Научная статья на тему 'Изучение метакогнитивных умений у студентов второго курса педагогического института'

Изучение метакогнитивных умений у студентов второго курса педагогического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ УМЕНИЯ / УМЕНИЯ ПО САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ / METACOGNITIVE SKILLS / ОБУЧАЮЩИЙСЯ ЦЕЛЯМ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕННАЯ К ЦЕЛЯМ / ИНСТРУКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METACOGNITION / GOAL-ORIENTED LEARNER / GOAL-ORIENTATION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магсар Равдангийн, Амартүвшин Дэлэгийн

Нами было проведено исследование относительно саморегулирования и самоконтроля у студентов второго курса Педагогического вуза при Монгольском государственном университете Образования. Мы изучали инструкцию по регулированию самодеятельности и самоконтроля на занятиях теории математики и дидактики начального образования, при этом мы использовали два качественных метода. У студентов, охваченных экспериментом, умения по регулированию самодеятельности и самоконтроля были неудовлетворительными, а инструкция, использованная в эксперименте, поддерживала вышеназванные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF METACOGNITIVE SKILLS OF THE SECOND-YEAR STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES

We examined self-regulation of second course students of Teacher's college. And we used two of qualitative research way and experimented self-regulation guideline at elementary mathematics theory and didactics classes. The involving students' self-regulation were very poor and the guideline is supported their self-regulation.

Текст научной работы на тему «Изучение метакогнитивных умений у студентов второго курса педагогического института»

3. Nauchnaya elektronnaya biblioteka elibrary.ru http://elibrary.ru/

4. Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka dissertatsij http://diss.rsl.ru/

5. Http://www.metod-kopilka.ru/informatika.html

Тапышпан Павел Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Тувинского государственного университета, директор Кызылского педагогического колледжа ТувГУ, Кызыл

Tapyshpan Pavel - PhD of pedagogical Sciences, associate professor of the departmnet of informatics of Tuvan state university, the director of Kyzyl pedagogical college of Tuvan state university, Kyzyl

УДК 51+512.3

ИЗУЧЕНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Магсар Р., Амартувшин Д.

Монгольский государственный университет Образования, Педагогический институт,

Улан-Батор

THE STUDY OF METACOGNITIVE SKILLS OF THE SECOND-YEAR STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES

Magsar R., Amartuvshin D.

Mongolian State University of Education, Pedagogical Institute, Ulan-Bator

Нами было проведено исследование относительно саморегулирования и самоконтроля у студентов второго курса Педагогического вуза при Монгольском государственном университете Образования. Мы изучали инструкцию по регулированию самодеятельности и самоконтроля на занятиях теории математики и дидактики начального образования, при этом мы использовали два качественных метода. У студентов, охваченных экспериментом, умения по регулированию самодеятельности и самоконтроля были неудовлетворительными, а инструкция, использованная в эксперименте, поддерживала вышеназванные умения.

Ключевые слова: метакогнитивные умения, обучающийся целям, деятельность, направленная к целям, инструкция по контролю самодеятельности, умения по саморегулированию.

We examined self-regulation of second course students of Teacher's college. And we used two of qualitative research way and experimented self-regulation guideline at elementary mathematics theory and didactics classes. The involving students' self-regulation were very poor and the guideline is supported their self-regulation.

Key words: Meta-cognitive skills, meta-cognition, goal-oriented learner, goal-orientation, self-regulation

Недаром монголы говорят: "Узнаешь себя - человек Узнаешь пастбище - скот", что является философской основой науки управления.

Введение

С целью поддержки умений по контролю самодеятельности у студентов второго курса, обучающихся в 2014-2015 учебном году, мы осуществляли следующие виды деятельности на занятиях дидактики и теории математики начального образования. В частности: 1. Нами была разработана инструкция по саморегулированию деятельности студента и осуществлена ее

апробация на практике; 2. При проведении занятий и выполнении самостоятельных работ мы обеспечили все возможности для изучения, планирования заданий, оценки и улучшения деятельности студентами.

Нами были получены положительные результаты при оценке изменений умений по самоконтролю и саморегулированию деятельности студентами с использованием качественного анализа в итоге вышеназванных мер. Мы считаем, что возможно внедрение методики поддержки умений по оценке и саморегулированию деятельности студента, в результате чего у студентов

развиваются метакогнитивные умения.

Изученность вопроса

В проведении исследования по образованию или эдукологии особенно важным (Приложение А) является рассмотрение метакогнитивных знаний и умений. В связи с этим, рассмотрим, что такие метакогнитивные знания и умения. Греческое слово "мeta" имеет значение "за, сзади, позади" (Colman, 2007) [1].

