12g "Культурная жизнь Юга России"
№ 5 (34), 2009
ного преподнесения данной проблемы в фильмах «Битлджюс», «Труп невесты».
В кинолентах Т. Бёртона, названных сценаристом М. Макдауэллом «приятными фильмами о смерти», оказавшиеся «по ту сторону добра и зла» герои предстают счастливыми и беззаботными. Соответствующая концепция передана и в цветовом решении: реальная жизнь выглядит практически «черно-белой», а в сценах загробного мира используются яркие насыщенные краски. Такой подход к проблеме характерен для всей современной готической традиции. В большинстве случаев Бёртон изображает смерть с определенной дозой юмора (один из способов борьбы со страхом - смех). Суть своих фильмов этот режиссер сравнивает с символическим содержанием праздника Хэллоуин: «Бывает страшно, но при этом и смешно. Никто ведь не собирается напугать кого-то до смерти. Наоборот, хотят, чтобы люди получили удовольствие от своего испуга» [8].
Музыкальное искусство (особенно последней трети XX века) также отмечено растущим интересом к идее смерти. Это выражается в тенденции к созданию так называемых т тетопат - произведений, сконцентрированных на выражении скорби и светлой памяти по ушедшим. Подобная музыка занимает большое место в творчестве А. Шнитке, Г. Канчели, Ю. Фалика, С. Слонимского, Ю. Буцко и др. Как указывает Т. Андрущак, такая музыка, отрицая субъективность переживания, «становится утверждением очищающего, гар-
монизующего значения скорби <...> жизнеутверждающего оптимистического мировоззрения» [9].
Это свидетельствует о том, что тема смерти в мифологическом, религиозном сознании и в искусстве может иметь символику пугающего, трагического или счастливого, прекрасного. Любой из подходов органичен, если не нарушается этическая сторона вопроса. Вместе с тем важно, что наиболее существенным оказывается не мрачное негативное представление о смерти, а осмысление ее в качестве неотъемлемой части жизни.
Литература
1. Смерть и бессмертие // Религиоведение / под ред. И. Н. Яблокова. М., 2004. С. 481.
2. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 362.
3. Там же. Т. 1. С. 518.
4. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.; Киев, 1996. С. 258.
5. Там же. С. 260.
6. Мифы народов мира ... Т. 1. М., 1993. С. 544.
9. ЭлиадеМ. Мифы, сновидения ... С. 261.
7. Безнюк Д. К., Грицанов А. А. Смерть // Постмодернизм: энциклопедия. Минск, 2001. С. 759.
8. Бёртон Т. Интервью: беседы с Марком Солсбери / пер. с англ. М. Абушика. СПб., 2008. С. 182.
9. Андрущак Т. С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века (к исследованию феномена): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2008. С. 7.
Т. P. RYLSKAYA. DEATH AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON
In the article mythological, religious, philosophical and art (the literature, movie, music) concepts and attempts of disclosure of the death problem in the context of traditional and modern culture are compared.
Key words: ceremony of initiation, gothic subculture, problem of death.
т. В. ПОНЕДЕЛЬЧЕНКО
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
в статье описаны результаты исследования стрессоустойчивости студентов творческих специальностей. Проведен сравнительный анализ данных восприимчивости к стрессу на начальном и заключительном этапах профессионализации.
Ключевые слова: стресс, эмоции, профессионализация, адаптация, стрессоустойчивость, здоровье, дистресс, творческие специальности.
Современная жизнь проходит в условиях повышенной психической нагрузки и эмоционального напряжения, снижающих адаптацию к окружающему миру; приобретают особую важность проблемы сохранения социальной ценности человека, повышения сопротивляемости стрессовым факторам. Формирование стрессоустойчивости - это путь от сознания, разрываемого изнутри конфликтом мотивов, сомнениями, неуверенностью, к сознанию интегральной личности,
которой свойственна высокая жизненная и познавательная активность [1].
Хотя определений понятия «стресс» много, чаще всего ссылаются на точку зрения врачей, в частности, на Ганса Селье, основоположника определенной медицинской теории, согласно которой, состояние психоэмоционального перенапряжения приводит к так называемому дистрессу [2].
