Научная статья на тему 'Изучение качества жизни среди подростков (на примере г. Оренбурга)'

Изучение качества жизни среди подростков (на примере г. Оренбурга) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПОДРОСТКИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / LIFE QUALITY / TEENS / STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калинина Екатерина Алексеевна, Перепелкина Наталья Юрьевна, Ефимова Светлана Викторовна

В статье представлены результаты исследования показателей качества жизни у городских подростков (девочек 15-17 лет и юношей 18 лет), имеющих I-III группы здоровья. В качестве инструмента исследования выбраны русифицированные версии международных опросников PedsQL и МОS SF-36. Установлено, что суммарный балл всех шкал качества жизни девочек и юношей подросткового возраста был одинаковым и составил 76 баллов. Однако выявлены различия, которые обусловлены более низкими значениями эмоционального функционирования у подростков женского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинина Екатерина Алексеевна, Перепелкина Наталья Юрьевна, Ефимова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of life quality of teenagers of male and female sex (by the example of Orenburg)

The articles gives results of the studying of the life quality among teens (girls 15-17 years old and boys 18 y.o.) who had I-III group health. We used russified versions of PedsQL and МОS SF-36 forms for the research. We defined that the summary point of all life quality scales among teens was the same and made 76. However we saw the difference due to the low importance of emotional functioning among teen-girls.

Текст научной работы на тему «Изучение качества жизни среди подростков (на примере г. Оренбурга)»

УДК 614.2:61-053.6

ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

(НА ПРИМЕРЕ г. ОРЕНБУРГА)

Е.А. Калинина, НЮ. Перепелкина, С.В. Ефимова,

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

Калинина Екатерина Алексеевна - e-mail: kalina1957@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования показателей качества жизни у городских подростков (девочек 15-17 лет и юношей 18 лет), имеющих I-III группы здоровья. В качестве

инструмента исследования выбраны русифицированные версии международных опросников PedsQL и МОS SF-36. Установлено, что суммарный балл всех шкал качества жизни девочек и юношей подросткового возраста был одинаковым и составил 76 баллов. Однако выявлены

различия, которые обусловлены более низкими значениями эмоционального функционирования у подростков женского пола.

Ключевые слова: качество жизни, подростки, состояние здоровья.

The articles gives results of the studying of the life quality among teens (girls 15-17 years old and boys 18 y.o.) who had I-III group health. We used russified versions of PedsQL and МОS SF-36 forms for the research. We defined that the summary point of all life quality scales among teens was the same and made 76. However we saw the difference due to the low importance of emotional functioning among teen-girls.

Key words: life quality, teens, state of health.

Оценка качества жизни (КЖ), выполненная среди здоровых подростков, позволяет осуществлять разработку показателей, которые могут служить своего рода региональным нормативом параметров КЖ. Знание оптимальных значений КЖ необходимо для выявления детей с низкими показателями, т. е. групп риска, а также для проведения их дальнейшего углубленного обследования, установления закономерностей изменения КЖ при развитии заболеваний. При этом комплексный подход к проблеме подразумевает не только оценку непосредственно КЖ, но и выявление факторов, влияющих на него (биологических, медицинских, социальных, психологических и др.). Таким образом, мониторинг КЖ может стать наиболее простым, дешёвым и массовым методом скрининговой диагностики и основой для разработки новых подходов к профилактике различных заболеваний [1].

Цель исследования: изучить КЖ девушек и юношей подросткового возраста, проживающих в г. Оренбурге.

Материалы и методы

В ходе настоящих исследований были применены социологический, аналитический и статистический методы исследования.

Определение КЖ проведено среди 200 девочек в возрасте 15-17 лет и их родителей с использованием международного опросника Pediatric Quality of Life Inventory - PedsQL™4.0 [2]. Девочки-подростки заполняли опросник самостоятельно, под наблюдением исследователя. Обязательным условием было раздельное заполнение анкет респондентами и их родителями во избежание взаимного влияния на ответы друг друга. После перекодировки ответов вычислялись показатели КЖ по следующим шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), жизнь в школе (ШФ). Процедура шкалирования проведена по специальной компьютерной программе PedsQL, общее количество баллов рассчитано по 100-балльной шкале на базе лаборатории медицинского обеспечения и проблем состояния здоровья детского населения (г. Москва). Данные о состоянии

здоровья девочек-подростков получены путём выкопировки сведений о результатах профилактических осмотров из учётной медицинской документации (форм №№ 112/у, 026/у).

