Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА, ПОБУЖДАЮЩЕГО ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА'

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА, ПОБУЖДАЮЩЕГО ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ФАКТОР / КОМПОНЕНТЫ / ПРОФЕССИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снегова Елена Сергеевна, Ефимова Светлана Васильевна, Багина Валентина Анатольевна, Богданова Светлана Вячеславовна, Львова Юлия Михайловна

Важнейшей характеристикой личности будущего педагога является профессионально-педагогический аспект. Сейчас проблема подготовки высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Результаты представленного исследования позволяют констатировать тот факт, что у обучающихся в большей степени преобладает недостаточно устойчивый профессиональный интерес, который может изменить свое направление в одну или другую сторону, то есть в сторону устойчивости или неустойчивости данного феномена в процессе дальнейшей учебы в вузе. Недостаточность в устойчивости профинтереса можно объяснить тем, что в период профессионального самоопределения выбор профессии был не вполне осознан, что, в свою очередь, доказывает необходимость усиления характера и методики проведения профориентационной работы еще на этапе довузовской подготовки. При правильной и планомерной организации работы в среде обучающихся можно добиться устойчивого профессионального интереса, как положительного посыла готовности специалиста к успешной профессиональной деятельности в будущем, а также профессиональному долголетию. Структурные компоненты и их показатели устойчивости профессионального интереса включают: эмоциональное отношение к профессии, проявляющееся в удовлетворенности профессией и отсутствием желания сменить ее; направленность, мотивы выбора профессии, совершенствования своей профессиональной деятельности на ее содержательную сторону и результат; адекватное представление о выбранной профессии, стремление к овладению ею и постоянное повышение профессионального мастерства; проявление высокой волевой активности при овладении профессией и в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снегова Елена Сергеевна, Ефимова Светлана Васильевна, Багина Валентина Анатольевна, Богданова Светлана Вячеславовна, Львова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INTEREST IN PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A FACTOR INSPIRING THE CHOICE OF THE TEACHING PROFESSION

The most important characteristic of the personality of the future teacher is the professional and pedagogical aspect. Now the problem of training highly qualified specialists is becoming increasingly important. The results of the presented research allow us to state the fact that students are more dominated by insufficiently stable professional interest, which can change its direction in one direction or the other, that is, towards the stability or instability of this phenomenon in the process of further studies at the university. The lack of sustainability of professional interest can be explained by the fact that during the period of professional self-determination, the choice of a profession was not fully realized, which in turn proves the need to strengthen the character and methodology of vocational guidance work even at the stage of pre-university training. With the correct and systematic organization of work among students, it is possible to achieve sustainable professional interest, as a positive message of a specialist’s readiness for successful professional activity in the future, as well as professional longevity. Structural components and their indicators of the sustainability of professional interest include: emotional attitude to the profession, manifested in satisfaction with the profession and lack of desire to change it; orientation, motives for choosing a profession, improving one’s professional activity on its content side and result; an adequate idea of the chosen profession, the desire to master it and the constant improvement of professional skills; manifestation of high volitional activity in mastering a profession and in professional activity.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА, ПОБУЖДАЮЩЕГО ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА»

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-138-145

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА, ПОБУЖДАЮЩЕГО ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Снегова Е. С., Ефимова С. В., Багина В. А., Богданова С. В., Львова Ю. М.

Аннотация. Важнейшей характеристикой личности будущего педагога является профессионально-педагогический аспект. Сейчас проблема подготовки высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Результаты представленного исследования позволяют констатировать тот факт, что у обучающихся в большей степени преобладает недостаточно устойчивый профессиональный интерес, который может изменить свое направление в одну или другую сторону, то есть в сторону устойчивости или неустойчивости данного феномена в процессе дальнейшей учебы в вузе. Недостаточность в устойчивости профинтереса можно объяснить тем, что в период профессионального самоопределения выбор профессии был не вполне осознан, что, в свою очередь, доказывает необходимость усиления характера и методики проведения профориентационной работы еще на этапе довузовской подготовки. При правильной и планомерной организации работы в среде обучающихся можно добиться устойчивого профессионального интереса, как положительного посыла готовности специалиста к успешной профессиональной деятельности в будущем, а также профессиональному долголетию. Структурные компоненты и их показатели устойчивости профессионального интереса включают: эмоциональное отношение к профессии, проявляющееся в удовлетворенности профессией и отсутствием желания сменить ее; направленность, мотивы выбора профессии, совершенствования своей профессиональной деятельности на ее содержательную сторону и результат; адекватное представление о выбранной профессии, стремление к овладению ею и постоянное повышение профессионального мастерства; проявление высокой волевой активности при овладении профессией и в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональный интерес, фактор, компоненты, профессия, педагогическая деятельность, выбор профессии, системное образование.

