Предпринимательство
I
Дубовик М. В. Dubovik M. V.
Тимирьянова В. М. Timirjanova V. M.
студент магистерской программы «Социология коммуникаций», ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация
УДК 339.13
АНАЛИЗ ОТЛОЖЕННОГО СПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ
Большинство работ последних лет связаны с исследованием неопределенности и установлением того, что реальное поведение домохозяйств как в отношении потребления, так и в отношении сбережений начинает заметно изменяться. В связи с этим изучение формирования отложенного спроса, с одной стороны, представляющего собой спрос, сдвинутый в будущее, и, с другой стороны, определяющего объем сбережений в настоящем, является актуальным. Предлагаемая статья посвящена анализу отложенного спроса потребителей на рынке бытовой техники на примере Республики Башкортостан. В работе проведен анализ существующих подходов к категории отложенного спроса и дается авторское определение отложенного спроса как экономической категории, в которой уточнение сделано в части существенных для потребителя факторов откладывания спроса. Рассматриваются как индекс физического оборота бытовой техники, так и ее наличие в домохозяйствах в динамике. Осуществляется оценка отложенного спроса несколькими методами и определяются факторы, оказывающие влияние на откладывание покупки. С помощью метода множественной регрессии моделируется спрос на бытовую технику. Предлагаемые результаты исследования представляют собой продолжение и развитие исследований потребительского спроса и поведения, проводимых авторами в данной области.
Ключевые слова: отложенный спрос, потребительское поведение, сбережения, ожидания, индекс потребительской уверенности.
In recent years, research related to the investigation of uncertainty. They found that the actual behavior in the household consumption ratio, and in terms of savings starts to change noticeably. Deferred demand on the one hand demand is shifted into the future, on the other hand determines the amount of savings in the present. In this regard, the study of the formation of pent-up demand is urgent. This article is devoted to analysis of deferred consumer demand in the market of home appliances of the Republic of Bashkortostan. The analysis of existing approaches to the category of pent-up demand. The authors give the definition of pent-up demand as the economic category, in which clarification is made with regard to the essential factors for consumer demand postponement. The paper presents the index of turnover of home appliances and the presence in the house-
ANALYSIS OF PENT-UP DEMAND OF CONSUMERS IN THE REGIONAL MARKET OF HOME APPLIANCES
Business
hold dynamics. Evaluates pent-up demand, and determine the factors influencing the postponement of purchase. Using multiple regression method modeled the demand for home appliances. The proposed study results represent a continuation of the research and development of consumer demand and behavior, conducted by the authors in this field.
Key words: pent-up demand, consumer behavior, savings, expectations, consumer confidence index.
Актуальность исследования определяется изменениями потребительского поведения и необходимостью модификации существующих неоклассических методов и подходов к оценке спроса с учетом изменений в социально-экономической среде. Новые тенденции: сервисофикация, софтизация, сетизация потребительского спроса заставляют иначе чем прежде обратить внимание на потребительский спрос, который изменяется как количественно, так и качественно, как в практическом, так и теоретическом аспектах. Складывающаяся в настоящее время ситуация в экономике России несколько отличается от ранее изученных в отечественных и зарубежных исследованиях [1]. При этом решения потребителей, основанные на их опыте последних 20 лет, не всегда укладываются в существующие модели потребительского поведения. В частности, наиболее яркой особенностью поведения покупателя в России в условиях кризиса является не сбережение, а максимальная реализация имеющихся свободных денежных средств, в том числе на рынке бытовой техники. В связи с этим изучение формирования отложенного спроса требует дополнительного исследования на стыке экономики и социологии.
На важность стимулирования инвестиционной активности для экономического роста указывал Дж. М. Кейнс [2]. Согласно его модели эффективного спроса, инвестиционная активность в стране, в первую очередь, определяется ожидаемой доходностью капиталовложений. Рост сбережений сам по себе не влияет на эти ожидания и не ведет автоматически к росту инвестиций, однако мотивы сберегательного поведения, отмеченные Кейнсом, остаются актуальными и подлежат дальнейшему исследованию. Проблема эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса
поднимается часто, т.к. он влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости [3].
