Научная статья на тему 'ИЗОИЗДАНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ БРЕНДИНГЕ: ИСТОРИЯ И ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТКРЫТОК О КРЫМЕ'

ИЗОИЗДАНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ БРЕНДИНГЕ: ИСТОРИЯ И ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТКРЫТОК О КРЫМЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территориальный брендинг / туризм / Крым / изоиздания / художественная открытка / иллюстрированная открытка / почтовая карточка / territorial branding / tourism / Crimea / publishing / art postcard / illustrated postcard / postcard

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костенко Ирина Вячеславовна, Фикс Варвара Ильинична

В статье рассматривается вопрос популяризации территориального брендинга Крыма с помощью изоизданий. Исследована история крымской открытки, обоснован проект листового изоиздания сборника открыток, помогающего выработать определенный образ места, который будет самобытным, колоритным и узнаваемым для целевой аудитории и включит в себя историческую и эстетическую, информационную и развлекательную составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Костенко Ирина Вячеславовна, Фикс Варвара Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of popularization of the territorial branding of the Crimea with the help of publications. The history of the Crimean postcard is investigated, the project of a sheet art edition is justified a collection of postcards that helps to develop a certain image of a place that will be original, colorful and recognizable to the target audience and will include historical and aesthetic, informational and entertainment components.

Текст научной работы на тему «ИЗОИЗДАНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ БРЕНДИНГЕ: ИСТОРИЯ И ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТКРЫТОК О КРЫМЕ»

12. Филиал ВГТРК Гостелерадиофоид // Филиал ВГТРК Гостелерадиофонд: [сайт]. -URL: https://gtrf.ru/ (дата обращения: 26.02.2024)

УДК 76

ИЗОИЗДАНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ БРЕИДИИГЕ: ИСТОРИЯ И ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОТКРЫТОК О КРЫМЕ

Костенко Ирина Вячеславовна,

старший преподаватель Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Фикс Варвара Ильинична, студентка 2 курса направления подготовки «Издательское дело» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос популяризации территориального брендинга Крыма с помощью изоизданий. Исследована история крымской открытки, обоснован проект листового изоиздания - сборника открыток, помогающего выработать определенный образ места, который будет самобытным, колоритным и узнаваемым для целевой аудитории и включит в себя историческую и эстетическую, информационную и развлекательную составляющие.

Ключевые слова: территориальный брендинг; туризм; Крым; изоиздания; художественная открытка; иллюстрированная открытка; почтовая карточка.

Annotation. The article deals with the issue of popularization of the territorial branding of the Crimea with the help of publications. The history of the Crimean postcard is investigated, the project of a sheet art edition is justified - a collection of postcards that helps to develop a certain image of a place that will be original, colorful and recognizable to the target audience and will include historical and aesthetic, informational and entertainment components.

Key words, territorial branding; tourism; Crimea; publishing; art postcard; illustrated postcard; postcard.

Постановка проблемы. Территориальный брендинг - создание и продвижение уникального имиджа определенного региона. Иными словами, территориальный бренд -это сформированный образ страны, региона или какой-либо другой конкретной территории, являющийся одним из факторов продвижения и рекламы, на который будут опираться продавцы местных товаров и услуг. В наше время территориальный брендинг стал одним из самых эффективных способов продвижения региона. Многие субъекты России создают или развивают уже существующие бренды [1,С. 66].

Главной задачей территориального брендинга является улучшение привлекательности региона для инвесторов и туристов. Он должен создавать положительные ассоциации с местом, привлекая новых посетителей и заставляя уже приезжавших возвращаться. Сформированный образ региона должен выделять его среди прочих туристических направлений и легко запоминаться своей яркостью и колоритностью. При этом во всех связанных с туризмом сферах в регионе необходимо придерживаться единого стиля, общих символики и логотипов. Брендинг территорий -актуальная тема для всех регионов России, а в особенности для тех, которые уже заработали статус туристических, но еще не создали свой собственный, оригинальный и узнаваемый имидж. К таким регионам можно отнести и Крым.

Целью нашего исследования является обоснование проекта, в котором будут объединены культурное, историческое, природное богатство Крыма и изображения,

подтверждающие его красоту. Определяя цель исследования, мы исходили из того, что немаловажной составляющей развития территориального брендинга являются изоиздания, особенно открытки - это вид изоизданий, который, на наш взгляд, недооценен издательской сферой Крыма, но может стать подспорьем для туриндустрии полуострова в рамках рекламного продвижения местного туризма. Мы считаем, что информационная составляющая туристической, сувенирной и памятной издательской продукции очень важна, потому что она помогает получить не только краткосрочное чувственное впечатление, но и составить на его основе свое собственное, обдуманное, соотнесенное с уже имеющимися знаниями. Запомнить сложившийся образ о представленном на открытке явлении или месте и вдохновиться увидеть это своими глазами.