© Снегова Е. С., Ефимова С. В., Багина В. А., Богданова С. В., Львова Ю. М., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Снегова Е. С., Ефимова С. В., Багина В. А., Богданова С. В., Львова Ю. М. Изучение интереса к педагогической деятельности как фактора, побуждающего выбор профессии педагога // Наука и школа. 2021. № 6. С. 138-145. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-6-138-145.

STUDY OF THE INTEREST IN PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A FACTOR INSPIRING THE CHOICE OF THE TEACHING PROFESSION

E. S. Snegova, S. V. Efimova, V. A. Bagina, S. V. Bogdanova, Yu. M. Lvova

Abstract. The most important characteristic of the personality of the future teacher is the professional and pedagogical aspect. Now the problem of training highly qualified specialists is becoming increasingly important. The results of the presented research allow us to state the fact that students are more dominated by insufficiently stable professional interest, which can change its direction in one direction or the other, that is, towards the stability or instability of this phenomenon in the process of further studies at the university. The lack of sustainability of professional interest can be explained by the fact that during the period of professional self-determination, the choice of a profession was not fully realized, which in turn proves the need to strengthen the character and methodology of vocational guidance work even at the stage of pre-university training. With the correct and systematic organization of work among students, it is possible to achieve sustainable professional interest, as a positive message of a specialist's readiness for successful professional activity in the future, as well as professional longevity. Structural components and their indicators of the sustainability of professional interest include: emotional attitude to the profession, manifested in satisfaction with the profession and lack of desire to change it; orientation, motives for choosing a profession, improving one's professional activity on its content side and result; an adequate idea of the chosen profession, the desire to master it and the constant improvement of professional skills; manifestation of high volitional activity in mastering a profession and in professional activity.

Keywords: professional interest, factor, components, profession, pedagogical activity, choice of profession, system education.

Cite as: Snegova E. S., Efimova S. V., Bagina V. A., Bogdanova S. V., Lvova Yu. M. Study of the interest in pedagogical activity as a factor inspiring the choice of the teaching profession. Nauka i shkola. 2021, No. 6, pp. 138-145. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-6-138-145.

Значение интересов в жизни человека занимает особое место. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессиональную деятельность, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности и т. д. В возникновении профессионального интереса существенное значение имеет социальное

происхождение, общение, характер деятельности окружающих субъекта людей, профориентация [1, с. 59-60; 2, с. 211; 3, с. 615-616].

Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях современного образования как системный процесс является достаточно сложным и многофакторно обусловленным. Одним из таких факторов является, в русле

потребностно-мотивационной сферы обучающихся, интерес профессиональной направленности, который в свою очередь рассматривается как сложное личностное образование, в котором выделяются структурные компоненты -эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой. Каждый структурный компонент включает в себя показатели, которые определяют устойчивость профессионального интереса [4, с. 28-29]. В системе интересов человека профессиональный интерес занимает особое место именно потому, что он выражает отношение человека к конкретной профессии и является единственным внутренним регулятором профессиональной деятельности [1, с. 62-63; 5, с. 101; 6, с. 114].

В настоящее время профессиональный интерес принято рассматривать «как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью» [7, с .87]. С этой точки зрения профессиональный интерес понимается, как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических процессов, свойств и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную профессиональную деятельность. Результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией и есть профессиональный интерес, который включает в себя три основных компонента: когнитивный (познавательный), эмоциональный, волевой [3, с. 618; 7, с. 86; 8, с. 144; 9, с. 340].

Нами был проведен констатирующий эксперимент по изучению выраженности профессионального интереса у обучающихся педагогического вуза. В опросе приняли участие 70 человек (юноши и девушки), которые были заранее проинструктированы о правилах опроса, это помогло избежать случайных ошибок в процессе анкетирования. Выборка

являлась целенаправленной и носила квотный характер. Репрезентативность выборки определялась и оценивалась изначально заданными параметрами, а также целевыми установками исследовательской работы. Опросу были подвергнуты только обучающиеся педагогического вуза, которые специально ориентированы на получение профессии в русле педагогической деятельности, случайные респонденты, не имеющие отношения к будущей педагогической деятельности, в опросе участия не принимали. Всем респондентам было предложено ответить на спектр вопросов, после чего все анкеты были подвергнуты обработке для дальнейшей интерпретации результатов исследования. Подсчет результатов осуществлялся по методу процентного соотношения ответов респондентов на вопросы анкеты. Таким образом, объектом исследовательской работы являлись обучающиеся педагогического вуза, предметом - выраженность интереса профессионального плана к деятельности педагога.

