_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 1
Багандова Гулаймат Хайруллаевна
к.пс.н., старший преподаватель ДГПУ, г. Махачкала, РФ E-mail: bgulaymat@mail.ru Ибрагимова Лейла Алиевна к.пс.н., старший преподаватель ДГПУ, г. Махачкала, РФ E-mail: leila8876@mail.ru
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация
В последнее время в системе образования все больше внимания уделяется проблеме развития профессиональной компетентности. Высокоразвитая коммуникативная компетентность учителя позволяет им решать вопросы по оптимизации коммуникационных процессов, справляться с трудностями в профессиональной деятельности.
Ключевые слова:
компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникационные процессы, профессиональные
коммуникативные навыки.
Происходящие изменения в образовании приводят к качественным изменениям в содержании учебно-воспитательного процесса. Все большее значение придают повышению психологической компетентности педагогов. Развитие профессиональной компетентности, является основным направлением работы учителя, способного умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся знания к овладению ими способностями к активному действию.
Под компетентностью чаще понимается интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коммуникативной компетентности педагогов показывает, какой огромный вклад внесли отечественные ученые такие, как Б.Г. Ананьев, Ю.И. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Трофимова и др.
Отечественные исследователи компетентностного подхода в образовании выделяют социально-психологическую компетентность в области процессов общения как один из видов профессионально-педагогической компетентности. В исследованиях коммуникативной компетентности педагогов чаще всего анализу подвергались коммуникативные навыки и умения педагога. Однако недостаточно исследований коммуникативной компетентности педагога, изучаемых в комплексе всех ее структурных компонентов. Данный подход нашло применение и развитие и в работах зарубежных ученых. Сегодня, реализуя компетентностный подход, мы опираемся на опыт зарубежных ученых, адаптируя его к российским традициям и потребностям.
И.А. Зимняя, Л.М. Митина и др. продолжают всестороннее рассмотрение компетентностного подхода и наиболее целесообразным в их подходе к рассмотрению этого понятия является акцентирование внимания на коммуникативном аспекте деятельности педагога, выделяя деятельностную и коммуникативную подструктуры. [2; 5]
Коммуникативная компетенция педагога - это интегративное качество личности, предусматривающее знания и навыки, необходимые для эффективного социального взаимодействия с целью передачи и взаимного обмена информацией, установлением контактов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Профессиональная коммуникативная компетентность формируется на базе общей коммуникативной компетентности и определяет эффективность общения и деятельности в целом. Профессиональную компетентность определяет избирательность коммуникативных интересов, специфика делового общения. Постепенно профессиональная коммуникативная компетентность и профессиональные коммуникативные навыки становятся для молодого педагога значимыми в педагогической практике. Низкий уровень развития общей коммуникативной компетентности не позволяет педагогу реализовываться в межличностном общении, разных уровней, что ведет к проблемам и в профессиональной сфере и личностную неудовлетворенность.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выяснили, что для успешной реализации педагогом системно-деятельностного и личностно-ориентированнного подходов необходим высокий уровень коммуникации, коммуникативной компетенции педагогов. В деятельностном подходе Л.Я. Петровской коммуникативная компетентность понимается как совокупность навыков и умений, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. [7]
По данным О.И. Муравьевой одной из наиболее признанных эмпирических моделей коммуникативной компетентности педагога является модель М. Аргайла. По мнению автора М. Аргайл и его сотрудники, используя подход Р. Харре, попытались построить свою модель на основе четких критериев. Так, опираясь на экспериментальные данные, в качестве меры эффективности были взяты три основных критерия: статус индивида в группе, эффективное лидерство и социальная адаптивность. [6]
Ю.Н. Емельянов понимает под коммуникативной компетентностью "развивающийся целостный жизненный опыт, осознанный и упорядоченный индивидом". По мнению автора способы повышения коммуникативной компетентности нужно искать не в поведенческих умениях и навыках, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей. [1]
В своих исследованиях И.Н. Зотова комплексно исследовав коммуникативную компетентность педагога, представила коммуникативная компетентность как комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационного, когнитивного и поведенческого. Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребность в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, а также ценности и цели общения. В когнитивный компонент входят эмпирические знания о взаимоотношениях людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения. На поведенческом уровне - это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения. [3]
В своем исследовании Л.А. Ибрагимова отмечает, «конфликтологическая подготовка относится к социальной компетентности, включает в себя свойства перцептивной, коммуникативной, межличностной и управленческой компетентности, реализует прикладные аспекты специальной профессиональной деятельности». [4, с.143]
Выявлено, что педагоги, обладающие высокоразвитой коммуникативной компетентностью, как правило, наилучшим образом справляются с трудностями, возникающими в деловом взаимодействии. Они успешно решают задачи оптимизации коммуникационных процессов в организации, формирования доверительных деловых отношений, комфортных морально - психологических условий деятельности. Список использованной литературы:
1. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. - Л., 1991. - 106с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003.№ 5. С. 34-42.
3. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации подростков в условиях информатизации общества // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХ1 века». - Кисловодск, 2006. - 109 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
4. Ибрагимова Л.А. Профессиональная компетентность и психолого-педагогическая подготовка //Актуальные вопросы науки: Международная научно - практическая конференция.- Москва: Издательство «Спутник», 2015. - 206 с.
5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 29.
6. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: Учебник. - Томск: Томский государственный университет, 2003. - 118 с.)
7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
© Багандова Г.Х., Ибрагимова Л.А., 2016
УДК 316.6
Бондаренко Анастасия Олеговна
студентка 2 курса факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация Кудинова Анна Ивановна студентка 2 курса факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация Петрова Наталия Павловна доцент кафедры педагогики и психологии факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация
КОНФЛИКТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Аннотация
В статье рассмотрены проблемы конфликтности в молодёжной среде, в ВУЗе и с преподавателями. В ходе написания работы, были проведены соответствующие исследования. Так же были сделаны выводы: студенты адекватно оценивают конфликтную ситуацию и винят себя в ее возникновении. Так же было выявлено, что наличие в группе людей девиантного индивида может способствовать появлению социального конфликта в молодёжной среде.
Ключевые слова
Конфликты, молодежная среда, поведение, межличностные отношения, студенты.
Проблемы конфликтности актуальна и в науке, и в межличностных отношениях. Конфликтам подвержено общество в целом, особенно интересны для наблюдения конфликты в молодёжной среде. Митрофаненко В.В. выделяет несколько видов молодежных конфликтов: межпоколенные, межгрупповые, межличностные молодежные конфликты [3, ^ 21]. Наиболее сложные - это межпоколенные конфликты. В их основе лежит столкновение ценностей разных поколений. Межгрупповые конфликты возникают между