Актуальность нашей работы состоит в том, чтобы не просто создать открытки с видами Крыма, а объединить в одной карточке отражение культурного, природного и исторического богатства полуострова. Имеет смысл разработать концепцию художественных открыток, которая в полной мере отражала бы конкретный, яркий бренд региона и предполагала бы создание определенного впечатления у покупателя. Такие открытки станут важным элементом территориального брендинга.

Изложение основного материала. Изоиздание - это вид издания, большую часть объема которого занимает изображение, то есть воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, фотографий и других графических работ (чертежей, диаграмм и т.д.) [3, С. 8].

По способу изображения выделяют следующие виды изоизданий: фотоиздания, альбомы, атласы, а также отдельно группу изданий художественно-образного характера. По конструкции и материалу можно выделить книжные (альбомы по искусству, картографические атласы), листовые (плакаты, буклеты) и карточные изоиздания [3, С. 8-9]. К художественно-образному виду относятся почтовые открытки - карточные издания, отпечатанные с одной или обеих сторон [3, С. 23].

Не всегда художественные открытки были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас. Изначально, еще в середине XIX в. почтовая карточка представляла собой открытое письмо, отличавшееся особым минимализмом. На ней были отпечатаны только те элементы, которые были необходимы для пересылки по почте: знак почтовой оплаты, место для адреса, простая рамка [2, С. 241-242]. Именно такая почтовая карточка завоевала популярность: она экономила бумагу, не требовала конверта и стоила очень мало. Почтовые карточки стали распространяться по миру и меняться. Только к концу XIX в. стали популярны почтовые открытки, оформленные небольшой иллюстрацией. Открытые письма, почтовые карточки постепенно вытеснялись художественными открытками.

У открыток как вида издания богатая история. В российском журнале «Искусство и промышленность» в 1899 г. вышла статья Н. Шабельской «Новая отрасль художественной промышленности», в которой и был предложен термин «художественная открытка» - почтовая карточка, иллюстрированная фотографиями, копиями картин, виньетками.

Первым издательством, печатающим художественные открытки в больших объемах, стала Община св. Евгении (Санкт-Петербург).

Первой «крымской» карточкой стала акварель Льва Лагорио «Ласточкино гнездо», которая вышла между 1901 и 1902 годом в картографическом заведении A.A. Ильина (Санкт-Петербург) [6, С. 670-682].

В дальнейшем изданием художественных открыток с крымскими видами начинают заниматься и другие российские типографии, фотоателье, полиграфические предприятия, но лидером нарынке остается Община св. Евгении [7, С. 184-185].

Крымским издателям было сложно соперничать с такими крупными конкурентами, как столичные издательства, из-за недостатка технических средств и малой развитости регионального рынка печатной продукции, поэтому их было немного. Открытки с изображениями крымских видов печатались владелицей ялтинского книжного магазина Ю.В. Волковой и ялтинским фотографом И. Семеновым [4].

Мы изучили открытки с видами Крыма дореволюционного периода, используя материалы открытых источников, частные коллекции открыток, материалы Крымского этнографического музея и антикварных магазинов.

В основном на открытках изображались памятники истории, архитектуры, градостроительства. Чуть меньше - природные объекты, как правило, морские и горные виды. Для изображения использовались отретушированные несколькими цветами фотографии, акварели или копии картин известных художников (например, И.К. Айвазовского, художников из объединения «Мир искусства»). Покупателей привлекала возможность приобрести копии картин известных авторов. В то время открытка стала не только видом корреспонденции, но и средством популяризации произведений живописи, а также способом привлечь внимание путешественников к Крыму как месту отдыха и культурного досуга [3], [6, С. 178-179].

В советское время для создания художественной открытки стали использоваться, преимущественно, фотографии. Они печатались в государственных издательствах, например, «Планета» (Москва), «Радянська Украша» (Киев) [4].

Изменилась и тематика открыток. На смену дворцам и памятникам архитектуры пришли сюжеты с курортниками, санаториями, водолечебницами, бассейнами и гостиницами [5]. На открытках стали появляться и сюжетные фотографии, изображавшие активный отдых советских трудящихся и пионеров в санаториях и пионерлагерях.

Это можно объяснить так: до революции Крым на открытках был представлен как пушкинская Таврида, край дворцов и удивительной природы. Тогда была мода на экзотику, которой, по сути, являлся мало обустроенный для приезжих полуостров. Художественные открытки популяризировали Крым скорее как место для путешествий или постройки особняком на берегу моря. В советское же время открытки стали своеобразной «рекламой» Крыма как курорта. Они стали создавать образ Крыма как места отдыха трудящихся, где сочетаются море и солнце. Оформление открыток пропагандировало здоровый образ жизни, лечение и укрепление сил на отечественном курорте.

Каково значение открыток сейчас?

