Научная статья на тему 'ЭТИКЕТ КАК КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ: ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА СПОРТСМЕНА'

ЭТИКЕТ КАК КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ: ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКЕТ / КУЛЬТУРА / СПОРТ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ВНЕШНИЙ ВИД

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Евтеев Илья А.

Актуальность. Статья отражает роль и значение этикета как феномена культуры, в общем социокультурном строе человечества. Приводятся основные положение и нормы этикетной культуры спортсмена в области речи, внешнего вида и манер поведения социально-обиходной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETIQUETTE AS A CULTURAL TRADITION: ATHLETE LABEL CULTURE

The article reflects the role and significance of etiquette as a cultural phenomenon in the general sociocultural system of mankind. The main provisions and norms of the athlete's etiquette culture in the field of speech, appearance and behavior in the social and everyday environment are given.

Текст научной работы на тему «ЭТИКЕТ КАК КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ: ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА СПОРТСМЕНА»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-39-42 Оригинальные статьи / Original Articles

ЭТИКЕТ КАК КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ: ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА

СПОРТСМЕНА

УДК 008

Илья А. Евтеев

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, Екатеринбург, Россия

Аннотация

Актуальность. Статья отражает роль и значение этикета как феномена культуры, в общем социокультурном строе человечества. Приводятся основные положение и нормы этикетной культуры спортсмена в области речи, внешнего вида и манер поведения социально-обиходной среде

Ключевые слова: этикет, культура, спорт, речевая культура, внешний вид.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования Евтеев И.А. Этикет как культурная традиция: этикетная культура спортсмена // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-39-42

Статья поступила: 11.05.2022 г.

Статья принята в печать: 15.06.2022 г.

Статья опубликована: 25.10.2022 г.

Информация для связи с автором: gced@sport-ural.ru

ETIQUETTE AS A CULTURAL TRADITION: ATHLETE LABEL

CULTURE

Ilya A. Evteev

Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia

Abstract

The article reflects the role and significance of etiquette as a cultural phenomenon in the general socio-cultural system of mankind. The main provisions and norms of the athlete's etiquette culture in the field of speech, appearance and behavior in the social and everyday environment are given..

Key words: etiquette, culture, sports, speech culture, appearance.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Evteev I.A. Etiquette as a cultural tradition: athlete's etiquette culture // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №1 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-39-42

Введение. Этикет - слово французского происхождения. На одном из грандиозных приемов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточки - «этикетка» и произошло слово «этикет». Этикет в общепринятом смысле символизирует воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. А если дать более научное, теоретически верное определение данному явлению, то этикет

- это культурно-эстетическое оформление внешнего поведения человека в его взаимоотношении с окружающим миром, главным образом социальным, набор поведенческих пластических и речевых знаков, символизирующих хороший тон и общепринятые нормы поведения.

Этикет в немалой степени есть показатель личной культуры человека, его воспитанности. Этикетная культура формируется в результате постоянной практики взаимодействия с людьми на всех уровнях

социальных связей и коммуникаций личности.

Появление этикета в истории общества не случайно. Оно вызвано было необходимостью регулировать поведение людей в условиях усложнения, расширения, углубления человеческих взаимоотношений. Возникновение этикета связано, прежде всего, с формированием общества, разделенного на классы. Чем больше становились различия между отдельными сословиями, тем сильнее различались этикетные формы. Пример тому - придворный этикет - чрезвычайно усложненный, имеющий мало общего с манерами поведения простых людей.

В буржуазную эпоху этикет становится более демократичным. Из жизни уходят далекие от здравого смысла этикетные нормы. В то же время в отношениях между людьми остаются общепризнанные правила вежливости, такта, поскольку они облегчали и украшали взаимодействие людей.

Спорт - специфический состязательно-игровой вид человеческой деятельности и форма социально обусловленной человеческой активности, поэтому любой спортсмен должен следовать существующим канонам этикетной культуры спорта. Каковы же основные разновидности этикетной культуры спортсменов? Рассмотрим наиболее важные из них.

Внешний вид и одежда спортсмена.

В этикете спортсмена большую роль играет внешний вид, так как он имеет непосредственное отношение к культуре поведения, создает первое впечатление о представителе спорта.

