Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТИВНОСТЬ / СТРУКТУРА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авраменко Вера Григорьевна

В статье анализируется содержание и структура адаптационного потенциала личности, его роль в профессиональном становлении выпускника вуза, а также психолого-педагогические условия формирования адаптационного потенциала в процессе профессиональной подготовки специалиста в образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPECIALIST’S ADAPTION POTENTIAL DURING POFESSIONAL TRAINING IN A HIGH SCOOL

The article analyzes the content and structure of the the adaptation potential of the individual, his role in the professional development of the graduates, as well as psychological and pedagogical conditions of formation adaptation potential during professional training in the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Авраменко Вера Григорьевна

кандидат психологических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва

FORMATION OF SPECIALIST'S ADAPTION POTENTIAL DURING POFESSIONAL TRAINING IN A HIGH SCOOL Avramenko Vera, Candidate of Science, assistant professor of Moscow State pedagogical University, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется содержание и структура адаптационного потенциала личности, его роль в профессиональном становлении выпускника вуза, а также психолого-педагогические условия формирования адаптационного потенциала в процессе профессиональной подготовки специалиста в образовательной среде вуза.

ABSTRACT

The article analyzes the content and structure of the the adaptation potential of the individual, his role in the professional development of the graduates, as well as psychological and pedagogical conditions of formation adaptation potential during professional training in the educational environment of the university.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптивность, структура адаптационного потенциала личности.

Keywords: Professional adaptation, social and psychological adaptation, personal adaption potential, adaptivity, structure of personal adaption potential.

Согласно оценкам работодателей, первостепенными причинами слабой адаптации выпускников вузов к профессиональной среде являются высокие ожидания по заработной плате и недостаток или отсутствие профессионального опыта, завышенная самооценка и завышенные ожидания по скорости карьерного роста, неумение работать в команде, оторванность знаний от реальной практики, неопределенность профессиональных интересов [2,3].

Все это во многом связано с низким уровнем личностного адаптационного потенциала выпускника, что затрудняет адаптацию молодых специалистов к профессиональной среде. Недостаточно сформированные адаптационные ресурсы не только снижают уровень конкурентоспособности, но и существенно повышают уровень профессионального стресса молодого специалиста.

Профессиональная адаптация изучается психологами в рамках общих механизмов психологической адаптации личности. В работах зарубежных и отечественных авторов исследуются механизмы и условия успешной адаптации, психолого-педагогические факторы формирования адаптационных возможностей личности. Авторы выделяют в основном три аспекта адаптации: собственно, психический, социально-психологический и психофизиологический. Профессиональная адаптация включает в себя все указанные выше аспекты адаптации и требует формирования комплекса способностей, необходимых для решения адаптационных задач. Большинство авторов отмечают ведущую роль социально-психологической адаптации, способствующей адекватному и успешному

профессиональному взаимодействию человека в организационной среде и являющейся важным фактором регулирования адаптационного напряжения. Социальная адаптация предполагает адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя, адекватную систему отношений и общение с окружающими, изменчивость (адаптивность) деятельности и поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Во многих работах подчеркивается активная роль личности в процессе адаптации. Адаптация - это не только приспособление личности к среде, но и активное ее освоение личностью, связанное со способностью личности к саморазвитию.

В большинстве научных работ по проблеме адаптации затрагивается вопрос о личностном ресурсе адаптации. Несмотря на разнообразие подходов, большинство авторов сходятся в том, что изучение психологических механизмов адаптации должно быть направлено на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. На сегодняшний день система факторов адаптационного потенциала личности окончательно не разработана. По мнению Е.К. Завьяловой личностный потенциал адаптации представляет собой единство личностного ресурса и уровня развития самопознания, которые обеспечивают процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования [6, с.55-60].

Исследования личностных факторов, обусловливающих эффективность психической адаптации, представлены и в работах Ф. Б. Березина, А. А. Налчаджяна, А. А. Реана и др. авторов. Налчаджян А. А. в качестве критериев адаптивности рассматривает отсутствие внутренних конфликтов личности и ее способность к самоутверждению и реализации своего творческого потенциала в условиях

совмещения своих стремлений и ожиданий группы [12,с.18]. Психическая адаптивность определяется, по мнению автора, рядом факторов: общим уровнем психического развития, личностными особенностями и системой отношений, характером и содержанием психологических проблем, отношением личности к ним.

