Научная статья на тему 'Франчайзинг как форма организации бизнеса'

Франчайзинг как форма организации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3068
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андроненкова А. В.

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как форма организации бизнеса»

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

© Андроненкова А.В.*

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева,

г. Кемерово

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Франчайзинг - это смешанная форма крупного и малого предпринимательства, при которой крупные корпорации (франчайзеры) заключают договор с малыми фирмами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера.

Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.

Для нашей страны франчайзинг - относительно новое явление, в то время как в других странах он практикуется как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах. Однако уже сегодня в России зарегистрировано достаточно много франчайзинговых предприятий в различных сферах экономики.

Во франчайзинге участвуют две группы предпринимателей.

Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке.

Франчайзер в системе всегда один.

Франчайзи - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера.

Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

Франчайзи не работник франчайзера, а владелец собственного бизнеса, как правило, малая фирма или индивидуальный предприниматель. Он поку-

* Студент III курса специальности «Государственное и муниципальное управление». Научный руководитель: Середкина И.М., старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

пает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзером, также получает комплект методических материалов в виде четких инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела. Франчайзер проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые короткие сроки начать свой новый бизнес.

Отношения между франчайзером и франчайзи регулируются договором франчайзинга. Договор определяет формальные отношения между франчайзером и франчайзи и должен очень подробно и конкретно формулирует обязанности каждой из сторон, в том числе методическому обеспечению, обучению ведению бизнеса, соблюдению стандартов производства. В контракте указываются также три вида финансовых выплат, которые франчайзи выплачивает франчайзеру: первоначальный взнос, который главным образом покрывает издержки франчайзера по организации предприятия фран-чайзи, постоянная плата «за административные услуги» и «налог», направляемый на маркетинг и рекламу.

Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:

- продукт (изделие, имеющее материальную форму);

- услуга;

- производственный процесс;

- бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);

- комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

Преимуществами франчайзинга можно назвать:

1. франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Такая поддержка помогает вам избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзинг вне конкуренции, поскольку это уже успешный бизнес, многократно доказавший на практике свою жизнеспособность;

2. франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Фран-чайзинговая система дает информацию, которая помогает франчай-зи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедиться в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому что он имеет опыт своего франчайзера;

3. франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса;

4. франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия фран-чайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по ежедневному ведению бизнеса и маркетинга;

88

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

5. франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. При выполнении франчайзингового договора франчайзи получает полномочия от франчайзера на использование товарного знака франчайзера;

6. франчайзи устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Границы этой территории определены в договоре;

7. при франчайзинге получение кредитных средств намного легче, т.к. франчайзинг считается самым надежным видом бизнеса в мире;

8. для франчайзера выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции / услуг.

При более глубоком взгляде на франчайзинг становится понятно, что это «готовая к употреблению» бизнес-модель. Вы можете брать такую модель и развивать ее на вашей территории. Вы покупаете не продукт, как таковой, допустим, гамбургеры, а бизнес, который создает эти гамбургеры.

Франчайзинг в России применяется, несмотря на целый ряд трудностей и неудач:

1. экономические проблемы - отсутствие стабильности в российской экономике и постоянный передел рынков и собственности; отсутствие у большого числа предпринимателей стартового капитала, необходимого для включения во франчайзинговые схемы; сложность получения кредита и несоответствие доходности франчайзи, регулярных платежей и ставки банковского кредита; отсутствие системы экономического стимулирования франчайзинга;

2. организационно-правовые проблемы - отсутствие необходимой законодательной базы; проблема налогообложения; защита интеллектуальной собственности; антимонопольное регулирование; правовые аспекты рекламы;

3. социально-психологические проблемы - отсутствие собственного опыта и боязнь провала; слабая подготовка предпринимателей в области современных экономических инструментов; боязнь потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя.

Отечественное законодательство практически не оперирует понятием франчайзинг. Коммерческая концессия, которой посвящена глава 54 Гражданского кодекса РФ, далеко не эквивалентна понятию франчайзинга. Коммерческая концессия значительно уже понятия франчайзинг.

Также к документам, которые регулируют отношения между субъектами франчайзинга, относятся:

- устав Российской Ассоциации Франчайзинга;

- приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. №64 «О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобрете-

ние, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания...»;

- приказ Минфина от 12 августа 2005 г. №105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)»;

- этический кодекс Российской Ассоциации Франчайзинга.

В настоящий момент, основными направлениями использования франчайзинга в России являются:

- система общественного питания, (в первую очередь - рестораны быстрого питания);

- оказание услуг, как правило, в сфере бытового обслуживания;

- торговля продовольственными и промышленными товарами.

В России франчайзинг также перспективен в таких видах бизнеса, как:

1. производство и реализация технически сложной продукции, предназначенной для использования населением;

2. оказание помощи в организации и ведении бизнеса;

3. строительство и ремонт жилых и нежилых помещений;

4. услуги, связанные с образованием;

5. отдых и развлечения. Этот вид бизнеса охватывает гостиничный бизнес, туризм и спорт;

6. медицинские и косметические услуги.

Учитывая высокую эффективность франчайзинга как технологии ведения бизнеса и его положительные особенности для развития российского предпринимательства, представляется целесообразным осуществить комплекс мер по государственной поддержке развития франчайзинга. Для ускорения развития российского рынка франчайзинга необходимо принять ряд серьезных мер, связанных с корректировкой законодательства и осуществлением образовательно-пропагандистских мероприятий. Необходимо сформировать инфраструктуру комплексной поддержки франчайзинга. Целесообразно обеспечить в необходимом объеме стабильные межрегиональные и международные контакты, формирование необходимых баз данных, позволяющих малым и средним предприятиям находить партеров, осуществление консультационной помощи.

Список литературы:

1. http://bishelp.ru/index.php.

2. http://franchisee.rusfranch.ru.

3. Леонов А., Деев В.Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://b2b.schoolsms.ru.

4. http://ru.wikipedia.org.

5. Франчайзинг как способ организации своего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npmaf.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.