УДК 811.11:371.3
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0015
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЗДОРОВЬЕ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
© 2020
AuthorID: 401914 SPIN: 3474-3640 ResearcherID: V-4350-2017 ORCID: 0000-0002-3228-4277 ScopusID: 57193909061
Дзюбенко Анна Игоревна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Чернявская Татьяна Юрьевна, магистрант второго года обучения Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42, e-mail: [email protected]) Аннотация. На современном этапе образовательный процесс понимается как личностно-ориентированная культурная деятельность, при этом подчеркивается тесная корреляция понятий «культура» и «образование» и уделяется особое внимание формированию у учащихся различных видов компетенций. Так, общекультурные компетенции инкорпорируют множество направлений, среди которых выделяется решение духовно-нравственных проблем, познание и опыт в бытовой и культурно-досуговой сфере, культурологические основы семейных, социальных и общественных отношений, традиций, способы организации своего времени, опыт освоения картины мира. При этом компетенции не относятся только к знаниям или умениям, а являются сферой взаимодействия знания и действия на практике. Культура здоровья является важным направлением компетентностного подхода и входит в состав общекультурных компетенций. Крайне важно развивать у учащихся интерес к изучению проблем культуры здоровья с помощью различных образовательных предметов (уроки английского языка не исключение), так как это является базовой компетенцией правильного отношения к себе и окружающим. Полагаем целесообразным затрагивать на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной российской школы не только проблемы правильного питания и спортивной активности, что достаточно своевременно для общества, но также уделять большое внимание психической и эмоциональной стороне здорового человека, постулируя здоровье как одну из составляющих счастливого человека.
Ключевые слова: компетенция, ценностные ориентиры человека, личностно-ориентированная культурная деятельность
ON PECULIARITIES OF STUDYING TOPIC «HEALTH» AT LESSONS OF ENGLISH IN THE SENIOR CLASSES OF THE RUSSIAN SCHOOL
© 2020
Dzyubenko Anna Igorevna, Ph.D in Linguistics, Assistant Professor, Intercultural Communication and Methodology of Foreign Languages Teaching Department Chernyavskaya Tatyana Yurevna, Post-graduate student, 2 year Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, B. Sadovaya St., 105/42, e-mail [email protected]) Abstract. At the present the educational process is understood as a personality-oriented cultural activity with the emphasis on the close correlation of the concepts "culture" and "education". Special attention is payed to the schoolchildren's formation of different types of competencies. Thus, general cultural competencies incorporate many trends among which the solution of spiritual and moral problems, knowledge and experience in the domestic framework and cultural and leisure sphere, cultural foundations of family, social and social relations, traditions, ways of organizing the time, the experience of mapping the world picture stand out. At the same time, competencies do not refer purely to knowledge or skills, but are the sphere of interaction between knowledge and action in practice. Health culture is an important component of competence approach and is an inseparable part of general cultural competences. It is extremely important to develop students' interest in the study of health culture problems with the help of various educational subjects (English lessons are no exception), as this is the basis of the correct attitude to oneself and others. We consider it vital and methodologically necessary at English lessons in senior classes of comprehensive Russian school to cover not only the problems of proper nutrition and sports activity, which is quite timely for society, but also to pay great attention to the mental and emotional side of a healthy person, postulating health as one of the components of a happy person.
Keywords: competence, human values, personality-oriented cultural activities.
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью современного образовательного процесса является подготовка высокопрофессионального специалиста, а также всесторонне развитой личности. С внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов в 2010 году появилась новая образовательная модель, основанная на компетентностном подходе в образовании. Согласно такому подходу, процесс обучения должен быть направлен не только на формирование навыков и умений будущего специалиста, но и на формирование и развитие различных качеств личности, которые становятся ценностными ориентирами человека.
Целый ряд исследователей (А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, С.Л. Троянская) отмечают, что с новым этапом развития системы образования изменился взгляд на образование как на культурный процесс, а на человека как на независимую личность,
наделенную различными субъективными взглядами [1, с. 6].
