Научная статья на тему 'Игровая зависимость личности: подходы к изучению и организации социально-психологической помощи (опыт работы БФ ПСП «Держава»)'

Игровая зависимость личности: подходы к изучению и организации социально-психологической помощи (опыт работы БФ ПСП «Держава») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2745
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛУДОМАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ИГРОМАНА / ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ ИГРОМАНИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗАВИСИМЫХ ОТ ИГРЫ ЛЮДЕЙ / ТИПЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ТЕХНОЛОГИИ ПОДПОРОГОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ / GAMBLERS / PERSONALITY TRAITS GAMERS / THE PREVENTION OF GAMBLING ADDICTION / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION DEPENDING ON THE GAME OF PEOPLE / TYPES INCLUDE RIGHTS IN GAMBLING TECHNOLOGY SUBLIMINAL PERCEPTUAL INFORMATION IN THE PREVENTION OF GAMING ADDICTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Щербаков Григорий Викторович, Молоствов Алексей Владимирович

в статье приведен метаанализ исследований отечественных и зарубежных специалистов по проблемам профилактики развития игромании и психологической реабилитации зависимых от игры людей. Обобщены исследования посвященные изучению особенностей личности игроманов. Рассмотрен опыт и применения технологий подпорогового восприятия информации в профилактике игровой зависимости. Определены направления дальнейших исследований в рамках изучаемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the paper presents a metaanalysis of studies of domestic and foreign experts on the prevention of gambling addiction and psychological rehabilitation of people depending on the game. Summarizes the research devoted to the study of personality gamers. The experience and application of technology subliminal perceptual information in the prevention of gaming addiction. The directions for further research in the study of the problem.

Текст научной работы на тему «Игровая зависимость личности: подходы к изучению и организации социально-психологической помощи (опыт работы БФ ПСП «Держава»)»

ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ОПЫТ РАБОТЫ БФ ПСП «ДЕРЖАВА»)

Д. В. Сочивко, Г. В. Щербаков, А. В. Молоствов

Аннотация: в статье приведен ме-таанализ исследований отечественных и зарубежных специалистов по проблемам профилактики развития игрома-нии и психологической реабилитации зависимых от игры людей. Обобщены исследования посвященные изучению особенностей личности игроманов. Рассмотрен опыт и применения технологий подпорогового восприятия информации в профилактике игровой зависимости. Определены направления дальнейших исследований в рамках изучаемой проблемы.

Ключевые слова: лудомания, особенности личности игромана, профилактика развития игромании, психологическая реабилитация зависимых от игры людей, типы включения человека в азартные игры, технологии подпоро-гового восприятия информации в профилактики игровой зависимости.

Abstract: the paper presents a meta-analysis of studies of domestic and foreign experts on the prevention of gambling addiction and psychological rehabilitation of people depending on the game. Summarizes the research devoted to the study of personality gamers. The experience and application of technology subliminal perceptual information in the prevention of gaming addiction. The directions for further research in the study of the problem.

Keywords: gamblers, personality traits gamers, the prevention of gambling

addiction, psychological rehabilitation depending on the game of people, types include rights in gambling technology subliminal perceptual information in the prevention of gaming addiction.

Не секрет, что азартные игры появились еще на заре цивилизации. Азарт нельзя назвать патологией. На Востоке и на Западе с удовольствием предавались азартным играм, и ничто, ни власть, ни церковь, ни тем более доводы рассудка не смогли остановить азартные игры. Однако иногда за безобидным желанием развлечься может скрываться зависимость от азартных игр. Такой игрок уже не владеет своей жизнью. Его жизнь превращается в игру, и в этом случае может идти речь о патологии личности.

Вопросы профилактики развития игромании и реабилитации зависимых от игры людей требуют комплексного подхода и не могут быть решены с помощью простых запретительных мер. С 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», согласно которому все игорные заведения вне специализированных зон должны быть ликвидированы. Еще раньше в 2006 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении из-

менений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 244-ФЗ, который устанавливал запрет на проведение и организацию азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи.

