Научная статья на тему 'Изучать политическую экономию как фундамент экономической науки'

Изучать политическую экономию как фундамент экономической науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Р.М.-А.

Вниманию читателей предлагается рецензия на рабочую программу учебной дисциплины «Политическая экономия», подготовленную авторским коллективом в составе д.э.н., профессора А.Г. Грязновой, д.э.н., профессора Т.В. Чечелевой, д.э.н., доцента О.В. Даниловой, д.э.н., доцента М.Л. Альпидовской. Указанная программа разработана для студентов, обучающихся в условиях двухуровневой системы образования по направлениям «Экономика», «Менеджмент, «Социология», «Политология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучать политическую экономию как фундамент экономической науки»

3 (96) - 2011

КНИЖНЫЙ КОМПАС

изучать политическую экономию как фундамент экономической науки

р. м. -а. гусейнов,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, профессор кафедры общей экономической теории E-mail: guseinra@ngs. ш Новосибирский государственный

архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Рецензируемое учебное издание1* — рабочая программа учебной дисциплины «Политическая экономия», подготовленная авторским коллективом в составе д. э. н., профессора А. Г. Грязновой, д. э. н., профессора Т. В. Чечелевой, д. э. н., доцента О. В. Даниловой, д. э. н., доцента М. Л. Альпидовс-кой. Указанная программа разработана для студентов, обучающихся в условиях двухуровневой системы образования по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Социология», «Политология».

В предисловии к учебной программе весьма четко и своевременно обосновывается необходимость перехода к изучению классической экономической теории — политической экономии, служащей фундаментом экономической науки, отражающей хозяйственную практику 300-летнего развития рыночной (капиталистической) системы отношений. Авторы программы, безусловно, совершенно правы, утверждая, что «получение качественного экономического образования возможно лишь на основе изучения экономической науки, относящейся к тем областям знания, которые позволяют проникнуть в суть происходящих процессов».

Несомненным достоинством представленной рабочей программы является ее универсальность. Она будет одинаково интересна и полезна для изучения студентам различных направлений, поскольку опирается на общие основы экономической науки, показывает, как эволюционируют различные научные школы, какую роль сыграла классическая политическая экономия для становления других теоретических и прикладных экономичес-

1* Грязнова А. Г., Чечелева Т. В., Данилова О. В., Альпидовс-кая М. Л. Политическая экономия. Рабочая программа учебной дисциплины. М.: Граница, 2010. — 44 с.

ких наук. Программа акцентирует внимание на общих основах фундаментальной экономической науки и исключает возможность выхолащивания системного философского содержания, вопросов закономерностей, целей и смысла накопления богатства в обществе.

Как известно, уже далеко не один раз выявлены и подвергнуты критике со стороны целого ряда ведущих отечественных и зарубежных ученых вне-историчность, абстрактность, механистичность и метафизичность преподаваемого повсеместно курса «Экономикс». Содержанием этого курса служит неоклассическая теория (с ее маржиналистским ядром), основным методологическим принципом исследования которой служит субъективно-психологический подход, игнорирующий объективное действие экономических законов, роль государства и его экономической политики, экономическое значение отношений собственности, распределения ресурсов и доходов и т. д.

Авторы курса политической экономии очень четко определяют его предмет — социально-экономические (производственные) отношения, реальной формой проявления которых выступают экономические интересы субъектов хозяйствования. Отсюда теоретическая важность и практическая значимость темы 3 «Собственность как системообразующий фактор в развитии экономики. Система экономических интересов (игнорируемая теорией «экономикс»)».

Программа не повторяет традиционного курса экономической теории, состоящего из двух разделов: «Микроэкономика» и «Макроэкономика», ведь это совершенно самостоятельная программа. Необходимо отметить ее жесткую логику, абсолют- 79

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Книжный компас

3 (96) - 2011

но понятную и четко прочерченную: политическая экономия зарождается и развивается в пределах капиталистического хозяйства. Достоинство рецензируемой программы состоит в наличии 4 разделов, представляющих взаимосвязанную систему экономических знаний.

