Научная статья на тему 'Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами государственного специализированного института искусств'

Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами государственного специализированного института искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ КОПИРОВАНИЕ / КОМПОЗИЦИОННОЕ СРЕДСТВО / EDUCATIONAL PROCESS / COPYING / ARCHITECTONICS / LEARNING CYCLE / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / VISUAL AID / ART-THERAPY / COMPOSITIONAL TOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирхасанов Рустем Фаритовоч

Статья посвящена положительным изменениям в композиционных и живописных работах студентов Гсии при изучении курса «Формальная композиция и абстрагирование». В статье обращается внимание на необходимость параллельного изучения предметов «Формальная композиция и абстрагирование» и «копирование». Приведены конкретные методические приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирхасанов Рустем Фаритовоч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the course «Formal composition and abstraction» by the students of the Specialized State Institute of Arts

The article is devoted to positive changes in compositional and pictorial works of the students Disabled Specialized State Institute of Arts in the study of the course «Formal Composition and Abstraction». The article draws attention to the need for a parallel study of such courses as «Formal Composition and Abstraction» and «Copying». The author provides certain methodological tools.

Текст научной работы на тему «Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами государственного специализированного института искусств»

Р.Ф. Мирхасанов

Изучение курса «Формальная композиция и абстрагирование» студентами Государственного специализированного института искусств

Статья посвящена положительным изменениям в композиционных и живописных работах студентов ГСИИ при изучении курса «Формальная композиция и абстрагирование». В статье обращается внимание на необходимость параллельного изучения предметов «Формальная композиция и абстрагирование» и «Копирование». Приведены конкретные методические приемы.

Ключевые слова: образовательный процесс, инклюзивное образование, профессиональное художественное образование, учебное копирование, композиционное средство.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Курс «Формальная композиция и абстрагирование» является пока еще новым для художественных вузов, т.к. он не входит в базовую (обязательную) часть учебных циклов. В Г осударственном специализированном институте искусств (ГСИИ) студенты 3 и 4 курсов мастерской станковой живописи изучают курс «Формальная композиция и абстрагирование» в качестве вариативной (профильной) части учебных циклов.

В ГСИИ обучаются студенты-инвалиды с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в смешанных группах (инклюзивное обучение). На изучение курса необходимо 120 часов аудиторных и 30 часов самостоятельной работы. Цель программы, по мнению составителя, члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника РСФСР Олега Николаевича Лошакова, состоит в том, чтобы студент художественного вуза на основе своей практической работы начал разбираться в достижениях изобразительного искусства XX в., которые обогатили повседневную практику современных худож-ников-живописцев. Результаты этих достижений до последнего времени не были введены в контекст образовательного процесса при воспитании художников-станковистов, что стало определенной преградой при подготовке современного молодого художника, который не может в своей творческой практике ни игнорировать, ни использовать в полной мере богатый опыт формализма в искусстве XX в.

Мне удалось поработать по этой замечательной программе со студентами мастерской Олега Николаевича Лошакова. Хотелось бы добавить, что абстрагирование и формальную композицию можно изучать не только по живописным произведениям XX столетия. П.Ф. Никоновым, Ю.А. Шишковым и Н.И. Андроновым я был воспитан в том убеждении, что настоящими «формалистами» можно считать старых мастеров. Именно на примере таких величайших художников, как Эль Греко, Тициан, Ян Вермеер Дельфтский, Сурбаран, Рембрандт, на примере иконописи Рублева и стенописи Дионисия можно и нужно объяснять студентам абстрагирование в живописи и формальную сторону живописи. «Абстракция составляет 50% любой реалистичной живописной станковой или монументальной работы. А 50% - письмо с натуры», - говорил в 2003 г. на обсуждении дипломных работ студентов Института им. В.И. Сурикова пейзажист, руководитель мастерской В.М. Сидоров. «Модуль», «линейная пластика», «акцент», «пятно», «ритм», «симметрия и асимметрия», «энергия цвета», «архитектоника» - общие термины в композиции архитектурной, в скульптуре, живописи, графике. Необходимо говорить со студентами о «рельефе Н. пуссена» и «цветовом рельефе п. Сезанна» в живописи, об архитектонике в композиции.

Остановимся подробнее на нескольких заданиях, выполнявшихся студентами в рамках курса «Формальная композиция и абстрагирование» и «копирование».

Задание № 4 (8 часов). Выполнить натюрморт декоративно (плоско) по цвету на основе другого этюда (выполненного приближенно к натуре).

Натюрморт должен быть поставлен преподавателем на дополнительных цветах. педагог предлагает студенту провести работу над развитием цветовых и тональных отношений в этюде натюрморта, а затем сделать декоративный вариант этюда, удерживая основные цветовые пятна на плоскости картины (при этом желательно, чтобы натурный мотив, послуживший основой для этого задания, оставался доступен студенту для наблюдения).

