Научная статья на тему 'ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сравнительная педагогика / система образования Израиля / общее среднее образование / профессиональное образование / технологический колледж / военное образование / глобализация. / Сomparative pedagogy / Israeli education system / general secondary education / vocational education / technology college / military education / globalization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ружанский В. Г.

В статье рассматривается традиционная система подготовки технических специалистов для израильской армии и экономики в условиях глобализации. Автор акцентирует внимание на традиционной системе образования и воспитания технических кадров, принятой в Израиле, ее способности соответствовать «вызовам времени». Особое внимание уделено системе израильского планирования в образовании, ориентированном на будущее. Соответственно этим основным идеям выстроена структура статьи, обращенная к анализу системы подготовки профессиональных кадров для израильской армии; оценке основных трендов в модернизации содержания и организации школьного образования в Израиле; интерпретации израильской стратегической культурыи ее влияния на формирование израильской модели образования. Автор предпринимает попытку показать преимущества системы израильского образования и ее обращенность к обеспечению научно-технического развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISRAELI EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article discusses the traditional system of training technical specialists for the Israeli army and economy in the context of globalization. The author focuses on the traditional system of education and training of technical personnel, adopted in Israel, its ability to meet the "challenges of the time." Particular attention is paid to the Israeli planning system for futureoriented education. Corresponding to these basic ideas, the structure of the article is structured, aimed at analyzing the system of training professional personnel for the Israeli army; assessment of the main trends in the modernization of the content and organization of school education in Israel; interpretation of the Israeli strategic culture and its influence on the formation of the Israeli model of education. The author makes an attempt to show the advantages of the Israeli education system and its appeal to ensuring the scientific and technical development of the state.

Текст научной работы на тему «ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК37.013+37.02

ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© 2021 В. Г. Ружанский

докт. ист. наук, профессор международной лаборатории мир-системного

и геоцивилизационного анализа e-mail: ruzhanskij65@ mail. ru

Университет им. Давида Бен-Гуриона, Беэр-Шева, Израиль

В статье рассматривается традиционная система подготовки технических специалистов для израильской армии и экономики в условиях глобализации. Автор акцентирует внимание на традиционной системе образования и воспитания технических кадров, принятой в Израиле, ее способности соответствовать «вызовам времени». Особое внимание уделено системе израильского планирования в образовании, ориентированном на будущее. Соответственно этим основным идеям выстроена структура статьи, обращенная к анализу системы подготовки профессиональных кадров для израильской армии; оценке основных трендов в модернизации содержания и организации школьного образования в Израиле; интерпретации израильской стратегической культуры и ее влияния на формирование израильской модели образования. Автор предпринимает попытку показать преимущества системы израильского образования и ее обращенность к обеспечению научно-технического развития государства.

Ключевые слова: сравнительная педагогика, система образования Израиля, общее среднее образование, профессиональное образование, технологический колледж, военное образование, глобализация.

ISRAELI EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: CHALLENGES AND PROSPECTS

© 2021 V. G. Ruzhansky

Doctor of Historical Sciences, Professor of the International Laboratory of the World-system and Geocivilizational Analysis e-mail: ruzhanskii65@mail.ru

University named after David Ben-Gurion, Beer Sheva, Israel

The article discusses the traditional system of training technical specialists for the Israeli army and economy in the context of globalization. The author focuses on the traditional sy stem of education and training of technical personnel, adopted in Israel, its ability to meet the "challenges of the time." Particular attention is paid to the Israeli planning system for future-oriented education. Corresponding to these basic ideas, the structure of the article is structured, aimed at analyzing the system of training professional personnel for the Israeli army; assessment of the main trends in the modernization of the content and organization of school education in Israel; interpretation of the Israeli strategic culture and its influence on the formation of the Israeli model of education. The author makes an attempt to show the advantages of the Israeli education system and its appeal to ensuring the scientific and technical development of the state.

Keywords: comparative pedagogy, Israeli education system, general secondary education, vocational education, technology college, military education, globalization.

Государство Израиль существует чуть более семидесяти лет, но при этом система образования страны имеет гораздо более долгую и содержательную историю. На протяжении как минимум последних тридцати лет Израиль является одним из мировых лидеров в сфере передовых технологий, и это напрямую связано с израильской системой образования, её традициями и инновациями. Уже благодаря этим факторам модель и генезис израильского образования может представлять немалый интерес для других стран, в том числе и для России. Но данными причинами важность изучения израильской модели, особенно для России и стран ОДКБ-ЕАЭС, не исчерпывается. На протяжении всего своего существования Израиль успешно решает свои три главные стратегические задачи: обеспечение национальной безопасности; сохранение национального (еврейского) характера государства; обеспечение постоянного экономического роста и социальной стабильности. Все эти важнейшие государственные задачи Израиль решает в условиях перманентной продолжительной войны. Известно, что России приходится решать похожие задачи: обеспечивать безопасность, единство страны, создавать условия для экономического роста и социальной стабильности. В таком контексте опыт Израиля может представлять определенный интерес для российских специалистов, поскольку общими для России и Израиля являются важные человеческие ресурсы и традиции в сфере образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. Конечно, недопустимо слепо копировать израильскую модель - необходимо критически анализировать содержание и организацию системы образования в Израиле, понимая, что любая система не идеальна, может бесконечно совершенствоваться, развиваться. Очевидно, что мощные технические и гуманитарные ресурсы (под которыми подразумеваются, прежде всего, традиции в воспитании), стратегии и методы, применяемые в израильской системе образования для успешного решения проблем, связанных с глобализацией, базируются на традициях культуры народа, уходят корнями в историю и опыт народа Израиля, много веков боровшегося за свой суверенитет и независимость. Именно по этой причине важно обратить внимание на прочную сопряженность интеграции патриотического воспитания и технологического образования, служащих на протяжении всего существования государства Израиль основой подготовки технических специалистов для израильской армии. Однако процессы глобализации культуры не обошли стороной и Израиль, что в полной мере сегодня ощущает на себе и национальная система образования.

Традиции израильского образования и эффективность подготовки специалистов для израильской армии

Израильская система образования начала формироваться задолго до появления на карте мира Государства Израиль. Так, например, идея Техниона в Хайфе (первоначально это главное техническое учебное заведение Израиля планировалось как техникум) впервые была озвучена уже в 1901 г. Открыт Технион был в 1914 г. -за одиннадцать лет до Еврейского университета в Иерусалиме. Ещё раньше, в 1880 г., в России был основан образовательный фонд ОРТ, аббревиатура которого расшифровывается как «Общество ремесленного труда». Целью фонда была подготовка еврейской молодежи России к труду в Палестине. Первые школы профессионального образования ОРТ в Палестине открылись в 1946 г. [Еврейская энциклопедия...]. Ещё одним важным событием в истории формирования израильской системы образования стало создание в 1928 г. при главном профсоюзе страны -Гистадруте системы подготовки технических кадров на базе средней школы. Это - сеть профессионального образования «Амаль», которая начиналась как ремесленная школа.

Сегодня выпускники школ системы «Амаль» наряду с аттестатом зрелости получают дипломы специалистов: от техников и младших инженеров по компьютерам до дизайнеров интерьера. Таким образом, к моменту провозглашения независимости Государства Израиль эта страна уже обладала собственной системой подготовки профессиональных кадров в самых разных технических профессиях. Однако и до сегодняшнего дня первейшим приоритетом этой страны является обеспечение национальной безопасности. Главная роль в решении данной проблемы принадлежала и принадлежит армии, прежде всего её самым элитным частям - ВВС Израиля. При этом стратегия Израиля всегда строилась на абсолютном превосходстве израильской армии над своими предполагаемыми противниками. Эта главная задача АОИ (Армии обороны Израиля) обеспечивается прежде всего посредством хорошо отлаженной системы подготовки технического персонала для нужд армии. Данная система образования включает в себя не только обучение будущих армейских специалистов передовым технологиям, но и, что не менее важно, - патриотическое воспитание. Такой синтез технологического образования и патриотического воспитания в конечном итоге и обеспечил Израилю статус региональной державы, причем не только в военной, но и в экономической сфере. Здесь не лишним будет отметить, что сегодня противники Израиля, прежде всего ХАМАС и Хизбалла, адаптировали схожую стратегию воспитания кадров, сделав упор на синтез технологического образования и идеологического воспитания (в духе радикального ислама). Как и во многих других сферах - социальной, политической, экономической, развитие сферы образования в Израиле определялось главным образом ситуацией, в которой находилось еврейское государство в те или иные моменты своего существования (Данная особенность израильской истории будет подробно рассмотрена в разделе, посвященном стратегической культуре Израиля.).