В исследовании А.П. Корниловой в качестве критериев личностного адаптационного развития указываются такие характеристики как уровень развития самопознания и саморегуляции, личностные ценности и компетентность в индивидуальном решении проблем [7, с.69-89].

В исследовании адаптационного потенциала мы исходим из понимания его как системного свойства, которое обусловливает характер протекания адаптационного поведения при изменении факторов и условий окружающей среды. Он характеризует возможности личности к продуктивному прохождению адаптационного процесса, расширению диапазона реагирования и приобретению новых адаптационных навыков. Адаптационный потенциал личности имеет многоуровневый характер и состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, характеризующих различные аспекты личности. Выделяют несколько взаимосвязанных уровней адаптационного потенциала: психофизиологический, психологический и психосоциальный, каждый из которых представлен целым рядом показателей.

Обобщая результаты исследований различных авторов, можно отметить достаточно широкий диапазон свойств, составляющих адаптационный потенциал личности. Если говорить о психологическом и социально-психологическом уровнях, то в первую очередь необходимо выделить значимые личностные показатели успешной адаптации. Система личностных показателей адаптационного потенциала наиболее полно представлена в работах А. Г. Маклакова [10]. Он выделяет такие компоненты личностного адаптационного потенциала как нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценка личности, являющаяся ядром саморегуляции, и определяющая степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Компоненты адаптационного потенциала проявляются в характере коммуникаций в процессе адаптации и определяют выбор стратегий поведения в период адаптации.

Наше исследование было направлено на выявление связи между уровнем сформированности некоторых компонентов адаптационного потенциала и выбором адаптационных стратегий поведения в условиях вхождения в новую среду. Опираясь на типологию адаптационных стратегий поведения Н.Н. Мельниковой [11], в исследовании было выявлено, что выбор конструктивных адаптационных стратегий поведения обусловлен высоким уровнем развития коммуникативного потенциала и произвольной регуляции поведения в структуре адаптационного потенциала личности [1]. Эти компоненты, по сути, отражают содержание эмоционального интеллекта человека, который позволяет гибко реагировать на изменения в социальной среде. Исследования в области эмоционального интеллекта показывают, что высокий уровень эмоционального самосознания и самоконтроля, а также

эмоциональная чуткость и открытость позволяют успешно справляться с неопределенностью социальной и профессиональной среды [4]. Исследования в данном направлении представляются нам достаточно интересными.

Основными показателями адаптированности специалисты считают уровень эмоциональной комфортности личности и «принятие» как центральную характеристику системы отношений личности к себе и другим. Исследование С.П. Деревянко показало, что у испытуемых с высоким уровнем эмоционального интеллекта развита способность к произвольному управлению эмоциями, им свойственны переживания эмоций позитивного знака, а также адаптированность проявляется в общей позитивной направленности личности на себя и на других, которая характеризуется "принятием" и обусловлена потребностями в общении и поддержке. По данным автора, показатели адаптированности выше у студентов с высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта [5].

Анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить специфические особенности адаптационного потенциала личности:

- это системное свойство, совокупность разноуровневых взаимосвязанных индивидуально-психологических качеств личности;

- формирование личностного адаптационного потенциала зависит как от организационно-педагогических условий обучения, так и от степени собственной активности личности, уровня ее развития ее самосознания;

- адаптационный потенциал определяет выбор и динамику адаптационных стратегий поведения;

- адаптационный потенциал- это, прежде всего способность к гибкой перестройке функциональных связей между его различными компонентами;

Важным условием гибкой перестройки своих внутренних ресурсов в условиях адаптации является уровень сформированности рефлексии, которая определяет, на наш взгляд, диапазон использования компонентов личностного адаптационного потенциала. При этом, рефлексивность как универсальное свойство личности проявляется как на уровне мышления, так и в личностной сфере. Она обеспечивает критическое переосмысление представлений о себе в контексте требований ситуации. А это приводит к поиску нового смысла и новых путей развития самого себя. В психологии представлен широкий спектр исследований в области рефлексии, и это связано с тем, что рефлексивные процессы включены в регуляцию практически всех сфер человеческой активности.

