Научная статья на тему 'Инновационный подход к созданию экспертной системы отбора студентов для подготовки к биомедицинским исследованиям'

Инновационный подход к созданию экспертной системы отбора студентов для подготовки к биомедицинским исследованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков В. Ф., Фадеев Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к созданию экспертной системы отбора студентов для подготовки к биомедицинским исследованиям»

Статья

Раздел IV

КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

УДК 378.096

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ОТБОРА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К БИОМЕДИЦИНСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

В.Ф.ВОЛКОВ*, Ю. А. ФАДЕЕВ*

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова -первая в стране высшая медицинская школа, которая стала инициатором создания факультета будущих ученых и педагогов. В соответствии с Постановлением Президиума АМН СССР и Учёного совета 1 ММИ им. И.М.Сеченова от 07.11.88 г. и приказом МЗ СССР от 18.08.89 г. в 1 ММИ им. И.М.Сеченова был организован факультет подготовки научных и педагогических кадров (ФПНПК). Цель факультета - в подготовке врачей, получивших, помимо базисного медицинского, углубленное специальное образование в одной из избранных областей науки и расширенные гуманитарные знания. Выпускники ФПНПК продолжают дальнейшее обучение в аспирантуре и ординатуре, а также направляются для работы в качестве научных сотрудников в НИИ РАМН и Минздравсоцразвития РФ и вузов.

При создании факультета подготовки научнопедагогических кадров в 1989 году основная задача, которая встала перед руководством факультета, заключалась в создании системы отбора студентов. Самый главный вопрос, на который необходимо было получить ответ, стоял так: как среди всей массы студентов, желающих заниматься научно-

исследовательской работой, выбрать тех, в которых заложены мотивация поиска нового, стремление к научному исследованию в области медицинских наук и гордость первооткрывателя. Было принято решение о наборе студентов на факультет после третьего курса, так как к этому этапу обучения студенты уже достаточно сориентированы в различных областях медицины и имеют базовые знания по основным медицинским дисциплинам. Хотя педагогическая наука имеет значительные достижения в методах выявления одаренной молодежи и предсказания развития способностей у человека, вместе с тем, отсутствовали надежные объективные критерии, позволяющие выбрать среди студентов талантливые личности в их стремлении заниматься научными исследованиями в области медицины.

Для создания системы и конкретных критериев отбора студентов на ФПНПК была сформирована специальная экспертная группа из высококвалифицированных сотрудников базовых теоретических кафедр, кафедры педагогики и медицинской психологии и кафедры иностранных языков. Перед группой была поставлена задача отбора на факультет подготовки научнопедагогических кадров талантливых, целеустремленных и нестандартно мыслящих студентов. Конечно, достаточно объективным критерием может служить общая оценка успеваемости студента за годы обучения до момента участия в конкурсе для поступления на факультет (средний балл по итогам всех сессий). В первые годы организации факультета к участию в конкурсных испытаниях допускались студенты после окончания 3-го курса лечебного, педиатрического и санитарно-гигиенического факультетов всех медицинских вузов страны, имеющие по всем изученным дисциплинам средний балл успеваемости от 4,0 до 5,0. Сравнительный анализ успеваемости студентов, зачисленных (средний балл 4,7) и не зачисленных (средний балл 4,4) на факультет, заставил нас сузить рамки допуска студентов к участию в конкурсе в пределах от 4,7 до 5,0 среднего балла успеваемости. Средний балл успеваемости студента по своей абсолютной величине включался в рейтинг при подведении итогов конкурса.

Однако самым объективным показателем уровня знаний студентов является тестовый контроль по базовым теоретическим дисциплинам. Для студентов, поступающих на научный факультет после 3-го курса был составлен комплексный тест по дисциплинам: нормальная физиология, биохимия, микробиология,

фармакология, патологическая анатомия, и патологическая физиология (всего 180 тестовых пунктов). В течение ряда лет проводился набор студентов на ФПНПК и после 2-го курса обучения. Для них был составлен комплексный тест по дисциплинам: биология (разделы генетика и эволюция), анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия, микробиология (всего 225 тестовых пунктов). Эти дисциплины были выбраны с учётом их значимости в базовой медико-биологической подготовке студентов и с учётом преобладания в дисциплине логики построения знаний с использованием причинно-следственных связей в понимании студентами жизненных процессов. Тест включал тестовые пункты четырех типов, соответствующих общепринятым стандартам оценок знаний в большинстве учебных заведений мира.

Тип I: ИНСТРУКЦИЯ: Для каждого вопроса или незаконченного утверждения дается несколько ответов обозначенных буквами; выберите наиболее правильный ответ.