В первые годы своего существования Израиль испытывал острый дефицит квалифицированных технических кадров в армии. Первая эскадрилья была сформирована боевой организацией еврейского анклава Палестины «Хаганой» в ноябре 1947 г., за две недели до голосования в ООН по вопросу о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Первое летное подразделение состояло из 25 легких самолетов британского производства. При этом в эскадрилье было 11 пилотов. Главной причиной такой острой потребности израильской армии в технических специалистах была прежде всего устаревшая военная техника на вооружении страны, в первую очередь - авиационная. К тому же вся техника на вооружении Израиля в те годы была разных образцов: германского, советского, британского, французского, польского производства. Для обслуживания и ремонта этой техники требовался квалифицированный персонал, и поэтому первое учебное заведение по подготовке технических специалистов для ВВС страны открылось в Израиле уже в 1949 г., в Хайфе. Накануне вывода британских войск из Палестины Еврейское агентство купило у британцев 21 самолет Auster Autocrat. Половина из этих самолетов была отремонтирована. Другая часть использовалась в качестве запчастей, поскольку перед передачей евреям с британских самолетов было снято все оборудование и вооружение. В это время страна находилась в весьма сложной военно -политической и экономической ситуации. Данный отрезок времени в истории Израиля известен, как «Период аскетизма», когда в стране были введены жесткая экономия и карточная система. Однако на подготовке технических кадров руководство страны экономить не стало. Учебное заведение, где готовили технический персонал для израильских ВВС, было организовано на базе обычной школы и первоначально называлось «Школа авиационной инженерии», затем «Школа технических профессий для военно-воздушных сил (Хейль Ха-авир)». В конце концов система подготовки

технического персонала для ВВС Израиля обрела свое нынешнее название: «Технологический колледж ВВС». Фактически это был первый израильский кадетский корпус с техническим уклоном. Несмотря на все изменения, которые претерпели израильские экономика и общество за семидесятилетний период существования государства, такой метод подготовки технического персонала для израильской армии не только себя не исчерпал, но, напротив, доказал свою высокую эффективность. Об этом свидетельствует прежде всего количество филиалов и, соответственно, выпускников этого учебного заведения. Первый филиал Технологического колледжа ВВС был открыт в Беэр-Шеве в 1976 г. Здесь к тому времени находилась одна из крупнейших баз ВВС страны. Следующим стал филиал колледжа ВВС в Тель-Авиве-Яффо - его открытие состоялось в 1990 г.

Интерес представляет дальнейшая динамика развития сети Технологического колледжа ВВС. Расцвет этой системы приходится на первые два десятилетия двадцать первого века. В это время Израиль от смешанной экономики перешел к рыночной, еврейское государство превратилось в одного из мировых лидеров в сфере передовых технологий. И мы можем без особого труда проследить взаимосвязь между увеличением экспорта израильского ВПК и сектора наукоемкого производства, с одной стороны, и стремительным расширением сети филиалов Технологического колледжа ВВС - с другой. Армия всегда была если не основным, то, во всяком случае, одним из главных поставщиков технических специалистов для израильской экономики. В свою очередь, одним из главных поставщиков квалифицированных кадров для израильской армии всегда был Технологический колледж ВВС и его многочисленные филиалы по всей стране.

Начиная с 2005 г. в среднем в Израиле ежегодно открывались по два филиала этого учебного заведения. В 2005 г. филиалы Технологического колледжа ВВС были открыты в Ашдоде и в Маале Адумим (в еврейском поселении на Западном берегу реки Иордан), в 2006 - в Тверии. В следующем году открылись филиалы военного колледжа в Хадере и в Нетании, в 2008 г. - в Эйлате и в Ашкелоне. В Кфар Сабе филиал колледжа был открыт в 2009 г., а в Димоне - в 2010. В 2011 г. были открыты сразу три филиала: в Иерусалиме, Нагарии и Бат Яме. В поселковом совете Хацор Ха-Глилит на границе с Ливаном филиал колледжа был открыт в 2012 г., в Бейт Шемеше под Иерусалимом - в 2013. В 2014 г. были открыты два филиала - в Яхуде (Большой Тель-Авив) и Мероне на севере страны, а в 2015 г. - в Герцлии и Рош Айне. Последний филиал был открыт в 2017 г. в крупном промышленном центре Большого Тель-Авива -Петах Тикве. Из приведенной динамики становится очевидным, что система подготовки технических кадров для израильской армии не только не исчерпала себя, но, напротив, переживает бурный рост, продолжающийся по сегодняшний день.

Исследуя динамику развития системы подготовки технического персонала для АОИ, мы можем выделить следующие характеристики этого процесса.

1. За последние два десятилетия филиалы Технологического колледжа ВВС открылись во всех уголках страны: от ливанской границы (Хацор Ха-Глилит) до Эйлата. В общей сложности - 22 филиала.

2. Филиалы колледжа открывались как в крупных городах - Ашдод, Петах-Тиква, так и в поселковых советах: Хацор Ха-Галиль и Мерон.

3. Наряду с городами, которые традиционно считаются населенными пунктами с наиболее высоким уровнем благосостояния и социоэкономических показателей (например, Герцлия или Кфар-Саба), филиалы колледжа открылись также в городах Израиля с низким уровнем благосостояния и высоким уровнем безработицы, (например, в Димоне).

Данные характеристики свидетельствуют о том, что, во-первых, спрос на технических специалистов в израильской армии постоянно растет. Точно так же всё большей популярностью пользуется Технологический колледж ВВС и у населения страны. Данная тенденция объясняется сразу несколькими причинами. Армия была и остается одним из главных поставщиков высококвалифицированных специалистов для израильской экономики. Самыми элитными подразделениями израильской армии, в отличие от широко распространенных представлений, являются вовсе не ВВС и не штурмовая пехота «Голани», а подразделение 8200 радиоэлектронной разведки (административно подчиняется военной разведке АМАН), созданное ещё в 1952 г., и МАМРАМ - Центр компьютерных и информационных систем («Мерказ махшевим у маарахот мейда»), созданный в 1959 г. В обоих подразделениях служат самые способные компьютерщики, программисты и специалисты ГГ. Оба подразделения являются одними из крупнейших такого рода в мире. Именно специалисты этих двух подразделений по окончании срочной службы занимают вакансии в ведущих компаниях передовых технологий, таких как Интел. Ветеранам МАМРАМ и подразделения 8200 чаще всего не требуется даже собеседования. Достаточно указать в резюме службу в одном из этих подразделений. По данным опроса, проведенного ЦСБ Израиля в 2011 г., более трети респондентов, работающих в стартапах, проходили службу в технических подразделениях израильской армии [Дубсон 2014: 61]. Одним из главных поставщиков профессиональных кадров для элитных подразделений израильской армии являются филиалы Технологического колледжа ВВС.

Разумеется, вышеприведенное количество работников стартапов, отслуживших в самых элитных подразделениях израильской армии, можно толковать по -разному. Во-первых, в Израиле, 40% экспорта которого составляет продукция индустрии передовых технологий, хронически не хватает профессиональных кадров прежде всего в таких сферах, как программирование, ГГ, серверы. Если в начале 2000-х гг. количество вакансий в сфере израильского хайтека составляло три тысячи, то, согласно отчету управления инновациями, в 2018 г. в Израиле было уже 15 тысяч вакансий в сфере передовых технологий против 12 тысяч в 2017 г. [Томер]. Аналогичный дефицит специалистов испытывает и израильская армия. Так, ещё в 2001 г. бригадный генерал Авиноам Лауфер, возглавлявший в начале 2000-х гг. отдел планирования и управления кадрами в АОИ, на заседании комиссии министерства образования от 14 марта 2001 г. заявил о том, что количество выпускников технических учебных заведений не отвечает потребностям израильской армии [Комиссия]. Во-вторых, открытие филиалов колледжа во всех без исключения районах страны с разным в этнокультурном и социоэкономическом населением, несомненно, свидетельствует о том, что помимо своей основной задачи - подготовки специалистов для армии, Технологический колледж ВВС выполняет не менее важную функцию: преодоление социально-экономических и этнокультурных барьеров между различными группами израильского населения в процессе обучения и воспитания. Армия помогает интегрироваться в израильскую жизнь новым репатриантам, нивелирует этнокультурные различия выходцев из разных стран, а после перехода к рыночной экономике, начиная со второй половины 70-х гг. прошлого века, - и социально-экономическое неравенство граждан страны. Рост популярности у населения и стремительное расширение сети филиалов Технологического колледжа ВВС объясняется также и теми глобальными переменами, которые произошли в израильском обществе за последние три десятилетия. Переход к рыночной экономике одним из своих результатов имел резкое социально-экономическое расслоение в израильском обществе, причем разрыв между богатыми и бедными, между центром и периферией постоянно увеличивался в течение двух десятилетий

XXI в. [Федорченко 2004: 63]. В этой связи отметим, что после либеральных реформ 80-х и 90-х гг. прошлого века, для представителей так называемых «слабых слоев населения», чаще всего - жителей периферии с низкими доходами, Технологический колледж ВВС стал одним из немногих шансов для строительства успешной карьеры.