Как компонент адаптационного потенциала рефлексивность является не только свойством личности, но и регулятивным механизмом, позволяющим молодому специалисту сознательно выбирать и выстраивать адаптационные стратегии поведения. При выборе стратегии адаптации личностью оцениваются требования социальной среды, собственный потенциал самоизменения (адаптационный потенциал) и физиологическая и психологическая цена усилий.

В работах Ю.Н. Кулюткина изучались механизмы рефлексивной регуляции поведения, которые включают мысленное проигрывание возможностей, рефлексивную игру с самим собой, которая завершается выработкой окончательного решения и переходом к исполнительным

действиям. Наиболее явно рефлексивность в саморегуляции проявляется при необходимости перестраивать сложившийся способ действия, анализируя структуру своих действий, не приводящих к успеху. Рефлексивность и гибкость, по мнению автора, прямо связаны между собой [9].

Таким образом, рефлексивность как свойство личности обеспечивает вариативность и своеобразие адаптивного поведения. Однако, влияние рефлексивности на ситуацию выбора поведения неоднозначно. Развитость рефлексии не всегда обеспечивает продуктивность адаптивного поведения.

Исследование, проведенное нами с целью оценки уровня адаптационного потенциала выпускников вуза, показало, что уровень сформированности отдельных компонентов адаптационного потенциала личности (за основу была взята модель адаптационного потенциала личности А.Г. Маклакова) и общий уровень адаптивных способностей определяют выбор стратегий поведения в период адаптации. При этом, выбор конструктивных адаптивных стратегий и высокий уровень адаптивных способностей демонстрировали те студенты, которые показывали средний и высокий уровень рефлексивности. Нами была проведена оценка отдельных показателей и общего уровня саморегуляции поведения по методике Мороса-новой В.И., а также оценка уровня рефлексивности личности у тех же студентов по методике А.В. Карпова [8]. Результаты исследования показали, что у 79% испытуемых с высоким уровнем саморегуляции поведения отмечался средний и высокий уровень рефлексивности. У 21% студентов с низким уровнем саморегуляци поведения был отмечен низкий уровень рефлексивности личности. При этом, конструктивные адаптивные стратегии выбирали именно те испытуемые, которые обладали высоким уровнем саморегуляции поведения и средним и высоким уровнем рефлексивности. Очевидно, что гибкая перестройка поведения в условиях адаптации требует сформированной рефлексии, но ее чрезмерная выраженность усиливает тревожность и негативно влияет на результат адаптации. Наибольшее влияние на адаптационный потенциал имеют такие показатели стиля саморегуляции поведения как гикость, моделирование, оценка результатов. Гибкость поведения в условиях адаптации проявляется в способности перестраивать свое поведение в соответствии с изменением окружающей ситуации. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие люди легко перестраивают планы своих действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Все это обеспечивает возможность адекватно реагировать на быстрое изменение ситуации и успешно решать поставленную задачу в сложной непредвиденной ситуации.

Моделирование позволяет своевременно отслеживать изменения в ситуации и соотносить их с программами своих действий, корректировать их.

Оценка результатов характеризуется способностью адекватно оценивать себя и результаты своих действий. При этом выпускник способен адекватно оценить рассогласование между реальными и ожидаемыми результатами и тем самым более гибко приспособиться к изменению условий.

Однако, наряду с так называемыми операциональными компонентами адаптационного потенциала необ-

ходимо формировать и его смысловую основу, что требует анализа таких личностных характеристик выпускника как профессиональная идентичность и профессиональное и личностное самосознание, профессиональная мотивация и ценности.

Теоретический анализ состояния проблемы психологической готовности к успешной адаптации выпускников к профессиональной деятельности позволяет выделить несколько направлений деятельности по формированию адаптационного потенциала выпускника вуза.

Первое - это организация психологического сопровождения студентов силами психологической службы вуза. Задача такого психологического сопровождения состоит в том, чтобы помочь сформировать «ориентацион-ное поле развития», ответственность за свое профессиональное и личностное продвижение, научить адекватно оценивать и контролировать собственное становление в процессе профессионального обучения в вузе. В контексте данной работы решаются следующие задачи:

- диагностика сформированности компонентов личностного адаптационного потенциала студентов;

- формирование программ семинаров-тренингов развития адаптационных возможностей студентов в процессе обучения в вузе;

- формирование групп риска среди студентов и проведение серии индивидуальных занятий, направленных на развитие компонентов адаптационного потенциала.

