ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 330.8
Концепция преподавания экономической теории на технических факультетах НИУ «МИЭТ»
Г.П. Ермошина
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
В статье рассмотрены принципы формирования концепции обучения экономической теории студентов технических направлений обучения и ее реализации в условиях становления инновационной экономики России.
Ключевые слова: компетенции, мобильность на рынке труда, содержание дисциплины, политическая экономия, неоклассическая теория (экономикс), многоконцептуальная теория, модульный подход.
В экономике, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные закономерности, принципы, зависимости, которые выявляет экономическая теория, описывая взаимосвязи и процессы объективного мира в системе экономических категорий и законов. Несмотря на то, что по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в учебных программах экономическая теория (экономика) не является обязательной ф еде-ральной компонентой, она остается наиболее распространенной составляющей образования студентов на всех направлениях программ бакалавриата.
Актуальность обсуждения проблем преподавания экономической теории в техническом вузе связана с возросшими требованиями к уровню компетентности выпускников вузов, получаемых ими знаний, навыков и умений в сфере своей будущей профессиональной деятельности целом и в области экономической эффективности приложения своего труда в частности. Это связано с усилением роли инфо рмационно-коммуникационных технологий в современном обществе, усложнением экономических взаимосвязей, как на уровне национальной, так и мировой экономики. В этих условиях на практике испытывается дефицит специалистов, способных системно мыслить, ощущать св ою деятельность как часть
экономической жизни в рамках экономики в целом и оценивать ее эффективность с позиций осуществления проводимого вектора государственной экономической политики.
Это предопределяет изменения в подготовке специалистов: нужна не просто трансляция знаний, но и формирование в процессе обучения у студентов таких умений и навык ов, которые будут способствовать генерации новых знаний, направленных на самореализацию и становление определенной личной позиции и места в экономическом развитии общества. Именно этим требованиям должна отвечать к онцепция преподавания экономической теории студентам технич е-ских направлений обучения. Она базируется на определении миссии НИУ «МИЭТ», данной в Программе развития вуза на 2010-2019 годы: обеспечение инновационной среды генерации и трансфера новых знаний в разработку технологий и изделий электроники различного назначения, информационных и ко м-муникационных технологий для развития высокотехнологичных отраслей эк о-номики и социальной сферы.
В условиях ограничения временных затрат на изучение экономической теории, задача кафедры заключается в том, чтобы в процессе обучения студенты освоили те направления экономической теории, которые в наибольшей степени отвечают их квалификационным потребностям . Для этого кафедра должна сформировать содержание, формы и методов преподавания дисциплины так, чтобы сосредоточить познавательные усилия студентов на темах, которые в наибольшей мере соответствуют этим потребностям.
Сегодня экономика и общество в целом развивается в рамках модели рыночной системы хозяйства, а студенты в процессе обучения готовятся стать частью экономически активного населения, которая должна будет обеспечивать инновационный путь развития России. Учебный курс формирует у студентов экономическое мышление, навыки анализа экономической информации, развивает инициативность, предпринимательский дух , стремление к успеху. Последнее связано с компетенцией предпринимательства, которая является одной из кл ю-чевых компетенций в целях стимулирования развития малого бизнеса.
Только в этом случае преподавание экономической теории на технических факультетах «НИУ «МИЭТ» будет способствовать формированию у выпускников нашего вуза такого уровня компетентности в области экономики,
который позволит ему свободно ориентироваться в в ажнейших вопросах экономической жизни страны.
Для решения этой задачи необходимо ответить на ряд первостепенных в опросов:
■ Какова цель изучения экономической теории студентами технических направлений обучения?
■ Как при разработке учебного курса следует учесть организационные особенности различных технических факультетов?
■ Каким образом оптимизировать и унифицировать количество учебных часов, отведенных на изучение экономической теории, ограничивающий получаемый студентами в рамках курса объем материала?
■ Что считать достаточным и необходимым учебно-методическим и материально-техническим обеспечением учебного курса?
Специфика преподавания экономической теории обусловлена:
• местом данной дисциплины в учебном плане факультетов, что требует учета ее связи с другими дисциплинами цикла и выстраивания оптимальной последовательной траектории изучения курсов;
• обеспеченностью Интернетом и компьютерными рабочими местами в аудиториях и библиотеке, что определяет возможности контроля результат ов самостоятельной работы студентов;
• количество студентов на потоках и в группах, что определяет форму занятий и пропорции различных форм аудиторной работы;
• исходными знаниями студентов - как правило, слабые знания основ экономики из обществознания и высокий уровень математической подг отовки и компьютерной грамотности студентов, что определяет не стандартную методику изложения.
