Научная статья на тему 'Изучение этнического состава учащихся современной Российской школы (на примере школ г. Таганрога)'

Изучение этнического состава учащихся современной Российской школы (на примере школ г. Таганрога) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИОЛОГИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фоменко Наталья Васильевна

В статье рассматриваются вопросы изучения этнического состава учащихся современной российской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение этнического состава учащихся современной Российской школы (на примере школ г. Таганрога)»

Осознавая, что образование есть фактор развития общества и человека, необходимо неустанно вести педагогический поиск его совершенствования, особенно в плане наращивания и ценностного отбора предоставляемой ученикам информации. При этом информация только тогда способна стать знаниями, когда она соотносится с определенной проблемной ситуацией, способствует продвижению человека от состояния неуверенности, неизвестности к достоверности и пониманию. Поэтому образовательный процесс есть постоянный переход от незнания к знанию, к осознанному усвоению избирательно отобранной, оцененной и направленной на определенную ситуацию или реальную проблему информации. Таким образом, информационные технологии способствуют достижению наиболее приоритетных образовательных целей, позволяют, формируя у школьников знания, умения и навыки, развивать личность, удовлетворять её познавательные интересы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2000. 159 с.

2. Ваграменко Я.А. Информационное пространство для деятельности педагога // Педагогическая информатика. 2002. № 3. С. 77-84.

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 265 с.

4. Компьютерные телекоммуникации - школе / под ред. Е.С. Полат. М.: Просвещение, 1995. 168 с.

5. Овчаров В.А. Компьютерная информационная среда в системе педагогического образования // Проблемы теории и практики управления образованием. Барнаул, 2002. Ч. 2. С. 193-197.

6. Петров А.В. Парадоксы компьютерного образования // Информатизация образования. Волгоград: Перемена, 2003.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. 512 с.

Н.В. Фоменко

ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ Г. ТАГАНРОГА)

Россия - страна многонациональная. Кроме русских, которые составляют 83 % населения, в Российской Федерации проживают более 170 различных национальностей. Одни из них насчитывают более миллиона, другие - несколько десятков тысяч человек.

Миграция является одной из важнейших причин изменения этнического состава государства. Она сыграла выдающуюся роль в истории человечества, с ней связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.

Эксперты выделяют такие причины увеличения миграции за последнее десятилетие в Российской Федерации: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках, вооруженные конфликты, ухудшение криминогенной обстановки в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане, Киргизии, резкое понижение экономического благосостояния людей, желание попасть на историческую родину.

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концу века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И это

потребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных факторов, участвующих в регулировании миграционных процессов.

В представлении многих исследователей миграционной проблематики наиболее сильными являются экономические мотивы переселения людей. В свою очередь, среди комплекса экономических мотивов чаще встречается стремление к заработку. Во многих случаях мигранты едут «за зарплатой». Сейчас наиболее массово встречается такая категория переселенцев, как трудовые мигранты. Однако чаще трудовые мигранты представляют временный вид территориальной мобильности, не оставаясь на постоянное место жительства. В целом стремление к материальному благополучию и достатку мы также относим к комплексу экономических мотивов. Как правило, основным средством достижения благополучия в понимании большинства населения являются деньги. Поэтому направление миграционных потоков существенно определяет уровень востребованности и оплаты человеческого труда в стране, регионе или отдельном населенном пункте. Так, многих мигрантов, приезжающих в Москву, привлекает, прежде всего, возможность найти здесь работу, причем независимо от специфики занятости.

На рисунке 1 показано, что с 1993 по 2009 годы количество легально прибывших в Россию оказалось в несколько раз больше количества выехавших. По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ.

Рис. 1. Число выбывших из России и прибывших в Россию в 1993-2009 годах, тыс. человек

Вполне естественное стремление людей к благополучию, бытовому комфорту во многом обусловливает всю мотивационную основу переезда. Так, революция 1917 г. в России стала основанием появления у многих эмигрантов политических мотивов переселения. Политическая ситуация может выступать и как причина индивидуальной миграции тех, кого не устраивает правящий режим. Как правило, политический фактор обусловливает миграцию межгосударственную. В мотивационной структуре многих сегодняшних вынужденных мигрантов мы наблюдаем преобладание политических мотивов. Порой политические мотивы в миграции оказываются сильнее всех остальных. Индивид готов испытывать лишения, лишь бы остаться верным своим политическим убеждениям. Таких примеров история знает довольно много.

