Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ '

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
Образ жизни / здоровье / здоровый образ жизни / безопасность жизнедеятельности. / Lifestyle / health / healthy lifestyle / risk factors

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шатохина Т.А., Корохова Н.А., Вержбицкая Е.Г, Ишков Н.Г., Цеева Н.А.

Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям окружающей среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF RISK FACTORS AFFECTING STUDENT HEALTH

Lifestyle refers to factors that directly affect health. A healthy lifestyle contributes to the preservation of health, optimal adaptation of the body to environmental conditions, a high level of efficiency in educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ »

«ШУШМУМ-ЛШИГМаУ» 2©2! / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

45

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

УДК:

Шатохина Т.А., Корохова Н.А., Вержбицкая Е.Г, Ишков Н.Г., Цеева Н.А.

Адыгейский государственный университет DOI: 10.24412/2520-6990-2021-895-45-48 ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Shatokhina T.A., Korokhova N.A., Verzhbitskaya E. G., Ishkov N.G., Tseeva N.A. Adyghe State University

STUDY OF RISK FACTORS AFFECTING STUDENT HEALTH

Аннотация.

Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям окружающей среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Abstract.

Lifestyle refers to factors that directly affect health. A healthy lifestyle contributes to the preservation of health, optimal adaptation of the body to environmental conditions, a high level of efficiency in educational and professional activities.

Ключевые слова: Образ жизни, здоровье, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности. Keywords: Lifestyle, health, healthy lifestyle, risk factors

Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Состояние здоровья студенчества в основном определяется его образом жизни. Образ жизни и деятельность студентов за последние годы настолько изменились, что компенсаторные механизмы с трудом справляются с повышенной нагрузкой. Обучение студентов взаимосвязано с их здоровьем: чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Поэтому для сохранения и укрепления здоровья за время обучения необходимо применение целого комплекса мероприятий по охране и укреплению здоровья студентов, включающих: мотивацию на здоровый образ жизни; врачебный контроль за физическим состоянием студента, своевременное выявление и предупреждение заболеваний; медицинское обследование, и др.

К основным составляющим здорового образа жизни, по мнению профессора М.Я. Виленского и других авторов, относят: режим труда и отдыха; организацию сна; режим питания; организацию двигательной активности; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных привычек; культуру межличностного общения; психофизическую регуляцию организма; культуру сексуального поведения.

Целью нашего исследования было изучение факторов риска, влияющих на здоровье студентов.

Для этого мы составили анкету и провели анкетирование в двух группах института физической культуры и дзюдо (ИФК и дзюдо). Это были группы третьего курса, одна группа (3«А») обучается по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями) направленность «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура», вторая группа (3«Б») обучается по направлению подготовки «Физическая культура» направленность «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». В анкетировании участвовал 31 студент.

В анкете было предложено респондентам ответить на 24 вопроса. Вопросы были составлены по факторам риска здоровью студентов, а также касались общих данных о респондентах это были вопросы с первого по третий; затем шли вопросы по факторам риска здоровью и были связаны с организаций и качеством питания, сна, двигательной активности, проведению свободного времени и вредным привычкам - с 4 по 22 вопросы. В вопросах под номером 23 студенты должны были выделить факторы, негативно влияющие на здоровье, а в 24 вопросе оценить каждый фактор здорового образа жизни по пяти бальной системе.

Среди студентов группы 3«А» безопасности жизнедеятельности 40% живут на квартире, 13,4% - в общежитии, 46, 6% респондентов с родителями.

46

PHYSICAL EDUCATЮN ЛЖ SPORTS / «еЮШШШУМЛУШаИ» #8191), 2021

Отвечая на вопрос «Каково качество вашего питания?» 60% респондентов ответили, что питаются они рационально, в рационе присутствуют все необходимые организму питательные вещества, 6,6% респондентов отметили, что в пище преобладают простые углеводы, жиры, газированные напитки, фаст-фуд, кондитерские изделия белый хлеб, мороженое и 33,3% респондентов не следят за рационом питания. Более трех раз в сутки питаются 46,6% респондентов, три раза в сутки - 26,6% и два раза -20% респондентов.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями, спортом?» 40% респондентов отметили, что посещают секцию и занимаются самостоятельно, 60% - занимаются не регулярно 1-2 раза в неделю.

На вопрос «Сколько часов в сутки Вы спите?» большинство респондентов 93,3% ответили 6-7 часов, 6,7% респондентов спят более 9 часов.

