Научная статья на тему 'Потребительское поведение в условиях экономического кризиса'

Потребительское поведение в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хугаев Г.О.

Потребительский спрос есть двигатель экономического развития рыночной экономики. В условиях экономического кризиса поведение потребителя отличается от обычной его стратегии, что связано, как с сокращением доходов, так и различного рода ожиданиями, высокой степенью неопределенности экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительское поведение в условиях экономического кризиса»

Потребительское поведение в условиях экономического кризиса

Хугаев Г.О.

Потребительский спрос есть двигатель экономического развития рыночной экономики. В условиях экономического кризиса поведение потребителя отличается от обычной его стратегии, что связано, как с сокращением доходов, так и различного рода ожиданиями, высокой степенью неопределенности экономической ситуации. Ключевые слова: В статье рассматриваются антикризисные стратегии поведения населения на различных потребительских рынках современной России на основании материалов исследований социологических центров.

Khugaev G.O.

Consumer behavior during economic crisis

Consumer demand is the engine of economic development. Consumer

behavior during economic crisis differs from his normal strategy, which

is close to income reduction, different kinds of expectations, and a high

level of uncertainty in the economic situation.

Key words: The article discusses anticrisis strategy of behavior of the

population on various consumer markets in Russia on the basis of materials

of sociological research centers.

Рынок - это экономическая система, ориентированная на потребителя. В рыночной экономике потребитель, как и производитель, является главным экономическим субъектом, обеспечивая спрос на продукцию. Покупая товар или услугу или отказываясь от них, потребитель проявляет тенденции развития потребительских предпочтений, закономерностей потребительского выбора, создает возможности для прогнозирования потребительского выбора, а также использования потребительского потенциала.

В свою очередь, процессы превращения потребительского спроса в двигатель экономического развития основаны на повышении уровня реальной заработной платы, располагаемых доходов и потребительских ожиданий, с одной стороны, и росте склонности к потреблению, -с другой.

В условиях экономического кризиса поведение потребителя отличается от обычной его стратегии, что в значительной степени связано, как с сокращением доходов, так и различного рода ожиданиями. На наш взгляд, изучение параметров потребительского выбора и факторов, его формирующих, особенно актуально именно в условиях спада экономики, высокой степени неопределенности экономической ситуации.

Экономическая теория строит модели потребительского поведения в различных экономических условиях. Мы же попытаемся обрисовать сложившуюся к настоявшему времени фактическую картину поведения россиян на различных потребительских рынках.

В качестве метода исследования наиболее подходящим полагается метод социологического изучения общественного мнения. Информационной основой исследования стали материалы массового опроса по формализованной анкете в режиме «face-to-face» по месту жительства респондентов. Выборка общероссийская.

Общий размер выборки по каждому опросу составил 2000 человек. Исследуемой совокупностью являлось население в возрасте 18 лет и старше. В выборку было включено 105 населенных пунктов (из них 60 городских и 45 сельских) в 43 субъектах федерации. Каждый опрос проводился маршрутным методом по избирательным участкам1.

Несколькими показателями охарактеризуем основные черты современного экономического кризиса в России2:

- для российской экономики 2015 год был периодом адаптации к падению цен на нефть и другим внешним шокам, проявившимся еще в 2014 году;

- Минфин России прогнозирует, что дефицит федерального бюджета составит 3,3% ВВП по итогам 2016 г. В дальнейшем планируется проведение фискальной консолидации с сокращением дефицита до 3,2% ВВП в 2017 г., 2,2% ВВП в 2018 г. и 1,2% ВВП в 2019 году;

- по оценкам Банка России, в 2016 г. вклад бюджетной политики в динамику внутренней экономической активности, вероятнее всего, будет близок к нулю. В 2017 - 2019 гг. с учетом проведения фискальной консолидации он станет слабоотрицательным. При этом сохранение консервативной политики индексаций заработных плат государственного сектора и социальных выплат должно оказывать дополнительное сдерживающее влияние на инфляцию через инфляционные ожидания

- впервые с 2009 года уменьшился объем ВВП, продолжилось сокращение инвестиций в основной капитал, снизилась производительность труда;

- по данным Росстата, во II квартале 2016 г. темп снижения ВВП составил 0,6% к соответствующему кварталу предыдущего года. Годовые темпы прироста промышленного производства в мае-июле 2016 г. колебались около 1%. Ситуация в обрабатывающей промышленности в мае-июле характеризовалась неустойчивостью и неоднородностью по видам деятельности.

- уровень безработицы, а также индикаторы неполной занятости оставались на уровнях предыдущих месяцев;

- темп прироста номинальных заработных плат в июне-июле находился на уровне 0,3 -0,4% к предыдущему месяцу (с учетом коррекции на сезонность);

- в 2016 г. продолжала нарастать тенденция к усилению неоднородности развития регионов РФ;

- инфляция по итогам 2015 года составила 12,9%.

По оценкам респондентов, доля лиц считающих, что цены росли более чем на 50% в первой половине 2015 г. доходит почти до 18 %3. Вероятно, это наиболее малообеспеченные слои населения, в структуре потребления которых наибольшая часть приходится на товары первой необходимости. В силу низкой эластичности спроса на эти товары инфляционный рост по ним намного превышает официальную среднюю величину инфляции, в данном случае -12,9 %.