Развитие учения о стрессе, по наблюдениям В. А. Бодрова, в разное время сопровождалось
№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^
формированием противоположных концепций, отражающих общебиологические, физиологические, психологические и педагогические взгляды на сущность и особенности проявления этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции.
Наиболее популярной является «поведенческая линия» развития концепции стресса, впервые предложенная Р. Лазарусом - С. Фолкманом и несколько позже переработанная С. Хобфоллом и другими авторами [3], которые полагают, что стрессогенная ситуация обычно вызвана утратой какой-либо жизненной позиции: потерей статуса, заработка, власти, самоуважения, изменением привычных средств труда и т. д.
Отечественные психологи рассматривают проблему стресса в широком общепсихологическом контексте. Так, Н. Д. Левитов, Ф. Е. Василюк,
A. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова, В. К. Вилюнас,
B. Л. Марищук, А. Г. Маклаков, Е. П. Ильин, Л. В. Куликов включают ее в круг изучения структуры эмоций и психических состояний [4].
Не менее известно объяснение природы стресса с точки зрения адаптивных процессов. Многие авторы полагают, что принципиальное значение для преодоления трудной жизненной ситуации имеет уровень активности в соотношении с адаптивным потенциалом личности.
Традиционно обострение стрессовых ситуаций связывают с периодом профессионализации [5], полагая, что стрессовой является сама ситуация обучения. По мнению А. Р. Ратинова, Д. П. Котова, Г. Г. Шиханцева, А. В. Дулова, Л. И. Аувяэрт, Я. М. Бельчикова, К. М. Гуревич, В. В. Романова, М. В. Кроз, одним из главных факторов профессиональной пригодности следует признать стрессоустойчивость. Это качество, обеспечивающее высокий уровень профессиональной адаптации, рассматривают как профессионально значимое [6].
Все перечисленные направления можно представить как два основных подхода к решению проблемы стресса. В рамках первого подхода проводится прямое сопоставление психологических характеристик состояния человека с физиологическими показателями и результативностью его деятельности, в том числе учебной. Второй подход основывается на изучении психологической природы стресса, анализе его предпосылок и закономерностей проявления внешних реакций (понимаемых как индикаторы психических процессов). Психологами накоплен достаточно большой объем практических и теоретических знаний, проведено достаточно много прикладных исследований в названной области [7].
На данном этапе востребован педагогический аспект проблемы стресса: существует необходимость найти место этому феномену в структуре педагогических знаний в целом, уточнить основные причины, вызывающие стресс, системно обобщить способы повышения стрессоустойчи-вости в процессе учебы. Нами были изучены факторы, влияющие на стрессоустойчивость студен-
тов творческих специальностей во время профессионального обучения. Опрошены студенты 1-го и 5-го курсов очного отделения Краснодарского университета культуры и искусств (64 респондента).
В процессе нашего исследования использовалась шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин).
Данные проведенного нами опроса подтвердили, что уровень стрессоустойчивости личности связан с характеристиками системы конструктов, на основе которой человек интерпретирует стрессовую ситуацию. Было установлено, что уровень переживаемого стресса резко возрастает в периоды, связанные с экзаменационной ситуацией. Этот уровень оказался довольно высоким у 78% испытуемых, у 12% умеренным, 10% обладают низкой тревожностью во время экзаменов. В остальное время обучения 84% студентов имеют низкий уровень тревожности, 16% - повышенный.
Анализ стрессоустойчивости показал, что 64% опрошенных - люди, у которых вызывают раздражение лишь неординарные ситуации; 36% наиболее устойчивы к стрессу.
Сравнение показателей выявило, что студенты 5-го курса наиболее стрессоустойчивы, коммуникабельны и активны. У первокурсников из-за слабой адаптации в условиях экзамена самочувствие и настроение резко снижается, а активность незначительно возрастает. Многие из них испытывают постоянное эмоциональное напряжение в процессе учебы, отчего они более подвержены стрессу.
Нами разработан тренинг на повышение стрес-соустойчивости в начальный период обучения. В него входят наблюдение студента за собственными психоэмоциональными процессами и постановка следующих целей:
- контроль над уровнем стресса в различных ситуациях;
- освоение навыков саморегуляции, антистрессовой коммуникации;
- разрешение конфликтов.
