Научная статья на тему 'Изучение инновационного спроса как инструмент маркетинга инноваций на примере деятельности Кузбасского технопарка'

Изучение инновационного спроса как инструмент маркетинга инноваций на примере деятельности Кузбасского технопарка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ТЕХНОПАРКИ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / КУЗБАССКИЙ ТЕХНОПАРК / ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УГОЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ENERGO-TECHNOLOGICAL COAL CLUSTER / ИННОВАЦИОННЫЙ СПРОС / INNOVATIVE DEMAND / HIGH-TECH INDUSTRIAL PARKS / KUZBASSKIY INDUSTRIAL PARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каретин А.Н.

На примере Кузбасского технопарка автор показывает необходимость четкой постановки целей и задач для успешной реализации правительственной программы создания технопарков в России. В статье анализируются различные аспекты изучения инновационного спроса, отраслевая структура инновационных проектов технопарка. Автор излагает свое видение причин низкой эффективности программы создания технопарков в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author shows necessity of setting precise goals for the successful implementation of the governmental programme for organizing industrial parks based upon example of Kuzbasskiy industrial park. Different aspects of innovative demand studies, structure of industrial park innovative projects, and reasons of low efficiency of the programme for organizing industrial parks are analyzed.

Текст научной работы на тему «Изучение инновационного спроса как инструмент маркетинга инноваций на примере деятельности Кузбасского технопарка»

На примере Кузбасского технопарка автор показывает необходимость четкой постановки целей и задач для успешной реализации правительственной программы создания технопарков в России. В статье анализируются различные аспекты изучения инновационного спроса, отраслевая структура инновационных проектов технопарка. Автор излагает свое видение причин низкой эффективности программы создания технопарков в России.

Ключевые слова: инновации, модернизация, технопарки в сфере высоких технологий, Кузбасский технопарк, энерготехнологический угольный кластер, инновационный спрос

Изучение инновационного спроса как инструмент маркетинга инноваций на примере деятельности Кузбасского технопарка

A. Н. КАРЕТИН,

руководитель информационно-аналитического центра

ОАО «Кузбасский технопарк»,

Кемерово

E-mail: technopark21@yahoo.com

В Кузбасском технопарке сформирована и поддерживается база данных инновационных проектов, организована их экспертиза, действует система продвижения инноваций для потенциальных инвесторов, реализуются первые проекты.

Программа есть. А результаты?

Актуальность инноваций для нашей страны и пути развития инновационной экономики стали общим местом политических и профессиональных дискуссий после того, как 11 января 2005 г. на совещании в новосибирском Академгородке

B. В. Путин поставил задачу формирования государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий1. Тем самым были обозначены новые векторы развития России.

1 URL: http://www-sbras.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=377&id=18 (дата обращения: 11.01.10).

ИННОВАЦИИ 49

fcb щМ

Прошло уже 5 лет - срок достаточный, чтобы подвести первые итоги. Это тем более необходимо, поскольку сегодня модернизация возведена в ранг официальной цели государственной политики.

Концепция государственной программы предусматривала в качестве главной идеи создание в течение 2006-2009 гг. за счет средств федерального и местного бюджетов на принципах паритетного софинансирования инфраструктуры будущих технопарков (площадок со всеми необходимыми коммуникациями). В последующем предполагалось привлечение на принципах частно-государственного партнерства частного капитала в лице так называемых «якорных резидентов» на строительство объектов и сооружений технопарков. Однако результаты трехлетней деятельности по выполнению правительственной программы оказались далеки от ожидаемых. К середине 2009 г. из 29 млрд руб., запланированных программой, было освоено чуть менее 4 млрд руб., ни один из девяти технопарков, включенных в федеральную программу, не мог похвастаться завершением всего цикла запланированных работ, хотя некоторые из них -в Казани, Новосибирске2, Кемеровской области - достаточно продвинулись в различных направлениях.

В начале 2009 г. правительственная комиссия по транспорту и связи Минкомсвязи РФ (министерство назначено оператором программы) провела инспекцию всех девяти технопарков. На заседании комиссии 31 марта 2009 г. было предложено сократить в текущем году федеральное финансирование программы строительства технопарков на 1,098 млрд руб., скорректировать концепции и бизнес-планы развития технопарков, организовать мониторинг хода реализации программы. А в июле 2009 г. Межведомственная комиссия по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий приняла решение о прекращении финансирования на период 2009-2010 гг. строительства четырех из девяти технопарков (в Тюменской, Московской, Калужской областях и Санкт-Петербурге).