По итогам опроса было выявлено, что профессия педагога нравится 31,4% респондентов, 45,7% опрошенных ответили «скорее нравится, чем нет» и 22,9% обучающихся ответили «время покажет». Если бы заново пришлось выбирать профессию, то 31,5% (8,6% девушек и 22,9% юношей) выбрали бы ее вновь; затруднились ответить 55,7% (11,4% девушек и 44,3% юношей); не стали бы выбирать данное поле деятельности 5,7% девушек и 7,1% юношей.

Отвечая на вопрос «Как изменилось ваше отношение к профессии в процессе учебы в вузе?» мнения респондентов разделились следующим образом: для 55,7% опрошенных, профессия стала более привлекательной; 42,9% респондентов ответили, что не были ею особенно увлечены и она не стала для них более привлекательной; 1,4% юношей получили разочарование в профессии.

Выбирая педагогическую профессию, по мнению 67,1% опрошенных, важным является интерес к работе; 24,3% респондентов отметили советы педагога, друзей и родителей; для 8,6% опрошенных на выбор профессии повлияло подражание педагогу. Сдача зачетов и экзаменов для 48,6% (10% девушек и 38,6% юношей) респондентов является главным мотиватором активности в учении; стремление лучше подготовиться к будущей работе побуждает активно учиться 37,1% обучающихся (5,7% девушек и 31,4% юношей); получать стипендию, выполнять требования преподавателей и деканата активизирует учиться 14,3% (10% девушек и 4,3% юношей) опрошенных [10, с. 64].

Для обучающихся педагогического вуза привлекательность выбранной профессии выражается в следующих составляющих: 52,9% опрошенных импонирует работа с подрастающим поколением, воспитывать их и видеть результаты своей деятельности; 17,1% опрошенных нравится выступать в роли педагога; 30% респондентов привлекает летний отпуск в данной профессии. Эффективность деятельности педагога зависит от соответствия склонностей и способностей, от проявления волевой активности, так считают 41,4% респондентов; склонности и способности можно развить в работе, главное - это работа над собой, - считают 20% опрошенных; 38,6% опрошенных считают, что для эффективной деятельности педагога важен уровень его подготовки.

64,3% (20% девушек и 44,3%) опрошенных считают, что не каждый выбравший педагогическую деятельность для последующей работы может стать высококлассным специалистом; 20% (4,3% девушек и 15,7% юношей) затруднились ответить; 15,7% (1,4% девушек и 14,3%) считают, что такое возможно. Доминантами в процессе обучения в вузе для 70% опрошенных является учеба, овладение выбранной специальностью и

повышение мастерства. 14,3% обучающихся отдают предпочтение получению хороших теоретических знаний, а повышение педагогического мастерства важно для 15,7% опрошенных. Вызывает настороженность тот факт, что 84,3% (24,3% девушек и 60% юношей) респондентов иногда пополняют свои знания, обращаясь за информацией к дополнительным литературным источникам, в то же время только 15,7% (1,4% девушек и 14,3% юношей) регулярно изучают дополнительную научно-педагогическую литературу [10, с. 65].

При овладении профессией максимум волевых усилий всегда и во всем прилагают 31,4% обучающихся; 64,3% -не всегда, а только когда предмет нравится, могут заставить себя подготовиться к занятиям и сессии; 4,3% - часто бывают не готовы к занятиям, так как не могут заставить себя постоянно учить. Для 51,4% (12,8% девушек и 38,6% юношей) обучающихся является важным получение новых знаний на каждом занятии, поэтому они не пропускают их без уважительной причины. Стараются не пропускать занятия, которые им интересны, 30% (8,6% девушек и 21,4%) обучающихся. Подчиняясь требованиям кафедры и деканата, посещают учебные занятия 18,6% (4,3% девушек и 14,3% юношей) [10, с. 66].

В соответствии с оценкой результатов анкетирования была определена степень устойчивости профессионального интереса в целом (табл. 1).

