Научная статья на тему 'Влияние технопарков в сфере высоких технологий на инновационное развитие регионов России'

Влияние технопарков в сфере высоких технологий на инновационное развитие регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1020
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕГИОНЫ / ТЕХНОПАРКИ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Л. Н., Мац А. В.

Технопарки являются инструментом реализации государственных программ инновационной модернизации Российской экономики и прежде всего высокотехнологичных отраслей. В статье предлагается методика интегральной оценки инновационного потенциала регионов России. Проводится расчет инновационного потенциала по всем субъектам Российской Федерации - участников программы создания технопарков в сфере высоких технологий, что позволило выявить влияния технопарков на развитие региональной инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние технопарков в сфере высоких технологий на инновационное развитие регионов России»

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

Влияние технопарков в сфере высоких технологий

на инновационное развитие регионов России

Л. Н. Борисоглебская,

д. э. н., проректор по научной работе,

Санкт-Петербургский торгово-экономический институт

e-mail: boris-gleb@rambler.ru

Технопарки являются инструментом реали- России. Проводится расчет инновационного потен-зации государственных программ инновационной циала по всем субъектам Российской Федерации — модернизации Российской экономики и прежде всего участников программы создания технопарков в высокотехнологичных отраслей. сфере высоких технологий, что позволило выявить

В статье предлагается методика интеграль- влияния технопарков на развитие региональной ной оценки инновационного потенциала регионов инновационной среды.

Ключевые слова: инновации, регионы, технопарки, высокие технологии.

А. В. Мац,

генеральный директор консалтинговой компании «Центр-компетенций»

Принятая государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» направлена на обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны.

Создание технопарков должно способствовать формированию благоприятной бизнес-среды, доступной инфраструктуры для высокотехнологичных предприятий, а также территориальной концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Для модернизации экономики России и дальнейшего перехода на инновационный путь развития особое внимание необходимо уделять рассмотрению инновационного потенциала регионов, включающего комплексный анализ показателей, характеризующих степень развития, как научной, так и экономической составляющей развития экономики. Под инновационным потенциалом региона понимается совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств.

Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-

технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.

В работе проведен анализ влияния технопарков на инновационное развитие регионов России. Наиболее эффективным методом оценки инновационного потенциала регионов является определение интегральных коэффициентов их инновационной деятельности метод многомерного сравнительного анализа, через исследование наиболее значимых показателей:

• валовой региональный продукт (Х2);

• число организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) (Х3);

• внутренние затраты на исследования и разработки (Х4);

• число используемых передовых производственных технологий (Х5);

• затраты на технологические инновации (Х6);

• объем инновационных товаров, работ, услуг (Х7);

• инвестиции в основной капитал (Х8);

• численность безработных (Х1).

На основе показателей рассчитывается интегральный коэффициент методом многомерного сравнительного анализа. При этом для каждого показателя определяется наилучшее значение, принимающегося за 1, и по каждой составляющей сравниваются со значе-

нием наилучшего показателя, при этом общая формула расчета представляет следующий вид:

41/2

Н=(Х(Л,/А2)2(У

4=1 '

ЙЙЙ

2007 | 2009 XI

шI

I

Таблица 1

Ранжированный перечень округов Российской Федерации в сфере инновационной деятельности

где H — интегральный коэффициент инновационного потенциала анализируемого элемента региональной инновационной системы; А — показатель исследуемого региона; А2 — показатель базового региона; i — номер исследуемого элемента региональной инновационной системы.

В работе представлены округа Российской Федерации регионы которых принимают участие в ходе реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Проведенный анализ позволил представить перечень округов, ранжированный по уровню инновационного потенциала за рассматриваемый период (табл. 1).

В Северо-Западном федеральном округе негативное влияние на инновационную деятельность оказали такие показатели как затраты на технологические инновации (Х6 — снижение на 0,016 пункта) и инвестиции в основной капитал (Х8 — снижение на 0,024 пункта). Несмотря на увеличение данных показателей в натуральном выражении их коэффициенты выявили недостаточный рост данных показателей по отношению к общероссийским (рис. 1).