Спрос является подвижной категорией, в реальной жизни отдельные его стороны в чистом виде выделить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания. По степени удовлетворенности спрос может быть реализованный и нереализованный (неудовлетворенный). В зависимости от товарного обеспечения — удовлетворенный, условно удовлетворенный и неудовлетворенный. По срокам формирования неудовлетворенный спрос можно разделить на текущий и накопленный. По достигаемым целям спрос разделяют на функциональный и нефункциональный. По характеру неудовлетворенности спрос разделяют на явно неудовлетворенный, переключенный и отложенный.
Существуют разные, но близкие по своему значению, определения отложенного спроса. Так, Олейник Н.С. определяет его как «спрос на дорогие товары, деньги на приобретение которых откладываются покупателями» [4]. Соломатин А.Н. пишет, что отложенный спрос — это «существующий, но как бы отложенный на время спрос по различным причинам, например, в случае необходимости накопления определенной суммы денег для приобретения конкретных товара и услуги, обязательного приобретения товара или услуги к конкретному событию и т.п.» [5]. В Большом экономическом словаре отложенный спрос определяется как «неудовлетворенный спрос населения в товарах народного потребления, обеспеченный свободными денежными средствами при отсутствии товара или необеспеченный наличными деньгами при наличии товара» [6]. При довольно широком использовании термина, как в научной, так и в ненаучной литературе,
общепринятого определения не сложилось, а представленные выше определения имеют существенные недостатки. В первом случае определение сужает границы, во втором случае носит довольно общий временной характер, в третьем случае имеет существенное противоречие (если потребность неплатежеспособна, то она спросом не является). Лапаев А.С. также считает, что отложенный спрос — это спрос в будущем [7, 8].
На наш взгляд, отложенный спрос — это подкрепленная платежеспособностью потребность, удовлетворение которой сдвинуто во времени в будущее в силу существенных для потребителя обстоятельств. Существенность подразумевает необходимость и предусмотрительность потребителя отложить деньги на «черный день», не оформленную окончательно потребность или отсутствие товара в нужном для потребителя формате.
Для целей изучения отложенного спроса особый интерес представляют работы, затрагивающие выравнивание потребления. Это теории перманентного дохода Фридмена М., жизненного цикла Андо А. и Модильяни Ф., а также модель Касса-Купманса-Рамсея, в которой норма замещения выступает эндогенной переменной через два дополнительных параметра: интертемпоральную эластичность замещения и норму временного предпочтения [9, 10]. В рамках последней модели обосновано, что на основе своего временного предпочтения индивид отказывается от настоящего предпочтения в пользу будущего, если процентные ставки высокие. Психологические факторы сберегательного поведения изучены в работах Катона Дж., Тверски А. и Канемана Д. [7] .
Наиболее сильными по действию факторами отложенного спроса выступают кризисные проявления и связанная с ним неопределенность. Часто в условиях нестабильности население увеличивает сбережения за счет откладывания ранее намеченных покупок. Так как отложенный спрос это потребность, удовлетворение которой сдвинуто в будущее, очевидно, что он формируется только при условии, что в будущем доходы, если и не
Предпринимательство
увеличатся, то, по крайней мере, вернутся к докризисному уровню, и человек сможет вернуться на свою «кривую потребления». Иначе, в случае падения доходов на длительное время, человек не откладывает покупку, он изменяет свою кривую отложенного спроса. Поэтому исследования спроса последней четверти XX века связаны именно с учетом фактора неопределенности. Следует констатировать тот факт, что реальное сберегательное поведение домохозяйств начинает заметно отклоняться от предсказаний неоклассических моделей. В основе процессов формирования отложенного спроса лежат модели «buffer-stock» [11, 12], а также идеи Валунда Р. и Гуннарссона И., выявивших зависимость (по крайней мере, частичную) сберегательного поведения людей от их предшествующего финансового опыта [13].
В зависимости от специфичности различных товаров и услуг влияние одних и тех же факторов и мотивов может быть неодинаково [14]. Поэтому мы рассматриваем только часть розничного рынка товаров — рынок бытовой техники, который имеет свои особенности.
По характеристике Воловикова С.А. и Илларионовой С.А. «этот рынок является индикатором благополучия домашних хозяйств, чутко реагирует на складывающуюся макроэкономическую ситуацию, является высококонкурентным, быстро обновляется, представлен достаточно технологичными товарами, сопутствующими и взаимодополняющими продуктами и сервисами» [15]. Несовсем можно согласиться с определением «высококонкурентный», но в целом описание соответствует действительности.
