УДК 394
Светлана Петрова *
ИЗОБРЕТЕННАЯ АРХАИКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ (САХА)
INVENTED ARCHAIC IN MODERN CULTURE OF YAKUTIA (SAKHA)
В данной статье рассматриваются проблемы трансформации традиционной культуры якутов в современной социокультурной ситуации республики. Методологической основой статьи выступает теория известного отечественного культуролога Д.В. Сергеева об изобретенной архаике, которая применяется для описания различных моделей нарушения в развитии отечественной культуры общества. Опираясь на его идеи автор выделяет проявления изобретенной архаики в различных областях современной этнической культуры, якутов. Автор приводит проявленность и особенности изобретенной архаики на примерах современной этнической культуры: ритуальных праздников, обрядовых архитектурных строений, орнаментальной культуры, и т.д.
Ключевые слова: псевдотрадиция, обрядовая культура, ритуал, знак и символ, архаизация, изобретенная архаика, фальсификация.
This article discusses the problem of the transformation of the traditional culture of the Yakuts in the contemporary socio-cultural situation of the country. The methodological basis of the article advocates the theory of well-known domestic culturologist
* Петрова Светлана Ивановна, к.и.н., доцент кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им.М.К.Аммосова. 677000 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Кулаковского, 42. 8 (4112) 496-747, [email protected]
Ре^оуа Svetlana Ivanovna, Ph.D., assistant professor of folklore and culture Institute of Language and Culture of the Peoples of the North-East of Russia. 677000 Yakutsk. Kulakovskogo, 42. 8 (4112) 496-747. [email protected]
DV Sergeyev about the invention of antiquity, which is used to describe the various models of disorders in the development of national culture society. Based on his ideas invented by the author identifies manifestations of the archaic in various fields of modern Yakut ethnic culture. The author cites the manifestations and features of the invention archaic to modern ethnic culture examples: ritual feasts, ceremonial buildings of architectural, ornamental culture, etc.
Keywords: non-tradition, ceremonial culture, rituals, signs and symbols, ar-chaization, invented archaic, falsification.
Как отмечают исследователи якутская народная культура пережила несколько этапов в своем развитии: ранний архаический период (до середины ХVШ века), зрелый период (культура XIX века), период трансформации культуры в ХХ веке и эпоха «постмодернизма» (1980-е годы - начало XXI в.) [Покатилова, 2003, с. 18]. Сегодня мы рассмотрим появление «изобретенной архаики» в современной культуре якутов (саха). Этот новый термин появился в науке XX века, и в разных интерпретациях встречается в работах многих исследователей российской и зарубежной культуры[«изобретенная архаика» (Сергеев Д.В., 2012, с. 113), «изобретаемая архаика» (Строгонова 2001, с.84), «псевдотрадиция» (Guenon R.,1964,p. 33), «мнимая память» (Руднев В.П., 2001, с. 553-554)]. Как отмечает, Дмитрий Валентинович Сергеев в достаточно известной статье «Социокультурная ситуация в России нач. XXI века: рецидивная культура, архаизация, изобретенная архаика», изобретенная архаика является процессом архаического ренессанса на основе конструирования или фальсификации культурно-исторического прошлого или их реинтерпретации в определенном контексте [Сергеев, 2012, с. 113]. Опираясь на его работы, мы сегодня рассмотрим некоторые проявления этой изобретенной архаики в современной якутской культуре.
Как мы знаем, в эпоху «постмодернизма» в якутской культуре происходили и происходят новые позитивные изменения в
бережном сохранении непреходящих ценностей материальной и духовной культуры прошлого якутов. Этому способствовал подъем этнического сознания народа, который становился питательной средой возрождения основ религиозных и философских воззрений якутов. Подтверждающими факторами являются произошедшие в те годы и продолжающиеся до настоящего времени культурные возрождения: прежде всего это языковое пространство, возврат к различным видам обрядов и ритуалов (например, летний праздник ысыах, различные, бытовые, семейные, промысловые, в связи с этим возрождение традиционных и появление новых архитектурных строений для обрядовых действий); всеобщий интерес к народной медицине, феномен шаманского культа; возрождение народного исполнительского искусства (горлового пения, исполнение народных песен, эпического сказительства), ремесленных традиций домашнего производства; ювелирное и кузнечное дело, резьба по дереву, бересте, плетение из конского волоса, изготовление нарядной и обрядовой одежды и мн. др. Все это в свое время наталкивало многих наших якутских исследователей к углубленному изучению традиционной культуры, и в последние годы появился целый ряд интересных научных публикаций по основным направлениям традиционной культуры.