Экономику обычно относят к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин ООП и она формирует общекультурные компетенции, а им енно, учит использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, формирует способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Изучение дисциплины в техническом вузе связано с усвоением сущности таких экономических понятий как человеческий капитал, интеллектуальная со б-ственность, инвестиции, инновации, венчурный капитал, технологические уклады, которые крайне необходимы для тех , кто собирается продолжить свое образование в магистратуре и аспирантуре . В эпоху глобализации инновационный путь развития России требует формирования у студентов компетенций, способствующих более высокой мобильности на рынке труда.
В результате изучения дисциплины студент освоит знания, умения и навыки, а именно, он должен
знать:
- экономические категории и законы, главные направления и школы экономической теории, политические и социально-культурные факторы, воздействующие на экономику;
- экономические принципы и механизмы работы рыночной системы, основные юридические формы организаций;
- сущность микроэкономического анализа: процессы принятия экономических решений отдельными субъектами, анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках;
1. основные макроэкономические показатели, принципы и методы их расчета;
2. особенности макроэкономического подхода к исследованию эконом и-ческих процессов;
3. характерные черты российской модели переходной экономики;
4. этапы становления мирового хозяйства и закономерности его развития;
уметь:
5. применять принципы, законы и методы экономической теории к анализу экономических явлений и процессов;
6. объяснять стратегии ценообразования , производства , регулирования экономики, распространения научно -технических нововведений в условиях р ы-ночной экономики;
7. исследовать основные связи между экономическими явлениями с помощью вербальных, графических и математических моделей;
8. описывать взаимодействие между микроэкономическим и макроэкономическим уровнями экономической системы;
и владеть:
9. методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;
10. инструментами микро и макроэкономического анализа на практике;
11. способностью к развитию инициативности, предпринимательского духа, стремления к успеху на основе знаний о современных моделях рынка и эффективных инструментах достижения предпринимательских целей, восприимчивость к инновациям.
При разработке учебного курса следует учитывать организационные особенности учебного процесса различных технических факультетов, которые реализуют множество направлений обучения. Фактором, который в первую очередь следует принимать во внимание в процессе разработки содержания учебного курса, является количество учебных часов (зачетных единиц), отведенных на изучение экономической теории в образовательны х программах, что ограничивает количество тем и объем материала, который могут освоить студенты. Это отражается на полноте и структуре курса (возможно включение специальных тем в добавление к унифицированному перечню, разработанному для всех направлений обучения), рождает различия в методике преподавания (например, разработку и использование отличающихся для направлений практических ситуаций, именуемых «case-studies»). Эта ситуация усугубляется требованиями ФГОС к увеличению пропорции лекции/семинары в пользу практических занятий с использованием интерактивных форм проведения (case-studies, дискуссии, презентации, деловые игры и т .д.), что автоматически приводит к увеличению аудиторной нагрузки на преподавателя. Приходится также учитывать предложения Рособрнадзора вводить практику проведения промежуточной и итоговой аттестации по принципу Единого экзамена независимыми экспертами. Решение этих проблем лежит в процессах оптимизации и унифи кации количества и структуры учебных часов, отведенных на изучение экономической теории. Так, в рамках аудиторных часов мы просим выпускающие кафедры распределить наши часы в пользу практических занятий, а именно 16 часов лекций и 32 часа
семинаров, а контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществлять с использованием различных форм СРС, в том числе и через Интернет.
В рамках реализации требований ФГОС в целях обеспечения необходимыми учебно-методическими материалами самостоятельной работы студентов на к а-федре разработаны и совершенствуются электронные учебно-методические комплексы по экономической теории. Важным принципом формирования УМ К является модульный подход , а составляющими УМК являются курсы лекций (конспекты лекций, соотнесенных с модулями дисциплины, презентации, видеоматериалы), пособия к семинарским занятиям, методические рекомендации для преподавателей по применению современных технологий и методик проведения аудиторных занятий (интерактивных методов), методические указания для студентов по организации изучения дисциплины, фонд оценочных средств (для текущего контроля успеваемости и для промежуточной аттестации), согласова н-ные с планируемыми результатами обучения и с выделением минимальных требований к результатам освоения модуля. Содержание как в целом УМК, так и содержание модулей дисциплины отражает процесс формирования компетенций, прописанных в ФГОС-3.
Очевидно, качество создаваемых учебно-методических материалов по эк о-номической теории определяется степенью владения преподавателями методологией современной экономической науки - наукой о методах познания экономических процессов. В процессе исторического развития методология экономической науки опиралась на различные подходы и принципы, широко известными из которых являются: рационалистический, субъективный, эмпирический и диалектический [3, С.24].
