УДК 159
Симоненко Ирина Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры общей и клинической психологии Курского
государственного медицинского университета Министерства
здравоохранения Российской Федерации
Irina A. Simonenko
candidate of psychological sciences, associate professor,
associate professor of the general and clinical psychology
of Kursk state medical university of Ministry of Health of the Russian Federation
Изучение эффективности программы психологической помощи в развитии контакта матери и младенца 2-4 месяцев1
Study of the effectiveness of the program in the development of psychological help contact of mother and infant 2-4 months
Аннотация. В статье представлены результаты изучения эффективности программы психологической помощи матери и младенцу. Обоснованы основные фокусы и приемы психологической помощи в развитии контакта матери и младенца. Представленные результаты описывают взаимосвязь качества контакта матери и младенца с процессом принятия роли матери. В исследовании приняло участие 36 пар матерей и младенцев 2-4 месяцев.
Ключевые слова. Контакт, социальная роль матери, привязанность.
Annotation. The article presents the results of a study program effectiveness psychological help mother and baby. Substantiated basic tricks and techniques of psychological assistance in the development of mother-infant contact. The results presented describe the relationship quality of mother-infant contact with decision role of the mother. The study involved 36 pairs of mothers and infants 2-4 months.
Keywords. Contact, the social role of mother attachment.
Научные открытия последнего времени доказали, что отношения матери и ребенка в младенческом возрасте важны не только для настоящего, но и для будущего соматического и психологического благополучия ребенка [1,2,5,6,7,8,9]. Долгое время материнство считалось одной из обычных и естественных функций женщины. Но наше общество уже созрело для того, чтобы
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Качество раннего контакта матери и ребенка в системе психосоциальных факторов, как условие сохранения здоровья», проект № 14-06-00085.
понять и осознать ценность и сложность роли матери и развивающейся эмоциональной связи в диаде мать - ребенок.
Обращение к настоящей теме связано, во-первых, с важностью раннего возраста для дальнейшего развития человека (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, Р.А. Шпиц, Д. Стерн, К. Хорни, Э. Эриксон). Во-вторых, с необходимостью разработки диагностических критериев характера контакта и расширения теоретических знаний о контакте в диаде мать - ребенок в младенческом возрасте, его роли в развитии и становлении личности ребенка. В-третьих, с потребностями практики в дальнейшей разработке научной базы для психологического сопровождения матери и ребенка до года.
Взаимодействие матери и младенца - это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы. Отношения матери и ребенка строятся на взаимном приспособлении друг к другу. А взаимное приспособление и наличие собственной социальной активности младенца во взаимодействиях с матерью приводят к выводу, что ребенок и мать, строя эмоциональную связь друг с другом, вынуждены изменяться. Ребенок, все больше становясь «социальным индивидом», развивает новые формы поведения и способности, которые организуются и трансформируются в субъективные представления, группирующиеся вокруг чувства себя и чувства других людей. Первоначально социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью, однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека (матери) - так начинает формироваться привязанность ребенка к матери. А мать в процессе этого реального взаимодействия осваивает новую социальную роль матери. С нашей точки зрения, одной из определяющих задач во взаимном приспособлении и создании условий для дальнейшего развития матери, в её новой социальной роли, и ребенка является эмоциональный контакт, который активно разворачивается в первые недели и месяцы жизни ребенка.
Таким образом, проблемой нашего исследования стал вопрос, существует ли взаимосвязь между принятием роли матери и качеством контакта матери и младенца, и каковы возможности психологической помощи в развитии контакта матери и младенца?
Предмет исследования - взаимосвязь качества контакта матери и младенца и принятия роли матери.
Гипотеза: существует взаимосвязь между качеством контакта в диаде мать-дитя и принятием роли матери. Предполагаемая взаимосвязь проявляется в том, что при улучшении характеристик качества контакта с ребенком снижается тревога и развивается представления женщины о себе как о матери.
