Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА'

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Ирина И.

Актуальность. В статье рассматривается вопрос изучения английского языка студентами физкультурных специальностей, его влияние на формирования личности спортсменов, повышение качества их образования и конкурентоспособности.Цель исследования: наиболее полно развить и эффективно использовать возможности личности спортсмена на основе изучения индивидуальных особенностей.Методы и организация исследования. В статье даются некоторые указания на возможность усовершенствовать уровень языковой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING ENGLISH AS ONE OF THE FACTORS OF FORMATION OF THE ATHLETE'S PERSONALITY

The article examines the issue of studying English by students of physical education specialties, its impact on the formation of the personality of athletes, improving the quality of their education and competitiveness

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-3-3-50-53 Оригинальные статьи / Original Articles

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

УДК 371.3 Ирина И. Васина

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург, Россия.

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается вопрос изучения английского языка студентами физкультурных специальностей, его влияние на формирования личности спортсменов, повышение качества их образования и конкурентоспособности.

Цель исследования: наиболее полно развить и эффективно использовать возможности личности спортсмена на основе изучения индивидуальных особенностей.

Методы и организация исследования. В статье даются некоторые указания на возможность усовершенствовать уровень языковой подготовки.

Ключевые слова: английский язык, образование, межкультурная коммуникация, личность спортсмена, физкультурные специальности. Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Для цитирования: Васина И.И. Изучение английского языка как один из факторов становления личности спортсмена // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021 -3-3-50-53

Статья поступила: 06.11.2021 Статья принята в печать: 06.12.2021 Статья опубликована: 18.12.2021

Информация для связи с автором: gced@sport-ural.ru

LEARNING ENGLISH AS ONE OF THE FACTORS OF FORMATION OF

THE ATHLETE'S PERSONALITY

Irina I. Vasina

Ekaterinburg Institute of Physical Education (branch) of URALGUFC, Ekaterinburg, Russia Abstract

The article examines the issue of studying English by students of physical education specialties, its impact on the formation of the personality of athletes, improving the quality of their education and competitiveness. Keywords: English, education, intercultural communication, athlete's personality, physical education specialties.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Vasina I.I. Learning English as one of the factors of formation of the athlete's personality // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2021. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-3-3-50-53

Введение. Личность - продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств,

выполняет определенные функции в обществе. Структуру личности составляют способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. На формирование личности, в

том числе личности спортсменов, влияют два глобальных фактора: биологический (наследственность, врожденные черты характера и т.д.) и социальный (семья, друзья, учебное заведение, государственные строй, религия и пр.). Поэтому изучение иностранного языка, возможность общения, в том числе в профессиональном русле, с представителями других культур, оказывает значительное влияние на становление личности человека.

Цель исследования. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Анализируя общую систему личности можно разделить особенности и черты на четыре группы:

— социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

— биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

— опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

— индивидуальные особенности различных психических процессов.

Ценностные ориентации, социальные установки, динамика отношений, мотивация поведения — все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития.

Методика и организация исследования. Образование является неотъемлемой частью процесса формирования личности спортсмена. В процессе обучения происходит трансферт знаний, навыков, культурных ценностей, что способствует лучшей социализации личности. Изучение иностранных языков, прежде всего английского, является одним из лучших способов включения спортсменов в систему глобальной межкультурной коммуникации, дает возможность получать информацию из зарубежных источников и общаться со спортсменами из других стран.

Происходящая в последние десятилетия реструктуризация системы высшего образования затрагивает различные сферы подго-

товки дипломированных специалистов. Регулярно корректируемые образовательные стандарты, а также изменения в мировой среде (переход к дистанционной форме обучения из-за пандемии в 2020 г.) требуют пересмотра системы подготовки студентов, в том числе в сфере изучения иностранных языков. Это предполагает создание интегрированных курсов, курсов с применением дистанционных технологий, воссоздание ситуаций будущей профессиональной деятельности, индивидуальный подход к изучению языка. Особенно характерным это является для таких специализированных вузов, как, например, военных академий или университетов физической культуры.

В процессе формирования и развития личности изучение иностранного языка (прежде всего, английского как языка международного общения) занимает одну из базовых позиций и является фундаментом интеллектуального и нравственного развития человека, повышает его конкурентоспособность в дальнейшей профессиональной деятельности. По этой причине обучение английскому языку рассматривается как один из важнейших компонентов становления личности спортсменов и их профессиональной подготовки. Основной задачей изучения английского языка является способность будущего специалиста к межкультурному взаимодействию, к использованию языка как инструмента его воплощения (письменному и устному). С этой точки зрения для учащихся должны быть созданы условия эффективной коммуникации (как в очном режиме, так и в дистанционном), основанной на общении при помощи лексики и грамматики для достижения таких задач, как обмен и передача информации.

