Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ'

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Людмила Евгеньевна

В статье представлены результаты изучения адаптационного потенциала выпускников школы на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Проведенное исследование позволило выявить наличие двух групп выпускников - успешно адаптирующихся и дезадаптантов. Старшеклассники, отнесённые к первой группе, имеют высокую положительную мотивацию к учению, позитивную самооценку, эмоционально стабильны, испытывают чувство защищённости, способны выстраивать эффективное общение со сверстниками и взрослыми. У дезадаптантов отмечаются значительные трудности при адаптации к новым условиям, слабо сформирована учебная мотивация, невысокая самооценка, неумение выстраивать эмоционально-близкие отношения, слабая эмоциональная устойчивость, приводящая к срывам, проявлениям конфликтности и агрессивности в межличностных контактах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE ADAPTIVE POTENTIAL OF SCHOOL GRADUATES

The article presents the results of studying the adaptive potential of school graduates based on the assessment of psychophysiological and socio-psychological characteristics reflecting the integral features of mental and social development. The conducted research revealed the presence of two groups of graduates - successfully adapting and maladaptants. High school students assigned to the first group have a high positive motivation to study, positive self-esteem, are emotionally stable, feel a sense of security, are able to build effective communication with peers and adults. Maladaptants have significant difficulties in adapting to new conditions, poorly formed educational motivation, low self-esteem, inability to build emotionally close relationships, weak emotional stability, leading to breakdowns, manifestations of conflict and aggressiveness in interpersonal contacts.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ»

40, No. 2, pp. 111-127.

2. Morosanova, V.I. and Bondarenko, I.N. (2015), Diagnostics of human self-regulation, Kogito-center, Moscow.

Контактная информация: innasyrykh49@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.02.2022

УДК 159.99

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ

Людмила Евгеньевна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов

Аннотация

В статье представлены результаты изучения адаптационного потенциала выпускников школы на основе оценки психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Проведенное исследование позволило выявить наличие двух групп выпускников - успешно адаптирующихся и дезадаптантов. Старшеклассники, отнесённые к первой группе, имеют высокую положительную мотивацию к учению, позитивную самооценку, эмоционально стабильны, испытывают чувство защищённости, способны выстраивать эффективное общение со сверстниками и взрослыми. У деза-даптантов отмечаются значительные трудности при адаптации к новым условиям, слабо сформирована учебная мотивация, невысокая самооценка, неумение выстраивать эмоционально-близкие отношения, слабая эмоциональная устойчивость, приводящая к срывам, проявлениям конфликтности и агрессивности в межличностных контактах.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптационный потенциал, выпускники школы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p531-534

STUDYING THE ADAPTIVE POTENTIAL OF SCHOOL GRADUATES

Lyudmila Evgenievna Tarasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky

Abstract

The article presents the results of studying the adaptive potential of school graduates based on the assessment of psychophysiological and socio-psychological characteristics reflecting the integral features of mental and social development. The conducted research revealed the presence of two groups of graduates - successfully adapting and maladaptants. High school students assigned to the first group have a high positive motivation to study, positive self-esteem, are emotionally stable, feel a sense of security, are able to build effective communication with peers and adults. Maladaptants have significant difficulties in adapting to new conditions, poorly formed educational motivation, low self-esteem, inability to build emotionally close relationships, weak emotional stability, leading to breakdowns, manifestations of conflict and aggressiveness in interpersonal contacts.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, adaptation potential, school graduates.

ВВЕДЕНИЕ

Для отечественной научной школы характерным является рассмотрение адаптации в контексте системно-динамического подхода как единой, целостной, интегративной реакции организма, направленной на поддержание его жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды [1].

В системе «человек - среда» именно субъект выступает в качестве активного деятеля, использующего различные стратегии приспособления к динамичным условиям окружения и именно его личностные характеристики, по мнению А.А. Реана, обусловливают успешность/неуспешность адаптации. При этом адаптация рассматривается как один из действенных инструментов развития самой личности, определяя направления её самоактуализации [2].

