Научная статья на тему 'Изучение и введение в научный оборот этнографических коллекций музеев Алтайского края в контексте развития музееведения и региональной этнографии конца XX - начала XXI в'

Изучение и введение в научный оборот этнографических коллекций музеев Алтайского края в контексте развития музееведения и региональной этнографии конца XX - начала XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / НАРОДЫ АЛТАЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ / КАТАЛОГИЗАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СОБРАНИЙ / ALTAI KRAI / ALTAI PEOPLES / ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS / CATALOGING OF MUSEUM ITEMS / FIELD STUDIES / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / TRENDS IN STUDYING ETHNOGRAPHIC COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибанова Наталья Святославна

Целью исследования является анализ процесса и результатов изучения этнографических коллекций музеев Алтайского края в конце XX начале XXI в. Научная новизна статьи определяется отсутствием работ, посвященных истории изучения этнографических коллекций музеев Алтайского края. Автором выделены основные направления в изучении этнографических коллекций музеев, выявлены условия, способствующие развитию в регионе музейной этнографии и этнографического музееведения, дана оценка результативности проведенных изысканий. Полученные результаты исследования свидетельствуют об актуальности дальнейшего изучения и каталогизации этнографических коллекций с целью их введения в научный оборот и эффективного использования в музейной, образовательной и экскурсионно-туристической деятельности.The paper analyzes the process and results of studying ethnographic collections of Altai Krai museums at the end of the XX the beginning of the XXI century. Scientific novelty of the research is determined by the lack of works on the history of studying Altai Krai museums’ ethnographic collections. The author identifies the basic trends in studying the museums’ ethnographic collections, reveals the conditions promoting development of museum ethnography and ethnographic museology in the region, evaluates efficiency of the conducted research. The findings justify the necessity to continue studying and cataloging ethnographic collections so as to introduce them into scientific circulation and to ensure their efficient use in museum, educational and excursion and tourist activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение и введение в научный оборот этнографических коллекций музеев Алтайского края в контексте развития музееведения и региональной этнографии конца XX - начала XXI в»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2020.5.12

Грибанова Наталья Святославна

Изучение и введение в научный оборот этнографических коллекций музеев Алтайского края в контексте развития музееведения и региональной этнографии конца XX - начала XXI в.

Целью исследования является анализ процесса и результатов изучения этнографических коллекций музеев Алтайского края в конце XX - начале XXI в. Научная новизна статьи определяется отсутствием работ, посвященных истории изучения этнографических коллекций музеев Алтайского края. Автором выделены основные направления в изучении этнографических коллекций музеев, выявлены условия, способствующие развитию в регионе музейной этнографии и этнографического музееведения, дана оценка результативности проведенных изысканий. Полученные результаты исследования свидетельствуют об актуальности дальнейшего изучения и каталогизации этнографических коллекций с целью их введения в научный оборот и эффективного использования в музейной, образовательной и экскурсионно-туристической деятельности. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2020/5/12.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 66-72. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Этнография, этнология и антропология

Ethnography, Ethnology and Anthropology

УДК 93/94; 069.8(571.15):39 Дата поступления рукописи: 01.04.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.12

Целью исследования является анализ процесса и результатов изучения этнографических коллекций музеев Алтайского края в конце XX - начале XXI в. Научная новизна статьи определяется отсутствием работ, посвященных истории изучения этнографических коллекций музеев Алтайского края. Автором выделены основные направления в изучении этнографических коллекций музеев, выявлены условия, способствующие развитию в регионе музейной этнографии и этнографического музееведения, дана оценка результативности проведенных изысканий. Полученные результаты исследования свидетельствуют об актуальности дальнейшего изучения и каталогизации этнографических коллекций с целью их введения в научный оборот и эффективного использования в музейной, образовательной и экскурсионно-туристической деятельности.

Ключевые слова и фразы: Алтайский край; народы Алтая; этнографические коллекции; каталогизация музейных предметов; полевые исследования; историко-культурное наследие; направления в изучении этнографических собраний.

Грибанова Наталья Святославна, к. ист. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул ns.gribanova@yandex.ru

Изучение и введение в научный оборот этнографических коллекций музеев Алтайского края в контексте развития музееведения и региональной этнографии

конца XX - начала XXI в.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края в рамках научного проекта № 19-49-220009 «Устная история и этнография в полевых исследованиях второй половины XX- начала XXI века как источник и метод изучения и сохранения историко-культурного наследия сельских территорий Алтайского края».

Рубеж XX-XXI вв. - период перемен в области отечественной этнографии и музееведения, вызванных новыми социально-экономическими и политическими условиями. Во многих городах Сибири в эти годы формируются научные центры этнографических и музееведческих исследований, создаются научные школы, активизируется деятельность по изучению культурного наследия народов, в том числе и хранящегося в музейных собраниях.

