УДК 159 : 175
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАРТИНЫ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ХУДОЖНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
ART SPACE OF THE PAINTING AS A FORM OF SELF-ACTUALIZATION STUDENTS STUDYING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY
© К.Г. Репина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)
© K G. Repina
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Статья посвящена исследованию изобразительного пространства как формы проявления самоактуализации студентов, взаимосвязи предпочтения типов изобразительного пространства, уровня самоактуализации студентов и особенностей личности студентов-художников, обучающихся в педагогическом вузе.
The article is devoted to the artistic space as a form of self-actualization of students, the study of the relationship preferences types of artistic space, the level of self-actualization of students and individual art students of pedagogical universities.
Ключевые слова: самоактуализация личности; психологические особенности личности; художественное (изобразительное) пространство картины.
Keywords: self actualization of personality; psychological features of a person; artistic (fine) space of the painting.
Одной из задач современного образования является воспитание многогранной творческой личности, квалифицированного специалиста, обладающего определенным набором компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Именно деятельность выпускника высшего учебного заведения является показателем качества образования. В процессе профессиональной подготовки педагога-художника необходимо учитывать не только компетенции, необходимые для осуществления педагогической деятельности, но и способность осуществлять творческую деятельность, продуктом которой является картина, живописная или графическая. Необходимость высокого уровня выполнения творческих работ обусловлена тем, что педагог-теоретик не сможет полноценно осуществлять педагогическую деятельность, вдохновлять своих учеников, быть им примером. Педагог-практик, владеющий различными техниками рисования более компетентен в преподавании дисциплин изобразительного искусства. Исходя из вышеизложенного, особое внимание должно
уделяться подготовке будущих педагогов в рамках практической работы над картиной.
Для создания картины студентам необходимы теоретические и практические знания и навыки в области композиции и пространственного построения. Многими педагогами-художниками не раз отмечалось значение построения пространства картины для создания образа, самовыражения художников, в частности, студентов, в творческой деятельности. Изобразительное пространство картины как целый комплекс средств выразительности картины является отражением эмоций, идей и мировоззрения студентов-художников в своей творческой профессиональной деятельности. Одной из важных учебных дисциплин в системе художественно-педагогического образования с этой точки зрения является теория пространственного построения.
Данная учебная дисциплина способствует развитию творческих способностей студентов, предусматривает приобретение специальных знаний, умений и навыков реалистического изображения действительности и передачи эмоционального образа. В основу методики преподавания теории
пространственного построения положен принцип единства теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.
В рамках дисциплины рассматривается понятие пространства и классификации в разных науках: философии, эстетике и искусствознании.
В рамках практических занятий студентам предоставляется возможность попробовать самостоятельно создать эскизы с использованием различных типов пространства и на практике осознать, какой тип пространства создает определенное настроение и формирует художественный образ картины. Практические занятия направлены на решение задач выражения идей эскиза к станковому графическому или живописному произведению посредством применения законов, правил, приемов и средств композиции; грамотного построения типов и видов пространства картинной плоскости; создание образной живописной или графической работы.
В процессе практической работы будущие педагоги приобретают навыки по пространственному построению картины, у них формируются художественно-творческие способности, эстетический вкус и другие процессы (наблюдательность, образное мышление, творческое воображение), происходит выработка новаторского, творческого опыта в процессе выполнения сюжет-но-тематических картин; формируется потребность в самосовершенствовании в творческой деятельности.