Казалось бы, подобные меры должны были привести к уменьшению числа игроков, закрытию ряда игровых точек и интернет-казино. Однако игорный бизнес — очень прибыльный вид деятельности как для его владельцев, так и для государства. И как следствие, тотальные запреты привели к развитию полукриминального подпольного игорного бизнеса. Если обратиться к международному опыту и ознакомиться с мировой практикой, то можно найти достаточно много схем по уходу от подобных законопроектов. Например, по данным СМИ закрытие казино в Турции вызвало всплеск подпольного игорного бизнеса. В Стамбуле было закрыто 47 казино, сегодня 274 подпольных казино исправно платят, теперь уже не государству, а прямо в карман различным чиновникам и криминальным лидерам за свое существование. В Москве через три месяца после официального закрытия игорных заведений (с 1 июля 2009 г.) отмечен рост числа компьютерных клубов в 2-3 раза. Однако не это главное. Можно запретить игорные заведения, но проблема не будет решена до тех пор, пока не будут созданы альтернативные условия для решения описанных ранее психологических проблем для каждой личности, втянутой (или обладающей потенциалом быть втянутой) в игровую зависимость. В развитии подпольного игорного бизнеса ключевым фактором является спрос

населения на азартные игры. Если есть спрос — будет предложение.

За последние 20 лет в России широкое распространение получили различные легальные формы азартных игр, что существенно отразилось на общем морально-нравственном и нервно-психическом состоянии общества, в первую очередь на молодом поколении. Не-сформированная личность скорее подпадает под гипнотическое влияние примитивного азарта, быстрее обретает все признаки игровой зависимости. При этом находясь в моральной и материальной зависимости от родителей и близких людей, молодой человек перекладывает большую часть ответственности на них, порождая различные формы созависимости у взрослых членов общества со специфическим (но не менее болезненным) комплексом психических отклонений. В настоящее время общество постепенно приходит к пониманию опасности и «социальной стоимости» доступности игорной инфраструктуры для населения в целом и молодежи в частности.

Склонность к азартным играм была свойственна человеку задолго до создания «однорукого бандита». Индустрия игр очень древний вид бизнеса. Уже в древнеримском Колизее существовал прообраз современного тотализатора.

В современном мире огромное количество людей имеют тот или иной опыт азартной игры. Появился специальный психолого-психиатрический термин — «лудомания», представляющий собой комплекс нервно-психических и личностных отклонений, возникающих вследствие патологической привязанности к игре. Следует отметить, что в различных странах эту проблему восприни-

мают по-разному. Так, в Испании игро-манию принято считать болезнью, тогда как датчане считают ее следствием распущенности, от которой человека можно отучить. По официальным данным, в настоящее время среди пятимиллионного населения Дании — 150 тыс. человек регулярно играют в различные азартные игры, 40 тыс. — имеют диагноз лудома-ния. Около 100 тыс. человек в Германии страдают патологической тягой к азартным играм. По разным оценкам среди семимиллионного населения Швейцарии живут 30-40 тыс. азартных игроков. Более 20 млн американцев играют в азартные игры, из них несколько миллионов являются «проблемными» игроками. В среднем 60 % взрослого населения в развитых странах играют в азартные игры и 1-1,5 % из них могут быть подвержены игровой зависимости. В США из-за особого отношения населения к психоаналитикам этот процент более высокий — 3-5 %.

Официальной статистики распространенности лудомании в нашей стране нет. По данным СМИ, в Москве на 10,5 млн жителей до 1 июля 2009 г. приходилось 516 залов игровых автоматов и 30 казино. Для сравнения: музеев в Москве чуть меньше — 504, а еще меньше библиотек — 439 и кинотеатров — 140.

