Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСОВ'

ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / КРИЗИС / ЭКОНОМИКА / ИНФЛЯЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / РОССИЯНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпин А.П., Лосева А.В., Карапетова А.Л.

Экономической сфере присуща динамичность развития, которая перемежается внутристрановыми или глобальными кризисами, в России за период 1991-2022 гг. таких шоковых воздействий насчитывается шесть. Кризисные явления пагубно влияют на экономики и как следствие на потребительское поведение домохозяйств. Соответственно целью проводимого исследования является оценка последствий кризисов на потребительский спрос в РФ. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы научного познания как анализ, синтез, сравнения, исторический. К основным результатам исследования можно отнести следующее: рассмотренные внешние и внутренние кризисы оказывают существенное влияние на уровень спроса на товары (работы, услуги) со стороны населения, в сторону снижения потребления и увлечения сбережения российских домохозяйств; в целом потребительский рынок России провялят схожую реакцию на шоковое воздействие с наблюдаемыми в развитых странах, это падение спроса и изменение структуры расходов населения; реакция потребительского рынка на кризис образца 2022 г. отчасти схожа с событиями вызванными кризисом 2014 г., но по оценкам экспертов будет иметь более серьезные последствия в связи с дефицитом потребительских товаров (работ, услуг). Полученные в ходе исследования результаты будут полезны аналитикам и государственным служащим для формирования представления о посткризисном поведении потребителей в 2022-2024 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цыпин А.П., Лосева А.В., Карапетова А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE CHANGE IN CONSUMER BEHAVIOR IN RUSSIA DURING CRISES

The economic sphere is characterized by dynamic development, which is interspersed with intra-country or global crises, in Russia for the period 1991- 2022. there are six such shock impacts. Crisis events have a detrimental effect on economies and, as a result, on household consumer behavior. Accordingly, the purpose of the study is to assess the consequences of crises on consumer demand in the Russian Federation. To achieve this goal, such methods of scientific knowledge as analysis, synthesis, comparisons, historical were used. The main results of the study include the following: considered external and internal crises have a significant impact on the level of demand for goods (works, services) from the population, towards reducing consumption and passion for saving Russian households; in general, the consumer market in Russia will show a similar reaction to the shock impact observed in developed countries, this is a drop in demand and a change in the structure of population spending; the reaction of the consumer market to the 2022 crisis is partly similar to the events caused by the 2014 crisis, but according to experts, it will have more serious consequences due to the shortage of consumer goods (works, services). The findings from the study will be useful for analysts and civil servants to shape perceptions of postcrisis consumer behavior in 2022-2024.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСОВ»

УДК 336.12

doi:10.52210/2224669X_2022_2_100

ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСОВ

А.П. Цыпин, А.В. Лосева, А.Л. Карапетова

Аннотация. Экономической сфере присуща динамичность развития, которая перемежается внутристрановыми или глобальными кризисами, в России за период 1991-2022 гг. таких шоковых воздействий насчитывается шесть. Кризисные явления пагубно влияют на экономики и как следствие на потребительское поведение домохозяйств. Соответственно целью проводимого исследования является оценка последствий кризисов на потребительский спрос в РФ. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы научного познания как анализ, синтез, сравнения, исторический. К основным результатам исследования можно отнести следующее: рассмотренные внешние и внутренние кризисы оказывают существенное влияние на уровень спроса на товары (работы, услуги) со стороны населения, в сторону снижения потребления и увлечения сбережения российских домохозяйств; в целом потребительский рынок России провялят схожую реакцию на шоковое воздействие с наблюдаемыми в развитых странах, это падение спроса и изменение структуры расходов населения; реакция потребительского рынка на кризис образца 2022 г отчасти схожа с событиями вызванными кризисом 2014 г., но по оценкам экспертов будет иметь более серьезные последствия в связи с дефицитом потребительских товаров (работ, услуг). Полученные в ходе исследования результаты будут полезны аналитикам и государственным служащим для формирования представления о посткризисном поведении потребителей в 2022-2024 гг.

Ключевые слова: потребительское поведение, потребительский спрос, кризис, экономика, инфляция, безработица, россияне.