2 См., например: ЕлизароваЕ. Ю. Технопарк в сфере высоких технологий // ЭКО. - 2008. - № 5.

На этом метаморфозы реализации правительственной программы не закончились. В декабре 2009 г. в ряде СМИ появились сообщения о возможной передаче созданных по госпрограмме технопарков от Министерства связи и массовых коммуникаций РФ в ведение госкорпорации «Роснанотехно-логии» или Министерства экономического развития РФ. Но дальше слухов и отдельных комментариев официальных лиц дело не пошло. Во всяком случае, на заседании 18 февраля 2010 г., прошедшем под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ И. Щеголева, каких-либо конкретных решений межведомственной комиссии принято не было. Исключение составил пункт с предложением продлить действие правительственной программы до 2014 г.3

Региональная инициатива

Основная причина столь трудной судьбы данной государственной программы - отсутствие в ней четкой цели и, соответственно, конкретных задач. Главный из нерешенных вопросов: задуманные технопарки - это инфраструктурный проект или коммерческий? Если речь идет о создании в лице технопарков фундамента инновационной экономики - это одни подходы и механизм финансирования. Если же задачей технопарков является коммерциализация научных разработок -речь должна идти совсем о другом...

Отсутствие ответа на этот вопрос принципиальной важности породило много проблем, не только финансовых. Хочется особо отметить отсутствие на федеральном уровне нормативной базы деятельности технопарков и инновационной деятельности в целом. Ведь только 18 января 2010 г. Комитет по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ принял решение об образовании при Комитете Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения технопарков4. К тому времени программа создания технопарков действовала уже почти 4 года.

3 URL: http://minkomsvjaz.ru/news/xPages/entry.9746.html (дата обращения: 19.02.10).

4 URL: http://www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId=223&d_no=26756 (дата обращения: 19.01.10).

Неопределенность целей, задач и механизмов реализации программы создания технопарков в сфере высоких технологий поставила участников программы в сложное положение. Каждый регион был вынужден самостоятельно определиться, куда и как двигаться в развитии инноваций.

В Кемеровской области цели и задачи технопарка были четко обозначены с первых шагов - с марта 2007 г., когда губернатор А. Г. Тулеев инициировал создание Кузбасского технопарка в своем выступлении на заседании правительства РФ. Осознавая комплексный характер проблем, тормозящих развитие региона, А. Г. Тулеев поставил задачу сформировать механизм внедрения высоких технологий в экономику области, прежде всего - в ее базовые отрасли. С тех пор за Кузбасским технопарком прочно закрепился имидж «угольного».

Такой подход к деятельности, ориентированный на конкретные нужды реальной экономики, а не на «инновации вообще», определил специфику Кузбасского технопарка и основные направления деятельности:

- разработка и внедрение технологий добычи, доставки и переработки угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых;

- развитие машиностроения и создание оборудования нового технического уровня для горнорудной промышленности;

- разработка и внедрение технологий производства, использования и обработки новых функциональных и конструкционных материалов, вторичных энергоресурсов (шахтного метана, энергии шахтных вод и воздуха), отходов производства, энерго-, ресурсо- и материалосбережение;

- разработка и внедрение высоких технологий в медицине, образовании, природопользовании, обеспечении безопасности жизни;

- участие в формировании единого информационного пространства на территории Кемеровской области.

Отчетливо понимая, что основа любых усилий в сфере инноваций - технологические разработки и проекты, руководство технопарка последовательно формирует механизм их поиска, экспертизы, продвижения и реализации. Результаты очевидны: на 1 марта 2010 г. Экспертный совет Кузбасского

технопарка, созданный в июне 2008 г., рассмотрел 59 инновационных проектов, 56 из которых рекомендованы к внедрению, 20 - уже находятся на той или иной стадии реализации. Более 60 проектов изучаются специалистами технопарка для передачи на экспертизу, всего же в базе данных - свыше 100 проектов, содержащих элементы инноваций.