Анкетирование 221 юноши 18-летнего возраста проводилось по международному стандартизированному опроснику MOS SF-36 (автор J.E. Ware, 1992), сбор информации осуществлялся методом формализованного интервью при прохождении медицинского освидетельствования. Опросник MOS SF-36 содержит 36 вопросов и формирует 8 шкал: физическое функционирование (ФФ), ролевое физическое функционирование (РФФ), выраженность болевых ощущений (Б), общее восприятие здоровья (ОЗ), жизнеспособность (Ж), социальное функционирование (СФ), ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ), психологическое здоровье (ПЗ). Ответы на вопросы для каждой шкалы получали значения от 0 до 100 баллов. Максимальное (большее) количество баллов соответствовало более высокому уровню КЖ [3].

Результаты исследования

На момент исследования различные хронические заболевания и морфофункциональные отклонения были выявлены

в 164 случаях на 100 девочек-подростков. В структуре заболеваемости по данным профилактических осмотров преобладали болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни эндокринной и нервной систем. По результатам комплексной оценки состояния здоровья девочки-подростки, отнесённые к I группе здоровья, составили 16,4%, ко II группе -43,2%, к III группе - 40,4%.

При использовании опросника PedsQL получены следующие показатели КЖ девочек-подростков, проживающих в городе Оренбурге (таблица 1). Выявлены различия в общей оценке КЖ девочек и их родителей, заключающиеся в более низких значениях по ответам девочек-подростков.

Наиболее низкие показатели и по самооценке и по оценке родителей были получены по шкале ШФ (таблица 1), что может отражать наличие проблем в школе (пропуски занятий по состоянию здоровья, а также расстройства памяти,

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

концентрации внимания, затруднения при выполнении задания).

Относительно низкие значения по шкале ЭФ свидетельствуют о наличии у ряда девочек-подростков таких психоэмоциональных реакций, как чувство страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряжённости. Следует отметить, что показатели ЭФ по самооценке девочек были достоверно ниже, чем по ответам родителей. Причиной этого является недостаточное адекватное представление родителей об эмоциональном благополучии собственных дочерей по сравнению с их субъективной самооценкой.

Девочки-подростки не испытывали проблем в процессе межличностного общения, во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками, о чём свидетельствуют высокие показатели шкалы СФ, причём самые высокие среди всех шкал опросника.

В ходе проведения исследования также было изучено влияние состояния здоровья на КЖ девочек-подростков (таблица 2). Установлено, что КЖ девочек подросткового возраста, отнесённых к I и II группам здоровья, не имело отличий ни по одному из компонентов (р>0,05). В то время, как девочки-подростки с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) характеризовались более низкими показателями по шкале ШФ (64,1 балла и 67,5 баллов, р<0,05). Причинами снижения показателя ШФ у девочек с хроническими заболеваниями являются пропуски занятий по состоянию здоровья и ухудшение когнитивных процессов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что хронические заболевания даже в периоде ремиссии способствуют снижению некоторых аспектов КЖ девочки-подростка, при этом не влияя на социальную адаптацию.

ТАБЛИЦА 2.

Показатели качества жизни девочек 1-111 групп здоровья, баллы, М±и

В ходе исследования также проведено изучение влияния различных отклонений морфофункционального характера на КЖ девочек-подростков. Как видно из рисунка 1, у девочек, имеющих различные морфофункциональные отклонения, показатели КЖ весьма вариабельны по отдельным

шкалам. Проведенное сравнение КЖ респондентов с I группой здоровья и респондентов, имеющих такие отклонения, показало, что существенное негативное влияние на КЖ девочек-подростков имеют болезни нервной и мочеполовой системы. Болезни нервной системы, к которым относятся расстройства вегетативной нервной системы, снижают суммарный балл КЖ по эмоциональному и школьному компоненту (р<0,05). Болезни мочеполовой системы представлены в основном нарушениями менструальной функции, снижают показатель КЖ по всем составляющим его параметрам (р<0,05), за исключением школьного компонента, который имеет невысокие значения у всех обследованных девочек.

» I группа здоровья —«— болезни нервной системы

— - - болезни мочеполовой системы

РИС. 1.

