Р.Ф. Мирхасанов
Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами Государственного специализированного института искусств
Статья посвящена положительным изменениям в композиционных и живописных работах студентов ГСИИ при изучении курса «Формальная композиция и абстрагирование». В статье обращается внимание на необходимость параллельного изучения предметов «Формальная композиция и абстрагирование» и «Копирование». Приведены конкретные методические приемы.
Ключевые слова: образовательный процесс, инклюзивное образование, профессиональное художественное образование, учебное копирование, композиционное средство.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Курс «Формальная композиция и абстрагирование» является пока еще новым для художественных вузов, т.к. он не входит в базовую (обязательную) часть учебных циклов. В Г осударственном специализированном институте искусств (ГСИИ) студенты 3 и 4 курсов мастерской станковой живописи изучают курс «Формальная композиция и абстрагирование» в качестве вариативной (профильной) части учебных циклов.
В ГСИИ обучаются студенты-инвалиды с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в смешанных группах (инклюзивное обучение). На изучение курса необходимо 120 часов аудиторных и 30 часов самостоятельной работы. Цель программы, по мнению составителя, члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника РСФСР Олега Николаевича Лошакова, состоит в том, чтобы студент художественного вуза на основе своей практической работы начал разбираться в достижениях изобразительного искусства XX в., которые обогатили повседневную практику современных худож-ников-живописцев. Результаты этих достижений до последнего времени не были введены в контекст образовательного процесса при воспитании художников-станковистов, что стало определенной преградой при подготовке современного молодого художника, который не может в своей творческой практике ни игнорировать, ни использовать в полной мере богатый опыт формализма в искусстве XX в.
Мне удалось поработать по этой замечательной программе со студентами мастерской Олега Николаевича Лошакова. Хотелось бы добавить, что абстрагирование и формальную композицию можно изучать не только по живописным произведениям XX столетия. П.Ф. Никоновым, Ю.А. Шишковым и Н.И. Андроновым я был воспитан в том убеждении, что настоящими «формалистами» можно считать старых мастеров. Именно на примере таких величайших художников, как Эль Греко, Тициан, Ян Вермеер Дельфтский, Сурбаран, Рембрандт, на примере иконописи Рублева и стенописи Дионисия можно и нужно объяснять студентам абстрагирование в живописи и формальную сторону живописи. «Абстракция составляет 50% любой реалистичной живописной станковой или монументальной работы. А 50% - письмо с натуры», - говорил в 2003 г. на обсуждении дипломных работ студентов Института им. В.И. Сурикова пейзажист, руководитель мастерской В.М. Сидоров. «Модуль», «линейная пластика», «акцент», «пятно», «ритм», «симметрия и асимметрия», «энергия цвета», «архитектоника» - общие термины в композиции архитектурной, в скульптуре, живописи, графике. Необходимо говорить со студентами о «рельефе Н. пуссена» и «цветовом рельефе п. Сезанна» в живописи, об архитектонике в композиции.
Остановимся подробнее на нескольких заданиях, выполнявшихся студентами в рамках курса «Формальная композиция и абстрагирование» и «копирование».
Задание № 4 (8 часов). Выполнить натюрморт декоративно (плоско) по цвету на основе другого этюда (выполненного приближенно к натуре).
Натюрморт должен быть поставлен преподавателем на дополнительных цветах. педагог предлагает студенту провести работу над развитием цветовых и тональных отношений в этюде натюрморта, а затем сделать декоративный вариант этюда, удерживая основные цветовые пятна на плоскости картины (при этом желательно, чтобы натурный мотив, послуживший основой для этого задания, оставался доступен студенту для наблюдения).
Считаю, что в качестве самостоятельной работы можно выполнить «вольную» копию работ. Например, «красные рыбки» А. Матисса, «Девушка с перламутровой сережкой» Вермеера Дельфтского. Обращено внимание студентов на следующие моменты:
1) гармония и красота дополнительных цветов натюрморта А. Матисса и портрета Вермеера Дельфтского;
2) плотность звучных, а не глухих цветов;
3) красота чуть наклоненных вертикалей «большой тени» корпуса и головы, вертикальных складок на плече, на головном уборе в портрете работы Вермеера;
4) центробежное движение в картине Анри Матисса, начинающееся от малого круга, образованного плавающими красными рыбками, и переходящее, благодаря «отголоскам» круга в ажурных деталях мебели и окружности стеклянного сосуда, на дальние участки холста.