Как отмечает Карев А.В., «специфика российского рынка бытовой техники сформировалась в 90-е гг. на фоне громадного отложенного спроса населения на данный вид товаров» [16]. Кризис в продажах бытовой техники наблюдался в 1998 г. При этом «несмотря на рост цен в результате дефолта значительно вырос спрос на потребительские товары, такие как крупы, сахар, мыло и т.п., т.к. население ожидало дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране и роста цен» [17]. Таким образом, оценивая условия
Business
для формирования сбережений как наихудшие [18], население увеличило потребление в большей степени продовольственных товаров, сокращая покупки бытовой техники как не самой необходимой в текущих условиях. При этом наиболее предпочтительной формой сбережения являлась покупка иностранной валюты [19].
С конца 1999 г. «рынок бытовой техники устойчиво демонстрировал почти десятилетний рост», подкрепляемый ростом реальных денежных доходов населения (рисунок 1). Граждане России постепенно начали «перенимать западную модель поведения, а именно, стирать раз в неделю и делать покупки на неделю вперед». В результате к концу этого десятилетнего периода исследователи отметили, что «холодильники, стиральные машины и пылесосы уже можно отнести к категории «необходимо иметь»» [15].
В 2001 г. у домохозяйств наблюдалась тенденция к росту доходов и потребления, динамика которых находилась приблизительно на одном уровне, уровень сбережения значительно снизился. Такая же тенденция наблюдалась и в посткризисный период 2011-2012 гг. Такую нелогичность объясняли «инерционным запаздывающим влиянием финансового кризиса 1998-1999 гг. на сбере-
жения у домохозяйств» [20]. На наш взгляд, это связано с отложенным спросом и изменением самого уровня потребления.
Снижение темпов роста реальных денежных доходов в 2008-2009 гг. способствовало резкому падению темпов роста продажи крупной бытовой техники. Изменение потребления в условиях кризиса в целом (в меньшей степени именно бытовой техники) активно изучалось в последующие периоды [17, 21],
После кризиса 2008-2009 гг. в условиях некоторого восстановления темпов роста доходов некоторые исследователи стали выделять новые тенденции, которые, возможно, появились бы и раньше в крупных городах, но в силу возникшего кризиса были не столь очевидны. Одна «состоит в возросшем желании у потребителя приобрести то, что «хотелось бы иметь», например, посудомоечные машины, хлебопечки, мультиварки, кофе-машины и др.». Другая тенденция состояла в том, что товары длительного потребления перестали использоваться в течение всего срока службы товара. «Несмотря на посткризисные проблемы потребители совершали покупки все больше, что говорит о существующем и растущем спросе на покупку новой техники до того, как старая выйдет из строя» [15].
180 160 140 120 100 80 60
Реальные денежные доходы в Российской Федерации Реальные денежные доходы в Республике Башкортостан
......Холодильники и морозильники, индекс физического объема розничной продажи (РБ)
Холодильники и морозильники, индекс физического объема розничной продажи (РФ)
......Стиральные машины, индекс физического объема розничной продажи (РБ)
-Стиральные машины, индекс физического объема розничной продажи (РФ)
Рисунок 1. Динамика реальных денежных доходов и индекса физического объема оборота розничной продажи отдельных бытовых и электротоваров в Республике Башкортостан и Российской Федерации, % (построено по данным www.fedstat.ru)
В результате в 2014 г. среди основных направлений движения временно свободных средств отчетливо выделился повышенный спрос на технические товары для дома. По мнению Алипкеровой Н.В., «рынок жилья сыграл роль локомотива для других потребительских рынков», «люди, у которых еще остались сбережения в рублях, и кто не перевел их в валюту стремительно начали скупать предметы длительного спроса, крупногабаритные товары, бытовую технику и электронику, дабы хоть как-то спасти свои рублевые сбережения от инфляционного натиска» [22]. Наличие ажиотажного спроса на бытовую технику отмечается в годовых отчетах сетевых компаний. Например, «М. Видео», чья доля в бытовой технике составляла 28 % от российского рынка [23], в отчете за 2014 г. сообщила, что торговая сеть «показала серьезный рост в определённых категориях продаваемых товаров, главным образом в таких сегментах, как «Крупная бытовая техника» (стиральные машины, холодильники и т.д.), «Аудио-Видео, ТВ» (в основном телевизоры), «Развлечения» и «Телеком», на волне ажиотажного спроса на дорогостоящие товары в ноябре-декабре прошлого года покупатели активно инвестировали свои сбережения в электронику, что сильно повлияло, к примеру, на рост категории «Крупная бытовая техника» на рынке: + 76 % в денежном выражении и + 48 % в натуральном выражении».