Но, несмотря на это, в современной социально-культурной ситуации республики в некоторых областях народной культуры появляются элементы «изобретенной архаики». И это применяется к чему угодно, везде и всюду (в языковом пространстве, в архитектурных строениях, в орнаментальной культуре, придумыванию различных знаков и символов культуры), примеров можно принести много.
Сегодня ярким проявлением обрядовой культуры, несомненно, является летний праздник «Ысыах». На мой взгляд, в связи с введением республиканского «ысыаха Олонхо» совершенно забыто главное знаковое место обрядового действия - тусулгэ, куда по правилам и канону традиционной культуры нисходила божья благодать «илгэ».
По описаниям А.С. Порядина в старину количество столбов в тусулгэ зависело от достатка хозяина. Тусулгэ с двумя столбами (основу кладущеетусулгэ), тусулгэ с тремя столбами - ус атахтаах уунэр туьулгэ (о трех ножках тусулгэ роста благополучия). Самое большое тусулгэ обязан был устраивать самый богатый хозяин знатного происхождения - туэрт атахтаах туэлбэ туьулгэ (о четырех ножках тусулгэ изобилия) [Порядин, 1961, с. 67]. Вместо этого традиционного культурного символа сегодня возводится огромный символ Древа жизни - Аал луук мас, и при этом дизайн и архитектура некоторых из них желает лучшего.
Разные проявления «изобретенной архаики» можно проследить и в современном ритуальном пространстве праздника «ысыах» и в проведении магической практики различных ритуальных действ. Например,вокруг этого нового культурного символа в виде Древа жизни совершаются новый магический ритуал: прикоснуться к нему, якобы для получения и укрепления своих жизненных сил - «кут». В некоторых случаях во время проведения ысыаха, можно наблюдать людей, занимающихся традиционной народной медициной и применяющих в совей практике некоторые элементы шаманства, что противоречит общей концепции традиционного праздника. На наш взгляд, ысыах не простое зрелище и веселье. Ысыах - это праздник общеродовой (общенародный) в честь почитаемых верхних божеств и святынь, в котором, участие принимает каждый присутствующий. Таким образом, в современной культуре не должно теряться ритуальная, эстетическая сила традиционного праздника и знаковая значимость ни самих обрядов и ни обрядовых атрибутов.
Хотя в области якутской этнографии о традиционной семейной и бытовой обрядности якутов имеется достаточно много исследований, «изобретенная архаика» вводится и в современных показах свадебных действий. Например, в последнее время на церемониале современных свадеб появились новые обязательные ритуальные церемонии: вывешивание гостями свадебного застолья лоскутков
тканей благопожеланиями на специальной веревке из конского волоса «салама», обсыпания дорожки конфетами, семечками, цветными конфетти [Петрова С.И., 2013, с. 300].
В одном крупном мероприятии республиканского масштаба при показе свадебного обряда «одевание невесты» девушку невесту усаживают на две длинные палки,при этом организаторы этого действия подчеркивают на «архаичность» данного ритуала. Или же, был случай, когда перед иностранной делегацией показывали свадебный ритуал «ритуал раздевания невесты», которого в традиционной обрядности XVII - XIX веков не существовало. Как мы считаем, это уже происходит фальсификация истории традиционной культуры.
С древних времен, для избежания гнева различных духов и соискания их благосклонности якуты считали необходимым совершать определенные обряды. Обряды совершались в честь духов-хозяев местности мимо которых или по которым проезжал путник [Алексеев, 2008, с. 44]. В настоящее время повсеместно распространен ритуал кормления духов местности - «иччи». Этот ритуал действительно традиционный, в архаичной культуре при почитании этих духов преподносили «саламат» (кашу из муки, густо заваренную на молоке и воде, облитую топленым маслом) или исполняли ритуал брызгания кумысом и обращались к ним с благословением - «алгысом». Но в последнее время активно вносятся новые ритуалы: кормление мучными продуктами духа хозяйки реки, при чем, надо положить обязательно в круговом направлении, или в некоторых случаях, параллельно течения реки. Таким образом, под влиянием социально-экономических преобразований современного культурного пространства наряду с традиционными якутскими церемониалами появляются и совершенно другие инокультурные традиции, что на наш взгляд, может привести к нивелированию или к полному исчезновению свадебных традиций.
