Научная статья на тему 'Изучение качества жизни и адаптации у студентов медицинского вуза'

Изучение качества жизни и адаптации у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение качества жизни и адаптации у студентов медицинского вуза»

Статья

Максимальный балл, который студент может получить за все правильные ответы - 45. Реально полученный студентом при тестировании балл включается в общую сумму баллов (рейтинг) при подведении итогов конкурса. Высокая объективность подобного тестового контроля делает его наиболее значимым среди остальных этапов конкурсного отбора студентов на факультет.

Естественно, будущий учёный не может обходиться без знания иностранного языка. Участвующие в конкурсе студенты проходят собеседование на иностранном языке (по выбору студента - английский, немецкий, французский). Кафедра иностранных языков разработала достаточно эффективную и объективную систему оценки уровня владения студентом иностранным языком, позволяющую ему получить максимально 5 баллов (реально полученные студентом баллы также включаются в рейтинг). Собеседование проходит в два этапа: 1 этап - тестирование знаний студентов в объёме программы обязательного двухгодичного курса иностранного языка (5-7 тестовых пунктов на понимание текста, знание базовых грамматических явлений, знание служебных слов, на многозначность медицинской терминологии и т.п.), 2 этап - краткое устное собеседование для выявления потенциала в овладении навыками устной речи (тематика: учеба, профессиональные, научные и общегуманитарные интересы).

Заключительным этапом конкурсного отбора студентов на факультет является индивидуальное собеседование, которое направлено на оценку соответствия способностей и стремлений студента выбранной им специальности. При всей объективности оценки знаний студента существуют его субъективные личностные качества, которые, по существу, и определяют в дальнейшем индивидуальный облик учёного. С целью уменьшения субъективности и разработки единого подхода в изучении личности поступающего на факультет нами была создана «Карта оценки личностных качеств студента» [1]. Разработке «Карты» предшествовало анкетирование ведущих учёных и опытных профессоров ММА им. И.М.Сеченова и НИИ РАМН, которым были предложены два вопроса. Первый вопрос: «Если бы Вы выбирали себе ученика, то назовите, пожалуйста, его личностные качества, значимые для Вас?» (Далее перечислены 14 качеств). Всего было роздано 46 анкет, получено 26. По специальной процедуре была определена значимость каждого качества. Результаты распределились в порядке убывания значимости следующим образом: творческое воображение, нестандартность мышления, настойчивость и упорство в достижении цели, порядочность, уровень культуры, любознательность, способность к научному предвидению, способность прислушиваться к мнению собеседника, личное обаяние и коммуникабельность, склонность к организаторской деятельности, честолюбие, стремление сделать научную карьеру, стремление к лидерству, желание получить вознаграждение, соответствующее труду. Второй вопрос: «Как Вы думаете, при личном собеседовании Вы смогли бы определить, есть ли у студента эти качества или нет?». На второй вопрос ответили 14 респондентов. Наибольшее количество положительных ответов было дано в отношении следующих личностных качеств: нестандартность мышления (14), уровень культуры (13), личное обаяние и коммуникабельность (11), способность прислушиваться к мнению собеседника (9), творческое воображение (8), любознательность (7). На основании полученных при анкетировании данных в разработанной «Карте» экспертам предлагалось оценить следующие личностные качества: А. Нестандартность мышления; Б. Уровень культуры, коммуникабельность и личное обаяние; В. Любознательность и общий кругозор.

В качестве экспертов выступали заведующие и профессора соответствующих теоретических и клинических кафедр, имеющих большой научный и педагогический опыт, а также ведущие учёные НИИ РАМН. Беседуя со студентом в рамках его общего образования и специальных знаний эксперты, основываясь на своём большом опыте, достаточно быстро и объективно оценивали его личностные качества по 5-балльной шкале. Личностные качества каждого студента представлялись усредненным баллом экспертов по каждому качеству, который также включался в итоговую сумму баллов по всем 4 этапам конкурсного набора.

Сравнительный анализ экспертных оценок по группам поступивших и непоступивших студентов на факультет показывает высокую значимость подобного подхода [2]. Средние величины экспертных оценок по группам поступивших (П) и непоступивших (Н) студентов по медико-биологическому и клиническому отделениям представлены в табл. (прием 1991 года).