Основными задачами модернизации системы высшего образования в России являются его доступность, эффективность и качество. Поэтому в программе обучения английскому языку должны быть учтены те профессиональные задачи, проблемы и типичные коммуникативные ситуации и роли, которые могут возникнуть у выпускников физкультурных вузов (спортсменов и тренеров). С целью конкретизации требований к владению иностранным языком следовало бы провести опрос среди специалистов в сфере физической культуры и спорта (тренеров, спортсменов, судей, научных работ-

ников в данной области) для выявления типичных ситуаций, коммуникативных задач, трудностей, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Это позволило бы оптимизировать содержание учебного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Очень важно уйти от классической парадигмы и предложить другой формат обучения: через особый подбор учебно-методических и мультимедийных материалов, адекватных предполагаемым сферам и ситуациям общения. Например, включение в изучаемый материал интерактивных компонентов, фильмов, комиксов, игр, онлайн-обучения, диалогов на различные спортивные тематики, обсуждение или комментарии к проходящим спортивным матчам или соревнованиям, чтение и последующее обсуждение актуальных статей из отечественных и зарубежных спортивных газет, и журналов могли бы стать интересными для учащихся. Подобный формат подходит для учебы в online-режиме, прежде всего, когда учащиеся находятся на соревнованиях или сборах.

Одним из важнейших направлений в обучении иностранному языку является включение интернет-технологий. Использование аутентичных аудио- и видеоматериалов по истории определенных видов спорта и спортивных организаций, особенностям проведения тех или иных соревнований и игр, интервью с известными спортсменами могут стать одной из тем практического занятия. Это способствует формированию у студентов различных компетенций: речевой (восприятие и понимание аутентичной иноязычной речи на слух), лингвистической (расширение словарного запаса, улучшение зна-

© Ирина Ивановна Васина, 2021

ний грамматики), страноведческой (знакомство с культурой, традициями страны изучаемого языка). Помимо перечисленных выше преимуществ обучения посредством сети, Интернет служит средством повышения мотивации к обучению. Поскольку доминирующим языком Интернета является английский, то студенты приходят к осознанию необходимости его изучения. Кроме того, учитывая особенности обучения студентов вузов физической культуры (индивидуальный график обучения, поездки на соревнования и сборы, нередкое отсутствие по причине спортивных травм и пр.), интернет-технологии являются ключевым звеном посредничества преподавателя со студентом-спортсменом.

Выводы. Таким образом, изучение английского языка как одного из факторов становления и успешного развития личности спортсменов, повышения качества их подготовки становится все более актуальным, ориентированным как на подготовку квалифицированного специалиста, так и на формирование у него общекультурных качеств. Иностранный язык как одна из гуманитарных дисциплин, находится в тесной связи со многими научными дисциплинами, такими как культурологи, история олимпизма, философия, которые в совокупности влияют на становление разносторонне развитой личности. Глобализация, быстрые темпы развития общества, техники и технологий в настоящее время делают иностранный и, прежде всего, английский язык не просто учебной дисциплиной, которой в физкультурном вузе отводилось не самое престижное место, а необходимым компонентом в подготовке конкурентоспособного спортсмена и тренера-преподавателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Латыпов, И.А. Спорт как средство межкультурной коммуникации: философский аспект / И.А. Ла-тыпов. // Sport, Staat und Politik. Perspektiven aus der Russischen Föderation und Deutschland. Göttingen, 2018. - S. 107-116.

2. Каракулина Э.А., Ярмолинец Л.Г. Иностранный язык как часть профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Э.А. Каракулина, Л.Г. Ярмолинец // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2018. - №3. - С. 45-47.

3. Адольф В.А., Найда М.С., Савчук А.Н. Развитие профессионального общения у студентов спортивных специальностей (на примере волейбола) / В.А. Адольф, М.С. Найда, А.Н. Савчук // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - № 2. - С. 49- 53.

4. Гейдарова З.И., Унда С.И. Теория и практика межкультурной коммуникации в спорте / З.И. Гейда-рова, С.И. Унда // Молодой ученый- 2016. - № 10.5 (90.5) - С. 38- 39.

Vol.3 (№3) 2021

REFERENCES

1. Latypov, I.A. Sport as a means of intercultural communication: a philosophical aspect / I.A. Latypov. // Sport, Staat und Politik. Perspektiven aus der Russischen Föderation und Deutschland. Göttingen, 2018. - S. 107-116.

2. Karakulina E.A., Yarmolinets L.G. Foreign language as part of the professional training of specialists in physical culture and sports / E.A. Karakulina, L.G. Yarmolinets // Physical culture, sport - science and practice, 2018. - No. 3. - P. 45-47.

3. Adolf V.A., Naida M.S., Savchuk A.N. Development of professional communication among students of sports specialties (on the example of volleyball) / V.A. Adolf, M.S. Naida, A.N. Savchuk // Historical and socio-educational thought. - 2018. - No. 2. - P. 49-53.

4. Geydarova Z.I., Unda S.I. Theory and practice of intercultural communication in sports / Z.I. Heydarova, S.I. Unda // Young scientist - 2016. - No. 10.5 (90.5) - P. 38-39.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:/ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Васина Ирина Ивановна, кандидат исторических наук. Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия.

Vasina Irina Ivanovna, candidate of historical sciences.

Ekaterinburg Institute of Physical education, Ekaterinburg. Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.