Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЕЛЬЦА)'

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЕЛЬЦА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИК / ИСТОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕЛЕЦ / МАЛАЯ РОДИНА / МУЗЕЙ / РОДНОЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурляева Диана Алексеевна

Статья посвящена исследованию историко-культурного наследия малой родины в процессе преподавания истории на примере города Ельца. В ней рассматриваются основные достопримечательности города, представляющие культурную и историческую ценность, описываются актуальные проблемы современного исторического образования: разработка и внедрение историко-культурных стандартов как важного элемента обучения. Анализируются различные методы и приемы по вопросам преподавания историко-культурного наследия. Также даются практические рекомендации по исследованию вопросов историко-культурного наследия с учащимися. Опыт изучения истории и культуры родной страны также представлен как способ расширения кругозора и формирования чувства патриотизма и сопричастности к истории. Изучение историко-культурного наследия является одним из средств, с помощью которых учащиеся могут обогатить свои знания и представления о родном крае. Изучение историко-культурного наследия - источник развития любви к родине и формирования гражданской позиции. Автор в статье раскрывает неразрывную связь образования и воспитания на уроках истории и во внеклассной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE SMALL MOTHERLAND IN THE PROCESS OF TEACHING HISTORY AT SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF YELETS)

The article is devoted to the study of the historical and cultural heritage of the small motherland in the process of teaching history on the example of the city of Yelets. It examines the main sights of the city of cultural and historical value, describes the current problems of modern historical education: the development and implementation of historical and cultural standards as an important element of education. Various methods and techniques for teaching historical and cultural heritage are analyzed. Practical recommendations on the study of historical and cultural heritage issues with students are also given. The experience of studying the history and culture of his native country is also presented as a way to broaden his horizons and form a sense of patriotism and belonging to history. The study of historical and cultural heritage is one of the means by which students can enrich their knowledge and ideas about their native land. The study of historical and cultural heritage is a source of the development of love for the motherland and the formation of a civic position. The author in the article reveals the inextricable link between education and upbringing in history lessons and in extracurricular work.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЕЛЬЦА)»

Изучение историко-культурного наследия малой родины в процессе обучения истории

в школе (на примере города Ельца)

The study of the historical and cultural heritage of the small motherland in the process of teaching history at school (on the example of the city of Yelets)

Чурляева Диана Алексеевна

Студент 3 курса Институт культуры, истории и права Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина

Россия, Елец e-mail: churlaeva2k1777@mail.ru

Churlyaeva Diana Alekseevna

Student 3 term Institute of Culture, History and Law Bunin Yelets State University Russia, Yelets e-mail: churlaeva2k1777@mail.ru

Научный руководитель Тихонов Роман Владимирович

кандидат исторических наук Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина

Россия, Елец e-mail: 478042316789@mail.ru

Scientific adviser Tikhonov Roman Владимерович

Candidate of Sciences in History Bunin Yelets State University e-mail: 478042316789@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию историко-культурного наследия малой родины в процессе преподавания истории на примере города Ельца. В ней рассматриваются основные достопримечательности города, представляющие культурную и историческую ценность, описываются актуальные проблемы современного исторического образования: разработка и внедрение историко-культурных стандартов как важного элемента обучения. Анализируются различные методы и приемы по вопросам преподавания историко-культурного наследия. Также даются практические рекомендации по исследованию вопросов историко-культурного наследия с учащимися. Опыт изучения истории и культуры родной страны также представлен как способ расширения кругозора и формирования чувства патриотизма и сопричастности к истории. Изучение историко-культурного наследия является одним из средств, с помощью которых учащиеся могут обогатить свои знания и представления о родном крае. Изучение историко-культурного наследия - источник развития любви к родине и формирования гражданской позиции. Автор в статье раскрывает неразрывную связь образования и воспитания на уроках истории и во внеклассной работе.

