Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / TRENDS OF ECONOMIC DEVELOPMENT / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CONSUMER BEHAVIOR / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / SOCIAL WELL-BEING / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ НАСТРОЕНИЕ / CONSUMER SENTIMENT / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL AUTHORITIES / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Сергей Николаевич, Манаенкова Юлия Николаевна

В статье рассматривается изучение особенностей потребительских настроений и экономического поведения жителей Республики Коми. Представлены результаты социологического опроса населения Республики Коми, посвященного проблемам стратегии потребительского поведения. Авторы дают экономическую оценку перспектив регионального экономического развития, анализируют сложившиеся условия социального самочувствия населения, восприятия домохозяйствами региона этих условий. в работе детально рассмотрены стратегии потребительского поведения, а также определена динамика потребительских настроений в условиях экономического кризиса. Проведенный анализ выявил долгосрочность трендов снижения потребительского спроса, что сказывается на поведении корпоративного сектора экономики региона, когда в условиях снижения реальных доходов населения, среднего класса, меняются потребительские привычки и стандарты экономического поведения, что ограничивает как потребление товаров повседневного спроса, так и крупные покупки. Корпоративный сектор экономики региона ощущает влияние кризиса в форме снижения прибыли, сокращения возможностей для инвестирования в новые проекты. Это происходит в условиях негативных последствий экономического кризиса и роста производственных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ESTIMATION OF CONSUMER BEHAVIOR OF THE POPULATION: A REGIONAL ASPECT

The article examines the study of particularities of consumer sentiment and economic behavior of the inhabitants of the Komi Republic. The results of the sociological survey of the population of the Republic of Komi on the problems of the strategy of consumer behavior are presented. Economic evaluation of the prospects for regional economic development is given, the existing conditions for the social well-being of the population, and the perception by the households of the region of these economic conditions are analyzed. The detailed evaluation of consumer behavior strategies, the dynamics of consumer sentiment in the conditions of the economic crisis are given. The analysis revealed the long-term trends in the decline of consumer demand affecting behavior of the corporate sector of the regional economy, when consumer habits and standards of economic behavior change in the context of declining real incomes of the population, the middle class, who limits both consumption of everyday goods and large purchases. The corporate sector of the regional economy feels the impact of the crisis in the form of lower profits, reduction in the opportunities for investing in new projects. This occurs in the context of negative consequences of the economic crisis and growth of production costs.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

50 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5

регион инноваций. республика коми

■ DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-5-50-55

Экономическая оценка потребительского поведения населения

сЕрГЕй николАЕвич БольШАков, доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор ГоУ во «коми республиканская академия государственной службы и управления» (167982, Российская Федерация, Республика коми, Сыктывкар, ул. коммунистическая, 11). E-mail: snbolshakov@mail.ru

юлия николАЕвнА мАнАЕнковА, проректор по проектам и развитию

ГоУ во «коми республиканская академия государственной службы и управления» (167982, Российская Федерация, Республика коми, Сыктывкар, ул. коммунистическая, 11). E-mail: academy@rkomi.ru

Аннотация: в статье рассматривается изучение особенностей потребительских настроений и экономического поведения жителей республики Коми. Представлены результаты социологического опроса населения республики Коми, посвященного проблемам стратегии потребительского поведения. Авторы дают экономическую оценку перспектив регионального экономического развития, анализируют сложившиеся условия социального самочувствия населения, восприятия домохо-зяйствами региона этих условий. в работе детально рассмотрены стратегии потребительского поведения, а также определена динамика потребительских настроений в условиях экономического кризиса. Проведенный анализ выявил долго-срочность трендов снижения потребительского спроса, что сказывается на поведении корпоративного сектора экономики региона, когда в условиях снижения реальных доходов населения, среднего класса, меняются потребительские привычки и стандарты экономического поведения, что ограничивает как потребление товаров повседневного спроса, так и крупные покупки. Корпоративный сектор экономики региона ощущает влияние кризиса в форме снижения прибыли, сокращения возможностей для инвестирования в новые проекты. Это происходит в условиях негативных последствий экономического кризиса и роста производственных затрат.