В учебном пособии по эдукологии метакогнитивные знания характеризуются как "это наш контроль и сознание о нашем познании" (Paul Eggen, Don Kauchak, 2010) [3]. В этих же значениях метакогнитивные умения возможно понимать как способность человека к контролю и регуляции умственной деятельности.

Метакогнитивные знания были охарактеризованы как "мышление о мышлении" в рамках содержания математики, изданнном в 2000 году и переизданы в Сингапуре (Kho Tek Hong, Yeo Shu Mei, Lim James, 2011) [2]. В 2003 году метакогнитивные знания были разъяснены двумя факторами. В частности: контроль самомышления и саморегулирование учёбы или обучения.

Американский исследователь Алан Шоенфелд понимает под метакогнитивным термином "саморегулирование и контроль умственной деятельности" (Schoenfeld, 1992) [4], результатом изучения математики он считает развитие метакогнитивных знаний и умений.

В результате исследования в процессе решения задач с условиями учениками начальных классов в 2012-2014 учебном году мы пришли к выводам "Решение задач с условиями учениками поддерживает развитие у них метакогнитивных умений" Амартувшин, Д. (2014) [5].

Многолетние экспериментальные исследования российских ученых Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова подтвердили, что учебная деятельность, направленная на определенные цели, выполняют особую роль в развитии мышления и учебы у учащихся (Фридман, 1998) [8]. Учебная деятельность, удовлетворяющая целям обучения, является проявлением умений по самоконтролю и саморегулированию. Исследователи-дидакты Г.И. Вергелес и В.С. Конева [7] пришли к выводам, что часть учебной деятельности, а именно, процесс самостоятельного обучения - это самостоятельная работа, удовлетворяющая целям индивидуального обучения (Г.И. Вергелес, В.С. Конева, 2007).

Судя по данным, метакогнитивные умения - это и есть умения по самоконтролю и саморегулированию, они являются одновременно основным элементом методов и приемов

обучения.

Методология

Настоящее исследование в целом - исследование деятельностное. Одним из проблемных вопросов в школьной жизни является недостаточность умений по самоконтролю своей деятельности у обучаемых. На наш взгляд, одним из путей исправления такого положения является ориентация на вышеуказанные умения в методике преподавания. Результаты их использования нами были оценены методами качественного анализа.

Настоящим исследованием было охвачено 354 студента 2-ого курса педагогического институа, которые второй год изучают математическую теорию начального образования и первый год - дидактику математики начального образования.

Мы разработали инструкцию по самоконтролю и саморегулированию своей деятельности студентами. В разработке нами были сравнительно изучены характеристики Паул Егген, Дон Каучак (2008), Алан Шоенфилд (1992), Антони Ж. Нитко, Сюзан М.Бруукхарт (2011) по рассмотренному нами вопросу, опираясь на инвариантных шагах, где их выводы совпадают, а также учитывая мыслительные особенности монгольских студентов.

В отношении процесса исследования в начале учебного года мы давали возможность студентам самостоятельного изучения, планирования, оценки и улучшения своей деятельности. Поставили задачу по поддержке их деятельности инструкцией, после осуществления годичного обучения (деятельности). Опираясь на методы качественного анализа оценивали, как изменились метакогнитивные умения прошлого года. Исследование происходило в несколько этапов.

В конце вышеназванных действий у всех студентов, охваченных исследованием, проводили опросы о том, как оценивают умения по самоконтролю и саморегулированию своей деятельности. При разработке опросов нами была использована инструкция по самоконтролю на занятиях обществоведения, разработанная Антони Ж. Нитко и Сюзан М. Бруукхарт (2011). При этом данную инструкцию мы изменили в отношении основной деятельности - мы взяли решение конкретной задачи с учетом особенностей монгольских студентов. В частности, "При написании эссэ размышляют о том, что выучили из темы" изменили на "При решении задачи должны размышлять о том, что уяснили из темы" и т.д. Настоящий опрос имеет 20 вопросов, при этом чётные номера имели отрицательные высказывания, нечётные номера - положительные высказывания. Прочитав каждое высказывание, опрашиваемые выбирали один ответ из следующих: 1 - нет никогда, 2 -изредка, 3 - иногда, 4 - обычно, в большинстве случаев, М - не знаю. На каждом занятии мы регулярно проводили наблюдение. Результаты исследования нами были обработаны и сделаны выводы - Приложение Б способствует улучшению претворения методологии в течение исследования.