Следующим этапом в работе авторами проводился анализ составляющих инновационного потенциала округов и выявлялись причины изменения их позиций в ранжированном перечне, в частности развитие инновационной инфраструктуры рассматривалось с позиции влияния технопарков в сфере высоких технологий.

Именно формирование инновационной инфраструктуры обеспечивает поддержку генерации малого наукоемкого бизнеса, содействие коммерциализации результатов научной деятельности, повышение эффективности действующих высокотехнологичных компаний и, как следствие, обеспечивает инновационное развитие экономики регионов. Одним из наиболее эффективных механизмов, направленных на формирование инновационного комплекса, развитие

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 од

№ 2007 г. 2009 г.

Округ интегр. коэф. Округ егр. ф. § и

1 Центральный федеральный округ 0,883 Центральный федеральный округ 0,900

2 Приволжский федеральный округ 0,780 Приволжский федеральный округ 0,767

3 Уральский федеральный округ 0,388 Уральский федеральный округ 0,403

4 Северо-Западный федеральный округ 0,304 Сибирский федеральный округ 0,300

5 Сибирский федеральный округ 0,292 Северо-Западный федеральный округ 0,289

наукоемких секторов экономики, является создание системы технопарков в сфере высоких технологий, как необходимые условия для инновационного развития экономики регионов и эффективного использования научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких ресурсосберегающих технологий и принципиально новых видов продукции.

Решению поставленных вопросов посвящена государственная программа «Создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», направленная на обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики России и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. В период 2006-2010 гг. в Программе принимали участие 10 субъектов Российской Федерации (12 технопарков). Перед участниками Программы ставились задачи формирования благоприятной бизнес-среды, доступной инфраструктуры поддержки новых высокотехнологичных предприятий, а также территориальной концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Центральный федеральный округ

Перечень регионов ЦФО, ранжированный по уровню инновационного потенциала, в 2007 и 2009 гг. представлен в табл. 2.

II

ж

11

2007 | 2009 2007 | 2009 2007 | 2009 2007 | 2009 2007 | 2009 2007 | 2009 2007 | 2009

Х2 ХЗ Х4 Х5 Х6 Х7 Х8

ГЁ Северо-Западный федеральный округ □ Уральский федеральный округ

□ Центральный федеральный округ

□ Приволжский федеральный округ И Сибирский федеральный округ

Рис. 1. Показатели развития инновационной деятельности округов Российской Федерации

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

Таблица 2

Ранги регионов ЦФО в сфере инновационной деятельности

По инновационному потенциалу среди регионов ЦФО за прошедшие три года, несмотря на снижение интегрального коэффициента отражающего темп обновления экономики, лидерами по-прежнему остаются Москва (1,143) и Московская область (0,582 пункта).

Значительный рост в инновационном развитии показали: Воронежская (0,37 пункта), Белгородская (0,057 пункта), Калужская (0,36 пункта), Липецкая области (0,022), что связано, прежде всего, с развитием инновационной инфраструктуры.

Так, например, рост инновационного развития Калужской области, который выразился в увеличении таких показателей, как внутренние затраты на исследования и разработки, число используемых новых пере-

Таблица 3

Показатели развития бизнеса технопарка «Калуга»

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Развитие бизнеса резидентов тыс. руб. 99230

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 75780

2 Бизнес-услуги

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 1500

3 Развитие технопарка (инвестиции)

Вложения всего тыс. руб. 120845

довых технологий, частично была решена проблема с безработицей в регионе, безусловно зависит от многих факторов. Но также на инновационную среду оказывает влияние создание государственного учреждения технопарка «Калуга».

Отраслевая специализация технопарка направлена на: медицину; биологию и фармацию; синтез лекарственных средств и пищевых добавок; биологические средства защиты растений и животных; безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов; новые материалы (керамические и стекломатериалы; материалы для микро- и наноэлектроники; мембранные технологии); программное обеспечение. Основные показатели развития технопарка за 2009 г. представлены в табл. 3.