По мнению О.Ю. Болдырева (2008), президента фонда «Здоровая страна», из разрозненных источников и по предварительным оценкам специалистов только в одном Петербурге насчитывалось около 50 тыс. зависимых от азартных игр. По оценкам СМИ, в Москве насчитывалось не менее 300 тыс. игровых автоматов, которыми пользовались 500 тыс. граждан. Из них игровой зависимостью страдают около 1,5 %. Подавляю-

щее большинство игроманов составляют лица в возрасте до 30 лет (В. Богдан-чиков, О. Болдырев, А. Сурайкин, 2007; О.Ю. Болдырев, 2008). От 12 до 15 % старшеклассников в той или иной степени имеют признаки компьютерной зависимости. Заболеваемость игроманией среди подростков за последнее десятилетие увеличилась в 17 раз. Неуклонно растет количество молодых людей призывного возраста с игровой аддикцией (Филиппенко И., 2008).

Таким образом, по данным социологических опросов населения различных стран в среднем каждый пятый опрошенный совершеннолетний респондент регулярно тратит деньги на азартные игры [10, с. 61-65]. В развитых странах, особенно в тех регионах, где игорный бизнес легализован, 60 % населения хотя бы один раз в год посещают игровые заведения. Однако патологической зависимостью от азартных игр по разным данным страдают лишь от 1 до 3 % населения.

В.Д. Менделевич подчеркивает, что в отличие от прочих аддикций игромания относится к патологии увлечений, то есть к расстройству привычек [5].

Зарубежные исследователи (G.J. Coman, G.D. Burrows, B.J. Evans) выделяют три типа включения человека в азартные игры: социальная, профессиональная и патологическая азартные игры [12, p. 235-244.]. Они характеризуются разными признаками. В отечественных исследованиях представлены работы, содержащие подробные классификации людей, играющих в азартные игры [2, с. 4852]. Эти классификации также укладываются в указанные типы включения человека в азартные игры.

Социальная азартная игра обычно происходит с друзьями или коллегами и длится в течение ограниченного периода времени, с предположением наличия приемлемых потерь. В данном случае игра является скорее способом общения людей.

В азартной игре профессионала, например игре на валютной бирже или на спортивном тотализаторе, индивидуальный предел риска ограничивается устойчивым самоконтролем своего поведения.

Патологический игрок, зависимый от азартной игры, склонен редуцировать мысли о прошлом опыте игры на деньги при планировании будущих действий. Точнее он не склонен к сколько-нибудь рациональному планированию своего игрового поведения в контексте своей социальной жизни. Этот первый, наиболее простой тип лудомана отличается неспособностью к игре, как к деятельности, требующей максимально высокой сосредоточенности и собранности, в то же время у него наблюдается крайне высокая, запредельная мотивация сиюминутного выигрыша. Последнее обычно перевешивает, поэтому лудоманы часто играют в игровые автоматы, совершенно точно зная, что выиграть при длительной игре невозможно.

Однако существует и второй более сложный тип лудоманов, чья потребность в игре вызвана глубинными психологическими причинами, обусловленными какими-то моментами личностного кризиса, в целом проблемной сферы личности. Из нашей практики психологического консультирования можно привести пример молодого человека, который систематически проигрывал деньги отца в глубоко подсознательном поиске

его внимания и признания своей значимости. Еще более рельефным является пример одного осужденного за тяжкое преступление, который подсознательно играл на проигрыш, хотя обладал достаточным криминальным опытом, в том числе игровым. При глубинном психологическом анализе выяснилось, что для него это был повод написать матери и позвать ее на свидание по типу: «Спасай, привози два мешка сигарет и чаю, или меня убьют». Он не мог просто попросить мать приехать, так как подсознательно очень стеснялся своего преступления. В результате мать продала все, что у нее было и умерла.

Патологический игрок первого типа от игры ждет действия и волнения, и все более и более большие ставки должны производить желаемый уровень эмоционального возбуждения. Когда игрок ограничен в возможности играть, он, как правило, становится беспокойным и раздражительным, что через какое-то время приводит к напряженности социальных отношений.

Игрок второго типа ждет от игры иллюзии решения своих неосознаваемых психологических проблем.

Однако на практике мы часто имеем дело со смешанным типом зависимости, поэтому о типах в данном случае можно говорить лишь условно, то есть по преимуществу выраженности психодинамических побудителей.

В принимаемом медицинским сообществом Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV — Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) патологическая азартная игра характеризуется хроническим и непреодолимым желанием играть на деньги, которое последо-

вательно приводит к личным, семейным, профессиональным проблемам и разрушает социальную жизнь зависимого.