Ключевые слова: тенденции экономического развития, потребительское поведение, социальное самочувствие, потребительское настроение, экономика региона, региональные органы управления, социологический опрос

Большаков С.Н., Манаенкова Ю.Н. Экономическая оценка потребительского поведения населения. Государственная служба. 2017. № 5. С. 50-55.

economic estimation of consumer behavior of the population

SERGEi N. BoLSHAKoV, Dr. Sci. (Politics), Dr. Sci. (Economics), Professor

Komi Republican Academy of Public Service and Management (11, ul. Kommunisticheskaya, Syktyvkar, Komi Republic, Russian Federation, 167982). E-mail: snbolshakov@mail.ru

YuLiYA N. MANAENKoVA, vice-rector for projects and development

Komi Republican Academy of Public Service and Management (11, ul. Kommunisticheskaya, Syktyvkar, Komi Republic, Russian Federation, 167982). E-mail: academy@rkomi.ru

Abstract: The article examines the study of particularities of consumer sentiment and economic behavior of the inhabitants of the Komi Republic. The results of the sociological survey of the population of the Republic of Komi on the problems of the strategy of consumer behavior are presented. Economic evaluation of the prospects for regional economic development is given, the existing conditions for the social well-being of the population, and the perception by the households of the region of these economic conditions are analyzed. The detailed evaluation of consumer behavior strategies, the dynamics of consumer sentiment in the conditions of the economic crisis are given. The analysis revealed the long-term trends in the decline of consumer demand affecting behavior of the corporate sector of the regional economy, when consumer habits and standards of economic behavior change in the context of declining real incomes of the population, the middle class, who limits both consumption of everyday goods and large purchases. The corporate sector of the regional economy feels the impact of the crisis in the form of lower profits, reduction in the opportunities for investing in new projects. This occurs in the context of negative consequences of the economic crisis and growth of production costs.

Keywords: trends of economic development, consumer behavior, social well-being, consumer sentiment, regional economy, regional authorities, sociological survey

Bolshakov S.N., Manaenkova Yu.N. Economic estimation of consumer behavior of the population. In: Gosudarstvennaya sluzhba. 2017. № 5. P. 50-55. In Russian.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 51

С.Н. Большаков, Ю.Н. Манаенкова. Экономическая оценка потребительского поведения населения

введение

Исследование потребительских образцов поведения является важным фактором и определенной базой не только для социального конструирования общества, но и создания его экономической модели, выбора приоритетных направлений развития. Сложившиеся экономические отношения, сосуществование институтов государственной регламентации экономики и социально-нормативных структур являются основой потребительских настроений, которые стимулируют различные социальные процессы в обществе. В условиях санкций и посткризисного сценария развития экономики нельзя не отметить наличие отрицательной социальной динамики на потребительском рынке. Исследователи фиксируют также спад денежных доходов населения, обращают внимание на негативное социальное самочувствие граждан.

данные общероссийских социологических опросов

Общероссийские социологические опросы «Левада-Центра» констатируют, в 2015 году 21% респондентов отвечали, что изменения в экономическом положении страны затронули их семью очень сильно; в июне 2016 года таких россиян стало 30%1. Социологи фиксируют, что население массово отказывается от покупок, больше половины опрошенных говорят об ухудшении повседневного потребления за последний год: «несколько ухудшилось» оно у 45%, «значительно ухудшилось» - у 14%, об улучшении заявляют лишь 6%. Реакция на кризис нашего потребителя - это реакция на трудности бедного населения, которое очень ограничено в своей самостоятельности в силу низкого уровня жизни.

Опросы Фонда общественного мнения показывают, что в качестве основных проблем по-прежнему предстают снижение зарплат и уровня жизни в целом, низкий уровень доходов населения («Трудно сводить концы с концами»; «Низкие зарплаты, которые ещё и снижают»; «Резко снизился доход семьи»). Также упоминаются потеря работы, безработица, проблемы с трудоустройством («Сокращение, отправляют в отпуск без содержания»; «Потерял работу, и у друзей то же самое»), рост цен, тарифов («Свет, газ дорожает, продукты дорожают»; «Больше тратить на лекарства пришлось»)2.

Самооценка, которая даётся гражданами изменению своего материального положения, была относительно стабильной на протяжении первой половины

1 Красильникова М. Достойная бедность. Левада-Центр. 19.07.2016: https://www.levada.ru/2016/07/19/dostojnaya-bednost

2 Измерение инфляционных ожиданий и потребительских

настроений на основе опросов населения. Развернутый отчет По заказу банка России. 2016. С. 144: http://www.cbr.ru/dkp/ standart_systemZfom_15-06.pdf

Рисунок 1. оценка экономического положения Республики коми в 2017 году («оцениваю экономическое положение республики как...»), данные в % от всех опрошенных

2014 года: число негативных оценок колебалось в диапазоне от 21% до 24%, а число позитивных было примерно в полтора раза меньше - 14-15%. Однако с октября 2015 года ситуация начала ухудшаться -сначала плавно, а потом всё сильнее. В результате этого доля людей, отмечающих ухудшение своего материального положения за последний год, выросла к февралю 2015 года в два раза: с 24% до 48%. Аналогичным образом снизилось число людей, говорящих о положительных изменениях в этой сфере: с 14% до 7%3.

