Научная статья на тему 'Изучение методов анализа вторичных данных при разработке инструментария для проведения маркетингового исследования'

Изучение методов анализа вторичных данных при разработке инструментария для проведения маркетингового исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
774
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ВТОРИЧНЫЕ ДАННЫЕ / ТРАДИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Патракова Дарья Ивановна, Яценко Оксана Юрьевна

В статье рассмотрены теоретические основы методов анализа вторичных маркетинговых данных, отмечены их основные достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение методов анализа вторичных данных при разработке инструментария для проведения маркетингового исследования»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Изучение методов анализа вторичных данных при разработке

инструментария для проведения маркетингового исследования

1 2 Патракова Д. И. , Яценко О. Ю.

1Патракова Дарья Ивановна /Patrakova Daria Ivanovna - студент; 2Яценко Оксана Юрьевна / Yatsenko Oksana Yurievna - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра маркетинга, Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы методов анализа вторичных маркетинговых данных, отмечены их основные достоинства и недостатки.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, инструментарий, вторичные данные, традиционный анализ, формализованный анализ.

В условиях рыночной экономики и находясь под постоянным влиянием внешних и внутренних факторов, выгоды и преимущества получают те компании, которые лучше знакомы с потребностями своих клиентов и производят товары и услуги, способные удовлетворить эти потребности. Но рынок динамичен, потребности людей также подвержены изменениям, поэтому фирмы, чтобы получить желаемую прибыль, должны постоянно отслеживать изменения конъюнктуры рынка, т.е. проводить маркетинговые исследования.

Для точных и правильных выводов в маркетинговых исследованиях, а также установления надежных рекомендаций, важно разработать подходящий каждому конкретному исследованию инструментарий.

Рабочий инструментарий представлен совокупностью приемов и методов для проверки рабочих гипотез маркетингового исследования. Одним из этапов разработки рабочего инструментария является изучение особенностей методов анализа вторичных маркетинговых данных [1].

При анализе вторичной информации используются метод традиционного (классического) анализа и формализованный метод (количественный или контент-анализ).

Традиционный анализ представлен рядом логических построений, направленных на установление сути анализируемых данных. Данный метод выступает преобразованием начальной формы информации в нужную исследователю форму, с помощью которого можно выявить основные мысли и идеи, определить логику их образования.

В традиционном анализе выделяют внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ - это анализ контекста документа с намерением установить вид документа, его автора, места и времени появления и т.д.

Внутренний анализ представляет собой изучение содержания документа с целью определения уровня правдивости приводимых фактов и определения личного отношения автора документа к описываемым фактам.

В целом можно выделить основные преимущества и недостатки традиционного анализа:

Основные преимущества традиционного анализа:

1. Позволяет выделить основные идеи и отслеживает закономерность связей.

2. Определяет противоречия, поскольку при нем проводится комплексный анализ, и имеются различные источники.

3. Целиком раскрывает содержание текста (носит информативный характер).

Также существуют определенные недостатки традиционного анализа1

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 8(20) 2016 | 48 |

1. Субъективность метода, так как сбор и обработку данных проводит один человек или группа.

2. Трудоемкость метода, поскольку подразумевает анализ большого числа информации.

Субъективность традиционного анализа вызвала необходимость разработки формализованного метода анализа документов (контент-анализа). Содержание данного метода включает поиск признаков и свойств документа, которые легко поддаются счету и отражают конкретные существенные стороны содержания [2].

Перед тем как приступить к анализу текста документа необходимо определить категории анализа, под которыми понимаются ключевые понятия (единицы), имеющиеся в тексте.

Следующим этапом после определения категорий анализа является выбор соответствующих им единиц анализа, которыми выступают слово, предложение, идея или часть текста.

Завершающим этапом является установление единицы счета - количественной меры единицы анализа, с помощью которой регистрируется регулярность появления признака категории анализа в тексте (например, число определенных слов).

Как и традиционный анализ, контент-анализ имеет свои достоинства и недостатки. Основными достоинствами контент-анализа являются:

1. Экономичность с точки зрения трудозатрат и финансов.

2. Полученная информация чаще всего носят объективный характер.

3. Есть возможность получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

4. Доступность официальных материалов для контент-анализа. Недостатками контент-анализа являются:

1. Неточное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа.

2. Возможная ограниченность количества данных, относящихся к теме.

3. Часть информации, содержащейся в документах, устаревает.

4. Качество отчетной информации не всегда достоверно, поэтому иногда она требует проверки с помощью опросов и наблюдения.

В завершение важно отметить, что оба метода дополняют друг друга и позволяют уравновесить имеющиеся в каждом методе минусы, так как, в конце концов, стремятся к достижению одной цели, а именно, - получению точной и надежной информации.

Литература

1. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 960 с.

2. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. 416 с.

3. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Б70 Поведение потребителей. 10-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 944 с.

4. Котляревская И. В. Маркетинг: учебное пособие: в 2 ч. / И. В. Котляревская, С. А. Романова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. Ч. 1. 169 с.

5. Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Питер, 2007. 704 с.

| 49 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 8(20) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.