68
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект] / С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. - № 2. - С. 171-187.
ИЗОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Игнатьева О.В.*
Государственное учреждение для детей нуждающихся в психолого-медико-социальном сопрвождении «Центр психолого-медико-социального сопровождения Забайкальского края «ДАР»», г. Чита
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме псии-хокорекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития. Особое внимание уделено возможностям изотерапии в работе с детьми и особенностям организации коррекционного процесса.
Ключевые слова изотерапия, дошкольник, задержка психического развития, психокоррекционная работа, эффективность.
Нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране, изменяющиеся условия жизни затрагивают и усложняют жизнь каждого человека, влияют на становление личности. Развивающаяся личность ребенка нуждается в особой помощи и психологической поддержке. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности образовательного учреждения [3].
Диагностико-коррекционный отдел является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАР»» Забайкальского края [8].
На сегодняшний день основной контингент детей, поступающих в диагностико-коррекционные группы ЦПМСС - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Одной из наиболее распространенных форм психических нарушений является задержка психического развития. Анализируя данные отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 13-25 % детей.
Педагог-психолог.
Коррекционная педагогика
69
Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [2].
У детей с ЗПР отмечается недостаточное развитие основных психических функций, также прослеживается недостаточный уровень сформиро-ванности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса. Характерной особенностью для детей с задержкой психического развития наряду с отставанием в развитии психических функций, является недоразвитие волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо апатичность и вялость, повышенный уровень тревожности и агрессии.
Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с задержкой психического развития требует дифференцированного подхода к коррекции. Учитывая возраст детей, актуальным становятся все виды терапии и коррекции искусством: музыкальная терапия, игровая, танцевальная, телеснодвигательная терапия, сказкотерапия. Терапия и коррекция искусством построены на связи научных и прикладных направлений, имеющих общие основания. Они используются в целях оздоровления, развития, воспитания и социализации субъекта посредством форм, видов, средств различных искусств.
Особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи названной категории детей.
В качестве наиболее эффективного средства для обеспечения эмоционального благополучия ребенка возможно использование в коррекционноразвивающей работе психолога методов арт-терапии.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия - терапия изобразительным творчеством. Традиционно выделяют два направления этого метода - это использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации и побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Изотерапия дает высокие показатели результативности в работе с детьми с различными проблемами, в частности, с детьми с задержкой психического развития. Применение данного метода в работе с детьми с ЗПР позволяет скоррегировать имеющиеся нарушения в эмоциональной сфере ребенка, способствует выработке навыков рефлексии, самопринятия, развитию эмпатии. Основными функциями арт-терапии в целом, является катарсисти-ческая, как освобождение от негативных переживаний, регулятивная - снятие психоэмоционального напряжения и моделирование позитивного отно-
70
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
шения к жизни, коммуникативно-рефлексивная функция предполагает коррекцию нарушения общения, формирование навыков адекватного межличностного взаимодействия.
Применение изотерапии в работе с детьми с ОВЗ имеет ряд весомых преимуществ перед другими формами психотерапевтической работы. Во-первых, изотерапия не имеет противопоказаний в использовании, во-вторых, являясь средством невербального общения, изотерапия может использоваться и при работе с детьми или имеющими те или иные трудности в общении. Символизм присущий изотерапии, как искусству, позволяет ребенку более точно выразить свои переживания, взглянуть на сложившуюся ситуацию под другим углом. В-третьих, изодеятельность является мощным средством сближения детей, что позволяет обсуждать деликатные и животрепещущие темы. И, последнее, результаты творческой деятельности являются прямым отражением чувств, мыслей, переживаний ребенка, что позволяет их использовать для оценки динамики психологической работы.
В настоящее время существует много техник рисования. С детьми дошкольного возраста наряду с традиционным рисованием можно использовать: рисование пальчиками и ладошками, оттиски поролоном, рисование восковыми мелками и акварелью, рисование кляксами.
Каждая из этих техник - это своеобразная игра. Работа по нетрадиционной методике изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед работой. Такие занятия не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность и работоспособность. Рисование позитивно влияет на ЦНС, оказывая выраженное психокоррекционное воздействие на ребенка.
Изотерапия может применяться как индивидуально при работе с ребенком, так и при групповой психотерапии.
Коллективная форма работы сближает детей, способствует развитию навыков конструктивного общения усвоению правил поведения.
При проведении занятий по изобразительной деятельности необходимо учитывать возраст детей, их индивидуально-типологические особенности, требования программы.
Структура занятия по изотерапии является традиционной. Занятие начинается с ритуала приветствия, целью которого является создание положительного эмоционального настроя, сплочение группы. Прежде, чем приступить к работе над выбранной темой, необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и у группы в целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. К примеру, помочь в этом могут следующие упражнения: «Рисование в пространстве», «Прогулка по пространству тетрадного листа» и т.п. Далее основной этап - созидательное творчество. На данном этапе, в терапевтических целях во время рисования необ-
Коррекционная педагогика
71
ходимо делать акцент на ощущениях, чувствах и настроении детей во время рисования.
И наконец, последний заключительный этап. Здесь проводится обсуждение, подведение итогов занятия, закрепление нового опыта, обязательно необходимо провести выставку детских работ. Задача психолога заключается в искреннем принятии любого детского творения, вне зависимости от его эстетики и содержания.
Кроме всего вышеперечисленного, для того, чтобы пробудить искренний интерес детей, настроить их на предстоящую творческую деятельность, можно почитать стихотворения, загадать интересные загадки, вместе с детьми придумать различные сюрпризные моменты, прослушать музыкальные произведения. В структуру терапевтического занятия для профилактики утомления, невнимательности, нарушения осанки необходимо включать физминутки, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Содержание всех игр должно перекликаться с темой занятия.
Итак, личный опыт применения изотерапии в работе с дошкольниками с ОВЗ позволяет сделать вывод о том, что данная психокоррекционная техника способствует гармонизации личности детей с ЗПР, развитию их познавательной деятельности, коррекции негативных тенденций эмоционального развития ребенка посредством соприкосновения с искусством.
Список литературы:
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
2. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1.
3. Вояшева Ю.А., Дюков В.М. Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9.
4. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004.
5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006.
7. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.
8. http://cpmssdar.e-stile.ru.