Вместе с тем бурное развитие цифровых технологий в это же время имело своим результатом осознание израильским обществом силы и возможностей, которые дает образование. В указанный период времени освоившая передовые технологии, прежде всего ГГ, молодежь по уровню заработной платы оставила далеко позади не только своих менее успешных сверстников, но и старшее поколение, занятое на престижных, но менее оплачиваемых работах, например госслужащих. И успех наиболее продвинутой в цифровых технологиях молодежи со всей очевидностью доказывал их менее успешным сверстникам ценность и силу образования. Начиная с 90-х гг. прошлого века израильская молодежь начала массово изучать компьютерные науки, чтобы интегрироваться в хайтек, где в то время были самые высокие зарплаты. А здесь самой удобной площадкой для старта молодых людей - жителей израильской периферии из семей с низким уровнем дохода - являлись как раз технологические колледжи ВВС. В свою очередь, в армии и в руководстве страны также осознают значение военных колледжей для сглаживания социально-экономических конфликтов в израильском обществе. А если учесть, что середина 90 -х гг. прошлого века и начало двухтысячных - это время, когда более 10% населения Израиля составляли новые репатрианты, то именно военные колледжи служили эффективным средством для сглаживания этнокультурных конфликтов в стране. Здесь следует отметить, что равный доступ к компьютерам для израильских детей закреплен на законодательном уровне. Одним из важных условий сохранения родительских прав является сегодня наличие у ребенка отдельной комнаты и персонального компьютера. В противном случае социальные службы могут изъять ребенка из семьи и передать его либо в более благополучную семью, либо в интернат. В любом случае наличие у ребенка компьютера является сегодня универсальным требованием к родителям со стороны действующей в стране ювенальной юстиции. Можно спорить о том, насколько это справедливо, но практически каждый ребенок в Израиле растет вместе с компьютером. Этим и перечисленными выше факторами определяются достаточно мягкие условия приема в технологические колледжи ВВС. Это не элитарное учебное заведение, каким являлась многие десятилетия гимназия «Герцлия». Скорее, наоборот. В течение нескольких десятилетий после образования государства Израиль специальное техническое образование считалось в стране непрестижным. Однако отличие Технологического колледжа ВВС от обычного профессионального образования заключается в том, что данное учебное заведение готовит специалистов для армии и предоставляет своим выпускникам возможности для дальнейшего карьерного роста: от офицерских курсов до обучения на инженера. В отделения Технологического колледжа ВВС принимаются ученики девятых и десятых классов средней школы. Условием приема служит успешное прохождение собеседования. В частности, на сайте Технологического колледжа ВВС об условиях и целях этого учебного заведения сказано следующее: «Технологический колледж ВВС предлагает учебный план, сочетающий обучение высоким технологиям, получение аттестата зрелости, многообещающее будущее и важную, значительную работу во время службы в ВВС» [Сайт технической школы].

Школы Хейль Ха-Авир (ВВС) готовят для израильской армии программистов, специалистов по компьютерам и электронике, средствам связи, авиатехнике - в общей сложности список изучаемых профессий составляет несколько десятков. В школе будущих специалистов готовят к армейской службе: ежедневные построения, военная

форма, строгая субординация. Часть учебных дисциплин преподают школьные учителя, но занятия по техническим предметам проводят военнослужащие. Помимо профессии учащимся прививают любовь к стране и её армии. Выпускники таких школ получают наряду с аттестатом зрелости также дипломы техников и младших инженеров - в зависимости от продолжительности учебы. Учащиеся завершают обучение в двенадцатом классе с полным технологическим аттестатом зрелости и призываются в технические подразделения ВВС. Однако закончившим колледж с отличием предоставляется возможность обучения в двух дополнительных классах: тринадцатом и четырнадцатом. После успешного окончания четырнадцатого класса выпускники получают степень младшего инженера. А закончившие этот класс с отличием получают возможность продолжить обучение уже в рамках Техниона или одного из местных университетов на степень бакалавра. При этом израильская армия финансирует 80% от стоимости обучения на степень младшего инженера и бакалавра. До недавнего времени воспитанники Технологического колледжа ВВС подписывали обязательство отслужить по меньшей мере один год в качестве кадровых военных по окончании срочной службы. Сейчас такого обязательства уже не требуется, поскольку специалистов для армии сегодня готовят и другие учебные заведения, от школ системы «Амаль» до хайфского Техниона. Отметим, однако, что значения Технологического колледжа ВВС это обстоятельство нисколько не умаляет и 91% выпускников этого учебного заведения служат в АОИ в качестве технических специалистов. Самым важным итогом обучения является служба выпускников военных колледжей в израильской армии в качестве технических специалистов по выбранной профессии.

Мы можем с уверенностью констатировать, что за семьдесят лет существования сети подготовки технического персонала для ВВС Израиля здесь сложились прочные традиции. Израильская модель подготовки специалистов для армии основана на уникальном синтезе обучения подростков школьного возраста передовым технологиям и воспитанию у них патриотизма. Главным в патриотическом воспитании является тезис о том, что, во-первых, у евреев кроме Израиля другой страны не будет. Во-вторых, только в Израиле евреи могут чувствовать себя в безопасности. Патриотическое воспитание в рамках филиалов Технологического колледжа ВВС мало чем отличается от обычных школ. «Шохрим» - кадеты, выезжают во время обучения в Польшу, где посещают мемориал на месте концлагеря Освенцим, приносят присягу на верность стране и своему народу на горе Герцль в Иерусалиме, участвуют в национальных праздниках, главный из которых - День независимости. Особенность патриотического воспитании в рамках Технологического колледжа ВВС заключается в привитии кадетам традиций израильской армии. После окончания занятий учащиеся участвуют в мероприятиях общественной организации «Батальоны авиационной молодежи». Эта организация была создана в 1950 г. в рамках воспитательных усилий ВВС Израиля для работы с молодежью, и сегодня она проводит воспитательную работу в основном с воспитанниками Технологического колледжа ВВС Израиля. Эта работа включает в себя не только лекции и семинары, посвященные военной авиации, но также практические занятия на учебных базах ВВС, от обучения на симуляторах до полетов вместе с инструктором. Причем наибольшей популярностью у воспитанников пользуется полет на самолете с выключенным двигателем, во время которого имитируются чрезвычайная или аварийная ситуация. Традиции гармонично сочетаются с инновациями.

В Технологическом колледже ВВС чутко реагируют на происходящие в экономике и в обществе страны радикальные перемены. Это проявляется прежде всего в формулировке целей обучения. В устаревшем варианте главная цель этой

учебной сети формулировалась как подготовка молодежи для службы в израильской армии в качестве военных специалистов, привитие учащимся моральных и этических норм АОИ и обеспечение процесса перманентной сменяемости кадровых военных в системе ВВС страны [Howling pixel]. В настоящее время на сайтах, например, филиала в Беэр-Шеве, о целях обучения написано следующее: «Технологический колледж Хайяль Ха-Авир в Беэр-Шеве концентрирует свои усилия на населении периферии с целью его подготовки и продвижения к академическим, технологическим и социальным достижениям. Колледж будет способствовать этическому воспитанию и передовому научно-техническому образованию, готовить выпускников к успехам в академических кругах, армии и передовых отраслях индустрии, выявляя их способности, прививая навыки и способствуя их продвижению в обществе» [Сайт филиала Технологического колледжа в Беэр-Шеве]. Аналогичное определение целей обучения в колледже размещено и на сайте филиала колледжа Хейль Ха-Авир в Хайфе. Как следует из текста, особый упор в рекламе этого учебного заведения делается уже не на подготовку к армии, а на будущий успех выпускников в экономике и в обществе.

Армейская карьера сегодня не так престижна в Израиле, как это было в 50-х и в 60-х гг. прошлого века. Если в 40-е гг. прошлого века фермера в качестве национального героя сменил офицер, то в наше время офицера затмил бизнесмен или успешный менеджер наукоемкого производства. В АОИ это понимают и поэтому позиционируют систему подготовки технических специалистов для армии как трамплин для последующей успешной карьеры прежде всего в частном секторе израильской экономики. Организационно система подготовки профессиональных кадров в рамках колледжа Хейль Ха-Авир в век глобализации не изменилась и по-прежнему находится в ведении армии. Ответственным за подготовку специалистов для ВВС является офицер в чине подполковника. Далее административная иерархия выглядит следующим образом: командир колледжа (в звании офицера); командир школы (в звании офицера); главный инструктор, ответственный за административные вопросы (в звании офицера); каптернамус («Расар»), обычно в звании старшины («Рав самаль ришон») - отвечает за воинскую дисциплину в школах военного колледжа; командир потока. В его подчинении находятся также все командиры курсов данного потока. Как правило, на эту должность назначается военнослужащий в звании старшего сержанта. Глава группы командиров курса не является офицером, выполняет функции координатора и отвечает за командиров определенного курса (например, электроники). Командир курса также не является офицером, несет ответственность за успеваемость и дисциплину воспитанников. Воспитатели преподают одну из учебных дисциплин: английский язык, математику, физику и т.д. В основном это девушки-военнослужащие, в недавнем прошлом выпускницы Технологического колледжа ВВС. Дежурный воспитанник является помощником командира курса, на эту должность назначается один из воспитанников по выбору командира курса. Совет воспитанников - избирательный органом самоуправления с совещательными функциями; воспитанники-советники. Этот орган самоуправления внутри колледжа состоит из отличников учебы одиннадцатого и двенадцатого классов, которые проводят вспомогательные уроки и инструктируют новых учащихся. Назначаются педагогическим советником колледжа по образованию

Отметим также, что выпускники Технологического колледжа ВВС имеют ряд существенных преимуществ перед призывниками из обычных школ как в условиях службы, так и в карьерном росте. После курса молодого бойца, общего для всех призывников, выпускники Технологического колледжа ВВС получают звание ефрейтора, и в дальнейшем именно им отдается предпочтение при отборе

военнослужащих срочной службы для обучения на офицерских курсах. В израильской армии солдат или сержант не может по личному желанию поступить на офицерские курсы. Кандидатов отбирает и приглашает командование. Сразу после курса молодого бойца выпускники технологических колледжей ВВС проходят практическую подготовку в Школе технических профессий Военно-воздушных сил Израиля. По сути, это уже учебная военная база под командованием офицера в звании «подполковник». Обучение в группах проводят командиры курса. Это окончившие с отличием школу технических профессий ВВС, вчерашние кадеты технологического военного колледжа. Перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, эта категория военнослужащих ВВС проходит специальную подготовку на курсе «Командование и инструктаж солдат». Затем в течение нескольких месяцев выпускники курса служат на одной из военных баз для приобретения практического опыта в выбранной армейской профессии. Отличившиеся инструкторы направляются на специальные курсы: «Командование и инструктаж для продвинутых» и «Высший курс командования и инструктажа». Успешно окончившие рекомендуются командованием для учебы на офицерских курсах. Подготовка специалистов для ВВС Израиля осуществляется на 20 учебных базах [Сайт технической школы].