Кроме того, игроки криминально активны, психологические особенности игромании активизируют так называемое некритичное противоправное поведение, когда личность оправдывает свои преступления [9, с. 50]. Около 50 % опрошенных лудоманов сознались, что страдают от пристрастия к алкоголю, некоторые из них говорили и о половых пристрастиях. У таких игроков наблюдался явный синдром отмены — резкие перемены настроения и поведения, соматические расстройства, дрожь, кошмары, потливость, уныние, ощущение усталости и чувство вины (которое обычно связанно с боязнью потерять семью).

Несмотря на «скромные» относительные показатели (1, 3 и 5 %) патологически зависимых от игры людей, проблема профилактики игромании стоит весьма остро, поскольку на орбите неблагоприятных последствий игрома-нии находятся не только сами зависимые, но и их семьи, социальное окружение, организации в которых они работают. Кроме того, в настоящее время развитие интернет-технологий делает возможность приобщиться к азартной игре еще более реальной, в особенности для подростков и молодежи [13]. Следовательно, еще большее количество людей приобретут серьезные проблемы в результате азартной игры на деньги. Как показывают исследования, игровая зависимость сопровождается и другими видами аддиктивного поведения, главным образом алкогольной и наркотической зависимостью.

В контексте изучения особенностей личности игроманов и в поисках путей

и способов их реабилитации исследовалась психодинамика игрового цикла. Так, в момент обращения игроманов за помощью большинство из них находились в состоянии глубокого дистресса и депрессии (с выраженным чувством вины за создавшуюся ситуацию, ощущением, что будущее безнадежно, и чувством собственной никчемности, вплоть до наличия суицидальных мыслей). У некоторых испытуемых на фоне депрессии отмечались симптомы посттравматических стрессовых состояний: яркие, красочные воспоминания (в период засыпания или во сне) об участии в игре, заканчивающейся крупным проигрышем и сопровождающиеся переживанием тревоги [8, с. 18-38.]. Исследователями выделяются следующие стереотипные психологические периоды игрового цикла: 1) период игры; 2) период дистресса, следующий сразу за игрой, как правило, развивавшийся после проигрыша; 3) период умеренно выраженных тревожно-депрессивных и абстинентных состояний; 4) период тревожных и дисфори-ческих состояний — этап предвестников срыва; 5) период суженного сознания, предшествующий непосредственно срыву — этап транса игры.

Именно поиском транса игры — измененного состояния сознания, которое формируется у человека во время игры, объясняют отдельные исследователи патологическую игроманию [4, с. 10-22].

С позиции необходимости создания всеобъемлющего плана лечения А. Бла-жинский рассматривает следующую классификацию проблемных игроков [11]: непатологические или нормальные; эмоционально уязвимые; импульсивные.

Нормальные («обычные») проблемные игроки характеризуются благополучным детством и семьей. Увлечение азартными играми и проблемы, связанные с ними, возникают позже, в отличие от игроков, пристрастившихся к игре в подростковом возрасте или после 20 лет. У них более короткий период чрезмерного увлечения азартными играми, а финансовые проблемы менее серьезные.

Для данной группы игроков хорошо работают когнитивная поведенческая терапия, а также терапия краткосрочная, ориентированная на решение проблемы.

Психологически и эмоционально уязвимые проблемные игроки страдают от психопатологий среднего уровня, например клинической депрессии и тревоги, они более подвержены риску принятия других вредных привычек. Отрицательные эмоции и неспособность управлять стрессом (как негативным, так и позитивным) являются важными факторами, воздействующими на их проблемное поведение. Азартная игра для этих игроков — способ отвлечься или отделить себя от своих негативных чувств, временно избежать чувств, связанных с депрессией.

Когнитивная поведенческая терапия хорошо подходит для данной группы пациентов, так как помогает им определить ситуации повышенного риска и позволяет разрабатывать соответствующие стратегии для борьбы с соблазнами и порывами играть.