В Алтайском крае с 1990-х гг. широкий размах приобретают этнографические исследования: активизируются полевые изыскания и накопление этнографических источников, увеличивается число специалистов в области этнографии народов края и расширяется круг изучаемых ими проблем. Сегодня результаты этнографического изучения региона востребованы научной общественностью, специалистами в области образовательной, культурно-просветительской и туристско-экскурсионной деятельности, широким кругом интересующихся историей и культурой народов. Это обуславливает необходимость обобщения и анализа опубликованных работ, выявления лакун в изучении истории и культуры народов Алтайского края, определения направлений дальнейших исследований. Таким образом, актуальность разработки темы определяется задачами дальнейшего всестороннего этнографического изучения народов Алтайского края и включения результатов исследований в образовательную, культурно-просветительскую и туристско-экскурсионную практику.

Задачи исследования: охарактеризовать этнографическое собрание музеев Алтайского края; выявить условия, способствующие развитию в регионе музейной этнографии и этнографического музееведения в конце XX - начале XXI в.; выделить основные направления в изучении этнографических предметов и коллекций музеев Алтайского края; охарактеризовать результаты изучения и введения в научный оборот музейного этнографического собрания региона.

В работе анализируются опубликованные результаты изучения музейных этнографических собраний в форме тезисов, статей, каталогов, монографий, диссертаций в период 1984-2019 гг.

Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных результатов для определения актуальных направлений и форм изучения музеефицированного историко-культурного наследия этнических общностей Алтайского края, а также для создания открытого информационного ресурса с целью обеспечения доступа научному сообществу и широкой общественности к результатам изучения музейных этнографических собраний.

Согласно данным реестра музеев, сформированного Министерством культуры, в Алтайском крае насчитывается 91 учреждение, в том числе пять государственных музеев, четыре филиала государственных музеев, 66 муниципальных музеев и музейных отделов в составе других учреждений культуры, 12 ведомственных и четыре частных музея [36]. При этом очевидно, что реестр не охватывает все музеи и музейные учреждения края. Так, Т. Г. Гребенникова насчитывает более 140 музеев и музейных учреждений в Алтайском крае [7, с. 25], а количество музейных объединений в образовательных учреждениях различного уровня, не включенных в реестр, составляет по разным данным от 400 до 664 [16].

Музеи Алтайского края отличаются профильным многообразием. В составе музейной сети представлены исторические музеи (археологические, археолого-этнографические), художественные (галереи и комплексные художественные музеи), научно-технические и др. Но подавляющее большинство музеев в регионе являются краеведческими, то есть комплексными по профилю, демонстрирующими природное наследие, историю края, отдельных районов или населенных пунктов, традиционную культуру народов.

Музейная сеть Алтайского края формировалась на протяжении второй половины XX в., тогда же сложились этнографические коллекции большинства музеев региона. Исключением является только Алтайский государственный краеведческий музей (АГКМ), основанный в 1823 г. и имевший к началу Великой Отечественной войны собрание предметов по традиционной культуре народов Алтая.

По неуточненным данным, этнографическое собрание музеев Алтайского края насчитывает в настоящее время около 30 тыс. музейных предметов [31, с. 10]. Хранителем самого крупного этнографического собрания в крае является Алтайский государственный краеведческий музей. Его коллекция насчитывает более 2,5 тыс. (цифра требует уточнения) памятников материальной и духовной культуры алтайцев, телеутов, кумандин-цев, русских, украинцев, немцев, мордвы, татар и других народов юга Западной Сибири [33, с. 13].

Значимым этнографическим музейным собранием является коллекция народного искусства Алтая Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК). С начала первых экспедиционных изысканий Л. И. Снитко в 1968-1969 гг. до настоящего времени сотрудниками музея собрано более 700 единиц хранения произведений домовой, прялочной росписи и резьбы по дереву, народной одежды, традиционного текстиля, керамической посуды, бытовой утвари и предметов декоративно-прикладного искусства крестьянского населения края [25].

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) этнографическая коллекция не формируется целенаправленно, однако предметы этнографии имеются (более 250 ед.) и входят в состав тематического собрания «Из истории общественной культуры и семейного уклада населения Сибири и Алтая». Одним из интереснейших является собрание образцов материальной культуры русских старожилов и переселенцев, телеутов, теленгитов, шорцев, кумандинцев Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки.

Среди многочисленных вузовских музеев Алтайского края этнографические коллекции имеют Историко-краеведческий музей Алтайского государственного педагогического университета (ИКМ АлтГПУ) и Музей археологии и этнографии Алтая при Алтайском государственном университете (МАЭ). При этом коллекция Историко-краеведческого музея АлтГПУ, формируемая со второй половины 1970-х гг., является одной из крупнейших в Алтайском крае (более 900 ед.) и отражает трудовые традиции, культуру и быт русских, немцев, мордвы, чувашей, украинцев, телеутов и других народов региона [12, а 186].