Образцовый внешний вид спортсмена -это, с одной стороны, отражение чистоты и высших эстетических идеалов спорта. Спортсмен - олицетворение уникального гармоничного сочетания красоты и совершенства телесной формы человека и возвышенности духовного мира. Образцовый внешний вид является элементом общей культуры спортсменов. Красивая спортивная форма лучше оттеняет внутреннее благородство человека, его духовную красоту, богатый духовный мир. Спортсмен неопрятного внешнего вида, каковы бы ни были его духовные и моральные качества, не может быть назван человеком высокой культуры.

С другой стороны, образцовый внешний вид - это и отражение системы важных статусно-ранговых и других общественных отношений. Существует тесная взаимосвязь между внешним видом спортсмена и его внутренним миром.

Образцовый внешний вид - это и необходимая санитарно-гигиеническая норма. Постоянные тренировки и участие в спортивных акциях и соревнованиях связаны с соприкосновением форменной одежды с различными поверхностями спортивных сооружений, снарядов и аксессуаров, а в условиях действий на открытом воздухе -с воздействием пыли, атмосферным осадков. Поэтому необходимо производить своевременную стирку спортивной формы, а также ее глажение.

Речевая культура спортсмена.

Особые требования предъявляет этикетная культура спорта к речи спортсменов и их устному общению. Речь спортсмена должна быть, с одной стороны, информативно богатой и ясной, терминологически верной, с другой стороны, особенно в условиях игр и соревнований - лаконичной, емкой, рассчитанной на моментальную передачу товарищу по команде нужной информации, даже в форме простого речевого сигнала. Поэтому речь спортсмена обязана быть дикционно четкой, внятной и вместе с тем информативно точной. В обыденной жизни, при взаимодействии с социальной средой, речь спортсмена должна быть грамотной, учтивой, лексически богатой и вежливой. Особое внимание хотелось бы заострить на проблеме использования нецензурной лексики спортсменами, увы, иногда встречающейся в лексиконе представителей спортивных объединений. На первый взгляд может показаться, что нецензурная лексика вполне естественна и объяснима в спорте вследствие экстремального характера многих видов спорта, колоссальных моральных и физических нагрузок, испытываемых спортсменом, а также как удобное средство психологической релаксации после наивысших фаз физического и морального напряжения во время игр и соревнований. Однако это не так. Обращение к нецензурным словам и изречениям медленно, но верно притупляет волю спортсменов, порождает в характере элементы расхлябанности, внутренней дезор-

ганизации, и может быть особенно вредным при взаимодействии с представителями спортивных объединений на международном уровне. Нецензурная брань приучает спортсмена идти по самому легкому и примитивному пути снятия морального и физического напряжения, а уже сам факт использования легких путей в спорте разрушает мотивацию спортсменов и их волю к победе, стремление к преодолению трудностей. А ведь на этих качествах и основывается спорт, как вид состязательной игровой деятельности. Поэтому спортсменам следует исключить из своего лексикона нецензурную лексику. Следует воспитывать чистоту и эстетичность речи, ее информативную грамотность и четкость. Ведущую роль в этом плане должны сыграть положительный пример и воспитательная работа тренеров, спортивных лидеров и педагогов, поскольку у спортсменов имеются верные стимулы для овладения речевой культурой, исходящие из самой специфики спортивной деятельности, в частности, ее международного характера.

Общая поведенческая этикетная культура спортсмена.

При знакомстве мужчины встают, а девушка, (если она сидит), как правило, не поднимается. При знакомстве с мужчиной первой для рукопожатия протягивает руку девушка, если конечно, находит это нужным, если нет, то ограничивается кивком головы. В остальных случаях первым протягивает руку старший по возрасту (в частной обстановке) или по служебному положению (на работе), то есть начальник -подчиненному, тренер - воспитаннику.

Представляя человека, следует не только четко и ясно назвать фамилию и полное имя, но и слегка охарактеризовать его, облегчив таким образом начало беседы только что познакомившимся людям. Это может происходить так: "Мариночка, позволь представить тебе моего друга и товарища по команде Киселева Дмитрия. Он - прекрасный гитарист, увлекается поэзией". И, обращаясь к товарищу: "А это моя одноклассница, Марина Петрова".

Если Вы часто бываете в одном том же учреждении: библиотеке, столовой, - хорошо знаете их работников в лицо, и они знают Вас, даже не состоя с Вами знакомстве, то приветливая улыбка и легкий поклон при встрече будут вполне уместны и

приятны. Приветствуя своих друзей, не лишайте их удовольствия обменяться с Вами приветственным взглядом.