Анализируя поведение населения России в кризисный период 2014 года, Галимова А.Ш. и Сакаева Л.Р. отметили, что «люди в такие моменты подвержены психологическому напору и мгновенной тревоге. Поэтому, опасаясь девальвации российской валюты и сопровождающего ее роста цен на продукты питания и товары, люди начинают совершать покупки, основанные на эмоциях, которые совершенно не нужны им в обычной практике. Именно из-за этого возникает всплеск потребительского бума» [24]. Безусловно, психологический напор и тревога имеют место быть, однако большая часть населения не покупает то, что совершенно не нужно, а пытается оптимизировать свое будущее потребление через предварительную скупку
Предпринимательство
товаров, которые могут пригодиться им в будущем.
В настоящее время наблюдается падение продаж. По данным «М. Видео», в России в 2015 году продажи крупной бытовой техники сократились почти на 15 % в денежном выражении, малой бытовой техники на 13 %. Больше всего падение спроса сказалось на кухонной технике [24]. В 2016 г. эта же сеть отметила рост в 1 полугодии общей выручки на 19 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., что с учетом роста цен более, чем на 20 %, говорит о снижении продаж в натуральных единицах. По данным агентства GfK, отмечается значительная волатильность спроса на рынке бытовой техники и электроники. В августе 2016 года объем продаж в рублях вырос на 5 %, а в штуках сократился лишь на -1 % (в июле снижение было на -4 %). Иначе, отмечается медленное восстановление этого рынка [26].
Рассматриваемый нами рынок бытовой техники Республики Башкортостан, являясь частью рынка бытовых товаров Российской Федерации, несколько отличается от него по своим тенденциям. Анализ данных позволяет выделить несколько следующих особенностей.
В период 1997-2009 гг. реальные денежные доходы в Республике Башкортостан были выше, чем в среднем по Российской Федерации, что оказывало влияние на более высокие индексы физического объема оборота розничной продажи отдельных бытовых товаров (рисунок 1). В результате по данным обследования домашних хозяйств на наличие предметов культурно-бытового назначения, проводимого Федеральной службой государственной статистики, жители Республики Башкортостан имели стиральных машин и холодильников/морозильников к 2008 г. на 19 % и 14 % соответственно больше, чем в среднем по России.
Динамика индекса физического объема оборота розничной продажи отдельных бытовых товаров в Республике Башкортостан в 2005-2008 гг. отличается от среднероссийской. В поквартальном разрезе (рисунок 2) видно, что последние три года рост потребле-
Business
ния и спад опережает общероссийский на 1 квартал. Данные, представленные на рисунках 1 и 2, позволяют выделить отложенный спрос. Для Республики Башкортостан он очевиден в 1998, 1999, 2009 и 2015 гг. Покупка товаров начинает откладываться людьми не в начале кризиса, когда его последствия еще не очевидны, а уже в условиях его сильного давления. Из рисунка 2 видно, что спрос откладывается и в течение года, в квартальном разрезе наблюдается определенное колебание.
В целях изучения формирования отложенного спроса на рынке бытовых и электрических товаров авторами была построена эко-нометрическая модель.
Как было отмечено ранее, отложенный спрос это часть общего потребительского спроса, представляющего собой потребность, обусловленную наличием денег, удовлетворение которой сдвинуто в будущее в силу существенных для потребителя факторов. При довольно частом исследовании совокупного спроса и неплохой проработке методического инструментария его оценки мы отмечаем практически полное отсутствие
методов оценки отложенного спроса при частом его упоминании в теории и практике. Объем неудовлетворенного спроса, как правило, оценивается как разница между спросом и предложением. Однако в реальных условиях точно оценить его значение по всему рынку практически невозможно.