Импульсивные проблемные игроки. В качестве основы формирования зависимости у этой группы игроков выступают неврологические нарушения или нейрохимические дисфункции, связанные с импульсивностью и синдромом дефицита внимания в детстве.

С лицами из этой группы сложнее всего работать, они плохо реагируют на лечение. Когнитивная поведенческая терапия полезна, поскольку она позволяет этим пациентам определить свои проблемы, помогает им лучше понимать и развивать навыки, которые способствуют изменению импульсивного поведения. Кроме того, по мнению А.А. Карпова [3, с. 77-91], для борьбы с данным расстройством эффективным является использование психотропных лекарственных препаратов [3, с. 81].

Характеризуя теоретические подходы к оказанию психологической помощи, мы видим, что при многообразии объяснительных моделей психологии лиц, страдающих игровой зависимостью, репертуар психологической помощи игроманам универсален и неспецифичен.

Среди методов психотерапии преимущественно используется поведенческая терапия, тренинг социальных навыков, научение навыкам предотвращения срывов. Сторонники поведенческой терапии рассматривают склонность к азартным играм как усвоенное дезадап-тивное поведение, от которого можно отучить с помощью техник поведенческой терапии, разработанных на основе классической и оперантной теории научения. Когнитивно-поведенческие методы психотерапии позволяют добиться стойкого улучшения приблизительно в 50 % случаев, и более эффективны при проведении в групповом формате [3].

Положительный эффект в виде снижения частоты эпизодов игры дает применение интегративных техник семейной психотерапии. Например, терапия по Д. Хейли, системные семейные расстановки по Б. Хеленгеру.

При психотерапии игровой зависимости эффективным является психодинамический подход и психоанализ, который дает очень высокий процент стойкой ремиссии, однако метод очень требователен к отбору клиентов, лишь 4 человека из 10 проходят курс психоанализа до конца, остальные отсеиваются на начальных этапах в основном из-за недостаточной готовности к самоизменению. Эффективна групповая психодинамическая психотерапия, направленная на работу с образами и эмоциями, а также проблемами эмпа-тийного субъект-субъектного взаимодействия. Одним из инструментов психотерапии игроков является их участие в группах взаимопомощи анонимных игроков. Однако и в этом случае велик отсев участников групп. Лишь 10 % пришедших в группы становятся активными членами, из них только у 10 % наблюдается ремиссия в течение года и более [3].

По мнению практических психотерапевтов, эффективность психотерапии игромании даже в современных комплексных вариантах, сочетающих индивидуальную и групповую работу, психофармакотерапию и меры социальной реадаптации, составляет от 5 до 30 % [1, с. 99-104]. Кроме того, для лиц с игровой зависимостью характерна малая обращаемость к специалистам именно с проблемой игромании. Скорее данная проблема вскрывается в процессе работы по обращениям, связанным с алкоголизмом, семейными проблемами и др.

Анализ направлений медико-психологической помощи лицам с игровой зависимостью показал, что на орбиту реабилитационного и профилактического воздействия попадает незначительный процент лудоманов. Причинами

являются недооценка лудоманами социальной опасности собственного патологического увлечения, низкая мотивация на изменение. Более того, для проведения перечисленных психотерапевтических воздействий требуется высокая квалификация медиков и психологов, а для многих видов психотерапии необходимо продолжительное время.

Несомненно огромным плюсом подобного подхода к психотерапии и реабилитации игроманов является позитивный эффект психотерапии для клиентов, прошедших полный курс психотерапии, — стойкая ремиссия.

Между тем репертуар методов реабилитации игроманов и профилактики вовлечения в игровую зависимость может быть расширен за счет применения доступных массовых методик технического программно-аппаратного воздействия.