Эти и другие аналогичные показатели не могут не оказывать влияния на потребительское сознание и поведение населения. В частности, малообеспеченные группы населения, стараясь покрыть возросшие расходы на самые необходимые товары и услуги, вынуждены сокращать остальные расходы, накопления. В целом снижается деловая активность, например, из-за удорожания кредитов, вызванного той же инфляцией. Меняется и инвестиционное поведение.

Однако, в оценке населением изменения экономической ситуации в первом полугодии 2016 г. наблюдались позитивные сдвиги. Доля респондентов, которым не пришлось отказываться от ранее запланированных крупных расходов, существенно возросла (на 11 п.п. до 26%). Похожие изменения наблюдались и в динамике ответов на вопрос об экономии на повседневных товарах и услугах. Доля тех, кому не приходилось экономить, выросла (на 6 п.п. до 34%) до максимального с 2015 г. значения. Также увеличилась (на 7 п.п. до 20%) доля респондентов, которые ожидают замедления или прекращения роста цен.

Ожидания изменений в будущем стали более оптимистичными. Респонденты рассчитывают на улучшения соотношения роста доходов и цен. Снизилась доля тех, кто считает, что их доходы не будут расти в ближайший год. Более позитивно оценивают участники опроса изменение материального положения в ближайший год: доля опрошенных, ожидающих его ухудшения, снижается пятый месяц подряд (до 25%), а число тех, кто считает, что оно улучшится, дос-

Рис. 1. Индекс потребительских настроений, 2008-2016 гг. (2008 г. = 100)

Рис. 2. Финансирование крупных покупок

тигло максимального значения с середины 2014 г. (17%).

Методика построения ИПН проста: индивидуальные индексы рассчитывается на основе ответов респондентов на пять вопросов. Совокупный индекс ИПН рассчитывается как арифметическая средняя из индивидуальных индексов. ИПН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок в обществе. ИПН строится на основе опросов общественного мнения, приводящихся по репрезентативной выборке, отражающей мнения взрослого (старше 16 лет), городского и сельского населения страны (число опрошенных - 1600). Если принять показатель ИПН 2008 года за 100, то динамика индекса до настоящего времени

выглядит следующим образом (рис. 1). По графику можно наблюдать снижение показателя в начале 2009 г., затем - тенденцию к росту до середины 2014 года, а далее - снижения. На фоне роста индекса ожиданий в середине 2016 г. вырос индекс потребительских настроений (рис. 1)4.

Вместе с тем, в условиях снижения покупательной способности доходов оценка населением благоприятности времени для совершения крупных покупок остается стабильно негативной. Доля респондентов, называющих текущую ситуацию неблагоприятной для совершения крупных покупок, остается очень высокой (49%). При этом традиционно для летних месяцев увеличивается число тех, кто говорит о росте расходов на ремонт жилья, дома или дачи.

Сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы делать

гй^прщрш+я' (лпла пр^ппилрытпп. °/Л

Рис. 3. Сберегательные настроения

Неизменным остается отношение опрошенных к покупкам в кредит. В мае 67% респондентов отрицательно отзывались о таком финансировании крупных покупок (в среднем в 2014 г. -примерно 40%)5.

На этом фоне практически не изменилось распределение ответов о том, как лучше поступать со свободными деньгами. Как и в предыдущие месяцы, большая часть опрошенных (55%) считает, что свободные деньги лучше откладывать, беречь, в то время как тратить их предпочитает лишь треть респондентов.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод о том, что экономическая нестабильность и отсутствие четких представлений о будущем вызывают у одних стремление к сокращению или ограничению расходов, у других, наоборот, усиление ориентации на текущее потребление. В кризисных условиях треть населения готова интенсивнее тратить деньги из опасений потерять свои скромные сбережения, тогда как около 40 % людей, пытаясь обезопасить себя от негативных экономических последствий, стараются сохранить накопления, не прибегая к незапланированным покупкам.

Следствием нарастания волны потребительского беспокойства, неуверенности и тревоги может быть также отказ от запланированных ранее крупных покупок, что ведет к сужению

общего спроса, следовательно, к снижению экономического роста.

Ссылки:

1 Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения. Развернутый отчет по результатам четвертого - шестого опросов. Апрель -июнь 2016./ М.: ООО «инФОМ». Электронный ресурс. Режим доступа: www.fom.ru

2 Инфляционные ожидания населения». Комментарий Банка России [Электронный ресурс]. -иг1: http://www.cbr.ru/DKP/ standart_system/Infl_exp_16-01.pdf

3 Инфляционные ожидания населения в мае 2016 г. Комментарий Банка России [Электронный ресурс]. -^1: http://www.cbr.ru/DKP/ standart_system/Infl_exp_16-05.pdf

4 Общественное мнение - 2015. М.: Левада-Центр, 2016 - 308 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/indikatory/ sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/

5 Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения. Развернутый отчет по результатам четвертого - шестого опросов. Апрель -июнь 2016./ М.: ООО «инФОМ». Электронный ресурс. Режим доступа: www.fom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.