МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
4. Ибрагимова Л.А. Профессиональная компетентность и психолого-педагогическая подготовка //Актуальные вопросы науки: Международная научно - практическая конференция.- Москва: Издательство «Спутник», 2015. - 206 с.
5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 29.
6. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: Учебник. - Томск: Томский государственный университет, 2003. - 118 с.)
7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
© Багандова Г.Х., Ибрагимова Л.А., 2016
УДК 316.6
Бондаренко Анастасия Олеговна
студентка 2 курса факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация Кудинова Анна Ивановна студентка 2 курса факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация Петрова Наталия Павловна доцент кафедры педагогики и психологии факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация
КОНФЛИКТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Аннотация
В статье рассмотрены проблемы конфликтности в молодёжной среде, в ВУЗе и с преподавателями. В ходе написания работы, были проведены соответствующие исследования. Так же были сделаны выводы: студенты адекватно оценивают конфликтную ситуацию и винят себя в ее возникновении. Так же было выявлено, что наличие в группе людей девиантного индивида может способствовать появлению социального конфликта в молодёжной среде.
Ключевые слова
Конфликты, молодежная среда, поведение, межличностные отношения, студенты.
Проблемы конфликтности актуальна и в науке, и в межличностных отношениях. Конфликтам подвержено общество в целом, особенно интересны для наблюдения конфликты в молодёжной среде. Митрофаненко В.В. выделяет несколько видов молодежных конфликтов: межпоколенные, межгрупповые, межличностные молодежные конфликты [3, с. 21]. Наиболее сложные - это межпоколенные конфликты. В их основе лежит столкновение ценностей разных поколений. Межгрупповые конфликты возникают между
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
молодежными группировками (основаны на разделении лидирующих позиций). А вот межличностные конфликты - это конфликты между индивидами (в основе лежат объективные и субъективные причины). Молодежную среду как предмет изучают различные общественные дисциплины [2, с. 9]. Молодежь - это большая социальная группа, которая имеет свои особенные социальные и психологические черты. Для молодежи характерна эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, неумение решать даже несложные конфликты. Самое главное в изучении молодежных конфликтов - это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность
личности, включенной в определенную социальную группу [1, с. 215]. Можно выделить некоторые причины конфликтов в молодёжной среде. К ним относится: социальное неравенство; желание самоутвердиться (стать "взрослым"); недостаточный жизненный опыт в решении конфликтных ситуаций; невысокий социальный статус. Молодежи свойственно подражание, поэтому появление одного девиантного индивида в группе может привести к возникновению крупного социального конфликта в молодёжной среде.
Актуально изучение проблемы конфликтных взаимоотношений в высшем учебном заведении в связи с важностью этого периода для формирования личности профессионала. Вузы переживают непростые времена, которые обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования: ухудшается материальная и техническая база высших учебных заведений; снижается социальный статус преподавателя; идет отток академических и вузовских учёных за рубеж.
Все это отрицательно действует на морально-психологическую обстановку в вузовской среде, способствует появлению различных конфликтов. Возникновение конфликтов между студентами и между преподавателями и студентами часто связано со снижением мотивационной составляющей преподавательской и учебной деятельности.
Специфика конфликтов типа "преподаватель-студент" (в отличие от конфликтов типа "учитель-ученик") заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает "заказчиком" типа образования и способен осознанно оценивать "предлагаемый ему товар". Характерные причины возникновения конфликтных ситуаций между преподавателем и студентом: разное ценностное ориентирование; невоспитанность в общении друг с другом; разные ожидания сторон; недостаточный уровень профессионализма, низкая учебная успеваемость студента.
Зачастую проблемы между преподавателем и студентом возникают из-за того, что студент недоволен способом передачи информации со стороны преподавателя и качеством преподаваемых знаний. Преподаватели указывают на следующие причины незаинтересованности студентов в обучении: ленивое отношение к учебе, нежелания выполнять задания; низкая подготовка студентов при поступлении, отсутствие самостоятельного осмысления полученного материала; нежелание вести самостоятельную учебную деятельность, неправильный выбор будущий профессии.