Большое значение в побуждении к переезду и дальнейшем поведении мигранта имеют социальные мотивы. К ним относятся стремление к получению образования за пределами своего населенного пункта, переезд по семейным обстоятельствам, необходимость смены социального окружения и т.д. Социальные мотивы миграции играли большую роль в советский период «больших» строек и освоения новых земель. Тогда часть мигрантов ехала в силу стремления повысить свой социальный статус, получить признание и уважение в социуме.

Тесно переплетаются с социальными культурные мотивы переселения. Особенно актуальным в современных миграционных процессах становится этнокультурный фактор. Этнические нормы и традиции могут поощрять или сдерживать миграцию, определяя тем самым степень

мобильности населения. Как правило, сам по себе культурный фактор редко выступает как основной стимул побуждения к переезду. Большее значение он приобретает в выборе места переселения, непосредственно в процессе переезда и на стадии адаптации в новой среде.

Существенную составляющую культурных мотивов образуют мотивы религиозные. Они способны заставить социальные группы покинуть места постоянного проживания в целях сохранения своей веры. Подобное широко проявилось в России с конца XVII и до XIX вв., когда наблюдались массовые переселения раскольников из центральных районов России в ее малоосвоенные окраины. Зачастую последователи религии стремятся расширить пространство своего влияния. Основной мотив таких миграций - обращение жителей других стран в свою веру. Миссионерство и сегодня является распространенной основой мигрирования населения.

Ведущее место в структуре мотивов миграции занимают экологические мотивы, как, например, необходимость смены климатических условий по состоянию здоровья. В целом неблагополучная экологическая обстановка может стать причиной массового бегства населения из мест постоянного проживания. В качестве примера здесь можно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС, повлекшую негативные экологические изменения. Обострение экологического кризиса ведет к быстрому увеличению так называемых экологических беженцев. Поток экологических беженцев из-за рубежа в Россию относительно невелик, вместе с тем нарастает внутренний миграционный потенциал, вызванный экологическим фактором.

Названные выше мотивы миграции населения чаще всего осознаются самим мигрантом, поскольку обусловлены видимыми, четко выраженными факторами. Сложнее выявить неосознанные мотивы, прячущиеся порой за теми, которые, на взгляд мигранта, являются главными. Так, мигрант может утверждать, что хочет переселиться, чтобы «найти работу получше». На самом деле, может быть, он просто следует примеру референтных для него личностей, уже переселившихся.

На изменение этнического состава Российской Федерации влияют такие проблемы как снижение рождаемости и увеличение смертности представителей того или иного этноса.

На рисунке 2 показано, что, например, в 2007 году в стране родилось, по данным Мин-здравсоцразвития, 1602,4 тыс. человек (рост 8,3 %), умерло 2080,1 тыс. человек (снижение на 4,0 %). Максимальные показатели - в Чечне (2,772), минимальные - в Ленинградской области (1,034).

2600000 2400000 2200000 2000000 1300000 1600000 1400000 1200000 1000000

Рис. 2. Динамика численности родившихся и умерших в России в 1991-2008 годах

В августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который составил 1 тыс. человек. Об этом заявила 29 сентября 2009 года министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова. По данным министерства РФ, за август 2009 г. в России родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150,7 тыс. человек. Количество ро-

дившихся за январь-август составило 1,164 млн. человек, что больше на 41 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Количество умерших составило 1,347 млн., что на 57 тыс. человек меньше показателя 2008 г.

Тема демографической депопуляции, присутствующая практически во всех обсуждениях проблем численности населения страны, также проявилась при обращении к этническим аспектам. В целом перепись показала несостоятельность многих страхов и разговоров об "этноциде", якобы имевшем место в 1990-х годах, а также о радикальных изменениях в демографическом соотношении основных российских национальностей. Данные по 20 самым многочисленным группам (96 % населения страны) выглядят следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Численность и доли 20 этнических групп до 2010 г.