В Воронежской области существует развитая сеть специализированных технопарков (технопарк «Содружество», технопарк «Калининский», технопарк «МИТЭМ», технопарк «Космос-Нефть-Газ», технопарк «Авиационный»), работа которых отразилась на показателях области.

В Белгородской области создан технополис «Све-тоград» как центр сосредоточения и коммерциализации наукоемких разработок в регионе, в основную функцию которого входит осуществление посредничества между наукой, бизнесом и властью, способствуя внедрению инновационных технологий на действующих предприятиях области.

В Липецкой области развивается особая экономическая зона промышленного типа, представляющая собой часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство инновационной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Северо-Западный федеральный округ

В Северо-Западном федеральном округе по инновационному потенциалу лидирует с 2007 по 2009 гг. Санкт-Петербург, за ним идут Вологодская и Ленинградская области. Смещение позиций произошло в

Таблица 4

Инновационный потенциал регионов СЗФО

№ 2007 г. 2009 г.

Округ интегр. коэф. Округ интегр. коэф.

1 г. Санкт-Петербург 1,269 г. Санкт-Петербург 1,270

2 Вологодская обл. 0,395 Вологодская обл. 0,413

3 Ленинградская обл. 0,301 Ленинградская обл. 0,287

4 Республика Коми 0,268 Архангельская обл. 0,244

5 Архангельская обл. 0,226 Калининградская обл. 0,243

6 Калининградская обл. 0,203 Мурманская обл. 0,232

7 Мурманская обл. 0,197 Республика Коми 0,230

8 Новгородская обл. 0,184 Новгородская обл. 0,187

9 Псковская обл. 0,125 Республика Карелия 0,155

10 Республика Карелия 0,098 Псковская обл. 0,137

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Ненецкий АО 0,082 Ненецкий АО 0,085

№ 2007 г. 2009 г.

Округ интегр. коэф. Округ интегр. коэф.

1 г. Москва 1,233 г. Москва 1,143

2 Московская обл. 0,617 Московская обл. 0,582

3 Тульская обл. 0,149 Тульская обл. 0,184

4 Владимирская обл. 0,133 Воронежская обл. 0,160

5 Воронежская обл. 0,123 Белгородская обл. 0,143

6 Ярославская обл. 0,101 Калужская обл. 0,137

7 Калужская обл. 0,101 Липецкая обл. 0,103

8 Тверская обл. 0,092 Тверская обл. 0,100

9 Белгородская обл. 0,086 Тамбовская обл. 0,100

10 Липецкая обл. 0,081 Владимирская обл. 0,098

11 Тамбовская обл. 0,081 Ярославская обл. 0,095

12 Брянская обл. 0,080 Брянская обл. 0,087

13 Курская обл. 0,078 Курская обл. 0,079

14 Орловская обл. 0,065 Смоленская обл. 0,069

15 Смоленская обл. 0,064 Рязанская обл. 0,068

16 Рязанская обл. 0,057 Орловская обл. 0,060

17 Ивановская обл. 0,048 Ивановская обл. 0,058

18 Костромская обл. 0,042 Костромская обл. 0,047

Таблица 5 Развитие бизнеса технопарка «Ингрия»

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Развитие бизнеса резидентов тыс. руб. 626000

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 336000

2 Бизнес-услуги

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 39390

3 Развитие технопарка (инвестиции)

Вложения всего тыс. руб. 369805

Таблица 7

Основные показатели деятельности «ИТ-парка»

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Выручка резидентов тыс. руб. 655000

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 100000

2 Готовые площади технопарка м2 30000

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 70284

3 Кол-во компаний резидентов шт. 4

Вложения всего тыс. руб. 1967326

Таблица 6

Инновационный потенциал регионов ПФО

№ 2007 г. 2009 г.

Округ интегр. коэф. Округ интегр. коэф.