Реализацией такой реабилитационной программы с 2010 г. активно занимается Благотворительный фонд поддержки социальных программ (БФ ПСП) «Держава». Фонд руководствуется Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний и Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», в частности коды заболеваний Р00 — Р94 по МКБ — 10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем [10-й пересмотр]). Социальная программа нацелена на снижение психологических зависимостей и отказ населения от азартных игр (код Р63.0), курения (код Р17.2), употребления спиртных напитков (код Р10.2) и наркотических средств (коды Р11.2, Р12.2, Р14.2,

Р19.2). Основой социальной программы является снижение психологической игровой зависимости, но учитывая, что среди лудоманов, в отличие от других групп населения, наибольшая концентрация людей психологически зависимых от алкоголя, курения и наркотиков, БФ ПСП «Держава» определил комплексный подход по снижению психологических зависимостей. Деятельность Фонда в области психологической коррекции осуществляется в соответствии с Сертификатом соответствия № РОСС Пи. З456.04ЧВ00.1801 .К01036, выданным 18 октября 2010 г. Центральным органом по сертификации системы добровольной сертификации «ПЕРВЫЙ РЕГИСТР» ООО «Институт Консалтинга и Сертификации». Принципы работы профилактических реабилитационных центров (ПРЦ), организуемых БФ ПСП «Держава», строятся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». Указанная стратегия ориентирует на проведение профилактических и реабилитационных мероприятий в отношении лиц, страдающих аддиктивным поведением, с использованием стационарнозаменяю-щих форм социальных учреждений, а также малозатратных технологий. За счет использования мест, где располагались игровые клубы, а также специального программно-аппаратного оборудования планируется включить в реабилитацию психологической игровой зависимости значительно большую часть людей, имеющих проблемы с аддикци-ей. Организация профилактических реабилитационных центров с восстанов-

ленными внешними условиями игровых залов проводится с целью актуализации игровых мотивов с последующей их психокоррекцией. Собственно психологическая коррекция игровой зависимости осуществляется посредством психокоррекционных запатентованных аппаратно-программных комплексов с эмуляцией азартных игр — Устройства для снижения и профилактики психологической игровой зависимости [6], принцип работы которого основывается на технологии подпорогового неосознаваемого восприятия и вызывает у играющего ухудшение эмоционального восприятия игры.

Начавшаяся в 90-е годы прошлого века в научной и научно-публицистической литературе дискуссия по поводу эффективности суггестивного воздействия с помощью технологий подпорогового восприятия выявила как сторонников, так и оппонентов данной технологии. Широко известно, что первые эксперименты с так называемым 25-м кадром были сильно преувеличены в своей результативности. Это в частности повлекло отказ многих ученых от признания возможной эффективности воздействия на человека путем передачи неосознаваемой (в силу объективных причин) информации. Приведем только один пример такой критики. Так, А. Репьев, Президент Mekka Consulting, в своей статье «Миф о 25-м кадре. Российская глава» пишет буквально следующее: «Почти всегда на мозг действуют одновременно несколько раздражителей, и наше внимание разделяется. Если один раздражитель явно доминирует, то мозг настраивается «на его волну». Чем интереснее этот раздражитель, тем меньше шансов у других раздражи-

телей. Это, в частности, объясняет низкую эффективность усвоения рекламных блоков в захватывающих фильмах и передачах — мозг продолжает работать на основной волне и не хочет переключаться. Вспомним испытания 25-го кадра в Канаде и Конгрессе. Здесь телезрители ЗНАЛИ о присутствии вставок и были на них зациклены, то есть они почти не следили за содержанием фильма. Но даже в этих искусственных условиях были получены нулевые результаты. А что же тогда говорить об обычных условиях показа, когда мозг зрителя всецело поглощен мощным раздражителем, содержанием фильма». Следует, однако, заметить, что при определенной справедливости критики, учитывая и проведенный им исторический анализ, в данном случае совершенно не учитывается ситуация, когда подсознательно передаваемая информация не противоречит основному (захватывающему) содержанию деятельности (просмотру фильма или игре на игровом автомате), а несколько видоизменяет, модулирует ее содержание. Именно в этом случае слабые (как справедливо подчеркивает автор) влияния и оказывают свое действие, не меняя основного содержания, но лишь несколько меняя его окраску. Так легко можно превратить приятное в отталкивающее, притягательное в отвратительное. Можно привести и другие примеры обратного хода событий из современной психотерапевтической практики, когда (зрительный) фактор, вызывающий неприязнь другого человека, не осознается, и требуется много усилий психотерапевта. Например, женщина, которая не может адекватно воспринимать мужчину только потому, что у него усы по форме напоминают усы ее отца,

который ее в детстве бил, и т. п. Таким образом, все подсознательные воздействия необходимо применять системно, что лежит в основе концепции, разрабатываемой психологами в рамках проекта Фонда.

