правовые последствия, о чем внести соответствующие дополнения в новую редакцию закона о прокуратуре. Прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами контроля должен быть постоянным приоритетом деятельности прокуратуры.
Литература и источники
1. Богославский Е.А. Государственный контроль и надзор как форма реализации правовой политики // Современная научная мысль. - 2015. - №1. - С.137-146.
2. Распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 1226-р // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30 (часть II). Ст. 4141.
3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
4. http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-86111/
5. Фоменко А.Н. К вопросу о правовом положении жертвы преступления в международно-правовых актах // Современная научная мысль. - 2013. - №6.
6. http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-144245/
7. Приводится по: Определение Верховного Суда РФ от 09 августа 2011 года № 70-Г11-5
8. Постановление федерального арбитражного суда Московского округа от 15 мая 2009 года. Дело № КА-А40/2474-09 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. См.: Турицын И.В. Власть, общество и терроризм: размышления о российской исторической традиции // Современная научная мысль. - 2014. - №1.
МИХАЙЛОВ ЭМИН МИХАЙЛОВИЧ - соискатель, консультант департамента молодежной политики Краснодарского края ([email protected]) MIKHAYLOV, EMIN M. - the applicant, a consultant of the Department of Youth Policy of the Krasnodar Territory ([email protected])
УДК 343.971
УСЕНКО О.В.
ИЗУЧЕНИЕ ДЕСТРУКЦИИ МИРООЩУЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ИГРОМАНА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
АЗАРТНЫХ ИГР
Ключевые слова: потерпевший, игровая зависимость, психическое расстройство, социальная деструкция.
В статье рассматривается личность потерпевшего в таком преступлении, как незаконные организация и проведение азартных игр. Исследуется механизм развития игровой
зависимости, выделяются виды игроманов, дается их криминалистическая характеристика. Выясняется роль игромана в механизме преступления.
USENKO, O.V.
STUDY A DESTRUCTION OF ATTITUDE OF GAMBLER'S PERSONALITY AT INVESTIGATION ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCTING OF GAMBLING
Keywords: a victim, game addiction, mental illness, social destruction.
In the article considered a personality of victim in such case as illegal organization and conducting of gambling. It is explored the mechanism of the development of gambling addiction, allocated the types of gambler, gives their criminological characteristic. It is concluded about the role of gambler in the mechanism of the crime.
Сведения о потерпевшем традиционно входят в структуру криминалистической характеристики преступления и играют важную роль в раскрытии и расследовании преступлений. Так, игроман, участвующий в азартных играх, является потенциальной жертвой при совершении преступления, так как его потребность участия в азартных играх оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения организаторов азартных игр. Более того, игроманы, как показывает практика, не рассматривают организаторов азартных игр как преступников. В результате, преступление, предусмотренное ст. 171.2 УК РФ становится результатом действия двух лиц: один желает играть и ищет возможности участвовать в них, другой создает условия и привлекает лиц желающих играть. Фактически такое поведение игроманов затрудняет раскрытие и расследование данных преступлений. В связи с этим, представляет интерес изучение деструкции мироощущения личности игромана при расследовании незаконных организации и проведения азартных игр.
Мироощущение личности - есть восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в его настроениях, чувствах, действиях [1]. Посредством ощущений, восприятий, представлений, независимо от их осмысления, происходит отражение действительности, формируется внутренний мир человека, который определяет его поведение [2, с. 117]. В.Д. Шадриков в число компонентов (составляющих) внутреннего мира человека включает: деятельность, мотивы и потребности, эмоции и чувства, волю [2, с.227]. Появление в процессе развития личности элементов, направленных на разрушение нормальной структуры личности и поведения влечет те или иные типы деструктивности личности.
Под деструкцией личности следует понимать «процесс разрушения сложившейся к моменту начала болезни структуры личности в целом или отдельных ее компонентов. Деструкция приводит к разнообразным по выраженности и структуре дефектам
личности» [3]. В этом аспекте, при расследовании преступлений в сфере незаконных организации и проведении азартных игр, представляет интерес исследование личности игромана с точки зрения ее деструктивности.
В отличие от наркомании и алкоголизма, такая зависимость как игромания отдельно стала изучаться относительно недавно. В связи с этим в криминалистической литературе личность игромана не получила широкого обзора. Лудомания (от латинского ludus - игра), или игромания, - это игровая зависимость или патологический гэмблинг. В соответствии с Международным классификатором болезней (код F63.0) [4], лудомания признана психическим расстройством, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм. В этом смысле, лудомания - это одна из форм аддиктивного поведения (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность), то есть отклоняющегося (девиантного) поведения. Как отмечает Н.В. Советная, психологический статус лиц с игровой аддикцией характеризуется признаками эмоционально-волевой и нравственной деструкции личности [5, с.8]. По мнению Ю.В. Шепель, игровая зависимость, как форма девиантного поведения, выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния в результате постоянной фиксации внимания на азартной игре. Это сопровождается, развитием интенсивных эмоций и нарушением способности контролировать свою вовлеченность в игровой процесс [6, с.6].