Задачи:
1. Разработать теоретическую концепцию и практические технологии психологической помощи по развитию контакта матери и младенца.
2. Исследовать особенности взаимосвязи качества контакта в диаде мать-младенец в течение 2-4 месяцев и принятия роли матери.
3. Изучить эффективность программы психологической помощи в развитии контакта в диаде мать-младенец.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы применен комплекс психодиагностического инструментария: авторская модификация «Мангеймской шкалы оценки для понимания взаимодействия матери и ребенка в грудном возрасте» (Manheim), «Методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко. / «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» (В.В.Бойко), восьмицветовой тест Люшера, социограмма (Эдеймиллер), контент - анализ сочинения «Моя новая роль мамы».
В качестве методов статистической обработки мы использовали U-критерий Манна-Уитни, Н - критерий, Т - критерий Вилкоксосна и критерий Фишера. Расчеты проводились с помощью статистического пакета STATISTICA 8.0. Характеристика выборки: В исследовании принимали участие женщины в возрасте 19-28 лет и их младенцы в возрасте 2-4 месяцев. В исследования приняло участие 36 матерей и их младенцев. В эксперименте также участвовали лишь полные семьи, у всех матерей младенцы являлись первыми детьми. В экспериментальную группу, в которой реализовывалась программа психологической помощи, вошли 11 матерей и младенцев 2-4 месяцев.
Исследование проводилось на базе ОБУЗ "Курская детская городская поликлиника №8" с 9:00 до 16:00 в кабинете профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР), в течение 2013-2014 годов.
Опишем основные положения программы психологической помощи по развитию контакта матери и младенца.
Теоретическим основанием программы психологической помощи матери и младенца стали положения о контакте, как неотъемлемой части построения межличностных отношений, в которых раскрывается значение человеческого существования, теория привязанности Дж. Боулби [2], теория развития самости Д. Стерна [7], современные нейробиологические исследования развития «социального мозга ребенка» И. Бауэр [5].
Теоретический анализ понятия контакта как условия развития эмоциональной связи в диаде мать-ребенок позволил выделить три фокуса психологической помощи.
Первым фокусом психологической помощи диады мать-младенец являются чувства матери, её способность их распознавать, обозначать и видеть за ними свои потребности. Конечно, период раннего младенчества для матери и для семьи в целом является периодом, когда многие потребности фрустриро-ваны в силу необходимости адаптации матери к потребностям ребенка. Однако даже означивание чувств матери ведет к усилению её способности к дифференциации собственных чувств и чувств и потребностей ребенка. Эта внутренняя работа матери позволяет ей остаться в границах своего внутреннего пространства и увидеть границы пространства её ребенка.
Следующим фокусом психологической помощи, с нашей точки зрения, является развитие способности матери к распознаванию сигналов ребенка, к развитию её наблюдательности, в которой особое место необходимо отвести
различиям в эмоциональных состояниях и потребностях матери и младенца. Тревога матери, высокие требования микро- и макро социума к женщине, осваивающей новую роль матери, блокируют её способность к восприятию ребенка как отдельного существа, со своей активно проявляющейся самостью. Поддержка матери в её специальном направленном внимании к различного рода сигналам младенца стала второй задачей психологической помощи.
Следующим фокусом нашей программы стало развитие способности матери к социальному взаимодействию с ребенком, прежде всего в невербальном пространстве. Мы увидели, насколько матери в первые месяцы жизни сфокусированы на биологическом развитии ребенка. Тесный контакт с врачами и их совместная нацеленность на чрезвычайно важных биологических показателях развития все же недостаточна для полноценного развития младенца. Как показали наши исследования, соматическое благополучие ребенка тесно связано с удовлетворенностью его социальных потребностей [8]. Увидеть и ответить на достаточно активно развивающуюся потребность ребенка в социально взаимодействии - следующая цель программы психологической помощи.