Дело в том, что общий объем представленной бытовой техники в магазинах в денежном измерении превышает объем спроса. При этом многообразие моделей техники велико, а предпочтения потребителей так различаются, что точно оценить таким образом совокупный неудовлетворенный спрос на бытовую технику на рынке практически не представляется возможным. Как правило, он оценивается отдельно для конкретных предприятий и путем опроса покупателей, анализ показателей товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости [27, 28].
В свою очередь спрос откладывается не только в связи с его неудовлетворенностью, но под влиянием факторов неопределенности. В этом случае логика поведения и его оценка следующие.
Рисунок 2. Динамика оборота розничной продажи отдельных бытовых и электротоваров в Республике Башкортостан (шкала справа) и Российской Федерации (шкала слева), млрд руб. (построено авторами по данным www.fedstat.ru)
1) В домохозяйстве используется определенное количество единиц техники. В случае поломки техники и покупки новой количество единиц у домохозяйства не изменится. Если потребители по каким-то причинам отложат покупку, то количество единиц используемой им техники сократится. Следовательно, о формировании отложенного спроса на бытовую технику можно судить по динамике определяемого Федеральной службой государственной статистики показателя «Наличие в домашних хозяйствах предметов длительного пользования».
Как видно из рисунка 3, в 1998 и 1997 гг. количество единиц техники не снижалось, следовательно, либо она не выходила из строя, либо в случае поломки заменялась в том же количестве. С 1999 г. по 2001 г. наблюдалось снижение количества единиц техники: в среднем на 100 домохозяйств количество стиральных машин уменьшилось со 101 до 91 единицы. К 2007 г. количество стиральных машин постепенно вернулось к уровню 1999 г. и продолжило рост вплоть до 2010 г., достигнув значения 107 стиральных машин на 100 домохозяйств. В течение 2013-2014 гг. количество стиральных машин изменилось от 110 до 109 штук. Динамика говорит о постоянном росте обеспеченности населения стиральными машинами. И при подходе, связанном с выравниванием потребления, мы можем говорить о некотором откладывании покупки на более поздний срок.
2) Каждое домохозяйство (или отдельный покупатель), исходя из значимых для него факторов, выстраивает стратегию приобрете-
Предпринимательство
ния техники. О реализации этой стратегии можно судить по динамике розничного оборота бытовой техники. В случае изменения стратегии динамика изменится. Человек может не приобрести технику в определенном периоде, но учитывая рассмотренные выше теории потребления, у него будет желание выровнять свое потребление в будущем. Следовательно, объем отложенного спроса можно оценить путем вычитания из фактического оборота бытовой техники потенциального спроса. Потенциальный спрос можно рассматривать с двух позиций:
1. В краткосрочном периоде индивид не меняет свое потребление, а, следовательно, в норме сохранение его на прежнем уровне (индекс физического оборота в этом случае равен 100);
2. Индивид изменяет свое потребление пропорционально изменению его доходов, тогда мы должны определить величину, отражающую изменение потенциального спроса. Ею может быть изменение индекса физического оборота (Iq), зависящее от изменения реальных денежных доходов (K).
Проведем такой расчет для стиральных машин (таблица 1). Корреляция между показателями «Индекс физического оборота» и «Реальные денежные доходы» составляет 0,86. Расчеты, выполненные c помощью эко-нометрического пакета Eviews, позволили построить следующее уравнение:
F = 1, 058298* К
(t=30.1 123 1, R-squared=0.50443 5, Prob=0.0000, Std. Error = 0,035145).
14 12 10 8 6 4 2 0
т
1
1
—
и
ш ■ ■
^ гч\ ¿V Л e> sb ck> J\ Л <ч О О s>
«З3 ЛЗ3 ЛЗ5 о^Г Л55 Л53 JS3 ЛЗ3 ^ ^ „о4 ^
v v v v г V v v v "v
V V V г т т т
Стиральная машина ■ Микроволновая печь
■ По суцомоечиая машина ■ Пыле со с
■ Холодильник и морозильник
Рисунок 3. Динамика отложенного спроса на рынке бытовой техники Республики Башкортостан, единиц в среднем на 100 домохозяйств
Business
Далее, сопоставив полученное значение с фактическим спросом на стиральные машины, мы получаем расчетное значение отклонения, по нашему мнению, характеризующее величину отложенного спроса. В таблице 1 указан только откладываемый спрос, хотя в этой ситуации может быть также спрос, преждевременно реализованный.