Подводя итог всему изложенному выше, мы можем констатировать следующее: за семьдесят лет своего существования израильская система подготовки и воспитания технического персонала для АОИ доказала свою эффективность в совершенно разных социально-экономических условиях. Созданная в условиях административного управления экономикой и почти полного социального равенства, система технологических колледжей ВВС доказала свою эффективность также в условиях рыночной экономики и социального неравенства. Более того, именно в этих условиях данная система образования и воспитания приобрела ещё большее значение уже не просто как институт подготовки технических кадров для израильской армии, но, более того, как стабилизирующий социальный фактор. 91% выпускников Технологического колледжа ВВС служат срочную службу в технических подразделениях АОИ [Ронит 2003: 17]. Система подготовки специалистов для израильских ВВС не являлась инновационной по своей сути, скорее это калька с кадетских корпусов и бойскаутов. Инновационность израильского специального образования заключалась в адаптации этих моделей для эффективного решения самых насущных проблем молодого государства. В итоге в израильской системе образования были объединены подготовка специалистов в передовых технологиях, патриотическое воспитание и обеспечение армии корпусом профессиональных кадров. Структурно это выглядит как триада: передовые технологии - патриотическое воспитание - армия. При этом воспитание армейских традиций и патриотизма не ограничивается стенами школы, как было показано выше. Таким образом, в Государстве Израиль, где степень как технологического развития, так и социально-экономического неравенства одна из самых высоких в мире, система подготовки специалистов для технических подразделений израильской армии доказала свою высокую эффективность и в условиях глобализации.

Израильский ответ на вызовы глобализации

Израиль оказался во многом гораздо более, чем другие страны, подготовлен к радикальным изменениям в мире, связанным с развитием цифровых технологий и последующим процессом глобализации. Главной причиной такой подготовленности страны к цифровой революции и глобализации является прежде всего перманентное состояние войны, в котором Государство Израиль существует на протяжении всей своей истории. Как пишет российский исследователь А.В. Федорченко, «притом что

милитаризация оказала весьма противоречивое воздействие на экономическое развитие различных стран, она была в ХХ веке вторым по значению после рыночной конкуренции катализатором развития группы высокотехнологичных отраслей» [Федорченко 2004: 33]. Свидетельство тому - удельный вес ВПК в экономике страны, на долю которого ещё в 90-е гг. прошлого века приходилось четверть всего промышленного производства и 20% занятых в промышленном производстве [Дубсон 2014: 59]. Поворотным моментом в развитии израильской промышленности стала Шестидневная война 1967 г., когда Франция, в то время главный поставщик вооружений Израилю, ввела эмбарго на экспорт военной продукции в еврейское государство. С этого момента Израилем был взят курс на полное самообеспечение в военной сфере. За отсутствием финансовых и природных ресурсов основная ставка была сделана на наукоемкое производство и передовые технологии [Федорченко 2004: 40].

Среди других факторов отметим следующие.

1. Интернационализация мировой экономики, в условиях которой руководство страны и местный бизнес находятся в постоянном поиске своей ниши в системе международного разделения труда. А это прежде всего наукоемкое производство, продукция которого наиболее выгодна и в плане инвестиций, и в плане прибыли. Именно благодаря ориентации экономики Израиля на наукоемкое производство страна вошла в сферу интересов транснациональных корпораций, что, в свою очередь, стало стимулом для открытия в еврейском государстве филиалов крупных международных компаний и смешанных предприятий.

2. Развитая кредитно-банковская система. Первая финансовая компания, Англо-Палестинский банк, была создана ещё в 1903 г., задолго до создания самого Ггосударства Израиль. Сегодня это крупнейший банк страны - Банк Ха-Поалим.

3. Еврейская диаспора, благодаря которой на протяжении десятилетий происходило перемещение в страну основных элементов производительных сил из стран, где существовали еврейские общины [Федорченко 2004: 14]. Кроме того, диаспора является эффективным средством для установления экономических связей с другими государствами. Этот фактор успешно используется не только Израилем, но и такими странами, как Китай, Япония, Южная Корея.

4. Рыночные реформы после 1977 г., радикально изменившие экономику и общество Израиля, в том числе и демонтаж системы социальной защиты, ставший мощным стимулом для развития индивидуализма и коммерциализации практически всех сфер жизнедеятельности израильского общества - от экономики до образования.

Однако, на наш взгляд, неменьшая роль в адаптации страны к условиям глобализации принадлежит системе образования, прежде всего - подготовке технических специалистов для армии. К моменту начала цифровой революции в мире, во многом благодаря Технологическому колледжу ВВС, Израиль обладал достаточным количеством профессиональных кадров, способных не только развивать передовые технологии у себя в стране, но и вывести ее в мировые лидеры в данной области. Тому свидетельство - крупнейший в мире производитель процессоров Intel начал действовать в Израиле ещё в 1974 г.. Но наряду с успехами Израиля в адаптации к новым условиям отметим также и серьезные проблемы, с которыми столкнулось еврейское государство в связи с глобализацией ещё в начале 90 -х гг. прошлого века. Это прежде всего дифференциация общества, в котором от прежнего единства осталось, пожалуй, лишь обращение друг к другу: "ахи" - мой брат. В 2003 г. по индексу Джини, показывающему различие между самыми богатыми и бедными слоями населения, Израиль вышел на второе место в мире после США среди промышленно развитых стран. Другой серьезной проблемой является сохранение

национальной идентичности в условиях стирания национальных границ. И здесь в успешном решении этих проблем главная роль принадлежит армии и армейскому образованию. Армия была и остается структурой, которая обеспечивает не только поступательное развитие экономики, но также и единство общества и страны. Что касается системы образования в целом, то здесь ситуация гораздо более сложная.

Израильская система образования ищет ответы на вызовы глобализации уже два десятилетия. Израильское министерство образования создало специальное подразделение по планированию образования, ориентированного на будущее. Административно это подразделение подчиняется отделу исследования и развития в управлении педагогики при Министерстве образования. С 2016 г. управление педагогики на основании разработок подразделения планирования в сфере образования, ориентированного на будущее, выпускает специальное издание, в котором можно найти достаточно подробную информацию о политике министерства в сфере образовательных инноваций и моделей учебного процесса в ближайшем будущем [Мэгэзин хашпаа]. На сегодняшний день в Министерстве образования Израиля при отделе педагогического управления действует специальное подразделение, название которого переводится как «Экспериментальные школы и инновации» [Сайт педагогического управления]. Подразделение занимается внедрением в обычных школах проектов, которые, по мнению специалистов министерства, соответствуют педагогике будущего. Другое подразделение отвечает за руководство, разработку и оценку прикладных программ для стратегических и системных нужд образования. Эта деятельность осуществляется в сотрудничестве со школьным персоналом на местах, департаментами министерств и неправительственными организациями [Там же]. Данное подразделение является исследовательско-экспериментальным и структурно состоит из следующих подразделений.

1. Педагогика, ориентированная на будущее. Сотрудники этого подразделения занимаются исследованиями, разработкой методологии, адаптацией и внедрением ориентированной на будущее педагогики в систему образования дня сегодняшнего. Как следует из описания на сайте министерства образования, «подразделение развивает модель, являющуюся системным компасом для существующей системы образования в изменяющейся реальности и поддерживает значимость образования для обучаемого, а обучаемого - для мира» [Там же].

2. Следующее подразделение - «Группа прикладного развития» занимается разработкой инновационных и ориентированных на будущее педагогических продуктов и подготовкой их широкого внедрения в систему образования. «Мы создаем среду для разработки инновационных педагогических продуктов в различных областях и объемах с целью широкого внедрения.

Процесс разработки, от концепции до реализации, осуществляется в партнерстве с инициаторами нововведений в образовании, преподавательским составом, руководителями учебных заведений, педагогической администрацией, филиалами и районными отделениями министерства образования» [Там же].

Свою деятельность данная группа осуществляет через три проекта:

А. «Теплицы исследования и развития». Это подразделение не представляет собой определенную официальную структуру. Его деятельность заключается в организации семинаров и встреч, дата проведения которых объявляется заранее, и желающие участвовать в этих мероприятиях регистрируются онлайн. Во время данных мероприятий представители Министерства образования или специалисты от педагогики рассказывают присутствующим о том, как воплотить в реальность свои

идеи и проекты. В свою очередь, участники могут высказывать и обсуждать во время этих встреч и семинаров свои предложения.

Б. Лаборатории. В качестве лабораторий данная группа использует в основном действующие школы, где пытается внедрять новые образовательные продукты.

В. Группа быстрых разработок. Её задачей является быстрое внедрение образовательных продуктов, под которыми зачастую понимается использование различных гаджетов в процессе обучения [Сайт Министерства образования Израиля].