Поскольку при внедрении в новую среду адаптивным изменениям подвергается не только и не столько организм человека, его физическое тело, сколько система демонстрируемого им общественного поведения, то этот вид адаптации целесообразно определить как социальную, как процесс и результат установления относительного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды [3].

При этом личность, не испытывая внутренних и внешних конфликтов, соответствует ролевым ожиданиям группы, имеет возможность удовлетворять свои социогенные потребности, продуктивно осуществлять ведущий вид деятельности на данном этапе своего развития, стремится к самоутверждению и самореализации [4].

Чрезвычайно остро проблема адаптации во всех аспектах касается выпускников школ, которым предстоит приобщиться к миру взрослых, освоить его ценности, найти свою нишу в нём, быть готовыми к деятельности по расширению социального пространства, уметь принимать адекватные решения в условиях неопределенности, проявлять пластичность и мобильность в нестандартных ситуациях. Всё это диктует необходимость к моменту завершения школьного образования необходимость определить наличие адаптационная готовности, рассматриваемой как динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды с одной стороны, а с другой - как свойство любой саморегулирующейся системы, определяющее ее устойчивость к условиям внешней среды, что с необходимостью предполагает наличие определенного уровня адаптационных способностей [5] и адаптационного потенциала, понимаемого как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации, включающая не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направленности воздействия адаптогенных факторов [6].

МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - выявление адаптационного потенциала выпускников школы. В исследовании приняли участие школьники выпускных классов школ, гимназий и лицеев. п - 200 человек, 94 девушки, 106 юношей. Средний возраст - 16,5 лет.

Методы - социометрия, анкетирование: Определение доминирующих мотивов учения, Изучение мотивации изучения учебных предметов.

Методики: Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; опросник «Социально-психологической комфортности среды»; методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; методика САН.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Вывод о состоянии и уровне развития адаптационного потенциала выводится в результате анализа уровневых характеристик индивидуально своеобразных свойств, объединенных в группу. В качестве таких характеристик были исследованы особенности мо-тивационной и коммуникативной сфер выпускников, уровень их самооценки, степень удовлетворенности потребность в безопасности.

Результаты показывают, что чуть больше половины учащихся (51%) обладают средним уровнем развития личностного адаптационного потенциала, у трети (32,5%) выпускников фиксируется его низкий уровень, и только у 33 выпускников (16,5%) адапта-

ционный потенциал соответствует высокому уровню. При этом выявлено, что в подавляющем большинстве случаев сложности в освоении учебной программы связаны не столько с дефицитом интеллектуальных возможностей, сколько с недостаточным развитием мотивационной сферы и волевых качеств школьников.

Корреляционный анализа показал наличие значимых связей адаптационного потенциала с самооценкой и степенью удовлетворенности в безопасности - чем выше адаптационный потенциал личности, тем адекватнее она воспринимает себя в образовательной среде (г=0,44 при р<0,01), чем выше степень удовлетворенности в безопасности (г=0,62 при р<0,001), тем ярче выражен адаптационный потенциал.

Коммуникативный потенциал также коррелирует с самооценкой и потребностью в безопасности. Потребность в общении становится тем значимее, чем адекватнее самооценка учащегося (г=0,42 при р<0,05) и чем важнее для школьников становится общение, тем больше они стремятся удовлетворять потребность в безопасности (г=0,56 при р<0,001).

Зафиксированы значимые корреляционные связи поведенческой регуляции со степенью удовлетворенности в безопасности и самооценкой. Чем лучше учащиеся умеют регулировать свое взаимодействие с образовательной средой, тем больше они стремятся удовлетворять потребность в безопасности (г=0,62 при р<0,01) и тем адекватнее их самооценка (г=0,44 при р<0,05).