Одним из важных условий в проведении данной программы стал учет особенностей жизни мам и их маленьких детей. Это дефицит времени, сложности в передвижении, особая психологическая ранимость в этот кризисный период. Мы также понимаем, что наиболее важным в этой работе является не столько обучение, то есть привнесение чего-то готового, в виде советов и рекомендаций, сколько в поддержке матери её интуитивного чутья ребенка, в их индивидуальном способе социального взаимодействия и успешного опыта контакта. Поддержка матери в её развивающейся родительской компетентности является одним из основных условий при реализации поставленных выше задач. Д. Винникот писал: «...матери на собственном опыте должны учиться себя вести по-матерински. В конечном счете, нам нужны матери и отцы, которые нашли способ верить в себя ...» [1, стр. 289].
Программа состояла из нескольких встреч с мамой и младенцами. Чаще всего из 6-7, продолжительностью 50-60 мин, с интервалом 1 раз в неделю. Между встречами матери вели специально разработанные, c учетом выше поставленных целей, дневники, использовались видеосъемки и их анализ на встречах с мамами и младенцами.
Приступим к описанию результатов экспериментального исследования.
Представим результаты сдвигов, произошедших в экспериментальной группе. Сравнение результатов качества контакта до и после воздействия показали значимые изменения (р<0,05) по таким характеристикам Мангеймской шкалы, как: эмоции р=0,004, ласковость р=0,0005, проявление голоса р=0,0112, реактивность р=0,012, искренность р=0,0156, содержание речи р=0,005, игры р=0,0314, суммарный балл р=0,0001; и при наблюдении за детьми: эмоции р=0,004, проявление голоса р=0,0179, суммарный балл р=0,0001. Матери экспериментальной группы значимо чаще стали проявлять эмоционально-заинтересованное, радостное выражение лица при взаимодействии с ребенком, их прикосновения стали более ласковыми, чаще стала звучать обращенная к ребенку речь, мамы стали значимо чаще реагировать на сигналы ребенка, играть.
Дети, в свою очередь, стали чаще проявлять внимательное выражение лица, заинтересованные, сосредоточенные, широко открытые глаза, улыбку, заметны сдвиги и в частоте вокализации младенцами. Мы видим, что значимые изменения в качестве контакта произошли по восьми единицам наблюдения из десяти у матерей и по трем шкалам из пяти у детей. Для учета фактора времени при изменениях в качестве контакта между матерями и их младенцами мы сравнивали результаты в контрольной и экспериментальной группах в начале и по окончанию формирующего эксперимента. При сравнении данных контрольной и экспериментальной группы в начале экспериментального значимых различий в характеристиках контакта матери и младенцев не выявлено. Результаты сравнительного анализа качества контакта в экспериментальной и контрольной группах по окончанию психологического воздействия показали значимые различия (р<0,05) по таким шкалам как : у матерей - эмоцииф=0,0004), игры ф=0,0005), проявление голоса ф=0,0112), содержание речи ф=0,0156), суммарный балл ф=0,0001); у детей- эмоции ^=0,0314), проявление голоса ф=0,0179), суммарный балл ф=0,0153). В контрольной группе произошли изменения в качестве контакта, вследствие естественного обучения матерей и адаптации мам и младенцев друг к другу, однако значимые различия по сравнению с экспериментальной группой доказывают эффективность настоящей программы по развитию контакта с младенцем на ранних этапах развития.
Обратимся к результатам, характеризующим сдвиги в показателях принятия роли матери, произошедших вследствие проводимого экспериментального воздействия. Сравнивая данные, полученные в экспериментальной группе до и после воздействия с помощью анализа сочинения «Моя новая роль матери», мы получили значимые различия (р<0,05) по общему объему используемых слов, слов, обозначающих чувства и в том числе положительные чувства, матери в своих сочинениях значимо чаще стали использовать прилагательные с позитивной эмоциональной окрашенностью.