Таблица

Средние величины экспертных оценок

Личные качества Студенты медикобиологического отделения Студенты клинического отделения

П Н П Н

Нестандартность мышления и творческое воображение 4,08 2,92 4,18 3,40

Уровень культуры, коммуникабельность и личное обаяние 4,38 3,28 4,42 3,63

Способность прислушиваться к мнению собеседника 4,24 3,31 4,31 3,76

Количество студентов 21 26 37 98

Полученные результаты показывают, что студенты, зачисленные на факультет, имеют достоверно более высокий рейтинг по личностным качествам по сравнению с непоступившими. Особенно это проявилось на медико-биологическом отделении, где поступившие студенты имеют большую склонность к нестандартному мышлению и творческому воображению, т.е. обладают качествами, необходимыми для научного поиска. Вместе с тем поступившие на клиническое отделение студенты имеют более высокий рейтинг по всем личностным качествам при сравнении со студентами медико-биологического отделения. Итоги конкурсного набора студентов на факультет определяются суммарным количеством баллов (рейтингом), полученных студентом. Все студенты, допущенные к конкурсу и прошедшие его, ранжируются по общей сумме баллов, полученных на всех этапах отбора. Возможное максимальное количество баллов составляет 60. Разрыв в рейтинговых показателях является достаточно объективным критерием для установления проходного балла и корректировки числа мест, определяемого в текущем году.

Как показал 15-летний опыт использования этой рейтинговой системы набора, на факультет попадают действительно одаренные и трудолюбивые студенты. Об этом говорят их дипломные работы, выполненные на высоком научном уровне, случаи защиты диссертации после окончания факультета и издание монографий. Разработанная методика отбора студентов может быть отнесена к инновационному направлению в системе подготовки научно-педагогических кадров, а инновационной деятельности отдается всё больший приоритет в развитии биомедицинской науки [3]. Научные достижения выпускников факультета показывают, что мы действительно отбираем личности, таланты, лидеров в науке. И не случайно столь длинное название факультета подготовки научно-педагогических кадров сокращают до краткого, но ёмкого названия - «гениальный факультет».

Литература

1. Фадеев Ю.А. и др. Современные проблемы педагогики высшей медицинской школы: Мат-лы тез. конф. ММА им. И.М.Сеченова, М. 1991.- С.169-171.

2. Фадеев Ю.А. и др. Реформы в здравоохранении и задачи

медицинского образования: Мат-лы тез. конф. ММА им.

И.М.Сеченова, М. 1992.- С.110-112.

3. Куракова Н.Г. Инновации в биологии и медицине: планирование и управление / Под ред В.И.Стародубова.- М.: Менеджер здравоохранения, 2005.- 134 с.

УДК 616-082

ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

О.И. ГУБИНА*, В.И. ЕВДОКИМОВ**, А.Н. ФЕДОТОВ***

В последнее время отмечается увеличение интереса к проблеме качества жизни (КЖ), которая находит отражение в социологии, экономике, медицине, психологии, в программных выступлениях руководителей страны. Под КЖ понимается система ценностей, характеризующих созидательную дея-

**Воронежская госмедакадемия им. Н.Н. Бурденко

*Гос. науч.-исслед. испытательный ин-т военной медицины

Департамент здравоохранения Тульской обл.

О.И. Губина, В.И. Евдокимов, А.Н. Федотов

тельность, удовлетворение потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой [1, 7]. КЖ является и целью, и результатом деятельности человечества.

Материал и методы исследования. Объектом настоящего исследования явились составляющие КЖ у 1033 студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко (ВГМА), предметом исследования - влияние составляющих КЖ на процесс адаптации студентов. Для теоретического обоснования КЖ использована медико-экологическая теория. КЖ - это понятие, которое учитывает N-мерную комбинацию различных факторов. Объектом оценки КЖ выступают удовлетворенность жизнью в целом и показатели разных ее сфер (материальное обеспечение, питание, жилищные и бытовые условия, учебно-профессиональные и семейные отношения, учеба, досуг и т. д.). Основными показателями, формирующими КЖ человека, являются [2-3]: удовлетворение основных потребностей (потребительских, семейно-родовых, профессиональных, духовных); основные сферы жизнедеятельности (труд, учеба, быт, отдых); условия жизни (характеристики природной и социальной среды).