Компетентностный подход в образовании базируется на двух понятиях: компетенция и компетентность. Компетенции чаще всего описывают требования к образовательной программе и ожидаемые результаты освоения программы. Результатом является формирование личностных качеств, которые необходимы для успешного освоения определенной сферы, поэтому понятие «компетенции» чаще всего сопровождается понятиями-сателлитами «владеть», «быть готовым», «осознавать», «уметь». Такой подход акцентирует внимание не на количество усвоенной информации, а способность человека решать проблемы с помощью полученной информации. При этом компетенции не относятся только к знаниям или умениям, а являются сферой взаимодействия знания и действия на практике. Согласно А.М. Новикову, компетенции развивают в личности способность решать
Дзюбенко Анна Игоревна, Чернявская Татьяна Юрьевна ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЗДОРОВЬЕ» ...
важные вопросы и задачи на практике. В.В. Краевский отмечает, что компетентность реализуется в способности людей нести ответственность за собственное благополучие и за благополучие общества [2, с. 256].
По справедливому мнению А.В. Хуторского, разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» позволяет интерпретировать компетенцию как требование или норму, применяемую к обучающемуся, при этом компетентность относится к личностным качествам, которые помогают владеть компетенциями [2, с. 256]. И.А. Зимняя также отмечает различие между двумя понятиями. Исследователь полагает, что компетентность - это деятельность человека в социуме и в профессиональной сфере, обусловленная его личностными ценностями и интеллектуальным уровнем [3, с. 20].
МЕТОДОЛОГИЯ
Что касается описания видов компетенций, следует отметить, что единую, универсальную классификацию выделить невозможно, однако известны наиболее методически обоснованные подходы к их группировке и анализу. Так, И.А. Зимняя выделяет три основные группы компетентностей: отношение к самому себе как к личности (жизнедеятельность, здоровьесбережение, саморазвитие, самосовершенствование, ценностные ориентиры); отношение к социальному взаимодействию (общение, семья, коллектив, партнеры, толерантность, уважение, этикет, традиции); отношение к деятельности человека (познавательная, игровая, учебная, трудовая, владение компьютерной грамотностью) [4, с. 34-42]. Принцип выделения таких групп основывается на положении, сформулированном в отечественной психологии о том, что человек проявляет себя в общении, познании и труде [1, с. 38].
В настоящее время отечественная образовательная система базируется на двух основных видах компетенций - общекультурной и профессиональной компетенциях. Профессиональная компетенция - все те навыки, умения, знания, которые позволяют человеку эффективно выполнять поставленные задачи в конкретной работе [5, с. 19]. Понятие общекультурной компетенции следует раскрыть подробнее.
Вопрос об общекультурной компетенции как части образованности учащихся в школе поднимали представители Санкт-Петербургской научной школы - Е.Л. Лебедев, Ю.Ю. Рыбасова, Н.Ю. Конасова [1, с. 40]. Как показывает изучение теории современного образования, образовательный процесс понимается как личностно-ориентированная культурная деятельность, а некоторые ученые приравнивают понятия «культура» и «образование». Общекультурные компетенции включают в себя множество направлений: это и решение духовно-нравственных проблем, познание и опыт в бытовой и куль-турно-досуговой сфере, культурологические основы семейных, социальных и общественных отношений, традиций, способы организации своего времени, опыт освоения картины мира. Формирование таких компетенций включает в себя освоение программы учебных дисциплин, а также внеурочную деятельность учащегося [5, с. 20]. Профессиональные компетенции могут быть утрачены со временем, тогда как общекультурные компетенции, являясь базовыми, носят постоянный характер, помогают человеку приобретать новые компетенции и достигать успехов в профессиональной сфере.
Формирование общекультурной компетенции состоит из трех компонентов: познавательного, ценностно-ориентированного и коммуникативно-деятельност-ного. Познавательный или когнитивный включает освоение и дополнение уже имеющихся теоретических знаний и умений в областях культуры. Ценностно-ориентированный связан с эмоциональным отношением к объектам культуры, умением выражать свое отношение, а также получать эстетическое удовольствие. В состав коммуникативно-деятельностного компонента входит развитие собственно творческой деятельности, на-
выки общения с культурными ценностями, использование информации, полученной из различных источников.
Культура здоровья является важным направлением компетентностного подхода и входит в состав общекультурных компетенций. Одной из приоритетных задач политики страны является сохранение здоровья населения, поэтому существует необходимость в применении педагогических методов и подходов к обучению здоровому образу жизни и формированию у учащихся активной жизненной позиции в этом вопросе. Следует отметить, что знания, которые получает человек, не всегда соответствуют его образу жизни и убеждениям. Более того, каждый человек трактует понятие здорового образа жизни в зависимости от этих убеждений и ценностей.