после выполнения этого задания стало заметно, что живописные работы студентов стали крепче «сшиты» в плане композиции. Студенты-живописцы учатся работать вдумчивее, серьезнее с компоновкой в холст, задумываться об обрезах, производимых краями холста. Студенты должны компоновать грамотно (в формате), а не перекраивали формат под живопись. Студенты учатся ограничивать красочную палитру, относиться к ней вдумчиво. Живопись в работах становится «собранной», цельной, не пестрит. Экономное, разумное отношение к палитре красок дает знание технологии живописи. Студент понимает ценность сложной, активной по цвету, «плотной» живописи.
Задание № 9 (10 часов). Сделайте самостоятельно постановку (натюрморт) для выполнения этюда и попытайтесь работать в той формальной системе, которая отличает произведения художника, оставившего значительный след в мировой живописи.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
В качестве выбора подхода к данной работе можно выбрать работы Рембрандта. Внимание студентов обращено на следующее:
1) три стадии выполнения данного натюрморта;
2) необходимость пастозной подготовки световых частей;
3) возможность нанесения лессировки флейцем, а снятие излишков тона - ладонью, тряпкой, хлебным мякишем;
4) перечень лессировочных и полулессировочных красок;
5) лаки и растворители.
Живопись студентов становится разнообразной в техническом плане. Студенты применяют лессировки и полулессировки, работают пастозно и впротирку, пальцами, тряпками, мастихином. Используют подкладку цветом. Студенты приучаются вести работу методично (поэтапно), грамотно. Рост ремесленных знаний и практических навыков увеличивается благодаря одновременным занятиям копированием старых мастеров. Осваивая богатство и разнообразие живописного языка и различные подходы в создании живописного холста (Рембрандт, П. Сезанн, А. Матисс и др.), студенты более творчески подходят к выполнению учебной натурной работы.
Задание № 16 (8 часов, 4 часа самостоятельной работы для завершения задания). Работайте над плоскостным цветом и одновременно над ритмом, композиционными соотношениями цветовых пятен на плоскости картины, над геометрической основой формы предметов, добиваясь при этом, чтобы в обобщенной, абстрагированной форме, в максимальной степени достигать передачи своего впечатления от натуры. (Натура обязательно должна быть в процессе работы).
В качестве самостоятельной работы домашней работы можно предложить выполнить графический анализ работы Д. Веласкеса «Менины». при этом студенты должны обратить внимание на следующие моменты:
1) композиционная новизна решения портрета Филиппа IV;
2) пирамидальная по очертаниям фигура инфанты Маргариты, которой вторят диагонали правой и левой женских фигур;
3) «нанизанные» на диагональ фигурки короля Филиппа IV, присевшей в церемониальном поклоне дамы и карлика;
4) «кулиса» слева в виде холста на подрамнике, «пробитая» справа вертикаль стены.
Из композиций студентов исчезают штампы и избитые приемы. До этих занятий в композициях часто изображались одинокие фигуры мужчин или женщин в городской или пейзажной среде. Фигуры придвигались к переднему плану, располагались чаще всего в нижней части горизонтального холста, главным героем обычно был одинокий молодой
человек или инвалид с тростью в руке, окруженный враждебным городом, людьми. На примере работ старых мастеров студентам показывается необходимость обращения к темам современным, позитивным. Совместно с преподавателем и самостоятельно выполняются графические (линия и тон) анализы композиций живописных работ лучших образцов мировой живописи.
Пользуясь услугами сурдопереводчика, перевести на язык жестов специфические слова и термины невозможно. Таким образом, появляется необходимость в создании наглядных пособий, обладающих кратким текстом и схематически иллюстрирующих материал из шедевров живописи. Поэтому для студентов были созданы краткие описания наиболее общеупотребительных терминов живописной школы.
Хочу обратить внимание, что одновременно с теоретическим материалом, который дается студентам по курсу «Формальная композиция и абстрагирование», полагаю, необходимо работать с ними практически по курсу «Копирование», это крайне полезно будущим живописцам, графикам, архитекторам и дизайнерам. Считаю, что у студентов происходит рост профессионализма в живописи и композиции под воздействием работы по данной программе. Работа в плане выполнения копирования обогащает их технологическими знаниями, а работа по программе «Формальная композиция и абстрагирование» дает багаж практических и теоретических знаний по истории изобразительного искусства, вооружает различными подходами к выполнению живописной, композиционной работы.
Библиографический список
1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.
2. Лошаков О.Н. Рабочая учебная программа дисциплины «Формальная композиция и абстрагирование». М., 2009.
3. Лошаков О.Н. Рабочая учебная программа дисциплины «Копирование и практика копирования». М., 2009.
4. Мосина В.Р. Новое стратегическое мышление в развитии систем художественного образования высшей школы // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2010. № 1. С. 66-70.
Педагогика и психология