УДК 747.012.1:159.9.07
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
EFFICIENCY IMPROVEMENT IN THE WORK ON THE COMPOSITION OF THE DIPLOMA PROJECT
© К.Г. Репина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© KG. Repina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье обозначены этапы работы над дипломной картиной, трудности и способы их решения. Представлены результаты исследования взаимосвязи предпочтения способов построения изобразительного пространства картины и особенностей личности студента. Описано применение данных результатов в педагогической практике.
The article outlines the stages of work on diploma picture, problems and their solutions. It presents the results of the analysis of the interrelation of preference in the visual space composition of the picture and the personality of the student. The paper also dwells upon applying the work results in teaching practice.
Ключевые слова: картина; композиция; изобразительное пространство; особенности личности.
Keywords: picture; composition; visual space; personality characteristics.
Дипломная работа на отделении изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляет собой выполнение двух видов работ - практической художественной и теоретико-методической. Практическая художественная часть может быть представлена в виде картины в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина) либо учебного наглядного пособия по рисованию для учащихся художественных школ или школ искусств. В данной статье мы остановимся на подробном рассмотрении процесса работы над дипломом-картиной, ее композиции. Значение разработки композиции художественного произведения для создания образа картины отмечали видные отечественные художники и педагоги: Н. Волков , Ю. Филиппов, Е. Шорохов и другие [2; 5; 6].
Чтобы описать эффективный процесс работы над картиной, необходимо, на наш взгляд, в первую очередь определить сложности, возникающие в ходе работы над художественным произведением. Первые трудности возникают на начальном этапе - определении замысла, идеи картины. Решение данной проблемы возможно за счет расширения кругозора студента: посещения выставок, участия в пленэрных практиках, художественных конференциях, искусствоведческих лекциях, посещения мастерских художников и т. д.
Когда тема картины определена, наступает этап сбора материала: фотографий, набросков, зарисовок, этюдов. Эффективность выполнения данного этапа зависит от плодотворной работы студента за весь период обучения, его мастерства и умения рисования объектов и предметов, а также навы-
ков работы с различными художественными материалами. Дипломный руководитель на данном этапе помогает студенту определить технику исполнения и скорректировать сюжет. Необходимо подобрать оптимальный для студента вид работы в зависимости от его способностей.
Большие трудности вызывает третий этап работы над картиной - разработка эскизов композиции. Значение данного этапа трудно переоценить, так как именно от удач -ной композиции зависит успех всей работы. Даже прекрасно написанная картина будет уступать более слабой в техническом плане, если у нее имеются погрешности в композиции. Однако дело не только в ошибках или недочетах композиции, но и в степени раскрытия художественного образа, идеи. Иными словами, чтобы картина имела эмоциональный настрой, недостаточно просто соблюсти все законы композиции, необходимо создать художественный образ. Данная работа выполняется и на логически осмысленном уровне (разработка эскиза с использованием законов композиции), и на интуитивном уровне (выбор композиции в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений автора). Тайну сознательного и бессознательного создания произведения искусства раскрывает в своем труде отечественный психолог В.М. Аллахвердов [1]. Дипломный руководитель на данном этапе корректирует эскизы, отмечая ошибки (несоблюдение законов композиции), и предлагает выполнение эскизов с использованием различных способов пространственного построения, чтобы определить художественную форму, соответствующую индивидуальным особенностям и предпочтениям студента. Данная методика основывается на исследовании, проведенном на базе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (отделение изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Эксперимент был посвящен поиску взаимосвязи особенностей личности и различных способов пространственного построения кар-
тины (открытое, камерное, кулисное, лабиринтное, хаотичное, абстрактное) [2, с. 97; 3]. В ходе эксперимента выявлены корреляционные связи, на основании которых можно утверждать, что предпочтение и использование определенного типа изобразительного пространства для создания картины зависят от психологических особенностей личности студента. Так, например, «более открытые студенты, экстраверты, предпочитают выполнять композиции с открытым и абстрактным типами пространства (имеющими схожее построение, но разное пластическое решение) и испытывают трудности при работе с камерным (закрытым) пространством» [4, с. 191].
Основываясь на данных исследованиях, студенты прорабатывают дипломные эскизы, используя все способы пространственного построения, начиная с наиболее понятного и соответствующего психологическим особенностям личности.