В результате оба метода сходятся в том, что в 1998 г., 1999 г., 2009 г. и 2015 г. мы наблюдаем откладывание покупок, проявляющееся в более сильном падении приобретения стиральных машин относительно снижения доходов.
Сам отложенный спрос связан с несколькими показателями, характеризующими неопределенность ситуации:
— индекс цен на стиральную машину (корреляция -0,61);
— индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики на основе опросов населения как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидае-
мых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок (корреляция составила 0,84).
Это в целом согласуется с выдвинутой идеей Кабалерро Р.Дж., в процессе изучения сберегательного поведения сделавшего вывод о том, что потребление слабо реагирует на непредвиденные изменения в доходах, но гораздо сильнее — на ожидаемое их изменение [29]. Более детальный анализ связи показателей, характеризующих формирование отложенного спроса и индекса потребительской уверенности, позволил выделить Индекс произошедших изменений экономической ситуации в России, который представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и скорее отрицательных ответов респондентов. При этом проведенные расчеты позволили установить, что значения индекса, полученные за первые два квартала рассматриваемого года, коррелируют с выделенными нами показателями, характеризующими формирование отложенного спроса за
Таблица 1. Оценка отложенного спроса на стиральные машины в Республике Башкортостан
Год Индекс физического оборота Реальные денежные доходы (значение показателя за год) Индекс физического оборота (рассчитан по реальному денежному доходу) Отложенный спрос (1) (гр.4-гр.2) Отложенный спрос (2) (гр.2-100)
1 2 3 4 5 6
1997 101,9 109,1 115,5 -13,5 0
1998 74,9 90,7 96,0 -21 -25,1
1999 69,6 95,9 101,5 -31,9 -30,4
2000 116,8 112,7 119,3 -2,5 0
2001 126,4 113,5 120,1 0 0
2002 124,3 113,9 120,5 0 0
2003 119,1 116,6 123,4 -4,3 0
2004 122,3 109,7 116,1 0 0
2005 138,0 117,7 124,6 0 0
2006 159,8 117,2 124,0 0 0
2007 145,9 114,9 121,6 0 0
2008 123,3 112,3 118,8 0 0
2009 93,5 102,4 108,4 -14,9 -6,5
2010 113,3 101,0 106,9 0 0
2011 115,7 99,7 105,5 0 0
2012 114,2 106,6 112,8 0 0
2013 100,4 105,3 111,4 -11 0
2014 100,9 101,3 107,2 -6,3 0
2015 77,8 94,9 100,4 -22,6 -22,2
весь год (корреляция составила 0,86). Таким образом, можно прогнозировать возможное значение отложенного спроса.
Выводы
Проведенное исследование показало, что рынок бытовой техники Республики Башкортостан имеет свои особенности. Отложенный спрос может быть оценен и спрогнозирован. В большей степени на отложенный спрос влияют факторы неопределенности. При этом люди начинают откладывать уже тогда, когда изменения значительны. В период, когда изменения только начинаются, люди ищут пути оптимизировать накопления, в том числе через предварительную реализацию спроса, т.е. приобретение товаров до их фактической потребности.
Список литературы
1. Суворов А.В., Сухорукова Г.М., Митяева О.А., Ульянова Е.А. Система функций спроса на товары и услуги в видовой и отраслевой структуре // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 1-15.
2. Keynes J. M. General Theory of Employment, Interest and Money. Helios ART, 2011. 352 p.
3. Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней / Под ред. д-ра экон. наук, профессора В.А. Сидорова, д-ра экон. наук, профессора Я.С. Ядгарова, канд. экон. наук, доцента В.В. Чапли. Краснодар: НИИ экономики ЮФО, 2016. 497 с.
4. Олейник Н.С. Маркетинг: учеб. Пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2013. 164 с.
5. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2000. 295 с.
6. Большой экономический словарь: 19000 терминов / Ред. А.Н. Азрилиян. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.