Согласно современным подходам, здоровье - это ценность и источник формирования правильного отношения к себе, социуму и природе, это не только отсутствие видимых болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (культура здоровья). Для многих людей здоровье приобретает собирательное значение, включающее «полноценную жизнь, смысл жизни, счастье, успех, отсутствие болезни, здоровый образ жизни, спорт, гармонию души и тела, ценность, богатство, активную жизнедеятельность, долголетие, физическое и психическое состояние человека, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, хорошее самочувствие, здоровое питание» [6, с. 197].
К здоровьесберегающим компетенциям можно отнести следующие:
1) позитивное отношение к своему здоровью, физическое совершенствование, эмоциональное спокойствие и самоконтроль
2) знание и применение правил личной гигиены
3) умение оказать первую медицинскую помощь
4) знание правил поведения в экстренных ситуациях
5) контроль своего психологического состояния, а также умение предугадать психологическое состояние другого человека
6) знание экологии и защита окружающей среды
7) организация активного отдыха и досуга
Одну из главных ролей в передаче знаний и навыков здорового образа жизни играет образовательное учреждение. Передача таких знаний возможна с помощью здоровьесберегающего урока, в процессе которого формируется культура здоровья обучающегося с помощью учебного материала и методов и форм учебно-познавательной деятельности. При этом должны учитываться эмоциональная, интеллектуальная и психофизическая стороны развития детей.
По мнению Э.Н. Вайнера, итог здоровьесберегающе-го урока - культура здоровья школьника, в которую входят знания своих психологических и физиологических способностей, умение распространять свои знания на окружающих и природу, умение сохранять и развивать свое здоровье [7, с. 58-59]. Для Н.Б. Захаревича здоро-вьесберегающие знания - это система знаний из различных областей наук, формирующие индивидуальную философию здоровья человека [8, с. 69-70].
В современном мире очень важно развивать у учащихся интерес к изучению проблем культуры здоровья с помощью различных образовательных предметов, так как это является базовой компетенцией правильного отношения к себе и окружающим. В уроке английского языка как способе передачи общекультурных компетенций большую роль играет модульный подход к формированию образовательного процесса, который осуществляется в рамках модульного обучения как совокупности различных форм учебной работы, которая позволяет осуществить принципы компетентностно-ориентиро-ванного подхода. Такой метод отвечает принципам структурирования учебного материала, способствующего эффективному приобретению учащимися ключевых компетенций. Важными принципами являются:
1) принцип логической последовательности изложе-
ния учебного материала
2) принцип целостности и практической значимости содержания
3) принцип наглядного представления учебного материала [9, c. 10].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Рассмотрим особенности реализации тематического модуля «здоровье» в учебно-методических комплексах английского языка, рекомендованных для старших классов среднеобразовательных не- и специализированных в аспекте изучения английского языка школ.
Учебник «Spotlight» (9 класс) [10] представляет модуль «здоровье» в рамках изучения темы «Staying safe». Модуль затрагивает темы собственной безопасности, здоровых привычек и фобий, что подтверждает мысль о том, что здоровый человек является таковым с точки зрения совокупности аспектов физического, психологического и эмоционального здоровья. В модуле представлено большое количество заданий на обсуждение заданной темы и побуждает учащихся к размышлениям о проблемах здоровья, что безусловно актуализирует у обучающихся интерес к сохранению собственного здоровья. Триггером для размышлений служит вопрос: Do you have healthy habits? How to overcome phobias? Лексика в модуле разнообразная, тематически коррелирующая с проблематикой данного модуля - vitamins, starving, nutritious, junk food. Также представлены упражнения на отработку особенностей сочетаемости, а также специфики использования устойчивых выражений, которые можно использовать в повседневной жизни - put on weight, to go/be on a diet. Тема здоровых привычек представлена в тесно связи с такими грамматическими темами, как особенности функционирования и использования модальных глаголов и условных предложений различных типов. Have to, must, need to, should - модальные глаголы, которые часто сопровождают тему здоровых привычек, при обсуждении того, что следует делать для сохранения и поддержания собственного здоровья. Тренировка условных предложений очень эффективна с помощью темы здорового образа жизни, поэтому в модуле большое количество упражнений на это грамматическое явление - If you exercised more you would be a lot healthier.