Положительные тенденции такой работы заключаются не только в создании, по сути, семи различных композиций (на основе семи типов пространственного построения), но и в попытке индивидуализировать учебно-творческий процесс. Рассмотрим примеры дипломных работ.
Так, студентка Стародубцева Ирина на дипломную работу предлагает тему прощания графского семейства Орловых в период революции, отъезд из усадьбы в с. Усолье -мотив «Вишневого сада» А.П. Чехова. Первоначальный эскиз «собирался» по законам композиции из отдельных объектов, вызывающих интерес у студентки, - дома-имения, повозки с лошадьми и большого числа фигур. Далее было определено, что студентка из типов изобразительного пространства предпочитает открытое и направленное. Эскиз, переработанный с приоритетом к открытому пространству, стал менее нагружен фигурами (были оставлены только главные действующие лица, на которых и был сделан акцент), также расширили пейзаж усадьбы (просторы и одиноко стоящий
К.Г. Репина
дом усадьбы подчеркивают настроение печали и расставания), данный эскиз предполагает и особую цветовую гамму серебристо-серой зимы. Такой вариант работы передает настроение тихого расставания, принятие его как данности. Другие же варианты композиции с применением направленного, хаотичного, кулисного, лабиринтного способов пространст-венного построения создавали впечатление более динамичного расставания, сутолоки, «агонии».
Использование особенностей пространственного построения для корректировки эскизов возможно не только в экстерьер-ных работах. К примеру, дипломная работа Цациной Виктории посвящена профессору Ю. И. Филиппову и изображает художника в окружении учеников в мастерской. В ходе разработки эскизов студентка создавала «ходы» для взгляда зрителя в пространстве картины за счет мольбертов, стульев, фигур людей, дверных проемов и картин на стенах кабинета. При выполнении каждого нового эскиза с приоритетом одного из типов пространственного построения получалась совершенно новая по пластике и эмоциональному насыщению художественная форма.
Наиболее сложно разнообразить эскизы за счет изменения пространства в жанре натюрморта, однако и это возможно. Так, сту-
дентка Дорофеева Юлия выстраивает пространство натюрморта за счет различных ракурсов, акцентов на ритме складок драпировок и использует зеркало для увеличения глубины пространства картины (в отражении изображая элементы интерьера и автопортрет с сыном).
Когда же все эскизы разработаны, определены точная композиция и цветовая гамма, удовлетворяющие индивидуальным интересам студента и требованиям дипломного руководителя, наступает завершающий этап - выполнение работы в материале. На данном этапе сложность заключается не столько в способностях и навыках студента, сколько в умении сосредоточиться на картине, критически подходить к своей работе, анализировать и рефлексировать свои действия. Данные психологические умения формируются у студента в процессе всего обучения в вузе.
Рассмотрев последовательность ведения работы над картиной, стоит отметить, что этап разработки эскизов наиболее трудоемкий и важный для создания образа, но и часто игнорируемый студентами. Стоит акцентировать внимание студентов на необходимости данного этапа и эффективного его выполнения за счет использования различных способов построения изобразительного пространства картины.
Литература
1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб. : ДНК, 2001. 200 с.
2. Волков Н.Н. Композиция в живописи : в 2 кн. М. : Искусство, 1977. Кн. 1. 263 с.
3. Зотова К.Г. Виды художественного пространства и их влияние на образный строй картины // Проблемы современного художественно-графического образования : сб. матер. II Междунар. науч.-практ. конф., посв. 50-летию худ.-графич. ф-та Смоленск. гос. ун-та (3-4 декабря 2010 г.). Смоленск : СмолГУ, 2011. С. 97-102.
4. Репина К.Г. Взаимосвязь черт личности студентов-художников педагогического вуза и предпочтения типов изобразительного пространства // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России : мат. IV Всерос. науч.-практ. конф. (26-27 сентября 2013 г.). Самара : Сам. ЛюксПринт, 2013. С. 188-191.
5. Филиппов Ю.И. Композиция в живописи. Самара : СГПУ, 2005. 96 с.
6. ШороховЕ.В. Композиция : учебник для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1986. 207 с.
Сведения об авторе
Репина Ксения Геннадьевна, старший преподаватель кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.
Телефон: 333-55-24.