При проведении исследований предположили, что показатели КЖ, характеризующие удовлетворенность жизнью, могут определять адаптационный ресурс студента. Оценка составляющих КЖ проводилась при помощи специально разработанного опросника, имеющего 30 вопросов, которые включали объективные показатели и субъективное отношение студентов к показателям уровня жизни, учебно-профессиональных отношений, характера семейных отношений, здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения, духовности. Ответы на вопросы оценивались в 7-балльной системе: 1 - наименьшая, 4 - средняя, 7 -наибольшая оценка. По разработанному алгоритму высчитывалась общая оценка КЖ. Под адаптацией понимается состояние и процесс, затрагивающий социальный (социально-средовой), психологический (индивидуально-личностный, мотивационный) и биологический (вегетативно-висцеральный, психофизиологический) уровни. Учебно-профессиональная адаптация - это приспособление человека к требованиям профессии, усвоение им учебно-производственных и социальных норм поведения, необходимых для выполнения учебных и трудовых функций.

В качестве основных внешних критериев учебнопрофессиональной адаптации у студентов использовались экспертные оценки в 5-балльной системе оценок. Средние экспертные оценки успеваемости у студентов были (3,79±0,02), состояния здоровья - (3,57±0,02), дисциплинированности - (4,02±0,02) балла. Оценку адаптивности у 337 студентов проводили при помощи «Методики оценки психического здоровья» (МОПЗ) [6], стимульным материалом которой служит «Я-структурный тест Аммона», содержащий 220 вопросов [5]. Результаты исследования проверены на нормальность распределения. Матобработка данных велась при помощи пакета программ «Statistica 6,0» (StatSoft), Microsoft Excel XP. При 1033 испытуемых значимые коэффициенты корреляции малы (например, для P<0,001; r=0,06), поэтому все взаимосвязи в статье имеют значимость - P < 0,001.

Результаты исследования. Анализ опросника КЖ показал достаточно высокую удовлетворенность у студентов уровнем жизни (уровнем удовлетворенности материальными и духовными потребностями) и учебно-профессиональными отношениями. Например, усредненные показатели уровня жизни у студентов были выше заданных по тесту средних величин (4 балла): общая оценка уровня жизни была 5,26±0,04, жилищных условий -5,35±0,05, характера питания -5,25±0,05 балла.

Удовлетворенность материальным положением у студентов общей группы было оценено в 4,86±0,04 балла, а совокупный денежный доход, приходящийся на каждого члена семьи в месяц, составлял 1890±20 руб., что соответствовало только прожиточному минимуму. Такое рассогласование объективных и субъективных показателей может говорить об оптимистическом восприятии действительности лицами молодого возраста и существенного значения для качества жизни психологической составляющей. Достаточно высоко студенты оценили уровень учебнопрофессиональных отношений. Выше средних величин студенты оценивали характер учебно-профессиональных отношений в вузе: профессиональной направленности (6,37±0,03), профессиональных перспектив (5,58±0,04), организации учебного процесса (5,00±0,05) балла. Положительно студенты характеризовали

межличностные отношения с однокурсниками (5,70±0,04) и преподавателями (5,20±0,04) балла.

Корреляционный анализ установил, что профессиональная направленность студентов определялась показателями учебнопрофессиональных отношений в вузе, уровнем работоспособности и физической подготовленности, самочувствием, социальной защищенностью, характером отношений в семье, духовностью, экспертными оценками дисциплинированности (табл.). Статистически значимых связей учебно-профессиональных отношений с экспертными оценками успеваемости не выявлено.

Таблица

Взаимосвязи профессиональной направленности (1) и перспектив (2) с показателями опросника КЖ

Показатель КЖ r

1 2

Материальное положение 0,15 0,23

Жилищные условия 0,17 0,20

Межличностные отношения группе 0,18 0,15

Отношения с преподавателями вуза 0,29 0,29

Организация учебного процесса 0,27 0,30

Работоспособность 0,33 0,09

Физподготовленность 0,16 0,19

Самочувствие 0,17 0,23

Организация леч.-проф. обеспечения 0,21 0,23

Характер отношений в семье 0,24 0,19

Медицинское обеспечение семьи 0,17 0,24

Отношение к религии (духовность) 0,23 0,17

Дисциплинированность 0,22 0,11

Состояние здоровья 0,07 0,15

Эти показатели определяли и профессиональные перспективы (табл.). Но в отличие от мотивации структуру профессиональных перспектив студенты связывали с высоким уровнем жизни и социальной защищенности семей. Профессиональная направленность определялась внутренними мотивами, характером воспитания, ценностными ориентациями, а профессиональные перспективы - внешними условиями, что вполне естественно и указывает на валидность исследований: корреляционные связи профнаправленности и перспектив значимые (г=0,45).