Показатели качества жизни девочек-подростков из I и II группы здоровья (в баллах).

Выявленная неблагоприятная тенденция свидетельствует об ухудшении репродуктивного здоровья современных девочек-подростков, так как нарушения менструального цикла по результатам настоящего исследования сопровождаются различными соматическими заболеваниями. Учитывая невысокую активность посещения девочкой в подростковом возрасте гинеколога в детской поликлинике, актуальным является проведение оценки КЖ у девочек на этапе осмотра врачом-педиатром. Таким образом, несмотря на то, что в целом различий в оценке КЖ девочками I и II групп здоровья не выявлено, морфофункциональные отклонения необходимо дифференцировать по степени их влияния на КЖ.

Согласно задачам исследования на следующем этапе работы было проведено медицинское освидетельствование юношей в возрасте 18 лет. По его результатам признаны годными к военной службе 62,4% юношей, ограничено годными - 31,8% призывников 18-летнего возраста и не годны к военной службе - 5,8% юношей.

Изучение КЖ этих юношей-подростков включало и самооценку состояния их здоровья. Так, по результатам анкетирования большинство юношей считали своё здоровее «хорошим» - 42,1%, «отличным» - 26,2% и «очень хорошим» - 14%. Неблагоприятную самооценку дали 17,7% юношей, охарактеризовав своё здоровье как «посредственное» - 13,6% и «плохое» - 4,1%.

Средний балл КЖ по всем шкалам опросника МОБ БР-36 составил 76 баллов из 100 возможных. Однако, мальчики

ТАБЛИЦА 1.

Показатели качества жизни девочек-подростков (баллы)

Шкала По самооценке (М±<т) По оценке родителей (М±<т) Достоверность различий

г Р

Физическое функционирование 81,2±13,5 79,8±14,6 1,5 >0,05

Эмоциональное функционирование 67,0±16,7 73,0±15,9 2,8 0,005

Социальное функционирование 88,7±12,9 90,б±11,0 0,3 >0,05

Школьное функционирование 67,6±16,4 68,4±16,1 0,4 >0,05

Суммарный балл 76,9±11,4 78,2±11,9 2,1 0,03

Шкала I группа здоровья II группа здоровья III группа здоровья

По самооценке

Физическое функционирование 83,2±9,2 81,3±13,1 80,1±13,3

Эмоциональное функционирование 68,0±16,4 68,2±15,8 67,2±16,4

Социальное функционирование 89,5±12,8 89,6±12,4 89,1±13,2

Школьное функционирование 67,5±12,6 66,5±15,3 64,1±15,8*

Суммарный балл 77,1±8,9 77,1±10,8 75,9±11,8

Примечания: * - различия между показателями на уровне р<0,05.

18-летнего возраста, проживающие в г. Оренбурге, не испытывали эмоциональную напряженность, о чём свидетельствуют высокие цифры по шкале РЭФ (рис. 2). Средние значения показателей КЖ у юношей колебались от 69 баллов (по шкале ОЗ и Ж) до 88 баллов (по шкале ФФ). Распределение шкал в убывающей последовательности было следующим: 69 баллов по шкалам ОЗ и Ж, 74 баллов по шкалам РФФ и ПЗ, 76 баллов по шкале РЭФ, 78 баллов по шкале Б, 82 балла по шкале СФ и 88 баллов по шкале ФФ.

Результаты исследования показали, что среди юношей-подростков не отмечено преобладание ни физического компонента КЖ (75,3 балла), ни психологического (77,3 балла).

Выводы

Таким образом, результаты исследования, которые выполнены среди девочек и юношей подросткового возраста, проживающих в городе Оренбурге, показали, что суммарный балл оценки КЖ с учетом всех шкал был одинаковым и составил 76 баллов. Однако выявлены некоторые различия изученных параметров КЖ, которые обусловлены более низкими значениями эмоционального функционирования у подростков женского пола.

[23

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: Союз педиатров России, 2010. 272 с.

2.Varni J.W., Seid М., Kurtin P.S. The PedsQlTM4.0: ratability and validity of the Pediatric Quality of Life InventoryTM Version 4.0 Generic Core Scales n healthy and patient populations. Medical Care. 2001. Vol. 39. № 8. P. 800-812.

3.Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е издание. /Под ред. акад. Ю.Л. Шевченко. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.