Активное развитие музейной сети в сельских населенных пунктах Алтайского края происходило во второй половине XX в. за счет создания музеев на общественных началах, а также школьных музеев и музейных комнат. Вновь образовывавшиеся сельские музеи без труда в короткие сроки формировали коллекции не только в 1950-1970-е годы, но и в последующие десятилетия благодаря большой сосредоточенности на территориях населенных пунктов предметов музейного значения, а также возможности вести собирательскую деятельность, опираясь на широкие круги общественности [3, с. 19]. При этом основу собраний многих муниципальных и школьных музеев сегодня составляют предметы традиционной бытовой культуры, значительная часть которых обладает этномаркирующими свойствами. Этнографические собрания сельских (муниципальных и школьных) музеев являются нередко весьма внушительными (например, Мамонтовский районный краеведческий музей - более 400 ед.) и представляют большой интерес в силу отражения этнокультурной специфики отдельных поселений или районов.

Начало активного изучения этнографических коллекций музеев Алтайского края приходится на 1990-е гг. Последнее десятилетие XX в. в целом можно считать знаменательным в плане развития этнографических, краеведческих и музееведческих исследований в Алтайском крае. Происходившие на рубеже 1980-1990-х гг. изменения в стране сопровождались возрастанием роли и статуса регионов, бурным развитием краеведческого движения, введением новых дисциплин в учебные планы вузов, открытием аспирантур, увеличением количества часов на дисциплины национально-регионального компонента в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, активизацией полевых этнографических исследований сотрудниками учреждений образования и культуры и т.д. Изменения касались и исторических исследований: вводились в научный оборот ранее закрытые по цензурным соображениям источники, формировались новые исследовательские подходы и направления (социальная история, история повседневности, микроистория и пр.) [15, с. 4].

Впервые в Алтайском крае стали формироваться собственные региональные научные и научно-просветительские этнографические центры. В декабре 1990 г. в Барнаульском государственном педагогическом институте (БГПИ) была создана лаборатория исторического краеведения (УНИЛ «Историческое краеведение»; зав. - д. ист. н., проф. М. А. Демин), которая должна была «выполнять роль опорного пункта и научно-исследовательского центра для развертывания историко-краеведческой работы в институте и школах Алтайского края, а также стать экспериментальным центром по поиску и разработке новых форм и методов обучения и воспитания студентов и школьников» [Там же]. В составе лаборатории под руководством Т. К. Щегловой был сформирован сектор устной истории и этнографии (в настоящее время - Центр УИиЭ АлтГПУ), ставший инициатором активизации этнографического изучения региона, центром объединения региональных научно-исследовательских сил, занимающихся изучением истории и культуры народов Алтайского края (вузов, музеев, культурно-просветительных и образовательных учреждений Алтайского края), а также российских этнографов, занимающихся этнографией населения Алтайского края и сопредельных территорий [41, с. 180-181].

В начале 1990-х годов в Барнауле был образован Центр фольклора и народных ремесел, реорганизованный в 1994 г. в отдел реконструкции и реставрации традиционной русской культуры ГХМАК (с 2012 г. -сектор научно-исследовательского отдела), сотрудники которого активно включились в изучение историко-культурного наследия народов Алтайского края [42, с. 208].

В ряде учебных заведений высшего и среднего профессионального образования были открыты краеведческая, музееведческая/музеологическая, фольклорно-этнографическая специализации, действовали и создавались новые фольклорные коллективы, ориентированные на работу с региональным материалом - духовным и материальным наследием старожилов и переселенцев Алтая, например, театр народной музыки «Песнохор-ки» (Барнаульское музыкальное училище, 1979 г., создатель и руководитель О. А. Абрамова), фольклорный ансамбль «Стрела» (Алтайский краевой колледж культуры и искусств, 1998 г., организатор и руководитель М. Н. Сигарева), фольклорный ансамбль «Узорье» (Алтайский государственный институт культуры, 1997 г., организатор и художественный руководитель О. С. Щербакова). Основой репертуара коллективов являются этнографические записи, собранные руководителями и участниками в многочисленных экспедиционных поездках по краю, костюмы и реквизит создается в точном соответствии с оригиналами.

Таким образом, объединение специалистов различных профилей (историков, этнографов, музееведов, фольклористов) в коллективы, институциональное оформление структур, занимающихся научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительской деятельностью в сфере этнографии, способствовали развитию в регионе в конце XX - начале XXI в. и музейной этнографии, и этнографического музееведения.

Анализ проведенных исследований и опубликованных работ позволяет выделить в изучении этнографических коллекций музеев Алтайского края этого периода следующие направления: использование этнографических источников из музейных собраний в научных исследованиях, изучение истории формирования и состава этнографических коллекций, каталогизация этнографических предметов и коллекций музеев Алтайского края.

Наибольшее развитие в рассматриваемый период получило первое направление - использование этнографических коллекций в научных исследованиях.