1 Нижегородская обл. 0,659 Нижегородская обл. 0,636

2 Самарская обл. 0,535 Республика Татарстан 0,554

3 Республика Татарстан 0,511 Самарская обл. 0,494

4 Пермский край 0,327 Пермский край 0,327

5 Республика Башкортостан 0,294 Республика Башкортостан 0,303

6 Саратовская обл. 0,173 Саратовская обл. 0,165

7 Оренбургская обл. 0,139 Оренбургская обл. 0,164

8 Удмуртская Республика 0,130 Удмуртская Республика 0,130

9 Ульяновская обл. 0,106 Ульяновская обл. 0,117

10 Кировская обл. 0,099 Чувашская Республика 0,110

11 Чувашская Республика 0,095 Кировская обл. 0,107

12 Пензенская обл. 0,082 Пензенская обл. 0,089

13 Республика Мордовия 0,076 Республика Мордовия 0,069

14 Республика Марий Эл 0,053 Республика Марий Эл 0,049

Республике Коми с 4-го на 7-е место, в результате Архангельская, Калининградская и Мурманская области переместились на одно место выше, также увеличился инновационный потенциал в Республике Карелия, за счет чего она заняла 9-е место (табл. 4).

Снижение инновационного потенциала регионов происходило за счет сокращения инвестиций в основной капитал.

Следует отметить интерес инвесторов к создаваемому технопарку «Ингрия» (табл. 5), главными целями которого являются:

• достижение синергетического эффекта от использования ресурсов разных компаний и научных организаций;

• проведение активной политики по продвижению продуктов компании технопарка и установлению взаимоотношений с возможными потребителями и заказчиками, инвестиционными институтами;

• создание экосреды для ускоренного взаимодействия между участниками рынка информационных технологий.

Таблица 8

Показатели деятельности «Технополиса “Химград”»

Приволжский федеральный округ

По темпу развития инновационной деятельности в 2009 г. в Приволжском федеральном округе лидирует Нижегородская область с интегральным коэффициентом 0,636 пункта, за ней следует республика Татарстан, третье место занимает Самарская область (табл. 6). За последние три года изменения по ранжировке произошли в Республике Татарстан, за счет увеличения таких показателей инновационного потенциала как: число используемых передовых производственных технологий (Х5 — увеличение на 0,022 пункта) и валового регионального продукта (Х2 — увеличение на 0,026 пункта).

Рост развития инновационной деятельности среди регионов ПФО показали: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Ульяновская область, Республика Чувашия, Пензенская область, их увеличение составило в среднем 0,018 пункта.

Анализ инфраструктуры Татарстана показал, что за анализируемый период на развитие его инновационной деятельности повлияли реализуемые проекты создания «ИТ-парка» и технопарка «Технополис “Химград”».

Значимым событием в рамках реализации Программы стало открытие 2009 г. «ИТ-парка» (30,7 тыс. м2). На территории технопарка построен уникальный комплекс федерального масштаба: Центр обработки данных, способный обеспечить информационновычислительными ресурсами все существующие и новые технопарки. За счет использования имеющихся мощностей «ИТ-парка» можно добиться значительного сокращения затрат на строительство аналогичных объектов в других технопарках.

На данном примере уже сейчас наглядно виден эффект, который может быть достигнут от ресурсной кооперации технопарков.

Таблица 9

Основные показатели деятельности ОАО «Технопарк Республики Мордовия»

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Выручка резидентов тыс. руб. 668260

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 443285

2 Готовые площади технопарка м2 25000

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 6961

3 Кол-во компаний резидентов шт. 30

Вложения всего тыс. руб. 1502131

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Выручка резидентов тыс. руб. 3845639

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 89400

2 Готовые площади технопарка м2 8000

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 106232

3 Кол-во компаний резидентов шт. 81

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

Таблица 10

Основные показатели деятельности «ИТ-парк Анкудиновка»

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Выручка резидентов тыс. руб. 64616

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 15000

2 Готовые площади технопарка м2 0

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 1105

3 Кол-во компаний резидентов шт. 11

Вложения всего тыс. руб. 751190

В 2009 г. технопарком достигнуты следующие показатели (табл. 7).