Annotation

The article is devoted to the study of the historical and cultural heritage of the small motherland in the process of teaching history on the example of the city of Yelets. It examines the main sights of the city of cultural and historical value, describes the current problems of modern historical education: the development and implementation of historical and cultural standards as an important element of education. Various methods and techniques for teaching historical and cultural heritage are analyzed. Practical recommendations on the study of historical and cultural heritage issues with students are also given. The experience of studying the history and culture of his native country is also presented as a way to broaden his horizons and form a sense of patriotism and belonging to history. The study of historical and cultural heritage is one of the means by which students can enrich their knowledge and ideas about their native land. The study of historical and cultural heritage is a source of the development of love for the motherland and the formation of a civic position. The author in the article reveals the inextricable link between education and upbringing in history lessons and in extracurricular work.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, памятник, история, образование, Елец, малая родина, музей, родной край.

Key words: historical and cultural heritage, monument, history, education, Yelets, malaya rodina, museum, native land.

Наша современная жизнь была бы немыслима без культурного наследия, созданного нашими предшественниками - театра, музыки, живописи, кино и литературных сокровищ, которые окружают нас повсюду. В моём понимании культурное наследие - это многовековой опыт людей, воплощенный в произведениях искусства, труда и повседневной жизни, включая традиции, ритуалы, обычаи, верования, мировоззрение, моральные и эстетические ценности. Другими словами, это все то, что создавалось людьми на протяжении тысячелетий. Среди памятников культурного наследия можно выделить как материальные, так и духовные.

Роль культурного наследия в нашей жизни невозможно переоценить. В каждой стране памятники истории и культуры составляют значительную часть национальной культуры. Множество древностей и архивов, представленных в музеях и на выставках, представляют собой большую культурную ценность и являются средством воспитания подрастающего поколения. Современное российское общество уже осознало высочайший потенциал своего историко-культурного наследия и необходимость его сохранения и эффективного использования [7, с. 55].

Историко-культурное наследие Российской Федерации в своем большинстве сосредоточено в малых городах. В это же время социально-экономическое развитие малых городов сталкивается с серьезными трудностями [4, с. 129]. Преодоление этих трудностей требует поиска собственного пути развития при поддержке внутренних стратегических ресурсов. Одним из таких внутренних стратегических ресурсов может стать историко-культурное наследие. Большая часть населения России проживает в малых городах. Эти города имеют особую социальную и культурную среду, особый уклад жизни, который влияет на менталитет их жителей. Атмосфера этих городов способствует формированию исторической памяти и сознания, побуждая людей изучать свои исторические корни и знакомиться с историко-культурным потенциалом других малых городов. Города важны для историко-культурного наследия страны, потому что в них происходили важные исторические события, в них жили люди, чтившие свою родину, и именно там сегодня в основном сосредоточено историко-культурное наследие.

В Липецкой области насчитывается 18 районов, 2 города областного подчинения, 6 городов районного подчинения и 286 сельсоветов. Всего 312 административно-территориальных единиц. Наиболее важными, с точки зрения социально-экономического развития области, административно-территориальными единицами являются города областного подчинения (Липецк и Елец) и районы. В состав районов входят города районного подчинения (Грязи, Данков, Задонск, Лебедянь, Усмань и Чаплыгин) и сельсоветы. В свою очередь, сельсоветы включают поселки, села, деревни и хутора [1].

Город Елец можно с уверенностью назвать городом-памятником истории и архитектуры. Он, являясь городом с богатым историческим наследием, внесен в каталог ЮНЕСКО. Это единственный город Липецкой области, находящийся в списке исторических городов Российской Федерации [3, с. 179].

Город Елец является отнюдь не большим, численность постоянного населения составляет более 102 тыс. чел. (по данным на 2020 г.). Тем не менее, этот город имеет очень богатую, насыщенную различными событиями историю, поэтому совсем неудивительно, что в таком маленьком городке помещается такое большое количество объектов историко-культурного наследия. В Ельце насчитывается 226 памятников истории и культуры, которые состоят на государственной охране. Из них 8 федерального значения, 80 регионального и 146 местного значения [3, с. 179].