Улица есть улица. На ней бывает многолюдно. Поэтому как бы Вы ни спешили, не летите, расталкивая толпу, будто за Вами кто-то гонится, но и не плетитесь еле-еле, заставляя прохожих обходить Вас, как бы много свободного времени у Вас ни было. При встрече со знакомым не задерживайтесь на тротуаре для беседы, а отойдите с ним в сторону.

Не прогуливайтесь по тротуару, выстроившись с товарищами в шеренгу по четыре (встречные не обязаны обходить Вас по краю, прижимаясь к домам или выходя на проезжую часть).

Выводы. Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимания окружающих.

Выйдя за пределы спортклуба или стадиона, Вы непременно вступаете в различные контакты с представительницами слабого пола. Помните, что на основании отношения мужчины к женщине можно судить о степени общей культуры человека.

Сопровождая девушку на улице, мужчина всегда идет с левой стороны, принимая на себя все перипетии встречного движения. Молодой человек, сопровождающий на улице девушку, должен помочь ей нести хозяйственную сумку, пакет, сверток, все, что угодно, кроме дамской сумочки - это предмет женского туалета и в руках мужчины выглядит смешно.

Если Вы в спортивной форме, то обязаны строго соблюдать установленные правила ношения спортивной формы одежды. В руках у Вас может находиться лишь то, что не нарушает достоинство и символичность вашей формы. Это может быть дипломат, чемоданчик, портфель, но не цветастая хозяйственная сумка с плохо упакованными сосисками или полиэтиленовый пакет с маргарином, мясом и пакетом кефира.

Сопровождающей Вас девушке во всех мало-мальски опасных ситуациях (при переходе улицы, при гололеде, при движении по лестнице вниз и тому подобное) лучше предложить руку. Кстати, под руку можно ходить не только с любимой девушкой, но и престарелой бабушкой, попросившей проводить ее в гости к приятельнице, и с мамой, гордящейся своим сыном,

и с посторонней женщиной, боящейся перейти по заледеневшей дороге с остановки на тротуар, и во многих других случаях, когда ваша рука и доброе сердце могут помочь людям.

Поднимаясь в транспорт и продвигаясь в толпе, следите за тем, чтобы ваши руки не упирались в спину впереди идущего. Войдя в общественный транспорт, не останавливайтесь сразу у дверей, этим Вы помешаете проходить другим пассажирам. Не тяните с оплатой проезда. Заплатить за проезд, нужно так, чтобы Ваша спутница видела это, в противном случае она будет чувствовать себя неудобно, поскольку бо-

язнь обидеть Вас не позволит ей самой купить билеты, а встречи с контролером внесет тревогу в ее настроение.

Спортсмен во всех видах общественного транспорта должен поприветствовать вошедшего тренера или педагога или мастера спорта и при отсутствии свободных мест предложить ему свое. Вообще культурный молодой человек всегда уступит место девушке, женщине, пожилым и престарелым. Как видите, лучше вообще не садиться.

При выходе из транспорта пользуйтесь следующим правилом: сначала выйдите сами, а затем подайте руку своей спутнице, помогая спуститься со ступенек трамвая или автобуса.

© Илья Алексеевич Евтеев, 2022 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грушевицкая, Т. Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2017. -688 с.

2. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2016. - 337 с.

3. Кармин, А. Культурология / А. Кармин. - М.: Лань, 2017. - 302 с.

4. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект; Издание 3-е, 2016. - 496 с.

5. Культурология / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2018. - 304 с.

6. Культурология в вопросах и ответах / ред. Г.В. Драч. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 480

с.

REFERENCES

1. Grushevitskaya, T.G. Culturology / T.G. Grushevitskaya, A.P. Sadokhin. - M.: Unity-Dana, 2017. -688 p.

2. Gurevich, P.S. Culturology / P.S. Gurevich. - M.: Project, 2016. - 337 p.

3. Karmin, A. Culturology / A. Karmin. - M.: Lan, 2017. - 302 p.

4. Kravchenko, A.I. Culturology / A.I. Kravchenko. - M.: Academic Project; 3rd edition, 2016. - 496 p.

5. Culturology / ed. A.A. Radugin. - M.: Center, 2018. - 304 p.

6. Culturology in questions and answers / ed. G.V. Drach. - M.: Rostov-on-Don: Phoenix, 2016. - 480 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Илья Алексеевич Евтеев, Ilya Alekseevich Evteev,

кандидат культурологических наук, доцент Cand. Sci., Associate Professor

Екатеринбургский институт физической куль- Ekaterinburg Institute of Physical Culture,

туры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», Россия Ekaterinburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.