ДЕБАТЫ ПОЛИТИКОВ И ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ ПО ВОПРОСАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.А. Корнилов
Кафедра зарубежного регионоведения и локальной истории Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского ул. Ульянова, 2, Нижний Новгород, Россия, 603009
В статье рассматривается позиция израильских политиков и экспертов по актуальным вопросам обеспечения национальной безопасности Израиля. В период 2013—2014 гг. появился целый ряд инновационных идей, обозначавших новые задачи и проекты государства в сфере безопасности и внешней политики. Реализация инновационных идей способна изменить положение и статус Государства Израиль в международных отношениях.
Ключевые слова: национальная безопасность, внешняя политика, стратегия, дипломатия, союзы, эксперты.
Приход весной 2013 г. к власти очередного правительства Б. Нетаньяху вновь оживил дискуссии по вопросу о том, какой должна быть политика национальной безопасности и внешнеполитический курс еврейского государства. На интенсивность дебатов оказали влияние следующие факторы регионального и глобального значения.
На глобальном уровне происходила перегруппировка сил и возможностей, которыми обладали ведущие страны мира, в первую очередь США, Китай и Россия. Соединенные Штаты постепенно стали снижать активность в региональных процессах и, например, в военной доктрине 2012 г. заговорили о необычайной важности Азиатско-Тихоокеанского региона [3. С. 2—9]. В регионе Ближнего Востока прежняя система сдержек и противовесов, рожденная Соглашением Сайкса—Пи-ко, переживала необратимую эрозию. «Арабская весна» так и не привела к появлению стабильных и, как ожидалось на Западе, демократических режимов. Напротив, возникла ситуация хаоса, на которую наложились борьба за гегемонию и старые конфликты между региональными центрами силы, такими как Турция, Иран, Египет, Саудовская Аравия и новый влиятельный Катар. Сирийский кризис в еще большей степени обострил курдский вопрос и роль негосударственных акторов. Наибольшую опасность и/или воздействие на региональную ситуацию продолжали оказывать радикальные джихадистские объединения или традиционные ХАМАС и Хизбулла. Еще одним моментом нового ближневосточного порядка отношений оказалось возвращение в регион России, интересы и амбиции которой израильские эксперты стали учитывать во все возрастающей степени.
В качестве еще одного предварительного замечания следует указать на особенность процесса обсуждения политики безопасности в Государстве Израиль. С одной стороны, в Израиле, как и в других странах, обсуждение этих важных вопросов происходит в основном за закрытыми дверями канцелярии премьер-ми-
нистра, других ключевых правительственных ведомств, соответствующих комиссий кнессета, а также на форумах экспертов государственных и частных эксперт-но-аналитических учреждений. В то же время количественный объем предоставляемой экспертами на обсуждение продукции столь велик, что он неизбежно просачивается, в том числе намеренно, на страницы открытых научных изданий и массовой печати. Именно по этим опубликованным или размещенным (постиро-ванным) в сети материалам мы можем составить представление о векторах развития политики Израиля в области национальной безопасности. С другой стороны, в израильской политической практике существует термин «хуц ва-битахон», который в переводе означает «внешняя политика и безопасность», а на практике предполагает тесную взаимосвязь разработки и осуществления политики в сфере международных отношений и безопасности, включая оборону.
Обсуждение перспективных направлений политики национальной безопасности третьего правительства Биньямина Нетаньяху (можно считать, что первое существовало в 1996—1999 гг., а второе — в 2009—2013 гг.) стартовало еще в период парламентских выборов.
Эксперты Центра стратегических исследований им. Бегина-Садата в Бар-Иланском университете, рекомендовали правительству Б. Нетаньяху целый ряд мер, учитывая тектонические сдвиги в политическом ландшафте Ближнего Востока. В частности, они предлагали усиливать действующую армию, увеличить инвестиции в военные НИОКР (исследования и разработки), определить безопасные, то есть удобные для обороны, границы страны, заключить новые региональные союзы и интенсифицировать особые отношения с США [7].