Экспедиционные исследования региональными учреждениями образования и культуры проводились на территории Алтайского края с 1950-х гг. в рамках вузовского, школьного, общественного краеведения и собирательской деятельности музеев. С начала 1990-х гг. в полевых историко-краеведческих и этнографических исследованиях используются новые формы работы и методы сбора полевого материала [41, с. 177, 179]. Экспедиции АГКМ и ГХМАК становятся плановыми и регулярными, помимо сбора вещественных источников с целью комплектования коллекций в их задачи включается и разностороннее изучение традиционной культуры народов края. В БГПИ с 1992 г. экспедиции, организуемые кафедрой отечественной истории под руководством Т. К. Щегловой, стали проводиться в рамках полевой практики студентов исторического факультета, расширился круг их участников: помимо студентов в них регулярно стали выезжать сотрудники сектора устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения. В основную научно-практическую программу экспедиции «Города и села Алтайского края: историко-культурное наследие» были включены этнографические подпрограммы по изучению сначала русского, а потом и других народов Алтайского края, а сами экспедиции стали называться историко-этнографическими. С середины 1990-х гг. к полевым исследованиям народов Алтайского края подключаются фольклорные коллективы «Узорье», «Стрела», с 2000-х гг. в экспедиции выезжают студенты Алтайского государственного университета [24, с. 215] и Алтайского государственного института культуры.

Одной из форм работы участников экспедиций стало изучение этнографических собраний сельских (муниципальных, общественных, школьных) музеев в районах проведения исследований с дальнейшим их использованием при подготовке публикаций на основе полевых материалов. Особенно активно в этом направлении много лет работали сотрудники отдела реконструкции и реставрации традиционной русской культуры ГХМАК. С 1994 г. ими проведена 31 фольклорно-этнографическая экспедиция в районы Алтайского края и Республики Алтай [42, с. 208], опубликованы десятки статей о различных аспектах материальной и духовной культуры старожилов и переселенцев Алтая, в том числе подготовленных с использованием материалов сельских музеев и фондового собрания ГХМАК.

Участники историко-этнографических экспедиций АлтГПУ в рамках подпрограммы Центра устной истории и этнографии «Музеи Алтайского края», реализуемой под руководством автора настоящей статьи, с 2001 г. изучают историю создания, деятельность и коллекции сельских музеев. Полученные материалы формируются в соответствующий фонд архива Центра УИиЭ АлтГПУ и используются студентами и магистрантами при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, тезисов и научных статей.

Своего рода стимулом к проведению научных и музейных исследований и публикации их результатов послужила активная научная жизнь в крае: проведение многочисленных научно-практических и научных конференций с публикацией материалов, издание серий научных и научно-популярных сборников по истории и культуре Алтая. Важнейшую роль в этом сыграли инициативы и деятельность руководителя Центра УИиЭ АлтГПУ, д. ист. н., проф. Т. К. Щегловой. Так, в АлтГПУ с 1994 г. периодически проводится научная конференция «Этнография Алтая и сопредельных территорий» с изданием по итогам сборника материалов, с 2004 г. ежегодно проводится конференция и издается сборник материалов «Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае: археология, этнография, устная история и музееведение», с 1993 г. по 2002 г. издавались сборники очерков по истории и культуре сельских районов Алтайского края в серии «Города и села Алтайского края: историко-культурное наследие». Традиционными направлениями работы конференций является обсуждение проблем этнографического музееведения, результатов изучения этнографических коллекций музеев, каталогизации и музеефикации этнографических материалов.

Кроме того, площадками для обсуждения и введения в научный оборот материалов музейных собраний, в том числе и этнографических, являются проводимые в г. Барнауле периодические конференции «Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края» (с 1990 г.), Искусствоведческие Снитковские чтения (ГХМАК, с 2004 г.), Геблеровские чтения (АГКМ, с 2001 г.) и издаваемые музейные серии «Краеведческие записки» (АГКМ, 1956-1959 гг.; 1999-2005 гг.), «Труды Алтайского государственного краеведческого музея» (с 2004 г.).

Активизации региональных этнографических исследований в целом и изучению музейных коллекций в частности в 1990-е - начале 2000-х гг. способствовало и начало подготовки собственных научных кадров. С открытием аспирантур в Барнаульском государственном педагогическом университете (с 1993 г.) и Бийском государственном педагогическом университете (с 1998 г.) расширились возможности по подготовке будущих профессиональных этнографов. Обращение аспирантов к региональным проблемам этнографической науки сделало актуальным использование в качестве источниковой базы историко-культурного наследия изучаемых народов, сосредоточенного в музейных фондовых собраниях края.