STUDYING THE CHANGE IN CONSUMER BEHAVIOR IN RUSSIA DURING CRISES

A.P. Tsypin, A.V. Loseva, A.L. Karapetova

Abstract. The economic sphere is characterized by dynamic development, which is interspersed with intra-country or global crises, in Russia for the period 19912022. there are six such shock impacts. Crisis events have a detrimental effect on economies and, as a result, on household consumer behavior. Accordingly, the purpose of the study is to assess the consequences of crises on consumer demand in the Russian Federation. To achieve this goal, such methods of scientific knowledge as analysis, synthesis, comparisons, historical were used. The main

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

results of the study include the following: considered external and internal crises have a significant impact on the level of demand for goods (works, services) from the population, towards reducing consumption and passion for saving Russian households; in general, the consumer market in Russia will show a similar reaction to the shock impact observed in developed countries, this is a drop in demand and a change in the structure of population spending; the reaction of the consumer market to the 2022 crisis is partly similar to the events caused by the 2014 crisis, but according to experts, it will have more serious consequences due to the shortage of consumer goods (works, services). The findings from the study will be useful for analysts and civil servants to shape perceptions of postcrisis consumer behavior in 2022-2024.

Keywords: consumer behavior, consumer demand, crisis, economy, inflation, unemployment, Russians.

РФ начала свое существование в 1991 г., когда распался Советский Союз. В результате чего начался болезненный процесс перестройки экономической системы и переход от плановой к рыночной экономике. Трансформация сопровождалась формированием новых институтов и рынков, которые не существовали до этого периода в стране. Естественно возникли негативные процессы, такие как безработица и падение уровня жизни населения, что отразилось на становлении и развитии потребительского рынка. Также стоит отметить, что на протяжении 30 лет развития, российскую экономику сотрясали кризисы, которые также негативно влияли на уровень и структуру потребительского спроса. Соответственно целью проводимого исследования является оценка последствий внутренних и внешних шоковых воздействий на потребительский спрос в РФ.

В качестве теоретико-методологических материалов в данном исследовании использовались труды различных отечественных ученых по вопросам экономического развития, потребительского поведения, кризисных периодов. Статистические материалы предоставляемые пользователям системой Росстата. Аналитические обзоры и отчеты различных аналитических компаний.

Как было сказано выше, за весь период развития России ее экономику сотрясали кризисы, в проводимом исследовании будут рассмотрены шесть таких точек воздействия (рисунок 1).

Основываясь на приведенной периодизации, рассмотрим воздействие кризисов на потребительское поведение населения, его уровень жизни и структуру расходов.

' 1992-1995 , ' 1998 I

г^т

2008 V 2014 V 2020 V' 2022

\ 1990- \\ 1995- \ 2000- \ 2005- \\ 2010- \\ 2015- \\ 2020- \ 1995 / 2000 ) 2005 П 2010 ) 2015 / / 2020 ) 2025 )

Трансформац Экономический Финансовый Валютный Ковид- Санкционный

ионныи кризис кризис кризис кризис кризис

кризис

Рисунок 1. Шоковые воздействия на экономику РФ

Источник. Авторская разработка

Приведем результаты исследования.

1. Трансформационный кризис 1992-1995 гг. Распад СССР в 1991 г. спровоцировал ряд процессов, направленных на смену политических, социальных и экономически институтов. В РФ начались значительные изменения, так в январе 1992 г. произошла либерализация цен, которая стала первым шагом начала реформирования экономики страны. По мнению ряда экономистов, Правительство РФ могло бы более плавно отказаться от регулирования цен, в частности Калабеков И.Г. подвергал критики действия реформаторов - «руководить ими взялись специалисты, не имевшие опыта ни реформирования, ни управления экономикой крупной державы» [5].

К началу реформ у населения страны было немало сбережений в банках (более 216 млрд руб. в 1990 г. при доходах бюджета 160 млрд руб.) и много наличных денег, а у государства нахватало обычных потребительских товаров для их обеспечения.

Так, в рамках программы радикальных экономических реформ (программа Шаталина - Явлинского «500 дней»), со 2 января 1992 г. свободными стали 80 % оптовых и 90 % розничных цен.

