Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»
ИЗУЧЕНИЕ АНТИБАКТЕРИЦИДНЫХ И АНТИФУНГИЦИДНЫХ СВОЙСТВ АЦЕНТОНОВЫХ И СПИРТОВЫХ ЭКСТРАКТОВ ПЛОДОВЫХ ТЕЛ HERICIUM ERINACEUS
Киреенко Н. А., Макарчикова Ю. Ю.
Научные руководители: к.б.н., доцент Дегтярёва Елена Ивановна, старший преподаватель Атанасова Юлия Васильевна Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Гомельский государственный медицинский университет
контактная информация: Киреенко Надежда Андреевна — студентка 5 курса лечебного факультета. E-mail: [email protected]
ключевые слова: Hericium erinaceus, ацетоновый и спиртовой экстракты, антифунгицидные и антибактериальные свойства.
Актуальность исследования: в лечебно-профилактических учреждениях зачастую можно встретить бактерии с множественной антибиотикорезистентностью (ВБИ). В связи с этим, одной из актуальных задач является поиск препаратов, эффективных в отношении этих бактерий [1].
цель исследования: изучить антимикробные и антифунгицидные свойства ацетоновых и спиртовых экстрактов, полученных из плодовых тел Н. erinaceus (Bull.) Pers.
Материалы и методы: для интродукции Н. erinaceus в древесный субстрат, вносили микроудобрения «Наноплант-4» (Со, Mn, Си, Fe) и «Наноплант-8» (Co, Mn, Cu, Fe, Zn, Cr, Мо, Se). Для получения вторичных метаболитов из плодовых тел грибов проводили экстракцию этиловым спиртом 96% и ацетоном. Применяли метод мацерации с продолжительным периодом нагрева экстракционной смеси до температуры +35 °C. Экстракты отделяли от плодовых тел с помощью фильтров, после чего вносили их во взвешенные пробирки и помещали в термостат до полного выпаривания экстрагента. Полученные сухие ацетоновые и спиртовые экстракты растворяли в диметилсульфоксиде, доводя раствор до 20000 мкг/мл. Антибактериальные и антифунгицидные свойства ацетоновых и спиртовых экстрактов изучали, используя стерильные серологические планшеты. В каждый ряд лунок вносили 10 мкл бактериальной суспензии со стандартной мутностью 0,5 MF. В качестве тест-микроорганизмов были использованы суточные культуры 5 штаммов бактерий: Escherichia coli, Staphylococcus aureus, Pseudomonas aeruginosa, Enterococcus faecalis, Klebsiella pneumoniae и 2 штаммов дрожжевых грибов Candida parapsilosis, Candida albicans. Заполненные планшеты помещали в термостат при температуре +35 °C на 24 часа.
Результаты: было установлено, что спиртовые экстракты не обладают антибактериальными свойствами, однако были отмечены выраженные антифунгицидные свойства в отношении тест-культур микроорганизмов C. albicans и C. parapsilosis. Минимальная подавляющая концентрация (МПК) составила 1250 мкг/мл. Внесение микроудобрения в субстратные блоки при культивировании Н. erinaceus не повлияли на антифунгицидные свойства спиртовых экстрактов. Что касается ацетоновых экстрактов плодовых тел Н. erinaceus, то они в свою очередь обладают антимикробными и антифунгицидными свойствами. МПК для тест-культур микроорганизмов составила: E. coli — 155 мкг/мл, S. aureus — 155 мкг/мл, Ps. aeruginosa — 2500 мкг/мл, E.faecalis — 625 мкг/мл, для Kl. pneumoniae — 40 мкг/мл. Внесение микроудобрения в субстратные блоки не повлияли на бактерицидные свойства экстрактов. Антифунгицидная активность ацетоновых экстрактов с микроудобрениями увеличилась в 4 раза.
Выводы: анализируя полученные данные, можно заключить, что ацетоновые экстракты из плодовых тел H.erinaceus обладают бактерицидными свойствами, в отличие от спиртовых. Кроме этого, необходимо отметить, что внесение микроудобрения в субстратные блоки не повлияло на бактерицидные свойства, но усилило антифунгицидные свойства ацетоновых экстрактов в отношении дрожжевых грибов. Литература
1. Butler M.S., Blaskovich M.A., Cooper M.A. Antibiotics in the clinical pipeline in 2013. J Antibiot 2013; 66 (10): 571—591.
FORCIPE
VOL. 4 SUPPLEMENT 2021
ISSN 2658-4174