Диссертации, защищенные в этот период аспирантами региональных вузов по специальности 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология», были подготовлены с использованием этнографических источников из музейных собраний Алтайского края (Л. А. Явнова, 2001 г., И. И. Назаров, 2004 г., М. А. Овчарова, 2009 г., Е. А. Коляскина, 2010 г.), а в диссертациях Н. С. Грибановой (2011 г.) и О. С. Мамонтовой (2015 г.) они составили основы источниковых баз. Так, Н. С. Грибановой в ходе подготовки диссертации изучены коллекции полотенец из 45 музеев Западной Сибири, в том числе двух государственных, 19 муниципальных, 15 музеев образовательных учреждений Алтайского края (более 1100 ед.) [11, с. 15]. О. С. Мамонтовой изучены фондовые собрания 40 районных музеев Алтайского края (более 700 ед.), АГКМ (более 160 ед.), ГХМАК (34 ед.), Историко-краеведческого музея АлтГПУ (43 ед.) [19, с. 12]. Изученные музейные коллекции введены в научный оборот в научных публикациях, собственно диссертационных работах, изданных монографиях, каталогах [10; 11; 14; 19; 20; 38].

Вторым направлением в изучении этнографических собраний Алтайского края является изучение истории формирования и состава этнографических коллекций музеев.

Развитие данного направления исследований является заслугой прежде всего музейных сотрудников. Возрастающий интерес со стороны научного сообщества к хранящемуся в музейных фондах наследию народов Алтая, востребованность со стороны общественности этнокультурных знаний требовали от музеев активизировать деятельность по изучению своих собраний с целью их эффективного использования в экспо-зиционно-выставочной и культурно-просветительской работе.

Начало подготовке и публикации материалов об этнографических собраниях музеев Алтайского края положили опубликованные в 1980-е гг. статьи Н. П. Гончарик, посвященные истории создания, вопросам изучения и экспонирования коллекции народного искусства Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств (совр. - ГХМАК) [6]. В последующие годы вышел ряд публикаций о собрании музея в целом и отдельных коллекциях (росписи, прялок и др.) того же автора и других сотрудников музея [2; 4; 5].

Изучение этнографической коллекции Алтайского государственного краеведческого музея было начато в 1990-е гг. заведующей отделом советской истории (1988-2000 гг.), а позднее заместителем директора по научной работе (2001-2016 гг.) И. В. Поповой, ведущей активную этнографическую собирательскую и научно-исследовательскую работу в музее. Ею подготовлен целый ряд публикаций об этнографическом собрании в целом и отдельных его коллекциях [28-32]. С 2001 г. к изучению этнографического собрания АГКМ подключилась выпускница Алтайского государственного института культуры, научный сотрудник музея (в наст. время - зам. директора по научной работе) О. С. Мамонтова. Ею опубликован целый ряд исследований коллекций АГКМ, в частности «Русские» (совместно с И. В. Поповой), «Украинцы» (совместно с Н. С. Грибановой), «Телеуты», гончарной посуды, лепной керамики, земледельческих орудий, тематического комплекса «Пимокатное производство» и др. [13; 20-23; 38].

Изучение вузовских музеев Алтайского края проводилось в начале 2000-х гг. в рамках подготовки нескольких диссертационных исследований, однако характеристике этнографических коллекций в них не было уделено внимания. На сегодняшний день общей характеристике этнографической коллекции Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ посвящена одна статья И. И. Назарова [24], истории формирования этнографического собрания Историко-краеведческого музея АлтГПУ - публикации Н. С. Грибановой [8; 12].

Изучение истории сельских музеев проводится силами профессиональных исследователей, исходя из собственных научных интересов [3; 9; 14; 39], студентами-участниками экспедиций образовательных

учреждений в рамках полевой практики или исследовательской работы с использованием методов устной истории [34; 35]. Основным источником в этом случае выступают материалы интервьюирования, проведенного с основателями музеев, действующими руководителями и сотрудниками. Эта работа нередко тесно связана с деятельностью в рамках следующего направления в изучении этнографических собраний - каталогизации этнографических коллекций музеев Алтайского края.

Каталогизация коллекций является важнейшим направлением работы отечественных музеев. В отдельных музеях Сибири работа по научной паспортизации в этнографических музеях была начата с конца 1960 - 1970-х гг., а планомерный характер и широкий охват каталогизация этнографических коллекций приняла с развитием этнографических исследований в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ), где под руководством д. ист. н., проф. Н. А. Томилова развернулось активное изучение этнографических коллекций музеев Новосибирска, Омска, Томска и Тюмени в процессе работы над изданием многотомной серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев» (22 тома) [40, с. 14-15]. В результате в ОмГУ сформировалось музееведческое направление, приведшее к созданию омского музееведческого научного центра, а учёными накоплен уникальный опыт научной паспортизации и научной каталогизации этнографических предметов.

В Алтайском крае каталогизация музейных этнографических собраний не стала масштабным проектом, однако подготовка каталогов отдельных коллекций муниципальных, вузовских и государственных музеев была начата в середине 1990-х гг. по инициативе руководителя сектора устной истории и этнографии ЛИК (совр. Центр УИиЭ АлтГПУ) Т. К. Щегловой. При этом создание каталогов музейных предметов как одно из направлений этнографического музееведения развивалось в тесной связи с этнографическими исследованиями и издательской деятельностью центра.