В 2014-2015 годах произошло резкое ухудшение потребительского оптимизма россиян в целом. Помимо признака кризиса - сокращения доходов населения - важным индикатором экономического неблагополучия общества являются негативные тенденции, проявляющиеся на рынке труда (сокращение рабочих мест, перевод на неполную рабочую неделю, риски потери рабочего места).

Анализ потребительского поведения жителей Республики коми

На материале проведенного социологического исследования (рисунок 1) продемонстрируем социальную динамику и дадим характеристику уровня социального самочувствия населения Республики Коми.

Согласно проведенному анализу потребительского поведения населения, 52% респондентов Республики Коми скорее негативно оценивают экономическое положение региона и 18% отмечают негативное развитие экономики республики, каждый четвертый респондент (26%) считает, что она развивается скорее положительно и только 4% уверенно говорят о положительных тенденциях. Данные сведения разнятся на фоне заявлений органов государственной власти о положительных направлениях социального и экономического развития региона. Последние два года представители власти в Республике Коми пытаются активно формировать единое региональ-

3 Там же.

Рисунок 2. оценка социального статуса жителей Республики коми («вы считаете себя...»), данные 2017 года, в % от всех опрошенных

Рисунок 4. Перспективы экономики Республики коми и Российской Федерации в целом, данные 2017 года, в % от всех опрошенных

1С;

гЬгд>1=1гл I ...11л1 V

7ИЬ

Рисунок 3. оценка семейного материального положения жителей Республики коми в 2017 году («как вы оцениваете материальное положение своей семьи, по сравнению с прошлым годом...»), данные в % от всех опрошенных

ич

■ ■:" з .' - .1-/ и!=

ное коммуникационное пространство, сохранять социальные приоритеты развития, создавать условия для диалога в региональной Общественной Палате. Открытый формат таких дискуссий позволяет органам регионального управления найти определенные точки соприкосновения по актуальным для общества проблемам. Попытки стабилизировать состояние социальной сферы через поддержку (в условиях бюджетного дефицита) программ социальной защиты граждан республики позволяет добиваться исполнения социальных обязательств: выплаты зарплат, оказания социальной помощи и др.

В республиканской социально-экономической сфере для снижения негативного эмоционального фона был реализован комплекс мероприятий по исполнению обязательств в сфере социальной защиты населения, получателями которых является каждый третий житель. Для снятия социальной напряженности в республике региональными органами управления были предприняты большие усилия. Так, гражданам своевременно и в полном объеме были предоставлены все ежемесячные и ежегодные социальные выплаты, пособия, компенсации, финансируемые за счет средств федерального и республиканского бюджетов Республики Коми (более 80 видов выплат различным категориям граждан). В последнее время на выполнение государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения были направлены значительные объемы бюджет-

ных ассигнований (ежегодно от 5 до 7 млрд руб., за 2012-2016 годы - 30 млрд руб.

Значения средней заработной платы отдельных категорий работников организаций (всех форм собственности, включая федеральную) за 2015 год составили: педагогических работников дошкольных учреждений - 32 896 руб.; преподавателей высшего профессионального образования, работающих в государственных учреждениях, - 52 260 руб.; с учетом учреждений федеральной формы собственности -49 731 руб.

Несмотря на данные экономической статистики, они не демонстрируют положительного настроя граждан республики. Большинство респондентов по-прежнему ощущают себя скорее бедными. Данные оценки экономики региона коррелируют с оценкой социального статуса опрашиваемых (рисунок 2).

Три четверти респондентов (76%) уверенно считают себя бедными, а 18% отмечают свое состояние как «нищие». Такие показатели говорят не только о возможных негативных экономических сценариях развития экономики региона, но и о дальнейшем ухудшении уровня жизни населения, снижении его качества жизни. Данные опроса позволяют признать необходимость аудита социальных обязательств в регионе, поиска возможностей дополнительной поддержки незащищенных слоев населения.

