Научная статья на тему 'Изучение франчайзинга в России, рассмотрение его как реализация малого и среднего бизнеса'

Изучение франчайзинга в России, рассмотрение его как реализация малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарипова А. И.

Сотрудничество крупного и малого бизнеса находится в постоянном развитии, появляются все новые формы взаимодействия. Одной из наиболее взаимовыгодных форм сотрудничества является франчайзинг, в рамках которого крупная фирма предоставляет небольшой компании право участвовать на рынке под торговой маркой и с использованием технологий и лицензий крупной фирмы. Данная форма, успешно функционирующая в США, не имеет правовой регламентации в России, что существенно замедляет развитие малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение франчайзинга в России, рассмотрение его как реализация малого и среднего бизнеса»

4. «Дзержинск нуждается в ребрендинге, и один из возможных вариантов нового позиционирования города - это «Дзержинск -город инноваций»» [Электронный ресурс]: Официальный сайт Администрации города/ пресс-служба. - Режим доступа:

http://www.adm.dzr.nnov.ru/?id=9510.

Зарипова А. И.

Студентка IV курса, факультета истории и юриспруденции, Елабужского института, Казанского Федерального университета.

ИЗУЧЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ, РАССМОТРЕНИЕ ЕГО КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Ключевые слова: франчайзинг, коммерческая концессия.

Key words: franchising, commercial concession.

Франчайзинг в системе российского гражданского права.

Сотрудничество крупного и малого бизнеса находится в постоянном развитии, появляются все новые формы взаимодействия. Одной из наиболее взаимовыгодных форм сотрудничества является франчайзинг, в рамках которого крупная фирма предоставляет небольшой компании право участвовать на рынке под торговой маркой и с использованием технологий и лицензий крупной фирмы. Данная форма, успешно функционирующая в США, не имеет правовой регламентации в России, что существенно замедляет развитие малого бизнеса.

Франчайзинг зародился в США во второй половине ХХ века и получил широкое распространение более чем в 100 странах мира. По схеме франчайзинга начинали работать и работают до сих пор такие компании, как «Макдоналдс», «БаскинРобинс», «Кока-кола», «Дженерал Моторс» и другие американские гиганты. Успех данной формы подтверждает статистика Ассоциации малых предпринимателей США, согласно которой:

- 85% открытых малых предприятий ликвидируются в течение года после открытия;

- из малых предприятий, работающих по системе франчайзинга, прекращает свое существование только 16%.

Однако, несмотря на все очевидные плюсы, в системе франчайзинга имеются и подводные камни. Следует сказать, что для получения прав от франчайзера необходим первоначальный капитал, а расторжение договора о франчайзинге ведет к серьезной неустойке. При этом франчайзеробязан соблюдать огромное количество условий, начиная от требований к персоналу и заканчивая требованиями к партнерам и поставщикам.

В данном вопросе возникает очень много проблем правового характера. Так, в российском законодательстве отсутствует термин «франчайзинг». Наиболее близкий к нему по смыслу термин - «коммерческая концессия», регламентация которой дана в главе 54 ГК РФ. Пункт 1 ст. 1027 ГК РФ гласит, что под коммерческой концессией понимается договор, при котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включа-ющий:

- право на товарный знак, знак обслуживания;

- права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства.

Согласно ст. 432 ГК РФ одним из условий договора является достигнутое между сторонами соглашение по всем существенным условиям. По договору же коммерческой концессии такими условиями являются:

1) вознаграждение;

2) передача прав на товарный знак и знак обслуживания;

3) [Передача иных исключительных прав.

Таким образом, если не соблюдать одно из данных условий, то данный договор не будет считаться договором коммерческой концессии. Согласно российскому законодательству правообладатель по договору коммерческой концессии (то есть франчайзер) обязан:

1) предоставить пользователю (франчайзи) комплекс исключительных прав, техническую и коммерческую документацию;

2) проинструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

3) выдать франчайзи лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;

4) зарегистрировать договор;

5) оказывать франчайзи постоянное техническое и консультационное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

6) контролировать качество товаров, работ или услуг, осуществляемых франчайзи.

В свою очередь франчайзиобязан:

1) уплатить вознаграждение франчайзеру;

2) использовать исключительные права, полученные от франчайзера;

3) обеспечить качество продукции;

4) соблюдать указания франчайзера по использованию комплекса исключительных прав;

5) информировать покупателей о том, что средства индивидуализации используются в соответствии с договором;

6) предоставить оговоренное количество субконцессий;

7) не конкурировать с франчайзером на территории, на которую распространяется действие договора.[1]

Характерной чертой коммерческой концессии является возможность субконцессии, то есть передача франчайзи исключительных прав или части этих прав, по согласованию с франчайзером. Данная норма выгодна как франчайзеру, который приобретает новых франчайзи, так и франчайзеру, получающему вознаграждение от субконцессии. Однако ГК РФ предусматривает недействительность договора коммерческой субконцессии в случае недействительности договора концессии, однако никак не защищает права добросовестных субфранчайзи.

Другая важная черта коммерческой концессии - продолжение действия договора в случае изменения франчайзером коммерческого обозначения, фирменного наименования и других элементов исключительных прав. Однако в таком случае франчайзи может потребовать расторжения договора и уменьшить вознаграждение, причитающееся франчайзеру.