Значительная часть каталогов этнографических коллекций сельских музеев была подготовлена участниками экспедиций педагогического вуза (зав. музеем Н. С. Грибановой и студентами под ее руководством) и сотрудниками Отдела реконструкции и реставрации традиционной русской культуры ГХМАК для сборников по истории и культуры различных районов края (серия «Города и села Алтайского края: историко-культурное наследие») [14; 18; 26; 34]. Каталоги содержат научные описания наиболее интересных и ценных предметов коллекций, снабжены фотографиями и вступительными статьями, посвященными истории формирования коллекций и их характеристике.

Другим изданием, традиционно включающим краткие каталоги этнографических коллекций, являются сборники материалов международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий». В шести выпусках сборника (2001, 2003, 2005, 2008, 2011, 2015 гг.) опубликовано девять каталогов этнографических тематических коллекций школьных, вузовских, муниципальных и государственного музеев, подготовленных этнографами, сотрудниками музеев, школьниками [1; 9; 10; 13].

Во втором десятилетии XXI в. в деятельность по каталогизации этнографических коллекций музеев Алтайского края включился Алтайский государственный краеведческий музей. В 2011 г. по итогам реализации проекта «Истоки. Народный костюм» был издан одноименный альбом-каталог, в который вошли 55 образцов праздничной одежды народов Алтая из коллекций АГКМ и 18 музеев Алтайского края [17; 31, с. 12]. В 2012-2014 гг. в ходе реализации проекта «Каталогизация этнографических коллекций» ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие традиционной культуры Алтайского края» [31, с. 10] сотрудниками музея подготовлены и изданы каталоги предметов из собраний музеев Алтайского края «Русская керамика Алтая» [38], «Полотенца восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов)» [27], «Роспись по дереву» [37].

Нужно подчеркнуть, что деятельность по каталогизации предметов этнической культуры народов Алтая в 1990-2000-е гг. велась в русле развития этнографического музееведения в Западной Сибири не только специалистами в области этнографии и музейного дела, но и начинающими исследователями. Опыт омского музееведческого научного центра в деле научного описания и каталогизации этнографических предметов был использован при подготовке многих каталогов и разработке методики описания отдельных предметов. Опубликованные каталоги формируют общее представление о специфике историко-культурного наследия народов региона, вводят в научный оборот значимые источники, служат делу популяризации этнографических знаний.

Выводы. Алтайский край обладает богатейшим этнографическим собранием, отражающим историю и культуру народов региона, сосредоточенным не только в крупных региональных музеях, но и в многочисленных краеведческих музеях городских и сельских поселений (муниципальных, вузовских, школьных). Комплектование этнографических коллекций в музеях Алтайского края происходило преимущественно во второй половине XX в. одновременно с формированием музейной сети региона, а их изучение началось с 1990-х гг. и было обусловлено активизацией региональных этнографических исследований и общими тенденциями развития музееведения в Сибири. Выделяется три направления в изучении этнографического собрания Алтайского края: использование этнографических источников из музейных собраний в научных исследованиях, изучение истории формирования и состава этнографических коллекций, каталогизация этнографических предметов и коллекций. Ведущая роль в инициировании и организации исследований, публикации результатов изучения музейных этнографических собраний принадлежит Центру устной истории и этнографии АлтГПУ и лично его руководителю д. ист. н., проф. Т. К. Щегловой.

К настоящему времени силами сотрудников музеев, специалистов научных и научно-просветительских центров, аспирантов, студентов проделана серьезная работа в деле изучения и введения в научный оборот этнографических предметов и коллекций из собраний музеев Алтайского края. Опубликованные каталоги позволяют использовать историко-культурное наследие народов региона в образовательной и научно-исследовательской

деятельности, статьи дают возможность сформировать представление о составе и истории формирования отдельных этнографических коллекций.

Однако задачи изучения этнографических собраний Алтайского края нельзя считать решенными. Дальнейшее развитие всех трех направлений изучения этнографических коллекций музеев является важным как для этнографической науки, так и для их эффективного использования в экспозиционно-выставочной работе и культурно-образовательном процессе музеев, в образовательной и туристско-экскурсионной деятельности других организаций. При этом формирование в настоящее время единого общероссийского информационного ресурса основных сведений о музейных предметах и музейных коллекциях - Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации - не снимает задачи каталогизации этнографических коллекций, поскольку только системный подход к изучению собрания, привлечение всего комплекса имеющихся источников о предметах, включая учетную и полевую документацию, материалы интервьюирования дарителей и собирателей, позволяет всесторонне рассмотреть изучаемые памятники и определить их роль и место в культуре этнических общностей, а следовательно, обеспечить эффективное введение в научный оборот и использование в практической деятельности.

Список источников

1. Абрамова А. А., Вистингаузен В. К. Текстильные изделия с вышивкой из собрания Тальменского краеведческого музея // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. Вып. 5. С. 242-245.