Нейроны, аксоны которых образуют синаптические контакты с гладкомышечными клетками, расположены в:

А Передних столбах спинного мозга В Задних столбах спинного мозга С Боковых столбах спинного мозга Б Вегетативных ганглиях

Е Спинномозговых узлах (Правильный ответ - Б)

Тип II: ИНСТРУКЦИЯ: К перечню вопросов (фраз) прилагается список ответов, обозначенных буквами; для каждого вопроса надо подобрать только один правильный ответ.

Правильно

Наибольшая линейная скорость А В аорте А

кровотока

Наибольшее сосудистое В В В

сопротивление

Наибольший перепад давления крови

С

артериолах

В

капиллярах Б В венулах

В

С

Наименьшая линейная скорость кровотока

Наименьшее давление крови Е В венах Е

Тип III: ИНСТРУКЦИЯ: для каждого вопроса или незаконченного утверждения дается 4 пронумерованных ответа, из которых могут быть правильными один, два, три или все четыре; при ответе используйте приведенный ниже код:

А В С Б Е

если верно если верно если верно если верно если верно

1,2,3 только 1,3 только 2,4 только 4 все

К эпиталамической области промежуточного мозга относят: 1- сосцевидные тела, 2 - треугольник поводка, 3 - серый

бугор, 4 - шишковидное тело. (Правильный ответ - С).

Тип IV: ИНСТРУКЦИЯ: вопросы состоят из двух утверждений, связанных союзом «ПОТОМУ ЧТО». Определите, верно или неверно каждое из этих двух утверждений по отдельности, а затем, если оба верны, определите, верна или нет причинная зависимость между ними; при ответах используйте приведенный ниже код:

Утверждение 1 Утверждение 2

А верно верно

В верно верно

С верно неверно

Б неверно верно

Е неверно неверно

Транспозоны препятствуют распространению генов среди популяции бактерий, ПОТОМУ ЧТО транспозоны могут перемещаться с хромосомы на трансмиссивную плазмиду (Е).

125009, Москва, Моховая 11, строение 4, Московская медакадемия им. И.М. Сеченова, кафедра нормальной физиологии, тел. (095) 2036670

Свя

нев

нев

Статья

Максимальный балл, который студент может получить за все правильные ответы - 45. Реально полученный студентом при тестировании балл включается в общую сумму баллов (рейтинг) при подведении итогов конкурса. Высокая объективность подобного тестового контроля делает его наиболее значимым среди остальных этапов конкурсного отбора студентов на факультет.

Естественно, будущий учёный не может обходиться без знания иностранного языка. Участвующие в конкурсе студенты проходят собеседование на иностранном языке (по выбору студента - английский, немецкий, французский). Кафедра иностранных языков разработала достаточно эффективную и объективную систему оценки уровня владения студентом иностранным языком, позволяющую ему получить максимально 5 баллов (реально полученные студентом баллы также включаются в рейтинг). Собеседование проходит в два этапа: 1 этап - тестирование знаний студентов в объёме программы обязательного двухгодичного курса иностранного языка (5-7 тестовых пунктов на понимание текста, знание базовых грамматических явлений, знание служебных слов, на многозначность медицинской терминологии и т.п.), 2 этап - краткое устное собеседование для выявления потенциала в овладении навыками устной речи (тематика: учеба, профессиональные, научные и общегуманитарные интересы).

Заключительным этапом конкурсного отбора студентов на факультет является индивидуальное собеседование, которое направлено на оценку соответствия способностей и стремлений студента выбранной им специальности. При всей объективности оценки знаний студента существуют его субъективные личностные качества, которые, по существу, и определяют в дальнейшем индивидуальный облик учёного. С целью уменьшения субъективности и разработки единого подхода в изучении личности поступающего на факультет нами была создана «Карта оценки личностных качеств студента» [1]. Разработке «Карты» предшествовало анкетирование ведущих учёных и опытных профессоров ММА им. И.М.Сеченова и НИИ РАМН, которым были предложены два вопроса. Первый вопрос: «Если бы Вы выбирали себе ученика, то назовите, пожалуйста, его личностные качества, значимые для Вас?» (Далее перечислены 14 качеств). Всего было роздано 46 анкет, получено 26. По специальной процедуре была определена значимость каждого качества. Результаты распределились в порядке убывания значимости следующим образом: творческое воображение, нестандартность мышления, настойчивость и упорство в достижении цели, порядочность, уровень культуры, любознательность, способность к научному предвидению, способность прислушиваться к мнению собеседника, личное обаяние и коммуникабельность, склонность к организаторской деятельности, честолюбие, стремление сделать научную карьеру, стремление к лидерству, желание получить вознаграждение, соответствующее труду. Второй вопрос: «Как Вы думаете, при личном собеседовании Вы смогли бы определить, есть ли у студента эти качества или нет?». На второй вопрос ответили 14 респондентов. Наибольшее количество положительных ответов было дано в отношении следующих личностных качеств: нестандартность мышления (14), уровень культуры (13), личное обаяние и коммуникабельность (11), способность прислушиваться к мнению собеседника (9), творческое воображение (8), любознательность (7). На основании полученных при анкетировании данных в разработанной «Карте» экспертам предлагалось оценить следующие личностные качества: А. Нестандартность мышления; Б. Уровень культуры, коммуникабельность и личное обаяние; В. Любознательность и общий кругозор.