V 2010 ■А. 2002 Этническая группа а & с олкггн ык ЕП, чел/год а5с численность,чел доля б нац составе

1989 2002 2010 1989 2002 2010 1989 2002 2010

1 1 Русские 152827 -813846 -1408722 119365946 115339107 106701399 81,53 79,83 77,13

2 2 Татары 25165 -23225 -53004 5522096 5554601 5234794 3,7« 3,83 3,78

3 3 Украинцы 12170 -15400 -32366 4362872 2942961 2743415 2,97 2,03 1,98

4 4 Башкиры 7449 -5622 -13666 1345273 1673389 1592214 0.92 1.15 1,15

5 6 Чеченцы 13282 20243 24527 898999 1360253 1541476 0.61 0,94 1.11

6 5 Чуваши 8216 -8523 -18825 1773645 1637094 1522551 1,21 1.13 1,1

7 6 Аварцы 10131 7320 5591 544016 814473 865253 0.37 0.56 0.63

8 7 Мордва 2392 -6184 -11462 1072939 843350 770125 0,73 0.58 0.56

Э 9 Удмурты 3345 -2914 -6766 714833 636906 596261 0.49 0,44 0.43

10 10 Марийцы 3015 -3331 -7236 643698 604298 560077 0,44 0,42 0,4

11 13 Даргинцы 5886 3855 2606 353348 510156 535375 0,24 0.35 0.39

12 11 Кабардинцы 4218 42 -2664 386055 519958 507820 0.26 0.36 0.37

13 12 Осетины 2788 -873 -3126 402275 514875 497751 0.27 0.35 0.36

14 14 Якуты 4739 2026 356 380242 443852 452547 0.26 0.31 0.33

15 17 Ингуши 2952 3909 4498 215068 413016 446938 0,15 0,28 0.32

16 16 Кумыки 4953 3797 3085 277163 422409 449581 0,19 0,29 0.32

17 15 Буряты 3438 -526 -2966 417425 445175 429987 0.28 0.31 0.31

18 18 Лезгины 4218 3057 2342 257270 411535 432770 0,17 0,28 0.31

19 19 Коми 1957 -1141 -3047 336309 293406 275701 0,23 0,2 0,2

20 20 Тувинцы 3523 1237 -169 206160 243442 247011 0,14 0,17 0.18

Сумма перечисленных 139975632 136174256 126403046 95.21 93,81 91,37

Все население 147021869 145166731 138345019 100 100 100

Перепись показала несостоятельность страхов о катастрофическом сокращении числа этнических русских. Накануне переписи СМИ публиковали прогнозы, согласно которым, численность русских упала на 15-18 миллионов человек, т.е. чуть ли не на 15 % по сравнению с последней советской переписью. Сокращение действительно имело место, но на гораздо меньшую величину: на 5 %, а доля в составе населения страны - на 4 % (рис. 3). Основная причина сокращения - низкая рождаемость и высокая смертность. Второстепенным фактором сокращения служит миграционный отток.

В целом же миграция играет позитивную роль, компенсируя падение численности русского населения. Дополнительным источником демографического пополнения является ассимиляция в пользу русского языка и этнической идентичности среди иных групп. Речь можно вести о численной стагнации русских с тенденцией к сокращению по причине демографического старения.

Рис. 3. Доля русских в численности населения России по данным переписей населения 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 годов в %

Незначительное сокращение зафиксировано также среди марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы, хакасов, коми. Некоторые этносы, наоборот, численно выросли (аварцы, азербайджанцы, армяне, башкиры, буряты, даргинцы, кабардинцы, кумыки, лезгины, осетины, чеченцы, ингуши, якуты). Однако это не вызвало каких-то радикальных изменений в этническом составе населения Российской Федерации, если не считать сильное уменьшение численности украинцев, евреев и немцев (рис. 4).

Рис. 4. Динамика численности украинцев, евреев и немцев по данным переписей 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 (1989 год = 100%)

Этнический состав Российской Федерации меняется по ранее перечисленным причинам. В связи с этим меняется и этнический состав учащихся современной школы. Образование должно соответствовать требованиям общественности, поэтому его реформирование неизбежно.

В нашей стране существует «Концепция государственной национальной политики» (1996). В ней говорится о том, что и в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота

населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей, их работа, учеба, жизнь, как правило, протекает в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей и молодежи культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования».

