Научная статья на тему 'Концепция преподавания экономической теории на технических факультетах НИУ «МИЭТ»'

Концепция преподавания экономической теории на технических факультетах НИУ «МИЭТ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / MOBILITY IN THE LABOUR MARKET / MAINTENANCE OF DISCIPLINE / POLITICAL ECONOMY / NEOCLASSICAL THEORY (ECONOMICS) / MNOGOKASATELNOY THEORY / MODULAR APPROACH / КОМПЕТЕНЦИИ / МОБИЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА / СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ / НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ЭКОНОМИКС) / МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермошина Галина Петровна

В статье рассмотрены принципы формирования концепции обучения экономической теории студентов технических направлений обучения и ее реализации в условиях становления инновационной экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of teaching economic theory in the technical faculties of the NSU «MIET»

The author of the article considers the principles of formation of the concept of teaching economic theory students in technical areas of learning and its implementation in the formation of innovative economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Концепция преподавания экономической теории на технических факультетах НИУ «МИЭТ»»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 330.8

Концепция преподавания экономической теории на технических факультетах НИУ «МИЭТ»

Г.П. Ермошина

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

В статье рассмотрены принципы формирования концепции обучения экономической теории студентов технических направлений обучения и ее реализации в условиях становления инновационной экономики России.

Ключевые слова: компетенции, мобильность на рынке труда, содержание дисциплины, политическая экономия, неоклассическая теория (экономикс), многоконцептуальная теория, модульный подход.

В экономике, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные закономерности, принципы, зависимости, которые выявляет экономическая теория, описывая взаимосвязи и процессы объективного мира в системе экономических категорий и законов. Несмотря на то, что по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в учебных программах экономическая теория (экономика) не является обязательной ф еде-ральной компонентой, она остается наиболее распространенной составляющей образования студентов на всех направлениях программ бакалавриата.

Актуальность обсуждения проблем преподавания экономической теории в техническом вузе связана с возросшими требованиями к уровню компетентности выпускников вузов, получаемых ими знаний, навыков и умений в сфере своей будущей профессиональной деятельности целом и в области экономической эффективности приложения своего труда в частности. Это связано с усилением роли инфо рмационно-коммуникационных технологий в современном обществе, усложнением экономических взаимосвязей, как на уровне национальной, так и мировой экономики. В этих условиях на практике испытывается дефицит специалистов, способных системно мыслить, ощущать св ою деятельность как часть

экономической жизни в рамках экономики в целом и оценивать ее эффективность с позиций осуществления проводимого вектора государственной экономической политики.

Это предопределяет изменения в подготовке специалистов: нужна не просто трансляция знаний, но и формирование в процессе обучения у студентов таких умений и навык ов, которые будут способствовать генерации новых знаний, направленных на самореализацию и становление определенной личной позиции и места в экономическом развитии общества. Именно этим требованиям должна отвечать к онцепция преподавания экономической теории студентам технич е-ских направлений обучения. Она базируется на определении миссии НИУ «МИЭТ», данной в Программе развития вуза на 2010-2019 годы: обеспечение инновационной среды генерации и трансфера новых знаний в разработку технологий и изделий электроники различного назначения, информационных и ко м-муникационных технологий для развития высокотехнологичных отраслей эк о-номики и социальной сферы.

В условиях ограничения временных затрат на изучение экономической теории, задача кафедры заключается в том, чтобы в процессе обучения студенты освоили те направления экономической теории, которые в наибольшей степени отвечают их квалификационным потребностям . Для этого кафедра должна сформировать содержание, формы и методов преподавания дисциплины так, чтобы сосредоточить познавательные усилия студентов на темах, которые в наибольшей мере соответствуют этим потребностям.

Сегодня экономика и общество в целом развивается в рамках модели рыночной системы хозяйства, а студенты в процессе обучения готовятся стать частью экономически активного населения, которая должна будет обеспечивать инновационный путь развития России. Учебный курс формирует у студентов экономическое мышление, навыки анализа экономической информации, развивает инициативность, предпринимательский дух , стремление к успеху. Последнее связано с компетенцией предпринимательства, которая является одной из кл ю-чевых компетенций в целях стимулирования развития малого бизнеса.