Самые крупные проекты технопарка принадлежат угольной и смежным с ней отраслям: «Создание энерготехнологического кластера "Серафимовский" с глубокой переработкой угля»; «Организация добычи метана из угольных пластов»; «Создание опытно-промышленной станции подземной газификации угля для производства тепловой и электроэнергии» и другие.

Тем не менее на долю проектов, предлагающих новые технологические решения в сфере добычи, транспортировки и переработки угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых, приходится лишь 7 проектов - 13% от общего числа принятых Экспертным советом (рисунок).

Отраслевая структура инновационных проектов, %

Противоречия с «угольным» характером Кузбасского технопарка здесь нет. Под базовые отрасли экономики области -угольную, металлургическую и химическую, выстроена вся структура хозяйственного комплекса. И среди инновационных проектов технопарка, относящихся к другим профилям деятельности (использование вторичных ресурсов, применение новых материалов, машиностроение), львиную долю составляют так или иначе связанные именно с базовыми отраслями. Такие проекты, как «Утилизация лежалых и текущих отходов коксохимического производства», «Организация

Социальная сфера, природопользование, безопасность жизни - 27

Новые материалы, вторичные ресурсы - 39

Добыча, транспортировка переработка полезных ископаемых - 13

Машиностроение - 21

серийного производства безопасного электрооборудования для открытых горных работ», «Технологии глубокой очистки и регенерации диэлектрических жидкостей», либо предлагают решения проблем отдельных звеньев в технологической цепочке базовых отраслей, либо могут быть к ним адаптированы.

То же справедливо и для проектов, относящихся к сфере природопользования и обеспечения безопасности жизни. Организация производства костюмов «Электролизник», средств индивидуальной защиты органов дыхания нового технического уровня, создание центра геомониторинга и оптимизации технологических режимов работы выемочных участков угольных шахт - проекты, основанные на инновационных технологиях мирового класса, также напрямую вписываются в контекст развития базовых отраслей экономики Кемеровской области.

Инновационный спрос -основа деятельности технопарков

Отраслевая структура инновационных проектов при всей своей информативности не дает полной картины потребности региона в инновациях. Эти данные, скорее, отражают качественное состояние другой стороны - инноваторов (ученых, специалистов-технологов), которые демонстрируют как инновационным менеджерам, так и потенциальным потребителям инноваций, что место для новых, в том числе высоких технологий есть практически во всех сферах социально-экономической жизни. Другими словами, товар есть. Но есть ли покупатель?

Ответ на этот вопрос определяет судьбу любого технопарка как элемента инновационной инфраструктуры. Ведь конечным результатом нашей деятельности (как и других элементов механизма инноваций - бизнес-инкубаторов, образовательных учреждений, инвестиционных институтов) должно быть реальное внедрение инновационных технологий, дающих конкретный эффект в экономике и социальной сфере.

Правительственная же программа создания технопарков в сфере высоких технологий не ориентирована, к сожалению, на получение подобных конкретных результатов. Она ограничена рамками создания инфраструктуры технопарков, причем в узком понимании. А главный вопрос - стимулирование

инновационного спроса - не только не решается, но в рамках данной программы даже не ставится!

В подобной ситуации технопаркам приходится действовать самостоятельно. Мы не сможем продвинуться вперед в реализации задач, поставленных перед нами региональной властью, без формирования полноценного механизма внедрения инноваций, включая изучение и стимулирование спроса на них.

Понимая это, руководство Кузбасского технопарка с первых же шагов приступило к систематическому изучению инновационного спроса со стороны предприятий и организаций области. По причине ограниченности финансовых ресурсов (напомню, что правительственная программа не предусматривает финансирование деятельности управляющих компаний, каковой по сути является ОАО «Кузбасский технопарк», эти расходы ложатся на плечи самой компании и акционера), мы не можем (пока) позволить себе полноценную службу маркетинга. Тем не менее работы ведутся по нескольким направлениям:

- взаимодействие с заявителями инновационных проектов в технопарк по первичному изучению и экспертизе (внутренней и внешней);

- участие в сопровождении уже реализуемых инновационных проектов технопарка;

- постоянный мониторинг социально-экономического развития Кемеровской области, инновационной деятельности в других регионах с целью выявления перспективных технологических направлений.