Развивая идеи Концепции, Правительство РФ своим постановлением от 22 февраля 1997 г. № 217 утвердило план первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Среди ведущих мероприятий - внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка специальных программ и курсов по воспитанию культуры межнационального общения.

Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования и воспитания и в ряде других законодательных документов РФ: Закон РФ «Об образовании», «Стандарты - 2000», Национальная доктрина образования и др. Закон Российской Федерации «Об образовании» выделяет федеральные и национально-региональные образовательные стандарты. Эти стандарты предусматривают обязательный набор школьных дисциплин, содержание которых должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные культуры.

В Законе характеризуется содержание образования «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами...» (ст. 14).

Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодежь России», «Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском обществе. Они подчеркивают, что культура межнационального общения есть важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие элементы содержания:

формирование у школьников таких ценностей, как Родина, Отечество, демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;

• приобщение учащихся к совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям, готовности продолжать и развивать их.

В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободу граждан, связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается педагогическая политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания гражданственности, культуры межнационального общения.

Мы живем в многонациональной стране, и поэтому детей также нужно с детства приучать с уважением относиться к людям другой национальности и религии. Именно поэтому уже сейчас в российские школы вводится курс «Основы религиозных знаний и светской этики», который сопряжен со многими трудностями для школ, учителей и родителей.

В течение 2010-2011 годов преподавание комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" будет осуществляться в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса. Этими субъектами являются:

1. Еврейская автономная область;

2. Камчатский край;

3. Пензенская область;

4. Удмурдская Республика;

5. Чувашская Республика;

6. Вологодская область;

7. Калининградская область;

8. Красноярский край;

9. Новосибирская область;

10. Томская область;

11. Курганская область;

12. Свердловская область;

13. Костромская область;

14. Тамбовская область;

15. Тверская область;

16. Республика Калмыкия;

17. Карачаево-Черкесская Республика;

18. Ставропольский край;

19. Чеченская Республика.

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Ход реформирования российского общества объективно (меняются экономические, политические, социальные и идеологические координаты) вызывает противоречивые изменения в духовно -нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой, - нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.

Безусловно, введение «Основ религиозных культур и светской этики» в предлагаемой форме, как и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в целом, заслуживает пристального внимания всех звеньев общества. Нужен широкий и разумный общественный диалог, где стороны слышат и уважают иные мнения. К единству не прийти, не определившись в существе различий.

Нами была проведена экспериментальная работа в школах г. Таганрога (МОУСОШ № 6, № 22, № 25.) для определения этнического состава школьников. Основной задачей образования, например, в МОУСОШ № 25 является приобщение учащихся к культуре других народов с опорой на национальную культуру и самосознание. Содержание общеобразовательных предметов поликультурной школы построено таким образом, что учащиеся школы знакомятся с такими понятиями как «этническая общность», «культурные традиции», «духовная культура», «национальное самосознание», «российская культура», «мировая культура», «межкультурная коммуникация», «культурная конвергенция» и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе работы нами был использован метод изучения личных дел учащихся. Исследуя документацию каждого ребенка, было определено, что число учащихся русской национальности значительно превышает число учащихся других национальностей. Например, в 7-х классах количество русских школьников (в процентах) составляет 75 %, в 8-х классах - 89 %, в 9-х - 70 %.

Также для изучения этнического состава школы мы использовали метод беседы. Он проводился как с родителями учащихся, так и с классными руководителями данных классов. Цель беседы: выявить этническую принадлежность учащихся.

В ходе беседы с родителями учащихся были предложены следующие вопросы:

1. К какому этносу вы себя относите?

2. Какой язык является родным в семье?

3. На каком языке говорите в семье?

4. Если вы приезжий, как долго проживаете в городе Таганроге?

Таблица 2

Результаты беседы с родителями учащихся

№ Вопрос Родители учащихся Родители учащихся Родители

7 «А» класса 8 «А» класса учащихся 9 «А» класса

1 К какому этносу Русские - 69; Русские - 69; Русские -69;

вы себя относите? Армяне - 9; Армяне - 6; Армяне - 9;

Цыгане - 3; Белорусы - 9; Украинцы - 9;

Украинцы - 3 Осетины - 3 Цыгане - 3

2 Какой язык Русские - 72; Русский - 78; Русский - 78;

является родным Армянский - 9; Армянский - 6; Армянский - 9;

в семье? Цыгане - 3 Цыгане - 3

3 На каком языке Русские - 72; Русский - 78; Русский - 78;

говорите в семье? Армянский - 9; Армянский - 6; Армянский - 9;

Цыгане - 3 Осетины - 3 Цыгане - 3

4 Если вы приезжий, 1) 5 лет 1) 7 лет 1) 6 лет

как долго 2) 4 года 2) 4 года 2) 3 года

проживаете 3) 2 года 3) 2 года

в городе Таганроге?

