Методика преподавания
Г. Я. Шишмарешсова
ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ Ф, И. ТЮТЧЕВА НА УРОКАХ В 10 КЛАССЕ
Тема «Ф. И. Тютчев» - одна из важнейших, изучение которой содействует литературному развитию учащихся, обогащает их духовно. Поэзия Ф. И. Тютчева отличается глубиной постижения мира и человека в нем, являющегося, по глубокому убеждению поэта, частью природы.
В его лирике природа находится в постоянном движении, какое бы время года он ни описывал, какое бы явление ни представлял:
С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум проворный -Все вторит весело громам.
Изображая окружающий человека мир, Ф. И. Тютчев заостряет внимание читателя на смене явлений: -
День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака,
Уж поздно... Вечереет день.
Природа устремлена к тайнам мироздания и сама по себе - таинственное явление («Природа - сфинкс»), поэт наделяет ее живой душой, и потому для его лирики характерно рассмотрение природы во взаимосвязи с человеком в его единстве и разладе с ней:
' ' Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, •
Они им чуют, слышат воды :
И в темной глубинеземной.
Человек у Тютчева - слабая тростинка, песчинка, потому что мир, в котором он живет,
- это целая Галактика: звезды, рассвет и восход солнца, радуга, гроза и многое другое.
Не менее интересна позиция поэта по отношению к любви. Для него любовь - это поединок двух сердец.
Любовь, любовь - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их съединение, сочетанье,
И роковое их слияние И поединок... роковой.
Утверждая, что любовь - это постоянная мука души, Тютчев не устает славить ее, спасающую человека от одиночества, тоски, побуждающую желание жить.
Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило.
Я вспомнил время золотое -И сердцу стало так тепло...
Таким образом, лирика Ф.И. Тютчева заключает в себе богатый потенциал для духовного обогащения личности школьника. Однако освоение этого потенциала - далеко не
легкая задача. Преодолению трудностей здесь может послужить урок, раскрывающий художественное своеобразие его поэм. Урок должен быть максимально ориентирован на активизацию познавательной деятельности учащихся. Этой цели могут послужить следующие задания.
На первом этапе можно предложить по выбранному самостоятельно стихотворению задать вопросы, которые возникают при чтении этого произведения. Задание активизирует мысль учащегося и обращено к личности каждого обучаемого. Как показывает опыт, вопросов возникает столько, сколько учащихся в классе. Например: Как можно раскрыть тайну природы, если она тайна? Можно ли стать поистине свободным? Почему Россия — сфинкс? Может ли человек быть счастливым? Почему одиночество - удел человека? Постановка вопросов позволяет обратить внимание учащихся на то, что Ф.И. Тютчев, пытаясь дать свой ответ на них, отвечая по-своему, использует весь арсенал изобразительновыразительных средств. ,
Организуется наблюдение. Учащимся предлагается выписать в столбик из выбранного ими стихотворения все встречающиеся эпитеты. Выполнив задание, они находят все виды эпитетов и, обмениваясь результатами поиска, обнаруживают, что в своих произведениях Тютчев использует:
- одиночные эпитеты, но соединяет их союзом «и», либо они следуют один за другим: «вечер пламенные и бурный», «глас твердый, смелый», «туманная и тихая лазурь» и др.;
- сомкнутые, соединенные эпитеты: «громокипящий кубок», «светозарный»,
«искрометный», «златокрылые мечты»;
- раздвоенные эпитеты: «вечер пасмурно-багровый», «инстинкт пророчески-слепой».
Далее учащимся предстоит определить функции эпитетов у Тютчева. В коллективной работе по осмыслению тютчевских эпитетов на своих примерах и примерах одноклассников они приходят к выводу, что раздвоенные эпитеты характеризуют явление в его диалектическом единстве, сомкнутые помогают увидеть с разных сторон то, о чем говорится, а единичные вызывают различные ассоциации. Отрицательные эпитеты раскрывают, что мир находится в постоянном движении.