Елец один из немногих городов, сумевший сохранить великое множество памятников архитектуры прошлых веков. Именно поэтому этот город входит в состав Золотого Кольца России. Еще не въехав в город, с трассы издалека виднеются синие купола главного духовного центра города - Вознесенского Собора. Около него расположена часовня над братской могилой погибших при нашествии войск Тамерлана.

Одним из самых красивых и привлекающих внимание зданий прошлого является Дом Призрения Романовых, построенное в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых. К сожалению, оно не было полностью восстановлено.

Всего в Ельце числится 17 церквей. Большинство из них находятся в состоянии руин. Одна из них -Владимирская церковь, расположенная к северу от слияния рек Ельчик и Быстрая Сосна. Ее краснокирпичный свод до сих пор хранит память о древней Елецкой крепости.

Елец - известный на всю Россию и даже за рубежом кружевной регион: с XIX в. здесь производят легкое ажурное кружево, которое пользуется успехом в Европе. Елецкие промышленные предприятия по производству кружева пережило революцию и продолжало работать, в 1 990-е гг. предприятие, пережив кризис, несколько лет не работало [6, с. 34]. С 2007 года в Ельце работает музей народных ремесел и промыслов, расположенный в здании памятника архитектуры. Основная цель музея - сохранение уникальных ремесел и творчества русского народа. В музее представлена коллекция гончарных, кожевенных, кузнечных изделий, резьбы по дереву, бисероплетения и знаменитого Елецкого кружева. Посетители могут познакомиться со старинными технологиями производства, используемыми местными мастерами и по сей день. Посетители также могут посмотреть мастер-классы, лично познакомиться с ремеслом и сфотографироваться. Сегодня кружевная фабрика в Ельце по-прежнему является визитной карточкой города. Ее кружева можно приобрести в качестве сувениров в собственном магазине города. Фабрика также предлагает экскурсии, которые позволяют посетителям познакомиться с искусством производства кружева.

Знание региональной истории, культуры и экономики играет особую роль в современной системе образования, направленной на оптимальное развитие школьников. Регионализация образования способствует целостному и широкому охвату явлений окружающего мира, отличающихся большим разнообразием и значимостью, задает особое направление во времени и способствует реализации ключевой идеи Федерального закона РФ "Об образовании"- интеграции интересов личности, общества и государства в развитии гражданина России. В настоящее время в системе исторического образования происходят важные изменения, связанные с разработкой и внедрением историко-культурных стандартов. Одной из важнейших задач в этом контексте является формирование у молодых людей идентичности общероссийского гражданина, позитивного образа родной России и своей малой родины.

Мы живем в такое время, когда теряются связи между поколениями. Преподавание истории в современных условиях, к сожалению, не улучшает эту ситуацию. Это связано с тем, что в силу особенностей своего возраста дети воспринимают далекие по времени и отдаленные события в той или иной степени как абстрактную информацию. Изучение истории и культуры родного края не только расширяет их кругозор, но и усиливает чувство сопричастности к истории. Дети, знающие свои корни и происхождение, знают себя и могут осознать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей собственной семьи и места проживания, включенные в более широкий исторический контекст. Важно также обращаться к истории страны, где родился и воспитывался. Это связано с тем, что современная система образования должна не только формировать понимание общечеловеческих культурных ценностей, но и стать механизмом передачи этнической культуры.

Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс? Во-первых, они являются важным средством формирования у учащихся исторического мышления, этнического самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Для того чтобы воспитать полноценного гражданина, прежде всего, необходимо привить детям и подросткам любовь к своей малой родине. Дети должны знать прошлое и традиции родного края. Во-вторых, местный элемент в историческом образовании играет важную психолого-педагогическую роль, так как дает ощущение того, что все люди являются соучастниками исторических событий. В-третьих, приобретение навыков самостоятельного исследования - это цель развития, которая может быть достигнута путем введения изучения историко-культурного наследия в процесс преподавания и обучения [2, с. 135].