В процессе обучения возможно проведение серии тренингов по развитию эмоционального интеллекта, умений и навыков саморегуляции в стрессовых ситуациях, а также проведение тренинга профессиональной адаптации для студентов старших курсов. Программа тренинга профессиональной адаптации для выпускников вуза направлена в основном на формирование личностной готовности будущего специалиста к эффективному решению адаптационных проблем в профессиональной деятельности. Она может включать такие вопросы как профессиональная идентичность и профессиональная мотивация будущего специалиста, образ будущей работы и анализ собственных опасений, самопрезентация при устройстве на работу и в процессе вхождения в новый коллектив.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования адаптационного потенциала студентов в вузе не ограничивается рамками деятельности психологической службы. Образовательная среда вуза должна быть направлена на развитие профессионального и личного самосознания студента, формировать его рефлексивную и психологическую культуру. Можно выделить несколько направлений формирования рефлексивной культуры студента в вузе. Первое направление связано с формированием рефлексии через организацию учебной и исследовательской деятельности студентов. В рамках данного направления необходимо обучение студентов технологиям научно-исследовательской и творческой деятельности, а также организация педагогического общения в стиле сотрудничества, которое мотивировало бы совместное творчество не только при решении учебных задач, но и поиск решения личных проблем, связанных с собственным личностным развитием и профессиональным становлением.

Таким образом, можно выделить следующие пути формирования адаптационного потенциала студента в вузе:

- ориентация профессиональной подготовки на основе модели конкурентоспособного выпускника с учетом изменяющегося рынка труда;

- осуществление мониторинга личностного, социального и профессионального становления будущего специалиста, в том числе и мониторинг личностного адаптационного потенциала выпускника;

- формирование рефлексивной образовательной среды в вузе, направленной на актуализацию личностного и познавательного потенциала каждого студента;

- организация психологического сопровождения студентов в процессе их профессионального обучения, проведение индивидуальной и групповой кор-рекционной работы со студентами;

- организация общественной деятельности студентов и студенческого самоуправления, способствующих формированию мировоззрения, принятию норм поведения, социальной мобильности, саморазвитию и самоопределению.

Список литературы

1. Авраменко В.Г. Личностный адаптационный потенциал как фактор успешной адаптации выпускника вуза. Вестник МГАДА, 2011, №3(9), с.157-165.

2. Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - N 9. - С. 41 - 4.

3. Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях "вуз - производство" // Высшее образование. - 2007. - N 5

4. Гоулман Д.. Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Пабли-шерз, 2010

5. Деревянко С.П. Роль эмоцинального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов. http://www.eq-rating.ru/content/ view/ 18/2/)

6. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека //Вестник Балтийской педагогической академии./СПб.2001, вып.40, с.55-60

7. Корнилова А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. //Вопросы психологии, 1995, № 5, С.69-89

8. Карпов А.В. психология рефлексивных механизмов деятельности. М,, Изд-во Институт психологии РАН, 2004.

9. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О.К.Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 22-28

10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. №16

11. Мельникова Н. Н Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Автореф. Дис....канд. психол. наук.-СПб.,1999.

12. Налчаджян А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988.

НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СОЦИАЛЬНОМ УСПЕШНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Булыгина Юлия Сергеевна

Алтайский Государственный Университет, Г.Барнаул

SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF SOCIAL SUCCESS OF TODAY'S STUDENTS Bulygina Iuliia Sergeyevna, Altay State University, Barnaul

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются теоретико-методологические основания изучения социальной успешности современных студентов в психологической науке. На основе анализа научной литературы выделяются критерии социальной успешности студентов.

ABSTRACT

The article discusses the theoretical and methodological bases of the study, to day's social success of students in psychological science. Based on the analysis of the scientific literature highlighted the criteria of social success of students.

Ключевые слова: успешность; социальная успешность студентов; критерии социальной успешности.

Keywords: success; social success of students; criteria of social success.

Ускорение темпа жизни, повышение жестких тре- века. Особенно важной, проблематика социально-успеш-бований к эффективности человека в современном мире ной личности становится центром внимания студенче-формирует потребность в социальной успешности, кото- ского возраста. Именно в этом возрасте происходит овла-рая начинает направлять поведение и деятельность чело- дение полным комплексом социальных ролей взрослого

человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.