В открытых дебатах принял участие Узи Арад, в прошлом директор израильской разведки Моссад, советник премьер-министра по национальной безопасности в 2009—2011 гг. Выйдя в отставку с государственной службы, У. Арад возглавил Институт оборонных исследований и стремился организовать неформальный совет национальной безопасности, который бы собрал видных ученых, политиков и бизнесменов для альтернативного обсуждения вопросов безопасности. В Междисциплинарном институте Герцлии, где он преподавал, Арад инициировал проект по разработке «Гранд-стратегии и стратегии в области национальной безопасности Израиля». Выдающиеся аналитики страны должны были дать свежие идеи для противостояния новым вызовам в сфере безопасности. Все это характеризовало Арада как сторонника исключительно стратегического подхода к решению важных государственных вопросов, а не узкого оперативного аналитика, лимитированного конкретным географическим или предметным анализом.
Немногословный Арад не остался в стороне от обсуждения на страницах прессы вопросов безопасности и внес в марте 2013 г. два предложения. Во-первых, он вновь заявил, что в израильско-палестинском процессе урегулирования предпринимаемые меры должны быть взаимными: Израиль и ПА должны уступать друг другу взаимно. Мирный процесс должен продолжаться, ибо застой в нем угрожает еврейскому государству. Во-вторых, следует использовать все возможности, чтобы предотвратить получение Ираном ядерного оружия [8].
Отход от узкого мышления в области национальной безопасности рекомендовал и президент Центра за мир имени Ш. Переса, в прошлом израильский переговорщик с палестинцами в Осло, Ури Савир. В апреле 2013 г. он рисовал контуры новой системы региональной безопасности, инициированной Израилем, и его аргументы были следующими [14].
В прошлом безопасность опиралась на баланс силы. Сдерживание одной только силой теперь невозможно, утверждал Савир. Например, США с их военной мощью не смогли помешать радикализации в регионе и усилению исламистских организаций вплоть до совершения терактов на Манхеттене 11 сентября. Новая стратегия безопасности должна учитывать фундаментальные перемены в международных отношениях, а именно:
1. Элементы мощи государства включают уровень экономического развития, общественную сплоченность и социальную мотивацию, уровень демократии, научно-технологические достижения, уровень образования и другое. Норвегия, Япония и Швейцария являются здесь красноречивым примером.
2. Страна не может сроить свою силу и безопасность в изоляции. США в Ираке и Франция в Мали действовали в рамках международной коалиции. Военные коалиции суть результат дипломатической работы. Мы живем в мире, где первой работает дипломатия (We live in a «diplomacy first» world). Тезис Савира был прямо адресован премьер-министру Б. Нетаньяху, которого левоцентристский политический лагерь упрекал за традиционное движение в изоляцию, искусственное «окукливание», надежду только на военную мощь страны.
3. Безопасность страны во многом зависит от безопасности региона, в котором она расположена. Невозможно обеспечить свою безопасность за счет безопасности соседа, и ЕС тому пример.
4. Слабые и самые бедные страны способны обрести оружие массового поражения и баллистические ракеты дальнего радиуса действия (Северная Корея как пример). Поэтому необходимо искать пути сосуществования и сотрудничества со всеми странами региона.
5. Военная мощь не утрачивает своего значения, она лишь меняет свое место в политике безопасности.
Тезисы Савира, очевидно, были направлены против главы правительства. Президент экспертного института четко заявил, что прежняя доктрина безопасности Израиля устарела, что некорректно и опасно воспринимать всех, кто живет за государственной границей, в качестве врагов, террористов и радикалов. В тактическом измерении данное восприятие работает, но, стратегически рассуждая, Израилю требуется иной подход.
Савир поставил новые стратегические цели по обеспечению безопасности еврейского государства.
1. Национальная безопасность Израиля в 2010-е годы — это функция демократического и развитого общества. Сильные страны имеют плюралистические общества. Израиль обязан инвестировать в развитие демократических институтов, в сферу образования и технологий. Только высокообразованная молодежь сможет внести вклад в развитие экономики и обороны.
2. Израилю нужны безопасные границы. Поскольку на востоке страна вообще не имеет границы, утвержденной мирным соглашением, необходим мир с палестинцами. Палестинцы должны получить свое государство. Мир должен быть основан на линиях 1967 г., включать обмен территориями и договоренности в области безопасности. Противоречивое положение Савира требовало вернуться к границам до 5 июня 1967 г., а с другой стороны, предполагало меры, которые теоретически могли сохранить израильские поселения на западном берегу и присутствие Армии обороны Израиля в самых важных локациях.