2. Богочанова А. В. История формирования этнографической коллекции Государственного художественного музея Алтайского края // Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. мат-лов XII Всероссийской науч.-практ. конф. Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. C. 193-198.

3. Богочанова А. В. Формирование этнографических коллекций в сельских краеведческих музеях Алтайского края // Труды Алтайского государственного краеведческого музея / отв. ред. В. А. Скубневский. Барнаул, 2008. Т. 3. C. 19-22.

4. Боровцова Т. А. Коллекция традиционного костюма Курской губернии в собрании ГХМАК // Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. мат-лов XII Всероссийской науч.-практ. конф. Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. С. 198-203.

5. Гончарик Н. П. Народные росписи Алтая в Государственном художественном музее Алтайского края // Народное искусство Южного Урала: сб. мат-лов Науч.-практ. конф. / сост. Н. М. Шабалина. Челябинск, 1998. С. 80-87.

6. Гончарик Н. П. Произведения народного искусства в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств (из истории создания коллекции, некоторые вопросы изучения, пропаганда народного искусства в музее) // Произведения мастеров народных художественных промыслов в музеях Советского Союза: Всесоюзная конференция-семинар. Вильнюс, 1984. С. 141-157.

7. Гребенникова Т. Г. Музейный мир Алтайского края // Культурное наследие Сибири. 2018. № 1 (25). С. 18-28.

8. Грибанова Н. С. Деятельность историко-краеведческого музея АлтГПА (БГПУ) в 1992-2010 гг. // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае, 2010 г.: археология, этнография, устная история: мат-лы VII Регион. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 25-26 ноября 2010 г.). Барнаул: АлтГПА, 2011. Вып. 7. С. 38-43.

9. Грибанова Н. С. Культура населения Мамонтовского района в коллекциях районного историко-краеведческого музея: каталог // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч. конф. Барнаул: БГПУ, 2008. Вып. 7. С. 155-171.

10. Грибанова Н. С. Полотенца русских крестьянок в собрании историко-краеведческого музея БГПУ // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. Вып. 4. С. 233-244.

11. Грибанова Н. С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX - начале XXI в.: монография. Барнаул: АлтГПА, 2013. 255 с.

12. Грибанова Н. С. Экспедиции как форма комплектования этнографической коллекции историко-краеведческого музея АлтГПУ // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае, 2018 год: археология, этнография, устная история и музееведение: мат-лы XIV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 22-23 мая 2019 г.). Барнаул: АлтГПУ, 2019. С. 186-195.

13. Грибанова Н. С., Мамонтова О. С. Этнографическая коллекция «Украинцы» Алтайского государственного краеведческого музея // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч. конф. Барнаул: АлтГПУ, 2015. Вып. 9. С. 256-271.

14. Грибанова Н. С., Паньшина Н. Г. История создания историко-краеведческого музея в селе Новиково Бийского района // Бийский район. История и современность: сборник: в 2-х т. / отв. ред. Т. К. Щеглова. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. Т. 1. С. 302-315.

15. Демин М. А. Лаборатория исторического краеведения в научно-образовательном сообществе Алтайского края // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае, 2010 г.: археология, этнография, устная история: мат-лы VII Регион. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 25-26 ноября 2010 г.). Барнаул: АлтГПА, 2011. Вып. 10. С. 4-11.

16. Деятельность школьных музеев Алтайского края в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://doocaltai.ru/ turizm/muzei/iz_opita.html (дата обращения: 18.03.2020).

17. Истоки. Народный костюм. Из музейных коллекций Алтайского края: альбом-каталог / авт. ст. и сост. И. В. Попова. Барнаул: АГКМ, 2011. 99 с.

18. Клокова Л. И. и др. Традиционная культура старожилов Алтая и переселенцев. Аннотированный каталог Залесов-ского краеведческого музея // Залесовское Причумышье: очерки истории и культуры / отв. ред. Т. К. Щеглова. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. С. 272-296.

19. Мамонтова О. С. Гончарство русского населения Алтая в конце XIX - первой половине XX в.: автореф. дисс. ... к. ист. н. Томск, 2015. 25 с.

20. Мамонтова О. С. Коллекция гончарной посуды в собрании АГКМ // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: БГПУ, 2008. Вып. 7. С. 415-419.

21. Мамонтова О. С. Костюм русских Алтая в собрании Алтайского государственного краеведческого музея: традиционное, локальное, модернизированное // Народный костюм в Сибири / отв. ред. Е. Ф. Фурсова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. С. 46-50.

22. Мамонтова О. С. Предметы культуры и быта телеутов в собрании АГКМ // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: мат-лы Науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2014. Вып. 20. С. 204-208.

23. Мамонтова О. С., Попова И. В. Этнографическая коллекция «Русские» в собрании АГКМ // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: мат-лы Науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. Вып. XIII. С. 152-158.