Только в этом случае преподавание экономической теории на технических факультетах «НИУ «МИЭТ» будет способствовать формированию у выпускников нашего вуза такого уровня компетентности в области экономики,

который позволит ему свободно ориентироваться в в ажнейших вопросах экономической жизни страны.

Для решения этой задачи необходимо ответить на ряд первостепенных в опросов:

■ Какова цель изучения экономической теории студентами технических направлений обучения?

■ Как при разработке учебного курса следует учесть организационные особенности различных технических факультетов?

■ Каким образом оптимизировать и унифицировать количество учебных часов, отведенных на изучение экономической теории, ограничивающий получаемый студентами в рамках курса объем материала?

■ Что считать достаточным и необходимым учебно-методическим и материально-техническим обеспечением учебного курса?

Специфика преподавания экономической теории обусловлена:

• местом данной дисциплины в учебном плане факультетов, что требует учета ее связи с другими дисциплинами цикла и выстраивания оптимальной последовательной траектории изучения курсов;

• обеспеченностью Интернетом и компьютерными рабочими местами в аудиториях и библиотеке, что определяет возможности контроля результат ов самостоятельной работы студентов;

• количество студентов на потоках и в группах, что определяет форму занятий и пропорции различных форм аудиторной работы;

• исходными знаниями студентов - как правило, слабые знания основ экономики из обществознания и высокий уровень математической подг отовки и компьютерной грамотности студентов, что определяет не стандартную методику изложения.

Экономику обычно относят к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин ООП и она формирует общекультурные компетенции, а им енно, учит использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, формирует способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Изучение дисциплины в техническом вузе связано с усвоением сущности таких экономических понятий как человеческий капитал, интеллектуальная со б-ственность, инвестиции, инновации, венчурный капитал, технологические уклады, которые крайне необходимы для тех , кто собирается продолжить свое образование в магистратуре и аспирантуре . В эпоху глобализации инновационный путь развития России требует формирования у студентов компетенций, способствующих более высокой мобильности на рынке труда.

В результате изучения дисциплины студент освоит знания, умения и навыки, а именно, он должен

знать:

- экономические категории и законы, главные направления и школы экономической теории, политические и социально-культурные факторы, воздействующие на экономику;

- экономические принципы и механизмы работы рыночной системы, основные юридические формы организаций;

- сущность микроэкономического анализа: процессы принятия экономических решений отдельными субъектами, анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках;

1. основные макроэкономические показатели, принципы и методы их расчета;

2. особенности макроэкономического подхода к исследованию эконом и-ческих процессов;

3. характерные черты российской модели переходной экономики;

4. этапы становления мирового хозяйства и закономерности его развития;

уметь:

5. применять принципы, законы и методы экономической теории к анализу экономических явлений и процессов;

6. объяснять стратегии ценообразования , производства , регулирования экономики, распространения научно -технических нововведений в условиях р ы-ночной экономики;

7. исследовать основные связи между экономическими явлениями с помощью вербальных, графических и математических моделей;

8. описывать взаимодействие между микроэкономическим и макроэкономическим уровнями экономической системы;

и владеть:

9. методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

10. инструментами микро и макроэкономического анализа на практике;

11. способностью к развитию инициативности, предпринимательского духа, стремления к успеху на основе знаний о современных моделях рынка и эффективных инструментах достижения предпринимательских целей, восприимчивость к инновациям.