Что касается основных принципов, на которых строится израильская концепция педагогики, ориентированной на будущее, то первым и главным постулатом здесь является тезис о том, что «мир быстро меняется и непредсказуем» [Педагогика, ориентированная на будущее 2019: 198]. Нили Гольдфайн, одна из ведущих специалистов в области педагогики в условиях глобализации, идет ещё дальше и считает, что переменам подвержено не только всё в нашем мире, но и природа самих изменений [Гольдфайн]. Из этого тезиса логически следует, что стратегическое планирование в сфере образования невозможно в принципе. При этом педагогика, ориентированная на будущее, определяется израильскими специалистами как «обеспечение в настоящем ответа на требования будущего, вытекающие из общих и образовательных тенденций настоящего» [Педагогика, ориентированная на будущее 2019: 8-9].

Термин «педагогика, ориентированная на будущее» выбран не случайно. Не рискуя строить модель или стратегию будущего образования, израильские специалисты вместо этого предлагают своевременное реагирование на основные тенденции настоящего, дабы обеспечить желаемые результаты в будущем. Согласно схеме, разработанной израильскими специалистами из педагогического управления, все тенденции, мировые и специфически израильские, подразделяются на шесть видов: социальные, технологические, экономические, экологические, политические, педагогические. Каждая из этих тенденций подразделяется на целый ряд процессов, происходящих в современном обществе, - от демографических изменений до перемены ролей в современной семье. Согласно мнению представителей министерства, «системное отношение ко всем вышеперечисленным тенденциям открывает перед нами перспективы и возможности, а также является ключом к существованию важной, устойчивой и успешной организации в условиях переменчивой, заключающей в себе множество радикальных перемен действительности» [Сайт Управления педагогики]. Важно подчеркнуть, что вышеперечисленные тенденции рассматриваются израильскими специалистами не только как вызовы или проблемы, но в первую очередь как возможности для достижения желаемого результата. Именно эта цель -не просто адаптация или подстраивание к новым условиям, а «формирование желаемого будущего» - является главной для специалистов израильского образования, разрабатывающих концепцию педагогики, ориентированной на будущее.

Израильские специалисты видят в глобализации скорее возможности и перспективы, нежели проблемы и угрозы. Привыкшие чутко реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в условиях перманентной военной и политической конфронтации, искать малейшую возможность для продвижения своих интересов и продукции в условиях экономической блокады либо жесткой конкуренции, израильтяне аналогичным образом ищут возможности для достижения собственных целей в условиях глобализации, в том числе и в педагогике. Поиск возможностей при любом развитии ситуации - это важнейшая составляющая стратегической культуры Израиля. А основой успеха, в представлениях израильтян, является отслеживание и анализ тенденций в современном мире.

Ещё один принцип, которым израильтяне руководствуются в условиях глобализации, - лидерство. Не догонять, а вести гонку в будущее, не подстраиваться,

а выстраивать будущее - таковы принцип израильтян. Израильские специалисты считают, что у их страны и системы образования в целом есть всё необходимое для лидерства. Во-первых, это высокий уровень технологического развития. Здесь действует принцип: не только использовать, но и создавать, причем в этом творческом процессе задействованы не только учителя, но и ученики. На сайте Министерства образования Израиля модель педагогики, ориентированной на будущее, строится на шести основных принципах.

Персонализация - соответствие образовательных контента, продуктов и услуг индивидуальным потребностям обучающихся (персонализация означает соответствие содержания, продуктов и услуг нуждам и желаниям конкретного человека. Персонализация может быть проведена самим человеком путем сознательного выбора предложенных альтернатив: содержания, поставщика услуг или продукта, открыто или скрыто, или посредством умных алгоритмов, собирающих информацию о человеке с тем, чтобы предложить ему продукт или услугу в нужное время) [Педагогика, ориентированная на будущее 2019: 12].

Партнерство - данный принцип формулируется на сайте министерства образования следующим образом: «Это процесс, в котором две или более личности действуют сообща для того, чтобы успешно достичь общей цели. Ценность партнерства заключается в его способности усилить партнеров и позволить им достичь вместе те цели, которые они не могли достичь поодиночке. Партнерство является мощным инструментом для достижения более высоких результатов и повышения производительности».

Неформальность - учебный процесс, не ограниченный рамками школы, класса и учебным планом. Принцип неформальности подразумевает человеческую деятельность вне рамок формальных официальных организаций и институтов, прерогативой которых традиционно были планирование, оценка и управление. По мнению израильских специалистов, неформальное образование позволяет проводить обучение в любом месте и в любое время благодаря виртуальному пространству.

Глокализация - подразумевает диалектический процесс из двух противоречивых тенденций: глобализации и локализации, происходящий в национальном индустриальном государстве начиная с конца двадцатого века [Педагогика, ориентированная на будущее 2019: 13]. Исходя из тезиса о том, что в новейшую эпоху нельзя предсказать, какой будет действительность в ближайшие десятилетия, израильское министерство образования концентрирует свою деятельность в основном на выявлении и картировании инновационных и значимых тенденций в развитии израильской педагогики. Отдел определяет будущие проблемы, возможности для развития и последующие реформы с учетом потребностей и возможностей системы образования.

Вознаграждаемость (Тмуратиют) - организационная и личная способность действовать, развиваться и сохранять востребованность в эпоху ускоряющейся, постоянно меняющейся действительности. Ключевым понятием здесь является «востребованность», которая и является вознаграждением, причем не только в виде социального или организационного, но также и материального статуса.

Включение идентичности и личной цели - создание личного смысла, чувства цели и полной саморегуляции в реальности ускоренных преобразований. В основе этого принципа - ориентация современной израильской системы образования на индивидуализм.

Уже из самой формулировки данных принципов следует, что израильские специалисты от образования не совсем четко представляют себе отличие обучения

от образования и воспитания. И если обучение может осуществляться, по крайней мере в определенной степени, в виртуальной форме, то для образования и воспитания нужны совершенно другие условия. Невозможно поручить мобильным устройствам и виртуальному пространству воспитание ребенка - ни один родитель, имеющий хотя бы малейшее представление о педагогике, на это не пойдет. Терминология, используемая на сайте Министерства образования, дает определенное представление о восприятии сотрудниками министерства как новой реальности, так и педагогики в целом. В частности, такие термины, как «педагогический продукт», «получение добавочной стоимости» в процессе обучения, или «рынок знаний» [Сайт министерства образования] со всей очевидностью свидетельствуют о высокой степени коммерциализации процесса обучения. Также о высокой степени коммерциализации свидетельствует принцип персонализации, положенный в качестве одной из основ образования будущего. Приспособление системы образования к личным потребностям и нуждам конкретного ученика превращает систему обучения, на наш взгляд, в»интеракцию продавец - потребитель. Образование и процесс обучения должны учитывать особенности мышления и восприятия каждого учащегося, и современные IT делают возможным реализацию этого идеала. Но в то же время личные потребности отдельного ученика по определению не могут являться высшей целью образования.

Высшая цель образования - это благо общества в целом и благо каждого члена этого общества. При этом одно проистекает из другого. Иными словами, индивидуализм не может ставиться во главу образовательного процесса. Одну из главных возможностей для создания желаемого будущего израильские специалисты видят в победе неформального образования над формальным. И действительно, цифровые технологии открыли новые возможности для развития обучения, именно обучения, а не образования и воспитания. Но израильские специалисты не всегда четко осознают отличие воспитания от образования и образования от обучения. Для израильских специалистов виртуальное обучение сделало ненужными образование в стенах класса и школы. Так, ещё в первой половине 90-х гг. прошлого века в университете имени Бен-Гуриона в Негеве был открыт Центр образования будущего, под эгидой которого разрабатывались различные проекты педагогики, ориентированной на будущее. Эти проекты реализовывались в школах юга Израиля. В реализации одного из таких проектов участвовал и автор данной статьи, будучи в то время учителем истории и обществоведения в школе «Амаль». Могу констатировать, в том числе на основании личного опыта, что все такого рода проекты потерпели фиаско. Главной причиной неудачи подобных проектов является вера израильских специалистов от педагогики и образования в способность IT -технологий полностью заменить учебный процесс. «Миф о том, что обучение осуществляется в определенном месте и при определенных условиях - в классе, в определенное время: в течение учебного дня и посредством определенного количества специалистов-учителей, подвергается всё большему сомнению по мере того, как мобильные устройства и платформы для совместного доступа делают учебный процесс доступным в любом месте и в любое время. В такой обстановке учителя уже воспринимаются не как источник информации (conveyors content), а как ее кураторы (curators content). Функцией учителя в модели школы будущего будет роль советника, который станет советовать ученикам, как быть с их постоянно меняющимися мозгами» [Ран 2016: 9]. В то же время один из главных идеалов израильской модели образования будущего: равенство учителя и ученика, когда оба «становятся равными в творческом неформальном процессе обучения», также свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточном понимании роли учителя.

Учитель - понятие гораздо более емкое, нежели просто инструктор или обучающий определенным навыкам. Термин «учитель» в различных культурах и цивилизациях как Востока, так и Запада - это ещё и духовная категория, моральный и интеллектуальный ориентир, к которому стремится ученик. Здесь уместно уточнить и понятие «ученик», подразумевающее человека, стремящегося достичь определенной духовной, нравственной, интеллектуальной высоты. И сводить оба понятия только к процессу обучения конкретным навыкам, на наш взгляд, совершенно неправильно.