Тот же учебный комплекс «Spotlight», рекомендованный для 10 класса [11], раскрывает модуль здоровье в рамках темы «Health and food». Здесь акцентируется правильное питание, полезные и вредные продукты, в этой связи представлен крайне большой объем лексики: все возможные названия овощей, фруктов, способы приготовления пищи (steamed, boiled), описание проблем, связанных с неправильным питанием (indigestion, overweight, tooth decay). В упражнениях представлены идиомы, в которых используются названия продуктов питания: as cool as a cucumber, a piece of cake, а также прорабатываются фразовые глаголы (to give up smoking). Стоит отметить и тексты для чтения и обсуждения: они информативны, несут полезную информацию и интересные факты, что сопровождается яркими иллюстрациями, привлекающими внимание учеников к проблеме здорового питания и фастфуда. Интересно задание по написанию сочинения о национальных праздниках и кухне, свойственной им, что заставляет учеников погрузиться в культуру своей страны и закрепляет лексику, представленную в данном модуле.
Глава «Danger!» в «Spotlight» (11 класс) [12] посвящена чрезвычайным ситуациям, травмам, заболеваниям и консультации у врача, таким образом, раскрываются отрицательные аспекты изучаемой темы. В текстах для чтения представлены опасные ситуации, чтобы предложить ученикам рассуждать, как бы они действовали в такие моменты. Это представляется крайне эффективным, так как в повседневной жизни мы не задумываемся о своих действиях в экстренные моменты, при этом можно выслушать мнение своих сверстников и освоить некоторые правила поведения. В упражнениях на аудирование
представлены отрывки разговоров пациентов и врачей, а для закрепления интродуцируются упражнения на говорение, в которых ученикам необходимо составить фрагменты монологической и диалогической речи. Данные задания по составлению диалогических отрывков помогают отработать лексику модуля в аспекте анализа различных симптомов и болезней (chickenpox, heart attack, hay fever, rash), лексической сочетаемости (stomach ache, hacking cough) и идиом (to drop like flies, to be under the weather). В качестве грамматических тем выбраны пассивный залог и каузатив: She is having her temperature measured. The pills should be taken twice a day. Для завершения темы ученикам предложено написать сочинение по актуальной проблеме медицинского обслуживания: должно ли оно быть платным или бесплатным.
В пособии «Starlight 9» [13] авторы раскрывают тему «Body and Soul», в которой акцентируют внимание и на физическом, и на психическом здоровье человека. Широко представлена лексика на тему профессий, связанных со здравоохранением, различных видов терапии, эмоционального и психологического здоровья (optician, nutritionist, meditation, acupuncture). Лексический минимум, необходимый для успешного освоения темы, предваряет задания по чтению текстов и аудированию. Каждый текст также сопровождается предтекстовыми вопросами, что помогает привлечь внимание к теме, заставляет учеников рассуждать над проблемами, затронутыми в тексте. Каждый текст при этом отличает высокая актуальность и необычная тематическая проблематика: гипнотерапия при панических атаках и нервозном состоянии, йога в гамаках, аквариумная терапия, контроль ярости, народные методы лечения. Послетекстовые задания актуализируют особенности использования модальных глаголов, фразовых глаголов, предлогов и специфику словообразования (to be over the moon, blood pressure, treat - treatment). Пособие также предлагает задания формата ЕГЭ по говорению и письму, например, 1.5-2 минутное рассуждение на тему диеты, письмо другу о любимом виде спорта, что способствует закреплению темы, а также подготавливает к сдаче экзамена.
В учебнике «Starlight 10» [14] теме здорового образа жизни отведено два модуля: «Sports & Entertainments» и «Food, Health & Safety». Это подчеркивает мысль о том, что концепт «здоровье» многоаспектен и требует акцентирования особого внимания в целях формирования общекультурных компетенций у учеников. В данных модулях предусмотрена подробная работа с текстом, предполагающая необходимость размышлять, участвовать в обсуждении и выражении собственной точки зрения, являющийся реакцией на вопрос-триггер, сформулированный, например, в виде пословицы «A healthy mind in a healthy body». В отличие от уже рассмотренных учебников, в этом пособии тема здоровья также коррелирует с темой защиты окружающей среды, так как наше здоровье зависит и от того, как мы относимся к природе. Авторами предлагается текст о проблеме исчерпаемо-сти энергоресурсов и задание-проект для учеников: что нужно делать, чтобы уменьшить использование таких ресурсов. Также в модуле даны тексты и задания для приобщения к культуре своей страны и страны изучаемого языка (British and Russian food, Moscow marathon, writing about a sporting event in your country). В рамках темы правильного питания предложены тексты об ано-рексии, вегетарианстве, аллергиях на продукты, а также предлагается работа по участию в проекте-презентации, которые сопровождаются большим объемом лексики (painkillers, skinny and pale, underweight).