Местные исторические материалы важны не только для изучения местной истории, но и для углубления понимания общего исторического процесса, для показа и объяснения учащимся общих и специфических черт исторических явлений. Кроме того, местные исторические материалы более знакомы и доступны, что повышает конкретность и ясность представлений учащихся об историческом процессе и оказывает положительный воспитательный эффект. Когда важные исторические события исследуются и показывается, как они преломляются в данной исторической обстановке или местности, они имеют особую педагогическую и воспитательную ценность. Это объясняется тем, что всем преподавателям необходимо изучать и знакомиться с местной историей, традициями и образом жизни коренного населения, и таким образом использовать богатые исторические данные для того, чтобы на конкретном примере проиллюстрировать и углубить исторические знания обучающихся. Эта работа интересна и увлекательна. Я считаю, что это убедительная мотивация для всех педагогов включить местный компонент в свою практику.

Интересной формой работы по изучению вопросов историко-культурного наследия является проектная деятельность. Например, обучающиеся выполняют проектные работы следующего содержания: «Музей Елецкого кружева: история и современность», «Как менялся Елецкий городской краеведческий музей», «Духовный центр города - Вознесенский собор» и т.д. Задание включает в себя сбор дополнительной информации, обязательное посещения проектного места, фото- и видеоотчета, которые должны быть представлены в презентации. Такой способ работы поможет обучающимся узнать лучше историю своего города посредством изучения памятников историко-культурного наследия.

Междисциплинарные связи, особенно между историей и литературой, играют важную роль в преподавании вопросов историко-культурного наследия. Художественные образы, диалоги и краски, которыми изобилуют произведения русской классической литературы, помогают нам лучше понять исторический процесс. Например, при изучении истории Ельца в XIX-XX вв. необходимо познакомить ребят с творчеством И. А. Бунина и М. М. Пришвина. Иван Алексеевич как-то сказал: «Когда я вспоминаю о Родине, передо мной прежде всего встают Елец, Орёл, а затем Москва, великий город на Неве, а за ними - вся Россия». И совсем не случайно в Ельце два памятника Бунину, литературно-мемориальный музей в его честь, улица с именем писателя, университет имени Ивана Алексеевича Бунина и фестиваль, название которому придумал он же, сам того не подозревая. «Антоновские яблоки» - название произведения, написанного в 1900 г., и название фестиваля в Ельце, который проходит ежегодно осенью. Задание может включать в себя прочтение произведения и посещение фестиваля.

Использование исторического визуального материала играет также не последнюю роль в изучении различных вопросов. Согласно исследованиям психологов, до 90% информации, получаемой людьми, воспринимается визуально. Однако в своей основе художественные фильмы не всегда достоверны в плане исторических событий и т.д. После просмотра определенного перечня фильмов обучающиеся устраивают

«круглый стол» и обсуждают, насколько то или иное кино было реальным и достоверным. Зачастую споры и дискуссии вызывают большой интерес и желание участвовать. Другое задание может включать в себя просмотр фильма и поиск мест родного города. Например, в 1972 году в районе Каракумовского моста в Ельце снимали фильм об одноимённом пионерском отряде небольшого городка. Фильм рассказывает о противостоянии «Красных пчёл» и отряда скаутов из детей нэпманов, и знаменитой стала сцена, как сторонники новой советской власти идут бодрым маршем по этому мосту. Кроме того, в кадры попали старинные городские улицы и Елецкая ТЭЦ.