О расплывчатости представлений израильских специалистов об образовании и педагогике свидетельствует и постановка изучаемых вопросов, связанных с новой моделью образования, которые израильские специалисты считают наиважнейшими. Например, в мире, где каждый бит информации доступен постоянно и везде, какие виды знаний заслуживают изучения? Какова роль учителя-медиатора в обучении в виртуальных пространствах? Какие новые механизмы оценки должен принять учитель? Влияет ли непрерывное обучение на усвоение знаний? Каким стратегиям обучения мы должны научить студента чтобы он мог справляться с информационной нагрузкой? Как уточнить и объяснить информацию? Как можно использовать все имеющиеся знания при соблюдении авторского права и их добросовестного использования? [Ран, Шперлинг] Больше всего здесь поражает тот факт, что, исходя из постулата о том, что мир изменчив и нет ничего постоянного, израильские специалисты от педагогики воспринимают знания как некий багаж, нечто, доступное везде и всегда для каждого.

Что касается оценок знаний, стратегий обучения и самих знаний, то помимо инноваций в разных цивилизациях и культурах существуют традиции, которые не нужно, да и невозможно отбросить. Более того, на наш взгляд, именно гармоничная интеграция традиций и инноваций обеспечит успех образовательному и воспитательному процессу в будущем. К сожалению, у Израиля, если брать только израильскую, а не в целом еврейскую педагогику, эта традиция насчитывает всего несколько десятилетий. Тем не менее и этот опыт, прежде всего опыт подготовки военных специалистов, на наш взгляд, не стоит игнорировать.

Отметим также и такую характеристику израильской педагогики, ориентированной на будущее, как отсутствие четкой стратегии и модели образования будущего. В 2018 г. отдел исследований израильского Министерства образования ставил перед собой задачу выявления и картирования тенденций будущего в мире и в Израиле, а также укрепления упреждающего подхода, инновационных образовательных инициатив среди педагогов на местах, в штаб-квартире Министерства образования и в третьем секторе в Израиле. Среди всего прочего в 2018/2019 уч. г. отдел определил три главные задачи своей деятельности следующим образом: поиск решений и ответов на вызовы в системе образования; внедрение системы разработки практических педагогических продуктов; поддержка и ускорение предпринимателей и инициатив, которые продвигают образовательные инновации. Как видно из постановки задач, во втором и третьем пунктах наблюдается полное отсутствие какой-либо конкретики. В то же время сильной стороной в работе данного отдела является отслеживание тенденций в образовании - как в Израиле, так и за рубежом. Отдел планирует подготовить по данной теме пять научных монографий, выполнить пятнадцать исследований и осуществить двести пятьдесят инновационных проектов на базе обычных средних школ. Также планируется создание семидесяти пяти школ, ориентированных на образование будущего. Как отмечалось выше, подобные проекты разрабатываются и делаются попытки для их реализации начиная с 1996 г.

В чем же видятся сильные и слабые стороны израильской модели образования, ориентированного на будущее? К сильным сторонам следует отнести открытость

израильтян к передовым технологиям и тем возможностям, которые эти технологии открывают перед учебным процессом, а также способность и стремление к импровизации, чуткое реагирование на быстро меняющуюся действительность, умение видеть в переменах не проблему, а возможность. К слабым сторонам израильского менталитета следует отнести чрезмерную веру во всесильность технологий, в то, что мир непредсказуем и потому стратегическое планирование невозможно. Наконец, непростительным для специалистов по педагогике и образованию является отсутствие видения четких границ между обучением, образованием и воспитанием. Последняя характеристика, на наш взгляд, может стать причиной системной ошибки и источником больших проблем для Израиля в будущем. Отметим также, что неменьшей проблемой для Израиля в будущем может стать игнорирование традиций педагогики в пользу инноваций.

Израильское образование и израильская стратегическая культура

Израильская стратегическая культура, её основные характеристики позволяют лучше понять как израильские представления об образовании будущего, так и отношение израильтян к глобализации. Фундаментом для изучения израильской стратегической культуры можно считать монографию известного израильского социолога Баруха Киммерлинга «Создание и упадок израилизма: государство, культура и вооруженные силы в Израиле» [Kimmerling 2001]. Не только Киммерлинг, но и большинство исследователей считают, что милитаризм является центральным компонентом консолидации как общества, так и израильской стратегической культуры. Согласно Киммерлингу, Израиль развил не преторианский милитаризм (военное правление), а гражданский милитаризм, в котором соображения, определяемые как национальная безопасность, почти всегда ставятся на более высокий уровень приоритетов, чем политические, экономические и т. д. И хотя автор этой монографии утверждает, что единой израильской культуры не существует и что израильское государство разделено на семь основных культурных групп, которые борются друг с другом за контроль над распределением ресурсов и государственной власти, тем не менее в начале двадцать первого века исследователи не только признают наличие израильской стратегической культуры, но и анализируют её основные характеристики. Среди этих исследований следует особо отметить монографию профессора Дмитрия Адамского «Стратегическая культура и военные инновации: влияние стратегической культуры на революцию в военном деле в России, США и Израиле» [Адамский 2012]. В данном исследовании формирование стратегической культуры Израиля целиком связывается с израильско-арабским противостоянием и, соответственно, с израильской армией. Большой интерес представляет работа Грегори Ф. Гилса, посвященная страхам массового сознания как составной части израильской стратегической культуры [Giles: 30]. Польский исследователь Рафал Копеч принимает концепцию Д. Аамского, но в отличие от него рассматривает характеристики израильской стратегической культуры не только в военном, но также в историческом и даже психологическом контекстах (например, анализирует такую особенность политической и стратегической культур Израиля, как индивидуализм) [Copec].

Американо-израильский исследователь Дмитрий Адамский выделяет следующие характеристики израильской стратегической культуры [Адамский 2012: 174-194]:

- ментальность «осадности» (гетто);

- ярко выраженный антиинтеллектуализм и отсутствие интеллектуальной традиции в бюрократической и военной системах;

- то, что не получается с помощью силы, получается посредством ещё большей

силы;

- неформальные, выраженные в крайней форме модели отношений и недостаточное внимание к соблюдению правил иерархии в системе управления;

- действие предшествует пониманию;

- неприятие стратегического планирования;

- отсутствие дальновидности;

- отсутствие концепции безопасности и письменной военной доктрины;

- предпочтение в пользу узких и секторальных расчетов;

- культура импровизации: высокая степень деятельности, харизматичность и тенденция к импровизации;

- узкий горизонт тактико-технического обновления;

- прослеживание в последние десятилетия тенденции перехода к оборонительной стратегии и сохранению статуса кво в политике с наступательной тактикой на поле боя.

Что касается тезисов Адамского об отсутствии и даже неприятии в израильской стратегической культуре долгосрочного и стратегического планирования, которое подменяется импровизацией, отметим следующее. Ситуация, как внешнеполитическая, так и с расстановкой сил в регионе на протяжении семидесяти лет существования Государства Израиль, менялась и меняется довольно быстро, если не сказать стремительно. При этом, как уже отмечалось выше, расстановка сил чаще всего складывалась не в пользу Израиля. В этих условиях импровизация часто была более эффективной и давала больше шансов на успех, нежели долгосрочное планирование. Да и невозможно планировать что-нибудь долгосрочное в условиях перманентной неопределенности. Дух импровизации и инициативы отражен даже в способе командования, типичном для Армии обороны Израиля. Он состоит в том, чтобы издавать общие директивы и предоставлять подчиненным широкие возможности для маневра, чтобы подчиненные по своему усмотрению могли трансформировать дух приказов в конкретные действия. Собственная инициатива, инновации, новые идеи -это желательные элементы в функционировании израильских вооруженных сил, а их отсутствие воспринимается армейским начальством крайне негативно.

Польский исследователь Рафал Копеч выделяет ещё одну крайне важную характеристику израильской стратегической культуры: индивидуализм, когда каждый должен полагаться только на себя. Во многом эта характеристика обеспечила успешную интеграцию Израиля в современную рыночную экономику и не менее успешную адаптацию к глобализму. Индивидуализм и стремление полагаться только на себя изначально были одним из главных постулатов сионизма. Противоречия исторической традиции коллективизма в еврейской истории здесь нет (коллективизм поддерживался и сохранялся тысячелетиями благодаря иудаизму), поскольку главной целью сионизма было создание нового еврея - антитезу еврею галутному. Новый еврей, согласно сионистской концепции, должен быть избавлен от комплексов еврея галутного - от страхов, от чувства незащищенности и приниженности, от менталитета жертвы, еврея, избегающего ответственности за свою судьбу. Новый еврей - «сабра» (от названия кактуса - «цабар») должен был быть сильным, избавленным от комплексов, не боящимся строить свою жизнь и свои поселения на тех землях, которые он считает своими. Израильтянин поступает так, как считает нужным, не особенно или вовсе не заботясь о реакции окружающих. Это качество хорошо гармонирует с перечисленными Адамским характеристиками израильской стратегической культуры, которые можно определить как «организованный хаос». В военных действиях, которые регулярно ведет Израиль, этот принцип не только

находит свое выражение в свободном толковании целей операции, но отражается и на структуре армии. В частности, военная бюрократия Израиля представляет собой относительно узкий круг, а любая инициатива быстро находит свой путь наверх, благодаря открытым каналам связи. Израильский менталитет - это менталитет людей делающих, а не обсуждающих, не «философов», а практиков. Теоретические знания приравниваются к слабости и неспособности к высокой производительности на рабочем месте. Изначально центральным персонажем нового израильского общества был уже не раввин, а фермер, хотя очень скоро фермера вытеснил боец. Сионисты стремились воспитать нового еврея - способного не только работать на земле, но и защищать эту землю. В некотором роде эту концепцию можно назвать израильским мачизмом. Конкретные цели, которые определили сионистские идеологи и практики, с одной стороны, и суровая реальность - с другой, обусловили подход к решению военных вопросов - практическому, инструментальному, ориентированному на действия и решению проблем часто путем импровизации. Такая связь армии с общественно ориентированным прагматизмом создала особую военную культуру, которую можно назвать анти-интеллектуальной.