«New Millenium English» (9 класс) [15] открывает модуль «Healthy body, healthy mind» с викторины по знаниям правил ведения здорового образа жизни, другое задание предлагает установить коэффициент физической активности ученика, следуя инструкции. В главе преобладают упражнения по отработке лексики, в рамках которых необходимо применить интерпретационные
Дзюбенко Анна Игоревна, Чернявская Татьяна Юрьевна ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЗДОРОВЬЕ» ...
навыки для объяснения семантики слов, заполнить пропуски, составить список здоровых привычек (jogging, proteins, stretch, muscles, taking fresh air). В текстах для чтения раскрываются темы правильного и неправильного режима питания, анорексии, а также поднимается проблема питания в школьных столовых. Последняя тема особенно актуальна для учеников, которые проводят много времени в стенах школы, в основном обходясь быстрыми перекусами. Для закрепления предложено задание на отработку навыков письма: необходимо составить сочинение по улучшению условий работы и обслуживанию в столовой школы. Значительное внимание уделяется аудированию с предтекстовыми заданиями на рассуждение по картинкам, ответы на вопросы и после-текстовыми упражнениями на отработку лексики и проверку общего понимания текста.
Модуль «Sports» в «New Millenium English» для 10 класса [16] углубляет представления обучающихся о различных профессиональных и экстремальных видах спорта. Задания затрагивают все четыре аспекта языка: чтение, говорение, письмо и аудирование, большинство из них подкреплены яркими изображениями людей, занимающихся спортом, что делает обучение более интересным. Авторы предлагают работу в парах или всей группой: выбрать цитату и предложить свое объяснение, ролевая игра: за или против профессиональных видов спорта. Большая работа проводится по изучению новой лексикой: найти пары синонимов (rider - cyclist), установить словообразовательные ряды (inspiration - to inspire - inspired), сопоставить названия спорта и графическое их изображение (wrestling, water polo, scuba diving), а также решить кроссворды по изучаемой теме. В качестве грамматических тем выбраны Present Perfect (если речь идет о том, что спорт уже привнес в жизнь человека) и Conditionals (If I were stronger I would be a weight lifter; Sport has allowed me to make a lot of friends; My fitness level has increased). Завершается глава проектом-презентацией, в котором ученикам предложено реализовать свои идеи и придумать новый вид спорта, основываясь на критериях в задании.
В учебно-методическом комплексе «Enjoy English» (10 класс) [17] тема здорового образа жизни затронута в модуле «Are you keen on sports?», которая полностью посвящена различным видам спорта. Авторы предлагают разнообразный материал для отработки навыков чтения и говорения: тексты про олимпийские игры, экстремальные виды спорта, картинки для описания, которые помогают визуализировать различные ситуации и проанализировать их. Глава включает большое количество лексики в заданиях (rock climbing,long jump), к каждому тексту предлагается небольшой словарь (fair play, to become a champion, to organise competition), а в заданиях на построение диалогов вводятся обязательные для изучения фразы. Также в главу включены грамматические упражнения на тему сослагательное наклонение (I wish) и инверсия (I wish I were more sporty, I would be healthier then!; No sooner had I entered the gym when the PE lesson began). Для завершения темы представлена игра-дебаты с типичной для модуля темой: преимущества и недостатки занятия спортом. Можно отметить, что подобные задания реализуются во многих пособиях, которые были нами рассмотрены, что свидетельствует о высокой актуальности физической составляющей при изучении темы «здоровье».