На вопрос «Сколько времени Вы гуляете в будни?» 46,6% респондентов отметили до двух часов, 26,6% респондентов гуляют более трех часов, 20 % респондентов совмещают прогулку с дорогой в институт и 6,6% респондентов меньше часа проводят на улице. В выходные дни больше респондентов гуляют на свежем воздухе 53,3% более трех часов, но и много респондентов совсем не гуляют -33,3%.

Следующая группа вопросов была посвящена изучению времени, которое респонденты тратят на просмотр телевизионных передач, просмотр фильмов по гаджетам и играм. На просмотр телевизионных передач в будни респонденты 53,3% не тратят ни часа, до трех часов - 33,3% респондентов, три и более часа в день - 13,3%. В выходные дни больше респондентов смотрят передачи по телевизору -53,3%, и 46, 7% не смотрят телевизор.

На двенадцатый вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером, ноутбуком?» большинство респондентов ответили, что тратят времени за компьютером от двух часов и более 66,6%. Среди них 59,9% респондентов используют компьютер с целью подготовки к занятиям, для игр - 6,6%, и остальные студенты - для просмотра фильмов и общения.

Любимые занятия, которыми респонденты занимаются в свободное время это: чтение книг (1), футбол, тренажерный зал, компьютер (2), прогулки (2), рыбалка (1), играют на гитаре (1), общаются с друзьями (2), спят (1), не смогли назвать любимое занятие (3).

Факторы негативно влияющие на

Другая группа вопросов была посвящена изучению вредных привычек. Большинство респондентов 60% не курят, 13,3% пробовали, но не понравилось, 20% позволяют себе покурить, 6,6% курят по нескольку сигарет в день, правда количество выкуренных в день сигарет не указали. Отношение к курящим у респондентов пассивное - 60% не обращают внимание на курящих, не делают им замечания и молча отходят от курящих подальше 40%.

Никогда не пробовали алкоголь - 26,6% респондентов, 13,3% - пробовали, не понравилось, 60,1% употребляют иногда в компании.

Все 100% респондентов отрицательно относятся к употреблению наркотиков и сами никогда не будут пробовать наркотики.

На вопрос «Имеются ли у Вас проблемы со здоровьем?» 86,7% респондентов ответили нет. У 13,4% опрошенных была временная травма. Оценивают свое здоровье как хорошее 66,6% и 33,3% как отличное.

Двадцать третий вопрос был связан с факторами риска, которые по мнению студентов отрицательно влияют на их здоровье. Последний вопрос был оценочного плана, студенты должны были оценить факторы здорового образа жизни по пяти бальной системе.

При анализе ответов респондентов группы безопасности жизнедеятельности на 23-й вопрос «Какие факторы негативно влияют на состояние Вашего здоровья?» большинство респондентов отметили такие факторы риска как «нарушение режима труда и отдыха» (53%) и «режима питания» (53%), «конфликты с окружающими» отметили 26,6% респондентов, «вредные привычки» - 20% респондентов. Такие факторы риска здоровью как «напряженность учебного труд», «плохие материально -бытовые условия» ни один из респондентов не отметил, что говорит о том, что учиться им легко и условия жизни у них хорошие. Анализируя ответы респондентов на этот вопрос, мы обратили внимание на то, что 5 респондентов выделили только один фактор риска своему здоровью, это «нарушение режима труда и отдыха». Остальные респонденты назвали от двух до пяти факторов риска. Хочется отметить, что нарушение режима труда и отдыха отмечают большинство респондентов (53,3%), затем на втором месте стоят такие факторы риска как: нарушение режима питания (53,3%), неполноценное питание - 40%, конфликты с окружающими 26,6%, напряженность учебного труда 13,3%, вредные привычки - 20%, плохие материально-бытовые условия 0% (Таблица -1).

Таблица-1

Факторы, влияющие на здоровье Проценты

Нарушение режима труда и отдыха 53,3

Нарушение режима питания 53,3

Неполноценное питание 40

Конфликты с окружающими 26,6

Вредные привычки 20

Плохие материально-бытовые условия 0

«ШУУШШШУМ-ЛШУГМаУ» #895)), жж а PHYSICAL education and sports

47

Анализ ответов респондентов на 24-й вопрос «Оцените по пяти бальной системе каждый фактор здорового образа жизни» показал, что наивысшую оценку респонденты выставили таким составляющим ЗОЖ как: двигательная активность (92,3%), отказ от вредных привычек (84,6%), полноценное питание (77%), личной гигиене (61,5%), хорошей организации сна (53,8%).