3. Мирный договор с палестинцами откроет Израилю путь к сотрудничеству со странами региона. Израильская дипломатия призвана настаивать, чтобы в мирный договор с палестинцами был включен пункт о начале многостороннего сотрудничества еврейского государства с Египтом, Иорданией, Турцией, странами Магриба и Персидского залива. Эти отношения позволят создать инфраструктуру взаимовыгодных соглашений и обязательств в сферах туризма, экономики, финансов, энергетики, эксплуатации водных ресурсов, контртерроризма.
У. Савир также согласился с требованиями Б. Нетаньяху о том, что будущее палестинское государство должно быть демилитаризованным, а на палестинских территориях могут быть размещены вооруженные силы НАТО, Израиля, Египта, Иордании.
Выступая 24 июля 2013 г. на церемонии выпуска курсантов колледжа национальной безопасности, премьер-министр ответил тем экспертам, которые разделяли взгляды Савира: «Я не отрицаю договоры, они жизненно необходимы. Если великие державы нуждаются в договорах, тем более в них нуждается небольшое государство. Но договоры заключают только с сильными. Мир заключают только с сильными, и на Ближнем Востоке, и в том жестоком мире, в котором мы живем, чтобы выжить, ты обязан быть сильным. Так было во времена Герцля (Теодор Герцль — идеолог создания еврейского государства в Палестине — А.К.), так в семикратной мере происходит и в наше время. Мы не откажемся и не передадим в чужие руки нашу национальную безопасность. Израиль всегда будет защищать себя сам, собственными вооруженными силами, против любой угрозы, ближней или дальней» [2. С. 6—7].
Эти же слова он сказал ранее в пространной речи 20 июня 2013 г. [10], выступая на президентской конференции Израиля: «Сегодня я хочу говорить о завтра... Но чтобы настало завтра, мы должны быть сильными сегодня и в будущем; и чтобы настал мир, мы должны быть сильными сегодня и в будущем... Поэтому, когда мы говорим о завтра, я говорю о завтрашнем мире, безопасности и также о процветании».
Это выступление содержало оценки происходящих в регионе событий и некоторые свежие идеи о будущей политике. Касаясь сферы безопасности, премьер-министр назвал события в Северной Африке и на Ближнем Востоке землетрясением. События в регионе изменяют не только лицо этого района, но и всего мира. Они опасны, потому что их результат по-прежнему неясен. В этой сложной региональной ситуации основную угрозу Израилю, с точки зрения Нетаньяху, представляет Иран, стремящийся овладеть ядерным оружием. Новый иранский президент
ведет тактику затягивания переговоров, во время которых продолжаются усилия по обогащению урана, и Израиль, заявил Нетаньяху, не позволит Ирану создать атомную бомбу.
В области того, что премьер назвал процветанием, Израиль достиг впечатляющих макропоказателей. В частности, ежегодный доход на душу населения составил 32 тысячи долларов. Благодаря экономическим реформам, нацеленным на поощрение конкурентности, инноваций, ослабление бюрократического влияния, Израиль намерен сохранить 4—5% ежегодного прироста ВВП. Второе направление развития Нетаньяху видел в поиске и освоении новых рынков сбыта в Азии и Латинской Америке. Самым востребованным израильским товаром на этих рынках является область высоких технологий. Третье: развитие газовой отрасли, освоение газовых месторождений до такого уровня, при котором Израиль встанет в ряд стран — экспортеров этого вида топлива. Четвертое — инфраструктура. Правительство поставило задачу построить густую сеть шоссейных и железных дорог, которая сделает доступным любой уголок страны. Пятое — информационные технологии. Нетаньяху сообщил о долговременной задаче — сделать быстрый Интернет доступным каждому израильтянину. Иными словами, появляется цифровой Израиль.
Затронув вопрос о мире с палестинцами, глава правительства в принципе повторил некоторые положения своей речи 2009 г. в Бар-Иланском университете. Он подчеркнул, что если палестинская сторона признает еврейское государство, «право евреев жить на своей древней родине как суверенного народа», тогда все иные вопросы — безопасность, поселения, вода, беженцы и другие — будут успешно решены. В другой своей речи, выступая в январе 2014 г. на конференции в Институте исследований национальной безопасности (Тель-Авив), Нетаньяху добавил еще один компонент урегулирования. Это убедительные меры в области безопасности Израиля. К ним премьер-министр отнес долговременное (если не постоянное) присутствие АОИ вдоль реки Иордан [12].