Мы также можем отметить статистически значимое снижение уровня ситуативной тревоги в экспериментальной группе матерей по результатам теста Люшер. Методика «семейная социограмма» при повторном замере в экспериментальной группе показала результаты, свидетельствующие об увеличении уровня дифференциации «Я». Все испытуемые изобразили себя и ребенка отдельной фигурой и при сохранении достаточно близкого расстояния исчезли наложения и пересечения фигур. Сходные различия мы наблюдаем и при сравнении контрольной и экспериментальной группы после экспериментального воздействия.
Представленные выше результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Существует взаимосвязь между качеством контакта матери и младенца 2-4 месяцев и принятием роли матери.
2. Улучшения в контакте матери и младенца привели к следующим изменениям в принятии роли матери. Женщины стали более развернуто представлять роль матери, их эмоциональные переживания новой роли стали чувственно богаче и позитивнее, усилились границы в диаде мать - ребенок, кото-
рые позволяют женщине увидеть себя и своего ребенка как близких, но отдельных личностей, разворачивая рефлексивные процессы в своем новом социальном взаимодействии.
3. Доказана эффективность программы психологической помощи по развитию контакта матери и младенца 2-4 месяцев с опорами на основные фокусы психологического воздействия. Первый фокус связан с контактом матери с собственным миром чувств и потребностей, второй с распознаванием и дифферен-цировкой сигналов младенца, третий с обучением различным формам взаимодействия в невербальном пространстве диады.
Литература
1. Винникот Д.В Семья и развитие личности. Матъ и дитя.- Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2004.-400с.
2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Академический проект, 2003 - с.
447.
3. Выготский Л.С. Младенческий возраст. - М.: Педагогика, 1984. - с. 269 - 318.
4. Мухамедрахимов Р.Ж. Матъ и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 288 с.
5. Бауэр И. Принцип человечности: Почему мы по своей природе склонны к кооперации/Пер. с нем. И. Тарасовой. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.-152с.
6. Бриш К.Х. Терапия нарушения привязанности: от теории к практике. Пер.с нем.-М.: Когито-Центр, 2012.-316с.
7. Стерн Д.Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития - Спб.: Восточно - Европейский институт психоанализа, - 2006 - с. 376.
8. Симоненко И.А. Взаимосвязь качества контакта матери и младенца 3-4 месяцев с ранними психосоматическими нарушениями « Здоровье семьи - 21век», электронное периодическое издание ISSN 2077-2548 Пермь,4 (4) 2012
9. Симоненко И.А. Изучение привязанности и ее влияния на психическое развитие детей раннего детского возраста.// Российский научный журнал. 20011 г., №5 с.177-183.
Literature
1 . Vinnikot D. V. Family and development of the personality. Mother and child. - Yekaterinburg: Publishing house "Litur", 2004. - 400с.
2 . Boulby J. Privyazannost. - M.: The academic project, 2003 - page 447.
3 . Vygotsky L.S. Mladenchesky age. - M.: Pedagogics, 1984. - page 269 -
318.
4 . Mukhamedrakhimov R. Zh. Mat and baby: psychological interaction. — SPb. : S.'s publishing house - Peterb. un-that, 2001. — 288pages.
5 . Bauer I. Printsip of humanity: Why we by the nature are inclined to the cooperation /Lane with it. I. Tarasova. SPb. : Verner Regen'spublishing house, 2009. -152a
6 . Brish K.Kh. Therapy of violation of attachment: from the theory to practice. The lane with it. - M.: Kogito-center, 2012. - 316c.
7 . Stern D. N. Interpersonal world of the child: look from the point of view of psychoanalysis and development psychology - SPb. : East - the European institute of psychoanalysis, - 2006 - page 376.
8 . Simonenko I.A. Vzaimosvyaz of quality of contact of mother and the baby of 3-4 months with early psychosomatic violations "Family health - 21eeK", the electronic periodical of ISSN 2077-2548 Perm, 4 (4) 2012
9 . Simonenko I.A. Studying of attachment and its influence on mental development of children early children's eo3pacma.//Russian scientific magazine. 20011 g, No. 5 of page 177-183.