После работы над эпитетами внимание учащихся следует привлечь к тютчевским сравнениям. Им необходимо не только найти сравнения, но и определить, чем они отличаются от сравнений других поэтов.
Естественно, необходимо предварительно вспомнить, что представляет собой обычное сравнение (менее известное сравнивается с более известным). После повторения организуется поиск, осмысление тютчевских сравнений. Опыт подтверждает, что учащиеся способны самостоятельно увидеть, что сравнения у Тютчева строятся от более простого к сложному, от более известного к менее известному, чтобы подвести читателя к скрытому от глаз человека миру:
Одни зарницы огневые Воспламенялись чередой.
Так демоны глухонемые Ведут беседу меж собой.
Третье задание по постижению художественного своеобразия Ф.И. Тютчева направлено на осмысление функции глагола в лирике поэта. Школьникам предлагается выписать глаголы, которые передают движение, потому что поэт убежден, что мир находится в постоянном изменении («небо трепетало»).
Очень часто с помощью глаголов поэт создает звуковой и зрительный образы («пустеет воздух», «рдеют звезды»). Школьники подмечают, что Тютчев использует глаголы во всех временах и каждое время определяется его функцией. Если глаголы используются в настоящем времени, то поэт с их помощью передает все оттенки действия («фонтан синеющий клубится: как пламенеет, как дробится!»). Глаголы в прошедшем времени заставляют читателя вместе с лирическим героем снова и снова пережить прошлое, а глаголы в будущем времени создают образ будущего, которое у Тютчева предстоит в разных красках, например:
Бесследно все - и так легко не быть!
При мне иль без меня - что нужды в том?
Все будет то ж - и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.
Освоение поэтики Ф.'И. Тютчева можно вести в индивидуальной и коллективной форме. На самом уроке можно так же предложить групповые задания контрольного типа:
- определить особенности тютчевских метафор;
- выявить, какие синтаксические (выразительные) средства использует поэт и с какой
целью; .
- найти безглагольные стихотворения у Тютчева и определить, что он выражает этими стихотворениями.
Рассмотрение и освоение поэтики в коллективно-индивидуальной форме закрепляется на лабораторном занятии (условное название), где анализируются стихотворения Ф.И. Тютчева. Лабораторное занятие проводится в зависимости от подготовленности учащихся.
Вариант 1. Учитель называет одну из особенностей лирики Ф.И. Тютчева, школьники ищут подтверждения в тексте (стихотворение может быть предложено одно для всего класса, или каждый ученик работает со стихотворением по всему выбору). В конце занятия дается связный ответ по анализу стихотворения.
Вариант 2. Анализ осуществляется по предложенным учителем стихотворениям в.ходе беседы:
- Определите особенности лексики данного стихотворения. ~
- Каковы особенности эпитетов, встречающихся в данном стихотворении? Их характер и
функции. ''
- Определите функции глаголов. Обратите внимание на время, которое они обозначают.
- Найдите сравнения. Есть ли в них что-то необычное?
- Приведите примеры метафор. Их назначение в стихотворении. ‘
- Каким размером пользуется Тютчев? Почему использует этот размер?
Опыт показывает, что изучение особенностей поэтической системы Ф.И. Тютчева ведет учащихся к более глубокому осмыслению лирики поэта, его миропонимания, его авторского чувства. В целом система уроков по изучению лирики Ф.И. Тютчева складывается следующим образом:
- Первый урок - обзорный, на котором учащиеся получают представление о личности
поэта и его творчестве; ’’
- Второй урок посвящен анализу поэтики Ф.И. Тютчева;
- Третий - анализу отдельных стихотворений; ,
- Четвертый и пятый - тематические, на них рассматривается тема любви и философская лирика Ф.И. Тютчева. В целом такая система уроков приводит учащихся к пониманию, что поэтический мир в лирическом произведении - всегда субъективен, сотворенный автором, он так или иначе связан с личностью поэта, его собственным миром, хотя формы выражения этого мира у каждого будут различными.