Нетаньяху в период 2013—2014 гг. неоднократно обращался к вопросам безопасности страны и стратегическим аспектам политики в этой сфере. Следует подчеркнуть, что, несмотря на приверженность традиционным взглядам на обеспечение безопасности Израиля, глава правительства продемонстрировал широту взглядов и гибкость, когда речь шла о выборе и использовании невоенных инструментов обороны и международного влияния.
Примером такого подхода оказалась речь Нетаньяху 23 января 2014 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе [11]. Глава правительства достаточно аргументированно представил инновационное направление внешней политики страны — становление Израиля технологическим полюсом мира: «Израиль часто называют нацией старт-ап. Я называю его инновационной нацией. Будущее принадлежит тем, кто вносит инновации. Те, кто не вносят изменения, будь то в компаниях или в странах, остаются позади. Инновация — это единственный способ постоянно добавлять стоимость вашим продуктам и услугам во все возрастающей конкуренции глобальной экономики. И Израиль является глобальным центром
инноваций. Говоря это, я имею в виду две вещи. Это не только центр науки и технологий, но также необходимый ингредиент предпринимательства. Это мужчина или женщина, обладающие идеей, иногда почти ребенок, молодые парни и девушки, у которых есть идея. И такая идея берет науку и технологии и превращается в творческий план, который может приносить реальную прибыль и рост. Поэтому Израиль уже сегодня является эпицентром инноваций мирового значения».
Выступая подобно торговому негоцианту, рекламируя израильские продукты высоких технологий, Нетаньяху выдвинул пять принципов, которые позволяют Израилю удерживать престижное высокое место среди стран — экспортеров технологий:
1. Военные расходы Израиля стали источником инноваций, поскольку служба в армии позволяет научной молодежи сочетать военное искусство с разработкой технологий двойного назначения.
2. Поощрение исследований. Израиль тратит ежегодно 5% ВВП на исследования и разработки.
3. Особая культура евреев, их вопрошающее мышление. Евреи всегда задают вопросы о сути вещей.
4. Малый размер территории страны, подобный Уэльсу или Нью-Джерси. Все старт-апы знают друга, конкурируют и сотрудничают друг с другом, так что происходит взаимное обогащение идеями.
5. У Израиля нет другого выбора, кроме инновационного развития. Страна, не имеющая щедрых запасов природных ресурсов, сталкивающаяся с постоянной угрозой, экономическим бойкотом, вынуждена постоянно изменяться, чтобы выжить.
Нетаньяху предложил развитым странам использовать Израиль в качестве поставщика технологичных продуктов: «Мы можем быть вашим инкубатором науки и технологий».
Важным направлением укрепления безопасности страны в 2014 г. обозначилось развитие Негева. Когда-то, на рубеже 1940—1950-х гг., отец-основатель Израиля премьер-министр Давид Бен-Гурион мечтал о превращении библейской пустыни Негев в регион цветущих садов и предприятий, производящих продукцию мирового уровня. Трансформация региона Негева имела место, однако темпы перемен были неровными. Очевидно, что в период каденции правительства Нетанья-ху происходит ускорение этих процессов. В частности, в конце января 2014 г. было объявлено об открытии государственного киберпарка в негевской Беэр-Шеве. Об этом сообщили глава правительства Нетаньяху, мэр Беэр-Шевы Рубик Данилович и президент Университета им. Бен-Гуриона в этом городе профессор Ривка Карми. Тогда же компания Ай-Би-Эм и университет заявили о намерении создать в Беэр-Шеве центр мирового качества в области безопасности и защиты инфраструктур и информации [9].
В тот же город Беэр-Шеву переезжает Государственное кибернетическое бюро Израиля — подразделение, относящееся к структуре канцелярии главы правительства. Оно было создано в 2011 г. для содействия процессу превращения Из-
раиля в крупную кибернетическую державу мира, а также с целью защиты жизненно важных кибернетических систем государства и общества [4]. Сфера кибернетической политики уже имеет ряд успешных показателей, свидетельствующих об эффективности не только научной работы израильтян, но и об успешной правительственной поддержке. В 2013 г. стоимость экспорта израильских компаний в кибернетической отрасли равнялась примерно 3 млрд долл. и составила около 5% глобального рынка продаж в этой области. Для сравнения можно указать на то, что подобный экспорт британских компаний оказался в три раза ниже. В том же 2013 г. израильские компании собрали 165 млн долл., что составило 11% всех средств, собранных на глобальном рынке инвестиций в кибернетическую индустрию [6].