Считаю, что в качестве самостоятельной работы можно выполнить «вольную» копию работ. Например, «красные рыбки» А. Матисса, «Девушка с перламутровой сережкой» Вермеера Дельфтского. Обращено внимание студентов на следующие моменты:

1) гармония и красота дополнительных цветов натюрморта А. Матисса и портрета Вермеера Дельфтского;

2) плотность звучных, а не глухих цветов;

3) красота чуть наклоненных вертикалей «большой тени» корпуса и головы, вертикальных складок на плече, на головном уборе в портрете работы Вермеера;

4) центробежное движение в картине Анри Матисса, начинающееся от малого круга, образованного плавающими красными рыбками, и переходящее, благодаря «отголоскам» круга в ажурных деталях мебели и окружности стеклянного сосуда, на дальние участки холста.

после выполнения этого задания стало заметно, что живописные работы студентов стали крепче «сшиты» в плане композиции. Студенты-живописцы учатся работать вдумчивее, серьезнее с компоновкой в холст, задумываться об обрезах, производимых краями холста. Студенты должны компоновать грамотно (в формате), а не перекраивали формат под живопись. Студенты учатся ограничивать красочную палитру, относиться к ней вдумчиво. Живопись в работах становится «собранной», цельной, не пестрит. Экономное, разумное отношение к палитре красок дает знание технологии живописи. Студент понимает ценность сложной, активной по цвету, «плотной» живописи.

Задание № 9 (10 часов). Сделайте самостоятельно постановку (натюрморт) для выполнения этюда и попытайтесь работать в той формальной системе, которая отличает произведения художника, оставившего значительный след в мировой живописи.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

В качестве выбора подхода к данной работе можно выбрать работы Рембрандта. Внимание студентов обращено на следующее:

1) три стадии выполнения данного натюрморта;

2) необходимость пастозной подготовки световых частей;

3) возможность нанесения лессировки флейцем, а снятие излишков тона - ладонью, тряпкой, хлебным мякишем;

4) перечень лессировочных и полулессировочных красок;

5) лаки и растворители.

Живопись студентов становится разнообразной в техническом плане. Студенты применяют лессировки и полулессировки, работают пастозно и впротирку, пальцами, тряпками, мастихином. Используют подкладку цветом. Студенты приучаются вести работу методично (поэтапно), грамотно. Рост ремесленных знаний и практических навыков увеличивается благодаря одновременным занятиям копированием старых мастеров. Осваивая богатство и разнообразие живописного языка и различные подходы в создании живописного холста (Рембрандт, П. Сезанн, А. Матисс и др.), студенты более творчески подходят к выполнению учебной натурной работы.

Задание № 16 (8 часов, 4 часа самостоятельной работы для завершения задания). Работайте над плоскостным цветом и одновременно над ритмом, композиционными соотношениями цветовых пятен на плоскости картины, над геометрической основой формы предметов, добиваясь при этом, чтобы в обобщенной, абстрагированной форме, в максимальной степени достигать передачи своего впечатления от натуры. (Натура обязательно должна быть в процессе работы).

В качестве самостоятельной работы домашней работы можно предложить выполнить графический анализ работы Д. Веласкеса «Менины». при этом студенты должны обратить внимание на следующие моменты:

1) композиционная новизна решения портрета Филиппа IV;

2) пирамидальная по очертаниям фигура инфанты Маргариты, которой вторят диагонали правой и левой женских фигур;

3) «нанизанные» на диагональ фигурки короля Филиппа IV, присевшей в церемониальном поклоне дамы и карлика;

4) «кулиса» слева в виде холста на подрамнике, «пробитая» справа вертикаль стены.

Из композиций студентов исчезают штампы и избитые приемы. До этих занятий в композициях часто изображались одинокие фигуры мужчин или женщин в городской или пейзажной среде. Фигуры придвигались к переднему плану, располагались чаще всего в нижней части горизонтального холста, главным героем обычно был одинокий молодой

человек или инвалид с тростью в руке, окруженный враждебным городом, людьми. На примере работ старых мастеров студентам показывается необходимость обращения к темам современным, позитивным. Совместно с преподавателем и самостоятельно выполняются графические (линия и тон) анализы композиций живописных работ лучших образцов мировой живописи.

Пользуясь услугами сурдопереводчика, перевести на язык жестов специфические слова и термины невозможно. Таким образом, появляется необходимость в создании наглядных пособий, обладающих кратким текстом и схематически иллюстрирующих материал из шедевров живописи. Поэтому для студентов были созданы краткие описания наиболее общеупотребительных терминов живописной школы.

Хочу обратить внимание, что одновременно с теоретическим материалом, который дается студентам по курсу «Формальная композиция и абстрагирование», полагаю, необходимо работать с ними практически по курсу «Копирование», это крайне полезно будущим живописцам, графикам, архитекторам и дизайнерам. Считаю, что у студентов происходит рост профессионализма в живописи и композиции под воздействием работы по данной программе. Работа в плане выполнения копирования обогащает их технологическими знаниями, а работа по программе «Формальная композиция и абстрагирование» дает багаж практических и теоретических знаний по истории изобразительного искусства, вооружает различными подходами к выполнению живописной, композиционной работы.

Библиографический список

1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

2. Лошаков О.Н. Рабочая учебная программа дисциплины «Формальная композиция и абстрагирование». М., 2009.

3. Лошаков О.Н. Рабочая учебная программа дисциплины «Копирование и практика копирования». М., 2009.

4. Мосина В.Р. Новое стратегическое мышление в развитии систем художественного образования высшей школы // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2010. № 1. С. 66-70.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.