Стремительный рост франчайзинга, который наблюдается практически во всем мире, похоже, будет продолжаться. Однако весьма мало вероятно, чтобы франчайзинговые системы завтрашнего дня были полностью идентичными тем, что существуют сегодня. При стремительно изменяющейся экономике и в то время, когда идея создания единого мирового рынка практически стала реальностью, некоторые внутренние аспекты природы франчайзинга как такового находятся на грани изменения. [2]

Одним из ключевых факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сектором сферы услуг. Франчайзинг особенно хорошо подходит для бизнеса в сфере общественного питания, поэтому большую популярность, в наше время, приобретает деловой франчайзинг. Он предполагает приспособляемость к условиям рынка. Передача полной концепции бизнеса облегчает вхождение франчайзинга в предпринимательскую деятельность, по той причине, что данный вид франчайзинга регламентирует практически все аспекты деятельности данного предприятия. Также при использовании, делового франчайзинга, франчайзер предлагает различные льготы франчайзи, что в итоге не может оказать положительное влияние как на деятельность отдельногофранчайзи, так и на функционирование всей системы в целом.[3]

38

Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого,

отсутствует необходимая законодательная база. Например, а США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге. [4]

На ряду с этим, для франчайзи все складывается не так уж и гладко. Как показывают исследования, примерно половина из регистрируемых в России предприятий малого бизнеса так и не смогли развернуть свою деятельность из- за недостатка стартового капитала. Очевидно, что франчайзи придется столкнуться с теми же проблемами, что и остальным мелким предпринимателям. Отсутствие собственных средств, сдерживало и будет сдерживать успешное развитие франшизных предприятий, но есть основания полагать, что благодаря специфическим особенностям франчайзинга рынок альтернативного финансирования в настоящий момент для них более благоприятен. К сожалению, на поддержку со стороны франчайзеров отечественным предпринимателям пока рассчитывать не приходится. Такая позиция основана на нестабильности российского инвестиционного рынка и зарубежныефранчайзеры опасаются рисковать, не имея надежных гарантий.

Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно

развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.[5]

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М.

Инфра-М - Норма.

2. Довгань В.В. «Франчайзинг: путь к расширению бизнеса.» -Тольятти. Дока-пресс. 1994.

3. «Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей.» Под ред.

Силинга С.А. -С-П. 1997.

4. журнал ВИТРИНА. РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС. Тимофеев А. «Ресторанный рынок: вперед в прошлое?» №10/11, 10/11.98 (2й год).

5. газета Экономика и жизнь. Рогов В. «Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества.» №11, март 1998.

Сайфуллова Р.Р.

студентка 4 курса, факультет истории и юриспруденции филиала КФУ в г. Елабуга

Султанов А.А.

Научный руководитель: ст. препод-ль кафедры права и экономики МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

Цель работы заключается в раскрытии понятия международный терроризм и определении новых методов решения данной проблемы.

Ключевые слова: международный терроризм, глобальная проблема, террология

Key words: international terrorism, global problem, terrology

Угроза терроризма определяется как глобальная проблема всего мира, поскольку терроризм в современном варианте угрожает целым народам, государствам, в связи с чем первостепенной задачей правительств государств и всего мирового сообщества является активное противостояние данному устрашающему явлению.

Понятие терроризм - не современное. Впервые данный термин вошел в употребление в конце XVIII века для обозначения репрессивной политики якобинцев в период Великой Французской революции. В России данный термин стал употребляться, когда стали оформляться общественно-политические кружки, среди которых выделялись террористические организации - они организовывали покушения на императоров (Александр II был убит народовольцами 1 марта 1881 года) и городских начальников, то есть здесь мы можем говорить о получившем распространение во второй половине XIX века индивидуальном терроре.

В современном же российском обществе террор носит «демократический» характер, поскольку террористические атаки направлены, в основном, на мирное население, которое неспособно противостоять натиску со стороны подготовленных террористов, в том числе террористов-смертников.

После распада Советского Союза, в период становления Российской Федерации как самостоятельного государства, участились террористические атаки на простое население. Мы можем привести множество примеров: взрывы жилых домов в Москве, захват заложников во время постановки мюзикла «Норд-Ост» на Дубровке в Москве в октябре 2002 года, захват заложников в средней школе в Беслане 1-3 сентября 2004 года, взрыв в станции метро в Москве, теракт в Домодедово в 2011 году и т.д.

Терроризм в юридическом словаре определяется как «уголовно наказуемое преступление, которое заключается в совершении действий (террористических актов), создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных тяжких последствий, расцениваемых как общественно-опасные. Кроме того, терроризмом считаются угрозы совершения подобных действий. Примерами террористических актов являются взрыв, поджог, захват заложников, захват и угон воздушного или морского судна и т.д.» [4; 250]. Данное определение полно и адекватно раскрывает данное понятие.

В наши дни необходима эффективная борьба с этим антидемократическим, антиправовым явлением. Для этого, в свою очередь, необходима сильная законодательная база, которая, несомненно, должна совпадать с международным правотворчеством в этом отношения, поскольку необходимы тесные коллективные усилия всего мирового сообщества при борьбе с этим паразитирующим явлением, называемым международным терроризмом. Важно отметить наверняка, что не существует терроризма локального (российского или американского). Существует только международный терроризм, так как любой теракт в любой стране несет в себе угрозу для населения любой другой страны.

Приведем некоторые законодательные акты международного характера о борьбе с терроризмом в целом: Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом от 15 июня 2001 года, Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г., резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г., 1624 от 14 сентября 2005 г. [3; 549].

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.