В многообразии оценок и мнений, которые высказывают эксперты и политики, мы не можем обойти вниманием то направление израильской политики, которое вполне уместно назвать российским. Какие взгляды в израильских политических кругах формируются в отношении Российской Федерации? Полагаем, что в Израиле возрастает интерес к сотрудничеству и согласованию с Россией внешнеполитических шагов и мероприятий в сфере безопасности.
В сентябре 2013 г. министр по делам разведки, международных отношений и стратегических вопросов Юваль Штайниц, считающийся политически близким к премьер-министру членом правительства, дал оценку российским дипломатическим усилиям в сирийском химическом кризисе и уровню израильско-российских отношений: «У нас хорошие отношения с Россией, несмотря на наше несогласие с поставками вооружений (продажей Асаду ракет «Яхонт», например) и с поддержкой, которую Россия иногда оказывает Ирану. Но Россия — важная супердержава, и было бы опрометчиво игнорировать ее. У нас диверсифицированные дипломатические и экономические отношения с Россией. Мы делаем все, чтобы поддерживать высокий уровень диалога с Россией, даже если мы не всегда соглашаемся с ней по каждому вопросу». По мнению Ю. Штайница, Россия также стремится сохранять добрые отношения с Израилем, этот интерес взаимный. Впервые Россия вмешалась в международный кризис так, чтобы повлиять на решение вопроса о химическом оружии в Сирии. «Это происходит первый раз, когда Россия представляет себя не как проблему, а как решение вопроса. Вместо того чтобы просто оказывать поддержку режимам, подобным асадовскому, она говорит: «Мы вас поддерживаем, но мы не потерпим химического оружия. Разоружитесь немедленно», — подчеркнул Штайниц [13]. Отметим, что длинный министерский титул Штайница не случаен. Он получил портфели сразу трех министров, поскольку теперешний глава МИДа Авигдор Либерман тогда, в сентябре 2013 г., еще ожидал судебного решения в отношения себя и не мог занять пост руководителя МИДа. Тем более весомой выглядит оценка отношений двух стран, высказанная ближайшим к Нетаньяху министром.
Дебаты о развитии отношений с РФ проявились и на уровне экспертов. Укажем здесь на меморандум Института исследований национальной безопасности (Тель-Авив), вышедший в мае 2013 г. Меморандум был озаглавлен «Россия
и Ближний Восток: вызовы политике». Автор меморандума, бывший израильский посол на Украине и в России Цви Маген сделал вывод о грядущем сближении РФ с Израилем. Россия в своей ближневосточной стратегии исходит из падающей активности и влияния США в регионе и стремится обрести новых близких партнеров. Израиль относится к числу стран, с которыми РФ, по мнению Ц. Магена, рассчитывает наладить долгосрочное сотрудничество [15].
Следует обратить внимание и на особую позицию МИДа Израиля, который возглавляет выходец из молдавской части СССР А. Либерман, относительно ситуации на Украине. Израиль, как и многие другие страны, определенное время воздерживался от оценок российской позиции в Крыму и грядущего референдума. Возможно, эта пауза отражала интенсивные межведомственные совещания и консультации. Однако 5 марта 2014 г. МИД Израиля выпустил заявление, в котором, в частности, говорилось: «Израиль с глубокой тревогой наблюдает за событиями на Украине, желает мира всем ее гражданам и надеется, что ситуация не обострится до уровня гибели людей. Израиль надеется, что кризис на Украине будет регулироваться дипломатическими средствами и разрешен мирным путем» [5]. Интересно, что израильское министерство не включило характерное для подобных заявлений других стран положение о необходимости защиты территориальной целостности Украины.
Таким образом, направление дебатов свидетельствует о продолжающейся эволюции политики безопасности и внешнеполитического курса Государства Израиль. Если на пути урегулирования конфликта с палестинцами правительство Израиля продолжает защищать положения Бар-Иланской речи Нетаньяху 2009 г., то в других областях наблюдаются инновации. Как на политическом, так и на экспертном уровнях все большую силу набирают взгляды более широкого толкования сферы национальной безопасности, что отражает общую тенденцию исследований и подходов специалистов-международников к проблеме [1]. Прежнее узкое понимание того, каким образом Израиль должен защищать себя в окружении враждебных государств и негосударственных акторов, уступает место палитре подходов и методов. Израиль из государства, способного выживать, превращается в государство, способное изменять окружающий регион и модернизировать среду международных отношений. Значительную роль в этих подходах теперь играют амбициозные международные проекты:
1) превращение страны в кибернетическую супердержаву;
2) создание в Израиле глобального центра выработки и экспорта высоких технологий;
3) обретение энергетической независимости за счет совершенно нового феномена экспорта газа;
4) трансформация АОИ в современные вооруженные силы, которые намного опережают вероятного регионального противника на качественном уровне и на много лет вперед;
5) многосторонняя, гибкая, прагматичная дипломатия с поиском новых союзников и партнеров на Ближнем Востоке и за его пределами.