Следует отметить разработки казанского «ИТ-парка» по проекту «Электронное правительство» имеющие конкретное воплощение в масштабе республики, их аппаратные наработки по системе ГЛОНАСС. На второй площадке в Республике Татарстан, в «Технополисе “Химград”» в 2009 г. было построено модульное здание для размещения малых и средних компаний площадью 8050 м2 и продолжились работы по созданию объектов инженерной инфраструктуры.

За год технопарк стал лидером среди технопарков по наращиванию производства, достигнув объемов реализации более 3 млрд руб.

Коллектив управляющей компании технопарка демонстрирует высокое качество оперативного управления технопарком, продолжая капитальное строительство в условиях резкого сокращения финансирования, связанного с макроэкономическим кризисом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам 2009 г. технопарк демонстрирует следующие показатели (табл. 8).

Несмотря на то что в Нижегородской области и Республики Мордовии показатели темпа инновационного развития сократились в ближайшем будущем может произойти их позитивное изменение, связанное с выходом на полную мощность двух технопарков: ОАО «Технопарк Республики Мордовия» (табл. 9) и технопарк «ИТ-парк Анкудиновка» (табл. 10).

Республика Мордовия была включена в Программу в конце 2008 г. Инновационно-производственный комплекс технопарка (24442,5 м2), представляет собой готовые объекты: информационно-вычислительный центр и научно-исследовательский институт, реконструируемые под нужды компаний-резидентов; в 2009 г. в технопарке уже разместилось 30 компаний. Основные показатели технопарка, достигнутые в 2009 г. представлены в табл. 9.

На примере «Технопарка Республики Мордовия» видны результаты корректировки Программы, направ-

Таблица 12

Основные показатели деятельности ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка»

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Выручка резидентов тыс. руб. 3494000

2 Объем инвестиций тыс. руб. 2370268

3 Готовые площади технопарка м2 10000

4 Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 24383

5 Кол-во компаний резидентов шт. 33

Таблица 11

Инновационный потенциал СФО

№ 2007 г. 2009 г.

Округ интегр. коэф. Округ интегр. коэф.

1 Новосибирская обл. 0,526 Новосибирская обл. 0,561

2 Красноярский край 0,478 Красноярский край 0,506

3 Иркутская обл. 0,381 Кемеровская обл. 0,397

4 Кемеровская обл. 0,371 Омская обл. 0,353

5 Алтайский край 0,348 Иркутская обл. 0,301

6 Омская обл. 0,345 Алтайский край 0,280

7 Томская обл. 0,289 Забайкальский край 0,279

8 Забайкальский край 0,241 Томская обл. 0,278

9 Республика Бурятия 0,136 Республика Бурятия 0,117

10 Республика Хакасия 0,060 Республика Хакасия 0,055

11 Республика Тыва 0,031 Республика Тыва 0,030

12 Республика Алтай 0,028 Республика Алтай 0,027

ленные на поиск эффективных решений в условиях сокращения финансирования, обеспечивающих ввод в строй технопарков в кратчайшие сроки и за меньшие деньги.

В период с 2007 по 2009 гг. в Нижегородской области реализуется проект по созданию технопарка «ИТ-парк Анкудиновка» (в 2009 г. — 11 инновационных компаний, 27,5 млн руб. выручки).

Основные показатели технопарка, достигнутые в 2009 г. представлены в табл. 10.

Технопарк «ИТ-парк Анкудиновка» должет стать крупнейшим в России технопарком в области информационных технологий.

Сибирский федеральный округ

Анализ инновационного потенциала в Сибирском федеральном округе показывает, что лидирующие позиции занимают Новосибирская область, Красноярский край, Кемеровская и Омская области, в то время как в восьми регионах имело место снижение инновационной деятельности.