Индекс потребительских цен в % в декабре к декабрю предыдущего года составлял: в 1991 г. - 260,4, а уже в 1992 г. - 2609, к 1993 г. начал снижаться и был равен 939,9. Рост цен вынудил население резко перенаправить деньги на покупку более необходимых товаров, прежде всего - продовольственных. Так, доля затрат на продукты питания в 1992 г. по отношению к 1991 г. выросла на 10 % (с 384 % до 471 %).

Доля расходов на покупку непродовольственных товаров заметно сократилась (уменьшилась на 6,5 %). Сделать «крупную» покупку (телевизор, холодильник, мебель и др.) для большей части населения стало возможным лишь при получении ссуды в банке или другой единовременной выплаты.

Рассмотрим основные скачки цен на продовольственные товары: говядина за 1992-1995 гг. подорожала в 1338 раз, свежемороженая рыба - в 4188 раз, кисломолочные продукты - в 21229 раз. За 1991-1992 гг. резко упало потребление сахара - с 47 кг до 30 (то есть на 36 %), потребление хлебных продуктов - с 125 кг в год в 1992 г. до 118 кг в 2000 г. Значительно сокращается производство всех видов товара. Реформирование экономической системы привело к кардинальному изменению сложившийся в стране рацион питания населения - возник «всеобщий дефицит» питания, возникли суррогаты и продукты-заменители.

Первый кризис и последующие за ним годы (вплоть до 1998 г.) можно считать очень сложным периодом для России, сопровождавшийся негативными процессами в экономике: безработица, падение уровня жизни, вынужденная миграция, негативные тенденции в демографии (превышение разводов над браками, превышение смертности над рождаемостью, снижение среднего продолжительности жизни).

Несмотря на заметное снижение, а затем стабилизацию инфляции в 1995г., основные негативные тенденции на потребительском рынке все же сохранились.

2. Экономический кризис в России 1998 г. В августе 1998 г., в России произошел дефолт - самый крупный кризис в истории России. Стало банкротами большое количество малых предприятия, приостановили свою деятельность банки, вырос уровень безработицы, цены на большинство товаров выросли в 2-3 раза всего за несколько месяцев.

Лидерами по росту цен из представленных продуктов стали куриные яйца и сахар (таблица 1). Менее чем за полгода они подорожали в три раза - на 216 % и 218 % соответственно. Также ощутимо выросли цены на растворимый кофе (+193 %) и сливочное масло (+194 %).

Таблица 1

Потребительские цены в России в 1998 г. [9]

Показатели Июль Сентябрь Декабрь

руб. руб. прирост к июлю руб. прирост к июлю

Яйца куриные 10 шт. 4,73 7,24 53,1 14,9 215,9

Колбаса вареная высшего сорта 1 кг 27,84 37,69 35,4 43,8 57,4

Окорочка куриные 1 кг 13,16 24,65 87,3 31,5 139,1

Сахар-песок 1 кг 3,99 10,30 158,1 12,7 218,0

Кофе натуральный растворимый 1 кг 133,17 322,14 141,9 390,2 193,0

Шоколад 1 кг 39,94 66,41 66,3 93,6 134,4

Дефолту неминуемо сопутствовала девальвация рубля. Цены «взлетели» на отечественные и импортные товары. Население со средним достатком не просто не могло позволить себе мысли о покупке бытовой техники, недвижимости и др., а даже в покупке еды и медикаментов возникали проблемы: если у некоторых хватало денег лишь на еду, то другим необходимо было устраиваться на несколько работ, чтобы иметь возможность обеспечить приемлемый уровень жизни членов домохозяйства.

Стоит отметить, что у кризиса есть две стороны: как отрицательная, так и положительная. При отказе Правительства РФ от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, первый менее чем за полгода упал почти в 3,5 раза. Следовательно, население, имевшее сбережения в долларах, могли позволить себе сделать покупку, о которой раньше даже не могли подумать. Так, люди, у которых были валютные сбережения отказались в выигрышном положении, они смогли приобрести дорогостоящие предметы длительного пользования и(или) недвижимость.

Как было указано ранее, на потребительский спрос влияют не только цены, но и на оплату труда. Зарплаты и пенсии стали выплачивать с задержками и перебоями, а сбережений население почти не имело.