В качестве экспертов выступали заведующие и профессора соответствующих теоретических и клинических кафедр, имеющих большой научный и педагогический опыт, а также ведущие учёные НИИ РАМН. Беседуя со студентом в рамках его общего образования и специальных знаний эксперты, основываясь на своём большом опыте, достаточно быстро и объективно оценивали его личностные качества по 5-балльной шкале. Личностные качества каждого студента представлялись усредненным баллом экспертов по каждому качеству, который также включался в итоговую сумму баллов по всем 4 этапам конкурсного набора.

Сравнительный анализ экспертных оценок по группам поступивших и непоступивших студентов на факультет показывает высокую значимость подобного подхода [2]. Средние величины экспертных оценок по группам поступивших (П) и непоступивших (Н) студентов по медико-биологическому и клиническому отделениям представлены в табл. (прием 1991 года).

Таблица

Средние величины экспертных оценок

Личные качества Студенты медикобиологического отделения Студенты клинического отделения

П Н П Н

Нестандартность мышления и творческое воображение 4,08 2,92 4,18 3,40

Уровень культуры, коммуникабельность и личное обаяние 4,38 3,28 4,42 3,63

Способность прислушиваться к мнению собеседника 4,24 3,31 4,31 3,76

Количество студентов 21 26 37 98

Полученные результаты показывают, что студенты, зачисленные на факультет, имеют достоверно более высокий рейтинг по личностным качествам по сравнению с непоступившими. Особенно это проявилось на медико-биологическом отделении, где поступившие студенты имеют большую склонность к нестандартному мышлению и творческому воображению, т.е. обладают качествами, необходимыми для научного поиска. Вместе с тем поступившие на клиническое отделение студенты имеют более высокий рейтинг по всем личностным качествам при сравнении со студентами медико-биологического отделения. Итоги конкурсного набора студентов на факультет определяются суммарным количеством баллов (рейтингом), полученных студентом. Все студенты, допущенные к конкурсу и прошедшие его, ранжируются по общей сумме баллов, полученных на всех этапах отбора. Возможное максимальное количество баллов составляет 60. Разрыв в рейтинговых показателях является достаточно объективным критерием для установления проходного балла и корректировки числа мест, определяемого в текущем году.

Как показал 15-летний опыт использования этой рейтинговой системы набора, на факультет попадают действительно одаренные и трудолюбивые студенты. Об этом говорят их дипломные работы, выполненные на высоком научном уровне, случаи защиты диссертации после окончания факультета и издание монографий. Разработанная методика отбора студентов может быть отнесена к инновационному направлению в системе подготовки научно-педагогических кадров, а инновационной деятельности отдается всё больший приоритет в развитии биомедицинской науки [3]. Научные достижения выпускников факультета показывают, что мы действительно отбираем личности, таланты, лидеров в науке. И не случайно столь длинное название факультета подготовки научно-педагогических кадров сокращают до краткого, но ёмкого названия - «гениальный факультет».

Литература

1. Фадеев Ю.А. и др. Современные проблемы педагогики высшей медицинской школы: Мат-лы тез. конф. ММА им. И.М.Сеченова, М. 1991.- С.169-171.

2. Фадеев Ю.А. и др. Реформы в здравоохранении и задачи

медицинского образования: Мат-лы тез. конф. ММА им.

И.М.Сеченова, М. 1992.- С.110-112.

3. Куракова Н.Г. Инновации в биологии и медицине: планирование и управление / Под ред В.И.Стародубова.- М.: Менеджер здравоохранения, 2005.- 134 с.

УДК 616-082

ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

О.И. ГУБИНА*, В.И. ЕВДОКИМОВ**, А.Н. ФЕДОТОВ***

В последнее время отмечается увеличение интереса к проблеме качества жизни (КЖ), которая находит отражение в социологии, экономике, медицине, психологии, в программных выступлениях руководителей страны. Под КЖ понимается система ценностей, характеризующих созидательную дея-

**Воронежская госмедакадемия им. Н.Н. Бурденко

*Гос. науч.-исслед. испытательный ин-т военной медицины

Департамент здравоохранения Тульской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.