Проведенное после тренинга контрольное тестирование показало, что у испытуемых 1 курса уровень стрессоустойчивости повысился на 30%. Таким образом, формирование стрессоустойчи-вости можно квалифицировать как залог психического здоровья, непременное условие социальной стабильности, высокой прогнозируемости положительных процессов обучения.
Среди множества факторов, определяющих работоспособность в учебе и творчестве студентов, ведущую роль играет психическая устойчивость к стрессу. Ее результатом является не только успешное прохождение вузовского курса, но и профессиональное долголетие личности.
Литература
1. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
3. Эмоциональный стресс. М., 1970.
128 "Культурная жизнь Юга России" № 5 (34), 2009
4. Выготский Л. С. Избранные психологические 6. Карташов Ю. И. Контроль состояния адапта-исследования. М., 1956. ционных ресурсов человека. Валеология. М., 2001.
5. Полякова О. Н. Стресс: причины, последствия, 7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. преодоление. СПб., 2008. М., 1981.
T. V. PONEDELCHENKO. STUDYING THE FACTORS INFLUENCING ON STRESS-STABILITY OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES
In the article the results of research of stress-stability of students of creative specialties are described. The comparative analysis of facts concerning receptivity to stress at the initial and final stages of professional was taken.
Key words: stress, emotions, professionalization, adaptation, stress-stability, health, distress, creative specialties.
л. г. НЕУП0К0ЕВА
К ВОПРОСУ о ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
в статье дается краткий исторический обзор финансовой политики государства в сфере образования, рассматриваются вопросы финансирования из частных источников и динамика объема платных услуг системы образования в Краснодарском крае.
Ключевые слова: государственная политика в сфере образования, платные образовательные услуги.
Российское правительство всегда придавало большое значение финансовой политике в сфере образования. В тяжелейшем 1942-м на нужды образования советская власть выделяла 5,7% из своего крайне напряженного бюджета, а в 1950 году эти расходы достигли почти 14%.
Характеризуя современное состояние образования в России, аналитики обращают внимание на то, что государство не обеспечивает нормального функционирования данной сферы деятельности: объемы федерального и местных бюджетов неуклонно снижаются с 1994 года. Это усложняет разрешение вопросов, связанных с содержанием и качеством, доступностью образования для различных слоев населения, всесторонним удовлетворением запросов учащихся и многими другими проблемами, порожденными недостаточностью расходов на образование.
Сжатый исторический обзор выявил особенности финансовой политики государства в сфере образования.
В плановой экономике советского государства при распределении ресурсов социально-культурная сфера и образование не обладали приоритетом, хотя в общемировой практике чем больше производство ВВП в расчете на душу населения, тем выше в нем доля расходов на образование. По данному показателю наша страна отставала от стран с развитой рыночной экономикой и почти от всех европейских социалистических стран: ее затраты на образование из средств консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов равнялись в 1992 году 3,58% [1].
Государственное финансирование социально-культурной жизни «по остаточному принципу»
и административное сдерживание рыночных отношений в этой сфере имели прямым следствием широкое распространение теневой оплаты деятельности производителей услуг образования (репетиторство, взяточничество в приемных комиссиях вузов и т. д.). Недостатки существовавшей государственной системы предоставления социально-культурных услуг населению стали очевидными в 1980-е годы. Во время перестройки центральные органы власти пытались мягко реформировать эту систему: по примеру моделей хозяйствования, расширяющих самостоятельность предприятий, и под давлением профессиональных сообществ, стремившихся выйти из-под пресса административного управления, начались организационно-экономические эксперименты в отраслях социально-культурного комплекса. Расценив первые результаты экспериментов как позитивные, Комиссия при Совете Министров СССР в конце 1988 года приняла «Основные положения нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы». Ряд соответствующих отраслевых документов предусматривал распространить на все образовательные учреждения апробированные в эксперименте условия их бюджетного финансирования и самостоятельной экономической деятельности. Но на практике лишь часть учреждений стала самостоятельными субъектами хозяйствования. По данным Министерства профессионального и общего образования России, даже в 1997 году не более 10% школ имели статус юридических лиц и собственный расчетный счет [2].
Начало правовых реформ в сфере образования положено Указом Президента России от 11 июля