Соответственно, негативные ожидания от динамики регионального экономического развития влияют на оценку материального положения домохо-зяйств региона (рисунок 3). Так, практически две трети респондентов из Республики Коми (57%) отмечают ухудшение материального положения, а 43% -фиксируют улучшение этого показателя.

Негативные ожидания респондентов отмечаются при оценках перспектив развития как региональной, так и национальной экономики (рисунок 4). Перспективы развития экономики страны в следующие 12 месяцев 72% респондентов характеризуют довольно пессимистично («плохие» позиции у национального экономического развития). В то же время

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 53

^н. Большаков, ю.н. манаенкова. Экономическая оценка потребительского поведения населения

Рисунок 5. Перспективная оценка потребительного поведения домохозяйств Республики Коми («Оценка потребительских настроений»), данные 2017 года, в % от всех опрошенных

т я

■1 ■ г м 3 Г> I - ■ ■ АЛ ^ й-"т I г ■

лллфл-пн-и -.гиг

Рисунок 6. Характеристика уровня потребления жителей Республики Коми («Какая из приведенных ниже оценок наиболее точно характеризует Ваши денежные доходы?»), данные 2017 года, в % от всех опрошенных

1Н-

0

й

'1|рН|1 |/._(л-11 ■ РН ПГ*9Р1- I ■""Нгт" П—1-'

каждый третий житель республики (28%) видит положительный вариант развития. Тем не менее, в процессе дискуссий с участниками опроса прозвучала позитивная нота, отражающая определенный ход моделирования социальной ситуации. При этом экономические трудности оцениваются положительно - как фактор экономического возрождения собственной промышленности, развития процессов импор-тозамещения, становления отраслей отечественной промышленности.

Перспективы следующих пяти лет национальной экономики респондентам видятся более положительными: 48% отмечают хорошие перспективы, а более половины отпрошенных (52%) предполагают возможность негативного сценария. Долговременная оценка негативного развития экономики представляет определенную опасность, ведь подобная рутинизация отрицательных оценок национального экономического развития разрушает не только стабильность личности, ее эмоциональное состояние, но и способна нарушить стабильность общества в целом.

Покупательская активность населения Республики Коми

Проанализируем перспективную оценку потребительного поведения домохозяйств Республики Коми, покупательского поведения и уровня потребления (рисунок 5).

Социальное самочувствие населения и социально-психологическое восприятие сложившихся жизненных условий достаточно устойчивое к негативным сценариям социально-экономического развития. 58% респондентов отмечают нормальное и 25% -прекрасное настроение по отношению к сложившимся условиям качества жизни. Это в большей степени выражает высокий уровень терпения и определенный потенциал ожиданий и надежд в отношении институтов государственной власти. Здесь можно фиксировать когнитивные и поведенческие стереотипы населения, символы его патерналистского характера

. ■■ I Ч ^ ■ ы 1гЫ- л'Г^иХН! П.^Л * 11Л

■ вН | —■ ■ Н ■ и-'!- |ПП-

.....

г. .. :пг.иг

и демонстрации. Люди склонны представлять собственные настроения в позитивных терминах, особенно при характеристике своего экономического положения.

Важно отметить, что в переломе общественных настроений играет большую роль преувеличенность тревожных ожиданий, внутренняя оценка невозможности «катастрофических» сценариев развития экономики и низкий уровень вероятности дальнейшего экономического кризиса и рецессии. На подобные противоречивые оценки общественного настроения оказывает влияние фактор «преодоления препятствий» человеком, когда небольшие и незначительные индивидуальные успехи позволяют довольствоваться минимальными потребностями и ограничивать свои жизненные притязания, принимать стратегию «понижающего» приспособления к сложившейся ситуации как предел возможного успеха.

Несмотря на негативные оценки перспектив национальной экономики (72% - на следующий год и 52% - на следующие пять лет), у домохозяйств ощущается достаточный запас прочности. Они готовы терпеть определенные социальные и экономические ограничения на перспективу при явно непростых показателях качества жизни населения.

Как демонстрируют оценки доходов респондентов, в сфере текущих расходов преобладают положительные тенденции (рисунок 6). 57% респондентов отмечают достаточность располагаемых денежных ресурсов для покупки необходимых товаров, однако 30% говорят о том, что денежных доходов хватает только на еду, что является определенным сигналом для органов государственной власти и местного самоуправления относительно расстановки приоритетов поддержки социально незащищенных слоев населения.