Авторы рабочей программы показывают достижения различных направлений экономической мысли. Студенты в предложенной программе получат самый настоящий классический курс, позволяющий понять реалии современной жизни. И это не может не вызывать удовлетворения! Как пишут сами авторы, «фундаментом экономической науки является политическая экономия, исследующая внутренние закономерности экономических явлений и позволяющая вырабатывать зрелое экономическое и политическое мышление».

Программа, разработанная авторским коллективом, дает возможность при любом количестве аудиторных часов ориентировать студентов на самостоятельную работу по данной дисциплине. Ведь авторы программы предлагают современный дидактический подход: минимум — лекций (34 часа), максимум — семинарских (68 часов) и самостоятельных занятий. Исходя из действующих нормативов, в графу «Самостоятельная работа» поставлено 114 часов. Однако кто-то вправе спросить достаточно ли такого количества учебного времени для действительно глубокого освоения предмета при двух экзаменах? Вопрос непростой. Но тому, кто с этой задачей справится, будет не трудно освоить и «продвинутые» курсы микроэкономики и макроэкономики. Впрочем, поступая на учебу в такой серьезный и престижный вуз, студенты на легкую жизнь и не рассчитывали...

Однако не только запланированное количество учебного времени дает повод для критических размышлений. Как и в любой научной работе, и в рецензируемом учебном издании есть моменты, о которых можно подискутировать. Так, тема 1 «Становление политической экономии как науки. Ее предмет, метод и функции», с одной стороны, предельно насыщена информацией, а с другой — количество предлагаемых часов несоразмерно мало. Думается, что ни преподаватель, ни студенты не смогут физически освоить ее за 7 часов, из которых аудиторных всего 3. А ведь это «ударная» тема курса, от правильного понимания которой зависит многое.

Авторы проанализировали немалый массив литературных и статистических источников, добросовестно и скрупулезно указав источники информации. Тем не менее в теме 5 есть позиция — «Отечественная экономическая наука о монополиях и

80 -

государственно-монополистическом капитализме (ГМК)» (с. 13), которая не подкреплена работами В. И. Ленина. Очевидно, от уточнения источников учебный процесс значительно выиграет.

В теме 9 понятия «предприятия» и «фирмы» отождествляются, что небесспорно. Сегодня ни для кого не является секретом, что, действительно, понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятие, обеспечивающего финансирование его деятельности.

В то же время представленная программа, ориентирующая студентов на понимание сути трудовой теории стоимости, позволит им в дальнейшем без труда понять разницу между трудовыми затратами производителя и рыночной стоимостью продукции, что прекрасно рассмотрено в теме 11 «Издержки производства: сущность, классификация и структура» (с. 16). Предлагаемые позиции этой темы изначально показывают разницу между издержками производителя и рыночными издержками, благодаря чему у студентов четко формируется понимание разницы между трудовыми и трансакционными издержками.

Название темы 14 «Банк как субъект хозяйствования в рыночной экономике. Ценные бумаги и фондовая биржа» не вполне удачно. Да и содержательно тема могла бы быть лучше структурирована. Нет анализа ценообразования акций и других фондовых инструментов в связи с движением ставки ссудного процента. Неизбежны и повторы с темой 22 «Денежно-кредитная и финансовая системы в процессе воспроизводства на национальном уровне».

Можно было бы продолжить ряд замечаний, но по большому счету не в этих стилистических и редакционных неточностях дело. Главное видится в том, что работа проделана действительно замечательная. Программа содержательна и трудна, но интересна, она потребует изрядного дидактического мастерства. Видно, что авторы способны к модернизации сложившихся подходов и не ограничиваются «прошлыми достижениями». Они демонстрируют знание всех новейших тенденций, сохраняя при этом стержень собственных принципов концептуального характера. Отрадно, что практически во всех темах изучаемый контекст применяется к реалиям российской экономики. Есть уверенность, что конечный результат в виде глубоких знаний и компетенций студентов в этом варианте будет достигнут.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.