Результаты

Обобщая результаты опроса студентов, указанных в "Инструкции по самоконтролю и саморегулированию своей деятельности" и анализируя вопрос «являлась ли она поддержкой и на каких уровнях?», мы приводим ответы студентов:

1) О предстоящей работе не имели представления о ее выполнении: "Сначала не представляли как делать, сразу начинали думать";

2) Не могут определить цели, возможные для реализации: "Цели, выдвинутые мной были слишком широки, невозможны для реализации", "Выдвинуть возможные для реализации цели трудно";

3) Не составляем план для достижения целей: "Не привыкли разрабатывать план";

4) Не работаем по плану: "Не можем работать, как запланировано", "Хотя и план имеется, работа идет не по плану, возникают неожиданные вопросы, именно тогда следует вспоминать цели и направлять себя к ней";

5) Не оцениваем, достигли ли целей: "Вечерами думаем о том, какой цели достигли сегодня, мало оценивают перспективную цель, почти не оценивают";

6) После завершения работы не думаем о том, чему научился и как ее улучшать в дальнейшем: "Получаем оценку, тем самым довольствуемся и забываем", "Через довольно долгое временя найдутся более лучшие методы или приемы по решению задачи" и т.д.

За этот период эффективность самостоятельной работы студентов повысилась, что является итогом использования оценочной рубрики, возможной самооценки. Амартувшин Д. (2015).

В конце исследования мы опросили студентов для оценки умений по самоконтролю и саморегулированию своей деятельности. Их итоги выглядят следующим образом:

• выбор ответа 75% опрошенных "в большинстве случаев" на высказывание "из приёмов решения задач выбираем самый подходящий" обозначает, что задачи решают они разными способами и выбирают из них самые лучшие и подходящие;

• 56.6% опрошенных выбрали ответ "обычно" на высказывание "хотя я недостаточно владею математическими способностями, я хорошо выполняю самостоятельную работу" -показывает, что студенты проявляют старательность при выполнении самостоятельной работы;

• 62,4% опрошенных ответили "нет, никогда" на высказывание "Чтобы решать задачу правильно, надо быть и удачливым", это похвально тем, что тут субьективные факторы в отношении умений не играют существенной роли;

• 52,8% опрошенных выбрали ответ "нет, никогда" на высказывание "Не можем решать задачи, подобные с решенными задачами", это означает, что самооценка умений по составлению подобных задач на достаточном уровне;

• выбор ответа "обычно" у 49,7% опрошенных на высказывание "после решения задачи проверяют правильность решения" показывает, что шаги по контролю решения задачи становятся привычными и устойчивыми.

Таким образом, большинство положительных высказываний выбрали ответ "в большинстве случаев, обычно", а значительная часть отрицательных высказываний выбрали ответ "Нет, никогда", что в целом показывает, у студентов формируется подход или тенденция контроля и регулирования своей деятельности.

Выводы

Возможно, что одним из непосредственно влияющих факторов на эффективность реформы образования, помимо академических знаний и умений, при изучении каждой дисциплины, могут быть и знания и умения по самоконтролю и саморегулированию своей деятельности. Вопрос "Как поддерживать умения по саморегулированию у студентов?" должен находиться в центре внимания преподавателей и разработчиков образовательной политики. Итоги, полученные нами в ходе исследования и методологические решения показали в целом положительные результаты. Преподавателям и студентам-практикантам рекомендуем использовать их в своей практической деятельности.

Приложение А

ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В начале занятия Ваши представления об этой работе?

Определите цель? Моя цель:

Разработайте план? Мой план:

В ходе занятия Мысленно продумайте как сделать эту работу.

Следите за тем, претворялись ли запланированные цели в ходе работы.

Подумайте о том, приближаетесь ли к Цели.

В конце занятия Об этой работе поговорите с самим собой.

Посмотрите проделанную работу, оцените, достигли ли целей.

Подумайте о возможностях улучшения.

Приложение Б

Как ты оцениваешь свои умения по решению задач?