Студент-художник, обучающийся в педагогическом вузе, как будущий педагог и просто образованный человек должен уметь разбираться в вопросах классического и современного искусства, иметь самостоятельные суждения и способность грамотно выражать их в своих картинах, стремиться к саморазвитию, добиваясь желаемого успеха. Все перечисленное выше характеризует процесс самоактуализации личности. В период обучения в вузе студенту необходимо активно использовать все свои потенциальные возможности. Профессиональной деятельностью студентов-художников является творче-
ская деятельность по созданию картин. Иными словами, процесс саморазвития и самоактуализации заключается в творческой профессиональной деятельности. Оценить результат процесса самоактуализации возможно только по продукту самой деятельности. У студентов-художников продуктом деятельности будет картина, живописное или графическое произведение. Студенты в процессе профессиональной подготовки самоактуарлизируются, а преподаватели вуза направляют и корректируют их творческую деятельность, а значит, способствуют их самоактуализации. В основе композиции картины, создаваемой студентами лежит комплекс факторов, образующих ее изобразительное пространство. Студенты непроизвольно используют в своих картинах определенные типы построения изобразительного пространства, чаще всего ограничивая себя из-за неопытности и не обладая достаточными теоретическими знаниями. Студенты, более активные в творческой деятельности, стараются разнообразить свои работы, ищут новые формы для создания образа, используют различные типы построения пространства, менее активные -ограничивают себя, применяя один или два типа построения изобразительного пространства. Преподаватели вуза должны направить студентов на более активную работу, эксперименты в творчестве с использованием разных типов пространства, способствующие раскрытию студенческого потенциала в картине. В процессе работы на дисциплине по теории пространственного построения, создавая эскизы с использованием разных типов построения пространства, студенты находят более интересные для них и подходящие для создания образа и выражения идей картины.
Классификация типов и видов построения изобразительного пространства, в соответствии с которой выполняются творческие задания, сложилась в процессе развития изобразительного искусства.
Процесс формирования видов изобразительного пространства (или системы геометрических построений) картины можно разделить на четыре основных этапа (если
исключить новейшее искусство), соответствующих основным вехам в истории изобразительного искусства: чертежный метод построения (изображение объективного пространства, характерное искусству Древнего Египта), метод локальных аксонометрий и их трансформаций (античное и средневековое искусство), центральная линейная перспектива (эпоха Возрождения), центральная криволинейна перспектива (искусство рубежа XIX и ХХ вв.) [8].
Классифицировать пространство достаточно сложно, существует несколько подходов. По А. Риглю, выделяют два типа пространственного построения: оптическое (свободное пространство) и тактильное (кубическое пространство) [См. по: 5, с. 13]. Ю. Филиппов в своем труде по композиции представляет следующую классификацию: систему ортогональных решений (искусство Египта), систему параллельной перспективы (живопись Китая и Японии), систему обратной перспективы (Византийская и древнерусская живопись), систему прямой перспективы (Эпоха Возрождения, реалистическая живопись ХУП-ХХ1 вв.) [8]. Н. Волков, график и педагог, отмечает, что создание образа возможно за счет различных средств построения пространства - реалистичных (использование перспективы, плановости) и абстрактных (использование цвета, пятна, линии и т.д.). Н. Волков выделяет также членение пространства на слои (мифическое, символическое понимание образа) и планы (начиная с эпохи Возрождения) [1]. Многосторонность классификаций и факторов, формирующих пространство дают огромное разнообразие способов построения пространства (открытое, направленное, лабиринтное, кулисное, камерное и т.д.). Перечисленные виды и типы художественного пространства не встречаются в картинах в чистом виде, скорее, каждый художник использует в своем творчестве характерные и близкие только ему модификации построений пространства, тем самым постоянно создавая что-то новое.
При наблюдении за творческим процессом студентов-художников было выявлено, что какие-то типы пространства студенты используют в своих работах чаще,
а какие-то игнорируют. Вероятно, выбор типа пространства зависит от психологических особенностей личности студентов, их стремления к творческому развитию в профессии, самоактуализации личности. Так как картина является продуктом творческой деятельности студента, его самоактуализации, именно ее анализ дает возможность судить об уровне самоактуализации студента. Типы изобразительного пространства, в свою очередь, являются набором критериев для анализа картины. Можно предположить, что изобразительное пространство является формой проявления самоактуализации личности студентов-художников. Для подтверждения данной гипотезы необходимо было выявить взаимосвязь особенностей личности студентов с предпочтением типов изобразительного пространства и уровнем самоактуализации личности.
Исследование выполнено в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии на факультете художественного образования, кафедре изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В нем приняли участие студенты 1-5 курсов. Исследование проходило в несколько этапов и включало в себя изучение творческой деятльности студентов, ранжирование картин студентами на выявление предпочтений типов пространства, тестирование по методикам САТ [2] и тесту Р. Кэттела [4], выполнение студентами эскизов с применением различных типов пространства и анкетирование после творческой работы для выявления практического интереса к типам изобразительного пространства.
