Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»'

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ / ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаймуратова Г.Ф., Гельмутдинова Г.Г., Шабаева Г.Ф.

Настоящая статья посвящена вопросу изучения эффективного формирования познавательного интереса младших школьников при использовании опытов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе. В статье подробно раскрыты цели опытнической работы. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаймуратова Г.Ф., Гельмутдинова Г.Г., Шабаева Г.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»»

Необходимо отметить, что в Москве и Московской области сейчас делают интересные сказочные композиции и украшают детские площадки. Все это положительно влияет на развитие личности ребенка с ОВЗ и нормально развивающегося ребенка, вызывает положительные эмоции у взрослого, лишний раз заставляя их улыбнуться. Необычно оформленные уголки Москвы, красивые здания, которые органично вписываются в улицы и скверы, создают неповторимый уют и только подчеркивают красоту столицы.

Таким образом, можно подчеркнуть, что оформление территорий парков и городов может иметь большое образовательно-коррекционное значение и влиять на психоэмоциональное состояние ребенка и взрослого и служить территорией, пространством для проведения различных мероприятий. Список использованной литературы:

1. Лусс Т.В. Нетрадиционные подходы проведения практических занятий с педагогами дошкольных учреждений Подмосковья, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. //Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: мат. Региональной научно-практической конференции. 8 декабря 2014/под. Общ. Ред. В.В. Воронковой, Е.Н. Крутяковой. - АСОУ, 2014 г. (С. 150-154). (электронное издание)

2. Лусс Т.В., Черкасов А.В. Ландшафтно-парковая педагогика. Творчество. Эмоции. Радость. - М.: Буки Веди, 2018. - 214 с.

3. Лусс Т.В. Экопарк как коррекционно-педагогическая рекреационная территория // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2017.- №8- с.54-58.

4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991

5. Соколова, Т. А. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/310610/

6. Черкасов А.В. Концепция экологического парка с функцией семейной коррекционной релаксации// воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017.- №8- с.50-53.

7. Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; отв. за вып. А. А. Коваленко. - Томск, 2014 - 47 с.; 21 см. - (В помощь реабилитологу).

©Лусс Т.В., 2022

УДК 37

Шаймуратова Г.Ф.,

магистрант 2 курса БГПУ им. М. Акмуллы Гельмутдинова Г.Г., магистрант 2 курса БГПУ им. М. Акмуллы

Шабаева Г.Ф., кандидат педагогических наук, доцент

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Аннотация

Настоящая статья посвящена вопросу изучения эффективного формирования познавательного интереса младших школьников при использовании опытов на уроках «Окружающего мира» в начальной

школе. В статье подробно раскрыты цели опытнической работы. Материал данной статьи представляет интерес для учителей школ, родителей учащихся, а также педагогов педагогических учебных заведений.

Ключевые слова

Опыт, приоритетная цель, познавательная деятельность, эмпирическое исследование,

структурные элементы.

Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе -обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

Формированию предметных знаний, личностных и метапредметных умений способствуют несложные наблюдения и опыты с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, умение следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов - важный фактор «роста» наших маленьких исследователей.

В настоящее время опыт, как исследовательский, практический метод обучения, следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования особенно познавательных УУД, так как в эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности. Основные приемы мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, конкретизация, определение и объяснение понятия, обобщение и систематизация, моделирование, доказательство, объяснение результатов опыта.

Естественно, опыты активизируют познавательную деятельность учащихся, только при условии

когда:

• сочетаются с проблемными ситуациями и вопросами, подводящим детей к мысли об опыте;

• отражают жизненные ситуации;

• включаются в изложение нового материала;

• проводятся детьми по творческим заданиям.

Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Но педагогическая ценность опытов не ограничивается этим. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.

Конечно же, мы не хотим быть голословными и решили подтвердить свои слова фактами. С этой целью нами был проведён эксперимент - «опыт» для выявления отношения младших школьников к использованию опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира.

Базой для опытно - экспериментальной работы стали ОУ Кушнаренковского района Республики Башкортостан. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В ходе экспериментальной работы решались несколько задач, основная из них:

- выявление эффективного формирования познавательного интереса младших школьников при использовании опытов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

На констатирующем этапе эксперимента обследовались 45 учащихся третьего класса. Использовались задания для детей, интервью с учащимися 3-х классов, наблюдение.

