Научная статья на тему 'Изучение факторов профессионально-педагогической направленности учащихся детско-юношеских спортивных школ'

Изучение факторов профессионально-педагогической направленности учащихся детско-юношеских спортивных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / мотивация / профессиональная деятельность / sports / motivation / professional work

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Приходько Владислав Алексеевич, Морозова Елена Владимировна, Абдулатыпов Ренат Рафаилович

Изучение факторов профессионально-педагогической направленности учащихся детско-юношеских спортивных школ является педагогическим экспериментом, в ходе которого были выявлены спортсмены, у которых наблюдается стойкий интерес к профессии тренера, полученные результаты показали достаточно высокие результаты, что, подтверждает сформированность профессионально-педагогической направленности и характеризует устойчивость интереса к педагогической деятельности, а также гарантирует стабильность мотивации к дальнейшим занятиям спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Приходько Владислав Алексеевич, Морозова Елена Владимировна, Абдулатыпов Ренат Рафаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FACTORS OF CHILDREN-YOUTH SPORTS SCHOOLS MEMBERS’ PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION

The study of factors of professional-pedagogical orientation youth sports schools members is a pedagogical experiment, which identified athletes who have seen strong interest in the coach profession, the results showed quite good opportunities, which confirms the formation of professional-pedagogical orientation and the sustainability interest in teaching activities, as well as guarantees motivation stability for further participation in sports.

Текст научной работы на тему «Изучение факторов профессионально-педагогической направленности учащихся детско-юношеских спортивных школ»

УДК 796.015.5

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ

СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Приходько Владислав Алексеевич.

МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, Россия, г. Новосибирск, инструктор-методист, [email protected].

Морозова Елена Владимировна.

МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, Россия, г. Новосибирск, инструктор-методист.

Абдулатыпов Ренат Рафаилович.

МБУДО ДЮСШ «Новосибирск» по футболу, Россия, г. Новосибирск, тренер-преподаватель.

Аннотация. Изучение факторов профессионально-педагогической направленности учащихся детско-юношеских спортивных школ является педагогическим экспериментом, в ходе которого были выявлены спортсмены, у которых наблюдается стойкий интерес к профессии тренера, полученные результаты показали достаточно высокие результаты, что, подтверждает сформированность профессионально-педагогической направленности и характеризует устойчивость интереса к педагогической деятельности, а также гарантирует стабильность мотивации к дальнейшим занятиям спортом.

Ключевые слова: спорт, мотивация, профессиональная деятельность

STUDY OF FACTORS OF CHILDREN-YOUTH SPORTS SCHOOLS MEMBERS' PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION

Prikhodko Vladislav A.

Russia, Novosibirsk, Children - youth Sport School "Novosibirsk" in football, instructor-methodologist, [email protected].

Morozova Elena V.

Russia, Novosibirsk, Children - youth Sport School "Novosibirsk" in football, the instructor-methodologist.

Abdulatypov Renat R.

Russia, Novosibirsk, Children - youth Sport School "Novosibirsk" in football, coach and teacher.

Abstract. The study of factors of professional-pedagogical orientation youth sports schools members is a pedagogical experiment, which identified athletes who have seen strong interest in the coach profession, the results showed quite good opportunities, which confirms the formation of professional-pedagogical orientation and the sustainability

interest in teaching activities, as well as guarantees motivation stability for further participation in sports.

Key words: sports, motivation, professional work.

Начальным этапом профессиональной подготовки тренеров можно считать их обучение в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).

Очевидным является тот факт, что чем раньше выявлена склонность человека к определенной профессиональной деятельности, тем легче ему ориентироваться в выборе профессии, признаком склонности к которой выступают интересы человека, а также, познавательная потребность и направленность на определенную деятельность. Выявление интересов человека способствует профессиональному определению личности.

Учащиеся ДЮСШ, уже на ранних этапах являются наблюдателями профессиональной деятельности тренера. Постоянное включение в спортивно -организационную работу способствует возникновению эмоций. С этого момента профессия начинает нравиться и оказывать воздействие на личность, вызывать положительное отношение к ней. Положительные эмоции по отношению к профессии формируют мотивы, которыми человек руководствуется при выборе профессии, что составляет мотивационный компонент профессионального интереса. Интеллектуальный компонент профессионального интереса проявляется с момента актуализации мотивов выбора профессии. Проявление интеллектуальной активности на всех этапах формирования профессионального интереса является его индикатором. Степень функционирования интеллектуального компонента определяется волевой активностью личности, что составляет волевой компонент профессионального интереса.

В современной научной литературе под направленностью понимаются системообразующие свойства личности. Она охватывает систему мотивов, их взаимодействий и отношений, проявляющихся в стремлениях, интересах и целях.

Для выявления степени проявления факторов профессионально-педагогической направленности учащиеся ДЮСШ, специализирующиеся в футболе (экспериментальная группа) нами использовался опросник, предложенный автором С.И. Роговым [1; 30-37], который, на наш взгляд, позволяет выявить значимые факторы профессионально-педагогической направленности.

В ходе проведённого опроса и анализа материалов исследования мы получили среднегрупповые результаты, представленные в таблице 1.

Таблица - 1. Степень проявления факторов профессионально-педагогической направленности._

Факторы профессионально-педагогической направленности Экспериментальная группа (%)

Направленность на предм ет 70,3

Организаторские умения 31 ,9

Общительность 54,2

Интеллигентность 51 ,0

Анализируя полученные результаты можно отметить, что по всем факторам экспериментальная группа показала достаточно высокие результаты, что, безусловно, говорит о сформированности профессионально-педагогической направленности и характеризует устойчивость интереса к педагогической деятельности, а также гарантирует стабильность мотивации к дальнейшим занятиям спортом.

Это, на наш взгляд, может быть объяснено личным авторитетом тренера, его профессионализмом, включенностью в педагогический процесс, большим спортивным опытом, спецификой спортивной специализации и другими значимыми факторами.

В процессе педагогического эксперимента были выявлены спортсмены, у которых наблюдается стойкий интерес к профессии тренера, они целенаправленно изучают опыт и педагогические приёмы своего наставника, помогают в проведении спортивных соревнований и организации тренировочного процесса в группах начальной подготовки, что по сути, уже является элементами профессиональной деятельности.

На наш взгляд, регулярное обследование факторов профессионально -педагогической направленности учащихся ДЮСШ необходимо для более эффективного процесса их профессиональной ориентации. Наличие профессионально-педагогической направленности характеризует устойчивость интереса к педагогической деятельности.

Библиографический список: 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. Коррекционные приемы и упражнения. -480 с: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.