Действительно, некоторые исследователи [7] выделяют три стадии развития игровой зависимости:
• стадия выигрыша: на этой стадии происходит вовлечение субъекта в процесс азартной игры, начинается формирование его зависимости от игры, однако признаки игровой болезни пока отсутствуют; В тоже время можно полагать, что на этом этапе задействуется деструкция эмоций и чувств индивида как части его внутреннего мира;
• стадия проигрыша: происходит замена мотиваций, появляются азарт и трудности в подавлении желания сыграть, мысль об отказе от игры вызывает психологический дискомфорт, происходит увеличение сеансов игры и размеров ставок. Таким образом, на этом этапе деструкции подвергаются мотивы и потребности личности;
• стадия отчаяния: желание взять реванш в игре становится единственной целью в жизни, борьба мотивов на этой стадии прекращается, теряется связь с реальным миром, целью игры становится сама игра, это стадия полной игровой зависимости человека. На этой стадии и происходят деструктивные изменения с волей человека, позволяющие говорить уже о возникновении лудомании.
Наши исследования показали, что деструктивность личности игромана является заранее предопределенным (потенциальные игроманы), однако может возникнуть и развиваться в процессе игры. Э. Фромм полагал, что деструкция существует и проявляется в основном в двух формах: спонтанной (обеспечивающей сохранение дремлющих деструктивных импульсов - преимущественно оборонительного характера -и их активацию при чрезвычайных обстоятельствах) и личностной (постоянно присущих
конкретному индивиду деструктивных черт характера, сопряженных со всей структурой его личности) [8].
По мнению Т.А. Бондаренко, у всех лиц, склонных к аддиктивному поведению, имеются единые психологические особенности:
• рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов;
• снижение переносимости трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций выражающееся в постоянном желании «встряхнуться», испытать яркие впечатления;
• скрытый комплекс неполноценности, подавляемый гиперкомпенсаторной реакцией и сочетающийся с внешне проявляемым превосходством [9].
По результатам исследования Н.В. Советной, психологический статус больных с игровой зависимостью чаще всего характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, высоким уровнем невротизма, наличием скрытой агрессии со временем переходящей в открытую, социальной и личностной дезадаптацией, повышенной истероидностью, психическим утомлением и напряжением, постоянным и интенсивным эмоциональным стрессом, снижением жизненной энергии, повышенной раздражительностью, сверхвозбудимостью и ощущением беспомощности и разочарованностью, повышенной реактивной тревожностью [5, с. 18].
В тоже время, как отмечают Л.В. Синицина и Д.Л. Бурдюг, игроманами могут быть достаточно энергичные, жизнерадостные, талантливые, стремящиеся к успеху личности. Для них игра - это легкий способ ухода от проблем, именно таким образом они расслабляются, испытывая позитивные эмоции после трудного рабочего дня. В данную группу риска могут попасть юристы, преподаватели, военнослужащие, студенты и школьники, научные сотрудники [10, с. 37]. Так, в октябре 2013 г. в одном из подпольных казино г. Хабаровска был задержан судья Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа [11].
Итак, нельзя утверждать, что все игроманы, это ограниченные люди с низким социальным статусом. Как выявила Н.В. Советная в ее диссертационном исследовании, ведущими социально-демографическими особенностями личности больных с игровыми зависимостями, являются: трудоспособный возраст, высокий образовательный уровень и низкая занятость [5, с.17].
На базе Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск) и Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск) в период с 2004 по 2007 г. проводилось психологическое обследование, которым были охвачены курсанты 2-го, 3-го, 4-го курсов ДВЮИ МВД России - будущие оперативные работники, следователи (106 человек), студенты ДГГУ, института управления психологии 2-го, 3-го, 4-го курсов - будущие социальные работники, психологи, социальные педагоги (106 человек). В ходе проведенного исследования было установлено, что процент играющих в азартные игры студентов и курсантов одинаков.
Но есть те, кто уже имеет пристрастие к азартным играм. Эту категорию лиц достаточно сложно переубедить. Они понимают реальную опасность азартных игр, однако остановиться не могут и не желают [10, с.39].
Таким образом, мы отмечаем, что, в зависимости от особенностей структуры личности, игроманов можно разделить на две группы:
• к первой группе относятся субъекты, которые еще до возникновения игровой зависимости имели какую-либо сформировавшуюся личностную деструкцию, существенно отягощенную в процессе возникновения и развития игровой зависимости;
• ко второй группе относятся субъекты, проявляющие деструктивность лишь ситуативно. Например, оказавшись в провокационной ситуации (в игровом зале, в казино и т.п.), получают активизацию дремлющих деструктивных импульсов, и соответственно проявление отдельных признаков игромании.
Так, И.В. Лысак выделяет два типа игроков: патологических и социальных. К «социальным» игрокам он причисляет тех, кто могут посещать игровые заведения время от времени и для которых азартные игры являются лишь одним из способов проведения досуга. Главными же признаками патологической игры являются «хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться импульсу игры, что ставит под угрозу, нарушает и разрушает личное, семейное и профессиональное положение. Следствием патологического пристрастия к играм и являются деструктивные изменения личности [12].