Множества активных введений «изобретенной архаики» можно проследить в знаках и символах современной художественной
культуры: в знаке и символике трех душ (ус кут бэлиэтэ), в символике годового календаря (ыйдарынан туомнар бэлиэлэрэ), в знаках гороскопов (ыйдарынан бэлиэлэр), в различных оберегах (харысхал бэлиэлэр, ымыылар), в декоре и оформлении народной и современной национальной одежды, украшений и в орнаментальной культуре и т.д. Приведем один пример. Орнаментальная культура якутов уже давно изучена и классифицирована российскими,якутскими и зарубежными этнографами [см. Йохансен У., 2008; Тишина Т.П., 1986; Иванов С.В., 1975 и т.д.]. Но в последние годы местные издательства выпускают ряд публикаций, в содержании которых совершенно меняется эстетический идеал традиционных орнаментальных знаковых символов, и происходит фальсификация мировоззренческих духовных взглядов, разрушение устоявшихся ценностей и форм традиционной орнаментальной культуры [Петрова С.И., 2015].
Таким образом, с одной стороны традиционная культура сегодня не забыта: на республиканском уровне и в каждом улусе республики и наслегах проводятся летние обрядовые праздники «ысыах», в различных мероприятиях народ стал одевать свой национальный костюм, украшения, церемонии современных свадеб молодожены стараются проводить с традиционным благословением - алгыс и т.д. Таким образом, культура народа возрождается и продолжается на практике культурно-творческой деятельности современных якутов, но только на ином, другом уровне эстетического и мировоззренческого освоения духовного наследия. Культурные традиции в современной социокультурной ситуации иногда приобретают новое дыхание, продиктованное веянием этнокультурных преобразований и социокультурных процессов. Это хорошо, но в некоторых случаях устоявшиеся системы традиционной якутской культуры сильно видоизменяются, проявляя элементы «изобретенной архаики», которая крайне пагубно отражается на культурном развитии, поскольку способствует компрометации и обесцениванию культурного наследия.
Исходя из вышеизложенного,нужно подчеркнуть,что сегодня,спустя многие годы после культурного возрождения народной культуры, пора уже сделать выводы: действительно ли мы сохранили внутреннюю целостность уникальной якутской традиционной культуры, какие стратегии были использованы и должны использоваться для их восстановления и возрождения и какой путь мы выберем сегодня для дальнейшего его развития.
Литература
1. Алексеев, Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири / Н.А.Алексеев; Институт филологии СО РАН. - Новосибирск: Наука, 2008. - 494 с.
2. Иванов, С.В. К вопросу о хунском компоненте в орнаменте языков// Якутия и ее соседи в древности. Якутск. - 1975.
3. Тишина, Т.П. Якутское орнаментальное искусство // Культура народностей Севера: традиции и реальность. - Новосибирск: Наука. -1986.
4. Петров,С.И.Свадебный обряд // Якуты (Саха) / отв.Ред.Н.А.Алексеев, Е.Н.Романова, З.П.Соколова. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Михлуко-Маклая РАН. Ин-т гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СевеИа СО РАН. - М.: Наука, 2013. - 599 с.
5. Петрова, С.И. Аар саарга аатырбыт оьуорбут ханна тиийэр? (Куда катится орнаментальная культура наших предков?) / С.И. Петрова // Кыым. - 2015 - № 19 - С. 12.
6. Покатилова,И.В.Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии ХХ века: автореф. дис. ...канд искусствоведения.- СПб., 2003. - 22 с.
7. Порядин, А.С. Праздник ысыах второй половины XIX в. / Пер., доп. и прим. Г.У. Эргиса // Сборник статей и материалов по этнографии якутов. Якутск, 1961. - Вып. 2. - С. 67-76.
8. Руднев, В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.,
Аграф, 2001. - 608 с.
9. Сергеев, Д.В. Социокультурная ситуация в России нач. XXI века: рецидивная культура, архаизация, изобретенная архаика / Мир России. Социология. Этнология. - 2012. - № 3, том 2. - с. 100-118.
10. Строгонова, Е.А. Бурятские национально-культурное возрождения (конец 80-х - сер. 90-х годов XX века, Республика Бурятия). М., Иркутск. 2001. - c.84.
11. Йохансен, Улла. Орнаментальное искусство якутов: историкоэтнографическое исследование. Якутск: ООО «Компания «Дани Алмас», 2008. - 182 с.
12. Guenon, R. La crisedu mjnde modern. Paris. Gallimard, 1964 -138 p.