Для выяснения на констатирующем этапе эксперимента отношения младших школьников к школьному предмету «Окружающий мир» была применена методика «Составь расписание». Анализ результатов этой работы показал, что любимыми предметами в третьем классе начальной школы являются «Окружающий мир» и математика, на втором месте - рисование и чтение. Ещё меньше голосов получили такие школьные предметы как русский язык, физкультура и технология. Можно сделать вывод, что большинству третьеклассников интересен предмет «Окружающий мир». Ещё стало ясно, что третьеклассники проявляют повышенный интерес не к одному, а к нескольким школьным предметам.

Следующий критерий оценки уровня познавательного интереса младших школьников к естествознанию - активность детей на уроках окружающего мира. Мы провели наблюдение за активностью младших школьников на тех уроках, на которых опытно-экспериментальная работа не проводилась. Показатели активности детей были следующие: степень добровольного участия в учебном процессе; эмоциональное отношение к учебной деятельности; задаваемые детьми вопросы по теме урока; желание продолжить работу дома или после звонка. Высокий уровень познавательного интереса у 27%, средний - у 33%, низкий у - 40% учащихся.

Формирующим этапом эксперимента стало проведение 3 уроков окружающего мира с организацией опытно - экспериментальной деятельности обучающихся, 2 уроков с проведением детских микроисследований.

На этих уроках младшие школьники выступали в роли исследователей. Предложенная им опытно -экспериментальная работа создавала благоприятные условия для активной умственной деятельности на уроках. В результате активность детей на уроках заметно повысилась, что отражено нами в таблице «Динамика активности младших школьников на уроке ОМ». Во время самостоятельного выполнения учениками опытов, их лица выражали не только заинтересованность, но и удивление, и радость от возникшей догадки, а после звонка многие даже хотели продолжить работу.

На контрольном этапе эксперимента мы снова задали вопросы младшим школьникам и получили следующие результаты: на уроках окружающего мира, где учитель провёл опытно - экспериментальную работу, 33% учащихся проявили высокий познавательный интерес к изучению естествознания; 60% -средний (ситуативный) познавательный интерес, который зависел от темы урока и вида деятельности; 7% учащихся продемонстрировали низкий познавательный интерес.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что использование опытов на уроках «Окружающего мира» позволяют эффективно формировать познавательный интерес младших школьников к изучению предмета. Следовательно, её как можно чаще нужно включать в уроки «Окружающего мира» для решения разнообразных дидактических проблем. В вариативные программы по «Окружающему миру» опыты и эксперименты следует включить в большем объёме.

Список использованной литературы:

1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М., 2008. С. 55-67

2. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособия для студ.высш.пед.учеб.заведений /Е.Н. Степанян. - М.: Издательский цент «Академия», 2004. С.95-111.

3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)

4. Самигуллина А.М., Л.К. Фаткуллина «Проведение опытов на уроках «Окружающего мира» как метод формирования УДД», Гуманистическое наследие в культуре и образовании: материалы XII Международной научно-практической конференции 14 декабря 2017 г. - Уфа: Издательство БГПУ, 2018 -296 с.

5. Шабаева Г.Ф., Рожкова С. А. Портфолио как средство формирования самооценки дошкольника и младшего школьника // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: сб. материалов. III Международной научно - практической конференции, 18 апреля 2019 г. БГПУ им. М. Акмуллы: Изд - во БГПУ - Уфа, 2019.- 130 с. С 183-185

6. Шаймуратова Г.Ф., Шабаева Г.Ф. Психолого - педагогические аспекты реализации образовательных программ // Изучение и обобщение педагогического опыта по использованию экспериментирования на уроках окружающего мира в начальной школе: сб. статей. Международной научно - практической конференции, 15 февраля 2021г. Научно - издательский центр «Аэтерна»: Изд - во Казань, 2021.- с. 107110

© Шаймуратова Г.Ф., Гельмутдинова Г.Г., Шабаева Г.Ф., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.