Российская экономика понесла серьезный удар, в результате чего российский рубль несколько раз обесценился, производство

и уровень жизни населения значительно снизились, а инфляция резко возросла. Несмотря на все это, данный кризис ударил прежде всего не по кошелькам, а по сознанию российских граждан в сфере финансов.

Уже через 1,5-2 года экономическая ситуация стране улучшилась: в 2000 г. начался рост реальных зарплат и социальных выплат, что привело к оживлению потребления товаров, работ, услуг. Посткризисный спад в России был недолгим и вскоре сменился масштабным экономическим ростом, который продолжался до 2008 г.

3. Финансовый кризис 2008 г. в России. Финансово-экономический кризис 2008 г. в России считается частью глобального финансового кризиса. Этот кризис в большинстве стран проявился в резком снижении ряда экономических показателей, которое впоследствии переросло в глобальную экономическую рецессию. Начало кризиса связывают с такими факторами как: перегрев кредитного и фондового рынков, ипотечный кризис, повышение цен на сырьевые товары.

В 2008 г. в России значительно уменьшились доходы населения, наблюдалось массовое сокращение персонала, одновременно с этим уменьшилось и потребление - все это дополнительно привело к возрастанию негативной реакции населения.

Однако усвоив «уроки» кризиса образца 1998 г., российской экономической системе удалось достаточно успешно пройти кризис 2008 г. Правительство РФ смогло быстро среагировать на сложившуюся ситуацию. Несмотря на то, что ВВП в 2009 г. упал почти на 8 %, уровень реальных доходов населения удалось сохранить. С 2010 г. социальная пенсия была приравнена к прожиточному минимуму, в целом на пенсии и социальные пособия было направлено 10 % ВВП. По данным Росстата, падение российского ВВП в 2009 г. составило 7,9 % - это наихудший результат среди стран «большой восьмерки». Индекс потребительских цен в России в 2009 г. повысился на 8,8 %, что являлось самым низким показателем инфляции в новейшей истории страны.

В 2010 г. компания «AdIndex» провела исследование: «Поведение посетителей продуктовых сетей Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга в условиях кризиса» [7]:

- только каждый пятый респондент не изменил свой режим потребления из-за кризиса;

- в 2009 г. 32 % опрошенных предпочитали покупать продукты питания и товары первой необходимости в более дешевых местах;

- наиболее подвержены кризису оказались деликатесные продукты: рыба, мясо, морепродукты; а также готовые блюда и кулинария;

- наименее подвержены кризису оказались незаменимые продукты рациона: сахар, чай, растительное масло;

- лидером потребительского спроса оказалась табачная продукция: почти половина опрошенных приобретают данный товар.

В целом, кризис 2008 г. не внес значительных изменений в потребительский спрос россиян. Как показывают результаты исследования компании Growth from Knowledge России в 2008-2009 гг. [4]: большинство респондентов (26 %) ничего не будут предпринимать, потому что финансовый кризис их не касается; 24 % респондентов будут хранить свои сбережения дома; большая часть респондентов (19 %) купят недвижимость; в мае 16 % заявили, что купили бы автомобиль в следующие два года, а в декабре 2008 г. их доля сократилась более чем вдвое - до 7 %; 9 % - обменивают рубли на валюту, столько же - покупают крупную бытовую технику; 7 % - покупают ювелирные украшения; 7 % планируют досрочно погасить кредит; 6 % - покупают товары на будущее, пока они не подорожали; 4 %

- одежду и обувь.

4. Валютный кризис 2014 г. в России: первый пакет санкций. Он был вызван внутренними структурными проблемами в экономике и внешними причинами, в первую очередь антироссийскими санкциями со стороны Запада и падением мировых цен на нефть.

Исследовательская компания Growth from Knowledge в 2016 г. выпустила обзор результатов своих исследований российского потребителя, проводившихся на протяжении 15 лет [6].

Покупательская способность потребителя за эти 15 лет выросла почти в 3 раза. Современные торговые форматы (гипермаркеты и супермаркеты) стали вытеснять традиционную торговлю. Достаточно быстро выросло жилищное строительство, число автомобилей, технических устройств у населения, россияне выезжали на отдых за границу, уровень рождаемости в 2013 г. превысил уровень смертности, увеличилась и продолжительность жизни.