Содержание социальной программы БФ ПСП «Держава» по профилактике и реабилитации лиц, страдающих игровой зависимостью, предполагает проведение ряда комплексных научных исследований, направленных как на повышение эффективности используемых программ реабилитации и профилактики игровой зависимости в современном российском обществе, так и на разработку теоретической научно-психологической базы изменения общественного сознания в сторону неприятия криминализации игрового бизнеса, нанесения им возможного ущерба психическому здоровью граждан. В настоящий момент актуальными представляются следующие направления работы:

1. Осуществление постоянного мониторинга и анализа теоретических и методологических подходов к проблеме игромании в отечественных и зарубежных научных источниках. Необходимо разработать и научно обосновать с позиций междисциплинарных конструкций современного гуманитарного знания понятийный аппарат, позволяющий своевременно включать новые разработки и внедрять их в практику в тех временных пределах, когда это эффективно, что будет способствовать снижению игровой зависимости граждан России и их ресоциализации. Следует отметить, что внедрение результатов проведенных исследований актуально сегодня, а следовательно, все возможные препятствия действующих административных

структур могут свести на нет весь эффект работ. Иными словами, полукриминальные структуры (см. материалы о «крышевании» игорного бизнеса Прокуратурой Московской области) успеют быстрее адаптироваться к новым условиям, чем заработают новые механизмы социально-психологической помощи. В связи с этим важно правильно оценивать роль независимых фондов, в частности фонда «Держава», с точки зрения представленного критерия: «дорога ложка к обеду».

2. На базе разработанного исследовательского инструментария с привлечением фондом «Держава» ведущих специалистов (психологов, социологов, экономистов и др.) и на основе коллективных договоров о выполнении соответствующих исследовательских работ необходимо сосредоточить теоретическое и научно-практическое внимание ученых специалистов практиков на следующих направлениях:

- демографический и социальный профиль посетителей игорных залов;

- уровень готовности у игроманов посещать профилактические реабилитационные центры (ПРЦ);

- личностные особенности игрома-нов (демонстративность, возбудимость, депрессивность, агрессивность и др.), структура их мотивов, эмоциональной сферы;

- репрезентативные системы участников опроса (зрительная, аудиальная, кинестетическая);

- субъективная оценка материального достатка игроков, уровень дохода, уровень трат на игру.

3. По результатам анкетирования следует выделить категории игро-манов и составить их социально-

психологический портрет.

4. Полученные данные о личностных особенностях игроманов позволят провести более глубокое научное обоснование направлений практической работы — реализации социальной программы по профилактике игромании и реабилитации игроманов, в том числе теоретически проанализировать степень эффективности реабилитации игроманов:

- при создании и организации ПРЦ с восстановленными внешними условиями игровых залов с целью актуализации игровых мотивов с последующей их психокоррекцией;

- при использовании психокоррек-ционных аппаратно-программных комплексов с эмуляцией азартных игр — устройств для снижения и профилактики психологической игровой зависимости;

- при применении Интернет-сайтов и телевизионных программ соответствующей тематики.

5. Провести экспериментальное исследование степени эффективности психокоррекционного эффекта (снижение зависимости от игры) от применения технологий подпорогового неосознаваемого восприятия (дополнительный кадр, 25-й кадр) информации на выборке игроманов [7].

Содержание социальной программы БФ ПСП «Держава» обсуждалось и получило положительный отклик участников международного научно-методического семинара, посвященного проблемам профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в рамках российско-швейцарского проекта «Навстречу социальной интеграции».