Корреляционный анализ экспертных оценок успеваемости и других показателей КЖ высоких статистически значимых связей не выявил. Экспертные оценки состояния здоровья у студентов зависели от средней оценки КЖ (г=0,37), показателей уровня жизни (гг=0,18-0,25), учебно-профессиональных отношений (гг=0,11 -0,17), оценок физподготовленности (г=0,34) и самочувствия (г=0,54), организации медицинского обеспечения студентов (г=0,14) и членов их семей (г=0,17), здорового образа жизни семьи (г=0,18) и удовлетворенностью студентов досугом (г=0,20). Экспертные оценки дисциплинированности определялись средней оценкой КЖ (г=0,22), учебно-профессиональными отношениями (г=0,11-0,22), работоспособностью (г=0,32), характером семейных отношений (г=0,14), удовлетворенностью от алкоголя у студентов (г=-0,27) и членов их семей (г=-0,20), здоровым образом жизни (г=13), отношением студентов к религии (г=0,14) и экспертными оценками успеваемости (г=0,16).

Можно полагать, что показатели КЖ, представленные в сконструированном опроснике, с высокой долей вероятности определяют уровень жизни, характер учебно-профессиональных отношений и дают прогноз состояния здоровья и дисциплинированности у студентов медвуза. В проведенном ранее исследовании показано, что данные МОПЗ отражают процесс психической адаптации студентов. Экспертные оценки состояния здоровья и дисциплинированности у студентов со шкалами конструктивности, адаптивности и психической активности МОПЗ обнаруживали положительные статистически значимые связи, а со шкалами деструктивности и дефицитарности - отрицательные [4].

У студентов ВГМА обнаружился высокий адаптационный ресурс по МОПЗ. Например, результаты МОПЗ выявили высокие показатели шкалы «конструктивность» (51,90±0,46) баллов, незначительную психопатологическую стигматизацию по шкале «деструктивность» (26,18±0,50) и низкий уровень дефицитарности (24,02±0,58) баллов. Как следствие вышеуказанного, у сту-

Статья

дентов были хорошо выражены шкалы адаптивности (25,72±0,75) и психической активности (27,88±0,83) баллов, а их нормированные данные не выходили за пределы нормы [4]. Мы использовали данные МОПЗ в качестве критерия адаптации студентов. При корреляционном анализе средней оценки КЖ и данных МОЗП обнаружились той же направленности статистически значимые корреляционные связи: положительные со шкалами конструктивности, адаптивности и психической активности, отрицательные - со шкалами деструктивности и дефицитарности (рис.).

Ш. конструктивности

г = 0,22

[ Адантив-1 НОСТЬ \ г = 0.25^-——.. [ Ш. деструк- \ 1 ТИ В ПОСТИ 1

Средняя | оценка КЖ I г —() | д-

г = 0,24/-----------Л.

"Х г = -0,17

1 Психическая | [ Ш. дефици- |

1 активность 1 1 тарности I

Рис. Корреляционные связи средней оценки КЖ и шкал методики оценки психического здоровья

Заключение. Исследования показали высокий уровень удовлетворенности показателями КЖ у студентов ВГМА. Для их изучения может быть применен опросник и алгоритм вычисления средней оценки КЖ. Оценка КЖ с высокой долей вероятности отражает адаптационный потенциал и может быть использована для экспресс-прогноза адаптации студентов.

Литература

1. Евдокимов В.И. Качество жизни специалистов экстремальных профессий : библиогр. реф. указатель / В.И. Евдокимов, И.Б. Ушаков.- Воронеж : Истоки, 2004.- 207 с.

2. Денисов В. и др. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования.- М. : ВНИИ техн. эстетики, 2000.- 124 с.

3. Маркович Дж. Социальная психология и качество жизни.- М. : Изд-во МНЭПУ, 1998.- 68 с.

4. Евдокимов В.И. и др. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.- 2005.- Т. 4, № 4.- С. 457-460

5. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова.- СПб., 2003.- 438 с.

6. Патент 2162657 ЯИ, МПК7 А 61 В 5/16. Метод оценки психического здоровья / Ю.Я. Тупицын, В.В. Бочаров, В.Б. Иов-лев, С.П. Жук ; С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева.- № 99125342/14; заявл. 02.03.99; опубл. 20.03.01, Бюл. № 8 (II ч.).

7. Ушаков И.Б. Качество жизни и здоровье человека.- М. ; Воронеж : Истоки, 2005.- 130 с.