Анализ результатов анкетирования показал, что степень устойчивой сфор-мированности профессионального интереса наблюдается у 21,4% (11 юношей и 4 девушки), это в свою очередь характеризуется стремлением к овладению профессиональным полем деятельности, постоянным повышением мастерства профессионального плана, направленностью мотивов выбора на содержательную сторону и результат профессиональной деятельности и т. д. Недостаточно

Таблица 1

Показатели профессионального интереса обучающихся педагогического вуза (п = 70)

Профессиональный интерес

Устойчивый Недостаточно устойчивый Неустойчивый

Абс. % Абс. % Абс. %

15,0 21,4 30,0 42,9 25,0 35,7

устойчивая степень сформированности профессионального интереса наблюдается у 42,9% (19 юношей и 11 девушек), это указывает на то, что респонденты имеют не совсем адекватное представление о выбранном профессиональном будущем. Периодическое проявление интеллектуальной и волевой активности при овладении профессией и неустойчивая степень выраженности интереса профессионального характера наблюдается у 35,7% (22 юноши и 3 девушки), это доказывает наличие негативного эмоционального отношения к профессии. А это уже проявляется в неудовлетворенности избранной специальностью и наличием желания сменить профессию. Комментируя полученные данные, можно предположить, что обучающиеся не до конца осознали суть избранной профессии, следовательно, в процессе обучения, необходимо создавать условия способствующие сохранению адекватной степени устойчивости профессионального интереса на всем протяжении обучения [10, с. 66-67].

Таким образом, профессиональный интерес является одной из сторон направленности личности, это жизненная позиция, определяющая избирательность и уровень активности [3, с. 619; 7, с. 87].

Феномен профессионального интереса к педагогической деятельности рассматривается как компонент отно-шенческого характера в стратегии лично-стно-профессионального и жизненного поведения, а, следовательно, рассматривается как эмоционально-познава-

тельное и ценностно-целевое отношение к деятельности педагога, которое характеризуется волевой активностью в развитии способностей и профессионально-личностных качеств будущего педагога, активной вовлеченностью в ее познание и стремлением самореализации в ней. Это дает нам основания сделать заключение в пользу того, что интерес к педагогической профессии педагога проявляется в эмоциональном отношении обучающихся к объекту познания, к теории и методике обучения, к практике учения.

На наш взгляд, для повышения устойчивости профессионального интереса к профессии педагога целесообразно: усилить уровень проведения профори-ентационной работы еще на довузовском этапе подготовки абитуриентов, содействовать информированности обучающихся о профессиях педагогического профиля; осуществлять предварительную профдиагностику, дающую возможность изучить характерные особенности личности и создающую целостную картину потребностно-моти-вационной сферы; создавать педагогические условия в процессе обучения в вузе, способствующие сохранению адекватной степени устойчивости профессионального интереса.

В заключение правомерно отметить, что сформированность профессионального интереса будут служить основой профессионального становления личности к педагогической деятельности. Результаты проведенной исследовательской работы, представленные в статье,

свидетельствуют о непременности и значимости организации целенаправленной и системной работы по изучению и решению проблемных задач, связанных с повышением уровня устойчивости

профессионального интереса, а в дальнейшем и уровня общей потребностно-мотивационной сферы участников образовательного процесса в системе профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баженова Н. Г., Гринь Н. В. Профессиональный интерес как основа формирования профессиональных ценностей личности // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 59-67.

2. Преснякова Т. Н., Анкудинова С. А., Непочатъх И. А. Проблема сознательного выбора профессии педагога // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С. 209-216.

3. Снегова Е. С. Профессиональное самоопределение учащихся на этапе довузовской подготовки: формы и факторы профориентационной работы // Традиции и инновации в развитии АПК: материалы междунар. науч.-практ. конф. Великие Луки, 2019. С. 612-620.

4. Юртаева Н. И., Валеева Н. Ш. Психолого-педагогические подходы в закреплении интереса студентов к профессиональной деятельности // Наука и технологии: актуальные вопросы и достижения: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Туголукова. 2020. С. 24-29.

5. Горовая В. И., Гулакова М. В. Формирование интереса студентов к педагогической деятельности: моногр. Ставрополь: Сервисшкола, 2005. 123 с.

6. Толеубекова Р. К., Аманова А. К. Ценностные ориентации как часть профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 113-118.

7. Снегова Е. С., Ефимова С. В., Львова Ю. М. Формы и факторы профориентационной работы, влияющие на профессиональное самоопределение учащихся на этапе довузовской подготовки // Гуманизация образования. Научно-практ. журнал. Сочи, 2019. № 2. С. 84-88.