Причины межличностных конфликтов между студентами: неадекватная оценка личностных качеств; разные ценности; внутренний конфликт человека с самим собой; невоспитанность; зависть к отличным результатом другого студента. Также причинами конфликтов может быть дезадаптация, т. е. нарушение приспособительного поведения индивида к среде и нормам общественной жизни. Показатели дезадаптации - это недифференцированность целей и видов деятельности человека, сужение круга общения и решаемых проблем, неприятие норм и ценностей социальной среды, несогласие, сопротивление, конфликтность, агрессия, самозащита [4, с.144].
Общения без конфликтов, как такового, не существует. Существуют объективные и субъективные причины появления конфликта. Первые дают потенциальную возможность для появления конфликта. Например, освободившаяся должность старосты группы может стать причиной молодежного конфликта между студентами, если оба претендуют на этот пост. Вторые связаны с различиями социальных, психологических, мировоззренческих, духовных, физиологических особенностей молодёжи.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Подобные факторы в большинстве случаев задают динамику формирования и разрешения конфликтов в молодёжной среде и их последствия. Конфликты нельзя каким-то образом предотвратить, их можно изучить и держать под контролем.
Данное исследование, посвященное исследованию конфликтов между преподавателями и студентами в вузе, может помочь студенту и преподавателю понимать, почему же возникают конфликты и как ими управлять. Цель нашего исследования - поиск ответов на вопросы: как воспринимаются конфликтные ситуации студентами, всегда ли становится ли конфликт источником негативных эмоций, каковы причины возникновения конфликтов в молодёжной среде.
В обследовании участвовали студенты второго курса факультета управления Кубанского государственного аграрного университета в количестве 100 респондентов, из них 30 юношей и 70 девушек в возрасте 19-20 лет. Опрошенные студенты практически каждый день общаются между собой, и за это время в их среде нередко возникали межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, а также конфликты с преподавателями университета.
Применялось два опросника. Первый состоял из утверждений, касающихся конфликтных ситуаций, которые нужно было ранжировать. С помощью следующего опросника определялись особенности взаимосвязи самооценки студента и конфликтности
Результаты исследования конфликтности показали: для большинства студентов главной причиной конфликтов с преподавателями и студентов между собой является грубость и хамство (30%), затем следует отсутствие интереса к преподаваемому предмету (17%), выделена такая важная причина, как унижение как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов -одногруппников.
Исследование самооценки показало: большинство студентов имеют адекватную самооценку и прислушиваются к мнению других и они же (около 90%) указывают, что выдерживают корректный тон в споре, тактичность. Именно среди них те (52%) уклоняются от спора. Это означает, что молодые люди с адекватной самооценкой не хотят портить отношения с окружающими. Те 23%, которые готовы к конфликту с окружающими, имеют ситуативную самооценку, они выбрали ответ "рвусь в спор". 25% опрошенных придерживаются нейтрального поведения при возникновении спорной ситуации, реакция зависит от конкретной ситуации, места и причины спора.
Т.О., студенты одновременно уважительны к старшим и критичны к другим студентам: при возникновении конфликтных отношений с преподавателями, как правило, винят в этом других студентов. При возникновении конфликтов в студенческой среде ответственность за них перекладываются на других, которые не такие «корректные, тактичные, нейтральные, спорщики». Уровень самооценки связан с выбором поведения в конфликте. Исследование показывает, что становление такого важного качества как ответственность за свои поступки находится у студентов в процессе становления.
Список использованной литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. / М. Андреева. - 5-е изд., Испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2011
2. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие/ Н.Ф. Басов [и др.].— М.: Дашков и К, 2015
3. Митрофаненко В. В. Магистерская программа «Технологии реализации молодёжной политики в сфере права, труда и образования». Магистратура / В. В. Митрофаненко .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015
4. Петрова, Н.П. Специальная воспитательная работа в вузе как способ социально -психологической адаптации студентов -иностранцев / Н.П. Петрова//Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно -практической конференции. -Уфа, 2015. С. 143 -146.
© Бондаренко А.О., Кудинова А.И., Петрова Н.П. 2016