Оценку «три» большинство респондентов поставили закаливанию - 54%, видимо считая, что

этот фактор ЗОЖ незначителен, режиму труда и отдыха -15,4%, хорошей организации труда, личной гигиене поровну по 7,7%.

Оценили на «хорошо» такие составляющие ЗОЖ как: режим труда и отдыха - 53,8%, хорошую организацию сна - 38,5%, личную гигиену - 30,7%, закаливание и полноценное питание по 23%, отказ от вредных привычек 15,4% респондентов (Таблица 2).

Таблица - 2

Оценка респондентами факторов здорового образа жизни

Фактор здорового образа жизни 5 баллов, % 4 балла, % 3 балла, %

Закаливание 23 23 53,8

Режим труда и отдыха 30,7 53,8 15,4

Полноценное питание 77 23 0

Двигательная активность 92,3 7,7 0

Хорошая организация сна 53,8 38,5 7,7

Личная гигиена 61,5 30,7 7,7

Отказ от вредных привычек 84,6 15,4 0

Анализируя ответы респондентов 3 курса группы «Б» мы получили следующие данные. 33,3% респондентов проживают с родителями, 44,4% - в общежитии, 22,2% на квартире. Отвечая на вопрос «Каково качество вашего питания?» 55,5% респондентов ответили, что питаются они рационально, в рационе присутствуют все необходимые организму питательные вещества, 22,2% респондентов отметили, что в пище преобладают простые углеводы, жиры, газированные напитки, фаст-фуд, кондитерские изделия белый хлеб, мороженое и 22,2% респондентов не следят за рационом питания. Более трех раз в сутки питаются 50% респондентов, три раза в сутки - 33,3% и два раза - 16,6% респондентов.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями, спортом?» 72,2% респондентов отметили, что посещают секцию и занимаются самостоятельно, остальные респонденты занимаются не регулярно 1-2 раза в неделю.

На вопрос «Сколько часов в сутки Вы спите?» большинство респондентов 55,5% ответили 8-9 часов, 44,4% респондентов спят 6-7часов.

На вопрос «Сколько времени Вы гуляете в будни?» 61,1% респондентов отметили до двух часов, 11,1% респондентов гуляют более трех часов, и такое же количество респондентов (11,1%) меньше часа гуляют в будни, 16,6% респондентов совмещают прогулку с дорогой в институт. В выходные дни больше респондентов гуляют на свежем воздухе 72,2% более трех часов, 16,6% гуляют 2 часа в день и по 5,5% респондентов меньше часа бывают на свежем воздухе и не гуляют.

Следующая группа вопросов была посвящена изучению времени, которое респонденты тратят на просмотр телевизионных передач, просмотр фильмов по гаджетам, играм. На просмотр телевизионных передач в будни респонденты 55,5% не тратят время и считают, что там нет ничего интересного, до трех часов - 27,7% респондентов, три и более

часа в день - 16,6%. В выходные дни больше респондентов смотрят передачи по телевизору -55,4%, и 44, 4% не смотрят телевизор.

На двенадцатый вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером, ноутбуком?» большинство ответили, что тратят от двух часов и более времени 61% респондентов. Цель их это или подготовка к занятиям 4 человека, или для игр - 4 человека, 8 человек смотрят фильмы, 5 человек - для общения. Один человек ответил, что использует компьютер для других целей, но не уточнил для каких. Большинство респондентов отметили несколько вариантов использования компьютера: для подготовки к занятиям, для игр, для просмотра фильмов или только для просмотра фильмов и общения, и другие варианты.

Мобильным телефоном респонденты пользуются в день от 40 минут до 12-13 часов. Некоторые респонденты ответили, что постоянно пользуются телефоном.

Любимые занятия, которыми респонденты занимаются в свободное время это: чтение книг (1), футбол, тренажерный зал, компьютер (2), прогулки (2), рыбалка, охота (1), играют на гитаре, других музыкальных инструментах (1), общаются с друзьями (2), спят (3), не смогли назвать любимое занятие (3), фотографией, смотрят ролики в интернете

(1), ездят на велосипеде (1), занимаются спортом

(2), читают (4), смотрят фильмы в интернете (1). В скобках отмечено количество студентов, которые отметили свои любимые занятия.

Другая группа вопросов была посвящена изучению вредных привычек. Большинство респондентов 88,8% не курят, 11,2% пробовали. Отношение к курящим у респондентов пассивное не обращают внимание на курящих, не делают им замечания и молча отходят от курящих подальше 88,8%, только два человека делают замечание курящим и добиваются чтобы не курили в общественных местах.