Изучив проблему изменения этнического состава Российской Федерации, можно сделать прогноз дальнейшего изменения ее этнической структуры, и вследствие этого этнического состава современной российской школы.

Как было рассмотрено ранее, существуют такие важнейшие факторы, определяющие этнический состав населения России: естественное движение населения (рождаемость, смертность) и миграции по различным мотивам.

По моему мнению, ввиду нестабильной экономической ситуации, роль миграции будет возрастать, а естественное движение населения снижаться. Современные миграционные тенденции свидетельствуют о быстром сокращении притока населения, тогда как страна нуждается в его весьма значительном росте.

Однако неудовлетворенный спрос на рабочую силу, особенно малоквалифицированную и неквалифицированную, привлекает в Россию не только соотечественников: приток иммигрантов, принадлежащих к коренным этническим группам государств проживания, возможно, будет расти ещё более высокими темпами, чем приток соотечественников. Особо значительно возрастет, по сравнению с инерционным вариантом, приток украинцев, казахов, титульных народов государств Средней Азии.

Но все же реальные миграционные потоки будут зависеть и от того, как сложится социально-экономическая и политическая обстановка в странах СНГ и Балтии, и от миграционной политики России и ее соседей, а здесь есть немалый элемент неопределенности.

Прогнозируя будущее развитие событий, нельзя не учитывать демографическую ситуацию за пределами России, в частности, перенаселенность сопредельных стран - ее южных соседей и растущую мобильность их населения. Отсюда неизбежно будет нарастать миграционное давление. Оно найдет свое проявление в нелегальной миграции, сдерживать которую станет все труднее и на которую придется отвечать расширением легальных возможностей иммиграции. По прогнозам, доля русских в России останется на уровне 80-83%.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. № 2.

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 95-99.

3. Зайончковская Ж.А. СНГ через призму миграций // Миграция. 1998. № 3-4. С. 4-10.

4. Пирьов Г.Д. Классификация методов в психологии // Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985. С. 92.

5. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова. М., 1998.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.

7. Население России 2000 / отв. ред. А.Г. Вишневский, ИНХП РАН. М., 2001.

8. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999.

9. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.

10. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

А.А. Хлусова

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: «научиться жить вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить». Данное утверждение означает, что приоритет в образовательном процессе отдается сотрудничеству и партнерству взаимодействующих сторон, познавательной активности и самостоятельности обучающихся перед простым усвоением готовых знаний, компетентностному подходу в профессиональной подготовке. Возникает необходимость создания образовательной среды вуза.

В контексте модернизации образования интегральным показателем качества подготовки будущего учителя следует рассматривать профессиональную компетентность, которая характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации усвоенные знания и личностный опыт. Профессиональная компетентность учителя включает в себя различные составляющие, в том числе и рефлексивную. В связи с этим вопрос о формировании рефлексивной компетентности является весьма актуальным.

Рефлексия способствует достижению соразмерности среды и существования личности. Возможности, условия, способы деятельности и отношения являются параметрами данной среды. Эти параметры складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Рефлексивная среда представляет собой динамическую структуру, в которой личность, проходя «образовательный цикл», развивается. Поскольку рефлексия понимается как общий принцип существования, реализующий способность человека быть в практическом отношении к условиям своей жизни, а не сливаться с ними, то в рефлексивной среде и педагог, и ученик выступают в роли субъектов [6].

Теоретические аспекты «образовательной среды» исследовались в трудах ученых: В.В. Авдеева, И.В. Богданова, Л.А. Боденко, С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалева, Н.Б. Крыловой, Л.И. Новиковой, В.И. Панова, В.В. Рубцова, С.Ф. Сергеева, С.Т. Шацкого, В.А. Левина и др. В этих исследованиях образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психолого-педагогический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.