При разработке учебного курса следует учитывать организационные особенности учебного процесса различных технических факультетов, которые реализуют множество направлений обучения. Фактором, который в первую очередь следует принимать во внимание в процессе разработки содержания учебного курса, является количество учебных часов (зачетных единиц), отведенных на изучение экономической теории в образовательны х программах, что ограничивает количество тем и объем материала, который могут освоить студенты. Это отражается на полноте и структуре курса (возможно включение специальных тем в добавление к унифицированному перечню, разработанному для всех направлений обучения), рождает различия в методике преподавания (например, разработку и использование отличающихся для направлений практических ситуаций, именуемых «case-studies»). Эта ситуация усугубляется требованиями ФГОС к увеличению пропорции лекции/семинары в пользу практических занятий с использованием интерактивных форм проведения (case-studies, дискуссии, презентации, деловые игры и т .д.), что автоматически приводит к увеличению аудиторной нагрузки на преподавателя. Приходится также учитывать предложения Рособрнадзора вводить практику проведения промежуточной и итоговой аттестации по принципу Единого экзамена независимыми экспертами. Решение этих проблем лежит в процессах оптимизации и унифи кации количества и структуры учебных часов, отведенных на изучение экономической теории. Так, в рамках аудиторных часов мы просим выпускающие кафедры распределить наши часы в пользу практических занятий, а именно 16 часов лекций и 32 часа

семинаров, а контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществлять с использованием различных форм СРС, в том числе и через Интернет.

В рамках реализации требований ФГОС в целях обеспечения необходимыми учебно-методическими материалами самостоятельной работы студентов на к а-федре разработаны и совершенствуются электронные учебно-методические комплексы по экономической теории. Важным принципом формирования УМ К является модульный подход , а составляющими УМК являются курсы лекций (конспекты лекций, соотнесенных с модулями дисциплины, презентации, видеоматериалы), пособия к семинарским занятиям, методические рекомендации для преподавателей по применению современных технологий и методик проведения аудиторных занятий (интерактивных методов), методические указания для студентов по организации изучения дисциплины, фонд оценочных средств (для текущего контроля успеваемости и для промежуточной аттестации), согласова н-ные с планируемыми результатами обучения и с выделением минимальных требований к результатам освоения модуля. Содержание как в целом УМК, так и содержание модулей дисциплины отражает процесс формирования компетенций, прописанных в ФГОС-3.

Очевидно, качество создаваемых учебно-методических материалов по эк о-номической теории определяется степенью владения преподавателями методологией современной экономической науки - наукой о методах познания экономических процессов. В процессе исторического развития методология экономической науки опиралась на различные подходы и принципы, широко известными из которых являются: рационалистический, субъективный, эмпирический и диалектический [3, С.24].

Современная методология исследования социально-экономических проце с-сов представлена множеством направлений и школ: от классической марксистской политической экономии до неоинституциональной теории (политическая экономия, неоклассическая теория , монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория реального делового цикла, кейнсианство и др .). Каждая из школ экономической теории доказывает своё право на существование попыткой адекватного отражения в теории реалий современной экономики. С каких бы методологических позиций теоретические исследования ими не проводились, они

направлены на выявление сущности и внутреннего содержания экономических процессов, присущих им противоречий, определение устойчивых тенденций социально-экономического развития. Каждое из направлений исходит из присущего им теоретического видения и соответствующей методологии исследования экономических процессов . Надо отметить, что сегодня наиболее востребованными и представленными в высшем образовании, как за рубежом, так и у нас являются две - политическая экономия и неоклассическая теория (экономикс).

Общеизвестно, что философской основой методологии неоклассической теории является позитивизм , а политической экономии - диалектико-материалистический подход. Существует много общего в двух подходах на философском уровне: оба направления опираются на материалистическое мировоззрение при обосновании предмета исследования, истинности результатов научных исследований; ими отвергается идеалистический подход к науке и реальности.

Но, между двумя направлениями современной экономической теории имеются существенные различия в методологических основах этих научных школ -теории предельной полезности и теории трудовой стоимости.

Ядром неоклассической теории являются предельная полезность и методологический индивидуализм. Предельная полезность и её максимизация на индивидуальном и общественном уровнях является целевой методологической установкой данного научного направления. Вывод неоклассической методологии о достижении максимума суммарной полезности в обществе при равном и даже уравнительном распределении благ и доходов находится в противоречии с р е-альными целями, механизмами и результатами рыночной модели экономики, предполагающими неравенство в распределении ресурсов и благ. В целом это означает наличие кризиса теории.