Рассматривая динамику развития инновационного потенциала с позиции формирования инновационной структуры под воздействием технопарков, в работе сделан акцент на Новосибирскую и Кемеровскую области, где созданы и начали функционировать «Техно-

Таблица 13

Основные показатели деятельности Кузбасского технопарка

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Выручка резидентов тыс. руб. 1635104

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 175000

2 Готовые площади технопарка м2 0

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 7859

3 Кол-во компаний резидентов шт. 57

Вложения всего тыс. руб. 314543

парк новосибирского Академгородка», и «Кузбасский технопарк».

Одним из основных проектов новосибирского технопарка является разработка программно-аппаратного комплекса для автоматизации телевизионного вещания «Форвард».

Последний позволяет организовывать вещание в автоматическом режиме, поддерживает работу с видеоматериалами различных форматов, дает возможность изменения расписания «в последнюю минуту» и гибкий запуск блоков в расписании.

В состав новосибирского технопарка входит Центр технологического обеспечения инновационных разработок общей площадью 9410 м2, выполняющий, в том числе функции опытного производства. По итогам 2009 г. технопарк демонстрирует следующие показатели (табл. 12).

По завершении строительства, новосибирский технопарк будет предоставлять весь комплекс услуг по выводу на уровень промышленного образца и началу коммерческих продаж многочисленных инновационных разработок новосибирского Академгородка.

Кузбасский технопарк специализируется в основном на технологиях угольной промышленности, металлургии и химии. В 2009 г. началось строительство бизнес-инкубатора площадью 9500 м2 и начат проект строительства экспериментально-лабораторного корпуса площадью 10000 м2.

Управляющая компания технопарка, несмотря на неготовность площадей, работает над отбором и реализацией инновационных проектов, развивает бизнес резидентов на сторонних площадях. В 2009 г. экспертным советом отобрано к реализации 59 инновационных проектов. Технопарк достигает следующих показателей (табл. 13):

Кузбасский технопарк демонстрирует возможности по наращиванию бизнеса резидентов в условиях не готовности основных объектов технопарка, что обеспечит быстрое увеличение объемов после ввода технопарка в строй.

Уральский федеральный округ

В отношении темпов инновационного развития Уральский федеральный округ является относительно стабильным.

Таблица 14

Инновационный потенциал УФО

Бесспорным лидером в данном округе остается Тюменская область, которая опережает Свердловскую область на 10%, а Курганскую область — в 7 раз (табл. 14).

«Западно-Сибирский инновационный центр» Тюменской области специализируется на инновационных разработках в области нефти и газодобычи и является примером стабильно работающего технопарка на готовых площадях.

Одним из ключевых проектов Тюменского технопарка является проект «Интеллектуальная скважина», который реализует интеллектуальную онлайн-систему управления добычи нефти, что позволяет управлять скважиной из любого места, увеличить дебет месторождений, в том числе на скважинах с трудноизвле-каемыми запасами. Проект уже дал более 50 млн руб. и к 2014 г. выходит на широкое производство.

По итогам 2009 г. технопарк демонстрирует показатели, представленные в табл. 15.

Межрегиональное сотрудничество в области технопарков

Рассматривая аспекты влияния технопарков на инновационное развитие регионов, нельзя не коснуться вопросов межрегионального сотрудничества.

К концу 2010 г. многие технопарки вышли на стадию готовности и начали наращивать производство. Следует отметить, что так как продукция технопарков является инновационной, с большой долей исследований и высокими рисками на конечном этапе, важное значение приобретает разделение труда между региональными технопарками, предусматривающее участие в одном крупном проекте нескольких технопарков с лучшими компетенциями каждого из участников.

На этапе экспертизы идеи свои возможности может продемонстрировать экспертный совет Новосибирского государственного университета, Казанский ИТ-парк — может обеспечить всех участников вычислительными ресурсами и информационной поддержкой; Кемеровский технопарк готов предоставить рабочие группы по проекту; Химград — может организовать опытное производство, а на базе Башкирского ПО «Прогресс» наладить полномасштабный выпуск изделий.