Конечно нельзя сказать, что кризис 2014 г. россияне не ощутили. Наравне со всем вышеперечисленным росло географическое и социальное неравенство. Значительно снизился «Индекс потреби-

тельских настроений»: если еще в 2013 г. он был позитивным и составлял 113 пунктов, то уже к 2015 г. он упал до 74. Доходы населения упали на 3 %, инфляция в 2015 г. составляла 13 % - товарооборот розничной торговли упал на 8 %.

И если кризис 2014 г. схож с описанными ранее в повышении цен на продукты питания, транспорт, медикаменты, спадом рынка недвижимости, сокращении зарплат и росте безработицы, то здесь же оставили след введенные антироссийские санкции: отсутствие товаров на полках магазинов. Однако импортные товары стали замещаться отечественными, 77 % респондентов поддерживали импортозамещение. Также к результатам санкций относится спад туристического рынка на 20 %.

В конце 2014 г. наблюдалась паника на потребительском рынке, когда граждане РФ устремлялись в магазины техники и электроники, оставляя там свои сбережения в целях конвертации нестабильного рубля в предметы с более-менее устойчивой ценностью. Однако, девальвация рубля произошла менее катастрофично, чем многие ее ожидали.

Проанализировав три кризисных периода в России, рассмотрим наглядно, на основании данных Росстата, рассчитанных исходя из индексов потребительских цен в % декабря к декабрю предыдущего года, как менялись цены на товары и услуги после кризисов 1998 г., 2008 г. и 2014 г. (таблица 2).

Таблица 2

Изменение цен на товары и услуги в России после кризисов 1998 г., 2008 г. и 2014 г. [3]

Показатели 1999 2009 2015

Продовольственные товары 35,9 6,1 14,0

Бензин автомобильный 301,5 37,6 6,6

ЖКХ 32,3 19,6 10,1

Одежда и белье 49,1 11,0 12,8

Недвижимость (первичный рынок жилья) 46,3 -7,6 -3,2

Строительные материалы 46,6 2,1 10,4

Услуги пассажирского транспорта 43,1 6,5 10,7

Медицинские услуги 35,0 13,9 11,1

Согласно приведенной в таблице 2 информации, последствия кризиса 1998 г. были более разрушительными для потребительского рынка нежели последующие шоковые воздействия.

5. Ковид-кризис 2020 г. в России. Кризис образца 2020 г. не похож ни на один из предыдущих, что объясняется природой его происхождения. В декабре 2019 г. в Китае произошла вспышка новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, которая позже распространилась по всему миру. В результате чего в 2020 г. глобальная экономика сократилась на 4,3 %. По некоторым прогнозам, ожидалось снижение российского ВВП на 6 % (что являлось бы самым сильным спадом за последние 11 лет), однако по данным Минэкономразвития РФ данный показатель снизился в январе-июне 2020 г. на 4,2 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Пандемия повлекла за собой крупные ограничительные карантинные меры: поручение Правительства РФ о приостановке деятельности мест общественного питания, санаториев, гостиниц, кинотеатров, запрет на проведение всех массовых мероприятий, а также режим самоизоляции населения.

В значительной степени пострадал российский малый и средний бизнес [2], что вылилось в значительное снижение доходов от предпринимательской деятельности, во втором квартале 2020 г. по отношению к первому показатель сократился на 41 %, что стало самым крупным уроном от кризисов за последние годы.

Экономика России по некоторым показателям достигла небывалых результатов. Так, например, покупательная способность среднедушевых доходов населения снизилась до минимума за последние 10 лет по 12 из 24 основных продуктов питания, в числе которых: хлеб, говядина, рыба, рис, молоко и др., а долгосрочный максимумом был достигнут лишь по одному основному продукту питания - сахару; лавинообразный рост спроса на средства дезинфекции и личной гигиены в 6 раз, создавший дефицит данных товаров; доля предпринимательских доходов в структуре всех денежных доходов населения снизилась во втором квартиле 2020 г. до 3,5 %, что также является самым низким значением как минимум с 2000 г.; численность безработных в стране в июле 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла на 40,6 %; рестораны столкнулись с сокращением продаж на 73 %.