Принцип методологического индивидуализма, примененный А. Смитом для условий мелкотоварного и раннекапиталистического производства, когда индивид был центральной фигурой хозяйственного процесса, совершенно не применим в условиях постиндустриального общества, когда большинство экономически активного населения составляют категорию наёмных работников. В этих условиях максимизация индивидуальной полезности зависит, в основном от результатов дея тельности фирмы - именно доходность и положение фирм ы на

рынке определяют доходы домашних хозяйств, возможности потребления человека, следовательно, и достижения максимума функции полезности. При этом результативность функционирования фирмы во многом зависит от макроэкономической политики государства в области стимулирования бизнеса. Во времена А. Смита эта зависимость от государственного регулирования отсутствовала, поэтому можно говорить о том, что в современной экономике принцип методологического индивидуализма устарел.

В целом неоклассическая теория не с тавит перед собой задачу познания сущности экономических законов, а довольствуется исследованием видимых экономических форм и функциональных зависимостей между ними. При этом в течение всего XX века и начала XI века она постоянно содержательно обогащалась за счет принятия новых концепций, что привело к плюралистическому характеру содержания за счет трансформации новых концепций через методол о-гию неоклассицизма , и сохранению монополии своей методологии в западной экономической мысли.

В отличие от неоклассической теории, политическая экономия, изучая внутренние причинно-следственные связи в общественном воспроизводстве, раскрывает его сущностные черты, а человек, как экономический субъект, рассматривается как продукт общественного воспроизводства и одновременно как его созидатель, человек общественный.

Роль человека, с точки зрения экономикса, заключается в выполнении им функции рационального потребителя, целью которого является удовлетворение всевозрастающих потребностей. Соответственно, он действуют в четких рамках потребительского поведения, и этой же цели подчиняется весь процесс общ е-ственного воспроизводства. В результате эта внешняя цель экономической с и-стемы предопределяет ее внутреннюю цель - экономическую выгоду в виде финансового результата, преследуемого хозяйствующими субъектами, достижение

и и гр и

которой предполагает манипулирование сознанием потребителей. Такой ко н-цептуальный подход явно обедняет исследование, поскольку он игнорирует такие важнейшие общественные потребности человека, как потребность в труде, в самосовершенствовании, реализации творческого потенциала и др., характеризующие место человека в обществе.

Политэкономия, исследуя экономическое производство, основывается на принципах целостности воспроизводства, отражающего фазы производства, распределения, обмена и потребления, а экономикс рассматривает объект исследования на двух уровнях - микро- и макроэкономики.

Существенным отличием политэкономической трактовки методологии является ее нацеленность на исследование, что предполагает использование методов индукции, дедукции, противоречия, анализа, синтеза и т .д., и лишь потом изложение экономической теории методом восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического подхода и т.д.

Сегодня, в условиях усложняющихся условий и механизмов функционир о-вания экономик, ни одна экономическая школа не успевает за требованиями времени, в том числе и неоклассическая экономическая теория не способна в полной мере объяснить новейшие тенденции развития современной рыночной экономики, так же как и классическая политэкономия марксизма оказалась перед целым рядом не объясненных белых пятен. На развитие экономической теории оказывает всё большее влияние общенациональные интересы, связанные с формированием нового технологического уклада в экономиках стран, становлением информационного общества, развитием процесса глобализации. В этих условиях роста взаимозависимости стран, реализация целей индивида всё больше зависит от эффективности институциональных организаций , и прежде всего госуда р-ственных институтов. К концу ХХ века эволюция неоклассической теории на основе оптимизации затрат и результатов в условиях ограниченности ресурсов при индивидуальном выборе объективно привела к необходимости учёта общенациональных интересов, что способствовало возрождению политической эк о-номии на неоклассической базе.

Не надо забывать, что значительная часть стран существует в условиях становления рыночной экономики, в то время как неоклассика рассматривает в качестве предмета исследования развитую форму рыночной экономики. Смешанный характер рыночной экономики развитых стран так же представлен сегодня различающимися национальными моделями экономических систем (шведская, китайская, американская, немецкая и др.). Это означает, что теоретическая рыночная модель неоклассической теории нуждается в научном отражении реалий развития стран в мировой экономике.