Экспертный совет технопарка детально изучает не только технологические особенности заявленных проектов, их инвестиционные параметры, но и маркетинговые показатели: потенциал спроса на продукцию, которая будет производиться по новой технологии; потребность в персонале, его обучении или переквалификации; перспектива выхода на другие рынки, в том числе зарубежные. Так, например, анализ потребительских свойств костюма «Электролизник», заявленного первоначально как защитный костюм для работников предприятий алюминиевой промышленности, показал перспективность его широкого применения в самых различных отраслях, где требуется надежная термозащита работающих: МЧС, энергетика, черная металлургия и т.д.

В ходе сопровождения проектов, рекомендованных к внедрению Экспертным советом технопарка, приходит понимание тенденций развития различных рынков, удается оценить потенциал их инновационного спроса и конкретные потребности. Например, участие специалистов технопарка в работе над упоминавшимся проектом «Создание энерготехнологического кластера "Серафимовский" с глубокой переработкой угля» позволило не только выявить объем спроса на высоколиквидную продукцию, которая будет производиться из угля на основе технологий газификации, но и определить потенциальных партнеров для реализации проекта.

Кроме того, участие в проектной группе позволило специалистам технопарка глубже разобраться в состоянии данной подотрасли в мире. В частности, чрезвычайно ценны данные о том, что в ЮАР, США, Австралии, Китае и некоторых других странах уже действуют или создаются, по сути дела, новые отрасли экономики, основанные на глубокой переработке угля, в том числе углехимии. А среди лидеров процесса развития технологий глубокой переработки угля - такие мировые гиганты, как Shell, Mitsubishi, ExxonMobil, Siemens, General Electric, Pratt&Whitney, Udhe и другие, их активно поддерживают свои государства.

Те или иные тенденции инновационного спроса косвенно подтверждаются данными о потребностях в квалифицированном персонале со стороны местных работодателей. Кузбасский технопарк активно сотрудничает с вузами Кемеровской и Томской областей в рамках соглашений о стратегическом партнерстве, которые предусматривают, в том числе, взаимодействие в изучении этого вопроса. Примером такой кооперации стала программа маркетингового исследования по теме «Условия и механизмы успешного сотрудничества организаций-работодателей с вузами в аспекте кадрового обеспечения предприятий Кемеровской области». Она была реализована в феврале-апреле 2009 г. Центром маркетинговых исследований и коммуникаций Томского государственного университета совместно со специалистами Кузбасского технопарка.

Результаты исследования мнений руководителей и ведущих специалистов предприятий различных отраслей обширны и многоплановы, но основной вывод очевиден: работодатели

Кемеровской области заинтересованы в сотрудничестве с высшими учебными заведениями, причем, не только в плане подготовки кадров, но и в научно-исследовательской и консалтинговой сферах. Вот только некоторые цифры: 61,4% опрошенных считают полезным целевую подготовку специалистов для своего предприятия; 57,9% - переподготовку и повышение квалификации своих специалистов; для 19,3% опрошенных значима совместная научно-исследовательская деятельность.

Показательны направления переподготовки и повышения квалификации специалистов, которые востребованы сегодня руководителями предприятий: управление качеством - 26,3%; управление маркетингом - 24,6%; инновационный менеджмент - 15,8%.

Наличие реальных инновационных процессов в экономике подтверждает еще одна цифра - 45,6% опрошенных причиной повышения квалификации специалистов называют внедрение новых технологий.

Формирование инновационной экономики, а если смотреть шире - инновационной среды социально-экономического развития, трудно представить без достоверного знания потребностей в инновациях со стороны, прежде всего, конкретных субъектов экономики. В противном случае мы рискуем подменить предметную деятельность общими разговорами, которые всегда в изобилии сопровождают искусственный процесс. Складывается ситуация, когда, по меткому замечанию известного сибирского философа Г. А. Антипова, «Образы становятся неотличимыми от реальности, имитированное переплетается с реальным так, что превращается в более реальное, чем сама реальность»5.

Подлинные инновации всегда сопряжены с технико-технологической новизной процесса или продукта, наличием их потенциального потребителя, существованием организационно-финансового механизма разработки и внедрения новации, достижимостью ожидаемых эффектов. Детальное изучение и анализ этих конкретных факторов являются основой успешной деятельности элементов инновационной инфраструктуры, включая технопарки.

5 Антипов Г. А. Имиджи Сибири - по их сути //Имиджи Сибири. Второе издание. - Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2009. - С. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.