Современная методология исследования социально-экономических проце с-сов представлена множеством направлений и школ: от классической марксистской политической экономии до неоинституциональной теории (политическая экономия, неоклассическая теория , монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория реального делового цикла, кейнсианство и др .). Каждая из школ экономической теории доказывает своё право на существование попыткой адекватного отражения в теории реалий современной экономики. С каких бы методологических позиций теоретические исследования ими не проводились, они
направлены на выявление сущности и внутреннего содержания экономических процессов, присущих им противоречий, определение устойчивых тенденций социально-экономического развития. Каждое из направлений исходит из присущего им теоретического видения и соответствующей методологии исследования экономических процессов . Надо отметить, что сегодня наиболее востребованными и представленными в высшем образовании, как за рубежом, так и у нас являются две - политическая экономия и неоклассическая теория (экономикс).
Общеизвестно, что философской основой методологии неоклассической теории является позитивизм , а политической экономии - диалектико-материалистический подход. Существует много общего в двух подходах на философском уровне: оба направления опираются на материалистическое мировоззрение при обосновании предмета исследования, истинности результатов научных исследований; ими отвергается идеалистический подход к науке и реальности.
Но, между двумя направлениями современной экономической теории имеются существенные различия в методологических основах этих научных школ -теории предельной полезности и теории трудовой стоимости.
Ядром неоклассической теории являются предельная полезность и методологический индивидуализм. Предельная полезность и её максимизация на индивидуальном и общественном уровнях является целевой методологической установкой данного научного направления. Вывод неоклассической методологии о достижении максимума суммарной полезности в обществе при равном и даже уравнительном распределении благ и доходов находится в противоречии с р е-альными целями, механизмами и результатами рыночной модели экономики, предполагающими неравенство в распределении ресурсов и благ. В целом это означает наличие кризиса теории.
Принцип методологического индивидуализма, примененный А. Смитом для условий мелкотоварного и раннекапиталистического производства, когда индивид был центральной фигурой хозяйственного процесса, совершенно не применим в условиях постиндустриального общества, когда большинство экономически активного населения составляют категорию наёмных работников. В этих условиях максимизация индивидуальной полезности зависит, в основном от результатов дея тельности фирмы - именно доходность и положение фирм ы на
рынке определяют доходы домашних хозяйств, возможности потребления человека, следовательно, и достижения максимума функции полезности. При этом результативность функционирования фирмы во многом зависит от макроэкономической политики государства в области стимулирования бизнеса. Во времена А. Смита эта зависимость от государственного регулирования отсутствовала, поэтому можно говорить о том, что в современной экономике принцип методологического индивидуализма устарел.
В целом неоклассическая теория не с тавит перед собой задачу познания сущности экономических законов, а довольствуется исследованием видимых экономических форм и функциональных зависимостей между ними. При этом в течение всего XX века и начала XI века она постоянно содержательно обогащалась за счет принятия новых концепций, что привело к плюралистическому характеру содержания за счет трансформации новых концепций через методол о-гию неоклассицизма , и сохранению монополии своей методологии в западной экономической мысли.
В отличие от неоклассической теории, политическая экономия, изучая внутренние причинно-следственные связи в общественном воспроизводстве, раскрывает его сущностные черты, а человек, как экономический субъект, рассматривается как продукт общественного воспроизводства и одновременно как его созидатель, человек общественный.
Роль человека, с точки зрения экономикса, заключается в выполнении им функции рационального потребителя, целью которого является удовлетворение всевозрастающих потребностей. Соответственно, он действуют в четких рамках потребительского поведения, и этой же цели подчиняется весь процесс общ е-ственного воспроизводства. В результате эта внешняя цель экономической с и-стемы предопределяет ее внутреннюю цель - экономическую выгоду в виде финансового результата, преследуемого хозяйствующими субъектами, достижение
и и гр и
которой предполагает манипулирование сознанием потребителей. Такой ко н-цептуальный подход явно обедняет исследование, поскольку он игнорирует такие важнейшие общественные потребности человека, как потребность в труде, в самосовершенствовании, реализации творческого потенциала и др., характеризующие место человека в обществе.
Политэкономия, исследуя экономическое производство, основывается на принципах целостности воспроизводства, отражающего фазы производства, распределения, обмена и потребления, а экономикс рассматривает объект исследования на двух уровнях - микро- и макроэкономики.
Существенным отличием политэкономической трактовки методологии является ее нацеленность на исследование, что предполагает использование методов индукции, дедукции, противоречия, анализа, синтеза и т .д., и лишь потом изложение экономической теории методом восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического подхода и т.д.
Сегодня, в условиях усложняющихся условий и механизмов функционир о-вания экономик, ни одна экономическая школа не успевает за требованиями времени, в том числе и неоклассическая экономическая теория не способна в полной мере объяснить новейшие тенденции развития современной рыночной экономики, так же как и классическая политэкономия марксизма оказалась перед целым рядом не объясненных белых пятен. На развитие экономической теории оказывает всё большее влияние общенациональные интересы, связанные с формированием нового технологического уклада в экономиках стран, становлением информационного общества, развитием процесса глобализации. В этих условиях роста взаимозависимости стран, реализация целей индивида всё больше зависит от эффективности институциональных организаций , и прежде всего госуда р-ственных институтов. К концу ХХ века эволюция неоклассической теории на основе оптимизации затрат и результатов в условиях ограниченности ресурсов при индивидуальном выборе объективно привела к необходимости учёта общенациональных интересов, что способствовало возрождению политической эк о-номии на неоклассической базе.