Вместе с тем целесообразно отметить, что в части практической реали-

зации социальной программы по профилактике и реабилитации лиц, страдающих игровой зависимостью, в ряде регионов возникают трудности административно-командного характера. Негативная реакция чиновников вызывает целый ряд вопросов, особенно после того, как Программа функционирования ПРЦ получила положительные отзывы и поступили предложения оказать организационно-методическую помощь Фонду по ее внедрению от Департамента организации социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Представляется, что такое противодействие реализации программы может свидетельствовать о стремлении некоторых недобросовестных должностных лиц к получению определенных дивидендов. По мнению Президента БФ ПСП «Держава» Ю.П. Козлова, «для снижения коэффициента коррупционных издержек в практической реализации данной социальной программы, возможно, организовать и/или использовать действующее Федеральное Государственное Унитарное Предприятие (ФГУП). Тем более что сделано очень много, в частности налажен серийный выпуск применяемого сертифицированного оборудования (Сертификат соответствия № 06.0001.0414 выдан АНО «Межрегиональный испытательный центр» от 20 июля 2010 г., Сертификат соответствия № 06.001.0482 выдан АНО «Межрегиональный испытательный центр» от 18 октября 2010 г.) — УСППИЗ 1, УСППИЗ 2, ведутся серьезные научно-организационные мероприятия».

Таким образом, следует уже сегодня предпринять все необходимые меры,

направленные на интеграцию научных и государственных учреждений в поиске оптимальных путей решения проблем людей, страдающих игровой зависимостью. Стратегически верным также представляется положение о том, что проблемы реабилитации лиц, страдающих игровой зависимостью, имеют важное государственное значение, требуют комплексного научного изучения данного явления и дальнейшей разработки специализированных программ профилактики и реабилитации.

Литература

1. Бузик О.Ж., Агибалова Т.В., Брюн Е.А., Сизо-ненко Е.В., Динов Е.Н, Колесников А.Н. Психотерапия зависимости от азартных игр // Рос. мед.-биол. вестн. имени академика И.П. Павлова. — 2009. — № 3.

2. Караваев А.Ф., Панов СЛ., Замулло АА. Классификация (типология) посетителей казино, залов игровых автоматов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 3(34).

3. Карпов А.А. Психологические проблемы игровой зависимости // Социальный психолог. — 2009. — № 1 (17).

4. Козлов В.В. Стратегия и тактика помощи личности с игровой зависимостью // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2009. — № 1.

5. Менделевич В.Д. Дискуссионность психопатологической трактовки феномена аддиктивного влечения // Практ. медицина. — 2009. -№ 6 (38).

6. Патент на полезную модель № 93277. Устройство для снижения и профилактики психологической игровой зависимости. Зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 27 апреля 2010 г. Решение о выдаче Патента на изобретение по заявке № 2009129506/14(041098) от 3 августа 2009 г. Способ снижения и профилактики психологической игровой психологической игровой зависимости (Варианты) и устройство для его осуществления.

7. Прогноз эффективности снижения психологических зависимостей Всероссийской социальной программы «Снижение психологической игровой зависимости с 1 августа 2010 года — по 31 июля 2020 года», утвержден решением правления БФ ПСП «Держава» от 6 июня 2010 г. № 7.

8. Цыганков Б Д., Малыгин В.Л., Егоров А.Ю, Хвостиков Г.С. Нехимические аддикции: патологическая игровая зависимость, интернет-зависимость, зави-

симость от компьютерных игр // Вопросы наркологии. — 2007. — № 4.

9. Четвериков Д.В. О клинико-популяционных аспектах игровой зависимости в Омской области // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 1(36).

10. Шепель Ю. Азартные игры как инструмент разрушения общества // Власть. — 2007. — № 7.

11. Blaszczynski A. Overcoming Compulsive Gambling: A Self Help Guide Using Cognitive Behavioural Techniques. — London: Robinson Publishing Ltd, 1998.

12. Coman G.J., Burrows G.D., Evans B.J. Stress and anxiety as factors in the onset of problem gambling: implications for treatment // Stress Medicine. — 1997. — Vol. 13.

13. Darbyshire P., Oster C., Carrig H. Children of parent(s) who have a gambling problem: a review of the literature and commentary on research approaches // Health and Social Care in the Community. — 2001. — Vol. 9 (4). — P. 185-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.