Необходимо подчеркнуть, что дальнейших ухудшений ждут не только пенсионеры и малообеспеченные граждане, но и представители других соци-

альных групп: сотрудники коммерческих организаций (24%), государственные или муниципальные служащие (28,8%). Основные изменения, о которых говорят респонденты, в основном касаются их заработков и расходов. Значительно увеличивается число респондентов, отмечающих рост расходов домохо-зяйств на текущее потребление (при значительном выборе сценариев экономии семейного бюджета).

Перспективы потребительского поведения населения выражаются не только их ожиданиями, но и динамикой существующих расходов, в том числе на товары долгосрочного пользования. Анализ позиций респондентов относительно крупных покупок позволяет зафиксировать нейтральные и осторожные оценки домохозяйств (рисунок 7). Налицо предпринимаемые попытки экономить в пользу семейного бюджета; 45% респондентов отмечают, что время для совершения крупных покупок «не плохое, но и не хорошее»; 27% считают его не подходящим для этого, а 13% - хорошим временем по данной позиции.

Об ухудшении потребительских настроений говорит то обстоятельство, что доля тех, кто совершал крупные покупки за последнее время, сократилась по сравнению с предыдущими годами, хотя и не столь значительно, как доля считающих нынешнее время благоприятным для крупных покупок (13%).

Опрошенные домохозяйства по-разному подходили к стратегии сбережения. Как показал опрос, целенаправленно старается осуществить сбережения части доходов только десятая часть опрошенных. Чаще всего респонденты говорят о невозможности сберегать и осуществлять накопления. Все большее число опрошенных отмечают расширение существующего горизонта планирования семейного бюджета, подчеркивают необходимость его осуществления на перспективу.

Общие тенденции и проблемы экономического развития региона

Проведенный анализ выявил долгосрочность трендов снижения потребительского спроса, что сказывается на поведении корпоративного сектора экономики региона, когда в условиях снижения реальных доходов населения, среднего класса, меняются потребительские привычки и стандарты экономического поведения, что ограничивает как потребление товаров повседневного спроса, так и крупные покупки. Корпоративный сектор экономики региона ощущает влияние кризиса в форме снижения прибыли, сокращения возможностей для инвестирования в новые проекты. Это происходит в условиях негативных последствий экономического кризиса и роста производственных затрат.

Обозначенные проблемы акцентируют важность поддержки региональными органами управления социальной сферы, принятия на основе общественного консенсуса дополнительных социальных программ, нацеленных на создание новых рабочих мест в орга-

Рисунок 7. Оценка покупательского поведения жителей республики Коми («Если говорить о крупных покупках для дома, то, как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы их совершать?»), данные 2017 года, в % от всех опрошенных

и*

да

>" 1ЛФ

й

Hl

■ tyilA^f ГППП

a^rnj. ir ÉHII1 'I 1 1 Il'IJ. H " ■■ 4ы ■ v .mr *jij ■ чг-^- ■ ■ ■ ■"■viL-iï-u'h 1-1 j ■■ -:"!:i i:-..IM-Ü\-t'

низациях республики, поддержку предпринимательских инициатив граждан, проведение мероприятий по содействию занятости населения. Так, было отмечено снижение уровня зарегистрированной безработицы: в 2016 году показатель безработицы составил 1,5%, а в докризисном 2011 году - 2,2%.

Правительством Республики Коми не в полной мере преодолена отрицательная динамика инвестиций в основной капитал. Складывающийся в последние годы дефицит республиканского бюджета привел к существенному росту государственного долга и расходов на его обслуживание. Несмотря на рост промышленного производства, республика так и осталась сырьевым регионом. Необходимость поддержки и стимулирования регионального экономического роста в условиях снижения потребительского поведения является наиболее важным направлением работы на основе повышения качества управления бюджетными средствами.

В 2017 году Правительством Республики Коми финансируются только наиболее эффективные социальные и экономические программы и направления поддержки населения, хозяйствующих субъектов. Государственная поддержка региональными органами управления осуществляется только для тех видов экономической деятельности, которые способны обеспечить мультипликативный бюджетный и социальный эффект.

Финансовые и экономические признаки кризиса респонденты описывают дифференцированно, опираясь на собственный жизненный и профессиональный опыт, но потребительское поведение у всех опрошенных схожее. В сознании граждан на первый план выходят рост цен, инфляция, невозможность выбора сберегательной модели поведения, страх потери рабочего места.