Эффект от подобного сотрудничества очевиден — издержки и, соответственно и риски, связанные с работами по проекту, в каждом технопарке минимизируются, а возможности по участию в крупных федеральных и международных проектах многократно возрастают.

№ 2007 г. 2009 г.

Округ интегр. коэф. Округ интегр. коэф.

1 Тюменская обл. 1,245 Тюменская обл. 1,174

2 Свердловская обл. 1,127 Свердловская обл. 1,053

3 Ханты-Мансийский АО — Югра 0,751 Челябинская обл. 0,699

4 Челябинская обл. 0,634 Ханты-Мансийский АО — Югра 0,645

5 Ямало-Ненецкий АО 0,293 Ямало-Ненецкий АО 0,345

6 Курганская обл. 0,164 Курганская обл. 0,158

Таблица 15

Основные показатели деятельности Тюменского технопарка

Показатель ед. изм. 2009 г.

1 Выручка резидентов тыс. руб. 1446927

Объем инвестированного капитала тыс. руб. 727230

2 Готовые площади технопарка м2 12000

Кол-во компаний-резидентов шт. 39

Выручка от продаж бизнес-услуг тыс. руб. 9461

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

При этом в технопарках можно реализовывать проекты, утвержденные Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России. Развитие таких направлений означает дополнительную мотивацию по производству в нашей стране лучших товаров и конкурентоспособных услуг, обеспечивающих мультипликативный эффект для всей российской экономики.

Помимо разделения труда, существенный синергетический эффект обеспечит ресурсная кооперация между региональными технопарками. Объединенные в одну экосистему технопарки смогут задействовать специфические производственные возможности, отработанные на разных площадках технологии, а компании-резиденты воспользоваться любыми услугами, из числа предоставляемых в технопарках где бы последние не находились. Совершенствование такого процесса позволит технопаркам более гармонично развиваться, не создавая избыточную инфраструктуру, а запрашивая необходимую помощь со стороны других региональных технопарков.

В свою очередь это позволит эффективно включать в Программу новые субъекты Российской Федерации, готовые создать технопарк в сфере высоких технологий. При этом одним из критериев отбора станет то, насколько создаваемый технопарк будет дополнять существующую высокотехнологичную систему, представленную уже действующими в Программе технопарками.

К 2014 г. общий объем произведенной продукции и оказанных услуг в сфере высоких технологий компаниями-резидентами технопарков может составить около 234 млрд руб., а количество рабочих мест превысит 37 тыс. человек.

Главным итогом реализации Программы станет сформированная региональная инфраструктура, направленная на решение задач модернизации и развития российской экономики. При этом в технопарках в сфере высоких технологий будет сформирована полная производственная цепочка от постановки госу-

дарством стратегической задачи по производству конкурентоспособной продукции до производства товаров и коммерциализации инновационного бизнеса.

* * *

Статья выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Теоретико-методологические основы организации и функционирования региональных университетских технопарковых зон в условиях становления инновационной экономики России», Государственный контракт № П2328 от 16 ноября 2009 г.

Список использованных источников

1. Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий. Государственная программа: одобрена распоряжением Правительством РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р.

2. Протокол заседания Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № П13-4-02-012 внесен от 11.02.2010 г., приложения 2, 3, 6, 7, 8.

High technology parks influence on the innovation development of Russian regions L. N. Borisoglebskaya, Doctor of Economics, Professor, Prorector for Research, Saint-Petersburg Trade and Economic Institute.

A. W. Matz, General Director of Consulting company «Center of Competence».

Technology parks are the instruments of implementation of state programs for innovation modernization of Russian Federation economy and first of all high technology industries. The article presents estimation of Russian regions innovation potential. It contains assessment of innovation potential of all subjects of RF which are the members of program for high technology parks creation; and the results of this assessment revealed how technology parks influence the regional innovation milieu development.

Keywords: innovations, regions, technology parks, high technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.