Работа по изучении историко-культурного наследия проводится и за рамками учебных занятий. Организуются исторические игры, которые, с одной стороны, носят характер творческого соревнования, с другой - закрепляют знания по истории. Например, игра «Исторические персонажи», когда по предложенным участникам характеристикам надо определить исторических деятелей и дать собственную оценку их исторической роли. В такой игре можно взять различных персоналий, например, И. И. Уклеина, М. А. Стаховича и Н. А. Редингера (первые краеведы Ельца) и сравнить внесенный ими вклад в изучение нашего города. Другая игра под названием «Фрагменты исторических источников» позволяет обучающимся не только познакомиться с документальным материалом, но и приобрести навыки работы с историческими документами. Елецкий городской краеведческий музей никогда не против познакомить особенно любопытных любителей истории с документами, фотографиями, марками и т.д. Например, студенты исторического факультета Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина проходят практику в этом музее и одной из задач является ознакомление и получение знаний о правилах работы с музейной документацией.

Основными задачами новой модели образования в современных информационных условиях являются разработка и внедрение целостного и интеграционного подходов и способов освоения мира. В последние десятилетия научное сообщество активно осваивает ресурсы глобальной сети Интернет. Электронные представительства есть практически у каждой организации [5, с. 142]. Новым направлением в работе кафедры является использование сайтов, созданных на базе российских музейных экспозиций. Возможности виртуального музея достаточно велики. Это различные варианты виртуальных экскурсий (Государственный исторический музей, Музеи Московский Кремль, Музей истории Москвы). К сожалению, именно в Ельце отсутствуют подобные музеи, однако благодаря сайту си1Шга.48 (Памятники & объекты культурного наследия Липецкой области) можно посмотреть исторические объекты не только города Ельца, но и других городов в пределах Липецкой области. На сайте представлена информация о памятнике, то есть небольшая историческая справка, современный вид объекта, историческое фото и карта с местом расположения того или иного музея. Задание может заключаться в следующем: преподаватель открывает фотографию, а обучающиеся должны сказать название, архитектора и адрес того или иного памятника.

Изучение национальной истории и культурологии позволяет нам обновить, структурировать и систематизировать нашу систему ценностей, определить собственную иерархию ценностей. В процессе обучения решается задача интеграции местной истории и культуры в национальную и всемирную историю. Эта задача предполагает использование механизмов вовлечения учащихся в активную социокультурную деятельность, основанную на местных историко-культурных ценностях.

Изучение историко-культурного наследия является одним из источников, благодаря которому учащиеся могут углубить свои знания о родном крае, развить любовь к нему и повысить свою гражданственность и компетентность. Оно также помогает им понять, что история каждого города или села неразрывно связана с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом и честью быть достойными продолжателями лучших традиций родного края.

Таким образом, изучение историко-культурного наследия играет немаловажную педагогическую роль в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма подрастающего поколения, так как любовь к Родине берет свое начало в нашей малой родине, родном крае.

Список используемой литературы:

1. Базовая характеристика Липецкой области: [Электронный ресурс]. URL: https://стратегия.липецкаяобласть.рф/about/kharakteristika-lipetskoy-oblasti/. (Дата обращения: 01.03.2023).

2. Груздова О. С. Краеведение в школе как компонент исторического образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2015. - № 4. - С. 133-138.

3. Запорожская Т.В. Культурно-историческое наследие старинных провинциальных городов России (на примере города Ельца) // SCIENCE TIME. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - С. 179-181.

4. Певная М.В., Ларионова В.А. Культурно-историческое наследие малых городов: аспекты социологического исследования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2017. - № 5. - С. 126-134.

5. Синяк Н.Г., Тарасевич В.О. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности // Труды БГТУ. -2014. - № 8. - С. 142-144.

6. Тулинова О.В. Елецкие кружева как объект историко-культурного наследия // История: факты и символы. 2016. - № 3. - С. 28-35.

7. Шапинская Е.Н. Роль культурного наследия в образовании и воспитании российской молодежи // Культура и Образование. - 2016. - № 4. - С. 53-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.