ярким и интересным.
Достаточно интересно изложена тема «My Family» в учебнике «Enjoy English 4» [16] Авторы учебника не просто раскрывают эту тему, следуя привычному алгоритму. Они связывают ее с темой досуга, ведь семья это не только родственные связи. Это прежде всего совместное времяпрепровождение, помощь в домашних делах, общие интересы и хобби. Например, рядом с «mother» и «daughter» стоит фраза «play puzzles», «father» и «son»-«watch the stars». В этом учебнике большое внимание уделяется отработке навыков чтения. Ученикам предлагается прочитать текст о семье героини учебника и заполнить пропуски пройденной лексикой.
В учебнике «Welcome 1» [17] тема семьи раскрывается тоже достаточно необычном способом. Юнит называется «Family and friends» и тем самым объединяет родственные отношения с дружескими, ведь друзья -это семья, которую мы выбираем. Познакомится с новой лексикой ученикам помогает герой книги джин Масид, что делает обучение интересным. Основной акцент в
учебнике делается на прослушивание, а затем и прочтение диалогов. Именно поэтому учебник полезен с коммуникативной стороны.
В этом же юните ученики знакомятся со счетом, что позволяет рассказать о членах семьи намного больше: их возраст, номер телефона (my brother is fifteen, my mother's phone number is 9886307).
Кроме привычных текстов-монологов о семье, учебник предлагает как готовые диалоги, так и задания на составления собственных диалогов. Такого рода задания позволяют вовлечь в процесс обучения всех учеников в группе.
Завершается юнит индивидуальным проектом, в котором каждый ученик рассказывает о своей семье. Этот учебник включает большое количество аудио и видео материала, что делает процесс изучения языка наглядным.
В учебнике «New English File» [18] тема семьи представлена под следующим заголовком: «Who knows you better?». Такой вопрос в названии подталкивает студентов самостоятельно догадаться о теме юнита, ведь ни для кого не секрет, что именно члены семьи знают нас лучше всего.
Вместе с привычной лексикой, которая включает близких и дальних родственников, автор учебника предлагает изучить еще и прилагательные, характеризующие людей (talkative, shy, generous). Такие слова помогут достаточно детально раскрыть образ каждого члена семьи.
Вообще, этот учебник богат лексикой, посвященной теме семьи. Полный список названий родственников представлен отдельно в конце учебника в разделе «Vocabulary Bank».
Как и в любом учебнике, «New English File» обращается к грамматике. В этом юните студенты знакомятся с Present Simple, что позволяет рассказать о работе и хобби членов семьи. В конце юнита студентам предлагается ответить на вопросы об их семьях в разделе «Question time». Например, «Do you have a big family?», «How many brothers and sisters do you have?».
ВЫВОДЫ
В приведенных учебниках тема семьи раскрывается достаточно информативно и красочно, однако недостаточно объемно. Реальная картина семьи отличается от той, которую изображают в школьных учебниках. Это может привести к тому, что в некоторых ситуациях ученик не будет обладать достаточными знаниями, чтобы применить их на практике. Мы считаем, что следует уделять особое внимание тому, что в реальной жизни семьи бывают разные: полные и неполные, бездетные и многодетные, семьи, связанные юридическим или фактическим браком.
Что касается лексики, то для описания семьи недостаточно пары прилагательных, как «big» и «little». Следует добавить определения, которые описывают различные семьи, например, «single-parent family». Более того, следует добавить оценочные прилагательные, которые позволят ученикам передать свои чувства и эмоции по отношению к членам семьи (my mother is attractive, funny and kind).
Кроме того, можно расширить список членов семьи, добавив такие слова, как step-father - отчим, step-mother - мачеха, step-son - приемный сын, step-daughter - падчерица. Более того, можно раскрыть тему некровных отношений и добавить следующую лексику: father-in-law - свекор, тесть, mother-in-law- свекровь, теща, son-in-law - муж дочери, зять, daughter-in-law - жена сына, невестка, сноха. Отношения между детьми в семье можно раскрыть такими словами, как siblings - дети одних родителей, twins - близнецы, двойня, twin-brother - брат-близнец, twin-sister - сестра-близнец.
Для более полного изучения этой темы можно также добавить пословицы по теме «семья», такие как "blood is thicker than water", "like father, like son", "marriages are made in heaven". А итоговым заданием всего модуля
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)
113
Dzyubenko Anna Igorevna, Abramova Lena Johnikovna THE STUDY OF THE MODULE "FAMILY" AS A MEANS ..
pedagogical sciences
может послужить проект по теме «моя семья», которые включает небольшой рассказ-описание членов семьи и фото или рисунок. Такой проект можно презентовать в классе на отдельном уроке.
Так же мы предлагаем расширить вариативность предлагаемых видов заданий и добавить задания по говорению. Можно задать ученикам следующие вопросы "Describe your family", "What is your mother like?", "How old is your sister?". Такие вопросы подтолкнут учеников на рассуждения по данной теме. Кроме того, мы предлагаем добавить задания по составлению диалогических отрывков, которые помогут отработать лексику по этой теме и узнать больше об уровне языковой готовности ученика рассуждать на тему «семья».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. Москва, Россия, 2006. - 321с.
2. Никифорова Л. В. Толерантность vs компетентность // Фундаментальные проблемы культурологии: Том 7. Москва, Россия, 2009.- С. 63-70
3. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса /Перевод с англ. под ред. и с предисловием В. А. Звегинцева. Москва, Россия, 1972. - 259 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос», 2006. http://www.eidos.ru/journal/ 2006/0505.htm.
5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Н.Ф. Татьянченко. Москва, Россия, 2005. - 1216 с.
6. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. Москва, Россия, 2006. - 321 с.
7. Холодная М.А. Психология и современное российское образование. Москва, Россия, 2012. http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/ n2742.html
8. Загвязинский В.И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования. Тюмень, Россия, 2010. http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html
9. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва, Россия, 2009. - 339 с
10. Бегидова С.Н. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» как основа реализации компетентностного подхода в образовании. Москва, Россия, 2011.
11. Кустов Ю.А., Гомцян Д.В. Квалиметрический подход к оценке результатов сформированности общекультурных кометенций студентов вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 106-109.
12. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 15-18.
13. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Spotlight 6 (Английский в фокусе. 11 класс). Москва, Россия: Просвещение,2009.
- 244 с.
14. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Starlight 3 (Звездный английский. 9 класс). Москва, Россия: Просвещение, 2013.
- 216 с.
15. Гроза О.Л. и др. New Millennium English. Учебник для 5 класса. Обнинск, Россия: Титул, 2007. - 192 с.
16. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е. Enjoy English. 4 класс. 2-е изд.
- 2009. - 215 с.
17. Gray E., Evans V. Welcome 1. Express Publishing, 2016. - 119 с.
18. Oxenden C., Latham-Koenig C. New English File. Oxford University Press, 2015. - 115 с.
Статья поступила в редакцию 09.04.2020
Статья принята к публикации 27.11.2020