ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕПАРА ТОВ
25
вести клиническую апробацию КС на базе НИИ КО с включением двух групп онкологических больных. 1 группа больных раком яичника (30 человек) и 2 группа - раком молочной железы (80 человек). Каскатол назначали по 2 драже 4 раза в день в предоперационный период подготовки больных 1ой группы и по 2 драже 3 раза в день после радикального лечения больным 2ой группы. Оценивали по объективным и биохимическим показателям крови пациентов. Предварительное биохимическое исследование показало нарушение антиоксидантного статуса у всех больных, что выражалось в снижении активности СОД и концентрации бета-каротина в плазме на 30-50%, повышении концентрации токсичных метаболитов перекисно-
го окисления липидов по сравнению со здоровыми добровольцами. Химио-, радио-терапия и хирургическое вмешательство усугубляло ситуацию. Применение КС приводило к нормализации показателей антиоксидантного статуса, повышению активности СОД и концентрации бета-каротина в плазме крови в 1,5-2 раза, снижению концентрации токсичных метаболитов перекисного окисления - МДА и МСМ. У больных обеих групп значительно снижалось число послеоперационных осложнений.
Таким образом, включение каскатола в схему комбинированного лечения онкологических больных способствует коррекции естественной защитной системы организма и снижению эндогенной интоксикации.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФОТОСЕНСИБИЛИЗАТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛОММИДНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ ХЛОРИНА Рб.
Т. А. Кармакова1, Г. В. Шаронов 2, А.И, Гришин2’4, А.Д. Плютинская А. И. Филясова2, А.В. Феофанов2, Н.И. Казачкта l, Р.И. Якубовская \ B.C. Лебедева3, Р. Д. Рузиев4,
А.Ф. Миронов3, П. Вини4
1Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П. А. Герцена; 2Институт биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова, Москва; 3Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова;
4Centre de Biophysique Moleculare, C.N.R.S., Universite de Orleans, France.
Охарактеризованы свойства фотосенсибилизаторов нового класса - производных циклоимида хлорина рб (ЦХлрб), поглощающих в длинноволновой области спектра (1р= 708-746 пт). Выявлена высокая фотоиндуцирован-ная активность данных соединений на культуре опухолевых клеток человека А549 (1С50 варьирует от 0,21 до 0,38 мкМ), значительно превышающая активность хлорина рб (1С50 = 5 мкМ) и Фотогема (1С50 = 8,5 мкМ). Для ряда производных ЦХлрб показана фотоиндуцированная противоопухолевая активность на лимфомоподобной модели перевивной опухоли мыши Р388. Выявлено, что противоопухолевый эффект фотодинамического воздействия может быть обусловлен повреждением как опухолевых клеток, так и сосудов. Таким образом, данные соединения могут оказаться перспективными для разработки новых эффективных ИК-фотосенсибилизаторов для фотодинамической терапии.
На примере производных ЦХлрб с различными боковыми заместителями, введенными в пиррольные кольца и имидный цикл выявлено, что структура молекулы существенно влияет на ключевые параметры, определяющие
фототоксичность соединений в отношении опухолевых клеток в культуре: квантовый выход генерации синглетно-го кислорода (0,35-0,73), коэффициент внутриклеточного накопления, скорость внутриклеточного накопления и выведения. Все исследованные производные эффективно проникают в клетку в мономерной форме при этом, характер заместителей определяет их преимущественную внутриклеточную локализацию. Фотосенсибилизаторы с менее гидрофобными заместителями накапливаются в мембранах аппарата Гольджи и митохондрий, с более гидрофобными заместителями - в гранулярных включениях нелизо-сомальной и неэндосомальной природы. И тот и другой тип внутриклеточного распределения обеспечивают высокую фототоксичность соединений. Проникновение производных МКлрб в клетку и их распределение в органеллах, предположительно, осуществляется посредством специализированных транспортных систем.
Работа поддержана грантами РФФИ (01-04-49298,
02-04-08043, 02-04-06181, 02-04-06182), НАТО (LST.CLG.9777077), PICSu ИНТАС (01- 0461).
ИЗУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ ИЗ ГРУППЫ МЕТИЛНИТРОЗОМОЧЕВИН
Клочкова Т. И.
Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН
Токсичность противоопухолевых (ПО) препаратов представляет опасность для медицинского персонала, работающего с ними, и для работников фармацевтической и химической промышленности, их производящей. При
производстве ПО препаратов выбросы в атмосферу и воду по санитарным нормам недопустимы. Поэтому, при передаче ПО соединений для промышленного производства необходимо решить следующие задачи: 1) разрабо-
№1/том1/2003
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ
тать методики направленной деструкции ПО препаратов с целью получения нетоксичных продуктов разложения; 2) разработать методики определения ПО веществ в сточных водах и в воздухе рабочей зоны; 3) на основе экспертных оценок и экспериментальных данных разработать рекомендации по обеспечению безопасности производства и оптимальных санитарно-гигиенических условий труда работающих, провести выбор индивидуальных средств защиты; 4) разработать меры профилактики, позволяющие повысить общую сопротивляемость организма человека к неблагоприятным факторам, связанным с общим токсическим действием цитостатиков. В ходе работы с ПО препаратами, относящимися к производным нитрозоалкилмочевин (НАМ) - араноза, лизомустин, БХНМ,проведены следующие исследовани:
1. Разработаны методики направленной деструкции аранозы. 2. Показано, что субстанция аранозы, получаемая по новой методике, с 98 % содержанием основного действующего вещества, относительно устойчива в водных растворах и к УФ облучению. Поэтому для дезактивации отходов производства аранозы можно использовать 0,5 %
растворы ЫаОН и Ыа2С03. По литературным данным, основным продуктом разложения аранозы является пергид-ро-Ь-арабинопиранозо-(1,3-(31)-оксазинон-2 и метиловый спирт. Однако, применение щелочей для обработки оборудования и стеклянных приспособлений не желательно. 3. Исследована возможность использования 3 % перекиси водорода для дезактивации аранозы. Основным продуктом распада аранозы под действием перекиси водорода в условиях проведенного эксперимента является АПММ. Среди продуктов разложения присутствует небольшое количество метилмочевины, Ь-арабинозы, что позволяет жидкие отходы производства методом разбавления сливать в канализацию. Для обнаружения МНМ, БХНМ и лизомустина в жидких отходах исследована возможность обнаружения низких концентраций НАМ в водных и водно-спиртовых растворах методом обращеннофазовой ВЭЖХ. Показана возможность уменьшения канцерогенного действия аранозы при применении Ь-каротина. Для работающих с аранозой, в условиях повышенного риска, применение Ь-каротина позволит усилить устойчивость организма к воздействию вредных факторов.
ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОБАК ПОСЛЕ МНОГОКРАТНОГО РЕКТАЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ЭСТР АЗИНА
А.А. Козлов1, И.Б. Меркулова, Л.М. Михайлова Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина РАМН Российский университет дружбы народов, Москва
Цель. Доклиническое патоморфологическое исследование токсического действия нового гормонального противоопухолевого препарата эстразин (Э).
Материал и методы. В работе использовано 14 собак-самцов породы «английский бигл».
Э вводили животным ректально в течение 20-ти дней в суммарных дозах 700 и 1400 мг/кг (разовые дозы 35 и 70 мг/ кг). Лекарственная форма - свечи, состоящие из 210 мг Э и 1290 мг полиэтилен оксида. Материал, полученный при вскрытии животных через 1,7,30 и 120 суток после окончания введения Э, фиксировали в 10% р-ре нейтрального формалина, заливали в парафин. Гистологические срезы окрашивали гематоксилином и эозином.
Результаты исследования. После 20-дневного применения Э четкие морфологические изменения обнаружены в почках, печени, желудочно-кишечном тракте, легких, сердце, эндокринных и половых железах. Изменения сопровождались сосудистыми нарушениями в виде отека, полнокровия и расширения капилляров и венул, реже геморрагий.
В почках дистрофические и деструктивные изменения канальцевых и клубочковых структур выявлялись на фоне выраженного отека, были стойкими и сохранялись в большей или меньшей степени до 120 суток.
В печени умеренные дистрофические изменения гепа-тоцитов, расширение синусоидов, пространств Диссе наблюдались в ранние сроки и практически исчезали к концу наблюдения (120 сутки).
В желудке, миокарде, мочевом пузыре очаговые дистрофические изменения клеток и сосудистые нарушения полностью исчезали к 30 и 120 суткам.
В легких и тонком кишечнике в ранние сроки обнаруживались выраженные воспалительные изменения. В поздние сроки после окончания введения Э в этих органах преобладали репаративные реакции. Изменения в прямой и ободочной кишках отражали умеренное вполне обратимое местнораздражающее действие Э.
Изменения в половых и эндокринных органах отражали с одной стороны - токсический эффект высоких доз Э, а с другой - действие его гормонального компонента. Так, в семенниках и предстательной железе отмечены очаговые деструктивные и атрофические изменения, исчезающие после 30 и 120 суток. В фолликулах щитовидной жилезы отмечено нарушение структуры и образование коллоида. Признаки частичной нормализации в фолликулах на фоне сохраняющихся очаговых атрофических изменений наблюдались на 30 сутки. К 120 суткам имело место полное восстановление структуры щитовидной железы.
В гипофизе собак отмечено четкое увеличение числа эозинофильных клеток, которые преобладали до 120 суток. В надпочечниках в ранние сроки после применения Э имела место умеренная гипоплазия пучкового слоя, которая, однако, была обратима к 30 или 120 суткам.
Выводы. Патоморфологические изменения у собак после хронического ректального применения Э в суммарных дозах 700 и 1400 мг/кг наиболее выражены в почках. Они сохраняются в значительной степени вплоть до 120 суток. Изменения в других органах имеют менее выраженный характер и к 30 - 120 суткам практически полностью исчезают.
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
№1/том1/2003