Реализация и обсуждение поставленных задач, которые в значительной мере являются новой редакцией стратегических горизонтов Давида Бен-Гуриона, способны в недалеком будущем привести к усилению нового полюса международной силы, каким стремится стать Государство Израиль.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Арзуманян Р.В. Кромка хаоса. Сложное мышление и сеть: парадигма нелинейности и среда безопасности XXI века. — М.: Регнум, 2012; Сергунин А.А. Международная безопасность: новые подходы и концепты // Полис. — 2005. — № 6. — С. 126—137; Конышев В.Н., Сергунин А.А. Теория международных отношений: Канун новых великих дебатов // Полис. — 2013. — № 2. — С. 66—78; Современные тенденции формирования геополитических центров силы. Материал он-лайн лекции для фонда «Нораванк». Лектор, д.т.н. Сергей Гриняев. 12 декабря 2012 г. — М.: Центр стратегических оценок и прогнозов; Грачев С.И., Азимов Р.А. Терроризм и антитерроризм в современном мире // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 11. — С. 134—140.
[2] Речь главы правительства Беньямина Нетаньяху на церемонии выпуска курсантов колледжа национальной безопасности. 24.07.2013 // Начальник управления по вопросам информации.
[3] Конышев В.Н., Сергунин А.А. Новая военная доктрина Барака Обамы и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 14.
[4] Подробнее о бюро, см.: Национальное кибернетическое бюро / Канцелярия главы правительства // http://www.pmo.gov.il/Branches/AndUnits/Cyber/Pages/default.aspx.
[5] Breaking silence, Israel urges diplomacy in Ukraine. By Times of Israel Staff and AFP / The Times of Israel // http://www.timesofisrael.com/breaking-silence-israel-urges-diplomacy-in-ukraine/
[6] Cabinet Briefing by Israel National Cyber Bureau Head Dr. Eviatar Matania. 23.02.2014. Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Spokesman/Pages/ spokecyber230214. aspx.
[7] David Weinberg. Time for new strategic thinking / The Jerusalem Post. 05.02.2013 // http://www.jpost.com/Opinion/Op-Ed-Contributors/Time-for-new-strategic-thinking-311898.
[8] Herb Keinon. Uzi Arad: It behooves allies to listen to each other / The Jerusalem Post.
03.14.2013 // http://www.jpost.com/Features/FrontLines/Article.aspx?id=306511
[9] PM Netanyahu Opens CyberTech 2014. 27.01.2014 // Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Events/Pages/eventdefence270114.aspx
[10] PM Netanyahu's Remarks at the Israeli Presidential Conference. 20.06.2013 / Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Speeches/Pages/speechtomo200613.aspx
[11] PM Netanyahu's Remarks at the World Economic Forum at Davos. 23.01.2014 / Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Speeches/Pages/speechDavos230114.aspx
[12] Prime Minister Benjamin Netanyahu's Remarks at the INSS Annual Conference. Translation.
28.01.2014 / Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Speeches/ Pages/speechinss280114.aspx
[13] Shlomo Cesana. 'There is no substitute for the US in the role of world policeman' / Israel Hayom. Sept 20, 2013 // http://www.israelhayom.com/site/newsletter_article.php?id=12107
[14] Uri Savir. Savir's Corner: National security / The Jerusalem Post. 04.18.2013 // http://www.jpost.com/Opinion/Columnists/Savirs-Corner-National-security-310302
[15] Zvi Magen. Russia and the Middle East: Policy Challenges. Memorandum No. 127. — May 2013. The Institute for National Security Studies. Tel Aviv.