Полученные результаты позволили отнести респондентов к одной из двух групп, отличающихся по уровню развития адаптационного потенциала. В состав первой группы вошло подавляющее большинство выпускников (77%) с высоким и средним уровнем развития адаптационного потенциала. Характерными особенностями этих учащихся являются умения быстро адаптироваться к новым условиям, пластичность, способность вырабатывать стратегии поведения в социальной среде, адекватные изменяющимся обстоятельствам, высоким уровнем развития мотивационной сферы, позитивной самооценки.

Вторую группу, условно обозначенную как дезадаптанты, составляют учащиеся с неадекватной, часто заниженной самооценкой, испытывающие серьёзные затруднения при адаптации к новым условиям, выражающие неудовлетворенность своим положением в группе сверстников, проявляющие агрессивность и конфликтность в межличностных отношениях. Невысокая успеваемость этой группы выпускников объясняется несформи-рованностью учебной мотивации, отсутствием стремления к самообразованию.

ВЫВОДЫ

Проблема адаптации личности приобретает особу остроту в условиях стремительных изменений, происходящих в социальной сфере, в экономике, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях, являющихся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Развитие мобильности и адаптационного потенциала выпускников школы - важная задача современного образования, поскольку они должны на пороге вступления во взрослую жизнь верно оценить свои силы, выбрать то направление деятельности, которое наиболее адекватно соответствует его личностным качествам, уровню знаний, что в последующем позволит наиболее успешно справляться со своими обязанностями. Человек, легко приспосабливающийся к постоянно изменяющимся условиям, ощущает спокойствие, уверенность, отсутствие тревожности и напряженности, испытывает приятную идентичность с социально-психологической средой, которая, в свою очередь, способствует выработке положительной мотивации на достижение поставленных целей, развитию адекватной самооценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сороко С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях / С.И. Сороко // Физиология человека. - 2012. -Т.38, № 6. - С.78-86.

2. Реан А.А. Психология адаптации личности. / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. -Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. - 479 с.

3. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. / С. И. Розум.

- Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 365 с.

4. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) / А.А. Налчаджян - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1988. - 262 с.

5. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский

- Москва : Медицина, 1979. - 298 с.

6. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 67-73.

REFERENCES

1. Soroko, S.I. (2012). "Individual strategies of human adaptation in extreme conditions", Human physiology, No 6, pp.78-86.

2. Rean, A.A. (2008), Psychology of personality adaptation, Prime-Euroznak, St. Petersburg.

3. Rozum, S.I. (2006), Psychology of socialization and social adaptation of a person, Speech, St. Petersburg.

4. Nalchadzhyan, A.A. (1988), Socio-psychological adaptation of personality (forms, mechanisms, strategies), Publishing House of the Academy of Sciences of the Armenian SSR, Yerevan.

5. Baevskij, R.M. (1979), Predicting conditions on the verge of norm and pathology, Medicine, Moscow.

6. Bogomolov, A.M. (2008). "Personal adaptive potential in the context of system analysis", Psychological science and education, No. 1, pp. 67-73.

Контактная информация: let01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

УДК 159.92

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Елена Федоровна Торикова, кандидат психологических наук, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Аннотация

Мотивация достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов определяется как фактор качественной профессиональной подготовки. Анализируются причины недостаточности и снижения данного типа мотивации у студентов в условиях дистанционного обучения. Цель исследования: разработка и эмпирическая проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования мотивации достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза в процессе дистанционного обучения. Диагностика мотивации достижения успеха и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов осуществлялась посредством комплекса валидных опросников, разработанных российскими и зарубежными авторами. Подтверждена эффективность следующих условий: формирование у студентов точных представлений о проявлениях мотивации достижения успеха; применение студентами алгоритма постановки и достижения учебных целей; обучение студентов стратегиям поведения, которые соответствуют мотивации достижения успеха, в форме онлайн-тренинга; обсуждение практических ситуаций, приближенных по содержанию к будущей профессиональной деятельности. Результаты наиболее актуальны для начального этапа обучения, поскольку получены на выборке первокурсников (30 человек).

Ключевые слова: формирование, мотивация достижения успеха, учебно-профессиональная деятельность, дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.