J i i

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 55

^н. Большаков, ю.н. манаенкова. Экономическая оценка потребительского поведения населения

Заключение

Таким образом, антикризисный инструментарий на уровне региона используется в сотрудничестве с бизнес-сообществом и с системообразующими предприятиями (оценка финансово-хозяйственной деятельности, предотвращение кризисных ситуаций и банкротства предприятий). Приоритетом развития партнерских отношений для Правительства Республики Коми в условиях экономического кризиса и падения потребительского спроса является повы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Большаков С.Н. Политика регионального экономического развития: методы и механизмы. Сер.: «Независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд, 2005. 331 с.

Голов А. Постоянные страхи россиян. Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1995. № 3. С. 5-11.

Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 6. С. 46-53.

Дементьева И.Н. Потребительские настроения населения Вологодской области в условиях кризиса. Социальное про-

References

Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans' perceptions of life quality. In: N.Y.: Plenum Press, 1976. 211 p. In English.

Bolshakov S.N. The policy of regional economic development: methods and mechanisms. Series: «Independent Economic Analysis». In: Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond, 2005. 331 p. In Russian.

Carver C.S., Scheier M.F., Segerstrom S.C. Optimism. In: Clinical Psychology Review. 2010. № 30(7). P. 71-81. In English.

Dementeva I.N. Consumer moods of the population of the Vologda region in the context of the crisis. In: Sotsialnoe prostranstvo. Vologda: ISERT RAN, 2016. № 2(4). P. 85-97. In Russian.

шение уровня социальной ответственности бизнеса (вопросы сокращения объемов производства -АО «Монди СЛПК», АО «Лукойл-Коми», сохранения условий и гарантий труда, выплаты заработной платы), соблюдение бизнесом норм природоохранного законодательства. В данном случае главным для органов управления Республики Коми является организация сотрудничества и партнерства с ответственными предприятиями, упрощение разрешительных процедур и снижение барьеров для ведения бизнеса.

странство. Вологда. ИСЭРТ РАН. 29016. № 2(4). С. 85-97. Красильникова М.Д. Как российское население переживает очередной экономический кризис // Мир России: социология, этнология. 2010. № 4. С. 162-168. Морев М.В. Опыт региональных социологических исследований. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 5(41). С. 54-57. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans'

perceptions of life quality. N.Y.: Plenum Press, 1976. 211 p. Carver C.S., Scheier M.F., Segerstrom S.C. Optimism. Clinical Psychology Review. 2010. № 30(7). P. 71-81.

Golov A. Constant fears of Russians. In: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. Monitoring obshchestvennogo mneniya. 1995. № 3. P. 5-11. In Russian. Gudkov L. Fear as a framework for understanding what is happening. In: Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 1999. № 6. P. 46-53. In Russian. Krasilnikova M.D. How does the Russian population experience another economic crisis. In: Mir Rossii: sotsiologiya, etnologiya. 2010. № 4. P. 162-168. In Russian. Morev M.V. Experience of regional sociological research. In: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2015. № 5(41). P. 54-57. In Russian.

ЧТО ЧИТАТЬ

Удивительная Республика коми. Ред.-сост. н.в. Мельникова. Сыктывкар: Издательство «Коми республиканская типография», 2016. 144 с.

Это уникальное издание, которого до сих пор в Республике Коми не было. В книге собраны увлекательные, яркие, редкие сведения о республике. Любой читатель сделает для себя немало открытий и значительно пополнит свои знания о регионе и о мире в целом. Книга представляет несомненный интерес практически для всех категорий читателей, как для жителей республики, так и для её гостей. В книге содержатся десятки тематических материалов, поданных таким образом, чтобы читатель смог узнать не только о диковинах республики, но и увидеть необычное в обычном. Они рассказывают о природных ресурсах республики, в том числе полезных ископаемых, о её флоре и фауне, национальных праздниках и гуляньях, этнографических особенностях, о различных достопримечательностях. Материалы основаны на информации, полученной от профильных специалистов, но изложены в занимательной и легкой для восприятия форме. Каждая тема иллюстрирована многочисленными фотографиями и детскими рисунками. Книга получила признание читателей. Она служит необычным памятным подарком о Республике Коми; полезным и познавательным чтением для людей всех поколений, особенно молодёжи; подспорьем в работе сотрудников учреждений культуры и образования. Таким образом, издание имеет большую социальную значимость, носит краеведческий и патриотический характер и также способствует решению одной из самых актуальных проблем в деле воспитания подрастающего поколения - расширению знаний молодёжи о Республике Коми и развитию её интереса к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.