8. Сторож Р. И. Проблема определения профессиональных интересов в психолого-педагогической литературе // Вестн. Донецкого национального университета. Сер. Б: Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 143-148.

9. Фирсова О. А. Профессия педагога с позиции общей характеристики профессиональной деятельности в системе отношений «человек-человек» // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. И. Ахулковой. 2019. С. 340-343.

10. Снегова Е. С. Ориентация школьников старших классов на профессию учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 2005. 202 с.

REFERENCES

1. Bazhenova N. G., Grin N. V. Professionalnyy Ínteres kak osnova formirovaniya professionalnykh tsennostey lichnosti. Vmire nauchnykh otkrytiy. 2014, No. 3 (51), pp. 59-67.

2. Presnyakova T. N., Ankudinova S. A., Nepochatykh I. A. Problema soznatelnogo vybora professii pedagoga. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2019, No. 2, pp. 209-216.

3. Snegova E. S. Professionalnoe samoopredelenie uchashchikhsya na etape dovuzovskoy podgotovki: formy i faktory proforientatsionnoy raboty. In: Traditsii i innovatsii v razvitii APK. Proceedings of International scientific-practical conference. Velikie Luki, 2019. Pp. 612-620.

4. Yurtaeva N. I., Valeeva N. Sh. Psikhologo-pedagogicheskie podkhody v zakreplenii interesa studentov k professionalnoy deyatelnosti. In: Tugolukov A. V. (ed.) Nauka i tekhnologii: aktualnye voprosy i dostizheniya. Proceedings of International scientific-practical conference. 2020. Pp. 24-29.

5. Gorovaya V. I., Gulakova M. V. Formirovanie interesa studentov k pedagogicheskoy deyatelnosti: monogr. Stavropol: Servisshkola, 2005. 123 p.

6. Toleubekova R. K., Amanova A. K. Tsennostnye orientatsii kak chast professionalnoy kompetentnosti budushchikh spetsialistov v sfere obrazovaniya. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016, No. 1 (23), pp. 113-118.

7. Snegova E. S., Efimova S. V., Lvova Yu. M. Formy i faktory proforientatsionnoy raboty, vliyayushchie na professionalnoe samoopredelenie uchashchikhsya na etape dovuzovskoy podgotovki. Gumanizatsiya obrazovaniya. Nauchno-prakt. zhurnal. Sochi, 2019, No. 2, pp. 84-88.

8. Storozh R. I. Problema opredeleniya professionalnykh interesov v psikhologo-pedagogicheskoy literature. Vestn. Donetskogo natsionalnogo universiteta. Ser. B: Gumanitarnye nauki. 2017, No. 4, pp. 143-148.

9. Firsova O. A. Professiya pedagoga s pozitsii obshchey kharakteristiki professionalnoy deyatelnosti v sisteme otnosheniy "chelovek-chelovek". In: Akhulkova A. I. (ed.) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo protsessa: problemy, perspektivy, tekhnologii. Proceedings of the VI International scientific-practical conference 2019. Pp. 340-343.

10. Snegova E. S. Orientatsiya shkolnikov starshikh klassov na professiyu uchitelya fizicheskoy kultury. PhD dissertation (Rducation). Moscow, 2005. 202 p.

Снегова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия e-mail: 1979alenas@bk.ru

Snegova Elena S., PhD in Education, Assistant Professor, Social, Humanities and Natural Sciences Department, State Agricultural Academy of Velikie Luki e-mail: 1979alenas@bk.ru

Ефимова Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и педагогики, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

e-mail: efa-64@mail.ru

Efimova Svetlana V., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Theory and Methods of Physical Culture and Pedagogy Department, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports e-mail: efa-64@mail.ru

Багина Валентина Анатольевна, кандидат педагогических наук доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и педагогики, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта e-mail: bagina-52@mail.ru

Bagina Valentina A., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Theory and Methods of Physical Culture and Pedagogy Department, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports

e-mail: bagina-52@mail.ru

Богданова Светлана Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и педагогики, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта e-mail: svebogd@mail.ru

Bogdanova Svetlana V., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Theory and Methods of Physical Culture and Pedagogy Department, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports

e-mail: svebogd@mail.ru

Львова Юлия Михайловна, преподаватель, Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия

e-mail: ulija358@rambler.ru

Lvova Yulia M., Lecturer, Social, Humanities and Natural Sciences Department, State Agricultural Academy of Velikie Luki

e-mail: ulija358@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2021 The article was received on 26.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.