Прочитайте следующие вопросы и выберите подходящие ответы: 1 - Нет, никогда, 2 -изредка, 3 - иногда, 4 - обычно, в большинстве случаев, м - незнаю

№ Вопрос Ответ

1 Хотя задача была не такой интересной, я проявляю усилия для ее решения 1 2 3 4 м

2 Если задача не интересная, то ее трудно решать 1 2 3 4 м

3 Хотя я не достаточно владею математическими способностями, я хорошо выполняю самостоятельную работу 1 2 3 4 м

4 Чтобы решать задачу правильно, надо быть и удачливым 1 2 3 4 м

5 Когда я читаю книгу по решении задач, выделяю важную часть 1 2 3 4 м

6 Для решения задач, придется читать нужные и ненужные книги 1 2 3 4 м

7 Перед решением задачи, подумаем о том, почему важно решение этой задачи 1 2 3 4 м

8 Думать о том, почему решать задачу, мне кажется излишним 1 2 3 4 м

9 Перед решением задачи, я размышляю о том, решена ли она мной и записываю, что смогу 1 2 3 4 м

10 Не предпочитаем научиться методам по решению задачи 1 2 3 4 м

11 Я составляю план по решению задачи и работаю по нему 1 2 3 4 м

12 Я не предпочитаю обязательное выполнение следующих шагов: понимание, моделирование, планирование, осуществление и проверка 1 2 3 4 м

13 Из приёмов решения задач выбираю самый подходящий 1 2 3 4 м

14 Если ответ правильный, то стараюсь использовать для проверки другой способ решения задачи 1 2 3 4 м

15 Решив задачу, обязательно проверяю правильность ее решения 1 2 3 4 м

16 Получив ответ, заканчиваю решение задачи, не проверяя ее правильность решения. 1 2 3 4 м

17 После решения задачи я поищу другие возможные методы решения той задачи 1 2 3 4 м

18 Не могу решить задачу, подобную этой задаче 1 2 3 4 м

19 Решив задачу, размышляю о том, чему научился благодаря решению этой задачи 1 2 3 4 м

20 Решив данную задачу, снова не решаю ее 1 2 3 4 м

Библиографический список:

1. Colman, A. (2007). Oxford dictionary of psychology. Shanghai: Foreign Language Education Press.

2. Kho Tek Hong, Yeo Shu Mei, Lim James. (2011). The Singapore Model method for learning Mathematics. Singapore: Marshall Cavendish.

3. Paul Eggen, Don Kauchak. (2010). Educational psychology. New York: Pearson.

4. Schoenfeld, A. (1992). Learning to Think Mathematically. New York: MacMillan.

5. Амартувшин, Д. (2014). Бага ангийн сурагчдын угуулбэртэй бодлого бодох еронхий арга барил тулувших YЙл явцыг хутлух арга ЗYЙн судалгаа. Улаанбаатар.

6. Амартувшин, Д. (2015). Унэлгээний рубрикийг оюутны бие даалтад хэрэглэсний ур дунг судалсан нь. Математик, байгалийн ухааны дидактикийн тулгамдсан асуудал, шийдэл, арга зам, 129-132.

7. Вергелес, Г.И., Конева, В.С. (2007). Младший школьник: учим учиться. Санкт-Петербург.

8. Фридман, Л. (1998). Теоретические основы методики обучения математике. Москва: Флинта. Bibliograficheskij spisok:

1. Colman, A. (2007). Oxford dictionary of psychology. Shanghai: Foreign Language Education Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kho Tek Hong, Yeo Shu Mei, Lim James. (2011). The Singapore Model method for learning Mathematics. Singapore: Marshall Cavendish.

3. Paul Eggen, Don Kauchak. (2010). Educational psychology. New York: Pearson.

4. Schoenfeld, A. (1992). Learning to Think Mathematically. New York: MacMillan.

5. Amartuvshin, D. (2014). Baga angijn suragchdyn uguulbertej bodlogo bodokh eronkhij arga baril tuluvshikh yjl yavtsyg khutlukh arga ZYjn sudalgaa. Ulaanbaatar.

6. Amartuvshin, D. (2015). Unelgeenij rubrikijg oyuutny bie daaltad khereglesnij ur dung sudalsan n. Matematik, bajgalijn ukhaany didaktikijn tulgamdsan asuudal, shijdel, arga zam, 129-132.

7. Vergeles, G.I., Koneva, V.S. (2007). Mladshij shkolnik: uchim uchitsya. Sankt-Peterburg.

8. Fridman, L. (1998). Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya matematike. Moskva: Flinta.

Магсар Равдангийн - к.п.н., Монгольский государственный университет Образования, Педагогический институт, Улан-Батор, E-mail: Magaa62@yahoo.com

Амартувшин Дэлэгийн - к.п.н., Монгольский государственный университет Образования, Педагогический институт, Улан-Батор, E-mail: amartuvshin@msue.edu.mn

Magsar R. - Ph.D., Mongolian State University of Education, Pedagogical Institute, Ulan-Bator, E-mail: Magaa62@yahoo.com

Amartuvshin D. - Ph.D., Mongolian State University of Education, Pedagogical Institute, Ulan-Bator, E-mail: amartuvshin@msue.edu.mn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.