По результатам анкетирования было выявлено, что студентам со средним уровнем самоактуализации было проще всего выполнять эскизы, используя направленное пространство, так как оно имеет простое построение. В своем творчестве студенты данной группы используют кулисное и направленное пространство, однако проявили интерес к хаотичному пространству.
Студентам с уровнем самоактуализации выше среднего было проще всего выполнять эскизы, используя кулисное и ка-
мерное пространство. В личном творчестве студенты данной группы используют кулисное и направленное пространство, проявили интерес и открыли для себя средства выразительности лабиринтного пространства.
Студентам с высоким уровнем самоактуализации было одинаково просто выполнять эскизы на все типы пространства. В своем творчестве студенты данной группы используют кулисное, направленное и открытое пространства и их сочетания, стремятся к экспериментам, но больше всего их заинтересовала работа над хаотичным и абстрактным типами пространства.
Результаты тестов САТ, многофакторного опросника Р. Кэттела и результаты ранжирования типов пространства были подвергнуты корреляционному анализу по критерию Спирмена [7].
Выявлены некоторые взаимосвязи: наблюдаются проявления прямой зависимости от степени открытости студента и выбора открытого и абстрактного пространства (имеющих схожее построение, но разное пластическое решение) и обратной зависимости с выбором камерного (закрытого) пространства [3]. Корреляция с особенностями личности позволяет выделить противоположность типов пространства - открытое/камерное, абстрактное/направленное и отдельно - хаотичное пространство.
Отсутствие значимых корреляционных связей кулисного и лабиринтного пространств с особенностями личности может свидетельствовать о том, что данные типы пространства являются подтипами направленного пространства, так как в основе всех трех типов построения пространства лежит перспектива. Перспектива наиболее отчетливо проявляется при построении направленного пространства, который, в свою очередь, показал значимый коэффициент корреляции с определенными особенностями личности.
Выявлено, что уровень самоактуализации личности коррелирует с предпочтением типа изобразительного пространства. Показатели предпочтения абстрактного
пространства проявили взаимосвязь с наибольшим количеством параметров самоактуализации: компетентность во времени, степень независимости от воздействия извне, гибкость поведения, сензитивность к себе. Самопринятие и креативность находятся в прямой взаимосвязи с предпочтением абстрактного типа пространства, то есть чем выше проявления данных характеристик, тем больше вероятность, что студенту нравится данный тип пространства [6]. Высокие показатели по данным шкалам свидетельствуют о высоком уровне самоактуализации личности. И чем больше студент стремится к самоактуализации в творчестве, тем больше он стремится к абстрактной трактовке форм на картинной плоскости. Кроме того, выявлено отсутствие каких-либо значимых взаимосвязей уровня самоактуализации с предпочтением кулисного и направленного пространств. Предположительно данные типы пространства не играют большой роли в процессе самоактуализации студентов, в то время как открытый, камерный, лабиринтный, хаотичный и в особенности абстрактный типы пространства могут быть результатом (формой проявления) стремления студентов к самоактуализации. Другими словами, данные типы пространства становятся формой проявления самоактуализации студентов в творческой деятельности.
Исследование показывает, что существует связь между психологическими особенностями личности, уровнем самоактуализации и предпочтением того или иного типа художественного (изобразительного) пространства картины. Иными словами, можно поделить студентов по группам на основе предпочтения типов художественного (изобразительного) пространства и посредством психолого-педагогических методик влиять на эффективность творческого развития студентов. Однако поиску и апробированию на практике подобных методик должно быть посвящено отдельное исследование.
Литература
1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М. : Искусство, 1977.
2. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М. : Рос. пед. агентство, 1995.
3. Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттела (форма С) // AZPS.RU. А. Я. Психология [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/tests/4/catelmet.html.
4. Лучшие психологические тесты / сост. М.В. Оленникова. М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2010.
5. Рыков А.В. Основы теории искусства : учеб.-метод. пособие. СПб. : СПбГУ, 2007.
6. Самоактуализационный тест (САТ) // AZPS.RU. А. Я. Психология [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/tests/tests_sat.html.
7. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2007.
8. Филиппов Ю.И. Композиция в живописи. Самара : СГПУ, 2005.
Сведения об авторе
Репина Ксения Геннадьевна, ассистент кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, соискатель кафедры социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.