Суть антиинтеллектуализма, на который указывает Адамский, заключается в том, что основное внимание уделяется решению конкретных проблем, а не общему подходу. Доказательством этого является тот факт, что первая операционная доктрина под названием «Концепция операций» (CONOP) была опубликована лишь в 2006 г. В контексте неудач ЦАХАЛа (АОИ) во Второй Ливанской войне, которая произошла через несколько месяцев после публикации, авторы этой доктрины были обвинены в чрезмерном интеллектуализме и языке постмодернизма, из -за чего командирам тактического уровня было трудно перевести её в конкретные действия. Больше всего в израильской армии и в обществе ценится способность офицеров быстро ориентироваться в ситуации, независимое мышление перед лицом неопределенности, уверенность в собственных суждениях и действиях, инициативность в любых условиях. Детальное планирование осуществляется лишь на тактическом уровне и в области применения технологий, в то время как на стратегическом уровне наблюдается своего рода дилетантизм, обусловленный отсутствием акцента на стратегии. Неофициальный и широко институционализированный способ выработки решений («в тени офисов») выкристаллизовался во время Войны за независимость, когда обстановка в области безопасности была настолько непредсказуемой, что ключом к решению проблем была импровизация. В настоящее время нежелание стратегического планирования в долгосрочной перспективе можно наблюдать в отношении конфликта с палестинцами, где доминирует тенденция «управлять».

Израиль был первой страной после Соединенных Штатов, которая использовала высокоточное оружие. Технологическое превосходство считалось и считается израильскими элитами панацеей от проблем в сфере безопасности. А уверенность в собственном технологическом превосходстве диктует стратегию, в соответствии с которой решением любой проблемы безопасности является военная сила и современные военные технологии (принцип: «Что не получается с помощью силы, получается посредством ещё большей силы»). При этом технологический фактор с каждым годом приобретает все большее значение не только в реальности, но и в сознании израильтян.

Отметим ключевую роль армии не только в формировании стратегической культуры Израиля, но и самого еврейского государства. Культура импровизации и инициативы, характерная для израильской военной сферы, а также культ практических действий стали основой «нового израильского общества», одной из основных характеристик которого является технократизм. Все перечисленные

выше характеристики израильской стратегической культуры нашли свое выражение в концепции «образования, ориентированного на будущее»: вера в неограниченные возможности передовых технологий, неформальные, выраженные в крайней форме модели отношений и недостаточное внимание к соблюдению правил иерархии в системе управления. Антиинтеллектуализм и отсутствие интеллектуальной тр адиции нашли свое выражение в нечетком представлении отличия обучения от образования у израильских педагогов. В частности, утверждение о ненужности традиционной системы образования в виде школы, класса, учебного плана основано на вере в неограниченные возможности цифровых технологий, в первую очередь - удаленного обучения. Однако удаленное обучение может быть в лучшем случае частью учебного процесса, но оно не способно, по определению, заменить собой образование, которое подразумевает процесс формирования не только специалиста, но также личности и гражданина. В свою очередь, в тезисе о том, что всё в мире меняется и, следовательно, возможно отслеживать лишь существующие тенденции, используя их для получения желаемого результата, отражаются такие характеристики израильской стратегической культуры, как неприятие стратегического планирования и отсутствие дальновидности, отсутствие концепции безопасности и письменной военной доктрины. Мы также видим из текстов, публикуемых в изданиях израильского министерства образования, полное отсутствие таких понятий, как государственные и национальные приоритеты в качестве основополагающих принципов в модели будущего. Подобный подход мы можем соотнести с такой характеристикой, как предпочтение в пользу узких и секторальных расчетов. В то же время мы наблюдаем выражение развитой культуры импровизации в оценке специалистами израильского министерства образования тенденций, определяющих модель будущего. Любые тенденции настоящего рассматриваются израильскими специалистами не как препятствие, а как возможность. Сюда же можно отнести и ставку на лидерство во всем, что касается модели образования, как в настоящем, так и в будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако израильская стратегическая культура не является чем -то статичным, раз и навсегда определенным. Модель будущего страны формируется не в Министерстве образования, а в таких учреждениях, как Институт национальной безопасности (INSS), Центр Шмуэля Нэемана, Институт Лаудера. В 1978 г. при хайфском Технионе был создан Институт Шмуэля Неемана. Его задачей является изучение и формирование национальной политики в области науки и технологий, образования, инфраструктур, экономики, энергетики - словом, всех сфер развития национального государства. Сегодня это учреждение является одним из ведущих израильских институтов, где оцениваются возможности и вызовы развитию еврейского государства. Выразилось это в создании Института изучения национальной безопасности (INSS). О целях и задачах института на главной странице сайта этой организации сказано следующее: «Институт исследований национальной безопасности инициирует и проводит инновационные, актуальные, высококачественные исследования, которые формируют общественный дискурс по вопросам национальной безопасности Израиля, предоставляет политический анализ и рекомендации лицам, принимающим (государственные) решения, общественным лидерам и стратегическому сообществу, как в Израиле и за рубежом. В рамках своей миссии институт стремится поощрять новые способы мышления и расширять контуры анализа традиционных установок». INSS тесно сотрудничает с большим количеством специализированных исследовательских учреждений и организаций, выступая при этом в роли заказчика, например с центром Лейба Яфэ при Тель-Авивском университете. Этот исследовательский центр специализируется на изучении Ближнего Востока с упором на палестинские территории, или институтом морской безопасности при Хайфском университете

Результаты исследований этих научных учреждений постоянно публикуются [https://www.inss.org.il/publication]. Особое место в формировании желаемого будущего для Государства Израиль принадлежит ежегодному форуму в Герцлии, материалы которого также публикуются в СМИ на иврите и английском языке [https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/publications.aspx]. Этот ежегодный форум в Герцлии был организован по инициативе Института изучения национальной безопасности и Института политики и стратегии при Школе государственного управления, дипломатии и стратегии им. Лаудера. Первая такая конференция была организована в двухтысячном году. Полное название ежегодной конференции в Герцлии звучит так: «Конференция Герцлия по вопросам сбалансированности национальной устойчивости и безопасности». Особая роль в организации ежегодной конференции в Герцлии принадлежит профессору Узи Араду - профессиональному разведчику и бывшему директору INSS. Арад объяснил необходимость серии таких конференций тем, что, с одной стороны, Израиль сталкивается со многими проблемами, а с другой - имеет хорошие перспективы. При этом есть сомнения в способности Израиля противостоять вызовам и реализовать имеющиеся возможности. Поэтому существует двойная потребность: исследовать с академической, рациональной и безэмоциональной точки зрения положение Государства Израиль с разных сторон и, таким образом, оценить силу и возможности страны; предлагать и изучать новые стратегии, которые помогут адаптироваться к изменяющимся реалиям и обстоятельствам и тем самым укрепят национальную устойчивость. Выдвинутая на форуме в Герцлии профессором Арадом концепция «национальной устойчивости» является относительно новой и адаптировалась в академическом дискурсе только в последние годы. Концепция пришла из психологии, в которой этот термин подразумевает способность человека преодолевать последствия травмы и адаптироваться к стрессовым ситуациям. В политологии эта концепция подразумевает способность общества справляться с ситуациями стресса и травм. Понятие национальной устойчивости включает в себя, помимо психологических, экономические, социальные и культурные аспекты. Израильским ноу-хау в сфере изучения стратегических культур стал Национальный индекс устойчивости, который представляет собой набор показателей и параметров, определяемых израильским Институтом национальной безопасности. Эти параметры - от экономических до геополитических, а также положительные и отрицательные влияния анализируются и подсчитываются аналогично бухгалтерскому балансу. Индекс каждый год обсуждается участниками Герцлийской конференции - Институтом Реут, Центром BESA, Центром Шалема, Центром Яффе и Центром исследований Израиля имени Тауба - количественным и качественным образом. Одной из основных причин престижа и влияния Герцлийской конференции является количество и статус гостей и докладчиков. Это политики, высшие чины армии, владельцы крупных компаний, журналисты, общественные и духовные деятели из Израиля и диаспоры. Таким образом, главной целью научных исследований посвященных израильской стратегической культуре, является обеспечение устойчивости и безопасности Государства Израиль.