48

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / «еЮУУШШУМЛУШаУ» #8(95), 2021

Никогда не пробовал алкоголь один респондент (5,5%), 22,2% - пробовали, не понравилось, 72,2% употребляют иногда в компании.

Большинство респондентов 94,4% отрицательно относятся к употреблению наркотиков и сами никогда не будут пробовать наркотики. Один респондент ответил, что курит анашу, марихуану.

На вопрос «Имеются ли у Вас проблемы со здоровьем?» 83,3% респондентов ответили нет. У одного респондента (5,5%) была временная травма. Два респондента ответили, что имеют проблемы со здоровьем, мешающие им вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Оценивают свое здоровье как хорошее 77,7% респондентов, но болеют иногда простудными заболеваниями, два респондента оценили свое здоровье как отличное и два респондента (11,0%) отметили, что здоровье у них слабое и есть, хроническая патология.

Двадцать третий вопрос был связан с факторами риска, которые по мнению студентов отрицательно влияют на их здоровье. Последний вопрос был оценочного плана, студенты должны были оценить факторы ЗОЖ по пяти бальной системе.

При анализе ответов респондентов группы 3 «Б» на 23 -й вопрос «Какие факторы негативно влияют на состояние Вашего здоровья?» большинство респондентов отметили такие факторы риска как «нарушение режима труда и отдыха» (50%) и «режима питания» (44,4%), «напряженность учебного времени» -22.2%, «неполноценность питания» -27,7% респондентов, «вредные привычки» один респондент (5,5%) отметили респондентов, «вредные привычки» - 20% респондентов. Такие факторы риска здоровью как «конфликты с окружающими» ни один из респондентов не отметил, что говорит о том, что отношения в группе между студентами хорошие. «плохие материально-бытовые условия» у

16,6% респондентов и один респондент отметил, что на его здоровье негативно влияют другие факторы, но не назвал их. Анализируя ответы респондентов на этот вопрос, мы обратили внимание на то, что респонденты выделили несколько факторов от двух до пяти факторов риска. Хочется отметить, что нарушение режима труда и отдыха отмечают половина респондентов (50%), затем на втором месте стоят такой фактор риска как: нарушение режима питания (44,4%), неполноценное питание -27,7%, плохие материально-бытовые условия 16,6%, напряженность учебного труда 22,2%, вредные привычки - 5,5%, конфликты с окружающими 0%.

Анализ ответов респондентов на 24-й вопрос «Оцените по пяти бальной системе каждый фактор здорового образа жизни» показал, что наивысшую оценку респонденты выставили таким составляющим ЗОЖ как: двигательная активность (64,7%), отказ от вредных привычек (70,5%), полноценное питание (76,4%), личной гигиене (52,9%), хорошей организации сна (58,8%).

Оценки «один», «два» и «три» респонденты поставили закаливанию соответственно-5,8%, 17,6%, 29,4% по-видимому считая, что этот фактор ЗОЖ незначителен, режиму труда и отдыха поставили оценку «удовлетворительно» 17,6% респондентов, хорошей организации труда, личной гигиене, отказу от вредных привычек досталось поровну по 11,7%.

Оценили на «хорошо» такие составляющие здорового образа жизни как: режим труда и отдыха - 70,5%, хорошую организацию сна - 17,6%, личную гигиену - 35,2%, закаливание - 23,5%, и полноценное питание- 5,8%, отказ от вредных привычек 17,6% респондентов (Таблица 3).

Таблица 3

Оценка респондентами факторов ЗОЖ

Фактор ЗОЖ 5 баллов, % 4 балла, % 3 балла, %

Закаливание 23,5 23,5 29,4

Режим труда и отдыха 16,6 70,5 17,6

Полноценное питание 76,4 5,8 17,6

Двигательная активность 64,7 35,2 0

Хорошая организация сна 58,8 23,5 11,7

Личная гигиена 52,9 35,2 11,7

Отказ от вредных привычек 70,5 17,6 11,7

Здоровье людей относится к числу проблем, имеющих жизненно-важное значение. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут

более здоровы и развиты интеллектуально, духовно и физически.

Список использованной литературы

1. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни и стиль жизни студента: методологический анализ. -//Педагогическое образование и наука, №3. -2009. -С. 15-18.

2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни. -издательство КноРус. - 2021. - 240с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.