7. Кузина О.Е. Экономико-психологическое моделирование финансового поведения населения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. С. 83-105 Режим доступа:
Предпринимательство
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/ document/109025014
8. Лапаев А.С. Денежные сбережения населения как экономическая категория // Вестник ОГУ. 2010. № 2 (108) / февраль. С. 84-90.
9. Friedman M., Savage L. J. Utility Analysis of Choices Involving Risk // Journal of Political Economy. 1948. № 56 (4). P. 279-304.
10. Дроздова Н.В., Переломова И.Г. Экономико-математическое моделирование: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 246 с.
11. Carroll C D. Buffer-Stock Saving and the Life Cycle/Permanent Income Hypothesis // Quart J. Econ. 1997. V. 12 (1). P. 1-55.
12. Deaton A. Saving and Liquidity Constraints // Econometrica. 1991. Vol. 59 (5). P. 1221-1248.
13. Wahlund R., Gunnarsson J. Mental Discounting and Financial Strategies // J. of Economic Psychol. 1996. № 17. P. 709-730.
14. Дубовик М.В., Тимирьянова В.М. Социально-экономические предпосылки дифференциации спроса в регионах // Торговля, предпринимательство и право. 2015. № 4. С. 10-20.
15. Воловиков С.А., Илларионова С.А. Особенности российского рынка бытовой техники // Бизнес в законе. 2013. № 2. С.174-175.
16. Карев А.В. Особенности формирования рынка бытовой техники // Вестник ЮРГТУ. 2016. № 2. С. 88-104.
17. Чистоходов А.Ю. Платежеспособный спрос в условиях экономического роста: автореф. ... канд. экон. наук / 08.00.05. М., 2007. 26 с.
18. Митяева Н.В. Дисбаланс системы «потребление — сбережение» домохозяйств современной России // Вестник СГСЭУ 2015. № 5 (59). С. 33-38.
19. Тютюкина Е.Б., Тимофеева Н.О. Взаимосвязь сбережений и инвестиций населения в условиях кризиса // Стратегический менеджмент. 2015. № 2. C. 43-49.
20. Козлова О.А., Тухтарова Е.Х. Факторный анализ взаимосвязи «потребление - сбережение» в Уральском федеральном округе // Экономика региона. 2014. № 3 (39). С. 248-257.
Business
21. Варламова Ю.А. Влияние цикличности на сберегательное поведение домашних хозяйств в российской экономике // Вестник пермского университета. 2013. № 1 (16). С. 22-27.
22. Алипкерова Н.В. Динамика инвестиционно-сберегательной активности населения России // Народонаселение. 2015. № 3. С. 85-92.
23. Отчет ПАО «Магнит» 2015 г. Режим доступа: http://reports2.equitystory.com/ mvideo/annual/2015/gb/English/pdf/mvideo_ ar15_eng.pdf.
24. Галимова А.Ш., Сакаева Л.Р. Мотивы сберегательного поведения населения в период кризисной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 10. С. 79-82.
25. Годовой отчет ПАО «Магнит» 2015 г. Режим доступа: http://invest.mvideo.ru/ files/1438/Annual%20report%20for%202015 _RUS_Approved%20by%20AGSM.pdf.
26. Отчет «Российский потребитель» исследовательской компании «GfK». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gfk.com/ru/insaity/press-release/rossiiskii-potrebitel-2016-privychka-k-krizisu.
27. Капелюшный Э.Д. Изучение и прогнозирование покупательского спроса // Экономика и социум. 2016. № 5(24). Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/files/ zurnal_24/Kapelyushnyy)%20(2).pdf.
28. Левкин Г.Г. Основы коммерции. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. 109 с.
29. Сaballerо R.J. The Stochastic Behavior of Consumption and Savings. 1988. 207 р.
References
1. Suvorov A.V., Sukhorukov G.M., Mitiaeva O.A., Ulyanov E.A. The System Functions in Demand for Goods and Services in Specific and Sectoral Structure // Problems of Forecasting. 2000. № 5. P. 1-15.
2. Keynes J.M. General Theory of Employment, Interest and Money. Helios ART, 2011. 352 p.
3. The Phenomen of the Market Economy: from the Beginnings to the Present Day / Ed. V.A. Sidorov, J.S. Yadgarova, V.V. Chapli. Krasnodar: Research Institute of the South Federal District Economics, 2016. 497 c.