Современный экономический кризис актуализировал эту необходимость, поскольку в рамках реализации любого одного концептуального подхода оказалось, что экономические теории не способны в полной мере дать ответы на будущее мироустройство национальных экономик и мирового хозяйства. Прорыв в экономической науке, как показывает история ее развития, связан с освоением достижения различных направлений мировой экономической мысли и переходом к многоконцептуальной теории, которая позволит исследовать экономическую действительность во всем ее многообразии как целостную систему. С точки зрения методологии это означает рождение методологического плюрализма, который признает невозможность окончательного выбора между теориями, т. е. отказ от монополии какого -либо одного течения, что предполаг ает их сосущ е-ствование.

Создание плюралистической по содержанию и по методологии концепции современной экономической науки уже сегодня конкретно воплощается в с о-держании учебных программ и учебно-методических пособий по дисциплине. Особенно это актуально в свете требований ФГОС по своевременному обновлению содержания дисциплин. Перед преподавателями встает вопрос: какое из существующих научных направлений может быть положено в основу изложения содержания экономической теории в рамках многоконцептуального подхода?

Попытки их объединения в единой теории не могут быть плодотворным как с научной точки зрения, так и с точки зрения преподавания (параллельное пр е-подавание вызывает у студентов недоумение и замешательство). Хотя очевидно, что предметная область политической экономии совпадает с предметной областью экономической теории, но каждое из существующих ее направлений сделали акцент ы на исследование отдельных частей предмета, что обусловило и с-пользование соответствующей методологии и методики. Ответ на вопрос возможен в реализации подхода на основе единства предмета, метода и методики преподавания экономической теории.

Такой подход п редполагает, что в вузе внутренняя структура дисциплины теории должна быть представлена: 1) политической экономией, предметом которой являются закономерности функционирования и развития системы экон о-

и _ __\ о о

мических отношений между людьми; 2) микроэкономикой, предметом которой являются закономерности деятельности и поведения отдельных экономических

субъектов (фирм и домохозяйств): и 3) макроэкономикой, предметом которой является закономерности функционирования агрегированных экономических субъектов на уровне национальной экономики в целом. Очевидно, что все составляющие экономической теории взаимосвязаны и взаимозависимы.

Реализация в вузе модульного подхода в преподавании учебных программ и дисциплин, предусмотренная новыми образовательными стандартами, позволило нашей кафедре принять решение последовательного включение политической экономии в качестве модуля «Общие основы экономической теории», предшествующего модулям «Микроэкономика» и «Макроэкономика». При этом формируется целостный курс экономической теории, в котором вопросы теоретической экономики включаются в учебный курс в соответствии с его логической и содержательной последовательностью. Таким образом, усваивая достижения западной экономической науки, включающей направление «мейнстрим» в вид е экономикса, можно согласовывать и координировать политэкономическим анализом решение проблем , считающихся предметом экономической науки. При этом возможна реализация задачи синтеза методологии на основе использования методологических универсалий, а именно, объективного маржинализма, метода противоречий, трудовой теории стоимости в её соотношении с альтернативной стоимостью, теории собственности. А самое главное, это позволит освоить студентам новые явления в предметной области экономической теории - исследование влияния новых технологий на социально-экономическое пространство, и з-менения форм организации экономической жизни и др.

Литература:

1. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский гос ударственный институт электронной техники (технический университет)» на 2010-2019 годы.

2. Ермошина Г.П. Методологические проблемы преподавания экономической теории для бакалавров в техническом вузе. Сб. Философия, наука, образование. Материалы межвузовского научно-теоретического семинара , посвященного 75-летию профессора Ю.Л. Егорова. М.: МИЭТ, 2012. С. 206 - 214.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. 544с.

4. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х тт. М.: Республика, 1992. Т. 2.

Ермошина Галина Петровна - кандидат экономических наук, доцент, з а-ведующий кафедрой экономической теории и финансов МИЭТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.