Мы считаем, что даже ситуативные (социальные) игроманы имеют те или иные признаки деструкции личности. В противном случае азартная игра не представляла бы для них интереса. Так, по результатам исследований, проведенных Ю.В. Шепелем, причинами, толкающими на игру, являются: уход в другую реальность при появлении проблем или конфликтов; желание обогащения; обретение устойчивого статуса; инстинкт состязательности; стремление к риску; наслаждение свободным временем; тяга к страданию, как своеобразный мазохизм; уныние, подавленность, апатия или другими словами депрессия [6, с.20].
Это значит, что ситуативный игроман, при наличии сопутствующих факторов, легко может развиться в патологического. Как отмечает С.Л. Панов, многие владельцы игровых залов - неплохие «психологи» и исподволь или прямо «оценивают» своих посетителей, чтобы максимально угодить их желаниям, ведут статистику, учет и анализ их игры (в этом и заключается, в принципе, суть игорного бизнеса). Случайный посетитель легко превращается в «завсегдатая» правильным подбором игровых автоматов [13].
Однажды став лудоманом человек с максимальной вероятностью не излечится самостоятельно. Без игры лудоманы испытывают внутренний дискомфорт, угнетенность, апатию, безразличие, пребывают в состоянии психологической зависимости. Только вернувшись к процессу игры, к любимому своему занятию, они снимают стресс, возникающий до игры. Эти люди могут быть готовы на все ради того, чтобы вернуться в
значимое для него состояние, даже пойти на преступление. Часто в данную категорию лиц попадают люди экстремальных профессий - военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов (особенно те, кто вернулся из зоны боевых действий), спасатели, профессиональные спортсмены [10, с.41].
И тут можно полагать, что игромания носит характер социальной деструкции личности, которая, по мнению Г.А. Борисова, является качественным изменением жизненно-необходимых свойств индивида или группы, ведущим к ухудшению функционирования и прекращению развития общества или какой-либо его сферы [14].
Изложенное дает основание полагать, что социальная опасность преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ состоит в том, что его жертвы часто сами рискуют стать преступниками, т.к. проигрывая зачастую колоссальные суммы денег - начинают остро в них нуждаться, из-за чего нередко совершают другие преступления (например, кража, грабеж, разбой) для дальнейшего продолжения игры. В результате игорный бизнес создает благоприятную среду для роста других преступлений. Изучая личность игромана, можно установить не только причины возникновения незаконного игорного бизнеса, но и конкретного субъекта - организатора игорного заведения, лиц, участвующих в создании (крышевании) условий «ухода» от уголовной ответственности, лидера преступной группы и его соучастников.
Литература и источники
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2010. - С. 351.
2. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. - М.: Логос, 2006.
3. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998. - С. 78.
4. Международная классификация болезней МБК-10. Электронный справочник / URL: http://мкб-10.рф/rasstroystva-privychek-i-vlecheniy/ (дата обращения 29.04.2015 г.).
5. Советная Н.В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока : автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - СПб., 2008.
6. Шепелъ Ю.В. Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе: автореф. дисс. . канд. социол. наук. - М., 2009.
7. Поздняков В.М. Юридическая психология. - М.: Юрист, 2002. - С. 288.
8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / перев. Э.М. Телятниковой. - М.: АСТ, 2015. - С. 175.
9. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей : учеб. пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - С. 42.
10. Синицына Л.В., Бурдюг Д.Л. Игровая зависимость в противоправном поведении // Юридическая психология. - 2008. - №2.
11. Официальный сайт Российского агентства правовой и судебной информации / URL: http://rapsinews.ru/incident_news/20131002/269029758.html (дата обращения 29.04.2015 г.).
12. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. - Ростов-на-Дону: Изд-во ТРТУ, 2004. - С. 88.
13. Панов С.Л. Социально-правовые аспекты функционирования залов игровых автоматов // Право и политика. - 2006. - №2 10. - С. 14.
14. Борисова Г.А. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы : историко-философский анализ. Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. - Екатеринбург, 2007. - С. 16.
УСЕНКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД РФ ([email protected])
USENKO, OKSANA V. - postgraduate student of the Far East law Institute of Internal Affairs of Russia ([email protected])
УДК 342.7:341.231.14
СМИРНОВА З.М. КАТЕГОРИЯ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛЕМИКЕ
Ключевые слова: Конституция РФ, права и свободы человека, международные нормативные правовые акты, международные стандарты, принцип уважения прав человека, достойная жизнь, свободное развитие человека.
В статье раскрывается значимость основных (естественных) прав человека в конституционно-правовой полемике. Определен характер взаимосвязи международного и национального права в сфере прав человека. Показано, что эффективность международного права во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство.
SMIRNOVA, Z.M.
CATEGORY OF "HUMAN RIGHTS" IN THE CONSTITUTIONAL-LEGAL
POLEMICS
Keywords: Constitution, human rights and freedoms, international legal acts, international standards, respect for human rights, dosmynaya life razviTie free man.
The article reveals the basic znachimosT (esTesTvennyh) human rights in the constitutional and legal controversy. The character of the relationship of international