Средняя заработная плата в России, в рублях -Средняя заработная плата в России, долл. США

Рисунок 2. Динамика средней заработной платы в России за период 1999-2020 гг. [8]

Рассмотрим сравнительную динамику доходов населения России с 1999 г. по 2020 г. (рисунок 2).

Как показывает динамика, приведенная на рисунке 2, рост доходов граждан в рублях отстает от роста доллара и инфляции, что не позволяет существенно улучшить уровень жизни населения.

Так, по расчетам института «Центра развития» НИУ ВШЭ [ 1], реальные доходы населения и реальная заработная плата к 2008 г. выросли с 21 % до 11 %. Затем эти цифры начали принимать отрицательные значения. Первый такой «провал» произошел в кризисном 2009 г. После этого произошел некоторый рост, прерванный в 2014 г., когда были введен первый пакет политико-экономических санкции. Только в 2017 г. этот экономически сложный период удалось преодолеть, когда наблюдался небольшой рост реальных доходов граждан.

Ограничение передвижения населения, введенные в 2020 г. в рамках режима самоизоляции и закрытие торговых сетей оказало немалое влияние на потребительский спрос в стране. Онлайн-торгов-ля показала феноменальные результаты продаж во всех европейских странах, включая Россию, и тем самым, смогла закрепиться на новом для себя уровне и сделать значительны шаг в сторону цифровой экономики.

Также наблюдался и обратный тренд: в силу того, что стали недоступны развлечения вне дома потребитель переключился на покупку товаров, которые являются новыми, нехарактерными для него, с целью заместить недоступный опыт.

В целом, «перезагрузка» потребительского поведения (изменение структуры спроса) проявляется по таким направлениям как: изменение привычной корзины покупок, тренд на домашнее потребление, появлении более рациональных мотивов шоппинга, новые масштабы поиска выгодных предложений. При чем, если раньше на такие изменения требовались месяцы, годы, то в 2020 г. интервал сократился до десятков дней.

6. Санкционный кризис в России 2022 г. Разворачивающийся в текущем 2022 г. в России кризис начался в феврале и насколько он будет затяжным, в столь нестабильной ситуации, предсказать затруднительно. Однако уже сейчас можно делать некоторые прогнозы, основываясь на опыте борьбы с предыдущими кризисами, так как потребители демонстрируют схожие модели поведения.

В рассмотренных ранее кризисных периодах динамика ВВП опускалась ниже нулевой отметки, а рынок сталкивался с двузначными темпами роста инфляции. Новый кризис уже характеризуется схожими трендами, что дает основания выстраивать перспективы дальнейшего влияния кризиса на экономику и, в частности, на ритейл.

Но данный кризис отличается от предыдущих тем, что с начала года на рынке уже наблюдались двузначные темпы прироста цен на рынке на такие продукты как: сахар (+38 %), майонез (+31 %), растительное масло (+26 %), яйца (+25 %), гречка (+24 %). Соответственно внешние факторы, аналогично кризису 2014 г., придают дополнительные импульсы росту цен.

На протяжении месяца (с 7 февраля по 6 марта 2022 г.) динамика натуральных продаж товаров повседневного спроса ускорилась с 0,7 % до 7,5 %, а денежных - с 8,9 % до 18,1 %.

По сравнению с прошлым годом, на 8-9 неделе 2022 г. потребительский спрос заметнее всего увеличился в категориях нескоропортящихся пищевых продуктов (+46 %), товаров по уходу за телом (+22 %) и алкогольной продукции (+18 %). Подобные модели потребительского поведения проявлялись и ранее: например, в начале пандемии СОУГО-19, когда в России резко вырос спрос на консервы, крупы и средства гигиены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам первых двух недель после введения санкций в отношении России ускорение динами продаж наблюдалось преимущественно в дискаунтерах и гипермаркетах. Увеличение данной динамики обусловлено оптовыми закупками россиян на фоне ажиотажного спроса. Однако не только данный фактор повлиял на всплеск объемов покупок. Значительным фактором, не проявлявшимся ранее в период других кризисов, стало повышение приобретения товаров, цены на которые должны были вырасти в наибольшей степени на фоне санкций и ухода ряда компаний с российского рынка.