ВЫВОДЫ
Полагаем, что для актуализации процесса освоения школьниками описываемой темы и формирования у них общекультурных компетенций, необходимо также рассматривать понятие «здоровье» с аксиологической точки зрения. Для этого в учебниках следует затрагивать не только проблемы правильного питания и спортивной активности, что достаточно своевременно для общества, но также уделять большое внимание психической и эмоциональной стороне здорового человека (mental and
emotional health). Следует постулировать здоровье как одну из составляющих счастливого человека, поэтому в качестве обсуждений следует поднимать следующие вопросы: Do you think there is a connection between health and happiness? What do you do for your mental health/ to escape stressful situations? What affects your self-esteem? How can you shape positive thinking? В данную тему можно включить лексику следующей тематической направленности: особенности объективации положительных, отрицательных и амбивалентных эмоций средствами современного английского языка; специфика выражения собственного мнения, описание взаимоотношений с окружающими (depression, anxiety, low self-esteem, social support, relaxation, insomnia). Актуальным также представляется включение в модуль описания проблемы интернет зависимости (Internet addiction), которая оказывает большое влияние как на физическое здоровье (зрение, осанка, отсутствие физической активности), так и на психическое состояние человека. Большинство людей, особенно подростки, не представляют свою жизнь без социальных сетей и онлайн игр (online gaming addiction), что приводит к большим проблемам в реальной жизни: возникают сложности в общении с реальными людьми, психическая нестабильность, бессонные ночи, проведенные в интернете, раздражительность и депрессия при отсутствии возможности выйти в интернет. Поэтому интернет зависимость прямо влияет на психическое здоровье человека и должна быть включена в список тем для учебных пособий. В завершение темы следует расширить задания, направленные на подготовку учащихся к участию в дебатах, ролевых играх, а также к обсуждению положительных и негативных аспектов здорового образа жизни. В качестве итогового задания можно предложить ученикам составить ментальные карты по теме «здоровье» и презентовать их классу. Таким образом, если расширить вариативность предлагаемых видов заданий, можно лучше понять смысловую нагрузку, которую вкладывают в это понятие ученики.
Таким образом, модуль «здоровье» является основополагающим в учебно-методических комплексах по английскому языку, применяемых в условиях современной российской школы, и несомненно способствует формированию общекультурных компетенций, являющихся базовыми для успешного функционирования в обществе и обретения гармонии с собой. Эффективно подобранные задания, ориентированные на отработку разных аспектов языка: говорение, чтение, аудирование и письмо, а также раскрывающие тему здоровья с различных сторон, позволят в полной мере овладеть здоровьесберегающей компетенцией и одновременно повысить языковой уровень обучающихся. Только при условии сочетания всех составляющих - физическое, психическое, эмоциональное здоровье, правильное питание, экология - возможно сформировать у учеников уважительное, разумное и правильное отношение к себе, обществу и окружающей среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования: монография. Ижевск, Россия. - 2004. - 99 с.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва, Россия: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва, Россия: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня, 2003, № 5. - С. 3442.
5. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции в образовании: монография. Владимир, Россия: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010. -107 с.
6. Москвичева М.Г., Бредихина Н.В. Проблема здоровья и здоровый образ жизни современного человека (социологический анализ) // Вестник ЮУрГУ, 2006. № 2(57). - С. 196-201.
7. Вайнер Э.Н. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья //Валеология, 2004, № 2. - С. 58-59.
8. Захаревич Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб, Россия, 1998. —125 с.
9. Дмитриевская Н.А. Модульный подход к формированию содержания компетентностно-ориентированного обучения. Москва, Россия: Изд-во «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Москва), 2010. — С. 9-12.
10. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Spotlight 9 (Английский в фокусе. 9 класс). Москва, Россия: Просвещение, 2010.
— 216 с.
11. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Spotlight 10 (Английский в фокусе. 10 класс). 5-е изд. М: Просвещение. 2012. — 248 с.
12. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Spotlight 11 (Английский в фокусе. 11 класс). Москва, Россия: Просвещение,2009. — 244 с.
13. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Starlight 9 (Звездный английский. 9 класс). Москва, Россия: Просвещение, 2013.
— 216 с.
14. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Starlight 10 (Звездный английский. 10 класс). Москва, Россия: Просвещение, 2012.
— 200 с.
15. Гроза О.Л. и др. New Millennium English. Учебник для 9 класса. Обнинск, Россия: Титул, 2007. — 192 с.
16. Гроза О.Л. и др. New Millennium English. Учебник для 10 класса.З-е изд. Обнинск, Россия: Титул, 2012. — 176 с.
17. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е. Enjoy English. 10 класс. 2-е изд.
— 2009. — 215 с.
Статья поступила в редакцию 17.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020