24. Назаров И. И. Этнографические коллекции Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. Вып. 6. С. 214-215.

25. Народное искусство Алтая [Электронный ресурс]. URL: http://ghmak.ru/index.php/coUections/folk-art (дата обращения: 18.03.2020).

26. Памятники русской традиционной культуры в музеях Солонешенского района: каталог // Солонешенский район: очерки истории и культуры: сб. науч.-практ. мат-лов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. С. 311-353.

27. Полотенца восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов). Из собраний музеев Алтайского края: каталог / сост. Н. С. Грибанова, И. В. Попова. Барнаул: АГКМ, 2013. 44 с.

28. Попова И. В. Историко-этнографическая коллекция российских немцев в собрании Алтайского государственного краеведческого музея // Память. Ответственность. Будущее: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2011. С. 225-231.

29. Попова И. В. Коллекция крестьянской одежды в фондах музея // Алтайский сборник. Барнаул, 1993. Вып. 17. С. 122-129.

30. Попова И. В. Народная одежда мордвы (из собрания Алтайского государственного краеведческого музея) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: мат-лы Междунар. науч. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. С. 206-209.

31. Попова И. В. О результатах научно-исследовательской деятельности Алтайского государственного краеведческого музея. 2009-2013 гг. // Труды Алтайского государственного краеведческого музея. Барнаул: Алтайский дом печати, 2013. Т. IV. С. 7-15.

32. Попова И. В. Этнографическая коллекция: формирование, презентация // Краеведческие записки. Барнаул, 2009. Вып. 8. С. 187-200.

33. Попова И. В., Мамонтова О. С. К истории формирования этнографической коллекции Алтайского государственного краеведческого музея // Труды Алтайского государственного краеведческого музея. Барнаул: А. Р. Т., 2008. Т. III. C. 5-13.

34. Проскурина Н. С. Традиционная вышивка (в коллекции Тальменского краеведческого музея) // Нижнее Причумы-шье: очерки истории и культуры: мат-лы Краев. науч.-практ. конф. / гл. ред. Т. К. Щеглова. Тальменка - Барнаул, 1997. С. 193-208.

35. Прохорова Е. А. Роль музеев Романовского района в сохранении культурного наследия // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае 2010 г.: археология, этнография, устная история: мат-лы VII Регион. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 25-26 ноября 2010 г.). Барнаул: АлтГПА, 2011. Вып. 7. С. 260-265.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Реестр музеев Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture22.ru/institutions/museums/ museum/55135/ (дата обращения: 18.03.2020).

37. Роспись по дереву: из собраний музеев Алтайского края: каталог / сост. И. В. Попова. Барнаул: АГКМ, 2014. 44 с.

38. Русская керамика Алтая: из собраний музеев Алтайского края: каталог / сост. О. С. Мамонтова. Барнаул: АГКМ, 2012. 46 с.

39. Рыгалова М. В. История первых населённых пунктов Волчихинского района (XVIII - начало XX в.): монография. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2019. 143 с.

40. Томилов Н. А. Омские научные школы в изучении народной культуры // Народная культура Сибири: материалы XXIII Науч.-практ. семинара (г. Омск, 28-29 октября 2014 г.). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. С. 11-16.

41. Щеглова Т. К. Этнографические исследования в Алтайском крае // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае, 2007 г.: археология, этнография, устная история: мат-лы IV Регион. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 6-8 декабря 2007 г.). Барнаул: АлтГПА, 2009. Вып. 4. С. 171-185.

42. Щетинина Я. С. Изучение, популяризация традиционной народной культуры Алтая в свете сохранения нематериального культурного наследия России. Из опыта работы сектора «Традиционная русская культура» ГХМАК // Пятые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. мат-лов XIII Науч.-практ. конф. Барнаул: Алтайский дом печати, 2014. С. 208-211.

Study and Introduction into Scientific Circulation of Ethnographic Collections of Altai Krai Museums in the Context of Development of Museology and Regional Ethnography at the Turn of the XX-XXI Centuries

Gribanova Natal'ya Svyatoslavna, Ph. D. in History Altai State Pedagogical University, Barnaul ns.gribanova@yandex. ru

The paper analyzes the process and results of studying ethnographic collections of Altai Krai museums at the end of the XX -the beginning of the XXI century. Scientific novelty of the research is determined by the lack of works on the history of studying Altai Krai museums' ethnographic collections. The author identifies the basic trends in studying the museums' ethnographic collections, reveals the conditions promoting development of museum ethnography and ethnographic museology in the region, evaluates efficiency of the conducted research. The findings justify the necessity to continue studying and cataloging ethnographic collections so as to introduce them into scientific circulation and to ensure their efficient use in museum, educational and excursion and tourist activities.

Key words and phrases: Altai Krai; Altai peoples; ethnographic collections; cataloging of museum items; field studies; historical and cultural heritage; trends in studying ethnographic collections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.