Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАБЛЮДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CHILDREN / OBSERVATION / PERSONAL SPHERE / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мойсей Т.А., Токарев А.А.

Дошкольный возраст детей это - период, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования: это произвольность психических процессов, способность управлять своим поведением, а также изменения в самосознании, самооценке, представлениях о себе. Существенно меняется его образ Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии - способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. У ребенка появляются представления не только о том, какой он есть, но и том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PERSONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN USING OBSERVATION METHOD

Preschool age of children is a period when fundamentally new education appears in the child's psyche: it is the arbitrariness of mental processes, the ability to control their behavior, as well as changes in self-consciousness, self-esteem, self-image. Significantly changing his image Y. the Development and complexity of these formations creates to six years in favourable conditions for the development of reflection - the ability to recognize and realize their own purposes, the results obtained, the methods of their achievement, experiences, feelings and motives. The child has ideas about not only what he is, but also what he would like to be and what he would not like to become. This process is still in its infancy and has specific forms.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ»

5.https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-s-detmi-rannego-i-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou-2112833.html

УДК 373.2

Мойсей Т.А. воспитатель Токарев А.А. педагог-психолог ГБОУ Школа№ 1387 Россия, г. Москва ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Аннотация: Дошкольный возраст детей это - период, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования: это произвольность психических процессов, способность управлять своим поведением, а также изменения в самосознании, самооценке, представлениях о себе. Существенно меняется его образ Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии - способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. У ребенка появляются представления не только о том, какой он есть, но и том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы.

Ключевые слова: дети, наблюдение, личностная сфера, дошкольный возраст.

Moses T.A.

Educator GBOU School № 1387 g. Moscow Tokarev A.A.

Educational psychologist GBOU School№ 1387 g. Moscow

THE STUDY OF THE PERSONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN USING OBSERVATION METHOD

Abstract: Preschool age of children is a period when fundamentally new education appears in the child's psyche: it is the arbitrariness of mental processes, the ability to control their behavior, as well as changes in self-consciousness, self-esteem, self-image. Significantly changing his image Y. the Development and complexity of these formations creates to six years in favourable conditions for the development of reflection - the ability to recognize and realize their own purposes, the results obtained, the methods of their achievement, experiences, feelings and motives. The child has ideas about not only what he is, but also what

he would like to be and what he would not like to become. This process is still in its infancy and has specific forms.

Key words: children, observation, personal sphere, preschool age.

Исследовать личностную сферу дошкольника можно методом наблюдения. Это целенаправленное, организованное, фиксируемое определенным образом в протоколе наблюдения восприятие исследуемого объекта.

Цель данного наблюдения: изучение уровня развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за ребенком проводится в разных видах деятельности в течение месяца. В таблице ниже отражены параметры наблюдения и рекомендуемый вид деятельности на момент наблюдения.

Особенности организации заключаются в следующем: наблюдение должно проходить в естественных условиях, ребёнок не должен знать, что за ним наблюдают; допускается короткая беседа в случае, когда ребёнок заинтересован наблюдателем, как личностью (не зная, что второй является наблюдателем). Если ребёнок всё-таки понял, что за ним ведётся наблюдение, процедуру следует прекратить и продолжить её через 2-3 дня. Как показывает практика, в период наблюдения не рекомендуется использовать видеосъёмку, так как это отвлекает детей и возможны ошибочные результаты наблюдения. Наблюдение желательно вести каждый день от 20 до 60 минут в течение месяца.

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка_

Дата заполнения_

Заполнил: родитель, психолог, педагог (нужное подчеркнуть)

ФИО

Характер нарушения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Агрессивность физическая Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется

Скрытая Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый

Вербальная Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова

В виде угрозы Замахивается, но не ударяет, пугает других

В мимике Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки

Как реакция на ограничение Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие

Направленная на себя Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз

вспыльчивость В физических действиях Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть

В речи Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово

негативизм В физических действиях Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру

И отказы Отказывается даже от интересной деятельности

вербальный Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет

демонстративность В движениях Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии

Как ориентация на собственное состояние и поведение Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; дедая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

Обидчивость (эмоциональная неустой-чивость) Как реакция на препятствие Обижается при проигрыше в игре

В мимике Недовольное выражение лица, плачет

Реакция на оценку других Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

конфликтность Активная или реактивная Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Вследствие эгоцентризма Не учитывает желаний и интересов сверстников

Как недостаточность опыта Совместной деятельности, взаимоотношений

Вследствие трудности переключения Не уступает игрушек

Эмоциональная отгороженность Как центробежные тенденции Когда все дети вместе, стремится уединиться

И эмоциональная поглощенность деятельностью Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих

И особенности речевого поведения Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику

Как псевдоглухота Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на

шепотную

И особенности зрительного контакта Избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость Реакция на замечание Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении

В физических действиях и мимике Дурачится, передразнивает в движениях

нерешительность В социальных отношениях с другими Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявляется в речи Использует слова:»не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ

В физических действиях Боится прыгнуть с возвышения

Реакция на новизну В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной

Стархи Конкретные Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра

Реакция на новизну Боится входить в новое помещение

Социальные Страх новых людей в новой ситуации, старх публичного выступления, страх остаться одному

тревога В мимике Блуждающий, отстраненный взгляд

В речи В речи

В движениях В движениях

Во взаимоотношениях с другими Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому

скованность В движениях Двигательно скован

В речи Запинается в речи

Реакция на новизну Реакция на новизну

заторможенность В познавательной деятельности На знает чем заняться

В зрительном восприятии Бездеятельно смотрит по сторонам

В речи Говорит слишком тихо

Время реакции Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает

Эгоцентричность Как отношение к Считает, что все игрушки, все конфеты

себе для него

Во взаимоотношениях Считает, что все игрушки, все конфеты для него

В речи Часто использует местоимение «Я»

Избегание умственных усилий В условиях свободной деятельности Не смотрит мультики

На организованных занятиях Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

Дефицит внимания Сосредоточенность Смотрит по сторонам на занятии

В содержаниеи помощи ребенку Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия

В речи Условия выполнения задания и пр.

Двигательная расторможенность Особенности планирования действий Поспешно планирует собственные действия

Избыточный темп и количество действий Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала

Длительность сдерживания гиперактивности Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят

Длительность овладения состоянием Быстро возбуждается и медленно успокаивается

Речевая рассторможженность Громкость речи Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса

Темп речи Темп речи убыстрен, речь взахлеб

В социальных отношениях Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

Непонимание сложных словесных инструкций Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции

Непонимание сложных словесных инструкций Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

Застреваемость В движениях Рисует многократно повторяющиеся элементы

Во взаимоотно-шениях Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу

В речи Повторяет многократно одну и ту же фразу

На чувствах и эмоциях Застревает на обиде

Трудности переключения С трудом переключается и пр.

Работоспособность(умственная) Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия

Работоспособность (физическая) Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованносго занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности

Использованные источники:

1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/05/protokol-nablyudeniya-za-povedeniem-rebenka

2. ://www.b17.ru/article/124829/

3. https:// studfiles.net/preview/5576287/page: 5/

4. http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/31-psixodiagnostika-v-detskom-sadu/1213 -sxema-nablyudeniya-za-povedeniem-rebenka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.