Если в оценке перспектив израильского образования руководствоваться именно критерием национальной устойчивости, то можно сделать следующие выводы. Будущее Израиля - в интеграции традиций и инноваций. Под традициями понимается прежде всего существующая система подготовки технических специалистов для израильской армии, доказавшая свою эффективность в различные периоды времени и в самых непредвиденных условиях. В то же время такая черта израильской стратегической культуры, как открытость инновациям, умение видеть и находить

в любом социальном, политическом, экономическом процессе прежде всего возможности, дает Израилю шанс на достойное место в будущем. Не менее важным фактором, на наш взгляд, является и осознание большинством евреев мира очевидного факта: другой страны кроме Израиля у евреев уже не будет никогда. Это убеждение является ключевым для понимания израильской стратегической культуры. Мы можем также утверждать, что главным фактором в формировании не только израильской стратегической культуры, но также еврейского самосознания в ХХ веке стал Холокост. После Холокоста евреи диаспоры стали воспринимать Государство Израиль как гарантию от повторения Катастрофы. Это восприятие особенно усилилось после победы Израиля в Шестидневной войне 1967 г. Победа в Шестидневной войне укрепила веру евреев в Государство Израиль как в самой стране, так и за ее пределами. Пожалуй, самым важным фактором и одновременно потенциалом Израиля можно считать наличие таких институтов и форумов, как INSS и Форум в Герцлии. Эти институты обеспечивают балансировку израильской экономики, общества и государственности.

Отметим также, что, несмотря на очевидные успехи в различных сферах, начиная от армии, ВПК и заканчивая экономикой, Государство Израиль по-прежнему подвержено значительным рискам, прежде всего в плане сохранения национального государства. Эти риски обусловлены сегодня не столько внешней угрозой, сколько внутренними тенденциями и противоречиями. Главные угрозы Государству Израиль, на наш взгляд, исходят прежде всего из системы воспитания, культивирующей у подрастающего поколения индивидуализм. Также серьезную угрозу израильскому обществу мы видим в ломке традиций израильского общества, прежде всего в сфере образования. Мы считаем также, что критерий национальной устойчивости может быть весьма эффективным методом для изучения и решения не только конкретных проблем и тактических задач - например, нехватки персонала для хайтека, но и для осознания, изучения и решения стратегических проблем Государства Израиль - например, соотношения инноваций и традиций.

Что же в итоге? Какое будущее ждет израильское образование в условиях глобализации мира?

На основании всего сказанного выше мы можем утверждать, что Государство Израиль за годы своего существования создало и развило уникальную систему образования, гармонично сочетающую в себе обучение инновационным технологиям и патриотическое воспитание. На наш взгляд, немаловажно отметить, что эта система сложилась под влиянием вызовов времени и жизненных потребностей страны. Такая система образования, как это было продемонстрировано на конкретных примерах выше, отвечает самым насущным потребностям еврейского государства и сегодня. С другой стороны, мы считаем создаваемые в израильском министерстве образования концепции и модели педагогики, ориентированной на будущее, не только оторванными от реальной действительности, но и несущими потенциальную угрозу Государству Израиль. Но основная угроза для израильской системы образования и в целом для страны, на наш взгляд, исходит из противопоставления традиций и инноваций. Мы считаем, что традиции не должны сдерживать инновации. Но в то же время считаем недопустимым противопоставление инноваций традициям, прежде всего в сфере воспитания и образования. Более того, инновации необходимо умело и гармонично интегрировать в систему традиционного образования и воспитания, тем более что такой опыт у Израиля есть, и это - Технологический колледж ВВС, постоянно расширяющий спектр изучаемых профессий, готовящий своих воспитанников к дальнейшей карьере в обществе, на производстве и в науке, но при этом

воспитывающий учащихся в духе армейских традиций. Если сравнить традиции и инновации с домом, то фундаментом этого здания являются традиции, несущими конструкциями - инновации, а крышей, венчающей всё строение, неизменно остается воспитание моральных ценностей. Иными словами, не мы для глобализма, а глобализм для нас. При сохранении данного подхода, характерного для израильской стратегической культуры: в каждом изменении находить возможность для продвижения собственных целей и интересов, у Государства Израиль есть хорошие перспективы в процессах глобализации. Однако всё будет зависеть от того, сумеют ли в Израиле обеспечить баланс между инновациями и традициями.

Библиографический список

Адамский Д, Стратегическая культура и военные инновации: влияние стратегической культуры на революцию в военном деле в России, США и Израиле. Издательство Министерства обороны Израиля, 2012, 234 с. (Иврит)

ГольдфайнН. Будущее уже здесь. Лидерство в образовании в век интерференции «Мэгэзин хашпаа» // Журнал влияния / Издательство Министерства образования. Номер 9. (Иврит). URL: https://www.mop.education(дата обращения: 13.08.2021).

Дубсон Б.И. Современный Израиль. Социально-экономические очерки. М.: Международные отношения. 2014. 376 с.

Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. URL: Ы^://ш^^оигсе.ощ/мЫ/ЕЭБЕ/ (дата обращения: 13.08.2021).

Издание министерства образования «Педагогика, ориентированная на будущее». Тенденции, принципы, следствия и разработки (Иврит). 2019. № 2. С. 198. URL: https://www.mop.education/wp-content/uploads/2019/02/ (дата обращения: 13.08.2021).

Комиссия (Кнессета) по образованию и культуре: Отменить сокращение бюджета на технологическое образование (Иврит) / изд. Ynet 20.03.01. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-610469,00.html (дата обращения: 13.08.2021).

Педагогика, ориентированная на будущее. Тенденции, принципы, следствия и разработки / Изд. Управления педагогики при Министерстве образования Израиля, 2019 г. 412 с. (Иврит). URL: https:// www.m op.educati on/wp - content/uploads/2019/02/(дата обращения: 13.08.2021).

Ран А., Шперлинг Д. Тенденции и перспективы мышления будущего в образовании / под ред. д-ра Лиат Йосефберг Бен-Ешуа; Изд. Управления педагогики при Министерстве образования Израиля, отдел экспериментов и инициатив. 92 с. Март 2016 г. URL: http://pisga.spskit.com/wp-content/uploads/2016/09/megamot.pdf(дата обращения: 13.08.2021).

Ронит Б. Иерушалми, Центр исследований и информации Кнессета. Технологическое образование. 2003. 20 с. (Иврит) URL: https://fs.knesset.gov.il/globaldocs/MMM/402a5af0-9732-e811-80de-00155d0a0235Z2_402a5af0-9732-e811-80de-00155d0a0235_11_7588.pdf (дата обращения: 13.08.2021).

Рубин Э. В израильском хайтеке не хватает сотрудников? Это решение проблемы в министерстве финансов (Иврит) // The Marker. 2017. 26.12. URL: https://www.themarker.com/technation/1.4999466 (дата обращения: 13.08.2021).

Сайт министерства образования государства Израиль. Раздел «рынок знаний». URL: https:// www.m op.educati on/ (дата обращения: 13.08.2021).

Сайт министерства образования Израиля. Педагогическое управление, группа разработок. URL: https:// www.m op.educati on/ (дата обращения: 13.08.2021).

Сайт педагогического управления Министерства образования Израиля. URL: http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/MinhalPedagogi/Agafim/mop.htm (дата обращения: 13.08.2021).

Сайт технической школы авиационных профессий в Хайфе. URL: https://iafschool.org.il/schools (дата обращения: 13.08.2021).

Сайт Управления педагогики при Министерстве образования Израиля. https://www.mop.education/pama/ (дата обращения: 13.08.2021).

Сайт филиала Технологического колледжа в Беэр-Шеве (Иврит). URL: http://techni-bs.iscool.co.il/language/en-US/Default .aspx (дата обращения: 13.08.2021).

Томер А. Отслужившие в подразделении 8200 и выпускники университетов ответственны за нехватку работников хайтека в Израиле 20.12.2018 (Иврит) / изд. "Глобс". URL: https://www.globes.co.il/news/article.aspx?did=1001265536 (дата обращения: 13.08.2021).

Федорченко А.В. Экономика Израиля М.: МГИМО, 2004. 160 с. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/916/9166960e6ad31ea9a175e1d05b90f286.pdf (дата

обращения: 13.08.2021)

"Мэгэзин хашпаа" ("Журнал влияния") / изд. Управления педагогики при министерстве образования Израиля. № 1-9 (Иврит). URL: https://www.mop.education/%D7%9E%D7%92%D7%96%D7%99%D7%9F/ (дата

обращения: 13.08.2021).

Copec' Rafal The Determinants of the Israeli Strategic Culture Narodowosciowy -Review of Nationalities.

Finkel Meir On Flexibility: Recovery from Technological and Doctrinal Surprise on the Battlefield, Stanford Security Studies 2011. 336 p.

Giles G.F . Continuity and Change in Israel's Strategic Culture, Prepared for: Defense Threat Reduction Agency Advanced Systems and Concepts Office, 30 p. URL: http://fas .org/irp/agency/dod/dtra/israel.pdf (дата обращения: 13.08.2021).

Howling pixel Словарь терминов (иврит) URL: https: //howl ingpixel.com/i-he/; URL: https://pdfs.semanticscholar.org/d173 6a1fcb98552f30144a41b020f44bb2971339.pdf (дата обращения: 13.08.2021).

KatzensteinP.J. (edit.) The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics, Columbia University Press, New York 1996. 566 p.

KimmerlingB. The Invention and Decline of Israeliness: State, Culture and Military in Israel. Los Angeles and Berkeley: University of California Press, 2001. 268 p.

MaozZ. Defending the Holy Land/ A Critical Analysis of Israeli Security and Foreign Policy, University of Michigan Press, 2009. 744 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.