Изучив ассортимент сувенирных и книжных магазинов, киосков Союзпечати и туристических фирм, мы увидели следующее: изопродукция представлена наборами фотографических или рисованных открыток, выпущенных несколькими местными издательствами: «Амазонка» (Симферополь), «Альбатрос» (Севастополь). Часть крымского рынка изоизданий занята открытками с оригинальными произведениями живописи, самостоятельно напечатанными художниками. Преимущественно на открытках изображены крымские достопримечательности без дополнительной информации, зачастую указаны только их названия. Можно выделить всего около десяти выбранных для изображения на открытках достопримечательностей, которые считаются «визитной карточкой» Крыма - они всегда изображены с примерно одного ракурса и символизируют города или даже такие места полуострова, как Южный берег, город федерального значения Севастополь, центральную часть Крыма. Мы считаем это неверной расстановкой приоритетов при визуализации образа Крыма как региона с богатой историей. Создатели территориального бренда заинтересованы показать гостям полуострова как можно больше интересных мест для посещения, захватить внимание туристов разнообразными возможностями проведения отпуска в Крыму. Это возможно показать с помощью подбора изображений и информации на открытках, которые отражали бы историю и архитектуру, природу и туристический потенциал региона.

Выводы. Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующий вывод: изучение видов, исторических этапов развития и современного рынка открыток показало, что изоиздания являются важной частью создания образа региона и развития территориального брендинга, но в Крыму их выпуск недостаточно развит. В итоге мы сформировали идеи нового вида открыток, которые бы сочетали в себе информацию о природном, историческом и культурном богатстве Крыма.

В концепции изоиздания мы соединим художественные фотографии, цитаты известных литераторов, посетивших Крым, географические, исторические и другие справки об объектах на изображении; возможно, дополним ботаническими элементами, историческими фотографиями и другими материалами. Таким образом мы объединим

информационную и визуальную составляющие продукта. Наша идея заключается в создании цельной картины у зрителя наших открыток. Не только набор, но даже одна открытка должна будет явить цельное впечатление, дав разноплановую информацию о месте или городе, с которым связана.

Подобная концепция открыток поможет показать Крым с новой стороны - не только как один из отечественных курортов, но и как место с насыщенной и интересной историей, которое позволяет выбрать самые разнообразные виды отдыха и темы для путешествий. Комплекты открыток можно будет распространять по книжным и сувенирным магазинам, большую часть тиража отправляя в курортные города. Приезжие будут покупать их на память и увозить в свои регионы, таким образом, будут распространяться сведения о Крыме и его достопримечательностях. В информационную составляющую открытки, возможно, будут включены произведения живописи и литературы, посвященные Крыму.

Список литературы:

1. Арефьев, М.С. Роль PR и рекламы в позиционировании бренда / М.С. Арефьев, Н.С. Галичкин, H.A. Калачев // Экономика и право. -2013,- № 11 (33). - С. 65-67

2. Белько, Т.В. Эволюция «открытки» («открытого письма») в России в контексте исторических событий XX в. / Т.В. Белько, Н.П. Бесчастнов // Вестник славянских культур. - 2019. - № 53. - С. 240-257

3. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Введ. 22.05.2003. - М.: Изд-во стандартов, сор. 2004. - IV, 35 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

4. Коллекция открыток. Заметки филокартиста: сайт. - 2017. - URL: http://1271.ru/set/crimea/krym-dorevolucionnyi/ (дата обращения: 12.02.2024)

5. Президентская библиотека. Сайт. - 2009. - URL: https://www.prlib.ru/collections/685766/ (дата обращения 12.02.2024)

6. Шабельская, Н.Л. Новая отрасль художественной промышленности / Н.Л. Шабельская // Искусство и художественная промышленность. - 1899. - № 8. -С. 670-682

7. Яшный, Д.В. Культурное наследие Крыма на художественных досоветских открытках (1895-1917) / Д.В. Яшный // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. - 2013. - № 1. - С. 178-186

УДК 070.13

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРОССМЕДИЙНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Макашова Валерия Валерьевна,

кандидат филологических наук, доцент Московский гуманитарно-экономический университет (г. Москва);

Лошманова Алиса Игоревна, студентка гуманитарного факультета Московский гуманитарно-экономический университет (г. Москва)

Аннотация. Обозначены тенденции развития кроссмедийных практик: оформление модели эмоционального потребления контента, интенсивное развитие цифровых технологий, развитие нишевых рынков и персонализированных рекомендаций по контенту, развитие культуры многоэкранного потребления. Представлены результаты анализа кроссмедийных практик каналов «Москва 24» и «2x2», сетевого издания «Лента.ру», газет «Комсомольская правда» и «Ведомости». Особое внимание исследователей обращено к онлайн-платформе «Кинопоиск», которая является полностью кроссмедийным сервисом с наиболее широким спектром функций и возможностей. Обозначены особенности успешной реализации кроссмедийных технологий в России: использование возможностей интерактивного телевидения, мультимедийных форматов, интеграция в новые медиа, использование социальных медиа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.