УДК 614.23/.23

О ВНЕДРЕНИИ ОБЩЕВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

И.К. АКИМОВА, Ю.И. ГРИГОРЬЕВ, М.В. ЖУКОВА, Ю.И. ЦКИПУРИ*

В последние годы происходит постоянное снижение численности врачебного персонала муниципальных поликлиник. Укомплектованность первичного звена, представленного в основном участковыми врачами, в Тульской области и г. Туле снизилась соответственно с 53,1 и 46,5% в 2003 г. до 51,2 и 43,2% в 2004 г. Возникшую проблему органы государственной власти пытаются решить с помощью развития в амбулаторных условиях общеврачебной практики. При этом плановая первичная амбулаторная медицинская помощь должна осуществляться участковыми врачами и врачами общей практики (семейные врачи) прикре-

пившимся к ним гражданам на основе их выбора. «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» на 2001-2005 гг. и на период до 2010 года, одобренная правительством РФ, определила направления реформы отрасли, в т.ч. пути амбулаторно-поликлинической помощи. Реформирование амбулаторно-поликлинической помощи является ключевым моментом деятельности всей системы здравоохранения, т. к. она является самым массовым видом медицинской помощи: например, на догоспитальном этапе начинают и заканчивают лечение около 80% пациентов. Концепция реформирования основана на переходе к системе единого лечащего врача, каким должен стать врач общей практики.

Врач общей практики - специалист, предоставляющий для каждого пациента первичную медицинскую помощь, определяющий ее оптимизацию и преемственность по его направлениям к врачами узких специальностей в условиях поликлиники и стационара ЛПУ, то есть для получения плановой специализированной медицинской помощи.

В существующих социально-экономических условиях на современном этапе реформирования здравоохранения необходимым стал врач, способный на амбулаторном уровне взять на себя все первичные лечебно-профилактические контакты с гражданами, своевременно обратиться за советом к более квалифицированным и лучше обеспеченным медицинским оснащением (оборудованием, приборами) специалистам второго уровня и, при необходимости, направить пациента в стационар. Врач общей практики фактически является систематизирующим фактором. На этом уровне определяются возможности реализации сохранившегося потенциала здравоохранения. В связи с этим предполагается, что своевременная оптимизация системы медицинской помощи, в частности введение общеврачебной практики, позволит решать важнейшие проблемы здравоохранения. Среди них следует отметить такие, как: выявление необходимых для осуществления реформы более эффективных внутренних резервов; направление их на укрепление других секторов отрасли; социальная поддержка и сохранение рабочих мест мед персонала на период реструктуризации медицинской помощи; расширение возможности создания конкурентной среды.

Внедрению общеврачебной практики предшествовал эксперимент, проводимый Министерством здравоохранения СССР в 1988-1989 годах в Тульской области. На первом этапе в городе Туле в поликлиниках работали шесть врачей общей практики, прошедших тестовый отбор и последующее специальное обучение. Позитивные результаты позволили приступить ко второму этапу эксперимента. В Тульской области совместно с ММА им. И.М. Сеченова был разработан план мероприятий по внедрению в амбулаторно-поликлиническую структуру ЛПУ врачей общей практики (ВОП) с учетом многовариантности подходов в различных типах лечебных учреждений. За нормативную основу при реформировании первичного звена был взят приказ МЗ РФ от 26.08.92 г. № 237 «О поэтапном переходе к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики».

Реформирование проводилось с учетом: исторически сложившейся в городской сети ЛПУ первичной медико-санитарной помощи; психологической неподготовленности медработников, населения, глав муниципальных образований; профессионального уровня медработников, требующего длительной теоретической подготовки и освоения практических навыков по смежным специальностям; отсутствия в области учебной базы для обучения врачей. Решение проблемы улучшения качества первичной медицинской помощи занимает длительное время и требует участия здравоохранения и глав муниципальных образований, руководителей предприятий, организаций и общественности.

Для организационно-правовой поддержки в области приняты две губернаторские целевые программы внедрения ВОП. В 2003 г. в области имелись должности 111 ВОП с обеспечением их численности из расчета 0,67 на 10000 человек населения и 293 участковых терапевтов, работающих как ВОП (1,8/10000). Для сравнения отметим подобные показатели по ВОП в РФ в целом (3092 врача и 0,22/10000) и Центральном федеральном округе (ЦФО) - в среднем 581 и 0,16/10000. При этом показатели ВОП в Тульской области были более высокими по сравнению с другими 17 субъектами ЦФО, включая Москву (соответственно 76 врачей

* ТулГУ; МУЗ «Городская больница № 1 г. Тулы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.