Не надо забывать, что значительная часть стран существует в условиях становления рыночной экономики, в то время как неоклассика рассматривает в качестве предмета исследования развитую форму рыночной экономики. Смешанный характер рыночной экономики развитых стран так же представлен сегодня различающимися национальными моделями экономических систем (шведская, китайская, американская, немецкая и др.). Это означает, что теоретическая рыночная модель неоклассической теории нуждается в научном отражении реалий развития стран в мировой экономике.
Современный экономический кризис актуализировал эту необходимость, поскольку в рамках реализации любого одного концептуального подхода оказалось, что экономические теории не способны в полной мере дать ответы на будущее мироустройство национальных экономик и мирового хозяйства. Прорыв в экономической науке, как показывает история ее развития, связан с освоением достижения различных направлений мировой экономической мысли и переходом к многоконцептуальной теории, которая позволит исследовать экономическую действительность во всем ее многообразии как целостную систему. С точки зрения методологии это означает рождение методологического плюрализма, который признает невозможность окончательного выбора между теориями, т. е. отказ от монополии какого -либо одного течения, что предполаг ает их сосущ е-ствование.
Создание плюралистической по содержанию и по методологии концепции современной экономической науки уже сегодня конкретно воплощается в с о-держании учебных программ и учебно-методических пособий по дисциплине. Особенно это актуально в свете требований ФГОС по своевременному обновлению содержания дисциплин. Перед преподавателями встает вопрос: какое из существующих научных направлений может быть положено в основу изложения содержания экономической теории в рамках многоконцептуального подхода?
Попытки их объединения в единой теории не могут быть плодотворным как с научной точки зрения, так и с точки зрения преподавания (параллельное пр е-подавание вызывает у студентов недоумение и замешательство). Хотя очевидно, что предметная область политической экономии совпадает с предметной областью экономической теории, но каждое из существующих ее направлений сделали акцент ы на исследование отдельных частей предмета, что обусловило и с-пользование соответствующей методологии и методики. Ответ на вопрос возможен в реализации подхода на основе единства предмета, метода и методики преподавания экономической теории.
Такой подход п редполагает, что в вузе внутренняя структура дисциплины теории должна быть представлена: 1) политической экономией, предметом которой являются закономерности функционирования и развития системы экон о-
и _ __\ о о
мических отношений между людьми; 2) микроэкономикой, предметом которой являются закономерности деятельности и поведения отдельных экономических
субъектов (фирм и домохозяйств): и 3) макроэкономикой, предметом которой является закономерности функционирования агрегированных экономических субъектов на уровне национальной экономики в целом. Очевидно, что все составляющие экономической теории взаимосвязаны и взаимозависимы.
Реализация в вузе модульного подхода в преподавании учебных программ и дисциплин, предусмотренная новыми образовательными стандартами, позволило нашей кафедре принять решение последовательного включение политической экономии в качестве модуля «Общие основы экономической теории», предшествующего модулям «Микроэкономика» и «Макроэкономика». При этом формируется целостный курс экономической теории, в котором вопросы теоретической экономики включаются в учебный курс в соответствии с его логической и содержательной последовательностью. Таким образом, усваивая достижения западной экономической науки, включающей направление «мейнстрим» в вид е экономикса, можно согласовывать и координировать политэкономическим анализом решение проблем , считающихся предметом экономической науки. При этом возможна реализация задачи синтеза методологии на основе использования методологических универсалий, а именно, объективного маржинализма, метода противоречий, трудовой теории стоимости в её соотношении с альтернативной стоимостью, теории собственности. А самое главное, это позволит освоить студентам новые явления в предметной области экономической теории - исследование влияния новых технологий на социально-экономическое пространство, и з-менения форм организации экономической жизни и др.
Литература:
1. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский гос ударственный институт электронной техники (технический университет)» на 2010-2019 годы.
2. Ермошина Г.П. Методологические проблемы преподавания экономической теории для бакалавров в техническом вузе. Сб. Философия, наука, образование. Материалы межвузовского научно-теоретического семинара , посвященного 75-летию профессора Ю.Л. Егорова. М.: МИЭТ, 2012. С. 206 - 214.
3. Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. 544с.
4. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х тт. М.: Республика, 1992. Т. 2.
Ермошина Галина Петровна - кандидат экономических наук, доцент, з а-ведующий кафедрой экономической теории и финансов МИЭТ.