DEBATES OF THE STATE OF ISRAEL'S POLITICIANS AND EXPERTS ON THE NATIONAL SECURITY ISSUES
AA. Kornilov
Chair of Region Studies of Foreign Countries and Local History Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Ulianov str., 2, Nizhni Novgorod, Russia, 603009
The article is devoted to Israeli experts and politicians' approaches to actual issues of national security. In 2013—2014 some innovative ideas emerged which define quite new goals and projects in the field of security and foreign policy. Accomplishment of these innovative goals is able to change position and status of the State of Israel in international relations.
Key words: national security, foreign policy, strategy, diplomacy, alliances, experts.
REFERENCES
[1] Arzumanyan R. Kromka khaosa. Slozhnoe myshlenie i set': paradigma nelineynosti i sreda bezopasnosti XXI veka. — M.: Regnum, 2012; Sergunin A.A. Mezhdunarodnaya bezopasnost': novye podkhody i kontsepty // Polis. — 2005. — № 6. — S. 126—137; Konyshev V.N., Sergunin A.A. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy: Kanun novykh velikikh debatov // Polis. — 2013. — № 2. — S. 66—78; Sovremennye tendentsii formirovaniya geopoliticheskikh tsentrov sily. Material on-layn lektsii dlya fonda «Noravank». Lektor, d.t.n. Sergey Grinyaev. 12 dekabrya 2012 g. — M.: Tsentr strategicheskikh otsenok i prognozov; Grachev S.I., Azimov R.A. Terro-rizm i antiterrorizm v sovremennom mire // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. — 2011. — № 11. — S. 134—140.
[2] Divrey rosh a-memshala bin'yamin netaniyagu basium kurs mibal' (Rech' glavy pravitel'stva Beniamina Netan'yakhu na tseremonii vypuska kursantov Kolledzha natsional'noy bezopasnosti). 24.07.2013 // Misrad rosh a-memshala. Rosh mate a-gasbara (Kantselyariya glavy pravitel'stva. Nachal'nik upravleniya po voprosam informatsii).
[3] Konyshev V.N., Sergunin A.A. Novaya voennaya doktrina Baraka Obamy i natsional'nye intere-sy Rossii // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2012. — № 14.
[4] Podrobnee o byuro, sm.: A-mate a-kiberneti a-leumi/ Misrad rosh a-memshala (Natsional'noe ki-berneticheskoe byuro / Kantselyariya glavy pravitel'stva) // http://www.pmo.gov.il/Branches/ AndUnits/Cyber/Pages/default.aspx
[5] Breaking silence, Israel urges diplomacy in Ukraine. By Times of Israel Staff and AFP / The Times of Israel // http://www.timesofisrael.com/breaking-silence-israel-urges-diplomacy-in-ukraine/
[6] Cabinet Briefing by Israel National Cyber Bureau Head Dr. Eviatar Matania. 23.02.2014. Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Spokesman/Pages/ spokecyber230214. aspx
[7] David Weinberg. Time for new strategic thinking / The Jerusalem Post. 05.02.2013 // http://www.jpost.com/Opinion/Op-Ed-Contributors/Time-for-new-strategic-thinking-311898.
[8] Herb Keinon. Uzi Arad: It behooves allies to listen to each other/ The Jerusalem Post. 03.14.2013 // http://www.jpost.com/Features/FrontLines/Article.aspx?id=306511
[9] PM Netanyahu Opens CyberTech 2014. 27.01.2014 // Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Events/Pages/eventdefence270114.aspx
[10] PM Netanyahu's Remarks at the Israeli Presidential Conference. 20.06.2013 / Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Speeches/Pages/speechtomo200613.aspx
[11] PM Netanyahu's Remarks at the World Economic Forum at Davos. 23.01.2014 / Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Speeches/Pages/speechDavos230114.aspx
[12] Prime Minister Benjamin Netanyahu's Remarks at the INSS Annual Conference. Translation. 28.01.2014 / Prime Minister's Office // http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Speeches/ Pages/speechinss280114.aspx
[13] Shlomo Cesana. 'There is no substitute for the US in the role of world policeman' / Israel Hayom. Sept 20, 2013 // http://www.israelhayom.com/site/newsletter_article.php?id=12107
[14] Uri Savir. Savir's Corner: National security/ The Jerusalem Post. 04.18.2013 // http://www.jpost.com/Opinion/Columnists/Savirs-Corner-National-security-310302
[15] Zvi Magen. Russia and the Middle East: Policy Challenges. Memorandum No. 127. — May 2013. The Institute for National Security Studies. Tel Aviv.