В апреле ажиотаж на потребительском рынке спал, экономическая система России адаптируется к новым вызовам, Правительство РФ непрерывно внедряет антикризисные меры.

Резюмируя все вышеперечисленное, можно подчеркнуть схожесть всех кризисов и поведение домохозяйств. Российский потребитель за последние 30 лет уже имеет определенный «запас прочности» и приспособленности к кризисному времени. Россияне вырабатывают потребительскую стратегию, нацеленную на экономию, рационализацию потребления и проявляют склонность к сбережению. В целом люди оценивают рост цен намного выше, чем он есть на самом деле.

Поведение потребителя постоянно меняется, и некоторые покупательские привычки будут носят долговременный характер, из чего следуют изменения в структуре спроса. А это значит, как мы уже упоминали ранее, компаниям придется приспосабливаться под изменившийся спрос потребителя.

Также хотелось бы отметить, что с введением антироссийских санкций образца 2022 г., значительно ухудшает экономическую ситуацию в ряде стран, прежде всего через сокращение импорта и экспорта, что в свою очередь влияет и на зарубежного потребителя, что проявляется в росте цен в странах Евросоюза.

Потребитель настоящего и будущего - мобильный и активный, эмоциональный и уникальный, здоровый и ответственный, требовательный и практичный.

Можно с уверенностью сказать, что в среднесрочной перспективе основными направлениями о развития в России будут: интернет вещей, развитий рынок доставки, искусственный интеллект в тор-

говле, развитие новых продуктов и услуг, связанных со здоровым образом жизни, комфорт и забота на всех этапах пути потребителя, экономика совместного использования товаров, импортазамещение ряда продуктов и смена вектора внешней торговли.

Библиографический список

1. Аналитические эссе и презентации. Центр развития НИУ ВШЭ // Analytical Essays and Presentations. Center for the Development of the Higher School of Economics. URL: https://dcenter.hse.ru/sam_for (дата обращения: 15.03.2022).

2. Власенкова Т.А., Морозова С.Н., Цыпин А.П. Влияние кризиса пандемии вируса Covid-19 на малый и средний бизнес // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21. № 4.

3. Импорт и лекарства: как во время кризисов дорожали товары // Imports and medicines: how goods rose in price during crises. URL: https://finovosti. ru/news/politika/import-i-lekarstva-kak-vo-vremya-krizisov-dorozhali-tovary (дата обращения: 15.03.2022).

4. Исследование GFK: потребительское поведение и социальные настроения россиян на рубеже 2008-2009 годов // GFK study: consumer behavior and social sentiments of Russians at the turn of 2008-2009. URL: https:// gtmarket.ru/news/state/2009/01/19/1906 (дата обращения: 05.04.2022).

5. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. М., 2010.

6. Обзор GfK: Российский потребитель // GfK Review: Russian Consumer. URL: https://www.gfk.com/ru/press/obzor-gfk-rossiiskii-potrebitel-2015 (дата обращения: 15.03.2022).

7. Поведение посетителей продуктовых сетей Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга в условиях кризиса // The behavior of visitors to grocery chains in Moscow, the Moscow region and St. Petersburg in the context of the crisis. URL: https://adindex.ru/news/releases/2010/04/9/44871. phtml (дата обращения: 15.03.2022).

8. Покупательская способность и индекс населения России // Purchasing power and population index of Russia. URL: https://rosinfostat.ru/ pokupatelskaya-sposobnost/#i-6 (дата обращения: 15.03.2022).

9. После дефолта. Как росли цены в России 1998 года // After default. How prices rose in Russia in 1998. URL: https://www.yuga.ru/articles/ economy/8525.html (дата обращения: 15.03.2022).

А.П. Цыпин

кандидат экономических наук, доцент

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

доцент департамента бизнес-аналитики, факультет налогов, аудита и бизнес-анализа

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва E-mail: aptsypin@fa.ru

А.В. Лосева

кандидат экономических наук доцент кафедры бизнес-статистик

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» E-mail: donna88@yandex.ru

А.Л. Карапетова

студент

факультет «Высшая школа управления»

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

E-mail: k.angelinaa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.