4. Oleynik N.S. Marketing: Textbook. Nizhny Novgorod, 2013. 164 p.
5. Economy and organization of commercial enterprises / Ed. A.N. Solomatina. M.: INFRA-M, 2000. 295 p.
6. The Great Dictionary of Economics: 19,000 terms. M.: Institute of New Economy, 1997. 864 p.
7. Kuzina O.E. Economic-Psychological Modeling of the Financial Behavior of the Population // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2004. P. 83-105. Access: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/ document/109025014.
8. Lapaev A.S. Cash Savings of the Population as an Economic Category // Vestnik of OSU. 2010. № 2 (108) / February. P. 84-90.
9. Friedman M., Savage L.J. Utility Analysis of Choices Involving Risk // Journal of Political Economy. 1948. № 56 (4). P. 279-304.
10. Drozdov N.V., Perelomova I.G. Economic-Mathematical Modeling. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 2010. 246 p.
11. Carroll C D. Buffer-Stock Saving and the Life Cycle/Permanent Income Hypothesis // Quart J. Econ. 1997. V. 12 (1). P. 1-55.
12. Deaton A. Saving and Liquidity Constraints // Econometrica. 1991. Vol. 59 (5). P. 1221-1248.
13. Wahlund R., Gunnarsson J. Mental Discounting and Financial Strategies // J. of Economic Psychol. 1996. № 17. P. 709-730.
14. Dubovik M.V., Timiryanova V.M. SocioEconomic Conditions in the Regions of Demand Differentiation // Trade, Business and Law. 2015. № 4. P. 10-20.
15. Volovikov S.A., Illarionov S.A. Features of the Russian Market of Household Appliances // Business-in-Law. 2013. № 2. P. 174-175.
16. Karev A.V. Peculiarities of Home Appliances Market // Herald SRSTU. 2016. № 2. P. 88-104.
17. Chistohodov A.Y. Effective Demand in Terms of Economic Growth: Abstract. / 08.00.05. M., 2007. 26 p.
18. Mitiaeva N.V. The Imbalance of the system «Consumption - Saving» Household Modern Russia // Bulletin SSSEU. 2015. № 5 (59). P. 33-38.
19. Tyutyukin E.B., Timofeeva N.O. The Relationship of Savings and Public Investment
in Times of Crisis // Strategic Management. 2015. № 2. P. 43-49.
20. Kozlova O.A., Tuhtarova E.H. Factor Analysis of the Relationship «Consumption -Saving» in the Urals Federal District // The Region's Economy. 2014. № 3 (39). P. 248-257.
21. Varlamov Y. Effect of Cycling on the Saving Behavior of Households in the Russian Economy // Bulletin of Perm University. 2013. № 1 (16). P. 22-27.
22. Alipkerova NV Dynamics of «Investment - Savings» Activity of the Population of Russia // Population. 2015. № 3. P. 85-92.
23. The Report of PJSC «Magnit» 2015. Access: http://reports2.equitystory.com/mvideo/ annual/2015/gb/English/pdf/mvideo_ar15_eng. pdf.
24. Galimov A.Sh., Sakaeva L.R. The Motives of the Savings Behavior of the Population during the Crisis of the Economy //
Предпринимательство
Economics and Management in the XXI Century: Trends. 2015. № 10. P. 79-82.
25. Annual report of PJSC «Magnit» 2015. Access: http://invest.mvideo.ru/files/1438/ Annual%20report%20for%202015 _RUS_ Approved%20by%20AGSM.pdf.
26. The report «Russian consumer» Research Company «the GfK». [Electronic Resource]. Access: http://www.gfk.com/ru/ insaity/press-release/rossiiskii-potrebitel-2016-privychka-k-krizisu.
27. Kapelyushny E.D. Study and Forecasting of Consumer Demand // Economy and Society. 2016. № 5 (24). Access: http://www.iupr.ru/ domains_data/files/zurnal_24/Kapelyushnyy)%20 (2).pdf.
28. Levkin G.G. Basics of Commerce. M.-Berlin: Direct Media, 2016. 109 p.
29. Caballero R.J. The Stochastic Behavior of Consumption and Savings. 1988. 207 р.